Виктор Цой и группа Кино
Работа из раздела: «
Исторические личности»
Краткая биографическая справка.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в
семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера
Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969
год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год
посещает среднюю художественную школу, где возникает группа 'ПАЛАТА № 6' во
главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил
в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища
'за неуспеваемость'. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе.
В 1979 году - поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В
течении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским
создает группу 'ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ'. Осенью 1981 - группа 'ГАРИН И
ГИПЕРБОЛОИДЫ' вступает в Ленинградский рок - клуб. Весной 1982 –
производится запись альбома '45'. В это же время Виктор знакомится со своей
будущей женой Марианной. В это же время - первый электрический концерт
группы 'КИНО' в Ленинградском рок - клубе совместно с музыкантами
'АКВАРИУМА'. Заканчивает училище со справкой и поступает работать в
реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 - поступает на работу в
садово-парковый трест резчиком по дереву. В этом же, 1982 году, первые
акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический
концерт группы 'КИНО' в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин.
Летом 1983 - записывает с Юрием Каспаряном фонограмму 'Демо' у Алексея
Вишни, впоследствии получившую название '46'. Осенью 1983 - проходит
обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке и получает 'белый
билет'. Весной 1984 года - выступление 'КИНО' на втором фестивале рок -
клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает
альбом 'Начальник Камчатки' в студии Андрея Тропилло вместе с музыкантами
'АКВАРИУМА'. Оформляется второй состав 'КИНО': Цой, Каспарян, Титов,
Гурьянов. В феврале 1985 - жениться на Марианне. Весной 1985 – получает
звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года -
родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - 'Ночь'
в студии Тропилло и 'Это не любовь' в студии Вишни. Весной 1986 -
выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты.
Летом 1986 - съемки фильма 'Конец каникул' в Киеве. Выходит пластинка 'Red
Wave'. Поступает работать в котельную 'Камчатка'. Участвует в съемках
фильма режиссера Алексея Учителя 'Рок'. Осень, зима 1986 - участие в
съемках 'Ассы'. Весной 1987 года последнее выступление на фестивале рок -
клуба. Приз 'за творческое совершеннолетие'. Записывается альбом 'Группа
крови'. Осенью 1987 начинаются съемки фильма 'Игла'. В 1988 году выходит
'Группа крови' и фильм Рашида Нугманова 'Игла'. Записывается альбом 'Звезда
по имени Солнце'. Начало 'звездных' гастролей. В ноябре - участие 'КИНО' в
мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя
поездка в США, участие в фестивале 'Золотой Дюк' в Одессе. По опросам
кинокритиков журнала 'Советский Экран' признан лучшим киноактером года.
Обширные турне по стране. Выходит альбом 'Звезда по имени Солнце'. В ноябре
- последние концерты 'КИНО' в Ленинграде. Во Франции выходит пластинка
'Последний герой'. Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - последний
концерт 'КИНО' в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись
последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется 'Черный
альбом'.
15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в
автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на
Богословском кладбище.
Группа «КИНО» и Виктор Цой.
В популярности ленинградской группы 'КИНО' есть что-то необъяснимое.
И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или
иного исполнителя в результате последовательности определенных событий;
им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная
работа, нарастание общественного интереса и постоянное нахождение 'на
виду'. В случае 'КИНО' все было прямо наоборот. Год 'КИНО' начался весной
1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не
выступала, даже не репетировала, а её участники были заняты реализацией
собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой
случайности выкроила в начале года несколько дней, чтобы завершить
находившийся в 'полуфабрикатном' состоянии альбом, получивший известность
под названием 'Группа крови'. Он-то и стал катализатором взрыва давно
назревавшей 'киномании', в считанные месяцы охватившей страну.
А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских команд
'ПАЛАТА №6' и 'ПИЛИГРИМ' возникло трио 'Гарин и Гиперболоиды'. Пару месяцев
спустя его состав сократился до дуэта, а название обратилось в 'КИНО'-
- в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в
рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов 'АКВАРИУМА' - на его
сцене, записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название
'45', и исчезли на целый год. Затем выступили ещё раз - уже впятером и с
'электрической' программой и … распались. И все же в мае 1984 года 'КИНО'
появилось вновь. Виктор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара),
Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) 'тёмной лошадкой' вышли
на сцену II Ленинградского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним
из главных открытий этого смотра творческих сил рок - движения. Звание
лауреатов фестиваля 'КИНО' подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах.
Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совместительству
участник 'ДЖУНГЛЕЙ' и один из лучших бас - гитаристов страны. С тех пор
состав группы 'КИНО' - если не считать эпизодических появлений
разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников, редко игравших с
группой больше одного концерта остаётся неизменным.
Песни 'КИНО' поражают обилием свежих мелодических решений, их
аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая игра,
в которой вклад каждого участника равнозначен и незаменим, позволяет
говорить о них как о классическом образце рок – группы. В текстах Виктора
Цоя, а именно он является автором практически всего репертуара 'КИНО',
романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного молодого
человека. Острые, почти публицистические, обращения соседствуют в песнях
'КИНО' с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна
для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно
'повзросление' ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и
подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку,
жажда нравственного совершенства.
В последние годы, особенно после успеха 'Группы крови', творческая
активность группы значительно возросла. 'КИНО' регулярно выступает в
Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за
рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во
Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах 'РОК', 'АССА',
'ГОРОД', 'ИГЛА' - в последнем из них Виктор Цой дебютировал как
исполнитель главной роли.
Подшивки газет.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные
политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не
врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не
верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой
- единственный, у кого невозможно провести грань между образом и
реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход - еще
один 'сюжет для новой песни'. Ненаписанной, но, кажется, не раз
прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет
монаха - таков Цой, в 'КИНО', в кино и ежедневно. Это большая, честная
романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую
смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и
потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от
продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой
остается с нами - и это не пустые слова.
И все же... теперь - легенда.
Артем Троицкий
'Комсомольская Правда'
17 августа 1990
Список литературы:
1. Ресурсы сети “Internet”.
2. «Комсомольская правда», 1990 год.