Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Ставрополье в древности

Работа из раздела: «История»
      Лицей №104
г. Минеральные Воды



Реферат
по
Истории
«Ставрополье в древности»



Ученика
11 «А» класса
Балабан Ю.
Преподаватель
Дирина Л. Р.

План:
Ставрополье в Древности
Каменный век
Кобанская культура
Майкопсая культура
Племена скифов



Знаете ли вы, что весь Кавказ, включая и наше Ставрополье, в науке
понимается как одно ищ мест обитания древнейшего человека. Самые ранние
находки следов деятельности человека в нашем регионе относятся к
древнекаменному веку – нижнему палеолиту. Это примитивные каменные орудия:
режущие кремневые пластины и отщепы. Известны и археологические находки и
на территории Ставрополья, относящиеся к более поздней эпохе – верхнему
палеолиту. На территории края, в его современных границах, памятники
неолита единичны.
      В IV тысячелетии до н. э. На Кавказе появляются металлические изделия
из меди и ее сплавов. В науке принято считать, что эпоха ранних металлов
начинается с использования меди, отсюда и название энеолит, что значит
медно – каменный.
      В начале III – тысячелетия до н. э. На территории Пятигорья и
Ставропольской возвышенности жили племена так называемые майкопской
культуры. Культура получила свое название от местонахождения кургана Ошад,
раскопанного учеными в 1897 году в Майкопе.
      С 1973 года ведутся широкие исследования археологических памятников в
степных, центральных и северо - восточных  районах и на Кавминводах,
развернувшихся в связи с мелиорацией края. Наряду с каменными топорами в
это время использовались и предметы из бронзы и меди. Мастера уже умели
обрабатывать драгоценные металлы – серебро и золото, что видно из раскопок
курганов Майкопа. Со времени открытия Майкопского кургана установилась
точка зрения на развитие майкопского общества как патриархально – родового,
с ярко выраженной властью родоплеменных вождей. Основываясь на анализе
погребального материала установили, что было три слоя общества: вождь
племени, родовые старейшины и патриархальные рабы.
      Второе тысячелетие до н. э. Майкопской археологической культурой уже
не связывается. Видимо в это время местные племена Центрального
Предкавказья, называемые учеными как племена майкопской культуры, были на
стадии актуально исчезновения. В наших территория на обширных пространствах
Северного Кавказа климат довольно резко изменился в сторону похолодания,
засухи, что подорвало, что подорвало сложившиеся хозяйственные культуры.
Ареал этой культуры определялся весьма широко. На юге – вплоть до Главного
Кавказского хребта, на западе – до верхней Лабы, на востоке – до скалистых
хребтов Дагестана. На севере и северо – западе границы северо – кавказской
культуры общности эпохи бронзы определяются очень приблизительно.
      Самым распространенным видом погребальных сооружений северокавказской
культуры являются курганы, при строительстве которых, устройстве погребений
широко используется камень. Им укреплялось кольцо в центре насыпи,
окружающее погребение, устраивавшееся в яме. Погребальные ямы зачастую
забрасывались камнем.
      Исследователи древней истории Северного Кавказа считают, что именно
во втором тысячелетии были освоены высокогорные луга, на которых в теплое
время года выпасают скот. На зиму его отгоняли на равнину. Так оформлялось
характерное в дальнейшем для Кавказа полукочевое скотоводство.
      В меньшей степени население этой культуры занималось земледелием. К
тому времени относят найденные на Ставрополье бронзовые серпы. Из метала
делались различные бытовые вещи, начиная от крупных топоров и молотков,
кончая тонкими иглами, изготавливались медные и бронзовые и медные
застежки.
      Признаки социального расслоения общества того времени почти не
прослеживаются. Резкие контрасты в устройстве погребальных сооружений и в
инвентаре погребений, столь бросающиеся в глаза в майкопской культуре,
здесь почти неизвестны.

            С XIV – XIII вв. до н. э. В горах и ущельях Центрального Кавказа
    складываются черты новой, кобальской культуры, знаменитой достижениями в
       области обработки бронзы и благородных металлов. Эта культура исконно
  кавказского населения названа по имени селения Верхний Кобан, находящегося
       в ущелье реки Гизельдон. В ареал кобанской культуры попадает, главным
         образом, горная и предгорная часть нашего края: Пятигорье и Верхнее
                                                                 Прикубанье.

      На территории Ставрополья открыто несколько кобанских поселений и
могильников. Для этой культуры характерна посуда определенных форм: миски,
с округлыми, плавно загнутыми во внутрь краями, кубки, одноручные кувшины и
бокалы. Кобанское прикладное искусство поражает универсальностью рисунка,
острой наблюдательностью и поистине блестящим мастерством художника.
      Во втором тысячелетии до н. э. Был открыт способ получения железа из
руды, причем на заре железного века он был единственным, продержавшийся в
течение многих столетий. Это сыродутный процес, иначе кричный, так как
полученный железный вар назвали крицей. Развивается и кузнечное ремесло.
      Внедрение железа ускоряло развитие земледелия и скотоводства. Еще со
времен неолита прогресс земледелия долго был ограничен возможностями
каменных мотыг, серпов, затем медных и бронзовых орудий. В земледельческих
племенах намечалось выделение ремесленников, занятых выработкой железа,
кузнечеством, производством различных изделий из бронзы, драгоценных
металлов, гончарством. Кричная варка и само изготовление железных предметов
порождали неуверенность в положительном результате, а потом сами мастера
вынуждены были обставлять свое дело множеством религиозных запретов.
      История Ставрополья в раннем железном веке неразрывно связана с
историей выдающегося народа юга – скифами. О могущественных конниках –
лучниках, задававших тон в сложных политических отношениях Востока,
рассказывает Библия древнегреческие историки.
      Геродот повествует о 28 летнем господстве скифов в Азии. Нарушив союз
с Ассирией, в 612 году до н. э. Они с мидянами разрушили ее столицу Ниневию
– крупнейший город древнего мира.
      Следовательно, с самого начала своей истории скифы связаны с
Предкавказьем и с территорией Ставрополья. Это передвижение скифов в
Предкавказье, затем в Приозовье.
      С конца VII – начала VI века до н. э. Культура степного юга Восточной
Европы становится однородной, лишь незначительно отличаясь в различных
районах. Она по праву может считаться скифской. Сосредоточено множество
незначительных предметов быта и оружия: металлических, золотых и серебряных
сосудов, оружия украшенного золотой и серебряной поделкой. В Прикубанье и
на Ставрополье открыты поразительные по богатству и значению памятники.
Погребения устраивались с варварской роскошью и богатством.



Использованная литература:

1. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru