Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Религия абазин

Работа из раздела: «Культурология»
      РЕЛИГИЯ  АБАЗИН
      АБАЗ‘ИНЫ, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево-Черкесии и
на востоке Адыгеи. Численность 33 тыс. человек, в  том  числе  в  Карачаево-
Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции,  Сирии,  Иордании,  Ливане
(около 10 тыс. человек). Общая  численность  около  44  тыс.  человек.  Язык
абазинский абхазско-адыгейской  группы  северокавказской  семьи,  имеет  два
диалекта: тапантский (лежит  в  основе  литературного  языка)  и  ашхарский.
Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность  на  русской
графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
      Абазины - коренные жители Кавказа. Их предки были  северными  соседями
абхазов и, по-видимому,  уже  в  1-м  тысячелетии  нашей  эры  частично  ими
ассимилированы. В 14-17 веках Абазины,  жившие  по  черноморскому  побережью
между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где  осели  по
соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем  значительная  часть  Абазинов
была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное  влияние.
К середине 19 века традиционные занятия, быт и народное творчество  Абазинов
мало отличались от адыгских,  вместе  с  тем  некоторые  черты  традиционной
культуры  Абазинов  сближают  их  с   абхазами   (развитое   садоводство   и
пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и  др.).  В  1860-х  годах
Российским  правительством  было  осуществлено   переселение   Абазинов   на
равнину.
      До переселения главной отраслью хозяйства было  отгонное  скотоводство
(главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот,  лошади;  коневодство
- престижное занятие), со 2-й половины 19 века стало преобладать  земледелие
(просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство).  Домашние  промыслы  и
ремёсла:  обработка  шерсти  (изготовление  сукна,  войлоков  -  гладких   и
узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц,  поясов,  попон  и  т.д.),  выделка
шкур и кож, деревообработка, кузнечество.
      Традиционная социальная организация - сельские общины, большие и малые
семьи, патронимии.
      Традиционные аулы делились на патронимические кварталы, на  равнине  -
скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище -  круглое,  плетёное,
распространены были  также  прямоугольные  одно-  и  многокамерные  дома  из
плетня; в конце 19 века стал применяться саман.  Со  2-й  половины  19  века
появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной  или  черепичной
крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в  том
числе помещение для гостей - кунацкую,  и,  в  отдалении  от  них,  комплекс
хозяйственных построек.
      Традиционная одежда общекавказского типа.
      Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные  и  мясные
продукты. Излюбленное блюдо - белый соус с курятиной, заправленный  чесноком
и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).
      Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным  циклом.  Сохраняется
фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.
      Особенности традиционно-бытовой культуры  более  всего  сохраняются  в
пище,  семейной  и  другой   обрядности,   этикете,   народном   творчестве.
Продолжается ассимиляция Абазинов, в том  числе  за  счёт  частых  смешанных
браков с черкесами;  в  то  же  время  усиливается  движение  за  культурное
возрождение и национальную автономию.
Язычество у адыгов
      Адыгейцы одна  из  коренных  народностей  Северного  Кавказа.  История
адыгейцев известна с давней эпохи до наших дней. Разговаривают они на  своём
родном языке. Живут они в основном в центре и на западе  северного  Кавказа.
Принодляжат они народам отохктон. На западе их называют 'жиржассиен',  а  их
земли 'жиржассия'. В архивах османской империи они  упоминаются  в  месте  с
другими  Северо-Кавказскими  народами  как  черкесы  или   черакесы.   Арабы
называют их шеркес или шеракес.
      На протяжении всей истории Адыгейцев не было без религиозного периода.
В основном выделяются три религии: язычество, Христианство и  Ислам.  Первую
языческую религию можно росмратривать под тремя группами: 1-вера,  2  культ,
служение, 3-мораль. По мимо этих групп  важную  часть  занимали  колдовство,
талисманы, гадание и.т.п. а также  имели  места  суеверии  о  святости  гор,
деревьев и.т.д..
      Не смотря на то, что Абазины являются вполне самостоятельной нацией их
культура  и  религия  непосредственно   связана   с   культурой   Адыгов   .
Следовательно, рассматривать  вопросы  истории  и  развития  религии  Абазин
необходимо рассмотреть религию всего Адыгского сообщества.

      Бог Тха
      Несомненно, главное место во всех языческих религиях Адыгейцев занимал
великий бог. Они называли его  Тха.  По  представлениям  Адыгейцев  бог  Тха
создал  вселенную,  в  его  руках  находятся  судьбы   всего   живого.   Они
предписывали ему следующие атрибуты: милостивый, милосердный,  всепрощающий,
дающий здоровье  и  судящий.  Эти  атрибуты  носят  оттенок  единобожья.  Но
следует отметить, что Адыгейцы параллельно верили в существование  и  других
более мелких богов. То есть богов второй степени  например  как  бог  молнии
'шибле', которого Тха поставил для воспитания  людей.  В  религии  Адыгейцев
занимали места и другие боги кроме этих двух. Адыгейцы так же верили в  рай,
ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и рождения после смерти.

      Идолы Адыгейцев
      Важную част в языческой религии Адыгейцев занимал культ. Обряд их  был
похож на танец  который  сопровождался  музыкой.  Своим  танцем  исполнители
изображали разных богов. Всё это проходило  на  местах  поклонения,  которых
называли 'святые поляны (роща)'. Управлял обрядом тамада.
      В старой Адыгейской религии имеются, как и в  других  религиях  ураза,
молитва и.т.д.. Особенно, большое значение придавалось  рождению  и  смерти.
Обряды рождения  и  хоронения  являлись  одними  из  самых  главных  обрядов
религии.
      Существует гипотеза  утверждающая,  что  в  основе  языческой  религии
Адыгейцев лежало единобожье.  Потому  что  не  смотря  на  возраст  религии,
наблюдается  превосходство  бога  Тха  над  всеми  другими  богами.   Данная
гипотеза утверждает начале Адыгейцы поклонялись одному богу, но со времен  в
результате новшеств вошедших в религию Адыгейцы стали многобожниками.
      Следует отметить, что  тоже  самое  наблюдается  и  во  всех  стольных
языческих религиях.

      Вы Абыгеба?
      Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие  Адыгеец
и человечность (культурный человек) воспринимается  ими  как  одно  и  тоже.
Если кто  ведёт  себя  не  подобающим  образом  или  не  оказывает  должного
уважения его спрашивают: 'Вы Абыгеба?', что означает 'ты разве не  Адыгеец'.
Все принципы  морали,  поведения  в  обществе,  самовоспитания  заключены  в
устном собрании законов или говоря по другому в 'кхабзе'.  Кхабзе  считается
святым, нарушивший его наказывается советом тамадов.
      После  краткого  описания   языческих   обычаев,   можно   рассмотреть
распространение Ислама на Кавказе. До прихода  Ислама  на  северный  Кавказ,
анализируя  историю,  мы  видим  следы  Христианства.  Но   как   показывают
результаты исследования, Христианство не имело большого влияния на  северном
Кавказе.
      Сегодня, все народы северного Кавказа исповедуют  Ислам,  кроме  части
Абхазцев, Осетин и Кабардинцев живущих в  Моздоке.  Кавказские  диаспоры  во
всём  мире,  за  исключением  Басков  которые  живут  в  Испании,   являются
мусульманами. Христианская религия, Кавказскому типу людей не подходит.

      Христианство в Адыгее и его пережитки
      Мы уже останавливались на вопросе о раннем проникновении  христианства
в Адыгею.
      Не  только  греческое  духовенство  орудовало  на  Западном   Кавказе.
Миссионерская  деятельность   представителей   римского   папства   являлась
немаловажным орудием в руках европейских колонизаторов. В начале XIII  века.
были основаны ордены  францисканцев  и  доминиканцев,  главным  образом  для
миссионерских целей.  Эти  ордены  сделались  главным  рычагом  деятельности
римского миссионерства вплоть до XVI века, когда их сменили иезуиты.
      Итальянские   колонии   XIII—XV   вв.   сделались   опорой    римского
миссионерства среди народов Причерноморья. В начале XIV  века  доминиканские
проповедники появились в Крыму. В 1320 году папа Иоанн XXII открыл  в  Каффе
епископскую кафедру. С  1439  года  адыги  имели  уже  одного  католического
архиепископа, пребывавшего в Матреге (Тамани), и двух епископов.
      Агрессивная и исключительно бесцеремонная деятельность, представителей
римской  церкви  в  Причерноморье  вызывала  недовольство  даже   генуэзских
колониальных властей. Из неоднократных  донесений  чиновников  Каффы  видно,
что  вмешательство  епископа  в  дела  греков,  армян   и   других   народов
Причерноморья доводило население до отчаяния.
      Представители римской церкви  всячески  ограничивали  иноверцев  в  их
гражданских и духовных правах. Такая политика не могла противостоять  греко-
византийскому влиянию  в  Крыму  и  на  Западном  Кавказе,  и  вопреки  всем
стараниям  адыги  оставались   под   влиянием   греческой   религии,   тесно
переплетавшейся с народными верованиями. Распространение  греко-византийской
веры на Западном Кавказе было прервано захватом черноморских колоний  Италии
в последней четверти XV века турками и татарами.
      Исчезновению  христианства  на  Западном  Кавказе  способствовал   ряд
причин.  Из  внешних  следует  отметить  постепенное  ослабление,  а   затем
окончательное падение  Византии  в  1453  году;  ослабление  и  политическую
раздробленность Грузии после ее временного расцвета при Багратидах,  наконец
усиление Турции и се вассала — Крымского ханства. С 1717 года крымские  ханы
начали огнем и мечом распространять па  Западном  Кавказе  ислам.  Имевшиеся
там церкви были разрушены, а духовенство истреблено. В целом надо  признать,
что христианство никогда не было единственной религией у адыгов.  Продолжали
преобладать народные дохристианские верования.
      Оценивая роль христианства греко-византийского толка в истории адыгов,
следует отметить, что оно сыграло объективно-прогрессивную роль, особенно  в
сближении с такими передовыми странами,  как  Византия,  Грузия  и  Киевская
Русь, а также усилении феодальных элементов в Адыгее.
      Из внутренних причин падения христианства на Западном Кавказе  следует
отметить в первую очередь недостаточную развитость  общественных  отношений.
Известно,  что  христианство,  как  религиозная  надстройка,   соответствует
развитому феодальному обществу.
      Из других  причин  наиболее  важной  было  отсутствие  письменности  у
адыгов,  а  следовательно,  и  невозможность  перевода  богослужебных  книг.
Церковная  служба   совершалась   на   греческом   языке,   непонятном   для
большинства.
      Под  влиянием  христианства  святые  греческие  церкви,  во  главе   с
Георгием,  под  разными  местными   названиями   наполняли   ряды   пантеона
адыгейских божеств и народных героев. Однако старые воззрения от этого  мало
изменились, приняв лишь внешнюю христианскую окраску.
      По народным преданиям, от греческих священников и епископов  произошли
некоторые дворянские роды в Адыгее.
      Следы христианства у адыгов ясно  видны  в  некоторых  празднествах  и
постах, соблюдавшихся до сравнительно недавнего времени.
      Даже в XIX веке, несмотря на усилившееся влияние ислама,  христианство
продолжало еще пережиточное бытовать в  виде  различных  обрядов  и  постов,
потерявших свой первоначальный смысл.
      Культ крестов («къащ», «джор») является ярким  доказательством  былого
распространения христианства у  адыгов.  Этот  культ  тесно  переплетался  с
магией.
      Название дней недели доказывает, что адыги когда то были  христианами.
Например, воскресенье называлось у них «тхьаумаф», т.е. «светлый  бог»  и  в
этот  день  воздерживались  от  работы.  Название  среды  («бэрэскэжъый»)  и
пятницы («бэрэскэшхуэ», «берэскэшху», «бэрчэшху»), как полагают,  связаны  с
памятью о культе Параскевы. Празднование дня нового  года  («илъэс»),  пасхи
(«утIыжь»), соблюдение мясопуста («лыумышх»), сыропуста  («къуаяшта»)  и  т.
п. также говорит о распространении у адыгов христианства.
      С XIII века адыгейские племена начали складываться в народность.  Этот
процесс шел мучительно  замедленным  темпом.  В  период  с  XIII  по  первую
половину  XVI  века,   а   также   много   позже,   в   Адыгее   наблюдаются
раннефеодальные отношения. Развитие Адыгеи шло неравномерно.  Но,  очевидно,
в то время не было значительных различий между отдельными  группами  племен.
Патриархальные  элементы  еще  густой  сетью  опутывали   все   общественные
отношения адыгов. Однако социальное  'расслоение  и  эксплуатация  были  уже
налицо, следовательно, уже имела место классовая  борьба,  хотя  и  л  самых
ранних своих формах.
      Источники освещают борьбу адыгов против генуэзского гнета,  получившую
довольно широкий размах.  К  событиям  внешней  истории  Адыгеи  XIII—первой
половины XVI вв. откосится колониальная экспансия Генуи и  агрессия  Золотой
орды.
      С конца  XV  века  намечается  начало  нового  этапа  в  международном
положении Адыгеи.  Прекращают  свое  существование  византийская  империя  и
генуэзские колонии на Черном море. Победа  феодальной  Турции  и  возвышение
Крымского ханства создают серьезную  угрозу  для  самобытного  существования
Адыгеи.
      С середины XVI века границы русского государства  вплотную  подошли  к
Предкавказью. В связи с образованием русского централизованного  государства
и укреплением его мощи создается новая международная ситуация на Кавказе.

      Распространение Ислама
      Ислам пришёл  на  Кавказ  во  время  праведного  халифа  Омара.  После
завоевания мусульманами Ирана, Ислам начал распространятся в  Дагестане.  На
побережьях Каспийского моря, Ислам нашёл тёплую  встречу,  то  есть  живущие
там народы приняли ислам добровольно. В этот период приблизительно 7 век  по
хиджре,  Ислам  приняли  Дагестанцы,  Чеченцы  и  народы  живущие  в  центре
северного Кавказа. Последующих годах, люди толпами начали  принимать  Ислам.
На северном Кавказе в основном развито  два  мазхаба  (учения,  толкование):
учения  Имама  Шафии  и  учения  Имама  Ханафи.  Так   же   развит   Тарикат
(направление),  который  на  Кавказе  называют  мюридизмом.  Тарикат   играл
важнейшую в  распространении  Ислама  на  Кавказе  и  войне  против  русских
оккупантов. В западной части северного Кавказа Ислам  начал  распространятся
позднее. Начало пропаганды Ислама в этой  части  Кавказа,  в  13  веке  было
положено Османской империей и Крымом, и закончено в 18 веке.  В  Исламизации
заподной  части  северного  Кавказа  важную  роль  занимает   Мухаммед-Эмин,
который был наибом Имама Шамиля.
      На северном Кавказе где в месте живут десятки  народов,  Ислам  оказал
положительное влияние.
      На пример:
      1) Люди приняли Ислам, оставив старую  религию,  которая  состояла  из
смеси Христианства и многобожия.
      2) Ислам объединил под мусульманским братством  многочисленные  народы
Кавказа.
      3) С распространением Ислама на Кавказе мусульмане  всего  мира  стали
обладателями очень важной территорией с геополитической и  с  стратегической
точки зрения.
      4) Ислам дал силу кавказцам, воюющим  уже  несколько  столетий  против
русской оккупации, так же стал преградой русским на пути  к  берегам  тёплых
морей. Таким образом приняв Ислам, Кавказ стал  опорой  Исламского  мира  на
северных границах
      [pic] [pic]


      Pелигия в жизни Адыгских народов.

      Наблюдения над  жизнью  севеpо-кавказских  наpодов  абазин  и  адыгов,
pазличных по языку, но близких по обpазу жизни и мышлению. Абазины  и  адыги
исповедуют ислам. Они сунниты. Но эти наpоды никогда не были  фанатиками  от
pелигии. В их веpе синкpетично уживаются ислам и языческие взгляды.
      В  эпоху  ломки  стаpых  идеологий  все  наpоды  вольно  или  невольно
возвpащаются  к  своим  богам,  ценностям,  идеалам.  На  кpутых   повоpотах
истоpии, когда стоит вопpос: жить или не жить этносу, если в  совете  наpода
возьмут веpх экстpемисты, то под пpикpытием pелигиозных лозунгов  (а  всякая
pелигия компендиум, из нее можно взять как pеакционные, так и  пpогpессивные
идеи) могут твоpиться чудовищные пpеступления.
      Сама pелигия выступает  пpотив  фанатизма,  пpизывает  иметь  ъадаб  -
дисциплину, благоpазумно  вести  себя,  все  конфликты  pешать  по  совести,
достоинству (намыс).
      Pелигия  не  пpизнает  клятвы  типа:  'Клянусь   Аллахом!',   'Клянусь
коpаном!'. Она считает  такие  клятвы  святотатством,  оскоpблением  бога  и
священной книги. Договоpы, скpепленные такими словами, не  имеют  силы,  так
как бога всуе мог  беспокоить  лишь  'феpаун'  (дьявол),  невеpующий,  лихой
человек.
      Известно, что у абазин и  адыгов  есть  клятва  именем  матеpи  (самая
сильная клятва)  или  именем  пpедка.  Наpушение  клятвы  матеpью  считалось
позоpом всего pода. Человек не имеет основания для довеpия (къpаp), если  он
пpеступил чеpез клятву матеpи.
      Иновеpец, знающий обычаи и языки абазин и  адыгов  и  соблюдающий  их,
почитался как самый высокий гость, независимо от социального положения.
      Pелигия запpещает обычай кpовной мести, как закон  адата,  как  слепой
закон  охлокpатии.  Виновный  в  совеpшении   тяжких   пpеступлений   обычно
изгонялся (или сам уходил) из общества. В дpевних обществах такого  человека
судили тpетейским судом.
      Понятие 'гяуp', 'кяфиp' оживляется в устах мусульманских наpодов, если
иновеpец ведет себя pазнузданно-бестактно в тpагические для  наpода  минуты,
если сознательно наpушает этикет наpода.
      Абазины и адыги  в  отношениях  между  собой  высоко  ценят  соседство
(гвлаpа). Пословица  'Лучше  близкий  сосед,  чем  дальний  pодственник'  не
pазделяет людей по веpе. Удивительный феномен:  у  наpодов  Кавказа  были  в
казачьих станицах пpямые связи. Эти связи выpучали как казаков, бежавших  от
pусской администpации, так и абазин  и  адыгов,  бежавших  от  своих,  после
совеpшения пpеступлений, пpавда, не позоpных. Человек входил в  новый  этнос
и жил в его сpеде до лучших вpемен  или,  отсекая  пpошлое,  пpинимал  новую
веpу  и  имя.  Не  обpащая  внимание  на  господствующую  идеологию,  наpоды
находили путь дpуг к дpугу и pешали общечеловеческие пpоблемы: как  спастись
от голода, от моpа, как выжить в лихое вpемя и т.д.  И  сейчас  у  абазин  и
адыгов есть дpузья из хpистиан, с котоpыми они дpужат годами,  десятилетиями
(щагъpыйа). Они даже могут очень долгое вpемя не видеться, но всегда  помнят
дpуг дpуга. В минуты чpезвычайной опасности они могут найти  надежный  пpиют
у щагъpыйа (знакомых).  Эти  тpадиции  идут  скоpее  от  язычества,  чем  от
мусульманства.
      Не  столько  мусульманство,  сколько  адыгьагуа  (адыгство)  pуководит
абазинами и адыгами  в  отношениях  между  собой.  Это  своеобpазный  кодекс
чести, обpаз жизни и мысли, pуководство  к  жизни.  В  этот  кодекс  входят:
необходимость уважения к гостю, женщине, стаpшему,  pебенку,  пpедоставление
пищи и кpова гость, бескоpыстие пpи совеpшении добpых дел. Адыгьагуа  -  это
моpальный закон, голос совести, котоpый все вpемя звучит для личности:  'Все
ли я сделал, как учили мать  и  отец?  Чтобы  они  сказали,  увидев,  что  я
сделал?' Суд человека над собой - высший суд.
      Того, кто подчиняется законам шаpиата, еще можно пpизвать  к  поpядку.
Молодые  люди,  выpосшие  без  всяких   идеалов,   внутpенних   сдеpживающих
механизмов культуpы, без  знания  культуpы  и  истоpии  своих  наpодов,  без
знания своего pодного матеpинского  языка,  легко  становятся  вандалами  по
отношению к любой культуpе. Культуpа межнациональных отношений начинается  с
глубокого знания своей культуpы, частью котоpой является pелигия.

Литература:
      1.С.Броневский.Новейшие  географические  и  исторические  известия   о
Кавказе. Извлечение по  Центральному  и  Сев.-Западному  Кавказу.-  Нальчик,
1999г
      2.Земля   адыгов.   Под    ред.    А.Х.Шеуджена.-    Майкоп:    изд-во
“Качество”,1996г
      3.История Адыгеи:Учеб. для 10-11 кл ,Майкоп: Адыг. кн.изд-во,1992г
      4.Ф.А.Щербина.История  Кубанского  казачьяго   войска,   в   2   томах
(репринтное воспроизведение).-Екатеринбург, б\и..1910-1913гг
      5.Меретуков К. Аыгейский топонимический словарь., М: Прометей,1992
      6.С.Эсадзе.Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской  войны.,
Майкоп: Меоты.1993г
      7.Адыгские писатели-просветители ХIХ в:избран. произведения. Сборник.,
Краснод. книж. изд-во,1986г
      8.Ф.Ф.Торнау.Воспоминания   кавказского   офицера.,   ТОО    “Аджьпа”.
Черкесск, 1994г
      9.Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная  борьба  против
русских., Нальчик, Эль-фа, 1995г
      10.Дубровин Н.Черкесы (Адыге).,Общество изучения ААО, Краснодар, 1927г


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru