Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад])

Работа из раздела: «История»

                            ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ
                          ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
                                 (1060-1110)

   1. Предмет исследования.
   Анализируется отрывок «Повести временных лет», записи с 1060  (6568)  по
1110 (6618) включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент летописи.

   2. Исторические условия.
   Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого  (1019-1054).
Это – период складывания  феодальной  раздробленности.  Власть  самовластных
правителей удельных княжеств - местных князей - все более  усиливается,  все
сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее  становится
власть Великого киевского князя, которая  после  смерти  Мстислава  Великого
(1125-1132)  становится  чисто   номинальной.   Междоусобные   войны   между
удельными князьями опустошают Русскую землю. Каждый из  них  руководствуется
своими  личными  меркантильными  интересами,  заботится  лишь  о   благе   и
процветании  собственного  княжества,  стремится  подчинить  себе   соседей,
возвыситься над ними, сев на киевский стол. В силу этих и  множества  других
причин каждое отдельное  княжество  оказывается  неспособным  своими  силами
противостоять иноземным нашествиям. Более того, очень часто  русские  князья
в собственные  междоусобицы  втягивают  войска  соседних  народов:  поляков,
половцев  и  других.  Все  это,  без  сомнения,  со  всех  сторон  ослабляло
Древнерусское государство.

   3. Образ иноплеменников.
   В промежуток с 1060 по 1110 год  в  летописи  упоминаются  разнообразные
народы, с которыми Русь так или  иначе  имела  какие-либо  контакты.  Это  и
греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.
   Наиболее часто, более 50  раз,  на  страницах  анализируемого  фрагмента
«Повести временных лет»  встречаются  упоминания  о  половцах  -  обитателях
поднепровских  степей,  беспокойных  и  воинственных  соседях  древнерусских
княжеств. Впервые упоминание  о  половцах  встречается  в  записи  под  1061
годом:  «Впервые  пришли  половцы  войною  на  Русскую  землю»,  –  сообщает
летописец.
   Именно по отношению  к  половцам  хронист  применяет  наиболее  яркие  и
выразительные эпитеты. Чаще всего он называет  их  «погаными».  Однако  этот
термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец  использует  в
несколько ином значении. Дело в том, что  русское  прилагательное  «поганый»
происходит от латинского «paganus», что значит «язычник».  Поэтому,  называя
половцев «погаными», автор «Повести временных  лет»  прежде  всего  имеет  в
виду их конфессиональную принадлежность,  или,  вернее  сказать,  отсутствие
таковой.  Более  десяти  раз  в  анализируемом  фрагменте  применяется  этот
эпитет.
   Вообще,   главным   фактором,   определяющим   отношение   хрониста    к
иноплеменникам,  является  их  конфессиональность.  Отсутствие  у   половцев
принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие,  а  в
отдельных случаях и неприязнь летописца.
   Наиболее сильные эпитеты  применяет  автор  «Повести  временных  лет»  к
врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-
Печерского  монастыря  половцы  характеризуются  и  как  «безбожные  враги»,
«окаянные». Половецкий хан Боняк  удостоился  даже  названия  «шелудивым»  и
сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями», –  оскорбителями,
прежде  всего,  христианских   святынь,   храмов,   монастырей.   Некрещеные
иноплеменники для него – «безбожные сыны Измаиловы,  посланные  в  наказание
христианам», проливающие христианскую кровь,  губящие  христианские  души  и
русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвие христианской  веры
во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду  с  патриотизмом,
его отношение к воинственным иноплеменникам.

   4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников.
   Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и  по-своему
осмыслял историю, давая ей во многом отличное  от  современного  толкование.
Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых,  свойственных  человеку
того времени позиций.
   Рассматривая  то,  как  средневековый  летописец  осмыслял  исторические
события,  необходимо  постоянно  делать   поправку   на   свойственное   ему
мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое  событие
происходит по божьему промыслу, по  неисповедимой  воле  всевышнего.  Именно
Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет  их  благие
действия. Однако в то же время он же и  направляет  врагов  на  разграбление
земель христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением  на
реке Альте в 1068 году летописец сообщает:  «Наводит  Бог,  в  гневе  своем,
иноплеменников  на  землю,  и  тогда  в  горе  люди   вспоминают   о   Боге;
междоусобная же война бывает от дъявольского соблазна»  [122][1].  И  далее:
«Когда же впадает в грех какой-либо  народ,  казнит  Бог  его  смертью,  или
голодом, или нашествием поганых...»  [122].  В  записи  за  1093  год  можно
прочитать: «Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а  нас  наказывая,
чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает  он  нас  нашествием  поганых;
это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути  своего»
[159].
   В пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие  имело  свой,
совершенно определенный смысл. Если битва происходит  в  один  из  церковных
праздников, то в зависимости от  ее  исхода,  хронист  воспринимает  ее  как
господне благоволение, или, напротив,  как  особо  тяжкое  наказание.  После
двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в  праздники  Вознесения
Господня и в день  святых  мучеников  Бориса  и  Глеба,  он  приводит  слова
библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни  ваши  в  рыдание»
[160].
   Точно так же трактуются автором  «Повести  временных  лет»  и  природные
явления, которые  становятся  для  него  «знамениями»,  предвещающими  исход
сражения. «Знамения ведь на небе,  или  в  звездах,  или  в  солнце,  или  в
птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения  эти  ко  злу  бывают:
или войну предвещают, или голод,  или  смерть»  [121].  Знамение  называется
добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если  происходит
обратное. За 1102 годом хронист записал: «Знамения ведь бывают одни  к  злу,
другие же к добру» [202].
   Иноплеменники часто  привлекаются  русскими  князьями  к  участию  в  их
междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной  военной  силы
привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в  распрях  не  могут
противостоять  врагу  поодиночке,  подвергая  Русь  опустошительным  набегам
соседей. На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить  усобицы:
«Зачем губим русскую землю, сами между собой  устраивая  распри?  А  половцы
землю нашу несут розно и рады, что между нами  идут  войны»  [188].  В  этом
фрагменте, безусловно, вразилась и воля  самого  летописца.  Положить  конец
бесконечным   распрям   удельных   властелинов,   дать    достойный    отпор
опустошительным набегам иноплеменников, восстановить  величие  и  могущество
Руси – вот истинный посыл и  страстное  желание  автора  «Повести  временных
лет», к несчастью, как  показала  история,  лишенное  всяческой  надежды  на
осуществление.

-----------------------
[1] Здесь и далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании:
Повесть временных лет (Перевод Д.С.  Лихачева).  Серия  Азбука-Классика.  М,
1997.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru