Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Николай 1

Работа из раздела: «Исторические личности»
|                                                            | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|Николай I                                                   | |                                    | |
|Николай I, третий сын императора Павла I и императрицы Марии| |                                    | |
|Федоровны, родился 25 июля 1796 г.                          | |                                    | |
|Он рос отдельно от старших братьев Александра и Константина,| |                                    | |
|родившихся чуть ли не на 20 лет раньше. Поскольку           | |                                    | |
|наследником считался Александр, а его преемником -          | |                                    | |
|Константин, то младших братьев (Николая и Михаила) не       | |                                    | |
|готовили к престолу и на их образование в этом плане особого| |                                    | |
|внимания не обращали. Они воспитывались как великие князья, | |                                    | |
|предназначенные к военной службе.                           | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|Существует другое мнение, которое исходит из утверждения,   | |                                    | |
|что в царской семье было известно о бездетности Александра и| |                                    | |
|Константина, следовательно, претендовать на престол мог и   | |                                    | |
|третий сын - Николай. 'Поэтому нет сомнения, что Николай    | |                                    | |
|воспитывался именно как наследник престола, но воспитание   | |                                    | |
|его от воспитания Александра тем не менее отличалось        | |                                    | |
|чрезвычайно сильно'.                                        | |                                    | |
|С детских лет образование и воспитание Николая было чисто   | |                                    | |
|домашнее с военным уклоном и осуществлялось под руководством| |                                    | |
|старого немецкого генерала Ламсдорфа, человека сурового,    | |                                    | |
|жестокого, до крайности вспыльчивого и, по мнению           | |                                    | |
|современников, не обладавшего ни одной из способностей,     | |                                    | |
|необходимых воспитателю.                                    | |                                    | |
|Характер у Николая Павловича с детства был не из приятных.  | |                                    | |
|Его педагоги в своих записках уверяли, что он был груб,     | |                                    | |
|коварен и жесток, в учебе никаких успехов не показывал, за  | |                                    | |
|исключением рисования. С целью искоренения недостатков его  | |                                    | |
|характера Ламсдорф все свои старания направлял на то, чтобы | |                                    | |
|сломить волю своего воспитанника, идя наперекор всем его    | |                                    | |
|наклонностям. Воспитатель применял 'в значительных дозах' и | |                                    | |
|телесные наказания будущего императора.                     | |                                    | |
|Николай рано обнаружил пристрастие к военным упражнениям,   | |                                    | |
|военной муштре и отвращение к 'рассуждениям', к             | |                                    | |
|'отвлеченным' наукам, которое он сохранил на всю жизнь. В   | |                                    | |
|своих воспоминаниях он писал: 'Одни военные науки занимали  | |                                    | |
|меня страстно, в них одних находил я утешение и приятное    | |                                    | |
|занятие, сходное с расположением моего духа'. Лекции лучших | |                                    | |
|в то время профессоров по правоведению, государствоведению, | |                                    | |
|политэкономии и др. наукам, по его признанию, 'он слушал    | |                                    | |
|плохо, 'зевал', и от них ничего не осталось в голове'.      | |                                    | |
|До вступления на престол его общественная деятельность      | |                                    | |
|ограничивалась исключительно командованием гвардейской      | |                                    | |
|бригадой, затем дивизией, с 1817г. он занимал почетную      | |                                    | |
|должность генерал-инспектора по заведованию                 | |                                    | |
|военно-инженерным ведомством. Военные занятия сделали из    | |                                    | |
|Николая отличного армейца, сурового и педантичного. Он не   | |                                    | |
|был трусом и не раз проявлял личную храбрость. Уже в этот   | |                                    | |
|период военной службы Николай Павлович начал осуществлять   | |                                    | |
|заботу о военных учебных заведениях. По его инициативе стали| |                                    | |
|функционировать в инженерных войсках ротные и батальонные   | |                                    | |
|школы, а в 1818 г. были учреждены Главное инженерное училище| |                                    | |
|(впоследствии - Николаевская инженерная академия) и Школа   | |                                    | |
|гвардейских подпрапорщиков (затем Николаевское кавалерийское| |                                    | |
|училище). В период его царствования было открыто много      | |                                    | |
|других военных учебных заведений.                           | |                                    | |
|Страсть к армии у Николая оставалась в течение всей жизни.  | |                                    | |
|По описанию современников, он был 'солдат по призванию,     | |                                    | |
|солдат по образованию, по наружности и по внутренности'.    | |                                    | |
|Главный начальник печально известного Третьего отделения,   | |                                    | |
|шеф жандармов А. X. Бенкендорф, которому Николай Павлович   | |                                    | |
|безгранично доверял, писал, что 'развлечения Государя со    | |                                    | |
|своими войсками - по собственному его признанию -           | |                                    | |
|единственное и истинное для него наслаждение'.              | |                                    | |
|В молодые годы Николаю очень хотелось участвовать в         | |                                    | |
|действующей армии в войне против Наполеона. Но Александр I  | |                                    | |
|этого не разрешил, намекнув, что в будущем Николаю предстоит| |                                    | |
|более важная роль, которая не дает права подставлять свой   | |                                    | |
|лоб под пули врага.                                         | |                                    | |
|Разрешение прибыть в действующую армию Николай Павлович     | |                                    | |
|получил, когда война уже закончилась, и ему удалось только  | |                                    | |
|присутствовать на великолепных смотрах и маневрах,          | |                                    | |
|последовавших после поражения Наполеона, и побывать в       | |                                    | |
|Париже.                                                     | |                                    | |
|В 1816 г. молодой и энергичный Николай предпринял           | |                                    | |
|путешествие по России, а затем и по европейским дворам и    | |                                    | |
|столицам. Все это закончилось сватовством к дочери прусского| |                                    | |
|короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлотте, с которой он | |                                    | |
|вступил в брак в 1817 г. Вместе с православной верой супруга| |                                    | |
|его приняла имя великой княгини Александры Федоровны.       | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|Николай жил счастливой семейной жизнью и по крайней мере    | |                                    | |
|первые шесть лет, как он сам писал в 1831 г., не принимал   | |                                    | |
|участия в государственных делах, да и Александр I держал его| |                                    | |
|далеко от себя. Николай Павлович имел семерых детей:        | |                                    | |
|Александра (будущего императора Александра II), Константина,| |                                    | |
|Николая, Михаила, Марию, Ольгу, Александру. Очевидцы        | |                                    | |
|отмечали, что Николай был в эти годы внимательным           | |                                    | |
|семьянином, а с окружающими совсем не тем неприятным        | |                                    | |
|педантом, каким был на службе. И неудивительно, ведь здесь  | |                                    | |
|его окружали высокообразованные люди - воспитатели его      | |                                    | |
|детей, в том числе и известный поэт В. А. Жуковский.        | |                                    | |
|Николаю пришлось вступить на престол в исключительных       | |                                    | |
|обстоятельствах, после внезапной смерти бездетного старшего | |                                    | |
|брата Александра I. В силу закона о престолонаследовании,   | |                                    | |
|подписанном Павлом I, императором должен был стать второй   | |                                    | |
|брат - Константин Павлович, но еще в 1812 г. в одном из     | |                                    | |
|дружеских разговоров Александр I сказал Николаю, что        | |                                    | |
|Константин отказывается от своих прав на престол. В 1822 г. | |                                    | |
|Константин письменно подтвердил свое отречение. Затем об    | |                                    | |
|этом отречении был составлен манифест, в котором            | |                                    | |
|'назначался' наследником престола Николай. Но этот манифест | |                                    | |
|(удивительным образом) не был опубликован.                  | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|Да и вел себя Александр I по отношению к брату весьма       | |                                    | |
|странно, как будто не желал открывать секреты царского      | |                                    | |
|ремесла. Он не только не предпринял мер по подготовке       | |                                    | |
|Николая к делам управления государством, но даже не ввел его| |                                    | |
|в состав Государственного совета и других высших            | |                                    | |
|государственных учреждений, так что весь ход государственных| |                                    | |
|дел шел мимо него, и будущий император служил как заурядный | |                                    | |
|генерал.                                                    | |                                    | |
|Понимая свалившуюся на него ответственность, Николай начал  | |                                    | |
|готовить себя к управлению государством и занялся чтением   | |                                    | |
|соответствующей литературы, чтобы пополнить свое            | |                                    | |
|образование. Но все-таки надлежащей систематической         | |                                    | |
|подготовки и навыков к делам государства он не получил и    | |                                    | |
|вступил на престол неподготовленным ни теоретически, ни     | |                                    | |
|практически.                                                | |                                    | |
|Николай Павлович, как человек достаточно расчетливый, после | |                                    | |
|получения известия о смерти Александра I, сделав тактический| |                                    | |
|ход, не сразу объявил о своем воцарении. Опасаясь протеста  | |                                    | |
|не любившего его гвардейского офицерства, он первым         | |                                    | |
|присягнул сам и привел войска к присяге своему старшему     | |                                    | |
|брату Константину, находившемуся в Варшаве и настаивавшему  | |                                    | |
|на своем отречении. И только тогда, когда Константин дважды | |                                    | |
|подтвердил это отречение, Николай Павлович согласился на    | |                                    | |
|царствование.                                               | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|Пока шла переписка между Николаем и Константином,           | |                                    | |
|существовало фактическое междуцарствие, которым             | |                                    | |
|воспользовались офицеры-гвардейцы для агитации против       | |                                    | |
|воцарения Николая, утверждавшие, что Константин вовсе не    | |                                    | |
|отрекся и надо быть верным присяге ему.                     | |                                    | |
|В это же время к Николаю Павловичу был приближен известный  | |                                    | |
|историк Н. М. Карамзин, который в лекциях и беседах         | |                                    | |
|передавал ему свои воззрения на роль самодержавного монарха | |                                    | |
|в России и на государственные задачи данного момента. Он,   | |                                    | |
|можно сказать, попытался дать неопытному еще властелину     | |                                    | |
|общую программу царствования, которая до такой степени      | |                                    | |
|пришлась Николаю по вкусу, что он готов был озолотить ее    | |                                    | |
|автора и дать важный государственный пост. Однако Н. М.     | |                                    | |
|Карамзин в декабрьские события простудился и вскоре умер.   | |                                    | |
|                                                            | |                                    | |
|В день обнародования Манифеста о восшествии на престол      | |                                    | |
|Николая I(14 декабря 1825 г.), когда гвардия должна была    | |                                    | |
|принести ему присягу, в Петербурге вспыхнуло восстание. На  | |                                    | |
|Сенатской площади с оружием в руках под руководством        | |                                    | |
|офицеров-декабристов собрались отказавшиеся присягнуть      | |                                    | |
|Николаю Павловичу лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии     | |                                    | |
|Гренадерский полки и Гвардейский флотский экипаж.           | |                                    | |
|Восставшие имели в виду принудить Сенат опубликовать        | |                                    | |
|манифест к народу об 'уничтожении бывшего правления' и о    | |                                    | |
|введении ряда важных реформ - отмены крепостного права,     | |                                    | |
|уравнивания прав всех сословий, свободы печати и уничтожения| |                                    | |
|цензуры, свободы вероисповедания, гласного суда с участием  | |                                    | |
|присяжных, учреждения выборных органов в волостях, уездах,  | |                                    | |
|губерниях, сокращения сроков военной службы, созыва Великого| |                                    | |
|собора (т. е. Учредительного собрания) для решения вопросов | |                                    | |
|о форме правления.                                          | |                                    | |
|Проявив характер и решительность, Николай Павлович взял в   | |                                    | |
|свои руки руководство по подавлению бунта, хотя и не был    | |                                    | |
|полностью уверен в успехе. Из поступавших сведений он знал, | |                                    | |
|что в армии, особенно в гвардии, к нему относятся с         | |                                    | |
|неприязнью. 12 декабря он получил известие о раскрытии      | |                                    | |
|заговора в гвардии Южной армии на Украине и сознавал, что в | |                                    | |
|эти два-три дня решится его участь - быть ему императором   | |                                    | |
|России или оказаться низложенным. 'Четырнадцатого числа, -  | |                                    | |
|писал он П. М. Волконскому, - я буду государь или мертв'.   | |                                    | |
|Подавив восстание и вступив на престол, император счел      | |                                    | |
|первой своей задачей расследовать до самых сокровенных      | |                                    | |
|глубин причины и нити событий 14 декабря 1825 г., которые,  | |                                    | |
|по его представлению, чуть было не погубили государство. Он | |                                    | |
|был твердо уверен, что спас Россию от неминуемой гибели.    | |                                    | |
|Поэтому в первые полгода своего царствования, отставив в    | |                                    | |
|сторону государственные и даже военные дела, Николай I      | |                                    | |
|направил все силы на разыскание корней заговора и на        | |                                    | |
|утверждение своей и государственной безопасности. С этой    | |                                    | |
|целью он принимал активное участие в следствии по делу      | |                                    | |
|декабристов, в том числе в их допросах.                     | |                                    | |
|Царствование Николая I проходило в период обострившегося    | |                                    | |
|кризиса феодально-крепостнической системы в Российском      | |                                    | |
|государстве, нарастающего крестьянского движения, восстаний | |                                    | |
|в Польше (в 1830 г.) и на Кавказе, формирования             | |                                    | |
|буржуазно-революционных течений в рядах дворянской и        | |                                    | |
|разночинной интеллигенции, а также буржуазных революций в   | |                                    | |
|Западной Европе в 1830 и 1848 гг. Поэтому дело декабристов  | |                                    | |
|имело для всего тридцатилетнего периода царствования Николая| |                                    | |
|I огромное значение и отражалось на общественном настроении | |                                    | |
|того времени. Всякие революционные и либеральные движения   | |                                    | |
|жестоко преследовались, а их организаторы сурово            | |                                    | |
|наказывались. В силу этого дело декабристов всегда имело    | |                                    | |
|большую известность в России, несмотря на то, что его       | |                                    | |
|подробности составляли государственную тайну. В пылу        | |                                    | |
|откровения царь называл их 'своими друзьями 14 декабря'. Из | |                                    | |
|следственного дела 'заговорщиков', как людей умных и хорошо | |                                    | |
|продумавших свои планы, он вынес практическое убеждение, что| |                                    | |
|порядки в России требуют реформ. Все, на что жаловались они | |                                    | |
|и против чего выступали, имело место в российской           | |                                    | |
|действительности и требовало исправления. Поэтому он        | |                                    | |
|приказал подготовить для себя 'свод показаний членов        | |                                    | |
|злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства',| |                                    | |
|который постоянно находился у него на столе.                | |                                    | |
|Это придало с самого начала царствования Николая I известную| |                                    | |
|двойственность его самодержавной политике. С одной стороны, | |                                    | |
|основной тенденцией своей внутренней политики царь считал   | |                                    | |
|необходимость укреплять феодально-дворянское господство в   | |                                    | |
|России и жестоко подавлять инакомыслие, а с другой, особенно| |                                    | |
|в первый период царствования, понимая основательность       | |                                    | |
|критики декабристами российских самодержавных порядков,     | |                                    | |
|Николай I полагал небесполезным провести самые необходимые  | |                                    | |
|реформы ('починки') устаревших социально-экономических и    | |                                    | |
|политических устоев в России исподволь, сверху, в условиях  | |                                    | |
|строгой дисциплины и соблюдения служебной иерархии.         | |                                    | |
|Говоря о необходимости реформ общественного строя и         | |                                    | |
|правительственного аппарата, он намеревался осуществить их  | |                                    | |
|проведение силами правительственных чиновников под своей    | |                                    | |
|непосредственной командой, без участия общественных сил. Это| |                                    | |
|связано с тем, что после восстания декабристов Николай I    | |                                    | |
|убедился: ему не на кого надеяться и не на кого             | |                                    | |
|рассчитывать, дворянство не такая уж надежная опора царю.   | |                                    | |
|Император был склонен считать, что дело декабристов является| |                                    | |
|сословным дворянским движением, охватившим все круги        | |                                    | |
|дворянства, и стал сомневаться в их преданности трону.      | |                                    | |
|Недоверчиво относясь к социальной опоре самодержавия, он в  | |                                    | |
|течение всей жизни усиливал централизацию управления и      | |                                    | |
|держался обычая брать в свое непосредственное управление те | |                                    | |
|государственные дела, успех которых особенно его            | |                                    | |
|интересовал.                                                | |                                    | |
|Для непосредственного заведования такими делами император   | |                                    | |
|стал создавать особые отделения своей канцелярии. Поэтому   | |                                    | |
|собственная Его Императорского Величества канцелярия,       | |                                    | |
|которая прежде не имела важного значения в государстве и    | |                                    | |
|играла роль небольшой канцелярии для обслуживания           | |                                    | |
|императора, была превращена им в важнейшее правительственное| |                                    | |
|учреждение. Через нее проходили все государственные дела,   | |                                    | |
|которые Николай считал наиболее важными. В то же время      | |                                    | |
|Государственный совет, Сенат и другие центральные учреждения| |                                    | |
|страны стали оттесняться на задний план. Одновременно       | |                                    | |
|император увеличивал численность своей свиты - личной       | |                                    | |
|гвардии. Верных ему людей - чиновников, преимущественно     | |                                    | |
|военных, он расставлял на самые важные посты, они выполняли | |                                    | |
|его поручения и осуществляли контроль за исполнением        | |                                    | |
|императорских указаний. Важно отметить и то, что в свите    | |                                    | |
|Николая I было много иностранцев, особенно немцев, и это    | |                                    | |
|явление он открыто объяснял тем, что 'русские дворяне служат| |                                    | |
|государству, а немецкие - мне'.                             | |                                    | |
|Любил самодержец создавать многочисленные секретные комитеты| |                                    | |
|и комиссии, непосредственно подчиненные ему, которые во     | |                                    | |
|время своей деятельности приобретали государственное        | |                                    | |
|значение и вмешивались в работу министерств и других        | |                                    | |
|правительственных и местных органов.                        | |                                    | |
|На ответственных постах царь хотел видеть не людей          | |                                    | |
|государственного мышления, а простых чиновников -           | |                                    | |
|исполнителей, не имевших своих собственных взглядов на те   | |                                    | |
|или иные проблемы развития России. Боясь независимых людей, | |                                    | |
|Николай I находил кадры среди искателей царской милости в   | |                                    | |
|дворцовой передней, в которой он вынужден был бывать по     | |                                    | |
|долгу службы, когда являлся командиром бригады и дивизии и  | |                                    | |
|хорошо знал этих людей. Поэтому он был весьма низкого мнения| |                                    | |
|об их качествах. Он знал, что людей не только с             | |                                    | |
|государственным мышлением, но даже честных простых          | |                                    | |
|исполнителей его собственной государевой воли было очень    | |                                    | |
|мало. В одном из писем своему брату Константину в Варшаву он| |                                    | |
|писал: 'Представьте, что среди всех членов первого          | |                                    | |
|департамента Сената нет ни одного человека, которого можно  | |                                    | |
|было бы, не говоря уже послать с пользой для дела, но даже  | |                                    | |
|просто показать без стыда'.                                 | |                                    | |
|Одним из первых секретных комитетов, созданных Николаем I,  | |                                    | |
|являлся так называемый 'Комитет б декабря 1826 г.'. Перед   | |                                    | |
|этим комитетом царь поставил задачу рассмотреть бумаги,     | |                                    | |
|оставшиеся в кабинете Александра I, 'обозреть настоящее     | |                                    | |
|положение всех частей управления' и определить, 'что ныне   | |                                    | |
|хорошо, что оставить нельзя и чем заменить'. Комитет работал| |                                    | |
|около четырех лет и к началу 1830 г. выработал ряд проектов | |                                    | |
|преобразования как центральных, так и губернских учреждений.| |                                    | |
|Характеризуя представленные предложения, комитет отмечал,   | |                                    | |
|что они преследуют цель 'не в полном изменении существующего| |                                    | |
|порядка управления, но в его усовершенствовании посредством | |                                    | |
|некоторых частных перемен и дополнений'. Эти предложения    | |                                    | |
|'Комитета 6 декабря 1826 г.', с одобрения Николая I, должны | |                                    | |
|были поступить на рассмотрение в Государственный совет. В   | |                                    | |
|действительности же обсуждению этим советом подвергся только| |                                    | |
|один проект закона о состояниях и был в результате принят.  | |                                    | |
|Но последовавшие затем события, связанные с революциями в   | |                                    | |
|1830 г. во Франции и Бельгии и восстанием в Польше, а также | |                                    | |
|возражения великого князя Константина заставили царя        | |                                    | |
|отказаться от обнародования и введения этого проекта в      | |                                    | |
|жизнь, а затем и вовсе оставить всякие помышления о коренных| |                                    | |
|реформах государственного строя. 'Комитет б декабря 1826 г.'| |                                    | |
|был распущен в 1832 г., как, впрочем, были распущены в      | |                                    | |
|последующий период и другие созданные Николаем I секретные  | |                                    | |
|комитеты.                                                   | |                                    | |
|Таким образом, первая попытка осуществить хоть какие-либо   | |                                    | |
|умеренные реформы, в которых предполагалось совместить      | |                                    | |
|консервативные начала с некоторыми уступками 'духу времени',| |                                    | |
|окончились неудачей. В России продолжали усиливаться        | |                                    | |
|канцелярско-административные методы управления страной.     | |                                    | |



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru