Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Красносельский ювелирный промысел

Работа из раздела: «Культура и искусство»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Институт дизайна и искусств

Кафедра истории и теории искусств

Контрольная работа

по дисциплине «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И КОСТЮМ»

по теме «КРАСНОСЕЛЬСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ»

Работу выполнила:

Виктория Сергеевна Чуманова

студент 1 курса СПГУТД'ИДИ

Направление 50.03.04. - Теория и история искусств

Профиль История и теория костюма

Санкт-Петербург 2014

Содержание

Введение

Глава 1. История становления и развития Красносельского ювелирного промысла до начала XX века

Глава 2. Деятельность Красносельского ювелирного промысла от начала XX века до наших дней

Глава 3. Красносельское ювелирное производство на примере ювелирного завода Sokolov (c. Красное-на-волге)

3.1 Качество ювелирных изделий

3.2 Путь создания украшений

3.3 Некоторые ювелирные технологии

3.3.1 Скань и филигрань

3.3.2 Ручная и лазерная гравировки

3.3.3 Закрепка ювелирных камней

Заключение

Библиография

Введение

Ювелирное искусство занимает важное место в жизни общества, обладая существенным значением для социальной, культурологической и социальной сферы, что и определяется самой спецификой - создание визуальных образцов реальности, которые оказывают воздействие на самосознание человека и общества в целом. Ювелирное искусство является неотъемлемой частью многонациональной культуры нашей страны, поэтому его сохранность и развитие находится в руках человека.

Исследованию одного из старейших российских ювелирных промыслов - красносельского ювелирного промысла - и будет посвящена данная контрольная работа, источниками которой стали труды русских и зарубежных исследователей. В первой части работы я рассмотрю историю становления и развития красносельского ювелирного промысла до начала xx века, а после, во второтой части работы - деятельность красносельского ювелирного промысла от начала xx века до наших дней. Третья часть будет посвящена исследованию, красносельское ювелирное производство на примере ювелирного завода sokolov (c. Красное-на-Волге), а именно: путям создания украшений и ювелирным технологиям. Работа призвана выявить место ювелирного промысла в искусстве в процессе рассмотрения возникновения и дальнейшей истории русского ювелирного дела; изучить становление и развитие русского ювелирного производства на примере развития красносельской ювелирной промышленности. Также идеей работы является признание ювелирного искусства сферой культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие производственно-творческой и социально-экономической направленности сего дела. Признание ювелирного дела искусством и частью культуры страны несёт на себе ответственность государства и общества за сохранение культурно-исторического наследия, за поддержку и развитие ювелирного промысла. Этому должно способствовать создание условий для плодотворной деятельности, и работа помогает выявить, созданы ли необходимые условия для развития российского ювелирпрома не только в столице, но и в других российских городах на примере села Костромской области (Красное-на-Волге).

Известно, что во времена Московского государства самыми востребованными ювелирами почитались византийские мастера, и русские цари в 15-16-ых веках приглашали их для украшения Кремля1.

Но история русского ювелирного дела гораздо древнее: она началась ещё в Киевской Руси. Талантливые ювелиры жили на территории Руси ещё тогда, когда славянские племена были разрознены. Кроме того, в те времена ювелирным делом занимались женщины, которые создавали обереги, украшения для жилища. Женщины-ювелиры применяли метод литья по восковой модели: плели из провощённых верёвочек то, что им хотелось, покрывали изделия глиной, сушили и обжигали в печи, а далее заливали полученную формочку, из которой выгорал воск, расплавленным серебром или бронзой - золото использовалось редко1.

Опосля принятия христианства больше стало мужчин-ювелиров - тогда их звали золотых и серебряных дел мастерами. Также на изделиях появились гравировка и чеканка. В 12-13-ых веках искусство древнерусских ювелиров расцвело: стали применяться различные техники - филигрань, зернь, и эмали - некоторые виды эмалей того времени считаются и сегодня уникальными, являясь весьма дорогими1.

Центрами ювелирного искусства в ходе времени становились разные регионы и города России. Ювелиры псковские много работали в монастырях, и самыми известными их работами считаются церковные дискосы, то есть плоские блюда для богослужений, на которые священники клали просфору.

С 17-ого века Рославль становится центром ювелирного дела в России. Ярославские мастера известны своей чеканкой и резкой по серебру. Кроме церковных предметов были среди работ и бытовые вещи: роскошные блюда и сахарницы, подносы, кофейники, чайники и пр1.

В 18-ом веке был известен Великий Устюг, а именно финифть и чернь. Финифть - это вплавление серебряных украшений в эмаль, при этом серебро покрывали гравировкой и чернью (выгравированные узоры заполняли особой чёрной краской, а потом прокаливали на огне).

В Вологде слава пришла к чеканщикам: они работали, изготавливая церковную утварь, среди этого были и богатые оклады для икон.

Столицей ювелирной моды стал Петербург. Пётр Великий задействовал опыт европейских ювелиров, приглашая их из Западной Европы, перевёл в Петербург мастеров из Москвы и крупных городов России. Иностранцы работали в своих мастерских, и с ними было множество русских - ученики1. Постепенно стали являться богатейшие и невиданные вещи: высокохудожественные сервизы из сотен предметов, предметы интерьера и письменные принадлежности, различные туалетные приборы и приспособления. Технологии развивались и менялись, поэтому новое стало быстро сменять старое - что-то приходило, а что-то уходило из моды. Чернение стало не таким популярным, зато эмаль переживала бурный расцвет. Способом эмалирования делались шкатулки, табакерки, браслеты, броши, кольца и другие предметы и украшения. Из злата и серебра стали делать орденские знаки, и украшать их эмалью, изумрудами и бриллиантами1.

При Екатерине II ювелирными изделиями украшали одежду и обувь. Интересно, что её Большая корона была сделана из серебра и отделана жемчугом вместе с бриллиантами. Ещё корона Анны Иоанновны была искусно украшена петербургскими ювелирами: крупных камней в ней около 20, а бриллиантов более 2,5 тысяч1.

В 19-ом веке ювелирное искусство России достигло наивысшего расцвета. Описать все стили, приёмы и упомянуть известных мастеров невозможно, но есть имя среди ювелиров, которое нельзя не назвать - Петер Карл Фаберже. В 1872-ом году он возглавил семейную фирму, основанную отцом в Петербурге. Имя Фаберже чаще всего ассоциируется с ювелирными пасхальными яйцами - первое явилось в 1885-ом году, и после сего императорская семья каждый год получала новое яйцо в подарок. Украшенные пасхальные яйца русские ювелиры делали и ранее, но Фаберже и его ученики сумели сделать их непревзойдёнными произведениями искусства - каждое было уникально, и сам Фаберже не всегда знал, каким получится следующий шедевр. Стоит сказать, что членам императорской семьи подарки нравились всегда. Карл Фаберже получил звание ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа1.

В Нижнем Новгороде ещё в 16-17-ом веках работало много чеканщиков и резчиков, которые изготавливали изделия для церкви (обычно при монастырях). Ювелирное дело в этом городе развилось настолько, что появились мастера узкой специализации: работники с чернью, эмалью, сканью, литьём, украшение тонкого листового материала ручным тиснением. Именно в Нижнем Новгороде стали создавать серебряные и златые ковши и чарки - сегодня они считаются гордостью русских музеев. Мастера Нижнего Новгорода оказали влияние на развитие костромского ювелирного промысла1.

Костромские ювелиры начинали с малого, однако, в уже в 16-ом веке об их работах уже знали во всей стране. Село Красное-на-Волге получило известность в середине 19-ого века: изделия ювелиров тех мест знала вся страна - серебряные подстаканники и солонки, медальоны, цепи и браслеты, броши и пр. Сегодня Кострома и Красное село известны, как центры ювелирного дела.

Глава 1. История становления и развития красносельского ювелирного промысла до начала XX века

Красносельская земля богата историческими и художественными традициями. В течение нескольких столетий здесь развивался ювелирный промысел. Археологические находки 10-14 веков (Дурасовское городище в 5 км от Красного-на-Волге) свидетельствуют об этом древнем ремесле: в большом количестве были найдены женские украшения. Такой характер находок позволяет считать этот посёлок 'ремесленным', где основным занятием жителей было ювелирное дело2.

Посёлок Красное-на-Волге привольно раскинулся в 35 км от Костромы, на холмистом берегу Волги. Старинное волжское село издревле славилось своими мастерами-ювелирами, изготавливающими женские украшения, предметы сервировки стола и церковного культа.

Существует две версии о зарождении Красносельского ювелирного промысла. Выдвинули их костромские историки М. Рязановский и Е. Дебюк.

М. Рязановский писал, что в 1565 году в Кострому были сосланы пленные немцы из Юрьева. В связи с этим, есть основание полагать, что они положили начало ювелирному промыслу в вотчине Годунова. Дебюк же указывает, что существует предположение: основание известному ювелирному промыслу Красносельского района положено новгородской вольницей, что бежала после покорения Пскова и Новгорода и селилась на Волге.

Оба автора относят возникновение ювелирного производства ко второй половине 16 века, ссылаясь на внешние обстоятельства и подчёркивая первостепенную роль пришлых мастеров с Запада и Новгородской земли. Однако археологические исследования и исторические документы подтверждают, что истоки зарождения ювелирного производства в Красносельском районе относятся к периоду становления отношений феодальных, что проходили в районе Верхнего Поволжья2.

Традиции художественной обработки металла передавались из поколения в поколение, совершенствуясь, утверждая индивидуальные, свойственные лишь красносёлам, техники и подходы к работе с поделочными камнями, стеклом, золотом и серебряной проволокой. Мелкие ювелирные украшения, в виде колец, серёг, браслетов и ожерелий, имели бытование в народе издавна, прочно войдя в костюм и праздничный наряд женщин составной частью. С этими украшениями были связаны представления народа о богатстве и красоте. С самого начала 17-ого века можно найти сведения о торговцах серебряным товаром, что предполагает выделку трудоёмких, сложных, больших художественных изделий и появление мелкого, простого и дешёвого товара.

В отличие от ювелирных изделий из драгоценных металлов, на которых главным образом специализировались известные московские и петербургские ювелирные мастерские, мастера Красного-на-Волге продолжают выпуск женских украшений из серебра и цветных металлов, а также предметов церковного культа, а именно: нательных крестиков, иконок и образков. В начале 19-ого века в селе появился новый вид техники - басменное тиснение - приём, известный на ранних этапах развития ювелирного дела, крайне распространённый в 16-ом веке2.

Приём таков: на литую или каменную матрицу накладывается тонкий лист серебра, на котором и получается рельеф. Это был своеобразный штамп, который расширял технические возможности промысла и давал возможность заменить дорогую технику чеканки более дешёвой. Основным материалом стало серебро, а золото употреблялось для позолоты, золотых же изделий почти не было. Очевидно, они делались по заказу. Кроме того, в промысле применение находили медь, хрусталь, камень, бирюза. Из наиболее ходовых и дешёвых женских ювелирных украшений, вырабатываемых ювелирами Красного, значительная доля падает на серьги, кольца, броши, цепочки и прочие предметы из цветных металлов вместе с позолотой и искусственными камнями2. Красносельские кустари поставляли для монастырей и церквей России разнообразные предметы культа, одних нательных крестиков было до сорока званий: православные, старообрядческие, мощевые, детские и проча. Чеканились небольшие медные иконки, жетоны с изображением Ченстоховской и Фeдоровской Богоматери, образки с ликами местных святых для продажи в Сарове, Троицке-Сергиевской лавре, Ипатьевском монастыре и пр. местах2.

Производство и сбыт изделий в 19-ом веке значительно расширились. Появились местные скупщики, что торговали продукцией красносельских мастеров в Петербурге и по всей России. Изделия красносельских ювелиров стали широко известны в странах Зарубежного Востока. К середине 19-ого века в промысле работают более 2-ух с половиной тысяч человек: в сёлах Подольское, Сидоровское и в деревнях округи возникают семейные мастерские. К концу 19-ого века промысел превращается в «народную капиталистическую мануфактуру», в которой замечается и разделение труда, и эксплуатация мастеров.

Недовольство мастеров Красного вызвало то, что для клеймения своих изделий приходилось ехать в Кострому, ибо там находилась пробирная Палатка. 29 августа 1882 года на сельском сходе мастера возбудили ходатайство перед Министерством финансов, дабы перевести пробирную Палатку из Костромы в село Красное-на-Волге. Ввиду отсутствия помещения просьба не была удовлетворена, и только в 1889-ом году в селе начала функционировать пробирная Палатка. Это позволило освободить кустарей от расходов, сопряжённых с поездками для клеймения изделий в Кострому. Костромское земство с целью повышения качества изделий открыло в 1897-ом году в селе Красное-на-Волге класс технического рисования. В начале 20-ого века, в 1904 году, этот класс был преобразован в художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела2.

Глава 2. Деятельность Красносельского ювелирпрома от начала XX века до наших дней

Ювелирное производство в России 1917-1920 гг. переживало трудности, что были вызваны гражданской войной, разрухой и восстановительным периодом. Однако уже в 1924 году удалось по-настоящему наладить работу производства. В этом же году произошло объединение Красносельской, Подольской и Сидоровской артелей под именем Костромского ювелирного союза промысловой кооперации. В начале 30-х годов, в связи с коллективизацией артель переименовали в промколхоз «Красный Кустарь» 2.

В красном любят изображать сказочных жар-птиц, удалые русские тройки, расписные волжские ладьи - все то, что располагает к радужным переливам золотых и серебряных тонов, к ажурности и изяществу. Работа сканью на высшем уровне проводилась красносельскими мастерами. Скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры, сделанные из тонкой проволоки, гладкой или свитой в верёвочку из 2-х - 3-х нитей, зачастую сплющенные в ленточки. Проволока бывает золотой, серебряной и медной, позолоченной или посеребрённой. Красносельские филигранные изделия - броши, пряжки, подстаканники, портсигары - заслужили высокую оценку на всемирной выставке в Париже в 1937-ом году. Мастера приняли участие во всемирной выставке в 1939-ом году в Нью-Йорке, где внимание посетителей привлёк большой филигранный герб СССР (размером 31,5 см), выполненный группой мастеров во главе с н. С. Грустливым и г. И. Дерябиным.

В Красном восстанавливается производство разнообразной посуды: стопок, рюмок, бокалов, подстаканников, чайных ложек и прочих предметов, вырабатываемых из серебра, мельхиора, с гравированным рисунком. Изготовлением этих вещей занялись мастера деревень2.

Однако возрождение ювелирного производства в селе Красное было прервано Великой Отечественной войной, которая явилась суровым испытанием для трудового крестьянства и мастеров-ювелиров Красносельского района. Уходят на фронт призванные в ряды Красной Армии лучшие кадры рабочих.

Множество талантливых ювелиров, защищая отчий край, погибло смертью храбрых на полях сражений. Известны имена Героев Советского Союза, бывших ювелиров Красносельской земли: Сыромятникова Б.П., Кулейкина П.И., Зеленова Н.А. Бывший начальник цеха Токмаков З.А. был награждён двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Отечественной войны и медалями. Известен бывший заслуженный разведчик, кавалер двух орденов Славы Маслов А.П. 182 человека, награждённые орденами и медалями за мужество и отвагу в великой Отечественной войне, работали после войны на фабрике.

В 50-е годы в ювелирную промышленность пришли молодые специалисты, выпускники Красносельского техникума художественной обработки металлов и Красносельской профтехшколы. Они сыграли главенствующую роль в художественной направленности ювелирного производства в селе2.

В это время небольшая на первых парах экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства и создаёт крупные декоративные вазы и кубки подарочного характера, которые отражают большие по социальному звучанию темы. Среди художественно-технических приёмов, которыми владеют мастера (литьё, чеканка, гравировка), все большее место занимает искусство филиграни. Филигрань применяется как дополнение в декоративных сосудах, в технике филиграни создаются серии украшений (броши, серьги), изделия посудной группы (вазочки али конфетницы). Филигрань является важным элементом эмалевых изделий. Небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура, выполненные в технике ажурной филиграни, стали необычайно эффективными и подлинно национальными произведениями русского декоративно-прикладного искусства. Для создания украшений стала применяется латунь, медь, серебро, золото, а для изготовления посуды - мельхиор и томпак. В качестве вставок применяются искусственные камни. В изделиях из серебра и золота используются корунды и поделочные природные камни2.

В 1961-ом году артели «Красный кустарь» и «Металлист», а также мастерская райпромкомбината объединяются в единое предприятие под званием Красносельской ювелирной фабрики. Фабрику возглавил выпускник техникума Л.И. Подобин, стоявший затем у руля ПО «Красносельский Ювелирпром» до 1984-ого года.

1 февраля 1973-его года ювелирная фабрика приказом Министерства переименована в «Красносельский ювелирный завод». Создаётся Красносельское производственное объединение «Ювелирпром», в которое вошли Красносельский, Костромской, Подольский ювелирные заводы и Сидоровская ювелирная фабрика. Продолжается коренная реконструкция производственной базы, начавшаяся в 1960-е годы. К тому же, развёртывается мощное строительство, вводятся в строй новые корпуса: заготовительный, сборочный, гранильный, гальванический, инженерный и ремонтно-механический2.

А уже в декабре 1970 года в Москве состоялась ярмарка ювелирных товаров, на которой наряду с Московским, Ленинградским, Киевским и другими ведущими предприятиями страны заметное место занимали и изделия Красносельского ювелирного завода. Ассортимент его строится на использовании русского национального наследия, что ярко ощущается в форме изделий посудной группы и характере украшений. Новые изделия 1970-ого года удачно продолжают это перспективное направление. Летом 1974-ого года красносёлы принимают участие в IV Международной выставке бижутерии «Яблонец-74» в Чехословакии. Большое внимание в эти годы уделяется заботе о быте и здоровье рабочих (идёт строительство многоэтажных каменных домов, клуб и пионерский лагерь на берегу реки Волга, детские сады и ясли, спортивные залы и стадион) 2.

В процессе акционирования, изменений материальных и организационных основ в управлении ювелирной промышленностью в России в 1992-ом году произошли новые преобразования: было создано акционерное общество «Красносельский Ювелирпром» во главе с генеральным директором В. В. Тютюкиным, который руководил предприятием с 1984 по 1998 год. Акционерное общество стало крупнейшим центром ювелирного производства во всей Российской Федерации2.

Многие изделия художников-красносёлов принесли предприятию мировую славу, были отмечены дипломами, медалями международных и российских выставок, приобретены государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге, Музеем народного искусства в Москве, Костромским художественным музеем. Экспонаты сии были и остаются своеобразным гимном России.

В них узоры полей, переливчатость берёз и волшебство морозной графики. Впитало эту красоту и новое поколение художников Красного-на-Волге и идёт далее, обогащённое традициями, приметами сегодняшней жизни.

Высокохудожественные изделия ОАО «Красносельский Ювелирпром» во все времена имели поклонников в России и за рубежом, ибо цена истинной красоты непреходяща. Красносельские ювелиры даже сегодня приглашают к творческому сотрудничеству знатоков, а их товарный знак был и остаётся знаком качества, как на российском, так и на международном рынке2.

Глава 3. Красносельское ювелирное производство на примере ювелирного завода Sokolov (c. Красное-на-Волге)

За вековую историю существования «Красносельский ювелирпром» возродил и поднял на новую высоту традиции знаменитого ювелирного промысла, и именно здесь мастера, бережно сохраняя и восстанавливая едва не утраченные традиции, создают подлинные шедевры искусства, которые славятся в отечестве и за рубежом. Для ювелиров предприятия древние традиции послужили основой в поисках собственного стиля, а также новых направлений на этом поприще. В Красном работают потомственные мастера, и здесь уже сложились династии ювелиров, которые бережно хранят старинные секреты ювелирного искусства, попутно реализуя новые направления в дизайне, тонко чувствуя веяния «модных ветров».

Интересно особенно культовое литье: оклады, иконы, складни, кресты, выполненные в технике старообрядческого литья. Стезя художников 70-ых - разнообразные женские украшения, вазы, сувениры, изделия посудной группы. Они украшены сканью, зернью, расписной эмалью, гравировкой, чеканкой, поделочными камнями. Они вобрали в себя талант, умение и неистощимую фантазию многих поколений ювелиров2. Выпуск недорогих украшений (броши, серьги, кольца) тоже был налажен в Красном без ухода от выпуска уникальных заказных вещей (кубки, вазы).

Мастера промысла практически всегда владели и владеют сейчас всеми видами художественных и технических приёмов обработки металла. Универсальные навыки поддерживаются существующей на промысле с начала 1900-х годов художественной школой (сейчас - художественное училище)3.

Современное творчество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота). Наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. В ней проявляются лучшие творческие идеи мастеров и художников2. Она используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений. В технике филиграни на промысле впервые созданы скульптурные работы - обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушённая искусственной патиной (оксидированием) филигрань демонстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров2.

История завода Sokolov начинается в 1993 году, когда Алексеем и Еленой Соколовыми была основана семейная мастерская Diamant. Алексей Соколов стал автором первых украшений бренда. Созданию украшений ювелир обучался у своих родителей, которые на протяжении 45-ти лет работали ювелирами. По европейской традиции, основатели дали компании своё имя, чтобы подчеркнуть фамильность и семейность, личную ответственность за качество2. Производство расположено в самом сердце страны - Красном-на-Волге Костромской области, месте, которое по праву называют ювелирной столицей России. Ежегодно создаётся более 6 000 000 ювелирных изделий бренда, то есть более 24 000 в день. Завод с 2011 года официально признан производителем украшений №?1 в стране2. Производственный комплекс является крупнейшим в Европе и занимает площадь более 26 тысяч квадратных метров. На нем трудится свыше 1?800 специалистов, которые трепетно относятся к каждому украшению. Все произведения завода маркированы как «Диамант», Diamant и Sokolov (с 2012 г.) - всё это признак высочайшего качества.

3.1 Качество ювелирных изделий

Над созданием украшений работают профессионалы, многие из которых -- ювелиры в нескольких поколениях. Установленное на производстве оборудование обеспечивает точность исполнения изделий. Украшения проверяются на каждом этапе производства. Используемый драгоценный металл (золото, серебро, платина) закупается исключительно в банках, что гарантирует чистоту его происхождения. Дополнительные металлы для ювелирного сплава приобретаются в готовых смесях. Ювелирные вставки поставляются специальными компаниями.

Специалисты-геммологи вручную проверяют камни на соответствие строгим требованиям. Большое внимание уделяется оптическим характеристикам и качеству огранки. Каждое украшение имеет два клейма, гарантирующих подлинность4. Изделия проходят контроль Государственной пробирной инспекции, где получают клеймо-пробу. Этот оттиск подтверждает, что в украшении содержится заявленное количество золота или серебра. Во втором клейме -- именнике -- зашифрована информация о производителе, которая позволяет определить, какая компания выпустила ювелирное изделие. Паспортом изделия и сертификатом на ювелирные вставки является бирка. На бирке указывается логотип компании, телефон горячей линии и адрес веб-сайта. На оборотной стороне -- полное описание изделия, его артикул и индивидуальный штрих-код. Бирка крепится к изделию с помощью лески и алюминиевой пломбы2.

Рис. 1

3.2 Путь создания украшений

Дизайн: изначально появляется эскиз в карандаше, передающий идею художника. Для детальной проработки и создания технического рисунка, важного на следующих этапах создания, эскиз переносится на компьютер, а там с помощью планшета и пера доводится до совершенства.

3Д-моделирование: технический рисунок с помощью 3Д-дизайнеров получает объём в специальной компьютерной программе. Специалисты 3Д-моделирования работают вместе с художниками, чтобы передать весь замысел произведения.

Прототипирование: разработанный компьютерный файл передаётся на прототипирование изделия. Ювелирное украшение «выращивается» на 3Д-принтере из полимера или воска. Созданная модель дорабатывается модельером для последующей отливки4.

Моделирование: независимо от того, из какого металла украшение было задумано художником, впервые оно появляется в серебре. Множество прототипов различных изделий надеваются на восковые стержни и отливаются в серебре. Этот образец после финальной доработки модельером становится мастер-моделью, то есть прообразом будущего тиража украшений.

Изготовление пресс-формы: мастер-модель используется ювелирами для получения пресс-формы. Прототип погружают в пластичную массу, формуют и отправляют в печь, где при высокой температуре напоминающая пластилин масса затвердевает до состояния резины. Пресс-форма аккуратно разрезается и мастер-модель вынимается.

Моделирование в воске: модельщики выплавляемых моделей плотно зажимают пресс-форму, в которую под давлением впрыскивается расплавленный воск, мгновенно твердеющий. Прототипы будущих украшений надевают на восковой стержень, получая напоминающую ёлку заготовку для отливки.

Литьё: восковая ёлка надевается в специальное приспособление для литья - опоку. Она заполняется формовочной массой и отправляется в печь на несколько часов, где гипс застывает, а восковые модели расплавляются. Опока вынимается, ей дают остыть, затем заполняют подготовленным ювелирным сплавом. После литья твердую формомассу смывают, и появляется золотая ёлка, изделия с которой срезаются и отправляются на дальнейшую проработку4.

Галтовка и полировка: отлитые изделия матовые и лишены блеска. Будущие украшения опускают в специальные движущие барабаны, где изделия шлифуются в специальной массе, состоящей из мелких частиц. На полировке же украшение приобретает блеск, достойный благородного металла.

Монтировка: сложные ювелирные изделия, состоящие из составных частей, отправляются на участок монтировки. На нем, например, соединяются декоративная часть и замок у серёг, надевают колечки для надевания подвески на цепь, собирают сложные браслеты и производят многие другие операции. Прочность сборки в обязательном порядке проверяется контролем качества.

Закрепка: ювелирные камни надо закрепить - и это один из самых трудоёмких и ответственных этапов ювелирного производства. Опытные специалисты работают под микроскопом, аккуратно размещая вставки - от фианитов до бриллиантов - в специальные площадки и закрепляя их. На этом этапе работают профессионалы с многолетним опытом, гарантирующие прочность и надёжность крепления4.

Гальваника: для придания яркого благородного блеска, украшения из белого металла покрывают родием - металлом платиновой группы, более ценным, чем само золото. Изделия опускаются в гальваническую ванну, где в результате химической реакции покрываются ровным слоем металла. На изделия из красного золота родий наносится специальным карандашом, как правило - в местах крепления вставок.

Упаковка и ОТК: на заключительном этапе украшение проверяется службой контроля качества. Соответствующие внутренним стандартам изделия получают бирку, которая является сертификатом украшения. После этого ювелирные изделия завода отправляются в ювелирные магазины России4.

3.3 Некоторые ювелирные технологии

3.3.1 Скань и филигрань

Во времена, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева. Термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum как «нить» и granum как «зерно». В нашей стране этот способ обработки металла приобрёл неповторимый русский колорит, но и другое название -- скань (от древнерусского «съкати», то есть свивать, скручивать)5. В ювелирном деле оба понятия означают технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. Порой сканные украшения дополняются эмалью, камнями и зернью - мелкими золотыми или серебряными шариками.

Рис. 2

Расцвет русской скани приходится на 18-19 века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную. В 20 веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Способы изготовления сканных изделий остаются традиционными. В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.

Рис. 3

Ажурная скань -- способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево4.

Рис. 4

Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Рис. 5

Существует также наборная скань, когда узор накладывается на основу металлическую4.

Плетение: развальцованную проволоку сортируют по толщине, скручивают или оставляют гладкой в зависимости от дизайнерской задумки3. Скань набирается исключительно вручную. Интересно, что невероятно нежное филигранное кружево складывается всего лишь из нескольких традиционных элементов, самыми распространёнными из которых являются колечко, шестерёнка, завивка, зубчик, репейчик и травочка5.

Нарисованный на бумаге узор выполняется из металлической проволоки и приклеивается на эскиз. Элементы должны быть абсолютно идентичными, именно поэтому необходимым условием работы является создание эскиза изделия в натуральную величину. Наклеенные детали спаиваются между собой, образуя более крупные элементы. Под влиянием пламени бумага сгорает, а металлический узор остаётся. В случае слишком долгого или слишком сильного температурного воздействия уничтожится и бумага, и тонкое сканное кружево. Для придания металлу особого блеска детали опускаются в специальный химический раствор, полируются и только потом соединяются3.

Рис. 6

Рис. 7 Орёл. Красносельский завод. Образец середины 2000-ых. Серебро, золото, фианиты. Скань.

3.3.2 Ручная и лазерная гравировки

Появлению ручной гравировки как способа обработки во многом способствовали физические свойства драгоценного металла. Как известно, золото - металл очень мягкий, повредить его достаточно легко. Однако наши предки поняли, что таким образом можно и создавать на поверхности золотых изделий рисунки. Так и появилась технология ручной гравировки. За время своего существования она практически не изменилась с момента зарождения тысячи лет назад. Этот тип декоративной обработки - тонкий процесс, полностью отражающий фразеологизм «ювелирная работа». Выполняя её, мастер не имеет права на ошибку: малейшее отклонение от первоначального плана испортит ювелирное изделие. Специалист-гравёр выполняет свою работу с помощью штихелей - специальных инструментов для гравировки5. Ими мастер наносит на ювелирное украшение рисунок.

Технология ручной гравировки особенна не только тем, что рисунок на каждом изделии уникален, но и тем, что выполняется исключительно высококвалифицированным ювелиром, который действительно вкладывает всю свою душу в ювелирное украшение3. Именно методом ручной гравировки делаются сложные художественные орнаменты, прочные и надёжные. Обладатель такого украшения может считать его по-настоящему эксклюзивным - ведь велика вероятность, что другого точно такого же не существуетм3.

Противоположность ручной гравировке, способ нанесения которой остаётся неизменным на протяжении тысячелетий - лазерная обработка. Этот сравнительно молодой метод (особенно по сравнению со «старшим братом») позволяет наносить максимально точный и чёткий рисунок на ювелирном изделии.6 Лазерная гравировка наносится на специальном современном станке. С помощью этой техники декорирования мастер ювелир может создавать на ювелирном украшении изображение, которое по своему качеству сравнимо с фотографией7. Принцип технологии достаточно прост - под лучом лазера располагается заготовка изделия, после чего гравировка наносится по запрограммированному в станок изображению5. На участках, на которые воздействует луч, происходит изменение структуры или цвета поверхности металла. Станок позволяет наносить до двадцати линий на миллиметр, позволяя добиться чёткого изображения8. Метод лазерной гравировки, несмотря на относительную молодость крайне популярен у ювелиров. Особенно активно он используется при изготовлении религиозных украшений, т.к. образы наносятся удачно на нательные иконки, наиболее точно передающие сходство с каноническими9.

Рис. 8 Образец работы Красносельского ювелирного завода. Серебро. Ручная гравировка.

3.3.3 Закрепка ювелирных камней

Рис. 9

Глухая закрепка

Вид крепления, при котором камень удерживается неподвижно в металлической оправе, окружающей его со всех сторон. Камень опускается в специальное гнездо, после чего мастер со всех сторон закрепляет его с помощью узкого ободка из драгоценного металла6.

Рис. 10

Крапановая закрепка

Это вставка камней при помощи крапанов («лапок»), разработана специально для акцентирования внимания на камне. Такой вид посадки позволяет проходить лучам со всех сторон и выгодно освещать вставку. Также можно рассмотреть камень во всех деталях5.

Рис. 11

Закрепка паве

Используется для размещения большого количества камней, образующих единое целое. Сама закрепка представляет собой высверленные в металле маленькие ниши, в которые вставляют одинаковые по размеру камни. Паве является сложной техникой, которая наиболее красиво проявляется в руках талантливого ювелира5.

Рис. 12

Корнеровая закрепка

Этот вид закрепки применяется, когда нужно поместить камень не в каст, а непосредственно в металл. В изделии заранее делают отверстие для вставки. Получается красивый эффект слияния камней в узоре и чудесной игры света. Такой вид закрепки считается одним и самых сложных. Будьте очень внимательны, когда покупаете такое изделие, доверяйте только надежным производителям6.

Рис. 13

Канальная закрепка

эффектный вид. Чаще всего используется для укрепления небольших камней. Делают канал или рельсу из драгоценного металла, а потом в него помещаются друг за другом камни. Они могут располагаться как по всей окружности кольца, так и в отдельной его части. По концам канала металл обычно запаивают. Гладкие швы и аккуратная обработка создают красивый визуальный эффект5.

Рис. 14

Клеевая закрепка

Применяется преимущественно для жемчуга и иных круглых вставок, для камней сложной формы. Вставка с предварительно проделанным в ней отверстием закрепляется в посадочное место с установленным резьбовым штифтом и для надёжности фиксируется специальным клеящим веществом. Создаётся впечатление, что жемчужина лежит, ничем не закреплённая, и в этом изящество5.

ювелирный украшение скань гравировка

Заключение

В данной работе выявлено важное место ювелирного промысла в искусстве страны и мира, изучены пути становления и развития русского ювелирного производстваот истоков зарождения до наших дней. На примере изучения красносельского ювелирного промысла, следует вывод о признании ювелирного искусства сферой культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие производственно-творческой и социально-экономической направленности сего дела7. Человечество обязано сохранить культурно-историческое наследие, поддерживать и развивать искусство, в числе которого находится и ювелирный промысел8. Работа помогла выявить, что необходимые условия для развития ювелирной промышленности в стране созданы, технологии производства изучены, ювелирной промышленностью занимаются не только крупные мегаполисы - и в этом успех и развитие будущих стратегий на данном поприще.

Стоит создать условия для доступа населения к произведениям ювелирного искусства как массового культурологического и художественного образования, интеллектуальной базы для развития других сторон искусства. Сегодня Красное-на-Волге - крупнейший центр ювелирного производства в России, где находится дирекция акционерного общества «Красносельский Ювелирпром», пробирное управление, ювелирный завод, музей народно-прикладного искусства, колледж художественной обработки металлов5.

О современном российском ювелирном деле специалисты говорят, что оно переживает депрессию: законы не на стороне ювелиров, и многие мастера просто уезжают за границу, так как там работается лучше. Импортные изделия, по качеству уступающие отечественным работам, в последние десятилетия наводнили рынок10.

Ювелирная промышленность Красного-на-Волге уделяет внимание развитию современного высокотехнологичного производства и сохранению традиций национального ювелирного искусства. Компания инвестирует средства в техническое переоснащение производства. В цехах осваивается и эксплуатируется оборудование ведущих стран мира, внедряются технологии знаменитых мировых производителей11. Всё это способствует созданию оптимального модельного ряда изделий8.

Возможности современного производства и уникальный талант художников, мастеров-ювелиров, позволяют красносельской ювелирной промышленности быть крупнейшим российским экспортёром ювелирной продукции за рубеж12.

Концентрация ювелирного производства и современные технологии смогли не разрушить традиции, складывающиеся веками, а способствовать восстановлению, сохранению и развитию.

Библиография

1. Искусство красоты: ювелирное дело в России.

2. Федеральный закон о государственной поддержке изобразительного искусства РФ

3. Газета «Ювелирные известия». Раздел: ювелиры и компании. Красное-на-Волге: ювелирный промысел. 7.05.2009.

4. Сайт красносельского ювелирного завода «Соколов».

5. Сайт «Ювелирные изделия «Олин» ». Бренды: красносельский ювелир.

6. WikiProm. Ювелирные заводы России.

7. Народные художественные промыслы России. Ювелирное искусство.

8. Сергиево-Посадский музей-заповедник. Ювелирные изделия красносельских мастеров 20-ого века.

9. Сайт дома «Красносельский ювелир».

10. Сайт «Красносельский ювелирпром».

11. Контур. Музеи Костромы. Красное-на-Волге.

12. Сайт города Костромы. Раздел: ювелирное искусство.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru