Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Искусство в контексте культуры

Работа из раздела: «Культурология»
Волгоградский Государственный Педагогический Университет



                                   РЕФЕРАТ
                          по культурологи на тему:
                       Искусство в контексте культуры.



                                                                  Выполнила:
                                                           студентка 1 курса
                                          историко-экономического факультета
                                          отделения «менеджмент организации»
                                                               Горина Ольга.

                                                                  Проверила:
                                                               Суродина Н.Р.



                                  Волгоград
                                    2002



                                 Содержание:

1. Искусство как форма культуры…………………………………………..3
2. Первобытная культура и первобытное искусство………………………6
3. Взгляды на происхождение искусства…………………………………...8
4. Искусство и действительность………………………………………….10
5. Список использованной литературы…………………………………...14



                        Искусство как форма культуры

             “В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,
        неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти
       магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться
                                                                   красота.”
                                             /А. Банфи. Философия искусства/

      Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая
направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано
удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую
действительность в развитых формах человеческой чувственности.


Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между
собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с
мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной
профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или
рабочего.


В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством
стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование
окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее
значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних
закономерностей структуры создаваемых произведений.


Особым видом социальной практики является собственно художественное
творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения
искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся
оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании
искусства.


Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм
человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и
выражает действительность в художественно-образной форме. Она является
результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно
— реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный
образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а
проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как
способ домыслить, дополнить реальную жизнь.


Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание
жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ
концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и
человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином
зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть
воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время
реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также
фильм и спектакль в целом.


Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и
подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах,
жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений
искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в
исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание,
художественную критику и эстетику.


Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой
деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и
различающиеся по способам его материального воплощения:


- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок,
мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических
материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с
разнообразными тембрами, созданными природными и техническими
приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве
материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные
нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.


Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную
историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо
само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями
человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу
того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное
значение в жизни людей.


В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов
искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой
взаимоисключающие тенденции:


— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его
видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды
искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов
искусства (кинематограф, телевидение, видео).


В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились
тенденции:


— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.


Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее
между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства
другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз
подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе
художественной культуры.


Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде
всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани
исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства
вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может
дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать
только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из
отдельных видов искусства.


Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании
общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс
творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты,
взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный
материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.


Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает
будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а
также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость
искусства.


Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является
социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает
человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны
человеческого существа.

                            Первобытная культура

1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти
всей их истории;

2) первобытной, архаичной может быть культура живущих 'рядом' с нами
народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;

3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью
современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и
техническим могуществом.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности
родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский
оратор Изократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово 'эллин'
является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция
не исчезла, а слово 'первобытный' часто употребляют для обозначения
неразвитости, отсталости и т.д.

Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры
существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной
потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.
Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и
неразвитые означает деление человечества в целом на 'эксплуататоров' и
'эксплуатируемых'.

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это
разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру.
Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное,
отношение к ее основам.

Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:

...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью
чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном
счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и
полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,
накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления,
которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное .


Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло
в позднем палеолите (около 30 тыс. лет до н. э.) и отражало образ жизни и
воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и
движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев
и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,
свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия,
развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у
племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-
Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой
мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных
охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические
фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на
рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы
П. и. связаны с разложением первобытного строя.

Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она,
образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной
культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был
ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они
служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их
вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их
создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность
- примитивный коллективизм.



                     Взгляды на происхождение искусства

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском
учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В.
Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия
плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где
образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая
точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали
изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на
значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это
объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны,
естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой
деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно
становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и
характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка,
который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно
независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по
отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней
цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В
книге 'Утро искусства' академик А.П. Окладников писал, что у первобытных
художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних
переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.

Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места
пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего
творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за
этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не
только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру.
Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер,
рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка
культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге 'Человек
играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре' (1938) он
универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие
человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее
проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем
более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков,
подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает
игровое начало.

Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и
культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не
бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд.
Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но
и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему
радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве
культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли
и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не
возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину,
сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая
изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом
использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П.
Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении
внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его
творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно
постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это
совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной
культурной деятельности.


      В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры,
что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла
жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века
подчиняется  законам   культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция
прошлого помогает человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые
лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный способ и продукт человеческой
деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания,
и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство
как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и
самосознание культуры.

Изучение изобразительного искусства в контексте культуры проводится нами с
позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства.
Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению
к кубанской культуре и изобразительному позволяет выделить характерное
преобладание канонической культуры в конце XVIII   середине XIX в., а
динамической    во второй половине XIX   начале XX в. Отсюда, в каждый из
указанных периодов, господствовал определенный тип художественной
деятельности: в начале   народное искусство, а затем   профессиональное.
                        Искусство и действительность.
      Художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в
определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает
потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности,
типичной для духовности . Произведение искусства действительно является
символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые
совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме.
Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не
реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность,
свободную от каких либо форм реального, которые необходимы  для её
гармоничности .
“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной
конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати,
является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие
идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”
/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/
Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство
на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением
собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает
воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее
строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления
содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление
самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах
на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней,
повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению
в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах,
пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь
вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные проблеме,
связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и
появление новых ценностей в живописи .
Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или,
скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой
эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при
поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение
искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к
гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и
жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические
ценности. Эти последние относящиеся к   сложной и многогранной общественной
роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом,
художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей,
определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные
ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства.
Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство
и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и
характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную
“публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как
отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой
частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.
“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и
отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и
образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации
на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и
выразительности.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.186/
Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта
реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех
канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом
случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным
построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности
предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков
случай с декоративным искусством.
“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно
выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой
себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты-
спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность,
определяющую все её аспекты.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.189/
Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но
гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с
определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не
допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному
развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой  образов, так что
обе способности души- воображение и рассудок- приходит  в бесконечно
свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных
мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей.
Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой
увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в
многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.



                      Список использованной литературы:
   1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.-
      М.:Центр, 2001.
   2. Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-
      Пьера Кюзена. – М: «ТЕРРА», 1997.
   3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г.  –384с.
   4. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru