Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Культура Киевской Руси 0 Кб.
  2. Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. 24.4 Кб.
  3. Христианство и культура Киевской Руси 36.5 Кб.
  4. Культура Киевской Руси 31.6 Кб.
  5. Культура Киевской Руси 51.5 Кб.

Культура Киевской Руси

Работа из раздела: «История и исторические личности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социально- гуманитарных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Мировая культура и искусство»

на тему:

Культура Киевской Руси

Выполнила: студентка 1 курса

факультета управления и сервиса,

группа СКСТ 081

Яркова Екатерина Владимировна

Проверила: Белогубова Е.В.

ВОРОНЕЖ - 2009

ВВЕДЕНИЕ

культура русь князь быт

История Отечества волнует каждого, кто ощущает себя гражданином своей страны. Русский историк В. О. Ключевский утверждал, что « история - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Один из известнейших граждан современной России - академик Д. С. Лихачев отмечал: » Понять современность, понять современную эпоху, её величие, её значение можно только на огромном историческом фоне. Если мы будем смотреть на современность с расстояния десяти, двадцати, сорока или даже пятидесяти лет, мы увидим немногое. Современную эпоху можно по-настоящему оценить только в свете тысячелетий».

История зарождения русского государства необычна - она во многом отличается от соответствующих этапов в развитии других стран мира. Возможно, это обусловлено особым географическим положением русских земель между Востоком и Западом. Азией и Европой. Но не менее очевидно и другое предположение: определённую роль сыграли неординарность мышления и необъяснимая для иноземцев сила духа восточных славян. Перипетии российской истории не всегда поддаются однозначному объяснению, о чём хорошо сказал Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

В данной курсовой работе я рассматриваю начальный этап становления русского государства. Я хочу познакомить с разными ( порой противоположными) версиями тех или иных событий , различными трактовками дошедших до наших дней исторических документов, относящихся к концу первого - началу второго тысячелетий.

Очень важно стараться каждому явлению дать объяснение исходя из внутренних его причин. А уж потом выделить из общей связи событий периоды и рассматривать в подчинении внешним воздействиям.

ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЕ РУСИ

1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НРАВЫ ВАРЯГОВ

История зарождения русского государства до конца не изучена, многие вопросы , касающиеся этого периода , пока не получили однозначного ответа . даже по поводу происхождения названия страны ( « Русь») существует несколько версий. По одной из них, оно произошло от названий рек Россава и Роса, на берегах которых жили восточнославянские племена. По другой гипотезе, этимология слова « Русь» восходит к скандинавским корням, то есть пришло к нам вместе с варягами.

Кто такие варяги? В результате долгих споров в конце XIX века сложились 3 теории, каждая из которых по - своему отвечала на этот вопрос.

Большинство исследователей считали, что варяги имели скандинавское происхождение, и в качестве доказательства приводили скандинавские имена, встречающиеся в списке варяжских князей, правивших Русью. Первые русские законы ( Русская Правда Ярослава) имеют поразительное сходство со скандинавскими. В. О. Ключевский пишет , что еще в первой половине IX в. на речных путях ( нашей - Русской?) равнины стали появляться пришельцы из Скандинавии , называвшиеся у нас варягами. В X - XI вв. варяги постоянно приходили на Русь - или привозили товар на продажу , или по зову наших князей , набиравших из них военные дружины.

Сторонники другой теории предполагали, что варяги - славяне, пришедшие с берегов Балтийского моря или со скандинавской территории, где ранее они основали колонию.

Историки, придерживавшиеся третьей теории, утверждали, что варяги не были однородной нацией , а представляли собой военный отряд, в состав которого входили изгнанные из родных мест искатели приключений. Среди них встречались как славяне, так и скандинавы.

Как правило , варяги являлись к нам вооруженными купцами, направлявшимися в богатую Византию, чтобы там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и поучаствовать в грабежах, если к тому представится случай. Сохранились сведения о том , что варяги отличались непомерной жадностью. Их главной целью была нажива. Каждый из них стремился накопить как можно больше серебра. Хорошие воины - они были готовы служить с оружием в руках тому, кто больше заплатит.

Любопытно, что, когда варягу требовалось скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь. Особенное удивление вызывало то, что свои деньги варяги не тратили, а держали в потаённых местах. Жизнь вели очень скромную , питались скудно, единственным дорогим имуществом у них были оружие и боевые доспехи.

Приходя в большие торговые поселения Руси , варяги нанимались за хорошую плату оберегать русские торговые пути и караваны, ведь на них часто нападали воинственные племена хазар и печенегов, которые широко расселились по бескрайним степям Причерноморья. Они не давали покоя ни варяжским, ни славянским купцам, товары которых были желанной добычей кочевников, занимавшихся прежде всего скотоводством.

Будучи отменными мореходами и опытными пехотинцами , варяги удивляли кочующие народы южных земель своей безудержной отвагой и ловкостью в бою. Потерпев поражение , варяжские воины никогда не сдавались : отчаявшись в победе , они убивали себя сами, убеждённые в том, что павший от руки врага осуждён служить ему в загробной жизни. А. Рамбо пишет, что « греки издавна ценили храбрость этих героев, достойных Эдды».

ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

2.1 РЮРИК

« Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают своё древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями» ,- пишет Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского». Многие из историков более позднего времени опровергают это заявление, считая его заблуждением Карамзина, находившегося в плену « норманнизма». Но Карамзин, как и авторы теории норманнского происхождения варягов Г. Ф. Миллер, Г. З. Байер, А. Л. Шлёцер, опирался на сведения из летописного свода «Повесть временных лет».

Первая летопись была создана в Киеве в XI в. и содержала предания о былой жизни славян вообще и русских - в частности. Пытаясь найти более достоверные сведения , автор ( считается, что первым летописцем был монах Киево - Печерского монастыря Нестор) обращался к греческим историческим сочинениям ( византийским « хроникам»). Позднее летописный свод переписывался в разных городах и дополнялся записями- киевскими, новгородскими , псковскими и т. д.

В былое время варяги, приходя из « замория» , брали дань с новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племён. И вот данники восстали против варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Между ними начались усобицы, встал город на город, и ни за кем не было правды. И тогда , отчаявшись, они решили найти себе князя, который владел бы ими и устроил бы у них справедливый порядок.

В 862 г .(наиболее достоверная дата, но существуют и другие версии) они отправились за море к варяжскому племени, носившего, по мнению летописца, название « русь» ( подобно тому, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами и т.д.). И сказали они руси: « Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите княжить и владеть нами». Править вызвались три брата со своими родами и дружинами. Старший из братьев Рюрик обосновался в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор- в Изборске ( близ Пскова).

По смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а сын его Игорь уже княжил и в Киеве, и в Новгороде. Так началась династия, объединившая под своей властью племена русских славян.

На этом рассказе строилась норманнская теория происхождения славян. Дискуссия между её оппонентами и сторонниками продолжалась многие десятилетия. Сегодня вполне очевидна несостоятельность этой теории, основанной на тезисе о возможности « научить государству» любое государство( в том числе древнерусское) возникает только путём длительного внутреннего развития. Однако это утверждение отнюдь не отрицает роли скандинавов в формировании государства Русь. Можно даже считать , что рассказ о « призвании варягов» достаточно точно отражает происходившие события.

2.2 ВЕЩИЙ ОЛЕГ

Игорь, предполагаемый сын Рюрика, по молодости лет ещё не мог стать правителем после смерти отца. Поэтому следующим князем Новгорода и опекуном Игоря стал Олег, родственник Рюрика. Новый князь скоро прославился своими победами , благоразумием, отвагой и любовью подданных. Олег значительно расширил владения, а около 882 г. двинулся к Днепру. Стоявший на его пути Смоленск, город вольных кривичей, сдался ему без сопротивления. Первая удача вдохновила Олега на новые завоевания: храбрый князь пошел на север и взял Любеч. В этом же году он захватил и Киев, который стоял на перекрёстке самых важных торговых путей, ведущих с запада на восток и с севера на юг. К тому времени Киев стал богаче Новгорода.

Олег, предположив, что имеющие сильную дружину Аскольд и Дир не захотят ему добровольно подчиниться, взял с собою своего подопечного - малолетнего князя Игоря, собрал большое войско и на ладьях добрался до Киева. Он спрятал войско, подошел к стенам города и попросил передать Аскольду и Диру, что варяжские купцы, направленные князем новгородским , едут в Царьград ( Византия) и хотят поговорить с князьями. Князья, не подозревая обмана, вышли к Олегу. Убив их Олег подчинил себе Киев и оценив как удобно расположен город, как богат, красив и надёжен, Олег перенёс из Новгорода столицу и сказал: « Да будет Киев матерью городам русским!». По утверждению летописцев - и в первую очередь Нестора- так образовалось единое русское государство, Киевская Русь. Конечно, на самом деле процесс формирования государственности на русских землях занимал гораздо больший срок, но в данном случае летописец просто считает один из ключевых моментов этого процесса периодом становления Киевской Руси .

Таким образом, можно с известной осторожностью сказать, что древнерусское государство возникло задолго до княжения Олега, но не было политически оформлено. Вдобавок Киев превратился в один из важнейших экономических центров Руси, но пока ещё не в центр политический. Когда киевский престол был занят одним из Рюриковичей, призванных новгородцами, то возникла идеологическая база для объединения Северной и Южной Руси. Это объединение Киева и Новгорода укрепило Русь

Все эти события описаны в дошедшей до нас знаменитой летописи « Повесть временных лет». Её автор - монах Киево- Печерского монастыря Нестор - описал и легендарное призвание Рюрика на княжение, датировав его 862 годом. Этот год считается годом основания русского государства. Спустя тысячу лет , в 1862 г., в Новгороде был поставлен памятник в честь тысячелетия России.

В народе Олега прозвали Вещим, то есть всезнающим, проницательным, способным совершить то, что другим не под силу. Интересно , что это прозвище является переводом на русский язык его скандинавского имени : Олег - Helgi означает « многознающий», « мудрый». Согласно легенде, князь правил 33 года и умер в 912 г. от укуса змеи.

2.3 КНЯЗЬ ИГОРЬ

После смерти Олега Русью стал править сын Рюрика Игорь. Согласно летописи Олег сам избрал для своего воспитанника невесту , девушку из Псковской земли по имени Прекраса. Игорь якобы случайно встретил её на охоте. Молодой князь был покорён скромностью, красотой и умом девицы и вскоре женился на ней. В честь правившего ещё тогда князя Олега молодая женщина приняла имя Ольга.

Игорь княжил с 912 по 945 год. Он мог бы княжить до глубокой старости , но князя подвела алчность. Игорь любил сам объезжать восточнославянские земли, которые присоединил ещё Олег, и собирать с живущих на них племён дань. Как-то он собрал дань с древлян , но решил что собранного недостаточно. Он отправил в столицу большую часть своей дружины, а сам с малым отрядом вернулся к древлянам. Возмущённые жители немилосердно расправились с княжескими людьми . Сам Игорь был жестоко казнён: его привязали к двум согнутым берёзам и отпустили деревья. Игоря разорвало пополам.

После смерти Игоря власть над Русью перешла к его вдове Ольге. По обычаю того времени, Ольга должна была отомстить за смерть мужа. Она успокоилась только тогда , когда от рук её воинов погибли более 5.000 древлян.

2.4 КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Посланные князем Олегом знатный муж Асмуд и бояре выбрали в жены Игорю псковитянку Прекрасу, принявшую затем имя Ольги, и не ошиблись. Ольгу поселили в Вышгороде, городке на правом высоком берегу Днепра, выше Киева на полдня пути. Вышгород стал для княгини постоянным местом жительства, и люди стали называть его Ольгиным городком. В отсутствие князя Игоря в Ольгин городок прибывали послы, приходили ищущие княжеского суда, приезжали за советом строители и лесорубы и всякий другой люд.

Скоро Ольга взяла власть в Киевской земле в свои руки. Князь Игорь замечал, что люди реже стали обращаться к нему с повседневными делами, и принимал это как должное, отсылая докучливых просителей к Ольге. На переломе исторических эпох Игорь и Ольга олицетворяли собой два различных общественных начала - родовое и феодальное, два образа жизни и миропонимания.

После смерти Игоря править на Руси стала его вдова- княгиня Ольга ( их сын Святослав был ещё мал). Первое , что она сделала - отомстила древлянам за смерть мужа. Летописец подробно рассказывает о том, как древляне посылали к Ольге два посольства, чтобы умилостивить её, предложили брак с их князем Малом. По её приказу одни были зарыты живыми, другие уморены в бане. Потом Ольга осадила и сожгла главный город древлян Искоростень, по приказу Ольги жители были перебиты, а немногие оставшиеся в живых или обложены тяжелой данью, или обращены в рабов. Древляне были жестоко наказаны, Ольга полностью расквиталась с ними за мужа. Именно эта мстительная псковитянка первой пыталась распространить христианство на Руси. К Княгиня считала, что время прежних богов прошло безвозвратно. Множество русских земель объединилось вокруг Киева, нужна была новая вера , которая выражала бы идею новой власти. Такая вера была у греков в Византии. Она называлась христианской, а люди этой веры - христианами.

Нестор рассказывает, как Ольга однажды отправилась в Царьград ( Константинополь) к императору Константину Порфирородному, удивила его своей необыкновенной мудростью и твердостью и была окрещена под именем Елены. Её крёстным отцом стал сам император Константин.

Христианская вера с трудом проникала в души русских людей. Большинство русских воинов испытывали недоверие к христианству. « Если кто-нибудь из воинов великого князя хотел принять христианство, - пишет Нестор, - ему не препятствовали, но смеялись над ним».

Из летописи известно , что Ольга неоднократно предпринимала попытки обратить в христианство своего сына Святослава, когда он уже достиг совершеннолетия и правил государством. Но все были безуспешны.

Княгиня Ольга - первая в истории Руси женщина - правительница. При ней Русь не вела внешних войн, однако занимала высокое положение на международной арене. В частности Ольга преуспела в укреплении политических и торговых отношений с Византией и обменялась посольствами с германским императором Оттоном I. Она постоянно заботилась о благе своих подданных.

2.5 КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ

Новая вера , которою приняла мать, была непонятна Святославу и не подходила для его простой и грубой жизни. Это был князь - воин. С малых лет он водил в походы большую дружину, искал славы и добычи с оружием в руках. Всё время его правления ( 957 - 972 гг.) прошло в походах и сражениях.

Летописи свидетельствуют о редкой для полководцев черте его характера: Святослав не хотел пользоваться выгодами внезапного нападения , своих противников он всегда заранее извещал: « Иду на вы!» ( « Иду на вас!»). « В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно Рыцарской чести».

Византийцы так описывали князя Святослава: « … Он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом , имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза , брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга , украшенная двумя жемчужинами и рубином»

Святослав первый ввёл обычай давать сыновьям собственные уделы. Но славный князь был убит в битве с кочевниками- печенегами, устроившими ему засаду у днепровских порогов. Лишь немногие дружинники с воеводой Свенельдом смогли спастись. Они - то и принесли в Киев горькую весть о гибели Святослава. Печенежский князь Куря велел сделать из черепа поверженного им князя Святослава чашу и пил из неё вино, надеясь перенять таким образом мужество и воинскую славу русского князя.

2.6 КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Святослав имел троих сыновей - Ярополка, Олега и Владимира. Каждый из них правил в эпоху , когда на Руси господствовало язычество, но с приходом к власти Владимира всё изменилось.

После смерти отца братья постоянно ссорились и враждовали. Старший из братьев, Ярополк, которому Святослав доверил Киев, пошел войной на Олега, правившего древлянами. В одном из сражений Олег был убит при неизвестных обстоятельствах. Ярополк очень горевал по брату , не признавая своей вины, говорил всем, что не хотел его смерти.

Младший из братьев Владимир в детском возрасте был призван новгородцами на княжение и жил в Новгороде вместе со своим дядей Добрыней ( по материнской линии). Известно, что мать Владимира звали Малушей. Она была простой женщиной и служила ключницей у княгини Ольги.

Владимир не доверял Ярополку и считал что тот хочет его смерти. Владимир решил не ждать , а нанести удар первым. Собрав большое войско , он нагрянул в Киев и убил Ярополка, хотя тот хотел мирно договориться с братом.

Захватив в 980 г. Киев , Владимир принялся укреплять свою власть в государстве. Он провозгласил языческого бога Перуна верховным богом на Руси, но языческая реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывал князь. Нужно было искать новое решение.

По свидетельству летописца Нестора, князь Владимир решил узнать, какая из религий самая лучшая. С этой целью были направлены послы к мусульманам ( волжским булгарам), иудеям ( хазарам, т. е. евреям - караимам) и католикам ( полякам и германцам). Как свидетельствует летопись, в молодые годы князь любил разгульную жизнь , поэтому ему не пришелся по душе ислам с его системой ограничений.

Не заинтересовало его и иудейство, последователи которого, изгнанные из своего отечества, расселились по всему свету. Предание очень верно выставило также причину отвержения иудеев Владимиром: « когда он спросил у них, где ваша земля, они сказали, что Бог в гневе расточил их по странам чужим, то Владимир отвечал: « Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?».

Чуждым показалось князю и христианство в его католической форме , которая, по мнению Владимира, не отличалась пышностью церемоний и эмоциональным воздействием. В то же время вернувшиеся из Византии послы рассказали о великолепии Софийского храма, блеске священных одежд, пышности церковных обрядов…князь слушал восторженные отзывы о воскурении фимиама, о стройности звучания песнопений. Последние сомнения рассеялись, когда бояре напомнили ему , что если бы закон греческий был плох, то не приняла бы его княгиня Ольга, бабушка Владимира, а она была мудрейшей правительницей. В 988 г. ,Владимир окрестился и окрестил всю Русь, взяв в жены византийскую принцессу Анну( сестру императора).

После принятия христианства изменился характер и образ жизни князя. Нестор восхищается переменам к лучшему во Владимире и на Руси в целом. Владимир открыл школы, строил церкви. В 1240 г. по указанию Александра Невского Владимир был провозглашен святым. Общая канонизация первого великого христианского властителя Руси состоялась в правление Ивана Грозного.

Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшей истории Руси. Христианство объективно способствовало развитию феодальных отношений, укрепило единство страны и центральную власть: единая власть - единое государство - один государь. С крещением Руси качественно изменилось её международное положение. Византия, Германия, Русь - три центра, вокруг которых группировался тогда мир. Огромный импульс получило развитие культуры: появились богослужебные книги на славянском языке, повышалась грамотность всего населения, развивалась иконопись, каменное зодчество, фресковая живопись.

Владимир умер в 1015 г. в Берестове. Весь народ горевал о его смерти и говорили тогда люди: « закатилось солнышко земли русской!»

2.7 ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Ярослав был одним из многочисленных сыновей князя Владимира( в летописи упоминаются 12 сыновей Владимира). В результате войн братьев между собой большинство из них погибли, другие стали монахами или умерли не оставив потомков. Ярослав стал единственным правителем Руси.

Его правление было отмечено созданием самого первого в молодом Киевском государстве свода законов « Русская Правда». Появившись в XI в., он был значительно дополнен в период, когда Русью правили сыновья князя Ярослава. Князь прослыл великим книжником. В отличие от своего отца, князя Владимира Красное Солнышко, тоже любившего книги, но не знавшего грамоты, Ярослав умел читать и писать. Он устроил первую на Руси библиотеку при Софийском соборе и открыл училище для 300 мальчиков. За свою просветительскую деятельность и умелую дипломатию этого князя современники достаточно справедливо характеризовали как разумного правителя. Но прозвище Мудрый Ярослав получил гораздо позже - в « Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Ярослав занял видное место в ряду современных ему государей. Правители многих государств считали тогда за честь породниться с русским князем. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Инигерде (Ирине). Свою сестру он выдал замуж за польского короля Казимира, одну из дочерей, Елизавету, - за норвежского короля Гаральда, другую дочь, Анну, - за французского короля Генриха I, третью, Анастасию, - за венгерского короля Андрея I. Один из его сыновей, Всеволод, женился на дочери Константина Мономаха. Два других сына , Вячеслав и Святослав, были женаты на немецких княжнах. Изяслав взял в жёны сестру польского короля Казимира.

Ярослав предоставлял убежище изгнанным князьям Англии, Швеции и Норвегии. Таким образом династия варягов вошла в семью христианских государей, а Русь XI в. можно уже назвать европейским государством.

Ярослав создал великое государство , собрав под своей властью земли от Балтийского моря и Чудского, Ладожского и Онежского озёр до Чёрного моря. Князь не любил войны, но это не значит , что он плохо руководил своими дружинами. Даже природная хромота не мешала ему быть в числе лучших на поле боя. В молодости он немало воевал и больше не хотел проливать ничью кровь. Превыше всего князь ставил заботу о том, чтобы на Руси сохранялись мир, покой и согласие, а с соседними странами и народами стремился поддерживать хорошие отношения. Шесть сыновей Ярослава ( Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь) исполняли волю отца, управляя крупными и богатыми русскими городами Новгородом, Черниговом ( Святослав), Переяславлем ( Всеволод), Владимиром и Смоленском ( Вячеслав).

Ярослав заслужил в летописи имя одного из мудрейших русских князей, который немало способствовал приумножению духовных богатств Русской земли.

При нем Киев имел тогда 400 церквей, которыми восхищались западные писатели. По воле князя стали появляться на нашей земле русские иконописцы и зодчие, которые учились у византийцев и развивали народное искусство. Огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг, появились свои церковнослужители. Ярослав вызвал из Константинополя греческих певцов для обучения русского причта пению. Византийские художники чеканили для него русскую монету, на одной стороне которой было выбито славянское имя князя, а на другой - греческими буквами его христианское имя ( Георгий).

Ярослав Мудрый умер 19 февраля 1054 г., когда ему было далеко за 70. До самой кончины он занимался государственными делами. После смерти Ярослава похоронили в Киеве в его любимом Софийском соборе, на стене которого была сделана многозначительная надпись о смерти « царя нашего» . Впервые царский титул прозвучал в применении к русскому властелину. Его личность воспринимается как идеал русского князя.

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И БЫТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Древнее былинное время Руси стало эпохой не только суровой борьбы за существование , упорного труда, жестоких войн и тяжелых потерь. Именно в это время быстро развивалась древнерусская культура, которая стремительно достигла , а в последующем и превзошла и византийский уровень.

3.1 РАЗВИТИЕ РЕМЁСЕЛ

Задолго до знакомства с изумительными по своей красоте произведениями византийского искусства русичи могли похвастаться развитыми ремёслами, которые корнями восходят к занятиям древних славян и даже праславян. Скажем, гончарное дело славян по технологии изготовления керамики и стилю художественного оформления посуды во многом повторяет традицию , которая прослеживается в керамике трипольских племён, населявших территорию Северного Причерноморья более 4000 лет назад.

Главными центрами ремёсел были города. Здесь ковали булатные мечи, шили сафьяновые сапоги, создавали изумлявшие заморских купцов ювелирные изделия, плели тончайшие кружева, выстраивали узоры золотого шитья. Целые улицы в городах получали названия по ремёслам.

В Киеве проживали ремесленники свыше 60 различных профессий. Русское ремесло , начав со скромного ученичества, быстро обрело самостоятельную силу и всё чаще удивляло многое повидавших иноземных купцов и путешественников . Сохранились некоторые документы , свидетельствовавшие об этом. Хорезмиец аль - Бируни , например, оставил послание, где с восхищением описывал изготовленные русскими мастерами мечи, украшенные « удивительными и редкостными узорами».

Греки восхваляли русскую чеканку и резьбу по слоновой кости. Например, Иоанн Туетцес, считавшийся одним из самых утонченных византийских поэтов рубежа XI - XII вв., был пленён работой русских резчиков по кости и не счел зазорным воспеть их искусство в своих стихотворных произведениях. Одного из наиболее искусных ремесленников поэт сравнивал со знаменитым Дедалом - полумифическим мастером и изобретателем Древней Эллады.

Литейное искусство было хорошо известно на Руси, о чём свидетельствуют многочисленные находки медных крестов и образков, сделанные археологами. Довольно хорошо была распространена обработка благородных металлов - серебра и золота, со временем обособившаяся от кузнечного дела и превратившаяся в особое ремесло ( так, например, летописные источники утверждают, что Андрей Боголюбский « вскова» на образ Владимирской Богоматери более 30 гривен золота, а также использовал для его украшения серебро. В « Слове о полку Игореве» говорится о « злате стремени». В « Молении Даниила Заточника» можно прочесть о трубах , выкованных из золота. Часто упоминаются золотые изделия и во многих древних песнях).

Исключительное художественное чутьё демонстрировали стекольных дел мастера. Стеклянная посуда на Руси была редкостью, главным образом её завозили заморские купцы из Византии или из Венеции. Но вот мозаика получила со временем широкое распространение. Цветная мозаика использовалась для украшения интерьера церквей. Вот какими представляются историкам знаменитые мозаики храма Софии Киевской:

« Этот народ видел те же, что и мы сейчас, но в полном блеске, без каких-либо разрушений сверкающие золотом мозаики с сине - голубыми, сиреневыми, зелёными и пурпурными переливами, мозаики, как бы расплывающиеся по стенам, словно маревом всё обволакивая кругом своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием». Не случайно иные искусствоведы называли древнерусскую мозаику шедевром « мерцающей живописи» !

Русские учились искусству мозаики у византийцев , но быстро отошли от жестких греческих канонов, которые содержали много чуждых элементов. В силу ряда особенностей они мешали полёту фантазии русского мастера, принуждали его к излишней строгости. Многое в технике мозаики русские позаимствовали у балканских и кавказских народов, но и на сей раз проявили художественную самобытность: мастерами Киевской державы был найден собственный эталон гармонии между парадностью и размеренностью в архитектурной композиции церковных мозаик.

Нельзя не вспомнить об оружейниках, которых на Руси особо ценили. Золоченые шлемы, удобные, искусно украшенные седла, тугие, не слабевшие с годами луки, кованые, блистающие на солнце доспехи, надёжные копья, прочные и лёгкие кольчуги, крепкие палицы, - сложное, постоянно обновлявшееся воинское снаряжение изготовлялось в русских мастерских. Слава об этом скоро пошла по всей Европе, проникла на Восток. Археологи находят образцы русского оружия на огромной территории (от Франции до азиатских степей).

Итальянец Плано Карпини поразился красоте трона русской работы , украшенного драгоценностями , который он увидел во дворце ордынского правителя Гуюк - хана: « Трон был из слоновой кости изумительно вырезанный; было там также золото, дорогие камни, если мы помним хорошо , и перлы». Немецкий монах Теофил , задавшийся целью определить , какие страны « в тщательности эмали и в разнообразии черни преуспели», поставил Русь на второе место после Византии, но впереди арабов, немцев, итальянцев и французов. Своё мнение учёный излагает в трактате « О различных ремёслах».

В древней Руси высокого уровня достигло ткачество. В XI - XII вв. славяне широко использовали льняные ткани, из которых изготавливались как простые , так и богато расшитые нательные рубахи. Верхнюю плотную одежду изготавливали из шерстяных материалов. Но были умельцы, которые могли прясть тончайшую шерстяную нить и ткать материю, из которой шилось тонкое и мягкое нательное бельё для знатных русичей. Ещё в X в . сукно вырабатывалось в Киеве и Новгороде, его даже вывозили за границу. В славянских курганах найдены образцы материй, выполненных сложным узорным ткачеством, украшенных вышитым и набивным орнаментом.

Вышивка на одежде всегда имела большое значение для русских людей. Сложные узоры вышивальщиц никогда полностью не повторялись - невозможно было найти двух одинаковых одежд. Но были и постоянные элементы орнаментов, переходившие из узора в узор. По языческим представлениям , злые силы можно было отогнать, не допустить к телу человека с помощью вышивки по вырезу вокруг горла, по краю рукавов, по подолу. Каждый элемент орнамента, каждый цвет имел символический смысл и значение. Несмотря на принятие христианства , в оформлении одежды русичей ещё очень долго сохранялась целая система языческих оберегов.

Золотошвейное искусство было известно на Руси издавна. В Киевской летописи шитая золотом и жемчугом одежда князей и бояр упоминается в 1024 году.

3.2 ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

Письменность возникла в то время, когда славяне начали создавать свои государства. Расцвет славянских государственных объединений ( Киевская Русь, Великая Моравия, Польша, Болгария, Сербия и Хорватия) относится к IX в . Соседство с новыми народами , иной жизненный уклад и новое миропонимание, пришедшие на смену древнему язычеству, требовали развития новых форм духовной культуры - прежде всего культуры книжной, которая частично замещала бы или дополняла славянскую народную культуру. Славянским государствам нужны были своя письменность, свой книжный язык.

Создателями славянской письменности были просвещённые братья Кирилл ( Константин) и Мефодий, родом из греческого города Салоники. По - славянски это название звучало как Солун, поэтому их называли также солунскими братьями.

Известно, что первая азбука , содержащая особые знаки ( буквы, соответствующие звукам), возникла у древних финикийцев ещё около 3 000 лет назад. Этой азбукой из 22 букв пользовались не только в Финикии ( современный Ливан) , но и в некоторых других странах Средиземноморья. Именно финикийский алфавит положил начало греческому, а уже греческий лёг в основу славянского алфавита.

У славян уже существовала простейшая письменность. На деревянных дощечках они процарапывали или вырезали черточки, углубления, с помощью которых хранили или передавали нужную информацию, то есть умели считать и писать. Однако азбука Кирилла была гораздо проще, понятнее и удобнее в использовании. Она насчитывала 43 буквы и включала цифры.

Первыми развитыми славянскими азбуками были кириллица и глаголица, которые отличались друг от друга формой букв. Некоторые исследователи считают , что и та и другая были созданы Кириллом. Основой русского алфавита стала кириллица. Глаголическим ( кириллическим) письмом пользовались Кирилл и Мефодий, а также их ученики. Рукописи кирилло - мефодиевских времён не сохранились. Древнейшие из известных памятников , написанных глаголицей или кириллицей, относятся к X - XI вв. Почти все они созданы два века спустя после первых переводов Священного Писания, выполненных создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием.

На Руси глаголица употреблялась лишь в первые годы распространения славянской азбуки в старейших русских культурных центрах - Киеве и Новгороде. Древнейшим славянским языком , на котором написаны кириллические и глаголические памятники письменности, был язык старославянский.

Быстрое становление обширного древнерусского государства не могло не вызвать столь же масштабного духовного роста. В середине X в. стремительно развивается древнерусская литература, отражающая происходящие изменения.

После принятия христианства из Византии, Сербии, Болгарии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература светского и церковного содержания - византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых ( « Житие Феодосия» , « Пчела») и др. первые из дошедших до нас рукописных книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются « Остромирово Евангелие», переписанное с болгарского оригинала дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два « Изборника» князя Святослава Ярославича - 1073 и 1076 гг.

Мастерство, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о том, что уже к этому времени на Руси существовала традиция изготовления рукописных книг. Сегодня русской литературе уже более 1000 лет, она старше французской, английской, немецкой литератур.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. « Книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Высокообразованные люди встречались среди духовенства, в кругу богатых горожан и купечества.

Авторы многих текстов неизвестны - сохранились имена лишь некоторых из них: Нестор, Иларион, Кирилл Туворский, Владимир Мономах, Серапион Владимирский, Климент Смолятич, Даниил Заточник.

Далеко не все сохранилось и дошло до наших дней. Бесчисленные вторжения внешних врагов, междоусобные войны, средневековые пожары, небрежное хранение и даже скупость монастырских переписчиков, , смывавших с пергамента старые тексты, чтобы написать другие, - все это во много раз уменьшило содержание древнерусской литературной сокровищницы.

Однако даже то немногое, что сохранилось, ясно говорит о высочайшей культуре, о множестве неповторимых, нигде в мире неизвестных жанров, о существовании разных школ и направлений в словесном творчестве.

Центрами древнерусской культуры служили города. Для них характерно наличие грамотного населения. Средоточием письменности считались монастыри и церкви, царский двор, княжеские и боярские терема. Письменные документы хранились в церквах и княжеских архивах, скрытых в темных помещениях от посторонних глаз.

Во второй половине XX в. были найдены надписи ( граффити) в Новгороде, Киеве, Смоленске, Владимире, Ладоге. Их тщательно систематизировали и подробно изучили. Это позволило сделать вывод, что грамотность в Древней Руси не была исключительно княжеской и боярской привилегией, уделом ученых монахов - она встречалась повсеместно, считалась обычным явлением.. были открыты сотни автографов, в которых упоминались имена их авторов - Федор, Кулотка, Местята, Побратослав, Генеша, Борька, Глеб и многие другие. Некоторые надписи оказались коллективными:» Ярополча дружина писали: Радочен, Андрей, Петр,Радигост».

В большинстве случаев надписи на стенах храмов выполнены простыми людьми, но найдены и автографы знаменитых людей древности. В киевском храме святой Софии академик Б. А. Рыбаков обнаружил автограф самого Владимира Мономаха - великого князя киевского, прославившегося скромной жизнью и мудрой политикой примирения враждовавших удельных князей и сплочения русских земель. Вот как выглядят некоторые из кратких автографов древних новгородцев на стенах храма святой Софии: « Иван писал», « Стефан писал, когда расписывали святую Софию», « Хотец писал в беде тот, О, святая София, избави мя от беды!», « Олисей, раб Христов, писал».

Инструмент для письма всегда был под рукой. На раскопках археологи часто обнаруживали костяные, металлические или деревянные стержни с острием на одном конце и маленькой лопаткой на другой. В стержнях имелось отверстие для шнурка, который крепился к поясу. Такие инструменты ( писала) находят в Киеве, Пскове, Новгорде, Чернигове, Смоленске и во многих других городах.

Обычай носить с собой пишущие палочки угас лишь в XVI в., когда дешевая бумага и чернила вытеснили бересту, а вместе с ней и писала.

3.3 ЛЕТОПИСЬ

Древнерусская литература возникла на основе устного народного творчества. Один из ее главных жанров - летописание - существовал в Древней Руси уже во второй половине XI в. Чуть ли не при каждом княжеском дворе или крупном монастыре создавались летописи. А это требовало большого числа грамотных составителей и предполагало достаточно широкий круг читателей.

Слово « летопись» можно истолковать как « описание годов», « писание по летам». Летопись - историческое повествование, текст которого разделен на главы, посвященные событиям одного года. Описав события за 12 месяцев, летописец записывал номер нового года и продолжал повествование.

Летописные своды передавали не только хронологическую последовательность событий - они часто включали в себя литературные произведения - исторические повести, рассказы о жизни святых, поучения и т. п.

Чаще всего в роли летописца выступал ученый монах, который по поручению князя, епископа или с благословения настоятеля монастыря долгие годы трудился над составлением летописного свода.

В летописных сводах фиксировались важнейшие события , связанные с военными походами князей, междоусобицами, необычными явлениями и т. п.

Составление летописей являлось делом государственным. Иногда изложенные в летописях версии событий были далеки от исторической правды, тем не менее эти литературные тексты представляют большую ценность, поскольку служат источником знаний ( порой единственным) о прошлом Русской земли.

До появления бумаги летописи создавались на пергаменте и часто украшались рисунками и миниатюрами. По мнению ряда ученых, начало летописания на Руси относится к концу X в. Но древнейшая летопись , дошедшая до наших дней и основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием « Повесть временных лет» и , как принято считать, была создана монахом Киево - Печерского монастыря Нестором( прозван отцом Российской Истории, жил в XI в.).

Позднее « Повесть временных лет» вошла в состав других летописных сводов. Н . М. Карамзин оставил характеристику и о последователях Нестора: « Второй, именем Василий, жил также в конце XI столетия: употребленный Владимирским Князем Давидом в переговорах с несчастным Васильком, описал нам великодушие последнего и другие современные деяния юго - западной Руси. Все иные летописцы остались для нас безыменными; можно только угадывать , где и когда они жили: например, один во Владимире на Клязьме при Всеволоде Великом; второй в Киеве, современник Рюрика II , третий в Волынии около 1290 года, четвертый тогда же во Пскове.

С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если прежде его центрами были Киев и Новгород, то после разделения Русской земли на множество разновеликих княжеств летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Ростове, Полоцке и во многих других городах. Они обретают более локальный ( местный) характер.

3.4 ГОРОДА НА РУСИ

Городов на Руси было много. Как свидетельствуют историки, город уже в X - XI вв. стал характерным элементом культурного ландшафта Русской равнины , его неотъемлемой частью. Наиболее известные из них : Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Полоцк, Рязань.

Живописность русского города - это не результат слепой случайности или стихийной застройки. Она естественно возникает из приспособления планировки к местному природному ландшафту: устраивая поселения, человек был вынужден ,прежде всего, считаться с особенностями окружающей среды.

Ещё в первой половине IX в., когда в землях восточных славян появились побывавшие во всем мире викинги , Русь, поразившая их богатством, вошла в скандинавские саги под именем Гардарики ( « страна городов»).

Лучшим местом для возведения города считался высокий берег у слияния двух рек. Древний русский город делился на « подол», занимающий нижнюю ( береговую) террасу, и « гору», то есть возвышенную часть, на которой располагался кремль. Крутые склоны не застраивались и включались в городской пейзаж в своём естественном виде. Сбегающие с возвышенных мест ручьи и овраги нередко делили город на несколько холмов, чаще всего увенчанных храмами. Отсюда необычайное разнообразие городского пейзажа, индивидуальность облика каждого древнерусского города.

До конца X в. постройки на Руси были в основном деревянными или каменно - земляным. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. С принятием христианства широкое распространение получило храмовое строительство из камня. Первая каменная постройка в Киеве - прекрасная, богато украшенная мраморными колоннами и плитами Десятинная церковь ( князь Владимир жаловал десятую часть своих доходов на её содержание), которую строили специально приглашенные на Русь византийские мастера. Раскопки позволили выяснить ,что это было большое сооружение из тонкого кирпича , украшенное мозаикой, глазурованными керамическими плитами и фресками. По свидетельству современников она отличалась многоглавием ( имела 25 куполов) и богатством внутренней отделки.

« Матерь земли Русской»- Киев первоначально занимал небольшую площадь , но со временем расширился. К концу X в. столица Древней Руси вошла в число богатейших городов Европы. Князь Ярослав Мудрый хотел, чтобы стольный град соперничал со столицей Византии: как и в Константинополе , в Киеве были свои Золотые ворота и свой Софийский собор. Великий князь основал монастырь во имя святой Ирины, а также обитель во имя святого Георгия и Печерскую лавру. Он обновил Десятинную церковь , построил княжеский дворец , обнёс город укреплениями.

Численность населения увеличивалась, у подошвы верхнего города начал выстраиваться нижний. В ту эпоху Киев , расположенный на берегу Днепра, был центром пересечения торговых путей голландских, немецких, венгерских, скандинавских купцов. В городе работали 8 рынков, торговые суда непрерывно бороздили Днепр.

При Ярославе Мудром Киев слыл одной из самых просвещённых и богатых столиц, вызывал неизменное восхищение у иноземных купцов и путешественников. « Заложил Ярослав город велик, у него же града суть Золотые врата , заложил и церковь святой Софии, митрополии, а затем церковь Святой Богородицы, а затем монастырь святого Георгия и святой Ирины …». Такое сообщение датировано в « Повести временных лет» 1037 г.

3.5 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( ФОЛЬКЛОР)

Фольклор Киевской Руси включает в себя великое множество произведений, относящихся к самым разнообразным жанрам. Особое место занимают былины, которые в народе торжественно именовались старинами.

Расцвет былинного эпоса приходится на время перед нашествием монголо - татар на Русь, когда с особой силой зазвучали призывы к объединению князей под властью единого князя в целях борьбы со степным врагом.

Одним из главных героев былин выведен Илья Муромец, в образе которого историки склонны усматривать черты реального исторического персонажа. В те времена на Руси жило много странствующих богатырей. Они не состояли в княжеской дружине, поскольку князь со своими воинами нередко чинил несправедливость против простого люда. Богатыри считали , что они обязаны защищать землю Русскую от всякого зла, включая и княжеские набеги. В отличие от князя с его дружинниками богатырь не искал себе ни добычи, ни славы.

Отдельно следует сказать о каликах перехожих. Так назывались паломники, которые по пути к святым местам молили Бога о милости к Русской земле, помогали людям, а нередко и с оружием в руках защищали слабых. По прошествии столетий появились калики, которые не были воителями, но являлись просто богомольцами - тружениками, но в былинах они ещё долго оставались чудо - богатырями, обладающими некоторыми качествами вещих волхвов, иногда даже ведунов ( дар целительства).

Героями былинного эпоса становились не только мужчины, но и женщины. Часто женщина - это жена богатыря, которую пытается отнять у него князь, пленённый её красотой. Расхожим былинным сюжетом является поиск богатырем невесты и сватовство к ней: при этом богатырь совершает удивительные подвиги, выполняет трудные задания, разгадывает загадки.

Более редки былины, в которых женщина выводится богатыршей (« поляницей»). Она становится женой превосходящего её по силе мужчины.

Наряду с официальной культурой, освященной Церковью и поддерживаемой властью, у многих народов в те времена существовала смеховая ( карнавальная) культура, жизненно необходимая народу, противопоставленная общепринятой системе ценностей. На Руси это была культура скоморохов. Создавая свои песни и устраивая потешные представления, скоморохи отчасти следовали традициям былин. Но если в былинах воспевались подвиги богатырей и деяния князей, то в творчестве скоморохов былинные сказания переиначивались и представали в комичном виде.

Большинство скоморошин ( потешных произведений) относится к жанру « шутовых старин», представленных главным образом пародийными балладами и комическими новеллами. Особым направлением этого жанра в творчестве скоморохов являются небылицы- короткие задорные песенки. Их содержание на первый взгляд может показаться абсолютно бессмысленным. Каждая из них представляет собой описание цепочки никак не связанных между собой нереальных событий, например:

А по чисту полю да все корабль бежит,

По поднебесью да все медведь летит,

На ели корова да белку лаяла,

Белку лаяла да ноги ширила.

На самом деле скоморохи стремились показать абсурдность жизни, утрату людьми многих нравственных ценностей и т. п. Другая причина - потребность смеяться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение двух с небольшом столетий - со времени крещения Руси и до первых десятилетий XIII в. - значительно изменилась общая картина жизни в русских землях. С принятием христианства поменялась и система духовных ценностей. Отдельные восточнославянские племена становились под знамена сильнейших из потомков Рюрика, образовывали города и княжества, связанные общностью территории, языка, религии и традиций. Постепенно отвоевывались и осваивались новые пространства. Одновременно русичи были вынуждены обороняться от полчищ воинственных кочевников - половцев и печенегов.

Но не только внешними врагами ослаблялась Русь. Главная беда заключалась в том, что русские князья радели не о мощи Русской земли в целом, а главным образом о собственном удобстве, богатстве и первенстве. Много крови - княжеской и народной - пролилось в битвах как за великий престол, так и за владение удельными землями.

В этом промежутке истории Руси можно выделить два этапа: Киевский период( со времени приобретения Киевом статуса столицы Руси и до разгрома Киева Андреем Боголюбским в 1169г.) и Суздальско - Волынский период ( с 1169 г. до 1242 г.). главной приметой XI и XII в. на Руси можно назвать неустойчивость политического центра: даже в годы расцвета Киева ни на день не прекращалась явная или подспудная борьба за власть , нередко выливавшаяся в вооруженные конфликты. Один великий князь сменял другого - менялись и основные ориентиры: стиль правления, отношения с другими странами. Союзники Руси становились противниками , и наоборот.

С утратой Киевом прежнего значения политическая ситуация на Руси не стала стабильнее. Наметилась лишь стойкая тенденция к единовластию - первый шаг на пути к созданию общерусского государства. И тем не менее перед лицом неумолимо надвигавшийся угрозы монголо - татарского нашествия Русь оставалась раздробленной: междоусобные войны обескровливали её. В этих условиях только русская православная церковь способствовала духовному сплочению народа накануне тяжких испытаний. Ей и предстояло сыграть ведущую роль в грядущем возрождении Руси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ключеский В. О. « Курс русской истории». В 9 тт. Т. 1. - Москва., 1987 год.

Греков Б. Д. « Киевская Русь» - Москва., 1953 г.

« Древняя Русь и славяне» - Москва., 1978 г.

Натанов Н. « Путешествие в страну летописей» - Москва., 1965 г.

Карамзин Н. М. « История государства Российского». - Москва., 1992 г.

Соловьев С. М. « История России с древнейших времен». - Москва., 2006 г.

Любимов Л. Д. «Искусство Древней Руси». - Москва., 1981 г.;

« Русская народная поэзия». - Санкт - Петербург, 1984 г.;

« Памятники литературы Древней Руси. XIII в.» пер. Д.С. Лихачева - Москва., 1981 г.

Костомаров Н. И. « Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» . Т.1. - Москва., 2006 г.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru