Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Экскурсия: Памятник княгине Ольге в Пскове

Работа из раздела: «История»

          Экскурсия

«Памятник княгине Ольге на Октябрьской площади»



                                 Выполнила:



                                      Преподаватель:

                                     [pic]



                                            Псков, 2003 год.
      V Автор и спонсор памятника.
      V Открытие памятника.
      V Персонажи культурной композиции.
      V Основная идея, которую хотел передать автор.
      V Литература.



   Начиная свой рассказ о замечательном памятнике Святой княгине Ольге, я не
   рискну не упомянуть о тех, кто пожертвовал средства на его изготовление и
   установку. Согласно подписанному договору, скульптурная мастерская
   Народного художника России В. Клыкова за счёт собственных сил и средств
   изготовили рабочую модель памятника и постамента, рассчитали конструкцию
   основания памятника, отлили памятник и рельеф постамента, установили
   памятник. Администрация Пскова провела геодезические изыскания,
   разработала и осуществила проект благоустройства территории, земляные
   работы, устройство фундаментов памятника, установку светильников и
   мощение площадки. Скульптором выступил уже упомянутый мною Вячеслав
   Михайлович  Клыков, архитектором же Станислав Юлиевич Битный, между
   прочим главный архитектор города Пскова.
   …И вот он, памятник Святой равноапостольной княгине Ольге. Белый
   постамент высотой 4 метра 20 сантиметров представляет из себя барельеф,
   на котором высечены изображения двенадцати самых известных псковских
   святых. Такой же высоты статуя княгини Ольги, держащей в руке крест. И
   взгляд княгини, и крест направлены в сторону Псковского Кремля, Свято-
   Троицкого Собора-сердца нашего древнего города. Она как бы благословляет
   древний город, взрастивший её и отправивший в далёкий Киев-град, в жёны
   князю Игорю. Рядом с княгиней - мальчик с иконой в руке.
   23 июля, чуть позже полудня, когда солнце стало в зенит, архиепископ
   Псковский и Великолукский Евсевий освятил статую, поздравив всех
   псковичей с этим событием. А после официальных и торжественных речей
   горожане возложили к подножию монумента живые цветы. В благодарность
   прародительнице  за объединение Руси? За веру христианскую, которую она
   избрала для нашей земли? Или же просто в знак памяти духовной,
   переходящей из поколения в поколение?
      Композиция памятника состоит из 13 персонажей. Расскажу о них.
     Первый персонаж о ком мне хотелось бы рассказать Блаженный Николай
   Псковский. Святой Николай жил во Пскове в XVI веке. Псковичи звали его
   Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает
   «блаженный, юродивый». Также его называли Микула Свят, ещё при жизни
   почитая как святого. Более тридцати лет совершал он подвиг юродства -
   добровольного, мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира,
   погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом он ходил в ветхой одежде,
   почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару.
   Согласно местному преданию блаженный Николай  жил неподалёку от Троицкого
   собора Пскова, в келье под соборной колокольней. За внешне безумными
   поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё
   духовное богатство и внутреннюю близость к Богу. Блаженный был удостоен
   от Бога дара чудотворения и пророчества.
     На соборной площади псковского Кремля, очевидно, и произошли те
   события, которые прославили Николая как заступника за Псков от Иоанна IV.
   В 1569 г. опричные войска, во главе с царём Иоанном Грозным, выступили в
   сторону Новгорода. Чудовищному разграблению подверглись храмы и монастыри
   города, святыни и ценности были вывезены. Опричники грабили и убивали
   новгородцев, пытали и казнили мирян и духовных, женщин и детей. Число
   замученных составляло от пятисот до тысячи человек ежедневно. Убитых и
   живых бросали в незамерзающий зимой Волхов. Избиение новгородцев длилось
   более месяца.
     Разгромив Новгород, царь двинулся на Псков. В феврале 1570 г., в
   субботу первой недели великого поста, царь остановился под Псковом, в
   Никольском монастыре в Любятове. Колокольный звон к воскресной заутрени
   смягчил сердце Иоанна Грозного. Как свидетельствует надпись на
   чудотворной Любятовской иконе Умиления Божией Матери, царь велел своим
   воинам притупить мечи и не дерзать на убийство.
     В воскресенье утром царь с войском вошёл в город. По совету блаженного
   Николая, по улицам города перед каждым домом были поставлены столы с
   хлебом и солью, и когда Иоанн Грозный шёл по городу, все жители с жёнами
   и детьми стояли на коленях. И лишь один человек без страха встретил
   Грозного. Блаженный Николай выбежал навстречу царю верхом на палке, будто
   скача на лошади, как это делают, дети, и закричал царю: « Иванушко,
   покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать
   юродивого, но тот исчез. Запретив убийства, Иоанн Грозный, однако, имел
   намерение ограбить город. Кроме того, по свидетельству некоторых
   источников, убийства всё же начались.
     Царь вошёл в Троицкий собор, слушал молебен, поклонился мощам князя
   Всеволода-Гавриила. После Иоанн Грозный отправился к блаженному Николаю,
   желая получить у него благословение. И снова царь услышал странные слова
   юродивого: « Не трогай нас, прохожий; не на чем тебе будет и бежать…» При
   этом блаженный предложил царю кусок сырого мяса. « Я христианин и в пост
   мясного не ем,- сказал удивлённый Грозный.
      Блаженный Николай возразил: « Ты делаешь хуже: питаешься плотью и
   кровью человеческой, забывая не только пост, но и Господа Бога».
   Блаженный поучал царя прекратить убийства и не разорять храмы. Иоанн
   Грозный не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и в
   тот же час, по пророчеству Святого, пал лучший конь царя. Когда сказали
   об этом царю, он пришёл в ужас. Молитва и слово блаженного Николая
   пробудили совесть Иоанна Грозного, царь бежал из Пскова.
     Однажды, когда преподобный Никандр посетил Псков, после 12-летнего
   уединения, и возвращался после литургии из Богоявленского храма,
   блаженный Николай взял его за руку и предсказал о бедствиях,  которые
   претерпел Святой в своей жизни.
     После кончины блаженного Николая благодарные псковичи погребли его тело
   в соборе Святой Троицы- главном храме спасённого им города.
     В 1581 году при осаде Пскова Стефаном Баторием  кузнецу Дорофею было
   явление Божией Матери с сонмом святых, молившихся за город, среди них был
   и блаженный Николай.
     Следующий персонаж культурной композиции памятника Преподобная Васса
   Псково - Печорская. Идеал женской духовной красоты, восходящий к  образу
   Божией Матери,- с его глубоким благочестием, боголюбием, смирением в
   несении креста-  зародился на Руси вместе с принятием  христианской веры.
   К XV в. уже многие жёны явили святость стяжав духовную силу в иноческих
   трудах.
     Жизненный путь преподобной матери нашей Вассы тесно связан с подвигом
   преподобного Ионы, до пострига- священника Иоанна, супруга её. Все те
   лишения и страдания, которые имел он на своём тернистом пути, были и её
   муками.
     Преподобная Васса была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям
   и ближнему. Но выше этого у неё была любовь ко Господу. Мать наша Васса,
   в любой опасности бесстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая,
   в страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: «Да будет украшением
   вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек». Таким человеком духа
   и сердца была преподобная Васса. Вся её жизнь принадлежала мужу,
   служителю Престола Господня. Священник Иоанн, взяв жену и детей- двух
   сыновей- пришёл к «Богом зданной пещере». Оставив семью в деревне
   Пачковке, неподалёку от пещер, у Ивана Дементьева, начал копать в горе
   церковь к западу от пещеры.
     Из Летописи узнаем, что жена его, Матушка Мария со чадами подвизалась
   без устали в ископании храма, приучая и детей своих трудится во славу
   Божию.
     Через некоторое время Матушка Мария заболевает и принимает монашеский
   постриг с именем Вассы. Это жена была, по Летописи, первое лицо в истории
   Псково- Печерского монастыря, принявшее в нём монашеский образ.
     Около 1473 г. инокиня Васса  скончалась. Она была погребена в Богом
   зданной пещере. На следующую ночь гроб был выставлен из земли с какой- то
   невидимой силой.
     Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что- нибудь в
   надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и, после
   разрешительной молитвы, снова опустили её в ту же могилу. Но через ночь
   гроб Вассы опять очутился наверху могилы. После этого Иоанн оставил гроб
   её уже непогребённым и поставил его на левой сторона, при входе в пещеру,
   ископав в стене только нужное для неё вместилище.
     Существует предание об особом хранении Господом святых останков матери
   Вассы. Во время одного из нападений ливонцев на Псково- Печерскую
   обитель, рыцарь дерзкий дерзнул осквернить святую гробницу с мощами
   преподобной. Он попытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно
   попалён исшедшим изнутри Божественным огнём. На правой стороне гроба
   остался след пламени, благоухающий и источающий дивный аромат по сию
   пору.
     Преподобная мать наша Васса сподобилась Небесного Чертога вместе с
   преподобным Марком- пустынножителем.
     Принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой. Большую
   часть жизни она не была монахиней- была любящей матерью, верной и
   заботливой женой, благочестивой, кроткой, трудолюбивой. Оставаясь в миру,
   она жила по- ангельски, её сердце оставалось не причастным злу.
     Святые преподобные Иона и Васса- покровители супружества.
       И сегодня, как и прежде, мы находим в ней « печальным утешительницу,
   болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней
   с верою, точащую всем исцеления».
      С верою и надеждою прибегающие к честным останкам преподобной Вассы
   получают исцеление и наставления на верный путь спасения, особенно
   женщины- христианки, ищущие благочестивой жизни во Христе и нуждающиеся в
   заступничестве и вразумлении.
     Ещё один персонаж- Святой благоверный князь Всеволод- Гавриил
   Псковский. Святой князь Всеволод- Гавриил почитается как покровитель и
   защитник города Пскова. В древности, как рассказывают летописи, псковичи
   начинали бой и одерживали победу « молитвою благоверного князя
   Всеволода». Что связывает великого князя со Псковом, чем объяснить особую
   любовь псковичей именно к нему?
     Князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сыном Мстислава, внуком
   Владимира Мономаха. Почти вся его жизнь прошла в Новгороде, где княжил
   отец. Здесь он провёл детство, учился мудрому управлению, совершил первые
   походы. Здесь он княжил в течение двадцати лет. За это время Всеволод-
   Гавриил немало сделал для города. С его именем связано строительство
   многих церквей, среди которых храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор
   во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также
   льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам.
     В 1132 году ( по смерти великого князя Мстислава) дядя Всеволода,
   Киевский князь Ярополк Владимирович, перевёл его в Переяслав Южный,
   считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха,
   опасаясь, что Ярополк сделает племянника своим наследником, выступили
   против Всеволода.
     Избегая кровопролития, святой князь вернулся в Новгород. Но жители
   города приняли его с неудовольствием. Они считали, что князь был «
   вскормлен» ими и не должен был уходить от них.
     Стремясь восстановить добрые отношения, Всеволод в 1133 году предпринял
   успешный поход на Юрьев. Но в 1135 году новгородцы против его воли
   предприняли поход в Суздаль и Ростов и потерпели поражение, вину за
   которое возложили на Всеволода. Созванное вече решило пригласить на
   княжение другого князя, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора
   месяца князя с семьёй, как преступника, держали под стражей, а потом, «
   пустиша из города…».
     Всеволод ушёл в Киев, где дядя Ярополк даёт ему в держание Вышгородскую
   волость близ Киева. Здесь в X веке жила святая равноапостольная княгиня
   Российская Ольга. Она защитила своего неправедно обиженного потомка: в
   1137 году жители Пскова призвали его княжить на псковской земле -родине
   св. Ольги. Таким образом св. Всеволод стал первым псковским князем,
   избранным по воле самих псковичей. Здесь приняли его с великим
   торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу князю с
   крестами, иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема.
     Св.Всеволод прокняжил во Пскове только один год. Но оставил в сердцах
   его жителей благую память о себе,
   А в городе- заложенный им каменный храм во имя Св. Троицы. 11 февраля
   1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь город собрался на похороны
   любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.
   Новгородцы, опомнившись, просили позволения взять его святое тело и
   перенести в Новгород. Но они не смогли сдвинуть раку. Горько тогда
   плакали новгородцы, раскаивались в неблагодарности, и молили даровать им
   хоть малую частицу святого праха « на утверждение граду». И по их
   молитвам отпал ноготь от руки святого. Тело благоверного князя Всеволода
   было положено псковичами в храме святого великомученика Дмитрия
   Солунского.
     27 ноября 1192 года были обретены и перенесены в Троицкий собор честные
   мощи св. князя, где они почивают по ныне.
     Много времени прошло с тех пор. Много изменилось с тех пор в славном
   Пскове. Но никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой
   равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским
   чудотворцем. Благодаря его небесному заступничеству Псков многажды
   выстаивал в борьбе с врагом. Так при осаде города Стефанам Баторием в
   1581 году, когда была уже разрушена крепостная стена, из Троицкого собора
   с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи князя
   Всеволода, и поляки отступили.
     Благоверному князю Всеволоду Псковскому молятся о сострадании к нищим,
   о заступничестве вдов и сирот, о помощи в бедности и нужде.
     Святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси - очередной персонаж
   композиции памятника. Святитель Тихон( в миру Василий Иванович Белавин),
   патриарх Московский и всея Руси, родился 19 января 1865 года в Клину
   Псковской области в семье священника.
     Обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а
   потом в Санкт-Петербургской Духовной академии. За особую ласковую
   серьёзность, доброжелательность, спокойное достоинство и самообладание
   товарищи называли его «патриархом», не подозревая, что Василию Белавину
   Богом суждено и на самом деле стать Патриархом.
     Патриарх Тихон был всегда чрезвычайно энергичным, неутомимым церковным
   гражданским деятелем.
     Пришлось ему служить в Польше, в Америке- в качестве епископа
   Алеутского и Аляскинского, в Вильно (Вильнюс).
     В тяжелейших  условиях Патриарх делал всё возможное для укрепления
   Церкви и сумел провести её сквозь бури. Причину бедствий он видел во
   грехе(«грех растлил нашу землю») и призывал: «Очистим сердца наши
   покаянием и молитвой».
     Патриарха называли молитвенником народным, старцем всея Руси, отмечали
   его широкую благотворительность. Для всех обращавшихся к нему были
   открыты и двери его дома, и его сердце. «Это была действительно святость,
   величавая в своей простоте»,- говорили о нём те, кто знал его близко.
     В последний год жизни святитель Тихон был серьёзно болен, он служил
   лишь по воскресеньям и праздникам. «Следуйте за Христом! Не изменяйте
   Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу.
   Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром». Христова любовь и
   незлобие к врагам- последняя проповедь Патриарха. 5 апреля 1925 года он
   совершил последнюю литургию в храме Большое Вознесение. Скончался 7
   апреля, на праздник Благовещения, со словами: «Слава Тебе, Боже, слава
   Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Погребён Патриарх был в Малом соборе
   Московского Донского монастыря.
     В 1989 году причислен к лику святых.
     Следующий персонаж культурной композиции Преподобномученик Корнилий
   Псково - Печорский.
   Родился в 1501 году во Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и
   Марья, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем
   возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной
   жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам. Чтобы дать сыну
   образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Там,
   под руководством старцев, он возрастал в благочестии, учился грамоте,
   иконописи и многим другим ремёслам. С особенным тщанием приготовлялся он
   к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о
   благословении его на труд. Во время работы над иконой хранил особенную
   чистоту, творя в душе непрестанную молитву.
     Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом.
   Пребывание в святой обители ещё более утвердило его призвание к иноческой
   жизни.
     Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещённый и
   благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную
   среди лесов маленькую Печорскую обитель и взял с собой юного Корнилия.
   Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили
   сердце юноши духовной радостью и благоговением. Никогда и нигде ещё он
   так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие не его
   последующую жизнь.
     Вскоре он навсегда ушёл из родительского дома и принял постриг в Псково-
    Печорском монастыре. Там преподобный Корнилий вёл строгую жизнь: в
   убогой келье спал на досках, всё своё время посвящал полезному труду и
   молитве.
     В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни,
   был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15
   до 200 человек. Вставая с восходом солнца, Преподобный сам правил службу
   и отдавал все силы трудам, воодушевляя братию к выполнению устава,
   строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.
     Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он
   распространял Православие среди жителей окрестных мест- эстов и сету,
   многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий всегда
   кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом
   благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось
   сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу
   слезами.
     Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали с селений в
   леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой
   язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По
   благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря
   выходили к голодным, чтобы раздавать им варёную рожь.
     Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство
   в освобожденных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим,
   заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в
   синодики для поминовения.
     В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный
   Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин,
   просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.
     Трудами игумена Корнилия была устроена вокруг монастыря каменная ограда
   с крепостными башнями и тремя укреплёнными воротами. Обитель стала
   неприступной крепостью.
     Во время своего управления монастырём преподобный Корнилий учредил при
   обители иконописную мастерскую. В монастыре были также столярная,
   кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские.
     В середине XVI века в обители велась летопись древнего Пскова и была
   собрана богатая по тем временам библиотека.
   Преподобным написана « Повесть о начале Печорского монастыря» и одна из
   псковских летописей.
     Монастырские предания хранят память о кончине своего великого игумена.
   Ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским
   княжеством, преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую
   кончину. Когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу
   государю, то своею рукою отсёк ему голову, но тотчас раскаялся и,
   поднявши тело игумена, на своих руках понёс его в монастырь. Путь, по
   которому шёл Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор
   называется « кровавым».
     Погребён был игумен Корнилий в стенах пещеры, где пребывал 120 лет. В
   1690 году его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор.
   Следующий святой Александр Невский спас Псков во время нашествия
   крестоносцев. В 1240 году Псков в первый и последний раз за время
   средневековья был занят врагами. И именно сюда были направлены основные
   удары Ливонских рыцарей.
     Дружина князя Александра Невского освободила Псков от немецких рыцарей
   зимой 1242 года.
     5 апреля 1242 года объединённое русское войско под руководством
   Александра Невского одержало победу на льду Чудского озера.
     После этой победы Александр Невский дал псковичам суровый наказ: « Если
   кто-нибудь из моих близких прибежит к вам из плена, или в горе, или
   просто придёт к вам жить, и вы его не почтите, или не примете, то
   назовётесь вторая жидова».
     Позже псковичи показали своё гостеприимство, укрыв в своих стенах
   преследуемого внука Александра Невского.
     Далее Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.
   Мученики- те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие
   мучения и даже смерть. Они плачут и скорбят не за себя, а об ужасном
   состоянии мучителей, молятся об их исцелении и вразумлении.
   Священномученики- те, кто принял смерть в священном сане.
     Одним из них и является святитель Вениамин. Родился он в 1873 году в
   семье сельского священника Олонецкой епархии. Во святом крещении получил
   имя Василий. Ещё в детстве любил читать жития святых, жалея, что сам он
   живёт в такое спокойное время, когда нет возможности пострадать за
   Христа. Окончив в родной епархии духовную семинарию, Василий Казанский
   поступает в Санкт- Петербургскую духовную академию. В это время окрепла в
   нём решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. И в 22
   года он принимает монашеский постриг в именем Вениамин. Уже в 29 лет он
   был посвящён в сан архимандрита. Спустя ещё 8 лет (24 января 1910 года)
   архимандрит Вениамин был посвящён во епископа Гдовского. С этого дня
   началось ревностное и жертвенное епископское « послушание во славу Божию»
   святителя Церкви Христовой Вениамин. Как пастырь добрый владыка Вениамин
   всегда находил путь к сердцам простого люда, с  умилением называвшего его
   « наш батюшка Вениамин». Он был искренне любим народом Божиим. Владыку
   часто видели в самых бедных кварталах, куда он спешил по первому зову
   нуждающегося. Даже иноверцы приклонялись перед чистотой и кротостью его
   светлой души и шли к нему за советом.
     В 44 года архиепископ Вениамин становится митрополитом. Он любил
   церковные службы. Часто сам совершал богослужения в различных храмах. Его
   службы всегда были особенно благодатны.
     Однажды огонь сошёл во Святую Чашу. Как вспоминает старец Сампсон
   (Сиверс): «Огромный паучок огня вращался, вращался над Чашей - и в
   Чашу!».
     Вскоре митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Свято-
   Троицкой Александро- Невской Лавры. С мудростью духовной и житейской
   управлял он духовенством. Заботливо охранял он истинные монашеские
   заветы. Благодаря его вниманию, вся Лавра приобретала какое-то особенное,
   светлое, умилённое настроение. Сам владыка Вениамин обладал даром слёз. И
   постоянно очищал свою совесть чистосердечным исповедование своих
   помыслов.
     Но не долго суждено было длится этому благочестивому времени. Вскоре
   царя вынудили отречься от российского престола, а к власти пришли люди,
   совершенно чуждые интересам Русской Православной Церкви.
     Для России, всего народа, а вместе с ним для митрополита Вениамина
   наступила трудная пора, время страданий и мучений за веру Христову.
   Владыка призывал свою паству сохранять доброе христианское настроение в
   переживаемом всеми тяжёлом испытании. Ибо сказано: «Побеждайте зло
   добром!»  Сам он являл собой яркий пример тому. Его евангельски простая и
   возвышенная душа легко и естественно парила над копошащимися где-то внизу
   политическими страстями и раздорами. Он по-прежнему оставался чуток к
   бедам, утеснениям и переживаниям своего народа, помогая всем, кому мог и
   как умел. Но так же как и Иисус пострадал от зависти своего ученика, так
   и святитель Вениамин пострадал от людской неблагодарности. В последние
   годы своей жизни он пережил почти всё: тюрьму, суд, общественное
   заплёвание, продажность и непостоянство людей. Но ни на один миг не
   сомневался Владыка в том, что лучше кровь свою пролить и удостоится венца
   мученического, чем предать веру свою православную. Никогда не забывал он
   слова Спасителя: «Буди верен до смерти и дам ти венец живота…».
     В ночь на 13 августа 1922 года митрополит Вениамин и ещё трое преданных
   ему людей были расстреляны в нескольких верстах от Петрограда.
   Сохранились сведения о последних минутах жизни Владыки. Он шёл на смерть
   спокойно, тихо шепча молитву и крестясь. Семь раз стреляли в него и не
   могли ничего сделать. Тогда расстрельщик взмолился:- Батя, помолись,
   измучались в тебя стрелять!- Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и
   во веки веков. Аминь. –Произнёс Владыка и благословил их. Восьмой выстрел
   оборвал жизнь святителя Вениамина на 49 году.
     На братском кладбище Александро-Невской Лавры ему воздвигнут крест над
   символической могилой. Тело священномученика Вениамина лежит в безымянной
   могиле. Светлая же душа его ликует со всеми святыми в свете Лица Божия.
   Как яркие звёзды сияют святитель Вениамин и с ним весь сонм наших
   новомучеников на небе духовном и лучи их освещают и согревают наши души.
   Мы же из глубины своих верующих сердец взываем к ним: «Святителю отче
   Вениамине, отче Сергие и святые Юрие и  Иоанне, новомученицы российстие,
   молитве Бога о нас.»
     Следующий персонаж князь Довмонт. Он бежал из литовских земель вместе с
   семьёй, был принят в Пскове. В Пскове он княжил с 1266-по 1299 г. Князь
   прославился победами в сражениях с ливонским орденом, укреплением
   православной веры, своими нравственными качествами. При княжении Довмонта
   часть города была обнесена крепостной стеной (Довмонтов город). При
   крещении получил православное имя Тимофей. Его мощи находятся в Троицком
   соборе.
     Ещё один персонаж культурной композиции памятника преподобномученица
   Елизавета. Она родилась в 1864 году, была сестрой императрицы Александры
   Фёдоровны. Ежегодно Елизавета посещала Псковскую землю и одаривала Псков.
   В 1812 году она была арестована и сброшена заживо в шахту под
   Алапаевском. В 1992 году причислена к лику святых России. Частица её
   святых мощей находится в храме Александро-Невской Лавры.
     Дальше следует преподобная Марфа-внучка святого Александра Невского и
   супруга князя Довмонта. После смерти мужа она приняла монашеский постриг
   и приняла имя Марфа. В Мирожском монастыре на иконе «Знамения Божией
   Матери» со стороны Богоматери изображены молящимися князь Довмонт и его
   жена Мария. Преподобная Марфа погребена в Иоановском монастыре города
   Пскова.
     Преподобный Евфросин Псковский - следующий святой. В миру Елеазар,
   родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из того же села
   был родом и преподобный Никандр Псковский. Родители хотели, чтобы Елеазар
   вступил в брак, но он тайно ушёл в Снетогорский монастырь и принял там
   постриг.
     Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве
   преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой
   келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних
   заставила преподобного нарушить своё пустынножительство, и он стал
   принимать всех, кто нуждался в опытном старце- наставнике. Приходивших к
   нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу,
   составленному им самим.
     Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление
   иноком о достойном прохождении монашеского пути- «како подобает иноком
   прибывати».  Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря,
   как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого; богослужебной части в
   нём нет совсем.
     В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трёх
   святителей- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого,
   которые удостоили своего явления, и в честь преподобного Онуфрия
   Великого. Обитель впоследствии получила название Спасо- Елеазаровской. По
   смирению и из любви к уединённому подвигу преподобный не принял звание
   игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному
   Игнатию, жил в лесу близ озера.
     Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95- ти лет, 15 мая
   1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа
   Геннадия был поставлен образ, написанный ещё при жизни преподобного его
   учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке
   пергамента, скреплённого свинцовой печатью Новгородского архиепископа
   Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных
   собственноручно подвижниками.
     Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил
   многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли
   благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.
     Следующий персонаж внук княгини Ольги, сын князя Святослава Игоревича и
   его ключницы рабыни Малуши Владимир Святославич. Он родился в селе Будник
   Псковской области. В 969 году Владимир стал князем в Новгороде. Он
   укрепил Древнерусское государство походами на вятичей, литовцев,
   радимичей, болгар. Успешная борьба с печенегами привела к  идеализации
   личности и княжения Владимира. В народном эпосе Владимир Святославич
   получил имя Владимира Красное Солнышко. Владимир был коварен. Сначала он
   решил превратить народные языческие верования в государственную религию,
   но затем в 988 году заменил язычество христианством, которое он принял из
   Византии после захвата греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре
   византийского императора Анне.
     Последняя и самая значимая фигура культурной композиции памятника
   равноапостольная княгиня Ольга. Княгиня Ольга родилась в 890 году в
   Выбутах Псковской области. Она была великой княгиней киевской, женой
   князя Игоря. После убийства мужа древлянами она жестоко подавила их
   восстание. В 945-947 г.г. установила размеры даней для древлян и
   новгородцев, организовала административные центры-погосты. Ольга
   значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома.
   Кстати, по её желанию был выстроен Свято-Троицкий собор (см. стр.1) .
   Существует даже предание, что Ольга увидела, как три луча светят с неба и
   скрещиваются в одном месте, это самое место и было взято под
   строительство собора, который стоит и по сей день, являясь бесценным для
   каждого псковича. В 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла там
   христианство, её христианское имя Елена. Она правила государством в годы
   малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его
   походов. В 968 году она руководила защитой Киева от печенегов.
     Что касается основной идеи памятника, то в этом памятнике автор хотел
   отобразить родовую преемственность и утверждение православной веры на
   Руси. Поэтому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно
   охраняет князя Владимира-будущего крестителя Руси, держащего в руках
   икону. Пройдут десятилетия, прежде чем мальчик станет князем и мужем, и
   принесёт на Русь веру православную, объединившую все земли и все народы
   княжества.



   Список  литературы:

      . Псково - Печорский вестник. 1473-2000;
      . Канонизации новомучеников Российских. 1991 с.62-109;
      . Житие князя Всеволода- Гавриила. 1992;
      . Псковские чудотворцы.
      . Клепинин Н. А. « Святой и благоверный князь Александр Невский».
        1993;
      . Большая Советская энциклопедия.
      . Газета « Новости Пскова».


   [pic]

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru