Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Хозяйство и быт Степной Скифии

Работа из раздела: «История»
                     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  УКРАИНЫ
                          Гуманитарная гимназия № 2



                                       Историко –географическое  направление



                     Хозяйство  и  быт  Степной  Скифии



                                            Научно –исследовательская работа
                                                       ученика  11-А  класса
                                                   гуманитарной  гимназии №2
                                                            Сиротина Дмитрия



                             Николаев , 2001 г.



                                    ПЛАН



I . ВСТУПЛЕНИЕ .



II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
      1 . Хозяйственная деятельность скифов :
           а) скотоводство ;
           б) земледелие ;
           в) домашнее производство ;
      2 . Быт :
           а) жилище ;
           б) одежда ;
           в) утварь ;
           г) пища ;

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .



                                 ВСТУПЛЕНИЕ


    Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос
развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях
Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более
цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из
книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ
великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они
жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,
выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас
опустились , скорбь объяла нас…


Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со
всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы
наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории
Украины крупное политическое объединение .


     Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать
скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что
скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали
от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца
к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться
или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни
городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы .
Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские
могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и
пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы
или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная
черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как
их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории
Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .

    Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района
города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён ,
которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III
века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного
Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи
способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например :
земледелие ,скотоводство .
    Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским
скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие
скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре
о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому
аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно
дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен
был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы ,
из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота
и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .
   Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по
отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было
нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его
в могилу .
    До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и
роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так
что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало
заметное социально –экономическое расслоение .
    Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник
обогащения –торговля с греческими колониями на  Черномор-ском побережье .
Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли
что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд ,
меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие
предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .
    Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни
возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .
Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву
–животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени
, кони , львы изящных скифских амфор .
    Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической
Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов
Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но
сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским
миром втягивали скифов и в его конфликты .
    Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт
Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый
уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто
положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести
информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения
скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где
я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития
Николаевщины да и всего юга украинских земель .
 В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной
деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в
быту(жилище , одежда , утварь, пища).

                               Основная часть



                                  Хозяйство


 Скифы -наиболее  яркие  представители  ранних евразийских  номадов.
Поэтому  все  стороны их  жизни ,в  том  числе  хозяйство, носят
отчетливый  отпечаток  кочевого  способа  жизни .Здесь  мы  не  касаемся
вопросов  экономики, по  отношению  к  которой  хозяйство  является
подчиненным  попятием .За  пределами  работы  также  осталась  проблема
взаимодействия Степной  Скифии  с  античными  центрами  Северного
Причерноморья ,в  экономическую систему  которых  входила  экономика
номадов . Из  всех  сторон  хозяйства  отображены  наиболее важные  его
составляющие : скотоводство , земледелие  и  домашнее  воспроизводство.

                                Скотоводство

    Главным  занятием  скифского  населения  Степной  Скифии  долгое  время
 было  КОЧЕВОЕ  СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал  Геродот : “не основывают  ни
городов , ни  укреплений , но  все  они , будучими  стрелками , возят  свои
 дома  с  собой , получая  пропитание  не  от  плуга, а  от  разведения
домашнего  скота ...” . Кочевое  скотоводство  Степных  Скифов основывалось
на разведении  и круглогодичном  содержании  под  открытым  небом  стадных
копытных  (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении  достаточно
 долгого  времени , т.е.  весь  период  скифской архаики , этот  вид
хозяйства  был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с
середины V в. до н.э. в долине  Днепра  и на  ближайших  к  ней  участках
степи начинает  возникать  новая форма  скотоводства -полукочевая ,
предполагающая  зимнее  содержание  скота  в  загонах  с  подкормкой  его
твердыми  кормами . Длительное  время - вплоть  до  гибели  Великой Скифии
- эти  два  вида  скотоводства   сосуществовали , составляя  экономическую
основу  политического  объединения именуемого  Великая Скифия.
    Но  вернемся  к  кочевому  скотоводству , определяющему  хозяйственно-
культурный  облик  степи  в  период  скифской  архаики  и  сохраняющему
свое  значение  и  в  среднескифский  период . Наиболее  благоприятные
природные  условия  для  ведение  чисто  кочевого  скотоводства
существовали  в  самой  южной  и  средней  природных  подзонах  степи
(территории  нынешней  Одесской , Николаевской , Херсонской  и  Донецкой
областей) . В  составе  стада , определяемого  по  остатку  костей  в
погребениях  и  в  насыпях  курганов , преобладали  животные , способные  к
 длительным  перекочевкам - лошади  и  овцы , в  меньшей  мере
присутствует  крупный  рогатый  скот . Об  экстерьере  животных  можно
судить  по  изображениям  на  предметах  скифской  торевтики - в  первую
очередь  на  Пекторали  из  кургана  Толстая  Могила , что  на
Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6)  на  чаше  из  Братолюбовского  кургана
на  Херсонщине (рис.1;3) .
    Сведений  об  организации  скотоводческого  хозяйства  мало . Учитывая
особое  значение  качества  пастбищ , расположение  водопоев  и
особенности  выпаса  лошадей  и  овец , можно  предположить , что  основная
 направленность  сезонных  перекочевок  кочевников - от  водораздельных
пастбищ  весной  и  летом -  в  долине  рек  , на  подовые  и  пойменные
пастбища осенью  и  зимой . Возможным  местом  зимовки  кочевников  была
пропойменная  зона  Днепра . Не  случайно  Геродот  писал , что  Борисфен
(Днепр) “предоставляет  прекраснейшие и изобильные  пастбища  для  скота”.
 Именно  в  этих  районах  по  археологическим  материалам  прослеживается
возникновение  первых  зимовок  скифов , затем  превращающиеся  в
стационарные  поселения.
    На  рубеже  V-VI вв.  до н.э.  в  экономике  Степной  Скифии
происходят  значительные  изменения . Некогда  плодородные  пастбища
Северного  Причерноморья  под  воздействием  непомерного  выпаса  животных
и  ряда  других  негативных  влияний  человеческой  деятель- ности
ухудшаются . Вытаптывание  пастбищ происходит в первую  очередь  на
водоразделах . Это  закономерный  процесс  развития  любого  кочевого
общества . Также  закономерности  и  поиски  человеком  лучших  условий
существования  и  попытки  изменить  хозяйство , приспособившись  к  новым
условиям . Так  на рубеже  V  и  IV  вв.  до  н.э.  возникает  полукочевое
скотоводство .
    В  стаде  полуосёдлых  скифов  начинает  преобладать  крупный  рогатый
скот , меньше  становится  лошадей  и  овец . По  внешним  признакам  они
мало  чем  отличались  от  скота  кочевых  скифов (рис. 2;2-6) . В  костных
 материалах  поселений  полуосёдлых  скифов  фиксируются  кости  домашней
свиньи .
    Кормовую  базу  полукочевого  скотоводства  составляли  пойменные
пастбища , использование  которых  не  требовало  длительных  перекочевок .
На  левом  берегу  Днепра  выделяются  три  массива  плавневых  пастбищ
-Великий  Лук  , Малая  и  Большая  Плавни , на  правом  берегу -
Базавлукские  плавни .
    Ближе  к  ним  в  начале  IV  в.  до  н.э.  и  переселяется
большинство  степных  скифов . Здесь  почти  одновременно  возникает  более
 100  поселений , селищ  и  городищ  степных  скифов . Обычно  они
группировались  вокруг  городищ - укреплённого  поселения , защищённого
земляным  валом  высотой  более  2  м. Наиболее  изучённым  является
Каменское  городище ,
расположенное  на  левом  берегу  Днепра  в  г.  Каменка-Днепровская
Запорожской  обл . За  валами  внутри  территории  городища  располагалось
несколько  разновременных  посёлков . Переходящие  к  полукочевому  образу
жизни  скифы  этим  валом  как  бы  отделялись  от  других , закрепляя  за
собой  пастбища  обширной  поймы . За  пределами  городища , на  расстоянии
 1-3 км  по  берегам  небольших  балок  и  над  поймой  формируется  округа
 городища , состоявшая  из  небольших  незащищенных  поселений , селищ ,
зимовок . В  систему  Каменского  городища  входит  также  Лысогорское
городище . В  этой  системе  оно  играло  особую  роль , которая
выражалась  в  поставке  всему  региону  твердых  кормов , о  чем
свидетельствуют  большие  зерновые  ямы  этого  памятника . С  памятниками
оседлости  Каменского  региона  связаны  обширные  курганы  могильники -
Момай-гора , Солоха  с  группой  курганов , Ильинские , Знаменские  и  др.
могильники .
    Особую  группу  составляют  скифские  памятники  о.  Хортица , которые
группируются  вокруг  Савутинского  городища , защищавшего  единственный
на  Днепре  брод . Оно  укреплено  не  только  земляным  валом , но  и
сырцово-деревянными  конструкциями  на  нём . Городище  окружали  поселения
 и  селища , а  также  безкурганные  могильники .
    Подобную  структуру  имел  правобережный  регион  оседлости  с
центральным  Капуловским  городищем , посёлками  и  селищами  вокруг  него
и  курганами  могильниками  типа  Кутянского , Никопольского ,
Капуловского, группы  Чертомлыка  и  др .
    Таким  образом  в  Степной  Скифии  выделяются  особые  структуры
-эколого-экономические , состоящие  из  городища-центра , расположенного
на  пересечении  торговых  путей , расселенческой  зоны , в  которой
сосредоточены  неукреплённого  поселения  и  селища , и  зоны  фильтрации
ресурсов  с  единичными  и  многочисленными  погребальными  памятниками . В
 Степной  Скифии  таких  районов  пять : Каменский , Капуловский ,
Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье  входило  в
Ольвийский  эколого-экономический  район .
    Оценивание в целом  скотоводство  степных  скифов , отметим , что  эта
отрасль  имеет  главную  роль  на  каждом  этапе  развития  хозяйства
степных  скифов . Изменялись  лишь  формы  её  организации - если  в
период  скифской  архаики  существовало лишь  кочевое  скотоводство , то  в
 среднескифский   период  существуют  две  формы  организации  скотоводства-
 кочевая  и  полукочевая .


                                 Земледелие

    Раскопки  поселений  Поднепровья  свидетельствуют  о  том , что  на
рубеже  V-VI  вв.  до  н.э.  тут  формируется  новая  отрасль  экономики
Степной  Скифии - земледелие . Земледелие  степных  скифов  не  связано  со
 способами  обработки  земли , применявшимися  в  Поднепровье  в  период
поздней  бронзы . Земледелие  скифов  возникло  из  потребностей  скифского
 кочевого  хозяйства  и  было  ориентировано  на  производство  твёрдых
кормов , столь  необходимых  для  подкормки  скота  в  зимнее  время . По-
видимому , к  IV  в.  до  н.э.  пастбища  днепровской  поймы  перестали
обеспечивать  кормами  скот  в  зимнее  время  и  появилась  необходимость
в  запасах  пленчатого  ячменя  и  проса . Именно  эти  культуры
преобладают  в  зерновых  ямах  городища  Лысая  Гора .
    Палеоэкологическая  ситуация  в  степи  в  этот  период  стала
причиной  сложения  “скифского”  степного  земледелия . В  видовом
отношении  среди  культурных  растений  преобладали  засухоустойчивые :
просо  обыкновенное , ячмень  пленчатый , в  меньшей  степени - полба . В
обработке  земли  использовался  перелог . На  небольшом  участке  целены
жгли  травостой , потом  при  помощи  ручного  деревянного  орудия (ни
одного  плуга  пока  на
территории  Степной  Скифии  не  найденно)  её  обрабатывали  и  засеивали
. Через  год-два  участок  запускали  в  перелог , который  использовался
как  пастбище . Приблизительно  через  десять  лет  участок  вновь
обрабатівался .
    Таким  образом , земледелие  степных  скифов  в  IV  в.  до  н.э.
играло  вспомогательную  роль  в  хозяйстве  степных  скифов  и  было
подчинено  скотоводству . Объёмы  его  производства  обеспечивали  лишь
минима-льные  потребности  населения  в  кормовом  зерне , и  его  вывозе
или  о  товарном  характере  земледелия  в  степи  говорить  не
приходится. Этим  земледелие  в  степи  по  сути  отличается  от  античной
земледельческой  системы , ориентированном  не  только  на  внутренние
потребности  античных  центров  Северного  Причерноморья , но  и  на  вывоз
 определённой  части  хлеба  в  Грецию .

                           Домашнее  производство

    Все  виды  домашнего  производства  степных  скифов - деревообработка ,
обработка  камня , изготовление  посуды , обработка  скотоводческого  сырья
, прядение  и  ткачество  были  полностью  обеспечены  собственным  сырьём
. Зависимость  от  природных  ресурсов  обусловила  концентрацию  основных
видов  домашнего  производства  степных  скифов  в  Поднепровье . Именно  в
 пойме  Днепра  были  сосредоточены  леса-сырьё  для  деревообработки .
Использовалась  древесина  дуба , ясеня , бука , граба ,   клёна , берёзы ,
тополя, ольхи , липы , ивы . Способы  обработки  древесины  степными
скифами  довольно  сложны - здесь  и  рубка , и  раскол  ствола  дерева
при  помощи  клиньев , и  лицовка  поверхности  долотом , теслом , и
гнутьё , и  долбление . Т.е.  деревообработка  у  степных  скифов
достигала  значительного  уровня  развития  и  находилась  на  стадии
превращения  в  ремесло .
    Как  и  обработка  дерева , обработка  камня , была  сосредоточена  в
Степном  Поднепровье , где  расположены  мощные  выходы  гранита  и
песчаника . Уровень  специализации  в  обработке  этих  материалов  в
раннем  железном  веке  оставался  достаточно  низким  и  это  производство
 не  вышло  за  пределы  домашнего .
    Домашний  характер  имели  прядение  и  ткачество , появившееся  в
среде  осёдлых  скифов  в  среднескифский  период . Сырьём  для  этих
видов  домашнего  производства  были  шерсть , конопля , крапива  и ,
возможно ,  лён . Геродот  так  описывает  сырьё  для  прядения  и
ткачества  у  скифов : “ Растёт  у  них  в  стране  конопля  более  всего
напоминающая  лён , от  которого  отличается  высотой  и  толщиной . Этими
качествами  конопля  немного  превосходит  лён . Она  растёт  и  сама  по
себе , и  посеянная . Из  неё  скифы  делают  себе  одежду , чрезвычайно
похожую  на  льняную . Тот , кто  не  очень  хорошо  её  знает , не
различит - из  льна  эта  одежда  или  из  конопли ; тот , кто  вовсе  не
видал  конопли , считает , что  одежда   льняная .“



                           Обработка  скотоводческого  сырья  также
осуществлялась  в  рамках  домашнего  производства . Кочевники  были
умелыми  косторезами . Об  этом  свидетельствуют  раскопки  хозяйственного
комплекса  на  Каменском  городище , мастером  которого  изготовлялись
костяные  ручки  к  ножам  и  шильям , а  также  сами  ножи , костяные
орудия  для  обработки  кож . Сравнение  материалов  этой  мастерской  с
находками  ножей  с  костяными  ручками  в  погребениях  Степной  Скифии
позволяют  говорить  о  том , что  мастерская , обнаруженная  на  Каменском
 городище , снабжала  своими  изделиями  всё  Степное  Поднепровье .
    Степные  скифы  обрабатывали  шкуры  животных  , шили  из  них  одежду
, умели  валять  войлок (о  чём  свидетельствуют  находки  войлока  в
кургане  Вишневая  могила ) , делать  верёвки  из  сухожилий  лошадей ,
кожаную  утварь  из  шкур , плетёные , крученые  или  шитые  ремни  для
упряжи , т.е.  почти  всё  необходимое  в  скотоводческом  хозяйстве
производилось  в  нём  же .
    Основные  виды  повседневной  утвари  также  производились  самими  же
скифами . К среднескифскому  периоду  скифянки  полностью  усвоили  способы
 лепки  посуды . К  этому  времени  в  скифском  быту  утвердились
наиболее  рациональные  формы  посуды , удобные  при  кочевом  и
полукочевом  образе  жизни (в  основном  горшки  средних  размеров  и
небольшие  миски ) , своя  орнаментация  посуды . Т.е. , к  началу
среднескифского  периода  сформировался  так  называемый  степной  скифский
 керамический  комплекс . В  основном  эта  посуда  для  приготовления
мясной  и  молочной  пищи . Изготовление  такой  посуды  не  было
централизованным - каждая  хозяйка  могла  вылепить  необходимое  ей
количество  посуды  и  обжечь  её  на  костре . Как  видно  из  описанного
 выше , у  степных  скифов  ремесла  как  такового  не  было . Ремесленные
изделия , которые  встречаются  в  скифских  памятниках , в  большинстве
случаев  поступали  сюда  из  Лесостепи  или  из  античных  центров
Северного  Причерноморья .
    Земледелие  появилось  в  Степной  Скифии  в  конце  V - начале  IV
вв.  до  н.э. -  в  начале  как  дополнительный  компонент  скотоводческой
  экономики . Возникает  оно  из  потребностей  скотоводства - для
расширения  кормовой  базы  последнего . Лишь  в  “позднескифское”  время
земледелие  под  влиянием  античности  превращается  в  самостоятельную
отрасль  экономики  Нижнего  Поднепровья .Земледелие  степного  региона  на
 протяжении  всего  периода  существования  Степной  Скифии  оставалось
дополнительной  отраслью , ориентирован-ной  на  потребления  внутри
общества . О  его  товарности  и  вывозе  зерна  за  пределы  Степной
Скифии  говорить  не  приходится .
                                   Б  ы  т
    С  хозяйством , способом  жизни  народа , неразрывно  связан  его  быт
. Он  играет  роль  связующего  звена  между  производственной
(хозяйственной )  и  непроизводственной  сферой  жизни . В  связи  с  этим
изучение  быта  представляет  особый  интерес . Кроме  того , быт , точнее
его  основное  составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно
полно  представлены  археологически .

                                 Ж и л и щ е

    Одним  из  основных  элементов  материальной  культуры , отражающих
приспособление  человека  к  условиям  обитания , является  его  жилище .
Подвижный  образ  жизни  кочевников  диктовал  выбор  лёгких  строительных
материалов . Тип  жилища  отвечал  не  только  требованиям  окружающей
среды , но  и  техническому  уровню  эпохи , специфике  местных
строительных  материалов .
    Первому  периоду  кочевания , когда  кочевники  не  имеют  определённой
 территории  для  кочевания  и  передвигаются  на  значительные
расстояния , присущи  единственный  вид  жилища - повозки  с  крытым
верхом . Существование  у  скифов  таких  передвижных  жилищ  фикси –
руется  в  первую  очередь  письменными  источниками . Гиппократ  подробно
сообщает  о  кибитках  скифов : “ Наименьшие  бывают  четырёхколёсные , а
другие - шестиколёсные : они  не  проницаемы  для  света  ни  для  ветров .
В  эти  повозки  запрягают  по  две  или  три  пары  безрогих  волов . В
таких  помещаются  женщины , а  мужчины  ездят  верхом  на  лошадях “ .
Остатки  повозок  зафиксированы  в  12  погребениях  Степной  Скифии .
Таким  образом , жилище  кочевника - скифа  периода  архаики
реконструируется  как  один  из  вариантов  кочевнического  крытого
войлоком  или  шкурами  шалаша  на  повозке .
    Во  второй  половине  V-VI  вв.  до  н.э.  определяются  пастбищные
территории . В  местах , наиболее  пригодных  для  зимнего  выпаса  скота
возникают  зимовья . По - прежнему  основным  видом  жилища  является
повозка , плетеный  верх  которой  снимается  и  превращается  в  наземное
жилище .
    Позднее  появляются  сооружения  с  углублённой  в  землю  основой -
полуземлянки  или  землянки . Следы  подобных  жилищ  исследованы  на
скифском  городище  Лысая  Гора  у  г.  Васильевка  Запорожской  обл .
Такая  полуземлянка  имела  небольшое  круглое  в  плане  основное
помещение  и  круглое  входное . Наземную  часть  сооружения  можно
восстановить  как  конический  шалаш , покоящийся  на  вертикальных  стенах
 без дополнительного  крепления  крыши .
    В  расположении  входов  в  жилище  Каменского  и  Лысогорского
городища  проявляется  одна  общая  закономерность . Большинство  остатков
дверных  проёмов  располагается  в  южных  или  юго - западных , западных
стенах  раскопанных  жилищ . В  соответствии  с  этнографическими  данными
, например , по  кочевым  казахам , входы  в  жилище  на  зимовниках
располагались  с  подветренной  стороны . В  холодное  время  года  в
Поднепровье  преобладают  восточные  и  северо - восточные  ветры .
Сопоставляя  “ розу  ветров “  в  холодную  пору  года  и  планы
строительных  остатков , можно  заметить , что  скифы  также  располагали
входы  в  свои  жилища  с  подветренной  стороны . Жилища  строились
самими  скифами - специальных  знаний  для  возведения  столь  простых
сооружений  не  требовалось .
    Сведения об  интерьере    жилищ  довольно  скудны . Края  полуземлянок
могли  использоваться  как  круговые  скамейки  или  лежанки . Земляная
скамейка  или  лежанка , расположенная  в  торцевой  части  одной  из
полуземлянок  городища  Лысая  Гора  имела  высоту  0,40  м . , в  ширину
0,50  м . Подобное  сооружение  прослежено  в  землянке  на  поселение
Первомаевка .
    В  жилищах  Каменского  городища  и  на  Лысой  Горе  выявлены  остатки
 очагов . Для  жилых  помещений  городища  Лысая  Гора  характерны
открытые  очаги  открытой  формы . Очаг  одной  из  полуземлянок  был
обложен  поставленными  на  ребро  небольшими  камнями . Изнутри  они
обмазаны  глиной , которая  была  прожжена  на  2-3  см.
    Для  освещения  жилищ  использовались  глиняные  светильники . Один  из
 них  найден  в  полуземлянке  на  поселении  Лысая  Гора . Он  изготовлен
из  лепного  горшка  с  отбитым  горлом  и  имел  на  стенках  сквозные
отверстия  для  подвешивания . На  внутренней  поверхности  сосуда -
толстый  слой  нагара . В  качестве  светильника  использовались  иногда
лепные  чашечки , подобные  находкам  из  материалов  поселений  у с. Нико
- лаевка .

                                 О д е ж д а

    Раскопки  скифских  погребений , как  богатых , так  и  бедных ,
немногочисленные  изображения  скифов  на  предметах  торевтики  позволяют
реконструировать  их  одежду . Изображения  на  куль–обском, воронежском ,
гайманском  сосудах  , на  “шлеме”  из  Передериевой  Могилы  позволяют
представить  внешний  облик  скифа - воина . Остроконечные  кожаные
башлыки  закрывали  голову . Кожаные  безрукавки  со  свисающими  острыми
концами  пол , застеганные  влево  и  опущенные  мехом  надевались  поверх
рубах  с  длинными  рукавами . Верхней  одеждой  были  плащи  из  кожи
иногда  даже  человечьей : “ Многие  из  них  делают  из  содранной  кожи
верхние  плащи  с  тем , чтобы носить , сшивая  их  , словно овчины ” .
Длинные  кожаные  штаны  напоминающие  шаровары  и  мягкая  обувь  без
каблука (или  скифики )  завершали  мужской  костюм .
    Женскую  одежду  восстановить  труднее , так  как  изображения  женщин
немногочисленны . Основным  источником  для  восстановления  женского
костюма  остаются  женские  погребения . По  положению  бляшек  в  районе
головы  можно  восстановить  головной  убор - в  виде  кокошника  или
конуса , обшитого  золотыми  бляшками . Изредка  голову  украшали  повязки
- стленгиды , метапиды . Основу  одежды  составляло  платье - рубашка  с
длинными  рукавами , поверх  которого  одевался  плащ  без  рукавов ,
обшитый  золотыми  бляшками . Серьги , ожерелья , гривны  и  перстни  из
золота , серебра  и  бронзы , стеклянные  или  пастовые  бусы ,
многочисленные  золотые  нашивные  бляшки (рис. 4)  дополняли  одежду
любой  скифянки . Л.С.  Клочко  провёл  реконструкцию  скифского  женского
костюма , что  показано  на
рисунке  3 .

                              У  т  в  а  р  ь

    Утварь  степных  скифов  бедна  и  набор  её  подчинён  образу  жизни
и  быта  её  создателей  и  потребителей . Предметы  домашнего  обихода
разделяют  на  группы  по  признакам  функционально - бытового
предназначения , по  материалам  и  техники  изготовления . Наиболее
многочисленная  посуда , разделенная  на  группы  по  материалам - лепная,
деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается  деление  по
функциональному  назначению - на  столовую , кухонную  или  тару .
    Анализ  инвентаря  погребений , связанного  с  погребением  пищи  дал
результаты , показывающие  особенности  быта  различных  слоёв  насе –
ления . Причём , такое  социальное  расслоение  в  быту  по  погребениям
раннескифского  периода  не  прослеживается . Замечено , что  в  наиболее
богатых  погребениях  скифской  знати  сооружались  специальные  помещения
- так  называемые , хозяйственные  ниши , в  которых  хранились  пищевые
запасы  погребённого .
    При  анализе  инвентаря  26  ниш  составлено  представление  о  наборе
утвари  наиболее  богатых  скифов . В  хозяйственных  нишах  наиболее
богатых  погребений  хранились : посуда  для  варки ( котёл , котелок  ,
железные  крючки  для  мяса  и  щипцы )  и  потребления ( блюда ,
подносы )  мяса  или  бульона ( деревянные  чаши , иногда  с  обивками ) .
Отдельный  блок  составляла  посуда  для  питья  вина ( амфора , черпак  ,
ситечко , килик , кувшин ) , молока  или  молочной  водки (кожаные  сосуды
, металлические  или  деревянные  открытые  сосуды ) .
    Прослежены  некоторые  закономерности  расположения  хозяйственных  ниш
 в  погребальном  комплексе . Ниши  с  пищей  располагались  в  области
головы  погребённого , в  то  время  как  отсеки  или  отдельные  ниши  с
набором  утвари  для  питья  располагались  в  ногах (Двугорбая  Могила ) .
Крайне  редко  хозяйственные  ниши  сооружались  в  дромосах. Сооружение
хозяйственных  ниш  с  таким  богатым  набором  инвентаря  характерно  для
погребений  царского  ранга  или высшей  скифской  знати .
    Менее  богатые  могли  позволить  себе  простой  набор  инвентаря -
лепная  керамика , деревянные  сосуды , блюда  или  подносы  для  мяса  и
греческая  посуда  для  вина . Амфоры  в  таких  курганах  чаще  всего
происходят  из  материалов  тризны .
      Типичный  набор  утвари  рядовых  погребений  среднескифского
периода - лепной  горшок  и  деревянное  блюдо  или  поднос  с  частью
туши  барана  или  коровы  с  одним - двумя  железными  ножами .
    В  наборе  утвари  как  из  погребений , так  и  из  материалов
памятников  оседлости , наиболее  многочисленная  группа   лепной  посуды .
Коллекция  посуды , изготовленной  без  применения  гончарного  круга  из
поселений  среднескифского  времени  более  многочисленна , но  менее
разнообразна , по  сравнению  с  керамическим  комплексом  архаического
периода . В  погребениях  IV  в.  до  н.э.  количество  посуды, вылепленной
 вручную  уступает  лишь  амфорной  таре , а  в  материалах  памятников
оседлости    ( за  исключением  Каменского  городища ) оно  чуть  больше
или  равно  количеству  амфор .
    Именно  в  IV  в.  до.  н.э. , с  переходом  к  оседлости , скифские
женщины  научились  лепить  посуду . В  этот  период  появляется  свой ,
чисто  скифский  набор  лепной  керамики - горшки  особых  форм  и  миски
.Они  преобладают  в  материалах  памятников  IV  в.  до  н.э. Горшки
разнообразны - с  короткой  дуговидной  в  разрезе  шейкой , с  горлом ,
отогнутым  в  виде  раструба , с  прямым  горлом , с  резко  отогнутым
венчиком  и  почти  цилиндрической  шейкой , больших  размеров ( рис. 5 ;
3,10,5,11 ) . Мисок  немного , в  основном  это  посуда  с  загнутым
внутрь  венчиком  и  в  форме  перевёрнутого  усечённого  конуса .
    Основные  мотивы  орнаментации  сосудов  скифской  керамики - пальцево-
ногтевые  вдавления , косые  насечки  по  краям  венчика , отпечатки
штампа  или  косые  насечки  в  основании  шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) .  В
среднескифский  период  почти  полностью  исчезает  рельефный  орнамент ,
крайне  редко  встречается  прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) .
    Скифянки  научились  лепить  сосуды , напоминающие  формы  греческих
гончарных - так  появились  лепные  подражания  античным  формам
  ( рис. 5 ;6 ) . Некоторые  из  подражаний  найдены  в  погребениях . Эти
находки  свидетельствуют  о  сильном  влиянии  античного  гончарного
производства  на  формирование  скифского  керамического  комплекса .
    Количество  лепной  посуды , имеющей  аналогии  в  керамике  фракийских
 культур , по  сравнению  с  периодом  архаики  заметно  сокращается .
Группа  состоит  из  горшков  с  короткой  изогнутой  шейкой , баночных
сосудов  и  мисок  двух  типов . Для  посуды  фракийского  облика
характерен  рельефный  орнамент  и  тщательная  обработка  внешней
поверхности - заглаженная  или  заложенная  поверхность .
    В  IV  в.  до  н.э.  на  территории  Степной  Скифии  появляются
первые  сосуды  меото-сарматского  облика . Они  более  характерны  для
керамики  Елизаветовского  городища . Два  горшка , имеющие  анологии  в
керамике  сарматских  памятников  найдены  в  скифских  погребениях  Крыма
.
    Картографирование  курганов  IV  в.  до  н.э. , в  которых  была
найдена  лепная  керамика , показывает  их  повышенную  концентрацию
вблизи  Днепровской  поймы . Наиболее  многочисленная  коллекция  таких
сосудов  в  таких  могильниках  , как  Широкое , Шевченко , Любимовка ,
Вольная  Украина , Гаймоново  поле . Могильники , расположенные в “
открытой”
степи ( Носаки , Рясные  Могилы , Златополь , Троицкое , Большая  Белозёрка
) , дают  единичные  экземпляры  лепных  сосудов .
    Соотношение  основных  разных  в  технологическом  отношении  групп
керамики (амфоры , столовая-чернолаковая  керамика , простая  гончарная,
лепная ) показывает  различные  уровни  экономического  развития  регионов
Степной  Скифии . Основная  масса  античной  посуды  поступала  в  Степное
Поднестровье , также  много , как  и  в  Поднестровье , керамики  поступало
 в  Степной  Крым , а  вот  Поднепровье , Побужье  снабжалось  античной
посудой  в  меньшем  количестве . Причём , основная  масса  античного
импорта  оседала  в  Поднепровье , в  Левобережье .
    В  памятниках  среднескифского  периода  греческая  гончарная  посуда
становится  господствующей  в  группе  столовой  керамики , почти
полностью  вытесняет  лепную  столовую  посуду . Так  количество
чернолаковой  керамики  в  погребениях  IV  в.  до  н.э.  увеличивается  по
 сравнению  с  предыдущим  периодом  более  чем  в  10  раз , количество
простой  гончарной - почти  в  9  раз .
    Набор  амфор  из  скифских  погребений  мало  чем  отличается  от
амфорной  тары  хорошо  изучённой  по  материалам  античных  памятников
Северного  Причерноморья . Амфоры  чаще  всего  встречаются  в  скифских
погребениях  Поднестровья  и  Степного  Крыма. В  погребениях  Крыма
амфора  в  ногах  погребённого  или  в  насыпи кургана  - почти
обязательная  деталь  погребального  комплекса ( коллекция  гончарной
керамики  из  Акташского  могильника ) . Меньше  чем  в  Поднестровье  или
в  Крыму , но  больше , чем  в  Поднепровье , амфор  найдено  в
погребениях  Побужья . Равное  количество  погребений  с  амфорами  на
Правобережье  и  Левобережье  Днепра .
    Амфорной  тарой  поселений  Степной  Скифии  представлены  все
основные  центры  виноделия  Греции . В  первой  половине  IV  в.  до  н.э.
 преобладали  продукты , вывозившиеся  в  фасосской  и  гераклейской  таре
. В  слоях  второй  половины  IV  в  до  н.э.  чаще  встречаются  фрагменты
 синопских  и  херсонесских  амфор . В  материалах  Каменского  городища
много  фрагментов  амфор  боснорского  производства .
    Часть  амфорной  тары  имела  клейма . Наиболее  ранние  клеймённые
амфоры  появляются  на  Каменском  городище - амфоры  с  о.  Фасос .
Фрагменты  амфор  с  фасосскими  клеймами  найдены  в  поселениях  Маячка ,
Великая  Знаменка  и  Высшетарасовка . Амфоры  с  гераклийским  клеймением
встречаются  на  Каменском  и  Лысогорском  городищах  , на  поселении
Князь-Григорьевка . Группа  амфор  с  синопскими  клеймами  наиболее
многочисленна . Синопские  клейма  зафиксированы  на  амфорах  Каменского
и  Капуловского  городищ  и  Волошского  поселения . Крайне  редко
встречаются  амфоры  с  херсонесскими  клеймами . Они  найдены  лишь  на
Каменском  и Лысогорском  городищах . На  Каменском  городище  найдено
много  фрагментов  амфор  с  монограммными  клеймами . В  целом  коллекция
фрагментов  амфор  с  клеймами  подтверждает  вывод  о  том , что
основными  центрами , поставлявшими  вино  в  Правобережную  и
Левобережную  Степную  Скифию  были  о.  Фасос , Гераклея , Пепарет ,
позднее - Синопа  и  Херсонес .
    Иногда  на  стенках  сосудов  из  памятников  Степной  Скифии
встречаются  граффити . Так  , на  горле  амфоры  из  Каменского  городища
была  процарапана  большая  “А” . На  горле  лепного  сосуда  из
материалов  Каменского  городища  процарапаны  знаки , напоминающие
магические .
    Тара  из  Греции  очень  ценилась  обитателями  скифских  поселений .
Многие  амфоры  имеют  следы  ремонта ( просверленные  в  стенках
отверстия , через  которые  “сшивались”  стенки  сосуда ) . Фрагменты
амфор , которые  нельзя  было  отремонтировать  использовались  вторично
как  инструменты -чаще  всего -терочники  или  лощила  для  обработки  кож
.
    Посуда  для  питья  вина ( а  этот  обычай  уже  прочно  утвердился  в
скифской  среде ) представленабольшой  группой  чернолаковой  керамики .
Широкие  возможности  импортанарядной  греческой  посуды  затормозил
производство  обитателями  Северного  Причерноморья  своей  лощевой  лепной
 керамики .Больше  всего  посуды  для  вина  поступало  в   Поднестровье .
Количество  погребений  с  чернолаковыми  сосудами  одинаково  и  в
Степном  Крыму  и  в  Поднепровье  и  в  Побужье .
    Чернолаковая  керамика  представлена  в  основном  сосудами  для  вина.
Замечено  что  в  конце  V - первой  половине  IV  вв.  до  н.э.  в
Степное  Причерноморье  поступают  кратеры  и  килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть
позже  в  скифском  быту  появляются  канфаровидные  килики , а  со  второй
- третьей  половины  IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и  солонки  ( рис.6 ; 4
) , часто  имевшие  штампованный  орнамент  ( рис.6 ; 1,7 ) . В  материалах
 памятников  осёдлости  фрагменты  чернолаковой  керамики  встречаются
крайне  редко .
    Со  второй  половины  IV  в.  до  н.э.  в  степных  скифских
погребениях  появляются  простая  гончарная  керамика - серо-  и
красноглиняная .Чаще  всего  посуды  этой  группы  встречаются  в
памятниках  Поднестровья  и  Степного  Крыма . Стабильно  невысокий
процент  погребений  с  простой  гончарной  керамикой  в  Поднепровье  и  в
 Побужье . Это  сосуды  для  вина  или  для  воды - сероглиняные  кувшины (
рис.5 ; 9 ) .
    Красноглиняные  сосуды  из  погребений  Степных  Скифов - кувшины -
найдены  в  слоях  городища  Лысая  Гора , Первомайского  поселения  и
поселения  Чернеча , много  фрагментов  сероглиняных  кувшинов  и  мисок
найдено  на  Каменском  городище . Эти  сосуды  могут  быть  отнесены  к
продукции  Ольвии , где  они  распространены  начиная  с  периода  архаики
до  первых  веков  н.э.
    Деревянная  утварь  играет  большую  роль  в  обработке  и  потреблении
 молочных  продуктов . Чаще  всего  использовались  неглубокие  полусфери -
ческие  чаши - для  молока  или  бульона (рис.5 ; 7) . Их  количество  в
погребениях  среднескифского  периода  по  сравнению  с  захоронениями
более  раннего  времени  заметно  уменьшается . Количество  же  деревянных
блюд  или  подносов  в  погребениях  среднескифского  времени
увеличивается  приблизительно  в  восемь  раз . Встречаются  в  виде
скреплённых  деревянных  дощечек  со  слегка  загнутыми  бортами ( рис.6 ;
9 )  или  блюда  с  высокими  бортиками  и  выступающими  бортиками  по
бокам , подобные  блюда  из  Трехбратнего  кургана  в  Крыму  ( рис.5 ;2 )
. Они  использовались  в  качестве  сосудов  для  готового  вареного  мяса
.
    Металлическая  утварь . Коллекция  сосудов , изготовленных  из  металла
 ( бронзы , серебра , железа ) из  погребений  среднескифского  периода
немногочисленна . В  основном  это  бронзовые  котлы . Большинство
происходит  из  курганов  скифской  знати . Скифские   котлы  литые ,
отличаются  большими  размерами (рис.6 ; 4 ) , их  объёмы  нередко
достигают  100  литров  и  больше . Котлы  часто  орнаментируются ( котёл
из  Черномлыка ) . По-видимому , это  сосуды  лесостепного  производства .
    Для  питья  вина , кроме  чернолаковых  сосудов  использовались
серебряные  кубки , чаши , килики , ритоны  и  т.п. - т.е.  парадная
посуда . Их  коллекция  не  многочисленна . Чаще  всего  встречаются
серебряные  или  бронзовые  килики  на  невысокой  ножке  с  фигурными ,
возвышающимися  над  венчиками  сосудов  ручками ( рис. 5 ; 10,11 ) . Формы
 античных  и  фракийских  фиал  повторяют  серебряные  чаши  из  Солохи ,
из  кургана  у  села  Владимировка .
    Редкая  находка  в  степных  скифских  погребениях - приспособление
для  разлива  вина - киафы - железные  или  бронзовые  чашечки  на  длинной
 ручке , которая  иногда  заканчивается  лебединой  головкой ( рис. 5 ; 8 )
. Иногда  встречаются  полусферические  ковши  с  прикреплённой  через
втулку  деревянной  или  металлической  ручкой . Последние , правда , могли
 использоваться  и  для  разлива  бульона . В  курганах , расположенных
ближе  к  античным  центрам (чаще  всего  Побужье ) встречаются  бронзовые
ситечки  для  процеживания  вина - неглубокие  широко  открытые  чашечки  с
 короткими  фигурными  или  плоскими  ручками , иногда  также  украшенными
птичьими  головками ( рис.5 ; 6 )
    Изучение  всех  видов  утвари  из  погребений  и  материалов  поселений
 среднескифского  периода  позволяет  получить  представление  не  только
о   материальной  культуре  степных  скифов , но  и  о  системе  питания
этого  народа .

                                П   и   щ   а

    Система  питания  один  из  наиболее  консервативных  элементов  быта
и  только  по  некоторым  деталям  можно  судить  о  её  изменениях . В
питании  степных  скифов  присутствовала  мясная , молочная  и
растительная  пища . В  рационе  степных  скифов  преобладало  мясо -
костные  остатки  животных  найдены  в  каждом  третьем  погребении
Степной  Скифии  IV  в.  до  н.э. Встречались  кости  лошадей , овец  и
крупного  рогатого  скота , редко -  кости  птиц .
    При  анализе  системы  питания  замечены  некоторые  социальные
особенности  потребителей . В  отличии  от  рядовых  могил , в
напутственной  пище  из  богатых  погребений (Мелитопольский ,
Александропольский , Краснокутский  курганы , Гаймонова  Могила , Малая
Цимбалка , Толстая  Могила )отсутствует  мясо  крупного  рогатого  скота-
т.е.  любимой , а  может  быть  канонизированной  пищей  кочевника
остаётся  конина .
    О  преобладании  в  рационе  знатных  скифов  мясной  пищи  и
пренебрежение  ими  растительной  пищи  свидетельствуют  некоторые  данные
антропологии , в  частности - патологические  наросты  на  костях
позвоночника .
    В  костных  кухонных  остатках  из  материалов  поселений  и  городищ
преобладают  кости  крупного  рогатого  скота . Основной  способ
приготовления  мяса - его  варка . Геродот  пишет ; “ Так  как  скифская
земля  совершенно  безлесна , то  для  варки  мяса  придумано  у  них
следующее : как  только  они  cдерут  шкуру  с  жертвенного  животного ,
Они  очищают  кости  от  мяса  и  затем  кладут  мясо  в  котлы ( если
они  у  них  окажутся ) местной  выделки , похожие  больше  всего  на
лесбосские  кратеры . разве  только  много  больших  размеров . Бросив  в
них  мясо , варят  его , поджигая  снизу  кости  жертвенных  животных  .
Если  же  у  них  под  рукой  нет  котла , они  кладут  всё  мясо  в
желудки  жертвенных  животных  и , подлив  воды , поджигают  кости . Кости
горят  прекрасно ,
а  желудки  легко  вмещают  мясо , очищенное  от  костей . И  таким
образом бык  варит  сам  себя , и  остальные  жертвенные  животные – каждое
 варит  само  себя .”
    Новой  составляющей  системы  питания  степняков , перешедших  к
полуоседлому  способу  ведения  хозяйства  становится  мясо  свиньи . Кости
 этих  домашних  животных  зафиксированы  практически  на  всех  поселениях
 Приднепровья .
    Основная  утварь  для  приготовления  мяса - котлы  и  ленные  горшки
больших  размеров . Для  извлечения  из  котлов  мяса  использовались
щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и  крюки , для  разделки - железные  ножи  с
костяными  или  деревянными  ручками . Эта  утварь  встречается  как  в
хозяйственных  нишах  богатых  погребений , так  и  в  погребениях  рядовых
 скифов .
    При  разделки  мяса  скифы , подобно  другим  кочевым  народам
соблюдали  определённые  правила . Например , в  качестве  напутственной
пищи  погребённому  обычно  клали  грудинку  с  отсечёнными  костями
позвоночника  или  мясо  передних  конечностей .
    У  большинства  кочевников  соблюдался  сезонный  ритм  питания .
Мясная  пища  преобладала  осенью , когда  перед  зимовкой  забивались
слабые  и  старые  животные ,и  зимой,
когда  мясо  долго  хранится . В  дневном  рационе  тяжёлая  мясная  пища
употреблялась  вечером  после  трудового  дня .
         Сезонный  характер  мясной  пищи  принуждал  скотовода  к  поискам
 растительной  пищи . Археологические  данные  позволяют  определить
видовой  состав  зерновых  культур .
    В  составе  зерновых  преобладали  ячмень  и  просо - культуры  хорошо
известные  скотоводу  и  использующиеся  для  приготовления  блюд  из
толчёного  зерна . Подсушенное  на  солнце  зерно  растирали  на
зернотёрках (рис. 6 ;1 ) . Толченое  зерно  варилось  в  небольшом
количестве  молока  и  воды .
    Вопрос  об  употреблении  степными  скифами  хлеба  остаётся  открытым
. Они  несомненно  знали  выпечку  хлеба  из  пресного  теста . Но
отсутствие  в  материальной  культуре  жерновов  позволяет  нам  высказать
предположение , что  до  состояния  муки  зерно  скифы  не  размалывали  и
мучные  продукты  в  рационе  степняков  ещё  не  появились .
В  целом  растительная  пища  не  отличалась  разнообразием , но
потребности  человека  в  белках  растительного  происхождения , углеводах
, минеральных  веществах  и  витаминах  обеспечивала .
    Растительная  пища  кочевника , доставляемая  путём  собирательства,
чрезвычайно  бедна : щавель , полевой  лук  , чеснок  .
   Широкое  распространение  у  скифов  получило  вино  греческого
производства , чему  способствовали  не  только  широкие  возможности
греческого  импорта , но  и  знакомство  скифов  с  алкогольными  напитками
 типа  молочной  водки  араки  или  кумыса . Молочные  водки  боле  крепки
, чем  виноградное  вино , которое  скифы  сразу  стали  пить
неразбавленным  и  быстро  пьянели , чем  поразили  греков . Спартанцы
желая  выпить  по-крепче, говорили - “Налей  по-скифски “ .
    Молочная  пища . Молоко - универсальный  продукт , который  можно
употреблять  в  его  естественном  виде . Античные  авторы  преувеличивали
роль  кобыльего  молока  в  рационе  кочевника . По  удойности , пищевой
ценности , количеству  вторичных  продуктов  кобылье  молоко  значительно
уступало  овечьему ( в  частности , по  калорийности  вдвое , а  по
жирности - втрое ) . Из  овечьего  молока  изготовлялся  сухой  сыр  типа
бислага  или  арула  у  монголов , курата  у  киргизов . Сухой  сыр ,
хранившейся  века , найден  в  одном  из  алтайских  курганов  скифского
времени .
    Хотя  кобылье  молоко  по  ряду  качеств  уступает  другим  видам
молока, оно  не  заменимо  при  изготовлении  кумыса . В  кобыльем  молоке
, богатом  сахаром  и  бедном  жирами , за  счёт  специфической  микрофлоры
 с  особой  лёгкостью  протекают  процессы  брожения , в  результате
которых  получается  напиток  , обладающий  высокой  калорийностью ,
повышенным  содержанием  витаминов , высокими  вкусовыми  качествами .
Считают , что  кумысный  грибок  зародился  в  кожаном  сосуде  и  затем ,
путём многолетнего  отбора  была  получена  закваска  необходимого
качества . Много  позже , кумысная  закваска , попав  в  среду  коровьего
молока , и  постепенно  обогатившись  другими типами  грибков ,
превратилась  в  новый  вид  кисломолочных  продуктов.
    Кроме  того  кумыс  содержит  алкоголь ( до 2,5 % ) , что  повышает
его  вкусовые  качества  по  сравнению  с  другими  молочными  продуктами .

    Лишь  в  условиях  осёдлой  жизни  стал  возможен  обычай  потребления
коровьего  молока . В  среднескифский  период  он  находился  на  стадии
внедрения . Широкое  использование  коровьего  молока  для  питания
человека  стало  боле  реальным  лишь  благодаря  улучшению  пород
крупного  рогатого  скота , при  котором  человек  добился  развития
способность  давать  молоко  в  количествах , намного  превышающих
потребности  для  вскармливания  молодняка .
    Оценивая  в  целом  систему  питания  степных  скифов , отметим
некоторые  его  особенности : выдвижение  на  первое  место  потребления
мяса  крупного  рогатого  скота , появление  в  мясной  пище  свинины ;
знакомство  с  хлебом  и  увеличение  доли  зернового  компонента  в
питании  степняков .



                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Изучение  хозяйства  и  быта  степных  скифов  позволило  заметить ,
что  изменения  в  хозяйстве  степных  скифов  связаны  с  изменением
природных  ресурсов , которое  чаще  всего происходит  под  антропогенным
явлением .
    Основной  отраслью  экономики  Степной  Скифии  было  скотоводства ,
которое  существовало  в  двух  формах  - в  виде  кочевого (весь  период
развития  Степной  Скифии )и  полукочевого ( с  конца  V  до  III  вв.  до
н.э. ) . Показано , что  в  целом  скотоводческая  отрасль  экономики
Степной  Скифии  могла  обеспечивать  необходимым  только  своё
собственное  население , и  что  о  товарном  характере  скотоводства
Степной  Скифии  говорить  не  приходится . Таким  образом , земледелие
степных  скифов  в  IV  в.  до  н.э.  играло  вспомогательную  роль  в
хозяйстве  степных  скифов  и  было  подчинено  скотоводству . Объёмы  его
производства  обеспечивали  лишь минима-льные  потребности  населения  в
кормовом  зерне , и  его  вывозе  или  о  товарном  характере  земледелия
в  степи  говорить  не  приходится .
   Изучение  непищевой  сферы  экономики  показало  её  развитие  в  виде
домашних  промыслов, ориентированных  на  потребности  лишь  скифского
общества . Одним  из  основных  элементов  материальной  культуры ,
отражающих  приспособление  человека  к  условиям
обитания , является  его  жилище . Подвижный  образ  жизни  кочевников
диктовал  выбор  лёгких  строительных  материалов . Тип  жилища  отвечал
не  только  требованиям  окружающей  среды , но  и  техническому  уровню
эпохи , специфике  местных  строительных  материалов . Утварь  степных
скифов  бедна  и  набор  её  подчинён  образу  жизни  и  быта  её
создателей  и  потребителей . Предметы  домашнего  обихода  разделяют  на
группы  по  признакам  функционально - бытового  предназначения , по
материалам  и  техники  изготовления . Наиболее  многочисленная  посуда ,
разделенная  на  группы  по  материалам - лепная, деревянная , каменная ,
металлическая . Прослеживается  деление  по  функциональному  назначению -
на  столовую , кухонную  или  тару . Оценивая  в  целом  систему  питания
степных  скифов , отметим  некоторые  его  особенности : выдвижение  на
первое  место  потребления  мяса  крупного  рогатого  скота , появление  в
мясной  пище  свинины ; знакомство  с  хлебом  и  увеличение  доли
зернового  компонента  в  питании  степняков .  Ни  о  каком  развитие
ремёсел ( если  считать  ремесло , специализированном  производством ,
оторванным  от  земледелия  и  скотоводства  и  ориентированном  на
выпуске  товара ) , в  скифском  обществе  говорить  не  приходится .



Список  используемой  литературы :


   1. Буйский С.Б. «Античные земледельцы нижнего Побужья»
   2. Клюминцев В.Н. «Поселение земледельцев и скотоводцев позднего
      бронзового века . Гранитно –степное Побужье»
   3. Ахматова М.И. «Киммерийцы и скифы»
   4. Ильинская В.А. и Тероножкин А.И. «Скифия VII-IV вв. до н.э.»
   5. Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия»
   6. Смирнов А.П. «Скифы»
   7. Бунятин Е.П. «Древнейшие скотоводы украинских степей»
   8. Мурзин В.Ю. «история скифов»
   9. Флалко Е.Е. «Искусство скифов»




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru