Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Стивен Спилберг

Работа из раздела: «Искусство и культура»

ЖИЗНЬ

   Сегодня, когда мы говорим о настоящем, фантастическом успехе в кино,
одним из первых имен, которые приходят на ум, является, конечно, Стивен
Спилберг. Его фильмы вот уже два десятилетия гремят по всему миру. Кассовые
доходы от них ни с чем не сравнимы. Если о каком-то фильме или режиссере
говорят как о чем-то из ряда вон выходящем, то всегда рядом появляется
фигура Спилберга. Потому что величина любого настоящего успеха оценивается
в сравнении с успехом Спилберга.
   Стивен Спилберг ворвался в массовое сознание зрителей в 1975 году фильмом
'Челюсти' и с  тех  пор  практически  ежегодно  будоражит  мир  кино  новыми
работами,  каждая  из  которых  открывает  все  новые  и  новые  грани   его
блестящего таланта.  Нельзя  сказать,  что  критика  сразу  и  безоговорочно
приняла его творчество. Годами его подвергали жестоким упрекам за то, что  в
его  фильмах  нет  тематической  остроты,   социальной   и   психологической
проблемности, за то, что он уходит в мир технического совершенства,  забывая
о 'человеческой сущности' кино. Думается, эти выводы ранили Спилберга  и,  в
конце концов, привели его к созданию прекрасного и тяжелого  фильма  'Список
Шиндлера' (1993), за  который  он  получил,  наконец,  своего  режиссерского
'Оскара'. Однако путь на Олимп, как правило, очень тяжек.
   Родился Стивен Спилберг в 1949 году,  в  Цинциннати,  в  семье  инженера-
электрика Арнольда Спилберга, который, кстати, стал вскоре еще  и  одним  из
пионеров компьютерного дела в Америке. Дело  'компьютеризации  всей  страны'
вынуждало Спилбергов много  переезжать.  После  Цинциннати  был  Хэддонфилд,
штат  Нью-Джерси,  затем  Скоттсдейл,  штат  Аризона,  и  наконец,  пригород
калифорнийского города Сан-Хосе - Саратога.
   Мать  Стивена  -  Леа  Спилберг  (Познер)  до  замужества   выступала   с
фортепьянными концертами. Она родила мужу, кроме старшего Стивена, еще  трех
девочек. Эти девочки, сестры будущего  мастера  кино,  сыграют  со  временем
свою важную роль в становлении Спилберга-режиссера - они будут  первыми  его
актрисами,  их  он  будет  снимать   старенькой   8-миллиметровой   камерой,
принадлежавшей отцу. Искусство сродни наркотику. Однажды привыкнув  к  нему,
человек постепенно уходит от реальной жизни. Либо искусство  становится  той
самой реальной жизнью, которой он живет, дышит, существует.
   В своей деятельности Спилберг руководствуется девизом: показать как можно
большему числу зрителей как можно больше замечательных зрелищ,  которые  они
хотели бы увидеть; именно эту цель он всегда  мысленно  видит  перед  собой.
Его родителями были инженер-разработчик компьютеров и  одаренная  пианистка.
Детство Спилберга проходило в штате Нью-Джерси, а потом  -  в  Аризоне.  Его
отличительной чертой с  самых  ранних  лет  было  богатое  воображение;  оно
наполняло его юный ум яркими  образами,  которые  потом  вдохновили  его  на
создание фильмов.
   Став  взрослым,  Спилберг  сохранил   живые   воспоминания   о   детстве,
послужившие источником его самых  выдающихся  произведений.  Так,  в  фильме
'Инопланетянин' он отразил чувства, навеянные неспокойной семейной жизнью  и
ссорами между отцом и матерью, которые привели к разводу в 1966 году.  'Этот
фильм - о подростке, пытающемся найти какую-то опору  в  жизни',  -  говорил
он. Фильм 'Тесные контакты третьей степени' навеян впечатлениями от  зрелища
метеоритного дождя, показанного ему отцом, когда Стивену было 4 года.
   Он не попал ни в один  из  престижных  киноинститутов  США.  Ему  удалось
поступить  в  Университет  штата  Калифорния,  расположенный   в   Лонг-Бич,
неподалеку от Голливуда, на специальность 'телевизионное  производство',  но
и оттуда он ушел с последнего курса.
   Этот поступок не был случайным; он стремился к  цели,  поставленной  себе
уже давно: стать кинорежиссером. Свои первые фильмы он снял еще  в  детстве,
и они служили для него надежным убежищем от страха перед  действительностью.

   Ему было 11 лет, когда он впервые взял в руки 8-мм кинокамеру с пружинным
приводом, марки 'Белл' (принадлежавшую отцу), и начал  снимать  любительские
фильмы о 'летающих тарелках' и о боях второй мировой войны. Вскоре  гостиная
их дома превратилась  в  кинотеатр  для  соседей  и  знакомых;  члены  семьи
продавали билеты и лимонад.  'Съемка  одного  фильма  обходилась  мне  в  50
долларов; из этого расчета и назначалась цена билетов, так что к концу  лета
у меня набралось как раз 55 долларов, - вспоминал Спилберг.  -  В  наши  дни
этим методом 'мелких контрактов' работает весь Голливуд'.
   Спилберг с детства научился рассказывать  'жуткие'  истории;  сначала  он
пугал ими своих маленьких сестренок, а  потом  с  их  помощью  находил  себе
друзей среди подростков, особенно в отряде бойскаутов.
   Осенью Стивен поступил в Университет штата Калифорния, в городе Лонг-Бич.
Конечно,  он  хотел  изучать  кинопроизводство,  но  его  школьный  аттестат
оказался не настолько хорош, чтобы перед ним распахнулись  двери  одного  из
престижных киноинститутов, таких, как  «USC»  или  «UCLA»,  и  ему  пришлось
удовольствоваться изучением английского языка и литературы,  тем  более  что
он чувствовал слабость  своих  знаний  в  этой  области.  Это  самокритичное
высказывание подразумевало соответствующие благие намерения; вышло,  однако,
так, что Стивен стал больше просиживать в кинозалах, чем  в  библиотеках,  а
потом увлекся съемками любительских фильмов на  16-мм  пленке,  подрабатывая
для этого в разных местах, где можно было  устроиться  на  неполный  рабочий
день. В свободное время он пропадал на студии «Юнивёсал», стараясь  увидеть,
как работают настоящие мастера кино, такие, как Хичкок. Стивен не жалел  сил
и времени на свои внеклассные работы и отчаянно искал способы показать  свои
фильмы кому-либо из администрации  студии,  а  тем  временем  его  успехи  в
университете, естественно, оставляли желать лучшего.
   Результатом этих трудов стал  фильм  «Эмблин»,  продолжительностью  в  22
минуты, не имевший  диалогов;  в  нем  рассказывалось  о  парне  и  девушке,
путешествовавших на попутных машинах к Тихому океану... Фильм  был  снят  за
10 дней и обошелся в 10 000 долларов; деньги дал  богатый  приятель,  Деннис
Хоффман, учившийся в  колледже  вместе  со  Стивеном  и  собиравшийся  стать
кинопродюсером. Фильм получился хороший; оператором был Аллен Давю  (который
потом работал у Спилберга на съемках фильма «Инопланетянин»); правда,  позже
Спилберг назвал всю эту затею «грубой коммерцией» и «рекламной  кампанией  в
духе «пепси».
   После фильма «Эмблин» на Стивена обратили внимание. «Эмблин»  был  вполне
сознательной  попыткой  прорваться  в  кинобизнес;  он   вышел   удачным   и
подтвердил, что Спилберг может свободно обращаться с кинокамерой,  правильно
компоновать кадр, ставить освещение и работать с исполнителями.
   На следующий  день  после  показа  Спилберга  вызвал  к  себе  сам  глава
«Юнивёсал ти-ви продакшн», Сидни Шейнберг  и  предложил  ему  подписать  тот
самый  знаменитый  семилетний  контракт,  который  мог  показаться  подарком
судьбы, но потом не раз его  возмущал;  Стивену  был  в  то  время  21  год.
Спилберг бросил университет и не получил диплом. Он побаивался, что отец  не
простит ему этого,  но  фактически  Стивен  именно  теперь  вступал  в  свой
настоящий Университет — «Университет телевидения  и  кино»,  где  и  получил
опыт и знания, сослужившие ему бесценную службу на  избранном  пути.  Вскоре
правильность его решения  подтвердилась:  фильм  «Эмблин»  выиграл  приз  на
кинофестивале в Атланте, а потом — награду  на  кинофестивале  в  Венеции  в
1969 году и затем, в  1970  году,  набрал  одинаковое  количество  баллов  с
фильмом «История любви» в национальном рейтинге США.
   В  1984  году,  после  того,  как   доходы   от   фильмов   «Челюсти»   и
«Инопланетянин»  превысили  835  миллионов  долларов,  Спилберг  получил   в
подарок от компании «МСА» комплекс зданий,  в  которых  он  расположил  свою
киностудию «Эмблин». За первый год существования этой студии  было  выпущено
почти столько же фильмов, сколько студия «Лукас-фильм» выпустила за 10  лет,
хотя Спилберг говорил, что полученное им в  подарок  новое  здание  -  всего
лишь «скромный командный пункт» по сравнению с «империей» Лукаса.
   Первая жена Спилберга, актриса Эми Ирвинг, у них с Эми родился сын  Макс,
и они поженились в 1985 году. Спилберг был горд  рождением  сына  и  сказал,
что «Макс- это самая лучшая и самая весомая продукция, которую я выпустил  в
1985 году!»
   В 1991 году он женился на актрисе Кейт Кэпшоу, которая перешла в иудаизм.

   Стивен легко находит общий язык с детьми, которых  у  него  семеро:  Макс
Спилберг (от первой жены, Эми Ирвинг), Тео  Спилберг  (приемный  сын),  Саша
Спилберг и Сойер Спилберг (от второй жены, Кэйт  Капшоу),  Джессика  Кагапоу
(дочь Кэйт от первого  брака),  Микаэла  Спилберг  (приемная  дочь),  Дестри
Эллин (дочь от второй жены, родилась 1 декабря 1996 года).
   Стивен Спилберг — «трудоголик»; он может работать по 20 часов в сутки; не
пьет; не курит; не употребляет наркотики; не расслабляется на  рыбалке;  это
мужчина с душой ребенка, для которого взрослая жизнь так никогда и не  стала
такой же интересной, каким было для него его детство.

   ТВОРЧЕСТВО

   Жизнь в пригороде казалась Стивену скучной, и  он  ударялся  в  фантазии,
которые привели его к занятиям киносъемкой. Он начал снимать  фильмы,  когда
ему было 12 лет. Сначала он занялся этим от скуки, а потом, когда вступил  в
бойскауты, Стивену захотелось получить значок «Умелый фотограф». В  правилах
говорилось, что нужно представить серию фотографий  на  определенный  сюжет,
но он снял  короткий  фильм,  воспользовавшись  небольшой  кинокамерой  (для
восьмимиллиметровой пленки), которую дал отец.
   Началось все с того, что отец Стивена захотел снимать домашние фильмы, но
выходило это у него довольно неуклюже; Стивен, чувствуя, что сможет  сделать
лучше, решил  стать  семейным  кинооператором.  Он  провел  пробные  съемки,
объектами  которых  стали:  ночное  небо,  крушение  игрушечного  поезда   и
соседский  щенок,  напугавший  его;  постепенно   он   научился   определять
выдержку, менять метод съемки и продумывать сюжет. Например,  уже  тогда  он
понял, что крушение поезда можно показать более интересно, если снять его  с
разных сторон и под разными углами.
   В 1961 году он снял свой первый фильм по сценарию (продолжительностью  40
минут), называвшийся «Бегство в никуда», а затем, в течение нескольких  лет,
сделал еще 15 коротких фильмов (большинство которых теперь  утеряно);  чтобы
иметь  деньги  на  пленку,  он  работал  в  свободное   время   на   побелке
апельсиновых  деревьев.  В  этих  первых  любительских  фильмах  Стивен  уже
попробовал (хотя и в примитивном  виде)  применять  монтаж  и  дублирование.
Отцовская 8-мм кинокамера целиком перешла в его  распоряжение,  и  он  решил
снимать  научно-фантастические  фильмы,  в   сюжетах   которых   использовал
рассказы и научные объяснения отца.
   Летом 1953 года отец приехал домой среди ночи, посадил всю семью в старый
джип и  вывез  за  город,  в  поле,  где  несколько  сот  горожан  наблюдали
метеоритный дождь. Это было незабываемое зрелище!
   Тема звездного неба и его тайн навсегда запала в душу Стивену. В  16  лет
он снял любительский фильм  —  целую  киноэпопею  продолжительностью  в  2,5
часа, называвшуюся «Огненный свет»: в ней рассказывалось  о  группе  ученых,
исследовавших таинственное свечение ночного неба; роли  в  фильме  исполняли
все члены семьи.
   Отец арендовал на один вечер кинотеатр в Фениксе, и фильм  показали  всем
желающим; его съемки обошлись в 500 долларов,  а  чистая  прибыль  составила
100  долларов;  это  был  первый  кассовый  успех  будущего  миллиардера   и
киномагната.
   Попутно Стивен обнаружил, что  новое  занятие  укрепляет  его  позиции  в
школе; снимая фильм «Боевой отряд», он  дал  одну  из  ролей  своему  самому
настырному сопернику, и тот заделался его лучшим другом и защитником.
   В одном  из  фильмов  телесериала  «Удивительные  истории»,  называющемся
«Главный аттракцион» (по сюжету Стивена Спилберга),  рассказывается  о  том,
как дом одного  ученика,  тщеславного  и  нечестного  малого,  попадает  под
метеоритный дождь, и этот тип оказывается «намагниченным», так  что  к  нему
притягивает девицу из их класса, грубую и неприятную особу, тоже  испытавшую
влияние этого небесного явления; теперь они  —  всюду  вместе;  она  в  него
влюблена, а  он  ее  не  переносит  и  старается  отделаться  от  нее  всеми
способами, но тщетно: неведомая сила связывает их вместе как  две  половинки
магнита. Герой многих фильмов этого телесериала  напоминает  Стивена,  когда
он был подростком: он проводил долгие часы, погрузившись в свой  собственный
мир; фильмы, которые он теперь снимал, имели  продуманный  сюжет,  сценарий,
план съемки и план монтажа. Именно в это  время  у  него  зародился  замысел
фильма «Инопланетянин», в котором главным героем стал пришелец из Космоса  —
его давний придуманный «друг», персонаж его детских фантазий.
   Спилберг не любил школу, и именно там ему пришла в голову почти  циничная
мысль о том, что он может достаточно легко манипулировать людьми  с  помощью
своего нового искусства, используя  его  позитивные  и  негативные  стороны.
Кроме того, он стал показывать свои фильмы за плату,  превратив  гостиную  в
кинозал на дому; мать и сестры продавали зрителям попкорн и лимонад.
   Пробившись в кинопроизводство и получив должность кинорежиссера, Спилберг
начал с постановок телевизионных  фильмов.  Его  первой  работой  на  студии
«Юнивёсал» стала  режиссура  одного  из  фильмов  телесериала  Рода  Селинга
«Ночная галерея»;  фильм  назывался  «Глаза»;  главную  роль  в  нем  играла
известная  Джоан  Кроуфорд,  которую  все  боялись.  Судьба  подшутила   над
Спилбергом: в первой же работе ему пришлось иметь  дело  с  одной  из  самых
блестящих «звезд» Голливуда, да к тому же это был ее дебют  на  телевидении;
позже,  как  известно,  Спилберг  избегал  давать  роли  «звездам»  в  своих
фильмах.
   Из всех первых телевизионных фильмов Спилбергу лучше  всего  удались  две
серии,  которые  он  снял  для  «Психиатра».  Работа  оказалась  интересной,
пришлось  даже  подправить  сценарий,  и  ему  это  удалось,  хотя  это  был
настоящий  вызов  традициям!  Продюсером  телесериала  был  Джерри  Фридман,
имевший  собственный  штат  работников  на  киностудии:  своих  сценаристов,
режиссеров, технических специалистов;  все  это  были  его  знакомые,  люди,
специально приглашенные из колледжей или из  восточных  штатов,  традиционно
славившихся специалистами высокого класса.
   Спилберг был для Фридмана молодым человеком без репутации, и все  же  тот
его заметил и дал работу: «Сделай-ка  мне  пару  серий  для  «Психиатра»,  —
сказал он Стивену и попал  прямо  в  точку:  в  первой  серии  говорилось  о
мальчике шести лет, «затерявшемся в мире фантастики и комиксов», и это  было
как раз то что нужно для Спилберга.  Во  второй  серии,  вышедшей  сразу  же
вслед за первой, рассказывалось о профессиональном игроке в гольф,  попавшем
в больницу, где его навещают друзья по клубу; они  принесли  ему  в  подарок
лунку, выкопанную прямо на площадке, вместе с землей и с травой. «Югу  сразу
же расплакался - не только потому,  что  вошел  в  роль,  но  и  просто  как
человек. Когда камера двинулась к нему, он ударился в слезы, теребил  траву,
размазывая грязь и благодаря друзей за такой  замечательный  подарок.  Сцена
получилась очень удачной, хотя и не планировалась  в  таком  виде.  В  столь
большой  работе  трудно  все  предусмотреть  заранее,  однако   чем   больше
случается  таких  находок  —  тем  ярче  выходят  характеры  героев  и   тем
интереснее  смотрится  фильм!»  Спилберг  всегда  скрупулезно  обдумывает  и
планирует свои фильмы, тем не менее он охотно импровизирует с  исполнителями
во время съемок.
   Авторы сценария первого фильма телесериала «Коломбо» Уильям Линк и  Барри
Левинсон  написали  для  Спилберга  также  сценарий   телефильма   «Дикарь»,
содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко  отозвался  о  режиссерском
мастерстве Спилберга («А еще говорят, что  этот  молодой  человек  не  знает
людей!»),  а  Линк  назвал  работу  Спилберга  «поразительно   талантливой»,
«заряжающей всех участников съемок».
   В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого
подобного же фильма — «Заклинатель» (1973  г.),  поставленного  по  сценарию
Роберта Клауса, написанному еще до выхода  фильма  Уильяма  Фридкина.  Сразу
два  обстоятельства  способствовали  здесь  успеху   Спилберга:   во-первых,
отлично сыграл  молодой  Джонни  Уиттекер,  известный  по  фильму  «Семейное
дело»; Спилберг показал немалый талант в работе с юными актерами  и  добился
выдающихся  результатов.  Во-вторых,  режиссер  очень   удачно   использовал
световые эффекты: «Свет  напоминает  мне  магнит:  он  может  притягивать  и
отталкивать зрителя, можно показать сцену в волшебной обволакивающей  дымке,
а можно резко осветить, и она станет пугающей. Еще  ребенком  я  узнал,  как
сильно можно испугать, если внезапно выключить свет!» В фильме «Нечто  злое»
был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих окон»,  создававший
впечатление «адского пламени», окружающего  дом:  «Когда  кто-либо  проходил
мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь  в  свете,  который  был  очень
ярким. Все выглядело так, как будто весь  дом  был  охвачен  белым  слепящим
огнем, и впечатление получилось очень сильным!»
   Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое  мастерство  и
деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда,  поставив
телевизионный  художественный  фильм,  получивший  такой  успех,   что   его
выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина  «Дуэль»  -
75-минутный  рассказ  об  обычном  американце,  жителе  пригорода,  которого
преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на  фильм  не
обратили внимания,  но  когда  его,  в  расширенном  варианте,  показали  на
Каннском кинофестивале, то он очень понравился самой Дилис  Пауэлл,  слывшей
главным авторитетом среди британских  кинокритиков  и  убедившей  посмотреть
его всех членов жюри.
   Вслед за фильмом «Дуэль» вышли еще два телефильма. В 1972  году  Спилберг
сделал картину «Нечто злое» — «фильм ужасов» об одной  семье  из  Нью-Йорка,
купившей за городом дом с привидениями, в котором  их  дети  стали  жертвами
демонических сил.
   Учитывая успех, выпавший на долю фильма «Дуэль» в  Европе  в  1973  году,
студия «Юнивёсал» предложила Спилбергу поставить для большого  экрана  фильм
«Экспресс в Шугарленд», вышедший в 1974 году.  Критики  тоже  приветствовали
успех  Спилберга  и  отметили  его  как   представителя   нового   поколения
кинематографистов. Не все из этих молодых режиссеров,  новых  «детей  кино»,
сумели сделать карьеру; но Стивен Спилберг,  как  и  Фрэнсис  Форд  Коппола,
Брайан Де Пальма и Джордж Лукас, смог это сделать.
   Закрепив свой успех на большом экране, одержанный  благодаря  работе  для
телевидения, Спилберг снова вернулся к  постановкам  телевизионных  фильмов,
выпустив в середине 80-х годов  антологическую  серию  картин  «Удивительные
истории».
   К середине  80-х  годов  Спилберг  стал  ведущей  фигурой  в  той  группе
режиссеров и продюсеров, которые могли позволить себе сделать  любой  фильм,
какой только пожелают.
   Стивен Спилберг сумел обеспечить себе очень прочные и неуязвимые  позиции
в сложной системе Голливуда. Казалось бы, это дает  ему  возможность  делать
такую продукцию, которую называют  «авторским  кино».  Впрочем,  Спилберг  и
раньше играл решающую роль в  создании  тех  фильмов,  которые  сделали  его
киномагнатом и позволили создать в 1984 году собственную студию «Эмблин  эн-
татейнмент»; и тем не менее, он решительно  избегает  называть  свои  фильмы
«авторскими», высказываясь, например, так: «Я думаю, что  все  начинается  с
концепции, сюжета и самого сценария. Затем должен найтись кто-то такой,  кто
настолько увлечется сценарием, что заявит:  «Я  готов  вложить  в  это  дело
столько-то долларов!» После этого над фильмом начинает работать режиссер,  и
с этого момента его создание осуществляется  согласно  новой  индивидуальной
концепции. Именно режиссер становится творцом фильма и  ключевой  фигурой  в
процессе его создания. Все же, если фильм  имеет  успех,  то,  я  думаю,  он
достигается благодаря работе всего коллектива;  зато  полный  провал  —  это
вина самого режиссера. Так что если даже режиссер  сам  пишет  сценарий,  то
все равно работа над фильмом остается коллективным творчеством. И  оператор,
и его помощник по спецэффектам, и даже люди, занимающиеся  рекламой  фильма,
— все они вносят свой вклад, который может  определить  как  успех  картины,
так и ее неудачу. Поэтому скажу  честно:  я  вполне  чувствую  себя  автором
собственного фильма лишь тогда,  когда  сам  беру  свою  8-мм  кинокамеру  и
снимаю мою подругу, сидящую перед телевизором».
   Ту же мысль он повторил на кинофестивале в Каннах в 1974 году: «Режиссер,
верящий в идею «авторского кино», рискует схватить инфаркт еще в  молодости.
Нет такого человека, который мог бы играть сразу на всех инструментах!»
   Что Спилберга интересует в первую очередь — так это мнение  зрителей.  До
тех пор пока люди будут радоваться его работам, они  будут  платить  деньги,
чтобы увидеть плоды  его  труда,  и  ему  будет  сопутствовать  коммерческий
успех;  впрочем,  догадки,  что  его  не   оставила   надежда   снискать   и
благосклонность критиков, отметивших  многих  его  друзей  и  современников.
Спилберг — это человек, ставший  неотъемлемой  частью  искусства  и  истории
кино, и при этом он — столь  же  непременная  часть  зрительской  аудитории,
истинный любитель кино и его поклонник.
   Не кино оказало решающее влияние на формирование личности Спилберга. Если
говорить о средствах массовой информации, то эту роль  сыграло  телевидение.
Но и телевидение представляло для Спилберга лишь  одно  средство  воспитания
из того  набора,  который  был  принят  после  второй  мировой  войны  среди
населения американских пригородов.
   В 50-х годах  телевизор  стал  для  многих  американских  семей  символом
социального преуспевания и также окном, через которое  дети  могли  смотреть
на мир и развивать свое воображение. В  детстве  Спилберг  был  частью  этой
среды и ее, но он был настолько захвачен  работой  своего  воображения,  что
склонялся скорее к идеологии эскапизма (т. е. бегства от  действительности),
чем к политическим и общественным устремлениям  его  современников.  Похоже,
что он воспользовался своим творчеством, чтобы воссоздать в лучшем  и  более
интересном виде то, что он увидел в своем не очень счастливом  детстве.  Так
что фильмы Спилберга отражают период формирования идеологии его поколения  и
этим, в свою очередь, объясняется их успех у  зрителей,  испытавших  влияние
тех же самых обстоятельств.
   В 26 лет он приступил к съемкам фильма «Челюсти»; в  30  лет  снял  фильм
«Тесные контакты третьей степени», а в 34 года —  фильм  «Искатели  древнего
ковчега» (в содружестве  с  Джорджем  Лукасом).  В  1982  году  он  выпустил
картину «Инопланетянин», ставшую  самой  «кассовой»  за  всю  историю  кино:
прокат по всему миру дал небывалую цифру дохода — 720 000 000 долларов, и  с
тех пор доходы не переставали поступать, перевалив за миллиард  долларов!  В
тот год нашему герою исполнилось  35  лет,  и  он  стал  настоящим  «королем
Голливуда», фильмы которого настолько широко распространились  среди  людей,
как никакие другие известные кинокартины.  В  этом  отношении  он  превзошел
любого   другого   известного   деятеля   кино   —   настоящий   «Супермен»,
олицетворение «Американской Мечты»!
   Обычно его  считают  специалистом  по  фильмам  для  детей  и  юношества,
работающим в жанре научной фантастики, но на самом  деле  Спилберг  работает
во многих жанрах: от триллеров («Дуэль», 1971 г.,  «Экспресс  в  Шугарленд»,
1974г.) до фильмов ужасов («Челюсти», 1975г.), комедий («1941-й», 1979г.)  и
приключенческих фильмов («Искатели  древнего  ковчега»,  1981  г.,  «Индиана
Джонс и Замок Смерти», 1984г., «Индиана Джонс и последний Крестовый  поход»,
1989 г.).
   Впрочем, надо сказать, что приведенная классификация условна, и  что  все
работы Спилберга содержат элементы комедии,  фильмов  ужаса,  романтических,
остросюжетных и приключенческих кинопроизведений, и не  только  те,  которые
он ставил как режиссер, но и  те,  где  он  был  продюсером  («Полтергейст»,
1982г., «Гремлины», 1984 и 1990 г., «Назад в будущее»,  1985,  1989  и  1990
г.).
   Интересно, что Спилберг проводит четкое различие между  «кино  вообще»  и
«художественными  фильмами»;  себя  он   определяет   именно   как   мастера
художественного  кино  и  считает  своей  задачей  прежде  всего  развлекать
зрителей, а не учить или информировать их.
   Исходная позиция Спилберга во всяких съемках: «Все должно быть отражено в
сценарии! Невозможно показать королеву без ее слуг и фрейлин.  Мне  нравится
выражать  содержание  через  образы,  а  не  с  помощью  диалогов».  О   его
мастерстве в этом отношении  говорит  та  быстрота,  с  которой  развивается
сюжет.  Некоторые  думают,  что  именно  ошеломляющие  картины  и  образы  и
применение спецэффектов обеспечили успех его лучших фильмов  и  послужили  в
них главными выразительными средствами, но на самом деле  это  не  так:  это
лишь средства для пробуждения реакции зрителя, которые должны перенести  его
из окружающей реальности в новый мир, создать  альтернативное  настроение  и
состояние ума, при котором  невероятное  становится  правдоподобным,  а  все
эмоции возбуждаются и обостряются.
   Спилберг применяет световые эффекты собственного  изобретения  (усиленная
обратная подсветка, рассеянный свет),  придающие  многим  сценам  совершенно
сюрреалистический вид. Иногда свет направляется чуть ли не прямо в  объектив
кинокамеры, выявляя мельчайшие подробности изображения,  внушающие  зрителям
чувства неуверенности  и  страха.  «Для  меня  художественный  фильм  —  это
непрестанное энергичное движение, борьба света и тьмы», — говорит  Спилберг.
Его основные ориентиры: сюжет,  освещение,  темп  и  визуально-эмоциональная
вовлеченность зрителей.
   Отмечая выход на экраны фильма «Тесные контакты», Спилберг сказал: «Делая
картину, я всегда имею в виду не только  американский,  но  и  международный
кинорынок». При  этом  он  учитывает  разницу  в  подходе  к  киноискусству,
существующую по обе стороны Атлантики: «Для меня очевидно,  что  мои  фильмы
оценивают в США и в  Европе  с  разных  точек  зрения:  в  Америке  обращают
внимание  на  зрелищность,  на  звук,  обсуждают,  насколько   захватывающей
является картина и чем она отличается от других; в Европе в  первую  очередь
смотрят на содержание и философию картины и на ее символизм».

   ФИЛЬМЫ

   «Мне никогда не хотелось  расставаться  с  моими  фильмами;  я  хотел  бы
продолжать работать над ними и улучшать их. Уходя от меня в кинотеатры,  они
перестают для меня существовать, как будто умирают», —  говорит  Спилберг  о
своих работах.
   Это высказывание еще раз показывает, насколько  сильны  личные  мотивы  в
творчестве режиссера. Фильмы, покинувшие его студию и выпущенные  в  прокат,
напоминают ему детей, взращенных  его  заботами  и  покинувших  родительский
дом. С этим связана не только горечь расставания, но и  другие  переживания:
ведь когда его создание попадает в  большой  мир,  оно  становится  объектом
разного рода общественных воздействий  и  толкований,  над  которыми  он  не
властен. Спилберг всегда  стремится  к  совершенству  и  никогда  не  бывает
удовлетворен до конца своими творениями; в то же время он не  отделяет  себя
от зрителей, для которых работает, и эти два фактора доставляют  ему  немало
беспокойства. Работая над фильмом,  он  вкладывает  все  силы  в  то,  чтобы
воплотить проект в реальность, проводя свое создание  через  все  этапы:  от
идеи до сценария, съемок  и  монтажа,  и  все  же  неуверенность  в  реакции
публики остается, потому что он оценивает свою работу по собственным,  очень
высоким критериям.
   Первые  четыре  фильма,  выпущенные  Спилбергом:  «Дуэль»,  «Экспресс   в
Шугарленд», «Челюсти» и «Тесные контакты третьей степени» — отличаются  тем,
что действие в них, по  всем  признакам,  происходит  в  наши  дни.  Это  же
относится  и  к  фильму  «Инопланетянин»,  но  он   заслуживает   отдельного
разговора, поскольку на его долю выпал особый кассовый успех  (второе  место
за всю историю кино) и  поскольку  он  наиболее  глубоко  отражает  личность
Спилберга.  К  тому  же  этот  фильм  был  сделан  режиссером  после  выхода
«Челюстей» и «Тесных контактов», когда он мог работать,  не  оглядываясь  на
прихоти продюсеров и следуя своим замыслам.  Тем  не  менее,  первые  четыре
фильма, которые мы назвали,  тоже  сделаны  так,  что  в  них  отразилась  и
личность маэстро, и  результаты  экспериментов,  ставшие  особенностями  его
стиля.
   В  молодости,  еще  тогда,  когда   он   только   учился   мастерству   и
совершенствовал его, Спилберг был в первую очередь озабочен качеством  своей
продукции. И уже в первых фильмах можно найти элементы его  общей  жизненной
философии, проявившейся в поздних работах в более развернутом виде.
   Фильмы  Стивена  Спилберга  дают  единую  картину  Вселенной,  узнаваемую
многими людьми, разделяющими те же взгляды, но  при  этом  содержат  образы,
которые можно истолковать по-разному и с разной глубиной.


      Фильм «Инопланетянин» (1982 г.): Сценарий будущего по Спилбергу.



   Практически легендарная лента, своего рода  поворотный  пункт  в  истории
голливудского кино. 'Инопланетянин'  долгие  годы  главенствовал  в  золотом
списке самых кассовых фильмов за всю историю со сборами  в  4.8  млн.,  пока
тот же Спилберг с 'Парком Юрского периода', а  позднее  и  прочие  фавориты,
типа 'Титаника' или 'Гарри Поттера',  не  заняли  пьедестал  почёта.  Однако
суть  от  этого  не  меняется:  'Инопланетянин'  наглядно  показал,  что,  в
принципе, любой фильм может оказаться настоящим феноменом своего времени,  а
развлекательное кино как таковое способно встать на более высокую ступень.
   Сегодня  фантазия  Стивена  Спилберга  переживает   второе   рождение   -
киностудия Universal повторно выпускает его в  широкий  мировой  кинопрокат,
приуроченный  к  20-летнему   юбилею   первой   премьеры,   причём,   старый
хронометраж в 115 минут изменился: как  некогда  и  в  'Звёздные  войны',  в
'Инопланетянина' добавили несколько сцен, когда-то не вошедших  в  оригинал,
а также новые эпизоды с современными спецэффектами. Но надо думать, суть  от
этого не изменится. Выросли уже новые поколения, не видевшие  этого  шедевра
семейного мейнстрима, а эпоха hi-tech  уже  давно  всех  нас  приучила,  что
самые внушительные инопланетяне  создаются  только  на  компьютере.  Поэтому
очень  интересно  посмотреть,  как  сегодня  отнесутся  зрители  к   истории
маленького кукольного пришельца.
   На Землю прибывает корабль внеземных существ для сбора экземпляров  нашей
растительности. Но его расположение известно властям и они  мчатся  к  месту
посадки. В испуге пришельцы уносят ноги,  но  один  из  них  не  успевает  и
остаётся, находит  приют  в  доме,  где  проживает  замученная  бытом  мать-
одиночка и ее дети. И-Ти - прочтение английской  аббревиатуры  E.T.  (Extra-
Terrestrial) - под этим именем он войдет историю мирового кинематографа.  И-
Ти не умеет разговаривать, лишь издает скрипучие звуки и общается  с  детьми
при помощи игрушечной машины,  выстраивающей  слова  из  букв.  Десятилетний
подросток Эллиот - его роль исполнил  8-летний  Хенри  Томас  -  прячет  его
среди игрушек, одновременно убеждая маленькую Герти -  третья  роль  в  кино
известной ныне актрисы  Дру  Бэрримор  -  и  братишку  Майкла  относиться  к
пришельцу, как ко вполне обычному существу. Вскоре об И-Ти  знают  все  дети
городка и, как могут, о нем  заботятся.  Между  тем,  в  городе  объявляются
нехорошие дяди, которые  хотели  бы  заполучить  пришельца  в  свои  руки  и
хорошенько исследовать. Что и происходит, когда И-Ти  и  Эллиот  заболевают.
Но  детишкам   сообща   удается   освободить   инопланетянина,   удрать   от
преследователей  на  велосипедах  (которые   благодаря   способностям   И-Ти
взлетают в воздух) и доставить его  к  месту  посадки  вернувшегося  за  ним
космического корабля...
   Трогательный фильм для детей младшего возраста, который после  выхода  на
экраны произвел сенсацию и фурор. Его визитной  карточкой  стал  кинокадр  с
велосипедом,  летящим  по  вечернему  небу  на  фоне  огромной   луны.   Сам
инопланетянин весьма выразителен и симпатичен. Роль  И-Ти  исполнила  Тамара
Де Тро, рост  которой  составляет  31  дюйм.  или  77.5  см,  а  саму  куклу
изготовил знаменитый Карло Рамбальди.
   Фильм   «Инопланетянин»   является,   несомненно,   образцом   мастерства
Спилберга, его шедевром. Затраты на его постановку  составили  «всего»  10,3
миллиона долларов,  и  только  10%  этой  суммы  пошло  на  создание  образа
инопланетного  существа;  и  при  этом  картина  остается  самым  выдающимся
фильмом «крупного масштаба» в  истории  кино.  Спилберг  считает  его  своим
самым  «личным»  фильмом,  отразившим  его   воспоминания,   переживания   и
фантазии.
   На съемках фильма «Искатели древнего ковчега»  Спилберг  чувствовал  себя
одиноким и подавленным, снимая этот  сумасшедший  фильм,  все  эти  песчаные
бури и самолеты, и змей, и поединки... «Наверное тогда, в один  из  вечеров,
что-то действительно сошло ко мне с  неба  и  поселилось  в  душе  в  образе
маленького упитанного добродушного инопланетянина, которого я назвал  «И-Ти»
— «внеземное существо». Спилберг приступил к работе над фильмом,  когда  ему
было 34 года, и проявил невиданное для этого возраста искусство в  работе  с
актерами-детьми, сумев создать произведение,  интересное  для  людей  любого
возраста. Он вспомнил слова Трюффо, сказанные на съемках «Тесных  контактов»
о том, что «дети могут быть идеальными актерами,  так  как  их  не  стесняет
самолюбие,  а  игра  доставляет  им  удовольствие».  Этот  фильм  посмотрели
миллионы зрителей, и, наверно, мало кто из них позабыл о своем знакомстве  с
ним, а таких, кому  бы  он  не  понравился,  пожалуй,  нет  вовсе.  Вот  как
описывал реакцию публики на фильм критик Мартин Амис, смотревший его в  Лос-
Анджелесе:  «Чувствуя,  что   фильм   заканчивается,   я,   едва   сдерживая
собственные переживания, оглянулся и окинул взглядом  соседей,  «страдавших»
вместе со мной. Публика была  самая  разная:  конторские  служащие,  молодые
чернокожие пижоны, японский бизнесмен,  панки,  хиппи,  матери  с  детьми  и
подростки; и у всех лица были в слезах. Зрительный зал был белым от  носовых
платков, как поле после  первого  снега.  Но  вот  прошли  последние  титры;
пробираясь к  выходу  на  нетвердых  ногах,  я  чувствовал  себя  совершенно
опустошенным, как выжатый лимон,  как  будто  за  эти  два  часа  я  пережил
большую любовь и  расставание  с  близким  человеком».  Даже  у  закоренелых
циников пропадали усмешки, когда они видели, как завязывается  дружба  между
Эллиотом   и   маленьким   забавным   инопланетянином   с   длинной    шеей,
вытягивавшейся  как  телескоп,  и  как  эта  дружба  приводит  к   стараниям
отправить пришельца в его родной мир. Зрители задаются вопросом:  сможет  ли
такая дружба выдержать испытание огромными различиями,  существующими  между
цивилизациями? Когда по  ходу  действия  преодолеваются  все  препятствия  и
предрассудки и побеждает мудрость и дружелюбие, все вздыхают с  облегчением.
Все сочувствуют усилиям Эллиота помочь своему необычному другу, несмотря  на
то,  что  при  этом  приходится  преодолевать  сопротивление  других  людей,
взрослых, проявляющих вполне понятное любопытство по отношению к  пришельцу.

   Хотелось бы, чтобы он остался и был  счастлив  здесь,  на  Земле,  но  мы
сознаем, что это невозможно, потому что люди будут всегда преследовать  его,
хотя бы ради желания удовлетворить научный интерес. Поэтому  мы  сочувствуем
его стремлению покинуть Землю, понимая, что он будет счастлив  только  среди
своих, подобных ему существ, и надеясь,  что  когда-нибудь  в  будущем  люди
научатся понимать тех, кто непохож на них самих.
   Кладезь 'Инопланетянина' в  том,  что  он  проповедует  приверженность  к
сохранению   наивных   идеалов   детства   на   протяжении    всей    жизни.
Впечатлительности и жажде  творить,  радости  открытий  и  увлечению  игрой.
Поэтому-то режиссёр так легко находит общий язык с  детьми,  снимающимися  в
каждом его фильме, являясь важным их элементом. Но  здесь  они  выведены  на
первый план, как канонический символ взаимопонимания.
   Насчёт корней И.П. в фильме имеется изумительная по уместности отсылка  к
фантастическому  киносериалу  Джорджа  Лукаса:   в   эпизоде,   где   Эллиот
показывает И-Ти. игрушки на своём столе, одной из  них  оказывается  наёмник
Боба Фетт, а когда ребята нарядились на Хэллоуин, чтобы под этим  прикрытием
отвести И-Ти. в  лес  попробовать  наладить  контакт  со  своими,  мимо  них
проходит  мальчишка,  одетый  как  магистр  Йода.   И   наш   инопланетянин,
приближаясь, восклицает - дом,  дом.  Таким  образом  достигается  волшебный
эффект реальности происходящего, ведь  'Звёздные  войны'  к  моменту  выхода
'E.T.' уже захватили внутренние миры своего поколения.
   Мировая премьера нового фильма режиссёра, за плечами  которого  уже  были
'Челюсти' и 'Поиски утраченного ковчега', состоялась 26-го мая 1982-го  года
на Каннском международном кинофестивале.  Завзятая  публика  была  поражена.
Привыкшая к художественным  новациям,  она  оказалась  тронута  фильмом,  не
открывшим ничего нового в драматургии, но своими   классическими  средствами
подобравшим вечный ключ к простодушным  эмоциям.  Американская  киноакадемия
отметила 'Инопланетянина' 4-мя премиями 'Оскар' - за звук и монтаж  звуковых
эффектов, за спецэффекты, и  разумеется  музыкальную  тему  Джона  Уильямса,
неизменно шагающего в ногу с творческим настроением Стивена Спилберга.


                   Стивен Спилберг: Фильмография: Режиссер



2003 Поймай меня, если сможешь

2002 Особое мнение

2001 Искусственный интеллект

1999 The Unfinished Journey

1998 Спасти Рядового Райана

1997 Амистад

1997 Парк Юрского периода 2: Затерянный мир

1993 Список Шиндлера

1993 Парк Юрского Периода

1991 Капитан Хук

1989 Навсегда
1989 Индиана Джонс и последний Крестовый поход

1987 Империя Солнца

1985 Пурпурный цвет

1985 Amazing Stories (сериал)

1984 Strokes of Genius (минисериал)

1984 Индиана Джонс и Замок Смерти

1983 Сумеречная Зона

1982 Инопланетянин

1982 Полтергейст

1981 Искатели древнего ковчега
1979 1941-й

1977 Тесные контакты третьей степени

1975 Челюсти

1974 Экспресс в Шугарленд

1973 Дикарь

1972 Нечто злое (ТВ)

1971 Дуэль (ТВ)

1971 Owen Marshall: Counselor at Law (сериал)

1971 Коломбо: Убийство с помощью книги (ТВ)

1971 Психиатр (сериал)

1970 Ночная галерея (сериал)

1969 Ночная галерея (ТВ)

1969 Маркус Уэлби (сериал)

1968 Эмблин

1968 Название игры

1967 Slipstream

1964 Firelight

1961 Battle Squad

1961 Escape to Nowhere

1959 The Last Gun



                  Стивен Спилберг: Фильмография: Сценарист


2001 Парк Юрского Периода 3

2001 Искусственный Интеллект

1995 The Dig (комп. игра)

1988 Человек Дождя

1985 Отчаянные парни

1982 Полтергейст

1977 Близкие контакты третьей степени

1974 Экспресс в Шугарленд

1973 Ace Eli and Rodger of the Skies

1968 Эмблин

1964 Firelight

1961 Battle Squad

1961 Escape to Nowhere



       Стивен Спилберг: Фильмография: Награды Киноакадемия США (Оскар)



1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана

1999 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Спасти Рядового Райана

1994 поб. Лучший Фильм (как продюсер) - Список Шиндлера

1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера

1987 поб. Специальная Награда имени Ирвина Толберга

1986 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Пурпурный цвет

1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин

1983 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Инопланетянин

1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега

1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени


Золотой Глобус /Golden Globes, USA/


2002 ном. Лучший Режиссер - Искусственный Интеллект

1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана

1998 ном. Лучший Режиссер - Амистад

1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера

1986 ном. Лучший Режиссер - Пурпурный цвет

1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин

1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега

1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени

1978 ном. Лучший Сценарий - Близкие Контакты Третьей Степени

1996 ном. Лучший Режиссер - Челюсти


   Сегодня  Стивен  Спилберг  -  очень  богатый   человек.   Его   состояние
оценивается более,  чем  в  600  млн.  долларов.  Он  занимается  не  только
производством  художественных  фильмов,  но  и   телевизионными   сериалами,
мультипликационными  фильмами,  принимает  участие   в   развитии   товарной
индустрии,  рожденной  на  основе   его   же   'фантастических'   киномиров,
вкладывает  средства  в  образовательные  компьютерные  программы   и   даже
является совладельцем ресторана... на подводной лодке.



   Реферат по теме:



                              Стивен Спилберг:
                       «Мне не нравится быть взрослым»



                                      Выполнила студентка 2 курса группы 2.2
                             Кафедры звукорежиссуры и музыкального искусства
                                         Специальности режиссура-мультимедиа



                               Санкт-Петербург
                                    2003



   Список используемой литературы:

   1. Юрченко Е. Стивен Спилберг. Биография //изд-во 'Феникс', 2000


   Список, используемых ссылок Интернет:

   1. http://www.ewca.ru/issues/?issue=16

   2. http://www.kinomania.ru/e/e_t/index.shtml

   3. http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=10056&a=fall&idr=&n=



   План:

   1. Жизнь.

   2. Творчество.

   3. Фильмы - «Инопланетянин».

   4. Стивен Спилберг: Фильмография: Режиссер.


   5. Стивен Спилберг: Фильмография: Сценарист.



   6. Стивен Спилберг: Фильмография: Награды Киноакадемия США (Оскар).



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru