Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Культура Белоруссии в 1954-1985 гг.

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

План

Роль партии в управлении культурой

Творчество писателей-ветеранов Великой Отечественной войны

Белорусская драматургия

Новые направления в белорусской музыке, архитектуре, искусстве

Проблемы развития национального образования

Заключение

Список литературы

Роль партии в управлении культурой

После победы в Великой Отечественной войне, снова в руководстве страной победила жестокая тоталитарная линия, и надежды широких кругов населения на демократизацию жизни были похоронены. Начались новые массовые аресты, расстрелы, ссылки в советские концентрационные лагеря. Любой человек, попавший на оккупированную территорию в военное время, был под сомнением. Уже в 1947 г. по сценарию 30-х годов были проведены новые сфабрикованные процессы против 'националистических' белорусских организаций. Победа в войне использовалась как важный козырь для укрепления авторитета партии, и её вождя - Сталина.

В советском обществе, культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против 'коленопреклонения перед Западом', против 'белорусского национализма' и 'безродного космополитизма'. Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о 'золотом веке' в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны 'идеологически вредными'. Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

Так же и гуманитарные науки в большей степени зависели от общественно-политической жизни, потому были весьма политизированы и идеализированы.

Особенно ярко это проявлялось в общественных науках, в том числе истории. Под лозунгами борьбы с «проявлениями безыдейности, и аполитичности», «за чистоту марксистско-ленинского мировоззрения», за неуклонное следование «ленинским принципам классовости и партийности» уничтожались научные отрасли и школы, укоренялся догматизм, подавлялись проявления иномыслия. Партийно-государственными органами была создана, и поддерживалась атмосфера, поставившая историческую, и другие общественные науки в жёсткие ограниченные рамки.

Смерть Сталина (в 1953 г.) имела переломное значение для всех сфер жизни советского общества. В сентябре 1953 года первым секретарём КПСС, а значит и главой государства, был избран Никита Хрущёв. Начался период относительной демократизации. Расширялись права Советов - в августе 1955 года Совет Министров БССР передал Советам право расходовать финансовые средства на строительство и социально-культурную и бытовую сферы. Преодолевалось репрессивное прошлое. В сентябре 1953 года были ликвидированы Особые совещания при Министерстве внутренних дел. А на ХХ съезде КПСС в 1956 г. был осуждён культ личности. Началась реабилитация жертв репрессий. А решением XXII съезда партии Сталин был удалён из Мавзолея, начался демонтаж многочисленных памятников - за ночь был демонтирован огромный памятник Сталину на Октябрьской площади в Минске. В 1956 году впервые с середины 20-х годов ЦК компартии Беларуси возглавил белорус - К. Т. Мазуров. Правда, на развитии национальной культуры это не сказалось - в течение 1960-1970 гг. белорусско-язычные школы переводились на русский язык обучения.

В апреле 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв. Он быстро объявил курс реформ, получивших название 'перестройка'. Перестройка в СССР была направлена на масштабные изменения сразу во всех сферах, включая демократизацию общества. Политика гласности предусматривала постепенный отказ от контроля КПСС за идеологическими процессами в обществе. Цензура над публикациями была уменьшена, разрешены собрания для обсуждения политических процессов. Кроме контролируемых коммунистической партией и правительством общественных организаций стали возникать самостоятельные дискуссионные клубы и неформальные объединения, в которых можно было проявить личную общественную инициативу.

Первой темой для широкого обсуждения в прессе стали культ личности Сталина и политические репрессии 30 - нач. 50-х гг. Разоблачение культа личности Сталина в высших партийных органах середины 50-х гг. имела относительно ограниченный характер. Возобновились процессы реабилитации безвинно репрессированных. Но ещё не разрешалось резко критиковать современную политику партии.

Творчество писателей-ветеранов Великой Отечественной войны

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шемякина 'Глубокое течение', И. Мележа 'Минское направление', М. Лынькова 'Незабываемые дни', драматические произведения А. Мовзона 'Константин Заслонов', К. Губаревича 'Брестская крепость' и др.

Приблизительно с 1953г. в белорусской литературе, как и во всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией общественной жизни. Начался процесс преодоления описания, углубления во внутренний мир героев, в частности конфликтов послевоенной эпохи. В сообществе писателей развернулась дискуссия о месте писателя в жизни общества, о необходимости пересмотра укоренившихся в литературе концепций бесконфликтности. На первый план постепенно выходят общечеловеческие морально-этические ценности, борьба за моральную чистоту и светлое в человеке. Наиболее ярко это проявилось в повести Я. Бриля «На Быстранцы», и особенно в романе И. Шемякина «Крынiцы».

В первой половине 60-х гг. в результате внутреннего идейно-художественного обогащения, белорусская проза пришла к значительным открытиям. Появляются романы: «Людзi на балоце» И. Мележа, «Птушкi i гнёзды» Я. Бриля, «Сэрца на далонi» И. Шемякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко, «На парозе будучынi» М. Лобана, «Зсценак Малiнаука» А. Чернышевича.

В. Короткевич открыл читателю поэзию, и философию истории («Каласы пад сярпом тваiм», «Чорны замак Альшанскi»), а В. Быков с позиции гуманизма и антимилитаризма анализирует и осмысливает человека на войне («Жураулiны Крык», «Сотнiкау», «Воучая зграя» и д.р.).

Особенное внимание к морально-этичным проблемам современности, к образу современника, к взаимоотношениям научно-технической революции и судьбы человека, особенно характерно для И. Шемякина - его романы «Антланты i карыятыды» (1974), «Вазьму твой боль» (1978), И. Пташникова «Мсцiжы» (1972), В. Адамчика «Чужая бацькаушчына», «Год нулявы» (1983).

Белорусская драматургия

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) 'О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению' (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: 'Молодая гвардия', 'Константин Заслонов', 'Это было в Минске' и др. На исторические темы были поставлены спектакли 'Нестерка' В. Вольского, 'Павлинка', 'Разбросанное гнездо' Я. Купалы, 'Пинская шляхта' В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с .Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Очень продуктивными для белорусской драматургии были конец 60 - 70е гг. когда было создано множеств пьес, которым было суждено стать литературной классикой.

Именно в это время театральное общество нашей и других республик бывшего СССР познакомились с оригинальными пьесами “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трыбунал”, “Зацюканы апостал”, “Таблетку пад язык”, “Кашмар” (“Святая прастата”) А. Макаёнка, “Вечар”, “Парог” А. Дударева”, “Соль”, “Трывога” А. Петрашкевича, с новыми произведениями М. Матуковского, К. Губарэвича, У. Караткевича, А. Делендика и многих других.

Большой вклад в развитие белорусского театра сделали режиссёры Б. Луценко, В. Мазынский, В. Раевский, актёры З. Браварская, А. Клиова, Г. Макарова, С. Станюта, З. Стома, В. Тарасов, Ф. Шмаков, Г. Глебов, Р. Ржецкая, У. Дядюшко, Н. Радяловская, Г. Янковский, М. Ерёменко.

Кадры актёров, режиссёров, сценографов, театроведов готовил все эти годы Белорусский государственный театрально-художественный институт.

Из существовавших до 1985г. 17-и театров, 9 были драматические, 6 кукольных, 2 музыкальных. Огромную роль в культурной жизни республики играл Большой театр оперы балета. Здесь работали талантливые артисты Л. Александровская, З. Бабий, И. Сарокин, Н. Ткаченко, Т. Нижникова, Т. Шимко, В. Чорнабаев, А. Корзенкова, Н. Довиденко, Р. Красовская, Л. Бржазовская, Ю. Троян, В. Саркосян и другие.

Явлениями культурной жизни стали балеты «Выбраннiца», “Курган”, “Альпійская балада”, “Тыль Уленшпігель”, “Маленькі прынц” Я. Глебова (последний был поставлен на сцене Большого театра СССР в 1983 г.), “Пасля балю” Г. Вагнера, оперы “Новая зямля” Ю. Семиняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” Д. Смольского, “Матухна Кураж” С. Кортеса.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период 'оттепели' содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова 'Альпийская баллада', 'Журавлиный крик', 'Третья ракета' и др. Известными стали романы И. Шемякина 'Сердце на ладони', 'Возьму твою боль' и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла своё отражение в произведениях В. Короткевича 'Дикая охота короля Стаха', 'Чёрный замок Ольшанский' и др.

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952-1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.

С наступлением хрущёвской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли своё видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.

В 60-80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930-1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924-2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).

Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война - это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед сложным выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.

Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В отмеченный период произошёл заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаёнок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев - автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.

белорусская культура архитектура искусство

Новые направления в белорусской музыке, архитектуре, искусстве

Со второй половины 50-х гг. в развитии белорусской музыки начался новый этап, характерный более глубоким освоением сущности и отказом от иллюстративности. В симфоническом жанре успешно работают М. Аладов, Л. Абелиёвич, Г. Бутвиловкий, Я. Глебов, А. Мдивани, Д. Смолький, Г. Вагнер, в произведениях концертного жанра - С. Кортес, Д. Смолький, Г. Вагнер, В. Раинчик.

Развивалось изобразительное искусство. В первые послевоенные годы художники находились под ярким впечатлением героических событий Великой Отечественной войны и партизанских движений. В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - 'Оборона Брестской крепости' И. Ахремчика, 'Минск, 3 июля 1944 года' В. Волкова, 'Пленных ведут' А. Шибнева, 'Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске' Е. Зайцева и др.

В музыальной культуре в послевоенные годы интенсивно развиваюстя жанры симфонии и инструментальной музыки. Об этом свидетельствует творчество М. Аладова, Я. Тикотского, А. Богатырёва, У. Аловникова, П. Подковырова.

Написано значительное количество музыкально-сценических произведений преимущественно героической и героическо-легендарной тематики (оперы “Машэка” и “Марынка” Р. Пукста, “Андрэй Касценя” М. Аладова, “Кастусь Каліноўскі” Д. Лукаса и др., балет “Князь-возера” В. Золотарёва).

В 60-е годы начала свою творческую деятельность плеяда талантливых белорусских художников - Л. Щемелёв, У. Стельмошонок, А. Кищенко, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Совитский.

Особенно ярко белорусское искусство заявило о себе в 1967г., во время всесоюзной выставки в Москве. Среди тех, чья творческая судьба сбылась - талантливый художник-живописец М. Совитский. Его творчество - многоплановое. Ощущением истории, размышлениями о судьбе родной земли, проникнуто большинство его полотен. Но его картины про партизан Беларуси - значимое явление в белоруской национальной живописи. Это - “Партызанская мадонна”, “Партызаны. Блакада”, “Аршанскія партызаны”, “Клятва” и другие произведения.

Значимой фигурой в белорусской послевоенной художественной культуре, так же является З. Азгур. Работая много и усердно, он продолжает начатую ещё в годы войны начатую серию портретов русских полководцев, начинает новые циклы: на исторически-революционную тему (портреты В.Ленина, A. Держинского, Я. Свердлова, М. Калинина), цикл портретов Героев Социалистического труда, потом - портреты руководителей коммунистической и рабочих партий, галерею портретов известных героев (маршалов К.К. Рокоссовского, К. Заслонова и других). Он работает и над одной из самых великих серий, которая насчитывает десятки портретов представителей культуры и искусства советской Беларуси (Ф. Сорины (1947), А. Пашкевич (1947), Я. Колас (1949)).

Ярко проявляется творчество А. Бембеля, С. Селиханова и других скульпторов. В монументальном искусстве важнейшей темой стали беспримерный героизм и подъем национального духа в годы Великой Отечественной войны. Это памятники, курганы Славы, которые стоят почти во всех населённых пунктах. А самым значимым достижением белорусских скульпторов и скульпторов этого периода стал ансамбль Площади Победы в Минске с обелиском-памятником воинам Советской Армии и партизанам, погибнувшим в боях с фашизмом (1954, скульпторы - З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, архитекторы В. Король и Г. Заборский).

Постепенно монументальное искусство начинает играть всё большую роль в установлении градообразующих структур. Наиболее удачными примерами композиционно связи с пространственным окружением служат памятники Я. Купале (1972г, скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий), комплекс «Минск - город-герой», Курган Славы Советской Армии-освободительницы Беларуси, памятники Я. Коласу в Минске (1972, скульпторы З. Азгур), Ф. Скорине в Полоцке (1974, скульпторы А. и И. Глебовы), мемориальные комплексы «Хатынь» (скульптор С. Селиханов, архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин), «Брестская крепость-герой» (скульпторы А. Кибальников, А. Бембель, архитекторы В. Король, В. Волчек, В. Занкович, Ю. Казаков, А. Стахович, Г. Сысоев), Монумент в честь советской матери-патриотки в г. Жодино (скульпторы А. Заспинский, Г. Миско, М. Рыжанков, архитектор А. Трофимчук).

Таким образом, даже небольшой анализ того, что было произведено в сфере культуры, даёт основания говорить о разносторонней духовной жизни белорусского народа. Глубокая духовная белорусская культура прошедших десятилетий, получила признание даже за границами республики.

Проблемы развития национального образования

В 50-е годы, после смерти И.В.Сталина, в партии и стране начали происходить важные политические сдвиги. Исторической вехой на этом пути стал ХХ съезд КПСС, разоблачавший «культ личности», давший мощный импульс демократическому обновлению общества. Конструктивные, позитивные перемены охватили тогда все сферы общественной жизни: партию и государство, экономику и социальные отношения, науку и культуру, а также затронули область народного образования.

ХХ съезд партии уделил немало внимания проблемам развития культуры, науки и образования. Изучение положения в области науки и образования показало наличие здесь существенных недостатков. Как указывалось на съезде, главным из них и общим для школ, вузов, научно-исследовательских учреждений была их оторванность от жизни. Школа ограничивалась преимущественно словесными методами воспитания, не уделяла необходимого внимания приобщению детей и молодёжи к посильному участию в общественно полезном труде. В результате выпускники школ оказались не подготовленными к практической деятельности; дипломированные специалисты не знали конкретной экономики и организации производства, не имели производственных навыков; наука отстала от запросов народного хозяйства. А в некоторых отраслях - от зарубежных научных достижений; научные учреждения работали над вопросами, не имеющими практического значения.

После восстановления экономики, пострадавшей в ходе Великой Отечественной войны, острым вопросом встали проблемы дальнейшего развития отраслей экономики, а это было не возможно без обеспечения кадрами и, прежде всего, квалифицированными работниками. А их и должна была выращивать школа. Необходимость изменений в образовании требовало и народное хозяйство, которое предъявляло к главной производительной силе - человеку труда, более высокие требования. Первостепенное значение имел здесь курс на ускоренное развитие наиболее перспективных отраслей промышленности. В те годы начиналось внедрение средств автоматики телемеханики, на новый уровень выходило развитие приборостроения, химического производства, переоснащались железнодорожный транспорт и гражданская авиация, перевооружались армия и флот. Между тем заинтересованность предприятий в новой технике и технологии, темпы её внедрения оставались слабым звеном экономического развития.

В связи с новой ролью науки и техники, высокими темпами их развития изменялась и роль образования как социального института - возрастали требования к его способности обеспечивать не только традиционную передачу знаний и опыта из поколения в поколение, но быстро реагировать на прогресс науки и общества. В этих условиях жизненное значение для многих людей приобретало умение учиться, и его должна была дать система образования. Отсюда вытекала необходимость поиска иных, нежели прежде, методов обучения.

ХХ съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 года, принял Директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 1960 годы. Главной задачей, как определил съезд, являлось обеспечение дальнейшего мощного роста всех отраслей народного хозяйства, особенно сельского хозяйства, на базе преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывного процесса и повышения производительности труда. Особое внимание шестилетний план развития страны в области образования, уделял развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду».

Таким образом, ХХ съезд КПСС наметил достаточно широкие перспективы общего образования. Однако его содержательная сторона, научно - педагогические основы, организационные формы не получили необходимой всесторонней обработки.

В 1955-1956 учебном году 7 260 школ ещё размещались в приспособленных и 2088 - в наёмных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение окончательно уступило место обязательному восьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-интернаты, школы и группы продлённого дня, учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершён переход ко всеобщему среднему образованию молодёжи.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена учёных А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государственный театрально-художественный институт, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодёжи при поступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения, школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олимпиады.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд учёных подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своём развитии общественные науки.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об усилении связи школы с жизнью, и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Соответствующий закон в БССР был принят в 1959 г. Он предусматривал введение всеобщего восьми летнего образования.

В 1959 г. было образовано Министерство высшего и средне-специального образования БССР. Центром научной работы становится Академия Наук БССР.

В 70-е годы было введено всеобщее среднее образование молодёжи. Была построена достаточно демократичная система народного образования, которая давала молодёжи реальную возможность получить среднее образование. Уже в 1977 г., 98% закончивших восемь классов продолжали учёбу в школе с целью получения среднего образования. Всё это требовало соответствующей перестройки системы образования, её содержание (программы, учебные планы, учебники) приводилось в соответствие с достижениями науки и культуры, научно-технического прогресса.

Введение всеобщего среднего образования, явилось одним из величайших достижений социалистического строя. Количество людей, получивших среднее (общее и специальное) образование, возросло с 70 тыс. человек в 1946-1950 гг. до 779 тыс. в 1971-1975 гг.

Одной из отрицательных черт образования того времени стало сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было ни одного среднего и высшего белорусско-язычного учебного заведения. Родители получали право освобождать детей от изучения белорусского языка в школе. Допускалось даже преподавание белорусского языка на русском. В середине 80-х гг. всего 19% детских садов и 23% школ работали на белорусском языке. В результате такой языковой политики, создались очень неблагоприятные условия для развития белорусской культуры.

Новой попыткой реформирования школы, было принятие в 1984 г. документа «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В середине 80-х годов, система образования в БССР насчитывала 6223 общеобразовательные школы на 1468 тыс. учеников, 139 средне-специальных учебных заведений, с более 160 тыс. учеников.

Перестраивалась система профессионально-технического образования. Многочисленные учебные заведения системы рабочих резервов в конце 50-х - начале 60-х годов были преобразованы в единый тип учреждений образования - городские и сельские профессионально-технические училища. Их численность в БССР выросла с 103 в 1961 г. до 223 в 1985 г.

Заключение

Таким образом, белорусская культура периода 40 - 80 гг. прошла очень сложный тяжёлый путь через навязывание идеологии, партийно-советское руководство, классовый подход. Ограничивалась свобода творчества, и, что наиболее тяжело для национальной культуры, вытеснение белорусского языка было введено в ранг государственной политики. Культура, наука и образование не получали достаточного финансирования, что серьёзно сказалось на их уровне и качестве. В то же время весь мир знает наших учёных, литераторов, художников, актёров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональном уровне культуры.

Список литературы

1. Вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу 'Гісторыя Беларусі' для студэнтаў усіх спецыяльнасцей БДУІР завочнай формы навучання - Новік Я.К.

2. Грамадска-палітычнае жыццё БССР у 1950-1980 - www.istoriya.org

3. Культурное развитие Беларуси в советский период - www.

4. К вопросу развития школьного образования в БССР (к.50-х н.70-х гг.) - Федкович А.И.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru