Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко

Работа из раздела: «Искусство и культура»

      Русская литература 18 столетия развивалась и крепла, выражая  и  пафос
невиданного до  того  грациозного  государственного  строительства,  и  идеи
общественного долга, и растущий интерес  к  человеческой  личности.  Эти  её
особенности определили  прогрессивный  характер  изобразительного  искусства
той поры. Искусство 18 столетия было связано с  запросами  привилегированных
кругов дворянского общества, но лучшие его произведения  отражали  передовые
идеи эпохи.
      В 18 веке одним из высоких достижений русского искусства в  портретном
жанре явилось правдивое изображение представителей господствующего класса  и
людей из народа.  Это  решительно  отличает  творения  русских  мастеров  от
произведений  многих  иностранных  художников,  приглашенных  в   Россию   и
выполнявших заказы императорского двора и знати.
      Почти все художники 18 века по  своему  происхождению  принадлежали  к
народным «низам».  Их  творческими  усилиями  созданы  ценности,  являющиеся
неотъемлемой частью художественной культуры человека.
      Антон Павлович Лосенко родился  10  августа  1737  года  в  украинском
городе Глухове и семье крестьянина-подрядчика  Павла  Яковлевича  Лосева.  В
1744  году  мальчика,  обладающего  хорошим  музыкальным  слухом,  отдали  в
придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику  Ивану
Аргунову. Он учился у него, потом в Академии художеств. В  двух  заграничных
командировках  он  хорошо   ознакомился   с   классическим   и   современным
искусством,  с  памятниками  античной  культуры.   Уже   в   ранней   работе
«Жертвоприношение  Авраамово»  (1765)   Лосенко   создал   полную   движения
композицию и  вместе  с  тем  проявил  большой  интерес  к  изучению  натуры
(прекрасно написаны обнаженная  фигура  Исаака,  руки  и  ноги  Авраама).  В
произведениях конца 1760-х годов –  «Зевс  и  Фетида»,  «Каин»  -  отчетливо
выражены  ясность,  спокойствие  и  строгость  композиции   –   особенности,
характеризующие стиль классицизма. Современники  высоко  ценили  эти  работы
Лосенко, подчеркивая их национальное значение.
      С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной  «Владимир  и
Рогнеда».  Тему  предложила  художнику  Академия,  предоставив   возможность
самому  уточнить  сюжет.  Эта  картина,  в  сущности,  первое  произведение,
посвященное отечественной истории. Картина  'Владимир  и  Рогнеда'  положила
начало  разработке  национальной  исторической  темы,   к   чему   призывали
М.В.Ломоносов и
А.  П.  Сумароков,  обращаясь  к  Академии.  Кроме  того,  была   определена
нравственная  позиция  трактовки  исторических  событий,  которая   отвечала
передовым  взглядам  русского  общества,  осуждавшего  произвол  и  насилие.
Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко,  а  Совет  Академии,
'видя превосходный  талант'  автора,  избрал  его  в  академики  и  удостоил
профессорского звания.

В  ней  осуждено  преступное  злоупотребление  властью:  князь  новгородский
Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой,  обрушился  с  дружиной  на
Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял  её  в
жены. Картина  должна  была  воспитывать  зрителей  в  духе  «разумности»  и
уважения  к  людям;  она  произвела  чрезвычайно  сильное   впечатление   на
современников. Образы картины отличаются  большой  жизненной  конкретностью:
драматические  переживания  Владимира  и  Рогнеды   сопоставлены   с   тихим
отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.
В картине Лосенко запечатлен  момент,  когда  Владимир  сообщает  Рогнеде  о
совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его  женой.
Однако у Лосенко образ  Владимира,  в  отличие  от  исторической  концепции,
полон раскаяния. Это передано  в  жестах,  выражении  лица  и  взоре  князя,
обращенном  к  Рогнеде.  Художник  морализирует,  стремясь   доказать,   что
человечность возобладала в князе над произволом.

Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру  и  Рогнеде.  Их
фигуры   выделены   светом,   цветовыми   пятнами.   Художник   подчеркивает
переживания героев  выразительностью  жестов  и  поз,  особенно  заметной  в
сравнении  со  статуарностью  женских   фигур   и   тяжеловесностью   воинов
Владимира.

           Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в  Академии
ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из  национальной  истории,
- произведений, в которых затрагивались злободневные  проблемы  общественно-
политической жизни.  Совет  Академии,  'видя  превосходный  талант'  автора,
избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Актуальность  и  гражданский  пафос  произведений  Лосенко,  выразительность
образов,  прекрасное  знание  натуры  и  уверенное  мастерство  сделали  его
основоположником прогрессивного направления  в  русском  историческом  жанре
конца 18 века и дали право современникам называть его  «Ломоносовым  русской
живописи».



               Реферат по истории


             Русские художники 18 века



              Антон Павлович Лосенко



          Кисляковой Ирины 7А.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru