Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Литые металлические художественные изделия

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

'СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ'

Политехнический институт

кафедра МиТОМ

РЕФЕРАТ

по Художественному материаловедению

Литые металлические художественные изделия

Преподаватель Л.А. Свечникова

Студент МТ10-11 0803168 Я.С. Староверова

Красноярск 2013

Содержание

Введение

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание 'богатства' (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства - художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

художественное литье отливка металл

1. История возникновения художественного литья

Возникновение процессов литья в древности обусловлено рядом причин. К первой следует отнести географическое положение и климат той или иной страны; вторая заключается в наличии необходимого и доступного сырья; третья, пожалуй, самая важная, состоит в достаточно высоком уровне развития производительных сил региона и необходимой потребности в металлических изделиях.

Общее направление технического прогресса идет от камня к металлу, хотя отдельные народы и регионы проходили эти стадии в разное время. Традиционно считается, что век металла в Старом Свете начался на Ближнем Востоке, где еще в начале VI тысячелетия до н.э. из природной меди ковкой изготовляли небольшие предметы. Подобным образом обрабатывали и золото. Но металл встречался реже, чем камень. Так что его открытие еще не вывело человечество из каменного века, и еще очень долго наряду с металлическими изделиями использовались каменные [1].

Прошло еще около трех тысяч лет, пока на Ближнем Востоке не начали выплавлять медь из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом: из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия, появилась новая, более производительная и совершенная технология - литье. Чуть позже было обнаружено, что гораздо более прочный материал можно получить, если сплавить медь и, например, олово (что дает бронзу, которая обладает и более высокими литейными свойствами). Высказывались предположения, что позднее об этом открытии узнали в Китае и Европе (где первое появление бронзовых орудий отмечается на Балканах примерно в 2500 г. до н.э.).

На самородной меди делают акцент все сторонники самостоятельного зарождения металлургии. Они считают, что первоначально медь обрабатывали методом холодной ковки, т.е. под ударами молотка медный самородок приобретал необходимую форму. Однако один из сторонников выплавки, австрийский археолог М. Мух опытным путем доказал, что достаточно вокруг насыпи медной руды разжечь костер, чтобы медь начала выплавляться. Для этого необходимы два условия: наличие достаточного количества серы в руде и обильное поступление воздуха.

Если правы моноцентристы, и медные изделия вместе с идеей их получения диффузионно распространялись в регионах Старого Света, то во вторичных регионах нельзя будет обнаружить доказательства использования примитивнейших форм и технологии, т.е. зачатки металлургии (естественно полагать, что усваивались новейшие, последние, а не первичные идеи и приемы).

Вообще представляется, что исследователи и историки иногда преувеличивают роль диффузии накопленного опыта литья из одного региона в другие. Несомненно, в результате торговых отношений, обмена специалистами-ремесленниками, войн между странами Древнего Востока и Европы, а также миграции народов неизбежным было заимствование не только готовых образцов и изделий, но и техники и технологии их изготовления. Подобный обмен, конечно, ускорял распространение новейших технологий по континенту и вовлечение новых регионов в орбиту цивилизации, но это является лишь временным фактором, а не обязательным условием появления новых идей.

Следует отметить, что первые медные и бронзовые изделия - это не грубые орудия типа неолитических макролитов (крупных отливок), а преимущественно сложные художественные изделия - иглы, булавки, застежки и прочие украшения, изготовление которых требовало высокого мастерства. Это связано с тем, что с самого зарождения металлургии произошло разделение труда. По социально-экономическим признакам выделились два типа производства: первый (более древний) - изготовление в мелких 'подсобных' мастерских изделий для собственного пользования (семьи, общины); второй - производство изделий для обмена. Они возникли у рудников, где изготавливались слитки и различные изделия. Очевидно, здесь же изготавливался и специальный литейный инструмент, что требовало высокой квалификации и не позволяло производителям заниматься другими видами работ. Таким образом, возникали металлургические центры. Слитки металла, изделия и литейный инструмент посредники доставляли в различные регионы на достаточно большие расстояния. Клинописные тексты, перечисляя города-поселения древних царей, упоминают Бадтибир. Это название можно перевести как 'поселение металлистов', или как 'поселение бога Тибира', которого некоторые исследователи сопоставляют с библейским Тувалкаином - 'ковачем всех орудий из меди' [3].

Как правило, первые открытые месторождения руды залегали близко к поверхности земли, и поэтому в большинстве случаев были бедными, а производство металла требовало большого количества топлива, как правило, дров. В результате месторождения истощались, а леса вокруг них вырубались. Это приводило к миграции металлургических центров и диффузии технологий в другие регионы. Этим, в частности, объясняется то, что точно определенных мест, где в древности добывали и обрабатывали металлсодержащие руды, очень мало.

Сегодня у археологов есть данные, позволяющие уточнить время и место начала промышленного использования человеком металла. Так, установлено, что на Балканском полуострове крупнейшие металлургические центры выплавки меди существовали уже в середине V тысячелетия до н.э., причем только из руды одного медного рудника Аибунар было выплавлено около тысячи тонн меди! Возможно, там использовали и технологию литья [17].

Как отмечал Л.Н. Гумилев, для сравнения древних культур, уровня совершенства их технологий нужно, в первую очередь, учитывать системы ценностей изучаемых пародов, и различная степень сохранности материальных остатков не должна мешать этому. Для воинственных кочевников (древних хуннов, скифов, аланов, позже гуннов и викингов) самыми важными были оружие и воинское облачение, поэтому и технический прогресс, и художественное развитие шли в направлении совершенствования технологий изготовления оружия и украшения воинских доспехов. Для земледельческих оседлых народов характерным было украшение жилищ и орудий труда; в сильных развитых государствах (Египет, Китай, Греция) особое развитие получают монументальная скульптура и архитектурный декор.

Многие древние художественные изделия - сложные комплексы, каждая часть и деталь которых взаимно дополняют одна другую. В их изготовлении часто принимали участие мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до н.э.) (рис.1), без изображения которой не обходится ни одна работа по культуре шумеров, составная: золото, ляпис-лазурь; она украшает деревянный резонатор музыкального инструмента, инкрустированный перламутром.

Рисунок 1 - Голова быка из Ура

Ярчайшим примером такого произведения искусства является трон фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.) (рис.2).

Рисунок 2 - Трон фараона Тутанхамона

В его декорировке использованы самые разнообразные виды техники: резьба по дереву, литье, гравирование, чеканка, инкрустация полудрагоценными и драгоценными камнями. Не менее знаменита фигура крылатого льва с человеческим торсом из Урарту (VIII в. до н.э.), туловище которого отлито из бронзы и украшено тончайшей гравировкой и позолотой, а лицо вырезано из камня. И сам лев - только часть сложного великолепного трона урартского царя. Отдельные украшавшие его фигуры попали в музеи Лондона, Берлина, Парижа, Петербурга. Многие литые статуи и статуэтки художественно соединяются с постаментом из других материалов, создавая единую гармоничную фигуру, например, 'Спящий Эрос' из Греции (рис.3).

Рисунок 3 - 'Спящий Эрос'

Уже в глубокой древности (по крайней мере, с началом эпохи раннего металла) результатом технологического прогресса становилось отчетливо прослеживаемое международное разделение труда, когда определенные производственные функции сосредоточивались в руках как бы особых, 'избранных' культур. Бывало, что народы, обладавшие богатыми природными ресурсами, не догадывались о возможности их применения, а в бедном металлами Междуречье уже в начале III тысячелетия до н.э. из меди делали различные предметы - оружие, топоры, серпы и сосуды. К середине 3-го тысячелетия до н.э. относят медные статуэтки и рельефы, найденные в Уре и сделанные с большим художественным мастерством. В сохранившихся надписях упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам. В это же время храмы на территории Двуречья украшали выбитыми или коваными медными изделиями. Здесь, по-видимому, впервые был использован для литья природный сплав золота и серебра - электрон. Позднее литейщики Месопотамии одними из первых научились сплавлять медь со свинцом, а впоследствии с оловом, получая замечательный литейный сплав, сыгравший исключительную роль в развитии художественного литья не только в Шумере, но и во многих странах. Интересно отмстить, что шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях шумеров с другими пародами.

1.1 Передняя Азия

О великолепном совершенстве владения техникой металлообработки свидетельствует сохранившаяся голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии (2300-2200 гг. до н.э.), выполненная в натуральную величину (рис.4).

Рисунок 4 - Голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии

Характерным примером великолепного качества отливки и особого художественного стиля, достигнутого в последней трети VII в. до н.э., является бронзовая крылатая голова быка, крепившаяся к котелку в виде барельефа (рис.5). Эта отливка пустотелая (после удаления литейного стержня осталась полость с обратной стороны пластины с перьями и шеи). На оборотной же стороне отливки на уровне лба заметен след, свидетельствующий о раздельном литье частей головы и шеи.

Рисунок 6 - Бронзовая крылатая голова быка

Племена Закавказья освоили технику литья еще в эпоху ранней бронзы (IV тыс. лет до н.э.), используя вначале литье в каменные формы, а позже - литье по выплавляемым моделям. Б.А. Куфтин отмечает, что 'цветущая культура Триалети при тесном общении с передовой цивилизацией Древнего Востока своими корнями уходит в местный энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием достигнутый в середине II тысячелетия до н.э. культурный подъем'. К периоду между II и I тысячелетиями до н.э. литье древних картвелов достигает весьма высокого уровня: появляются литые орнаментованные изделия, художественные отливки, изготовленные по весьма сложной и оригинальной технологии, получает дальнейшее развитие статуарное литье (рис.7).

Рисунок 7 - Статуарное литье

1.2 Египет

Достаточно хрестоматийным является определение Египта наряду с Месопотамией как родины одной из ранних цивилизаций на Земле. Хотя металлы стали известны египтянам еще в архаическую (додинастическую) эпоху, а природные и экономические условия страны благоприятствовали появлению металлургии, развитие ее шло крайне медленно. Причин этому несколько: во-первых, руда в основном была привозной; во-вторых, основным естественным богатством Египта являлся камень, и древние египтяне достигли в его обработке величайшего мастерства. Так что очень долго, даже после появления металла, каменные инструменты использовались наравне с металлическими, тем более, что последние были гораздо дороже. Кроме того, ведущей областью искусства в Египте, определяющей все остальные виды, была архитектура, где в первую очередь требовался опять-таки камень. В результате художественные металлические изделия не имели широкого спроса. А чтобы подчеркнуть богатство, величие и божественность фараонов и храмов, вполне подходили драгоценные камни и золото, в ювелирной обработке которых египтяне были непревзойденными мастерами.

Тем не менее, металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник 'начальник литейщиков металла царского дворца' (этот титул встречается на оттисках печати того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с изображением жертвоприношения этого мастера богам, и надписью, начинающейся словами: 'Я, делатель небесной меди.' (т.е. железа). Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер - упитанного вида человек - украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото и метеоритное железо. Золото добывали в Восточной Пустыне и доставляли из Нубии, и оно было легко доступным. А вот серебро являлось сравнительно редким металлом, ценилось очень высоко и стало дешевле золота только в конце эпохи Среднего Царства в связи с увеличившимся ввозом его из Западной Азии. Метеоритное железо и техника его обработки были известны еще в эпоху архаики, но железные изделия были редкой роскошью до XXVI династии, а для изготовления оружия и орудий этот металл не использовали вплоть до эпохи Птолемеев.

Свинец добывали на побережье Красного моря и около Ассуана. Это, пожалуй, был единственный металл, которым был богат Египет (в одной египетской надписи свинец по распространенности сравнивался с песком). И, по-видимому, именно из него первоначально изготавливали отливки. Способствовали этому низкая температура плавления свинца и цвет серебра, вместо которого его и использовали в культовых целях при погребальных ритуалах. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца, в том числе вотивные (культовые) женские фигурки - символы плодородия, отливавшиеся в односторонних каменных формах.

Широкое распространение в Египте получила и медь. Уже в додинастический период наряду с техникой ковки меди была известна техника ее литья, а в Древнем Царстве невиданные до того масштабы строительства из камня стали возможны, как полагают историки, лишь благодаря широкому применению медных орудий и инструментов.

Следует учитывать, что для древних египтян не существовало различия между изобразительным и прикладным искусством, просто было одно понятие - художественное ремесло [13]. На рисунке 8 представлена прорезная бронзовая подставка высотой около 17 см. Она относится к периоду XVIII династии и является одним из первых ажурных изделий.

Рисунок 8 - Представлена прорезная бронзовая подставка

На рисунке 9 приведено одно из многочисленных бронзовых зеркал, которые стали образцом для подобных изделий в Передней Азии и античном Средиземноморье. Производство бронзовых зеркал, известных с III тысячелетия до н.э., постепенно развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разной формы и размеров, особенно тщательно отливали рабочую поверхность, которую затем полировали до блеска. Для зеркал Египта характерной была форма овала, а художественная ценность заключалась в скульптурной ручке.

Рисунок 9 - Бронзовых зеркало

В изображении человеческих фигур в Египте использовались строгие каноны для передачи поз, хотя в Поздний период делаются попытки передавать возраст и индивидуальные черты, а также объемность и пластичность фигур. Изображения животных, на которые не распространялся художественный канон, отличались предельным реализмом и естественностью, что стало характерным и для бронзовых отливок.

На рисунке 10 представлена фигурка сидящей обезьяны-бабуина - священного животного, содержавшегося в храмах Луны. Статуэтка круглая, полая, отлита по восковой модели вместе с подставкой; полость, где располагался стержень во время заливки формы, проходит снизу от подставки через туловище [9]. Это - одна из изумительнейших бронзовых скульптур такого типа, сохранившихся с Саисского периода (VII в. до н.э.).

Рисунок 10 - Фигурка сидящей обезьяны-бабуина

1.3 Индия

В Индии, являющейся одним из самых древних очагов мировой культуры, раньше, чем во многих других регионах, зародились и различные самобытные приемы литья, давшие начало литейным ремеслам на всем востоке Азии. Многие ученые полагают, что здесь человек 'открыл' для себя металлы и металлические ремесла примерно в то же время, что и в Двуречье, Египте или на острове Крит и, быть может, раньше, чем в Китае. Высокий уровень индийского художественного литья был достигнут уже во времена хараппской культуры, названной по населенному пункту Хараппа в штате Пенджаб, где были впервые обнаружены древние города. Расцвет культуры Хараппа, или долины Инда, относится к концу III тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует большое количество обнаруженных там медных и бронзовых хозяйственных орудий и оружия - топоры, серпы, пилы, копья, мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий и др. О развитии металлургической техники свидетельствуют различные приемы обработки металлов: ковка листовой меди, литье и техника клепки [19].

К хараппской культуре относится одна из первых в мире художественных отливок - скульптура танцующей девушки из Мохенджо-Даро (ок.2500 г. до н.э.), (рис.11). Художнику-литейщику удалось передать выразительную динамичность позы, пластику движений, непринужденность и жизненную правдивость жестов, делающих честь наблюдательности мастера. В целом художник не переступил грани жизненной достоверности и убедительности, свойственных реалистическому образу.

Рисунок 11 - Скульптура танцующей девушки из Мохенджо-Даро

С IX в. и до конца XIII в. в Южной Индии установилась блестящая династия Чола, утвердившая свое превосходство в области скульптуры. В X в. там снова возрождается замечательное искусство бронзового литья по способу 'утерянного воска', т.е. по выплавляемым моделям [20]. Шедевры этого тамильского искусства, которое достигло пика своего расцвета в XI-XII вв. и знаменует вершину мастерства изготовления средневековой индийской скульптуры, представляют большей частью изображения многочисленного пантеона индуистских божеств (рис.12).

Рисунок 12 - Индуистское божество

Шива Натараджа, или Танцующий Шива, представляющий собой персонифицированную космическую энергию, - один из наиболее популярных образов для бронзовых статуэток, сделанных в Южной Индии, особенно в период Чола. Трудность получения качественной отливки объясняется сложной фигурой танца, замысловатой композицией, мелкими деталями и тонким орнаментированным обручем значительного диаметра, обрамляющим композицию. На рисунке 13 представлен образец бронзового изображения Шивы Натараджа, находящийся в музее Дели.

Рисунок 13 - Танцующий Шива

С появлением европейцев в Индии металлическая скульптура теряет индивидуальность, одухотворенность и изящество, становится массовой продукцией, призванной удовлетворить спрос на колониальную экзотику.

1.4 Китай

Широко распространено мнение, что в Китае бронзовое литье появилось позже, чем в Египте, в Передней Азии и в Индии, - лишь во II тысячелетии до н.э., когда произошло разложение первобытнообщинного строя и начался постепенный переход к рабовладельческому обществу. В некоторых источниках не только уточняется время появления первых бронзовых отливок в Китае, но и высказывается предположение, что Китай научился бронзовому литью у Запада ок. 1400 г. до н.э. Правда, при этом делаются скромные оговорки, что, по иным взглядам, Китай прошел весь путь развития самостоятельно [25].

Ни одна культура бронзового века не соответствует этому названию больше, чем культура Китая в период династии Шан: в городах были целые кварталы ремесленников по обработке металлов, при царском дворце находилась особая металлургическая мастерская, в которой изготовляли изделия из бронзы. Кроме нескольких мраморных скульптур этой эпохи, все сохранившиеся прекрасные произведения искусства сделаны из этого металла. Большая часть бронзы шла на ритуальные сосуды, использовавшиеся при жертвоприношениях предкам императора (примеры приведены на рисунке 14 а; б; в; г). Однако бронза широко применялась не только для религиозных, но и для светских целей.

а - Ритуальный сосуд для вина

б - Сосуд для вина 'лэй' с рельефом в виде бараньих голов

в - Соусник в виде животного

г - Сосуд для вина в форме коровы

Рисунок 14 - Разновидности сосудов (а; б; в; г)

В конце эпохи Чжоу (XII-VI11 вв. до н.э.) традиционная и специфически китайская техника литья бронзы в составную форму - изложницу постепенно сменяется техникой литья по выплавляемым восковым моделям, которая могла быть заимствована и привезена из других районов Азии.

Наряду с чисто декоративным искусством появилась скульптура, которая обнаруживает необыкновенный натурализм, новый для Китая и не достигнутый в живописи в течение столетий

Интересно отметить, что современные китайские литейщики сохранили не только высокое качество художественного литья, но даже и древние технологии, отрабатывавшиеся на протяжении многих сотен лет. Для Китая, например, не звучит необычным сообщение о том, что на заводе в г. Уси до настоящего времени используется та же конструкция вагранки и та же технология литья горшков для варки пищи, что и два тысячелетия назад [21].

1.5 Античное Средиземноморье и Западная Европа

В конце III тысячелетия до н.э., когда в Египте устанавливается Среднее Царство, в Месопотамии рушится аккадское правление, через 2-3 столетия после основания городов в долине Инда в Восточном Средиземноморье на острове Крит в Эгейском море возникает еще одна цивилизация, которая получила название 'минойская' по имени мифического царя Миноса. Эта культура имела контакты с Египтом и Месопотамией, однако развитие шло автономно.

Богатый и могущественный в глубокой древности острове Крит славился своей культурой и высокоразвитыми видами прикладного искусства. Об этом рассказывается во многих греческих преданиях, достоверность которых подтверждается археологическими находками. Раскопки легендарного царства Миноса открыли высокую цивилизацию, существовавшую 50 веков назад.

В эгейской культуре уже в III тысячелетии до н.э. были известны медь и техника литья оружия. В эпоху расцвета минойской культуры (1750-1400 гг. до н.э.) получило значительное развитие бронзолитейное дело, в раскопках обнаружены литейные формы; мелкую пластику, возможно, отливали в глиняные формы. Лучшие образцы минойского искусства - это небольшие и обычно драгоценные предметы, изготовленные, возможно, в дворцовых мастерских. Они изготовлены не только из камня и глины, но и из литой бронзы. Есть основание полагать, что на острове Крит художественное литье появилось одновременно с зарождением его в других регионах и независимо от них.

Многое из минойской культуры унаследовала цивилизация материковой Греции - микенская, или элладская, начало которой относят к XVIII в. до н.э. Эта цивилизация прошла долгий путь расцвета и упадка, с XIII в. до н.э. наступил так называемый темный век, когда исчезла письменность. В период примерно до 800 г. до н.э. не было создано ни одного архитектурного сооружения, ни одного рисунка или скульптуры большого размера. И только два вида искусства уцелели и выжили со времен Эллады - изготовление бронзы и керамики, в основном простых изделий практического назначения без украшений или грубо декорированы [10].

Окончание темного века ознаменовано значительным усовершенствованием процессов литья: не столько развивается его техника, сколько изменяется характер художественных отливок, совершенствуется искусство их изготовления. Эстетика архаического периода Греции находилась под сильным влиянием восточных культур - Ассирии и Египта, что нашло отражение, как в тематике художественных произведений, так и в методах изображения фигур.

Наиболее блестящим периодом греческой цивилизации явился классический период, который, несмотря на постоянные войны, отмечен необычайным взлетом художественной и интеллектуальной активности, когда-либо виданным и мире. Наряду с развитием философии и литературы наступил расцвет изобразительного искусства [18]. Во многих классических греческих скульптурах отражаются реалистические черты, красота и достоинство человека, жизненная правдивость, гражданственность и высокая художественная гармония. Произведения греческого художественного литья этого периода достигают вершин совершенства. Современное статуарное литье в Западной Европе во многом обязано классическим работам эллинских мастеров, заложивших основы техники литья скульптур более позднего времени. Но судьба и время обошлись с ними сурово, из огромного числа бронзовых скульптур, упомянутых древними писателями, от этого периода осталось лишь несколько. Одна из прекраснейших и немногих точно датируемых статуй - это лучше всех сохранившаяся статуя возничего из Дельф, отлитая в честь победы в Играх

Она является идеалом гармоничной умеренности, или 'золотой середины'. Это образец искусно смоделированной, круглой, трехмерной формы, далеко ушедшей от фронтальной египетской скульптуры.

Огромный вклад в сокровищницу европейской культуры внесли этруски - народ, подчинивший себе в VII-VI вв. до н.э. почти весь Апеннинский полуостров и достигший высокого уровня развития. В искусстве обработки металлов этруски не имели себе равных во всем Центральном Средиземноморье, что принесло им мировую известность как истинным художникам. Металлические изделия были основными товарами экспорта и славились даже в таких развитых государствах, как Греция.

Наибольший подъем художественного литья приходится на эпоху Возрождения (XIII - XVв. в), когда в моду входит общественная скульптура, и с тех пор повсюду возводят многочисленные памятники, статуи, скульптурные фонтаны. Художники работают и в малых формах, создавая из бронзы статуэтки для дома, кабинетов, различные забавные изделия домашнего обихода, в основном, по частным заказам [5]. Бронза, утратив утилитарное значение, приобретает особую важность как декоративный материал, в том числе специально для художественного литья (рис.18 (а; б).

1.6 Русь

Новым этапом развития литья стало появление литейных ремесел в Киевской Руси вместе с зарождением государства. При этом создавались не только замечательные литые произведения, но и разрабатывались необычайно оригинальные процессы литья. В XI в. в Киевской Руси существовало развитое литье специальных художественных изделий: различных подвесок, подсвечников, бытовой утвари, булав и пр. В раскопках на суздальско-владимирской земле найдено много свидетельств существования там уже в IX в. специализированных литейных мастерских. На рисунке 19 показано одно из изделий киевских мастеров - водолей-рукомойник.

Рисунок 19 - Водолей-рукомойник

Художественным литьем занимались также монастыри и церкви. Так, в Десятинной церкви г. Киева была своя литейная, в которой работали высококвалифицированные мастера.

Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на развитии культуры и искусства Древней Руси, но не смогло полностью уничтожить литейное ремесло. Уже в начале XIII в. художественное литье возрождается на землях Галицко-Волынского княжества, куда прибыли мастера-литейщики из восточных княжеств. Не в традициях Древней Руси было возведение памятников и статуй, возможно, свежи еще были воспоминания о низвергнутых языческих идолах. Зарождение статуарного литья в России, как и многое привезенное с Запада, связывается с деятельностью Петра I, причем в прямом смысле. Он собственноручно сделал модель первой на Руси бронзовой статуи, стоящей и сейчас в парке Петродворца в Петергофе. А 18 в. стал 'золотым веком' для бронзового литья и в первую очередь в новой столице. Поражают своей красотой и гармонией, разнообразием и величественностью фигуры фонтанов Петродворца, памятники Петербурга - Медный всадник, являющийся шедевром бронзовой скульптуры России (рис. 20).

Рисунок 20 - Памятник Петру I

Наиболее весомый вклад в развитие художественного литья России внесли Верх-Исетский, Выйский, Екатеринбургский, Каменский, Каслинский, Кусинский, Кувшинский, Невьянский и Нижнетагильский заводы.

С 1846 года на Каслинском заводе выпуск кабинетного литья становится регулярным, в ассортименте завода появляется около 100 отливок. В 1860-е годы складываются основные традиции каслинского художественного литья: реалистичность и четкость силуэта изделий, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска глубокого черного цвета.

Каслинский завод постоянно участвовал во всероссийских и зарубежных выставках, закладывая основу яркого и хорошо узнаваемого бренда 'Касли', утверждая качество промышленного заводского металла через искусство художественного литья [15]. Благодаря профессионализму скульпторов, высокой квалификации мастеровых и отличному качеству чугуна заводские изделия были отмечены почетными дипломами и медалями на всемирных выставках в Париже (1867, 1890), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897), Милане (1906). Приобретаемые на этих выставках произведения западноевропейских авторов (Ж.Л. Готье, П.Ж. Мена, Л.О. Моро, Н. Мейера, П.Э. Делабриера, де? Анже др.) становились моделями для каслинского литья, широко тиражировались и пользовались всеобщим успехом. Образцы каслинского литья приведены на рисунке 21 (а; б; в).

а - Лошадь с жеребенком б - Скульптура 'Россия' в - Киркиз на лошади

Рисунок 21 - Каслинское литье (а; б; в)

1.7 Африка

Систематическая добыча меди в Тропической Африке началась довольно поздно и основывалась на использовании железных орудий, послуживших развитию бронзолитейного ремесла, и уже самые первые изделия из литой бронзы поражают высокой техникой исполнения и развитой формой. Поскольку медь и бронза в Тропическую Африку долгое время ввозили, их использование ограничивалось литьем художественных ритуальных поделок. Мастера народа Сао, жившего в VI - XII вв. на берегах оз. Чад, отливали из меди и бронзы статуэтки, браслеты, подвески и т.д. В деревушке Игбо - Укву (Вост. Нигерия) в погребении почти тысячелетней давности обнаружены художественные отливки из бронзы - череп леопарда и рукоятка посоха, увенчанная фигурой всадника; маски людей, животных, различные украшения; богато декорированные фигурки черепах или змей; изумительно орнаментованные бронзовые сосуды.

На рисунке 22 приведена ритуальная ваза для воды на подставке, опутанная бронзовой сетью, имитирующей веревку. Она выполнена в технике выплавляемой модели. Примененный сплав из меди, олова и большого количества свинца очень необычен, и, возможно, даже уникален.

Рисунок 22 - Ритуальный сосуд с 'веревочной' сетью

Наибольшего развития бронзолитейное искусство получат в Ифэ - городе-государстве на территории современной Нигерии [24]. Найденные здесь металлические скульптуры (в основном литые головы) поражают своей красотой, одухотворенностью и блестящим качеством литья. Стиль их определяют как 'идеализирующий натурализм', так как при всей реалистичности изображения головы богов и царей (рис.23) являются не столько портретами, сколько своеобразным идеалом человеческой красоты, как представляли африканцы XIII в. Их отливали из меди или латуни, а не из бронзы.

Рисунок 23 - Голова царя-Они на подставке

Самой замечательной фигурой из сплава на основе меди является найденная в Таде, недалеко от Ифэ, скульптура мужчины в половину натуральной величины (рис.24), отлитая в XIII-XVI вв. Пропорции тела и черты лица переданы с необыкновенной естественностью, а сложная ритмика позы обнаруживает как совершенное владение скульптурной формой, так и техническое мастерство литья [16].

Рисунок 24 - Сидящий мужчина из Тада.

Другой город-государство, прославившийся бронзовой скульптурой, Бенин - находился недалеко от Ифэ. Бенинская скульптура создавалась на протяжении нескольких столетий - с XIV до XIX вв. Кроме многочисленных барельефов и знаменитых бронзовых голов, она представлена стилизованными, богато декорированными фигурами разных животных, статуэтками, изображающими воинов и музыкантов. Основным фактором, определяющим стиль и характер бенинского дворцового искусства, была его узкая направленность, которая привела к выработке точных и жестких канонов, остававшихся неизменными на протяжении веков. Каноническими при литье голов царей и цариц были тип лица, характер украшений и общая композиция скульптуры (рис.25).

Рисунок 25 - Голова царицы

Считается, что медь и латунь в Бенин завезли европейцы (в обмен на рабов), но стилистически искусство Бенина не имеет ничего общего с европейским, а берет начало в африканских традициях и связано с искусством и навыками литья Ифэ.

2. Технологии художественных отливок

В настоящее время для изготовления художественных отливок используют современные технологии. Некоторые из них приведены ниже:

· Большую популярность приобрело литье по выплавляемым моделям. Метод литья по выплавляемым моделям является универсальным способом получения художественных отливок любых габаритов, массы, степени сложности из металлов любых марок. Достоинства метода дают возможность приблизить отливку к готовому изделию, а в ряде случаев получить её без механической обработки и чеканки.

Способ был известен давно под названием метод потерянного воска и использовался для литья украшений, ритуальных изделий, оружия преимущественно из бронзы и драгоценных металлов. В настоящее время этот метод используют при изготовлении художественных, статуарных и кабинетных отливок, ювелирных изделий, а также широчайшего ассортимента архитектурных отливок [3].

Универсальность и большие возможности процесса литья по выплавляемым моделям сопряжены с многооперационностью, применением большого числа дорогостоящих материалов, высокой трудоёмкостью и энергоёмкостью, что сказывается на себестоимости отливок.

· При изготовлении художественных отливок из цветных сплавов (медных, алюминиевых, цинковых) и благородных металлов применяют формы с гипсовым связующим и огнеупорным наполнителем. Сплавы на свинцовой и оловянной основах заливают в гипсовые формы без наполнителя.

Преимуществом литья в гипсовые формы является также и то, что таким способом возможна отливка по постоянным моделям (по эталону) и по выплавляемым моделям.

· Способ литья в керамические формы основан на принципе быстрого связывания частиц огнеупорных порошков гидролизованным этилсиликатом в результате щелочной поликонденсации. Прообразом процесса является так называемый процесс - Шоу, разработанный братьями Шоу (Англия) и запатентованным в 1938 г.

Литьё в керамические формы практически не имеет ограничений ни по виду металла, ни по массе отливок. По шероховатости получаемой поверхности способ конкурентоспособен с литьём по выплавляемым моделям. Преимуществом является возможность литья крупногабаритных изделий большой протяжённости (плиты, решётки, ограды и т.п.) и короткий цикл их изготовления. Недостатки - наличие плоскости разъёма, необходимость соблюдения строгой технологической дисциплины при изготовлении форм и повышенная стоимость из - за высокого расхода связующих и огнеупорных материалов.

· Литьё по газифицируемым моделям (ЛГМ) было впервые запатентовано в 1958 г в США, как метод изготовления художественных отливок.

Достоинствами этого способа являются:

отсутствие разъёма у модели любой сложности;

исключение операции извлечения модели из формы;

отсутствие стержней;

использование сыпучего огнеупорного материала для формы без связующего.

· Вакуумно-плёночная формовка (V-процесс) была изобретена в Японии. Освоение этого способа началось с изготовления различных художественных отливок, в первую очередь декоративных решёток из алюминиевых и медных сплавов, а также из чугуна и стали. Длина решёток достигала 4 м.

· Металлические формы - кокили являются многократно используемыми, что значительно облегчает и упрощает процесс получения отливок. Однако, изготовление металлического кокиля довольно трудоёмок и длителен и поэтому этот способ литья и применяют при крупносерийном и массовом производстве, когда себестоимость кокиля распределяется на тысячи и десятки тысяч отливок. Таким образом, литьё в кокиль является производством изделий для ширпотреба.

Этим способом возможно получение отливок практически из любых видов сплавов. Суть процесса состоит в подготовке кокиля (разогрев, окрашивание, сборка), заливке металла и извлечении отливки после её отверждения.

· Литьё под давлением позволяет получать наиболее точные отливки с наименьшими толщинами стенок и с чистой поверхностью из цветных сплавов. Высокое качество отливок обеспечивается использованием металлических прессформ с точной копированной полостью и высоким усилием прессования жидкого металла.

· В ювелирном и зубопротезном производстве требуется получать отливки с толщинами стенок менее 1 мм. Отлить такие изделия под обычным гравитационным давлением практически невозможно. Поэтому в этом случае применяют центробежный способ заполнения в установках центробежного литья с вертикальной осью вращения [12].

Заключение

История возникновения и развития литья как ремесла, достигшего позднее уровня искусства, уходит своими корнями на много тысячелетий в глубь истории. Вопреки неоднократным предсказаниям, литье как способ получения разнообразных изделий не теряет своего значения и в эпоху лазеров, кибернетики, космических полетов.

Более того, литейное производство является одним из основных поставщиков металлических изделий для важнейших сфер народного хозяйства: машиностроения, строительства, производства потребительских товаров. Стоимость продукции литейного производства достигает 1,0-1,5% стоимости валовой промышленной продукции. Литейщики изготавливают станины прокатных станов и корпуса гигантских гидротурбин, имеющих массу в сотни тонн, и маленькие детали массой в несколько граммов для радиоэлектронной промышленности, часов, охотничьих ружей и т.д. Отливки окружают нас повсюду. Образно говоря, они на земле и под землей, на воде и под водой, в небе и в космосе. Литые детали соседствуют с нами и дома: фотоаппарат и пылесос, водопроводный кран и ванна, детали сантехники и фурнитура. Такое широкое распространение литейного производства в современных условиях объясняется, прежде всего, чрезвычайной экономичностью способа по энергозатратам и расходу материалов. Литье наименее энергоемкий способ формообразования деталей, особенно сложной конфигурации. Не случайно методом литья изготавливают не только изделия из металлов, но и из пластмасс, стекла, камня.

Список использованных источников

1. Формовочные процессы / Б.Б. Гуляев, О.А. Корнюшкин, А.В. Кузин. - Л.: Машиностроение, ЛО. 1987. - 264 с.

2. Художественное литье из драгоценных металлов / Л.А. Гутов, Е.Л. Бабляк, A.П. Изоитко и др.; под общ. ред. Л.А. Гутова. - Л.: Машиностроение, ЛО. 1988. - 224 с.

3. Урвачев В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. - Челябинск: Металлургия, ЧО. 1992. - 168 с.

5. Цветное литье: Справочник / Н.М. Галдин, Д.Ф. Чернега, Д.Ф. Иванчук и др.; под общ. ред.Н.М. Галдина. - М.: Машиностроение, 1989. - 528 с.

7. Производство отливок из сплавов цветных металлов / Курдюмов А.В., Пикунов М.М., Чурсин В.М., Бибиков Е.Л. - М.: Металлургия, 1985. - 414 с.

8. Специальные способы литья: Справочник / В.А. Ефимов, Г.А. Анисович,B.Н. Бабич и др.; под общ. ред.В.А. Ефимова. - М.: Машиностроение, 1991. - 436 с.

9. Литье по выплавляемым моделям / Под ред.Я.И. Шкленника и В.А. Озерова. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1971. - 436 с.

10. Андронов В.П. Плавильно - литейное производство драгоценных металлов и сплавов. - М.: Металлургия, 1974. - 320 с.

11. Смирнягин А.П., Смирнягина Н.А., Белова А.В. Промышленные металлы и сплавы - М.: Металлургия, 1974. - 488 с.

12. Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992. - 256 с.

13. Григорян Б.А., Белянчиков Л.Н., Стомахин А.Я. Теоретические основы электросталеплавильных процессов. - М.: Металлургия, 1987. - 272 с.

14. Васильев В.А. Физико-химические основы литейного производства: Учебник. - М.: Изд-во МГТУ, 1994. - 320 с.

15. Воздвиженский В.М., Грачев В.А., Спасский В.В. Литейные сплавы и технология их плавки в машиностроении: Уч. пособие. - М.: Машиностроение, 1984. - 432 с.

16. Баландин Г.Ф. Основы теории формирования отливок. Ч.1 и Ч. II: Уч. пособие. - М.: Машиностроение, 1979.

17. Черных Е. Металл - человек - время. - M.: Наука, 1972. - 208 с.

18. Черных Е. Древнее горно-металлургическое производство и антропогенные экологические катастрофы // Вестник древней истории. 1995. №4.

19. Ходжаш С. Искусство древнего Востока. - М.: Изобразительное искусство. 1973. С.72.

20. Сидорова В. Скульптура древней Индии. - М.: Искусство. 1971. - 86 с.

21. Петриченко А.М. Искусство литья. - M.: Знание. 1975. - 160 с.

22. Петриченко А.М. Книга о литье. - Кшв: Техшка. 1972. - 277 с.

23. Монгайт А. Археология Западной Европы. - М.: Наука. 1974. - 407 с.

24. Григорович Н., Стерлигов А. Искусство Африки. - М.: Знание. 1962. - 47 с.

25. Стужина Э.П. Китайский город в XI-XIII вв. - М.: Наука. 1979.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru