Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Личность преступника: понятие, цели изучения, типология

Работа из раздела: «Криминалистика»

                       НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                              НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
                             ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ



                                   РЕФЕРАТ


                                по дисциплине
                                КРИМИНАЛОГИЯ
                                  на тему:
         “ Личность преступника: понятие, цели изучения, типология ”



                                                     Студента группы К2П1-1,
                                                                Гурьева В.В.



                               Москва 2000 год
                                    ПЛАН
                                                                        Стр.
Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3
1. Преступник и личность  преступника…………………………………………...4
2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников………...7
3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и
ценностно-нормативных характеристик сознания личности……………………11

4. Классификация преступников…………………………………………………..16

Заключение…………………..……………………….………………....………..…20

Список  литературы………………………………...………………….…..……….21



                                  Введение


   Криминология — учение о  преступлении,  если  иметь  в  виду  буквальный
перевод слова. Crimen — преступление, logos  —  учение.  Однако  фактическое
содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она  изучает
закономерности не только  отдельных  преступлений,  но  и  преступности  как
массового  преступного  поведения,  отвечая  на  вопросы:   почему   человек
совершает  преступление?  почему  для  решения  своих  проблем  многие  люди
избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?

   Объектом  криминологического  изучения  являются:  1)  отдельные   лица,
совершающие преступления (например, при  монографическом  их  исследовании);
2) разные  контингенты  преступников:  несовершеннолетние.  Рецидивисты,  т.
п., 3) различные криминологические типы преступников.
   Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения
метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников  от
реальных  людей,  живших  и  действовавших  в  аналогичных  с  преступниками
условиях.
   Выявление психологических признаков — задача  специалистов-психологов  и
требует специальных познаний, психофизиологических  —  медиков  и  биологов.
При  анализе  ближайших  к  преступлению  причинных  цепочек  и   комплексов
допустимо ограничение только  социологическим,  социально-психологическим  и
этико-правовым исследованием.
   Личность  преступника,  изучается  криминологами  одновременно  в   двух
аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с  другой
—  как  субъект,  способный  к  активной   целенаправленной,   преобразующей
деятельности.
   Предметом  криминологического  изучения  являются  следующие  личностные
характеристики:  1)  'объективные',  или   социальные,   позиции   и   роли;
деятельность личности; 2) 'субъективные': потребностно-мотивационная  сфера;
ценностно-нормативная характеристика сознания.
   1. Преступник и личность преступника

   Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял,  не  может
обойти проблемы, связанной с человеком,  совершающим  преступления.  Назовем
такого человека для краткости 'преступником'. Понятие  'преступник'  следует
использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие  у  человека
каких-то  особых  криминальных  характеристик,  а  тот  факт,  что   человек
совершил преступление. Это понятие важно отличать  от  другого:  'преступный
человек', используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.
   В понятии 'человек' воплощено неразрывное  единство  разных  сторон  его
существа: социальной  и  биологической.  В  понятии  'личность'  фиксируются
только специфически социальные признаки. Личность  —  это  'социальное  лицо
человека', то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе.  При  употреблении
понятия 'личность преступника'  следует  иметь  в  виду  именно  'социальное
лицо' человека, совершившего преступление. И ничего более.
   Существует тройной механизм социальной  детерминации  преступности:  во-
первых, путем определенного социального  формирования  личности;  во-вторых,
путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-
третьих, путем постановки  личности в ситуации,  вынуждающие  и  облегчающие
выбор преступного варианта поведения.
   Имеет ли личность преступника присущие только  ей  специфические  черты,
отличаются ли преступники от не преступников — это  уже  другие  вопросы,  и
при ответе на них используются иные понятия.
    Дискуссия  о  соотношении  биологического  и  социального   в   личности
преступника имеет  непосредственный  выход  на  практику.  Авторы,  отдающие
предпочтение биологическому  фактору,  делают  выводы  о  ведущей  роли  при
изучении  преступника  психиатра,  психолога,  о  применении  биотехнических
приемов и тестов. Сторонники решающего влияния социального фактора  пишут  о
социальных программах коррекции поведения. В настоящее время ушли в  прошлое
крайние  взгляды,  отдающие    предпочтение   исключительно   биологическому
фактору, хотя немало генетиков  и  ряд  криминологов  призывают  внимательно
отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов  влияние
на поведение людей генетических аномалий.
   Но всегда существовал  другой  подход,  жестко  отрицающий  биологизацию
преступного поведения. В начале  XX  века  А.  А.  Пионтковский  писал,  что
нельзя  объяснять  изменчивое  социальное  явление-преступление  постоянными
свойствами природы человека, в том  числе  'преступного  человека'.  Человек
совершает преступление,  будучи  таким,  каков  он  есть.  И,  конечно,  при
формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения.  У
него бывает разная среда общения в  зависимости  от  этих  факторов,  разные
жизненные пути. Одни люди  импульсивны.  Другие  тщательно  взвешивают  свои
поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически  слабый  человек  и  не
удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем  интеллектуального
развития.
   И  биологические,  и  социальные   особенности   человека,   несомненно,
участвуют   в   детерминации   преступности.   Не   случайно   в   уголовном
судопроизводстве  проводятся  судебно-психологическая,  судебно-медицинская,
судебно-психиатрическая и иные экспертизы,  при  изучении  преступности,  ее
детерминации и причинности осуществляются  междисциплинарные  и  комплексные
исследования.
   Наряду с учетом разных характеристик  преступников  надо  разграничивать
преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и  лиц,
не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние  не  изучаются  в
криминологии.
   Криминологу не стоит оспаривать по существу выводы других специалистов о
наличии  прирожденных  программ  поведения  и  совершении  под  их  влиянием
общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно  ли  человек  мог
осознавать фактический характер и общественную опасность своих  деяний  либо
руководить  ими,  или  его  поведение  было  жестко  задано   биологическими
особенностями. В последнем случае человек перестает быть  объектом  внимания
криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.
   Многое еще будет открыто  и  должно  учитываться  теми,  кто  занимается
человеком — этой  самостоятельной  'вселенной'.  Но  указанный  выше  подход
криминолога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на  вопрос
о причинах преступного поведения,  деяний  вменяемых  лиц,  действовавших  в
ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты поведения.  Вопрос
'почему  же  избран  криминальный  вариант  поведения'  требует  анализа  не
детерминации  в  целом,  а  конкретно  причинности.  При  ответе   на   него
исследуются социальные характеристики преступников — личность преступника.



   2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников



   Криминологические исследования фиксируют особенности социальных  позиций
и ролей личности, ее социально-ролевого поля.
   В криминологии целесообразно исходить из  нормативного  понимания  роли.
Социальная  позиция  —  это  своеобразный  'узел  отношений'  в   социальной
системе. Человек одновременно занимает множество  социальных  позиций.  Даже
только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра),  внук  (внучка).
Каждой  социальной  позиции  соответствует   сценарий   роли,   одновременно
составляемый тремя  группами  субъектов:  1)  государством  и  выраженный  в
системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов);  2)  обществом
в форме общепринятых  и  поощряемых  общественным  мнением  норм  поведения:
моральных, эстетических, религиозных и иных; 3)  неофициальными  структурами
(семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и  т.  п.)  в  форме
неписаных правил поведения,  их  социальных  ожиданий.  К  последней  группе
субъектов относятся и преступные  формирования  с  их  нормами  поведения  и
социальными ожиданиями.
   Для каждого человека важна  значимость  социальной  позиции,  значимость
субъекта, от которого исходят  нормы-ожидания. Существенна оценка  личностью
условий исполнения каждой роли.
   Исполнение роли, особенно если это продолжается  долго,  накладывает  на
личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества  и  подавляет
другие.   Например,   отмечено,    что    формирование    несовершеннолетних
правонарушителей  преимущественно  под   влиянием   неформальных   досуговых
группировок  развивает   у   них   качества,   важные   для   неофициального
межличностного общения: они легко устанавливают  контакты  с  людьми,  чутко
реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них  нередко  отсутствуют
черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм  и
т. п.
   Криминологу  важно  различать:  1)  роль  как  совокупность  нормативных
предписаний, соответствующих данной позиции; 2)  роль  как  понимание  лицом
того, что от него требуется и  что  он  намерен  исполнять;  3)  фактическое
исполнение роли в конкретных условиях места и времени.  В  последнем  случае
это  зависит  от  социальных  условий,  а  также  уже  ранее  сформированных
личностных характеристик.
   Социально-ролевой подход не исключает  активности  личности,  но  задает
социальные  пределы  этой  активности.  Позиция  личности  влияет  на  выбор
социальных ролей и на их творческое исполнение.  У  несовершеннолетних  этот
выбор практически  ограничен,  у  осужденных,  отбывающих  лишения  свободы,
также.
   Существует   объективный   конфликт   ролей,   когда   их    содержание,
действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает  их  в
качестве противоречивых, не умеет их согласовать.
   В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных
позиций и  ролей,  порождающих  в  определённых  взаимодействиях  преступное
поведение; 2) существенное отрицательное усугубление  содержания  социальных
ролей, когда они из противоречивших только нормам морали  в  новых  условиях
перерастают  в  противоречащие  нормам  закона;  3)   затруднение   процесса
нормального  формирования  и   нормальной   жизнедеятельности   личности   в
результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных  позиций
и   ролей.   Например,   исследования   показывали,   что    многие    лица,
формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже  если
они искренне стремятся  иметь  собственную  хорошую  семью,  в  своей  семье
воспроизводят характерные для  родительской  стандарты  поведения:  избиение
супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо  выливается  в
преступное поведение, в других —  влечет  распад  семьи,  уход  в  досуговые
группы  собутыльников,   усиление   деморализации   и   участие   в   пьяных
криминальных  конфликтах  либо  утрату  работы  и   совершение   краж   ради
приобретения спиртных напитков.
    Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев  существенно
различается  применительно   к   лицам,   совершающим   обще   уголовные   и
экономические преступления. У первых она  носит  более  очевидный  и  грубый
характер.
   При анализе  деятельности  лиц,  совершающих  преступления,  учитывается
следующее:
    1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли;
   2)  личность  представляет  собой  определенную  целостность  при   всем
многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно  в
этой  целостности,  субъективной  интеграции  разных  социальных  позиций  и
ролей;
   3) деятельность оказывает на человека  обратное  воздействие,  при  этом
важно одобрение или неодобрение поведения,  его  закрепление  и  закрепление
его  результатов  в  сознании  личности.  В  этом  аспекте  криминологически
значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их  приобретений
и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они  считают  выгодным
даже  отбыть  определенный  срок  лишения  свободы,  но  сохранить   добытое
преступным путем  во  имя  своего  солидного  материального  обеспечения  на
долгие годы.
    Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она
охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные  операции,
т. е. и работу мысли.
    При  криминологическом  анализе  деятельности  личности  устанавливается
следующее:
    1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или  оно  —
звено в цепи определенной системы поступков;
    2) является ли преступное поведение 'скачком' от  нормы  к  преступлению
или оно  представляет  собой  итог  эскалации  антиобщественного  поведения.
Выявляются факты: а) нарушения требований,  соответствующих  нормальным  для
человека   определенного   возраста   и   положения   социальным    позициям
(преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ  в  материальной
поддержке  детям  и  т.п.);  б)  аморальных,  но  не  противоречащих   праву
поступков (пьянство,  половая  распущенность  и  т.  п);  в)  противоправных
поступков   непреступного    характера    (дисциплинарно,    административно
наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;
   3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.
   Криминологические  исследования  указывают  на  то,  что  в  большинстве
случаев совершение тяжких преступлений бывает  результатом  не  'скачка'  от
нормального  поведения  к  наиболее  общественно  опасному  преступному,   а
постепенного нарастания интенсивности и общественной  опасности  негативного
поведения. По данным выборочных исследований,  более  80%  лиц,  совершавших
умышленные убийства, ранее совершали либо  преступления,  либо  неоднократно
иные правонарушения.
   Анализ  сфер  деятельности,  взаимодействий,   в   которых   совершались
преступления,  сопровождается  выяснением  того,  насколько   распространены
соответствующие  типы  взаимодействий,  как  часто  они  дают   криминальный
результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками.  На  этой
основе может даваться прогноз развития преступности, а  также  формулируются
рекомендации по предупреждению преступлений со стороны  соответствующих  лиц
в данных условиях.
   Изучение системы поступков личности и ее деятельности в  целом  помогает
выявить  определенные  стереотипы  поведения,  ставшие  для  нее  привычными
способы  реагирования  на  те  или  иные   обстоятельства.   Это   объясняет
преступное поведение людей в  ситуациях,  не  привычных  для  личности,  или
когда она действует почти импульсивно.



   3. Изучение  потребностно-мотивационной  сферы  и  ценностно-нормативных
характеристик сознания личности



   Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека,
они отражают и  его  природные  свойства  (элементарные,  или  естественные,
потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре  существования  и
др.),  хотя  при  этом  бывают  'социально  окрашены',  и  чисто  социальные
характеристики, сформировавшиеся в обществе.  В  этой  системе  потребностей
нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые  часто  проявляют  себя  в
преступном поведении, как стремление к  самоутверждению,  проявлению  своего
'Я',  познанию  и  творческой  деятельности.  Интересы,   или   эмоционально
окрашенные  потребности,  в  большей  мере  зависят  от  системы  ценностных
ориентаций личности, иных содержательных характеристик ее сознания.
   Под 'мотивационной сферой  личности'  понимается  вся  'совокупность  ее
мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни'. Ряд  авторов
полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.
   Выделяются следующие  основные  мотивы,  лежащие  в  основе  преступного
поведения и преступности:
   1)  общественно-политические:  устройство  управления   государством   и
обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;
   2) социально-экономические: а) удовлетворение 'абсолютных', т. е.  самых
необходимых,    жизненно    важных    потребностей;    б)     удовлетворение
'относительных'   потребностей,   возникающих    в    условиях    социально-
экономической дифференциации населения и сравнения людьми  своего  положения
с  положением  окружающих;  в)  достижение   своего   'идеала'   —   некоего
'материального  стандарта'  (сверхбогатство)  или  'социального   стандарта'
(проникновение в 'высшие слои' общества), на  которые  ориентировано  данное
лицо, либо другого;
   3)   насильственно-эгоистическая   (агрессивная   в    физическом    или
психологическом планах): а) абсолютизация идеи  самоутверждения,  реализации
имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в  тех
формах, которые возможны для лица  в  конкретных  ситуациях  (невоспитанный,
нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением  на  замечания  либо
затруднение в использовании судебного порядка  защиты  чести  и  достоинства
ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же  относятся  случаи,  когда
забитый, находящийся в  'нечеловеческих  условиях'  человек  и  утверждается
'нечеловеческим' путем;
   4)  легкомысленно-безответственные:   а)   отсутствует   потребность   и
заинтересованность в соотношении своих  поступков  с  существующими  нормами
поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например,  только
в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими,  но  не
подчиненными и 'безответными людьми' и т. п.).
   В преступном поведении и преступности  указанные  мотивы  проявляются  в
различных  сочетаниях.   Отмечается   своеобразие   криминальной   мотивации
отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и  т.  д.)  либо  в
разных типах ситуаций.
   Ценностные ориентации —  глубинные  личностные  характеристики,  которые
указывают на наиболее значимые  для  личности  объекты.  Обычно  говорят  об
иерархии ценностных ориентаций, которая отражает  определенное  предпочтение
личностью одних ценностей по сравнению с  другими.   Важное  значение  имеет
также устойчивость ориентации, ее интенсивность.
   У преступников в системе ценностных  ориентаций  высшие  места  занимают
индивидуально либо кланово-эгоистические.  Превыше  всего  в  таких  случаях
бывает  'личное  материальное  благополучие',   'неограниченное   проявление
своего  Я',  создание   для   этого   наиболее   комфортных   условий   либо
узкоклановый, групповой 'эгоистический' интерес.
   Среди ориентаций-средств преступники в сравнении с  контрольной  группой
гораздо  чаще  отдают  приоритет  не  своим  личным   позитивным   качествам
(способностям,  трудолюбию,  целеустремленности  и  т.п.),  а   материальной
поддержке, 'нужным связям', любым средствам по формуле: 'хочешь жить —  умей
вертеться'. Отсюда —  их  инициатива  в  подкупе  государственных  служащих,
экзаменаторов, использование вымогательства и т. д.
    Криминологическое значение имеют  и  категории  морали,  нравственности,
производные от них понятия  'добро'  и  'зло',  'порядочность  и  подлость',
'верность и вероломство', 'гуманность и жестокость', а также иные.
   У преступников  фиксируются:  а)  существенные  пробелы  в  нравственном
сознании, когда,  например,  формировавшийся  в  криминальной  и  аморальной
среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой  системой
нравственных норм поведения и искренне полагает, что  'того,  кто  не  прав,
надо бить и бить жестоко', 'сам что-то не урвешь, о тебе не  позаботятся'  и
т. д.; б) искажения, ведущие к нравственному  конфликту  с  общепринятыми  в
обществе нормами морали, нормами  морали  разных  групп,  'двойной  морали'.
Надо помнить о неоднородности морали в обществе,  разделенном на  социальные
группы, сословия. И криминологически  существенно  в  этом  плане  выявление
взаимосвязей между преступностью и моралью разных  социальных  групп,  слоев
населения.
   Во всех случаях при исследовании преступника  возникает  вопрос:  почему
личность   с    искаженными    потребностями,     интересами,    ценностными
ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том  числе
уголовный с его строгими санкциями. Ответ на  этот  вопрос  требует  анализа
правосознания человека.
   Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается
от правосознания лиц из контрольной группы.
   Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники
не занимают какой-то  особой.  Четко  выраженной  позиции.  В  принципе  ими
признается необходимость существования закона, осознается  справедливость  и
гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица  из
контрольной  группы,  отмечают  созидательную  роль  закона,   его   функцию
социального  регулятора,  хуже  (за   исключением   части   государственных,
должностных,  экономических  преступников)  осведомлены  о   государственно-
правовых принципах устройства общества, о  социальной  роли  закона,  нормах
различных   отраслей   права.   Мнение   о   значительно    лучшем    знании
правонарушителями  по  сравнению  с  другими  гражданами  уголовного  закона
ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его  раскрытия  их
правовая осведомленность мало отличается от  правовой  осведомленности  иных
лиц; во-вторых, полученные ими до и после  преступления  знания  случайны  и
бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти  лица
находятся в контакте. Уголовный закон в  данном  случае  не  играет  должную
предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.
   Преступники гораздо большее значение, чем лица  из  контрольной  труппы,
придают сдерживающей роли санкций.
   Осужденные  отнюдь  не  всегда  полагают,  что  предусмотренные  законом
санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те  деяния,  от  которых  сами
осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных  категорий
осужденных о  том,  какие  именно  преступления  следует  строже  или  мягче
карать.  Специфичны  правовые  требования  лиц,  совершающих   корыстные   и
насильственные преступления.
   Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно  долго  находившихся  в
местах  лишения  свободы,  бывают  настолько  искажены,  что  ими  даже   не
осознается  степень  отличия  собственных   взглядов   от   общепринятых   и
отраженных в законах. В 'естественности' соответствующих воззрений  убеждает
негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому  они  не  стесняются
их демонстрировать  даже  в  татуировках,  отражающих  такие  суждения:  'не
скорбящий ни о  чем,  кроме  своего  тела  и  пайки  хлеба',  'сила,  месть,
беспощадность', 'чти закон воров'.
   Преступники  в  значительной  мере  воспроизводят  те  взгляды,  которые
распространены  в  общественной  и.  групповой  психологии,  проявляются   в
общественном  мнении.  Но  у  совершающих   преступления   лиц   вероятность
претворения этих взглядов в преступное поведение намного выше,  чем  у  иных
граждан, в силу того, что соответствующие  деформации  взглядов,  установок,
ориентаций в их среде: а) более  распространены;  б)  носят  более  глубокий
характер; перерастают в убеждения, готовность к поведению в их  направлении,
привычки  поведения,   достигают   в   некоторых   случаях   такой   степени
выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в  контрольной  группе;
в)  представляют  собой  комплекс  взаимосвязанных   деформаций   ценностных
ориентаций, нравственных, правовых, иных  взглядов  и  установок.  Субъекты,
обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и  конфликтных
ситуациях,  возникающих  при  общении  с  себе  подобными  либо  с   лицами,
придерживающимися  прямо  противоположных  позиций,  вытекающих  из   морали
общества и закона.



   4. Классификация преступников



   Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную
неповторимость  каждого  лица,  но  в  то  же  время  она  должна  учитывать
неоднородность  контингента  преступников.  Эта  проблема   решается   путем
классификации преступников: их группировки и типологии.
   Под  группировкой  чаще  всего  понимается  определенное   распределение
статистической   совокупности   на   определенные   группы,   категории    с
использованием  такого  критерия,  как   статистическая   распространенность
одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в  комплексе
ее характеристик,  а  контингенты  преступников.  Выявляется  статистическая
распространенность  среди  них  тех  или  иных   признаков.   Распространены
группировки, основанные на: 1) демографических данных (пол, возраст и  др.);
2) некоторых социально-экономических критериях:  образование;  род  занятий;
факт наличия или  отсутствия  постоянного  местожительства  и  рода  занятий
(бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы),  др.;  3)  гражданстве  (граждане
Российской  Федерации,  иностранные   граждане   и   подданные,   лица   без
гражданства); 4)  состоянии  личности   в  момент  совершения  преступления.
Значимы, во первых, факты опьянения, наркотического возбуждения,  во-вторых,
нахождение человека при совершении преступления в  составе  группы  и  какой
именно,  в-третьих,  пребывание  в  местах  лишения  свободы  и  т.  п.;  5)
характере    преступного    поведения:    умышленное    или    неосторожное;
насильственное, имущественное (корыстное) и т. п.; первичное  или  повторное
и т. д.
   Кроме  таких  простых,  учитывающих  только   один   какой-то   признак,
используются более сложные группировки, имеющие в виду  одновременно  две  и
более переменных. При многомерной  классификации,  использующей  более  трех
личностных характеристик, применяются математические методы.
   Типология  —   более   глубокая   характеристика   разных   контингентов
преступников.  Она  основывается   на   существенных   признаках,   причинно
связанных   с   преступным   поведением.   'Типология'   тесно   связана   с
содержательным  характером  деления  совокупности  на   группы   на   основе
признаков-проявлений и  признаков-причин.  В  основе  типологии  обязательно
лежат последние, нередко они сочетаются с признаками-проявлениями
   В пределах одного типа должны  быть  однородными  признаки-проявления  и
признаки-причины;   они   должны    отражать    определенные    динамические
закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в  криминологических
исследованиях. Можно исходить,  например,  из  признаков-причин,  отражающих
особенности формирования и деятельности личности.
    Криминологическими исследованиями установлено, что многие преступники по
комплексу личностных  характеристик  отличаются  от  граждан,  ведущих  себя
устойчиво правомерно.
   С  конца  XIX  века  разные  авторы  выделяют   четыре   типа   личности
преступника, называя их по-разному,   но  фактически  имея  в  виду  степень
устойчивости к автономности их преступного  поведения  во  взаимодействии  с
социальной   средой.   Встречаются   такие   разграничения:   1)   злостный,
неустойчивый,   ситуационный   случайный;   2)   профессионалы,    привычные
преступники, промежуточная группа  между  первой  и  второй,  случайные;  3)
глобальный,   парциальный,   с   частичной   криминогенной    зараженностью,
предкриминальный, совершающий преступления в определенных ситуациях.  Иногда
указанные типы сводят в три группы,  иногда  в  пять,  но  основа  типологии
сохраняется — это степень устойчивости  преступного  поведения  в  различных
ситуациях.  И не  случайно  прогнозы  дальнейшего  преступного  поведения  у
исследователей  совпадали  более  чем  в  70%  случаев  при  ретроспективном
анализе поведения бывших осужденных.
   Поиски   специфических,    содержательных    личностных    характеристик
преступников определили две группы исследований: 1)  сравнение  контингентов
преступников с контингентом лиц, ведущих себя в рамках закона,  по  тем  или
иным признакам или их комплексу; 2)  монографическое  исследование  личности
преступника,  выявление  комплекса  характеристик  и  сравнение  каждого  из
преступников с  каждым  лицом  из  контрольной  группы  сразу  по  комплексу
признаков  с  использованием   метода   распознавания   образов.   Последнее
позволяет подойти именно к типологии преступников.
   Типология  фиксирует  не  просто  то,  что  чаще  всего  встречается,  а
закономерное, являющееся логическим итогом  социального  развития  личности.
При конструировании   социального  типа  важно  соблюдать  два  условия:  1)
личностные характеристики описываются в их связи  с  социальными  условиями;
2) эти характеристики не  конструируются  умозрительно,  а  являются  итогом
исследований   специфики   социальной   среды   личности   и    особенностей
контингентов лиц, совершающих преступления; 3)  субъективные  характеристики
оцениваются в единстве с реальной деятельностью личности.
    Развитие криминологических исследований  потребовало  четкого  выделения
критериев и процессов типологии преступников  с  тем,  чтобы  разные  авторы
могли воспроизводить эту процедуру с сохранением преемственности подхода.
   Типологии  предшествовали  группировки  обследованных  преступников   по
следующим критериям: 1) характер поведения, предшествовавшего  преступлению;
2) характер микросреды,  3)  связь  преступного  поведения  с  допреступным.
Вычерчивались связи между выделенными по трем основаниям группами  лиц.  При
типологии значима данная взаимосвязь применительно  к  каждому  обследуемому
лицу.  Оказалось,  что  из  всех  лиц,  формировавшихся   в   микросреде   с
криминогенной деформацией,  84%  были  ЭВМ  опознаны  отдельно  от  лиц,  не
совершавших   преступлений,   по   комплексу   признаков,    характеризующих
ценностные ориентации, нравственные и правовые взгляды, установки; 91%  вели
себя до совершения преступления противоправно и аморально; у  84%  последнее
тяжкое  преступление  логически  вытекало  из  всего  предшествующего  стиля
поведения. В благополучной микросреде находились всего  5,4%  обследованных.
У всех них преступление носило  чисто  ситуативный,  даже  скорее  случайный
характер с точки зрения личностных характеристик,  определявшийся  давлением
возникшей не по их вине конфликтной ситуации. Никто из  этих  лиц  ранее  не
допускал нарушений норм права и явно аморальных проступков.
   На втором этапе исследования, через 10 лет после первого этапа, 60%  лиц
опознанных  отдельно  от  контрольной  группы,  оказались   в   числе   лиц,
совершавших преступления либо глубоко деморализованных, а на третьем  этапе,
т.  е.  через  20  лет  после  первого,  —  38%.  К  этому   времени   часть
обследованных  на  первом  этапе  погибли,  в   том   числе   в   результате
алкоголизма,   криминальных   конфликтов,   часть   уехали   в   неизвестном
направлении, часть изменили формы преступного поведения на  более  латентные
(в том числе связанные с экономической преступной деятельностью).



                                 Заключение

   Диагностика личности как относящейся к криминогенному   типу  не  служит
основанием для применения санкций,  ограничений прав  и  законных  интересов
человека.  Основанием  для  этого  должно  быть   только   всегда   реальное
поведение. Характер применяемых правовых мер должен  строго  соответствовать
характеру  содеянного:  за  дисциплинарные   правонарушения   дисциплинарные
санкции и т. д. Но такого рода диагностика служит основанием  для  выделения
указанных  лиц  в  качестве  самостоятельного   объекта   при   специальном,
индивидуальном  предупреждении  преступности,  в  том  числе  для   оказания
позитивной  социальной  поддержки  таким  лицам   в   бытовом   и   трудовом
устройстве; для  своевременного  пресечения  их  криминогенного  влияния  на
детей;  для  полного  выявления  фактов  их  правонарушений   и   применения
установленных законом мер.



                             Список  литературы

   1. Долгова А.И. Криминалогия. – М.: Издательская группа  НОРМА  –  ИНФРА
      М,1999. – 272с.
   2. Курганов С.И. Криминалогия: Учебно-методические материалы. – М.,2000.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru