Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сегодня студенты, завтра - интеллектуальный потенциал нации - какой? (взгляд самой молодёжи)

Работа из раздела: «Культурология»
        Московский государственный институт электроники и математики
                          (Технический университет)



                                                       Кафедра культурологии



                      Научная студенческая конференция
              «Русская культура на рубеже веков и тысячелетий»


                                    тема:
    Сегодня студенты, завтра – интеллектуальный потенциал нации – какой?
                          (Взгляд самой молодёжи).



                                          Выполнил:         студент гр. Р-41
                                  Сёмин Василий



                                Москва, 2001



Россия только что переступила рубеж двух тысячелетий. Что значит для
россиян новый век? С чем мы в него вошли? Какой будет наша страна в третьем
тысячелетии: великой державой или страной третьего мира?
Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится будущее
страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков, несмотря на
то, что они за свой век ещё успеют нас удивить. Будущее России в руках тех,
кто сейчас учится в ВУЗах, пока не теряя надежду на то, что их знания и
диплом будут востребованы и должным образом оплачены. Так что же из себя
представляют сегодняшние студенты – те, в чьих руках судьба поколения?
Хочется отметить, что культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как
распался Советский Союз. Наша проблема в том, чтобы проанализировать эти
качественные изменения и сделать вывод о том, как эти изменения могут
повлиять на судьбу поколения.
      С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась
американизации и вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр
жизненных идеалов и духовных ценностей у нескольких поколений. Конечно же,
наиболее заметны эти изменения у тогдашних подростков – тех, кому сейчас от
18 до 22 лет, потому что именно на качественных изменениях уровня и образа
жизни после 1991 года формировались моральные ценности сегодняшней
молодёжи.
      Надо отметить, что переход от советского общества к демократическому
принёс с собой свободу слова, свободу интересов,  свободу мнений и
действий, а также позволили каждому человеку самому выбирать своё будущее,
а не идти по натоптанной дорожке: <детский сад – школа – ПТУ – армия –
работа на заводе – семья, дети – пенсия>.
      Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами, кроется
опасность морального разложения общества – уже сегодня мы можем пожинать
плоды перестройки – это уровень преступности и проституции, в том числе
малолетней, на несколько порядков высший, чем в 80-х годах; высокий уровень
наркомании и алкоголизма среди молодёжи; отсутствие интереса к науке и
стремления к творческой работе.
      Напрашивается вывод о том, что если перед человеком стоит серьёзный
жизненный выбор, то он должен быть к нему быть подготовлен, будучи
образованной с детства и самостоятельной личностью. В противном случае
подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться
просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелёгкую взрослую жизнь, став или
жертвой современных пороков общества, или даже одним из их
распространителей.
      А что же формирует жизненную концепцию современного подростка? На
сегодняшний день, уже раннее детство ребёнка начинается с обилия
всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор,
музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые
родители не утруждают себя воспитанием ребёнка, просто покупая ему эти
современные игрушки и будучи довольными, что ребёнок не отвлекает их от
дел.
      В итоге ребёнок познаёт мир с экрана телевизора, где зачастую
показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пёстрого набора
начинает формироваться основа личности будущего человека. А в комбинации с
современными игрушками вроде игровых приставок и компьютеров, развитие
человека вообще может ограничиться умелым нажиманием кнопок. Поэтому
ребёнка нужно как-то  оградить от той грязи, которую выливает на него
ежедневно взрослый мир.
       Позже,  когда  ребёнок  становится  подростком,  он   оказывается   в
обществе, где на  него  начинают  влиять  молодёжные  субкультуры:  уличная,
компьютерная, музыкальная и другие разнообразные субкультуры.
      Хочется отметить, что  культурный  потенциал  подростка  очень  сильно
формируется компанией – обществом, в  котором  он  проводит  своё  время.  И
получается  так,  что  принятые   в   компании   нормы,   правила,   способы
времяпровождения формируют  (может  даже  и  несознательно)  соответствующее
поведение и  принципы  человека.  Например,  часто  бывает,  что  человек  и
курящей компании пытается бросить курить, но появляясь в компании  не  может
удержаться, глядя как курят его товарищи.
      Весьма интересно влияние компьютерной субкультуры, которая связана  не
столько с  компьютером,  как  таковым,  сколько  с  интернетом  –  средством
виртуального  общения  либо  человека   с   человеком,   либо   человека   с
компьютером. Ведь интернет, кроме  получения  информации,  даёт  возможность
общения с другими пользователями, которые находятся  по  всему  миру.  Таким
образом, во всемирной сети можно и найти себе интересного собеседника,  (для
этого служат чаты и ICQ), и  получить  квалифицированный  совет  или  помощь
(посредством форумов), а также  поиграть  в  компьютерные  игры  с  реальным
соперником  или  получить  самую  редкую  информацию,   например   биографию
киноактёра или историю рок-группы. Но из всех возможностей интернета  особой
популярностью пользуются любовные знакомства  в  сети,  когда  человек  ищет
себе собеседника противоположного пола, они знакомятся,  узнают  друг  друга
лучше, а позже назначают свидание.
      Но анализируя компьютерную субкультуру, в противоположность её  плюсам
, включающим почти безграничные возможности  и  огромный  объём  информации,
есть и минусы, один из которых – фактор уединения,  ухода  от  реальности  в
виртуальный мир, доходя порой даже до разочарования и  отвержения  реального
мира.  Данное  явление  уже  начали  исследовать  психологи  и   учёные,   и
установили определённую норму времени, проводимую  в  интернете,  превышение
которой грозит психологическим  привыканием.  Зачастую  такие  «компьютерные
наркоманы» чувствуют себя в сети  уверенно,  и  порой  завышенно,  выставляя
себя героем-суперменом, но стоит выключить компьютер,  и  этот  герой  может
оказаться невзрачным  застенчивым  человеком,  который  настолько  привык  к
виртуальному миру, что в настоящем мало чего может добиться.
       Помимо  упомянутых  субкультур,  в  молодёжной  культуре   существуют
некоторые  идеологические  течения,  проповедующие  определённые   жизненные
тезисы, например: панк-культура, рок-культура, хип-хоп-культура.Такого  рода
движения несут в себе определённый  набор  моральных  принципов,  определяют
имидж и вкусы человека, и его отношение к окружающему миру.
       Говоря  об  отношении  к  учёбе,  современная  молодёжь   значительно
отличается от советской. Сегодняшнее образование не  является  обязательным,
поэтому появившаяся опять же свобода выбора поделила молодёжь  на  тех,  кто
учится  ради  знаний,  и  тех  –  кто  ради  диплома.  Учитывая  сегодняшнее
положение образования в России, у тех, кто учится ради  диплома,  существует
возможность облегчить себе учёбу покупкой зачётов и экзаменов.
      Говоря о количестве желающих получить высшее образование, интересен
факт, что в 91-92 годах резко снизилось число абитуриентов, и во многих
ВУЗах был недобор – это объяснялось тем, что молодёжь шла работать в
торговлю, считая правильным решением не тратить впустую время на учёбу, а
зарабатывать лёгкие деньги. Уже к 96-97 годам поток абитуриентов начал
сильно расти, и сейчас желающих поступить в ВУЗ более чем достаточно.
Получилось, что жизнь показала, что больше ценится – высшее образование или
стаж работы в коммерческой палатке.
      Таким образом, перед сегодняшней молодёжью сегодня открыты все пути  в
жизни, выбор одного из которых должен определить  будущее  человека.  Далеко
не все делают правильный выбор,  но  всегда  были,  есть  и  будут  те,  кто
достоин быть интеллектуальным потенциалом нации. Сколько бы мы  не  говорили
про распущенность  и  безнравственность  молодёжи,  среди  них  всегда  есть
гармонично  развитые  личности.  С  другой  стороны,   сегодняшнее   молодое
поколение воспитано на новой почве, и  поэтому  именно  за  этим  поколением
стоит задача сделать Россию сильной державой с  образованным  и  материально
обеспеченным  населением.  Именно  принципиально   новая,   неконсервативная
политика сможет показать миру Россию с новой стороны.
      Но если мы хотим  получить  современного  качества  общество,  которое
будет способно взять на свои плечи  управление  страной,  то  именно  сейчас
пора позаботиться о воспитании молодёжи.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru