Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Протазанов 6.3 Кб.
  2. История формирования российского киноискусства. Я.А. Протазанов 25.5 Кб.

Протазанов

Работа из раздела: «Исторические личности»

Яков Протазанов
                                 (1881-1945)

      Яков Александрович  Протазанов  родился  в  1881  году,  в  Москве,  в
мещанской среде. Окончил Московское коммерческое  училище  Работа  служащего
конторы его не увлекала, поэтому, получив небольшое наследство,  он  уезжает
за границу путешествовать и в  Париже  посещает  студию  'Патэ'.  И  все  же
приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядел поступком  случайным,  даже
легкомысленным. Родные  и  друзья  знали,  что  молодого  человека  увлекает
карьера инженера. Поступив переводчиком  в  московскую  кинофирму  'Глория',
будущий режиссер, возможно,  и  сам  считал  этот  шаг  случайным  эпизодом,
продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства,  который  уже  в
ту пору величали  'чудом  XX  века'.  Тем  не  менее,  испробовав  несколько
профессий,  Протазанов  пробует  себя  в  качестве  сценариста.   Любовь   к
литературе, поэзии помогла ему довольно  скоро  обратить  на  себя  внимание
серьезностью  трактовок.  И  вот  он  уже  режиссер.  До  эмиграции   (1920)
Протазанов снял около 80 фильмов. Имя его получает  широкую  известность.  В
череде киноподенщины ему  удается  создать  несколько  картин,  ставших  для
своего   времени   настоящими   кинооткрытиями,   отмеченных   актуальностью
проблематики,  изобразительностью   режиссуры,   художественным   вкусом   и
смелостью  в  поисках  построения  кадра,  мизансцены  и  законов   монтажа,
Следование за идейным смыслом литературного источника сочетается  у  него  с
пытливой  работой  по  выявлению  средствами  кино  художественной   фактуры
произведения Протазанов открыл для экрана ряд выдающихся актерских имен:  И.
Мозжухин,  О.  Гзовская,  В.  Орлова,  П.  Бакшеев  и  др.  Будучи   горячим
поклонником Художественного театра, режиссер не скрывает в своем  творчестве
ориентации на метод прославленного коллектива. Прежде всего это ощущается  в
тщательной психологической разработке характера  и  мотивов  его  поведения,
что, в свою очередь, заставляет режиссера выбирать темы для своих картин  по
принципу их общественной значимости. Отсюда интерес Протазанова к  серьезной
литературе, к классике. 'Война и мир'  (1915,  совместно.  с  В.  Гардиным),
'Николай  Ставрогин'  ('Бесы',  1915),  'Пиковая  дама'  (1916),   'Семейное
счастье' по А Толстому (1916),  'Андрей  Кожухов'  по  Степняку-Кравчинскому
(1917). В 1918 г. Протазанов  ставит  одну  из  лучших  своих  картин  'Отец
Сергий' с постоянным и любимым актером И. Мозжухиным в главной  роли.  Этому
фильму  суждено  было  достойно  венчать  конец  важного   периода   как   в
становлении русского кино,  так  и  в  биографии  самого  режиссера.  Шедевр
Протазанова, не утративший и  сегодня  своего  художественного  впечатления,
убедительно доказывал, что в лице Протазанова мировой кинематограф  приобрел
одного из выдающихся мастеров набиравшего силу экранного искусства,  тонкого
и самобытного художника. Поэтому, оказавшись  за  рубежом  (Париж,  Берлин),
русский мэтр получает приглашения лучших киностудий,  где  и  снимает  шесть
картин  Творчество  режиссера  в  эти  годы  не  прошло  бесследно  для  его
французских и немецких коллег, можно смело говорить о влиянии его  искусства
на творческий рост этих кинематографий  (особенно  немецкой).  В  1923  году
Протазанов,  поддавшись  на  уговоры  руководителя  студии  'Русь'   М.   Н.
Алейникова,  возвращается  на  родину  и  сразу  же  приступает  к   съемкам
'Аэлиты'. Он пристально приглядывается к новому для него миру, к  советскому
быту, он осторожен в выборе тем, однако именно в 20-е годы расцвел  во  всем
блеске его талант комедиографа 'Закройщик  из  Торжка'  (1925),  'Процесс  о
трех миллионах'
      (1926), 'Дон Диего и Пелагея' (1927), 'Праздник св. Йоргена'  (1930)-в
этих комедиях сочетаются  лукавая  усмешка  и  сатирическая  оценка,  тонкий
лиризм  и  непосредственность  интонации.  И  снова,  как  прежде,  открытие
актерских имен И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов, В Марецкая, М.  Жаров,  Н
Баталов,  А.  Войцик,  позже  Н.  Алисова  Комедии   Протазанова,   обрастая
зрительскими легендами, надолго стали частью общественного сознания
      Связав свою  творческую  судьбу  со  студией  'Межрабпом-Русь'  (позже
'Межрабпомфильм'),   режиссер   благодаря   своему   авторитету   становится
бесспорным лидером  этого  киноколлектива  Вокруг  него  образуется  молодая
группа последователей, которых  можно  назвать  'протазановской  школой'  Ю.
Райзман, Я. Уринов, С Комаров, А Роу, отчасти К. Эггерт Не  избежал  влияния
мастера и Вс. Пудовкин 20-е  годы,  самый  яркий  и  плодотворный  период  в
творчестве зрелого мастера, завершились для  него  и  окончательным  выбором
своего жанра По  замыслу  режиссера,  он  должен  был  стать  в  его  планах
доминирующим. Уже в фильме  «Марионетки»  (1934)  он  успешно  доказал,  что
кинопамфлет, достаточно редкий на экране, не только  актуален,  но  и  сулит
оригинальные возможности в раскрытии  средствами  кино  острых  политических
вопросов.
      К сожалению, политическая обстановка  в  стране,  сложившаяся  в  30-е
годы, не позволила Протазанову развить начатое Он обращается  к  классике  и
ставит картину 'Бесприданница' по пьесе  А.  Островского  (1936)  Отмеченная
несомненным  художественным  вкусом,   чарующей   операторской   работой   М
Магидсона, великолепным актерским  ансамблем,  имевшая  в  прокате  огромный
зрительский  успех,   эта   постановка   явилась   по   существу   последней
значительной работой большого мастера
      Культурный, опытный режиссер с мировым именем  так  и  не  вписался  в
новые условия советской действительности. И последнее десятилетие его  жизни
превратилось в тоскливую, мучительную дорогу к забвению.

      Фильмы: 1912: Анфиса, Уход великого старца; 1914:  Драма  у  телефона;
1915: Сашка-семинарист, Война и  мир  (совм.  с  В.  Р.  Гардиным),  Николай
Ставрогин (Бесы); 1916:  Пляска  смерти,  Пиковая  дама,  Семейное  счастье,
Женщина с кинжалом; 1917: Сатана ликующий,  Андрей  Кожухов;  1918:  Малютка
Элли, Отец Сергий; 1921: Ночь любви (Франция); 1922: Тень  греха  (Франция);
1923: Паломничество  любви  (Германия);  1924:  Аэлита;  1925:  Его  призыв,
Закройщик из Торжка; 1926: Процесс о трех  миллионах;  1927:  Сорок  первый,
Дон Диего и Пелагея; 1928: Белый орел; 1930:  Праздник  св.  Йоргена;  1931:
Томми; 1934: Марионетки; 1936: О  странностях  любви,  Бесприданница;  1940:
Салават Юлаев.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru