Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Комплектование библиотечных фондов, как практическая проблема

Работа из раздела: «Культура и искусство»

2

Содержание

Введение

Глубокие социально-политические и экономические преобразования в обществе, прекращение существования колхозно-совхозного строя, проведение земельной реформы, переход к рыночной экономике, возникновение и развитие частного сектора (фермерских хозяйств), изменение состава и структуры сельского населения и т. д. определяют возрастание роли и расширение функций сельских библиотек, которые выступают сегодня как неотъемлемая и значимая часть социальной структуры сельских поселений, жизни местных сообществ, сохранения историко-культурного наследия России. Эти библиотеки составляют около 80 % библиотечной сети МК РФ (примерно 38,5 тыс. библиотек), обслуживая до 52 % сельского населения.

Муниципальные сельские библиотеки в большей степени, чем другие, выполняют функции социальной коммуникации, находясь в максимальной близости к населению и его потребностям. Как правило, они являются единственным источником информации, знаний для сельчан и остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры. Нередко одним только фактом своего существования эти библиотеки препятствуют деструктивным тенденциям в социальной и духовной сфере. Основными задачами этих библиотек на современном этапе становятся: обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации; предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств и др.; помощь пользователям в овладении информационной грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего подрастающего поколения; участие в осуществлении программ развития грамотности.

Потребность в библиотечных услугах приводит в сельские библиотеки разнообразные группы населения: учащихся, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных, беженцев, людей с ограниченными возможностями, социально незащищенных. Новизна и разнообразие информационных потребностей различных категорий сельских жителей (в т. ч. фермеров, сельской администрации, садоводов и др.) определяют первостепенную роль информационной функции сельской библиотеки. Однако она (эта функция) сосуществует с другими ее традиционными функциями - образовательной, досуговой, развлекательной, самообразовательной, культурно-просветительной, мемориальной, историко-краеведческой. Скворцов В.В. Библиотековедение вчера, сегодня, завтра //Библиотековедение. - 1998. - №4-5. - С.37.

Актуальность темы - сложившаяся ситуация потребовала серьезного изучения условий функционирования и путей оптимизации деятельности сельских библиотек России. Это, прежде всего определение степени готовности сельских библиотек и местной власти к внедрению новых технологий, выявление лучшего опыта. Анализ состояния финансирования для формирования библиотечных фондов сельских библиотек.

Цель для дальнейшего исследования Комплектование библиотечных фондов сельских библиотек в современных условиях, и возможные пути дальнейшего развития

Задачи работы.

1. Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии

Глава 1. Комплектование библиотечных фондов, как практическая проблема

1.1 Комплектование библиотечных фондов: сущность, виды, технологии

Право граждан на получение и распространение информации - одно из необходимых условий существования демократического государства.

Повышение степени удовлетворения информационных потребностей пользователей и, соответственно, улучшение результатов библиотечной работы непосредственно связаны с увеличением эффективности использования библиотечных фондов. В Федеральном законе Российской Федерации “О библиотечном деле” (1996 г.) сказано, что каждый пользователь, вне зависимости от того, в библиотеке какого ведомства он записан, приобретает право бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов, иметь полную информацию о составе библиотечных фондов, получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах 2 Закон о библиотечном деле и обязательном экземпляре документов от 9 декабря 1996 года № 42-РЗ (в ред. Закона РК от 02.07.2001 № 43-РЗ)

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти:

· научная;

· универсальная;

· детская;

· специализированная;

· ведомственная.

2. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления: поселенческая библиотека; библиотека городского округа; центральная библиотека поселения; межпоселенческая библиотека района; централизованная библиотечная система.

3. Библиотеки образовательных учреждений.

4. Библиотеки ведомств, организаций, объединений, физических лиц.

Государственная политики в области библиотечного дела

1. В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, сосредоточенных в фондах библиотек.

2. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных Федеральным законом 'О библиотечном деле', настоящим Законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

3. В целях создания условий в информационном обеспечении общества государство координирует деятельность библиотек на основе современных технологий; поддерживает через налоговую, кредитную и ценовую политику инициативы, способствующие развитию библиотечной деятельности, в том числе деятельности библиотек негосударственных форм собственности, организующих общедоступное бесплатное библиотечное обслуживание населения.

4. Государство содействует путем целевого финансирования и установления налоговых и других льгот развитию библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения: детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности.

5. Вопросы развития библиотечного дела учитываются в государственных программах развития, а также в программах развития районов, городов и отдельных населенных пунктов.

6. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально - технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

По закону библиотечные фонды являются культурным достоянием. Особенность библиотечных фондов в государственном масштабе:

1. Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством могут объявляться памятниками истории и культуры.

Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации

В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда, по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры.

2. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.

3. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации и Архивного фонда.

Определение 'формирование (комплектование) библиотечного фонда' в 60-х годах сформулировал Ю.В.Григорьев, это понятие характеризует технологические процессы превращения документов в библиотечный фонд. Это определение оказалось весьма ценным для системного видения библиотечного фонда.

Сумма процессов устремленных для образования и дальнейшего развития фонда библиотеки, представляет из себя:

· комплектование

· управление фондом и его организация,

· выборка различных материалов, и их возможно исключение в зависимости от интереса читателей библиотеки, состава фондов, численности посещения, движения вперед нужд науки и производства).

Рис. 1 Развитие фонда библиотеки

Формирование библиотечных фондов не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Содержание по формированию фонда библиотеки составляет деятельности многих сотрудников библиотеки по увеличению количества литературы появляется все больше сотрудников все специализирующихся на отдельных технологических процессах и операциях его формирования.

Формирование библиотечных фондов технологически начинается с определения его дальнейшей модели.

Второй этап - отбор, приобретение, и возможное исключение документа, или комплектование. Потом учет, обработка, размещение, хранение, доставка документа по требованию абонента. Полученные данные о ходе процессов анализируется, и корректируется. Терешин В.К. Библиотечный фонд: Учеб. пособие. - М.: МГИК, 1994. - 175 с.

Значение формирования библиотечных фондов для системы 'библиотечных фондов' состоит в том, что буквально все характеристики фонда создаются именно и только в результате его формирования. А качество и величина фонда предвосхищают и обуславливают всю дальнейшую деятельность библиотеки.

О результативности формирования фонда можно судить, выбрав для этого соответствующий критерий, который, в свою очередь, состоит из комплекса показателей и величин - первостепенной, второстепенной и т.д. важности.

Критерий должен отвечать одновременно нескольким требованиям.

Первое - правильность подхода в выборе критерия. Верен лишь критерий, вытекающий из основной цели формирования библиотечных фондов.

Второе требование - определение необходимого и достаточного числа критериев. Правилен монокритериальный подход, который предполагает выбор из всех показателей, характеризующих формирование библиотечных фондов, самого главного, наиболее отвечающего ожидаемому результату, и перевода его в ранг критерия.

Третье. Различают критерии разного уровня и рода, что зависит от масштабов и характера решаемой задачи. Существуют критерий всего цикла и формирования библиотечного фонда и критерий осуществления каждого его процесса.

Критерии могут быть двух родов, т.е. оценивать формирование библиотечных фондов с точки зрения абонента - потребителя библиотечного фонда и с точки зрения библиотекаря, которому важно знать и то, насколько удовлетворен абонент, и то, какими затратами достигается намеченный результат. Эти разнородные критерии должны быть согласованы между собой, подкреплять друг друга. Таким образом, общее число разноплановых критериев довольно велико и разнообразно.

Четвертое. Оценка качества или эффективности одного процесса или явления не должна влиять на оценку другого.

Пятое. Критерием можно пользоваться для сравнения результатов формирования фондов однотипных библиотек.

Шестое. Критерием можно пользоваться лишь в случае, если он измеряем. Для этого составляющие критерий относительные показатели приводят к безразмерному виду; их центрируют, т.е. изменяют только в пределах от 0 до 1 (что упрощает расчеты); их делают однонаправленными.

Формирование предполагает под собой постоянное развитие и усовершенствование библиотечного фонда, а также поддержание его в рабочем состоянии

Комплектование библиотечных фондов осуществляется путем:

· книгообмена; - безвозмездной передачи документов;

· приобретения книг и периодических изданий за наличный и безналичный расчет;

· получения обязательного бесплатного экземпляра в соответствии с Законом

· договорной деятельности с предприятиями и организациями;

· иных источников в соответствии с действующим законодательством.

· финансирование комплектования библиотек всех систем и ведомств отражается в соответствующих бюджетах отдельной строкой. Суслова И.М. Методическая работа библиотек: Перспективные концепции: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995. - 47 с.

С развитием рыночных отношений изменилась традиционная технология комплектования фондов. Широкие возможности в этом случае предоставляют АИБС. В настоящее время крупные библиотеки используют систему 'Библиотека 4.02', 'Библиотека 5.0', вузовские библиотеки осуществляют работу в программе ИРБИС. В то же время, несмотря на преимущества, автоматизированные системы имеют недостатки, связанные с затратами значительно большего количества времени, чем при традиционной технологии комплектования.

Таким образом, современной системе комплектования присущи следующие черты: многообразие источников документоснабжения, широкое использование Интернет, автоматизация традиционной технологии комплектования.

1.2 Проблемы комплектования российских библиотек в 1990-2000 гг.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в российском обществе, реформирование всех сфер жизни негативно повлияли на комплектование фондов библиотек. Начало 90-х гг. ХХ в. характеризуется распадом централизованной системы комплектования, отсюда возникли проблемы планомерного пополнения фонда необходимыми документами, поиска источников финансирования и оптимальных способов комплектования. Изменилась и структура документопотока, возросла доля нетрадиционных источников информации (аудиовизуальных, электронных, мультимедийных), что повлекло за собой сложности, связанные с оценкой и отбором этих документов.

Во многих регионах были закрыты бибколлекторы - основные поставщики литературы для библиотек. Сегодня их функции выполняют крупные библиотеки регионов. Так, например, в Бурятии Национальная библиотека (НБ) осуществляет комплектование библиотек всех систем и ведомств республики. С этой целью был создан сектор формирования фондов республиканских библиотек.

Несмотря на оказание помощи муниципальным библиотекам ситуация с комплектованием была фондов была достаточно сложная. Сформировать полноценный документный фонд, соответствующий усложняющимся информационным потребностям пользователей не представлялось возможным. По свидетельству специалистов библиотечного дела, в примерно половину фондов библиотек России составляют издания, устаревшие по содержанию. Ерохина, Н. Стратегическая цель - доступность документальных ресурсов // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 31-32.

Сегодня библиотеки используют различные каналы снабжения фондов: книжные магазины, подписку, дары читателей, обязательный экземпляр, Некоммерческий фонд 'Пушкинская библиотека', приобретение в издательствах, книгообмен и др.

В условиях создания единого информационного пространства для библиотек становится актуальной задача подключения к Интернет. Интернет используется не только как источник предоставления различного рода информации, но и как канал приобретения документов. Доступ к глобальной информационной сети позволяет экономить время на заказ документов.

С 1998 г. библиотеки участвуют в реализации Мегапроекта 'Пушкинская библиотека. Книги для российских библиотек' (в настоящее время Некоммерческий фонд 'Пушкинская библиотека'), цель которого заключается в обеспечении их документами по культурологии, экономике и другим отраслям знания. На первых этапах библиотеки получали финансовую поддержку в различном процентном соотношении (75, 50, 25), доставка документов осуществлялась за счет фонда. В каждом субъекте РФ функционирует Региональный библиотечный центр (РБЦ), координирующий деятельность библиотек-участниц. На общем фоне недостаточного финансирования библиотек, низкой книгообеспеченности поступление документов по Мегапроекту значительно разнообразило количественный и качественный состав фонда. Благодаря сотрудничеству с Некоммерческим фондом, деятельности как бибколлектора республиканские библиотеки смогли обновить свои фонды. В целом они пополнили фонд на 146 тыс. экз. В рамках Некоммерческого фонда 'Пушкинская библиотека' осуществлялись программ: 'Сельская библиотека', 'Видеотека в библиотеке', 'Золотой фонд мировой классики'. В программе 'Сельская библиотека' библиотеки участвуют несколько лет. С помощью этих проектов фонды обновились различными видами документов разнообразной тематики. Тем не менее, участие библиотек в проектах не снимает остроты с проблемы комплектования фонда.

Организации контактов библиотек республики и издателей из других регионов способствует проводимый с 1996 г. Книжный салон. Он дает библиотекам возможность пополнить фонд новой литературой краеведческой тематики.

Главной проблемой комплектования оставалось недостаточное финансирование. Стал актуальной для библиотек задача получения оперативной информации о документопотоке. Многое предстоит решить в области внедрения новых информационных технологий в процесс комплектования фонда. Шаньгинова Г.А. // журнал Библиотечный фонд // Проблемы комплектования фондов библиотек в условиях рыночной экономики, Москва, 2001, 15с. На данный момент муниципальных библиотек, оснащенных компьютерами, лишь 10%, сельских - 4%, а доступ в интернет имеют всего 5%'.

При наличии ряда еще нерешенных до конца проблем, таких, как межведомственное взаимодействие библиотек, библиотек и небиблиотечных учреждений (архивов, органов НТИ и т. д.), сложилась сбалансированная структура системы депозитарного хранения, было выбрано рациональное направление карточной и списочной информации. Появились сводные профили депозитарного хранения, “Единый рубрикатор депозитарных фондов научно-технической литературы и документации”, списки лакун в фондах депозитариев. Все это в значительной степени облегчало работу по перераспределению дублетных и малоиспользуемых фондов, делало ее конкретной и адресной. Почти каждая крупная библиотека издавала печатные каталоги (РГБ, РНБ, БПН, ГПНТБ, РГЮБ и т. д.).

Изменившиеся экономико-хозяйственные структуры в стране поставили книгообменные структуры в очень сложное положение. Из системы перераспределения малоиспользуемой литературы выпали многие звенья (элементы структуры, взаимоотношения и т. д.), и она практически перестала работать.

Глава 2. Проблемы комплектования библиотечных фондов сельских библиотек

2.1 Библиотечные фонды сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние

В конце 2002 г. правительством РФ утверждена федеральная целевая программа 'Социальное развитие села до 2010 года'. Необходимость разработки и реализации такой долгосрочной целевой программы обусловлена прежде всего социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.

Происходящие деструктивные процессы не могли не затронуть и культурно-досуговую сферу в сельской местности. Так, число клубов и домов культуры сократилось на 23 %, киноустановок - на 7 %, библиотек -- на 6 %, (1990 г. -- 41.667, 2000 г. -- 38.452, т. е. на 3.215 библиотек меньше), библиотечный фонд уменьшился на 53 млн экземпляров' -- отмечается в ФЦП 'Социальное развитие села до 2010 года'. Таким образом, в настоящее время 'в среднем по России на 100 сельских поселений (общее число которых равно 153 тыс.) приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения и около 25 библиотек.

Основная проблема заключается в том, что село умирает, увеличивается число населенных пунктов, насчитывающих от 180 до 500 человек, - где живут в основном пенсионеры. В запущенных, убогих селах -запущенные, убогие библиотеки. Молодежь не живет в селе, деньги вкладывать нет смысла.

Книжные фонды

Традиционные показатели работы иллюстрируют видимое благополучие в состоянии фондов сельских библиотек в сравнении с аналогичными данными по городским библиотекам (табл. 1)

Таблица 1

Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек РФ в 2001 г.

№ п/п

Средний показатель

На селе

(тыс. экз.)

В городе

(тыс. экз.)

1

Размер фонда 1 библиотеки

9,38

32,7

2

Книгообеспеченность на 1 жителя

11,24

3,35

3

Книговыдача в 1 библиотеке

11,90

69,35

библиотечный книжный фонд муниципальный

Книгообеспеченность сельского жителя фондами общедоступных муниципальных библиотек (11,24) более чем втрое превышает книгообеспеченность городского жителя (3,35). Однако сельские библиотеки предоставляет сельскому жителю значительно меньшую возможность выбора необходимой информации. Объём документного фонда средней сельские библиотеки в России в 3,5 раза меньше объёма фонда средней городской библиотеки (9,38 тыс. экз. и 32,7 тыс. экз.).

А высокий показатель книгообеспеченности на селе достигается, как и прежде, благодаря значительному удельному весу неиспользуемой (устаревшей) части фонда. По данным исследований, проводившихся в конце 90-х гг. ХХ в., устаревшая часть фонда составляет не менее трети его общего объема. Дальнейшее развитие фондов сельских библиотек видится в ускоренном их обновлении, но для этих целей требуется более благоприятное финансирование текущего комплектования. В качестве стержневого показателя этой стороны библиотечной деятельности выбраны данные о расходах библиотек на комплектование фондов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные о затратах на комплектование общедоступных муниципальных библиотек РФ в 2006

№ п/п

Регионы - субъекты РФ

Затраты на компл. (тыс. руб.)в среднем

на 1 б-ку

(5) / (4)

(в %)

село

город

1

2

3

4

5

1

Архангельская и Вологодская обл.

5,2

20,9

4,02

3

Новгородская и Псковская обл.

3,6

29,3

8,14

5

Ленинградская и Калининградская обл.

4,5

28,9

6,42

7

Брянская и Ярославская обл.

3,6

30,2

8,39

9

Владимирская и Орловская обл.

3,4

12,8

3,76

11

Ивановская и Рязанская обл.

5,4

14,8

2,74

13

Тульская и Воронежская обл.

5,4

6,2

1,15

15

Республика Мордовия и Ульяновская обл.

1,13

11,2

9,91

17

Чувашская респ. и Волгоградская обл.

1,24

39,0

31,45

19

Самарская и Липецкая обл.

2,46

63,2

25,69

21

Саратовская и Свердловская обл.

4,5

23,6

5,24

23

Оренбургская и Пензенская обл.

3,1

19,2

6,19

25

Тверская и Челябинская обл.

2,45

31,6

12,90

27

Республики Дагестан и Кабардино-Балкарская

1,54

3,91

2,54

29

Краснодарский край и Белгородская обл.

1,5

73,9

49,27

Выявилось существенное различие в распределении средств на комплектование между сельскими и городскими библиотеками, причем факт различия является в России повсеместным. Например, в Архангельской и Вологодской областях (их данные рассматриваются в совокупности) на комплектование одной средней городской библиотеки выделяется в 4 раза более денег, чем на комплектование 1 средней сельской библиотеки (соответственно 20,9 тыс. руб. и 5,2 тыс. руб.), в Новгородской и Псковской -- в 8 раз больше (соответственно 29,3 тыс. руб. и 3,6 тыс. руб.).

По данным исследования, источниками поступления книг в сельские библиотеки являются: ЦРБ (чаще всего), Мегапроект 'Пушкинская библиотека' (в 52 % библиотек), дары (23 %), прямые закупки в торговой сети (21 %), центральные универсальные библиотеки субъектов РФ (8 %).

Самыми распространенными оказались ситуации, когда новые книги сельские библиотеки получают из одного (31 %) или из двух источников (26 %). ЦРБ инициируют меры по улучшению комплектования книжных фондов сельских библиотек. По базовым территориям выявлены лишь единичные случаи, когда для этих целей использовались исключительно средства бюджета или отсутствовало финансирование сельских библиотек. Более чем в половине ситуаций 'задействовались' внебюджетные источники финансирования: прежде всего помощь спонсоров. Примерно на треть реже (по сравнению со средствами спонсоров) к комплектованию библиотек привлекались местные администрации. Почти также часто источником финансирования выступали платные услуги, оказываемые библиотеками. Достаточно продуктивными оказались акции типа 'Подари книгу библиотеке', 'От каждого горожанина - каждому селянину по книге', проводимые среди населения в поддержку сельских библиотек. Эта форма довольно активно используется во многих регионах. Дары заняли третье место среди мер по улучшению комплектования сельских библиотек. Совсем с небольшим отставанием от показателя их распространенности в базовых районах привлекались возможности единых фондов ЦБС. Областные библиотеки выступали координаторами деятельности библиотек-участниц Мегапроекта 'Пушкинская библиотека': осуществляли консультации, сбор заказов, получение, оформление и распределение литературы. В 1/3 базовых территорий комплектование сельских библиотек осуществлялось за счет централизованных средств.

Объем новых поступлений книг в сельские библиотеки составляет от 1 до 254 экз. Самые высокие объемы новых поступлений (от 104 до 254) отмечены в 6 % СБ. При этом больше всего литературы получила библиотека с объемом фонда хранения 5,2 тыс. книг и из единственного источника - ЦРБ. В большинстве библиотек использовались сразу два источника: получение книг из ЦРБ и по Мегапроекту. Для наибольшего числа библиотек (56 %) новые поступления книг составили от 1 до 10 экз.: самой распространенной ситуацией оказалось получение сельских библиотек четырех новых книг. Количество названий периодических изданий в библиотеках колеблется от 2 до 58. Типичен объем подписки в 10 названий. В целом динамика количества названий периодических изданий за два года складывается таким образом: увеличение - 45 %, сохранение на достигнутом уровне -32 %, сокращение- 22 % СБ. Наряду с книгами и периодическими изданиями в сельских библиотек находят место аудиовизуальные материалы: аудио- и видеокассеты, число которых колеблется от 1 до 100 единиц хранения.

Значительная часть сельских читателей не удовлетворена составом фонда. При этом наиболее часто в качестве причины упоминают: устаревшая литература, недостаток в книгах и журналах по узкой специализации, отсутствие необходимых и самых популярных справочников, ничтожно малое число новинок, нехватка литературы на иностранных языках и книг для детей. Тематическое соответствие литературы, имеющейся в фондах СБ, интересам читателей в целом составляет около 40 %. Лишь 0,4 % читателей ответили, что они удовлетворены состоянием фонда конкретной библиотеки.

2.2 Поиск финансовых средств, как ведущая проблема комплектования сельских библиотек

Анализ данных исследования, материалы региональных библиотек показывают, что с 2000 г. в финансировании деятельности библиотек наметилась определенная стабильность, а в 2001 г. впервые за последние 12 лет оно увеличилось по многим регионам в 1,5-2,3 раза, чему способствовало оживление экономической жизни в регионах. В 2001 г. финансовые средства, поступившие во все общедоступные муниципальные библиотеки, по данным ГИВЦ, составили 4265809 тыс. руб. Общий объем поступлений увеличился по сравнению с 2000 г. на 12,4 % или в 1,36 раза. Произошло увеличение поступлений и на одну муниципальную общедоступную библиотеку в среднем в 1,3 раза.

Уровень бюджетного финансирования муниципальных библиотек увеличился повсеместно практически по всем статьям: в отдельных регионах впервые за последние годы, особенно библиотеками на селе, были получены средства не только на зарплату, но и на подписку и комплектование. Однако даже там, где отмечен значительный приток финансовых средств, положение СБ кардинально не изменилось (Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Камчатская, Кемеровская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Сахалинская, Свердловская области, Ненецкий, Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа).

Более 3/4 сельских библиотек в каждом из 87 регионов имеют показатель объема финансирования меньше средне- регионального и среднероссийского по муниципальным библиотекам в два-три и более раза. В 2002 г. в Тверской области общая сумма финансирования сельских составила 23,2 миллиона руб., или 31 356 руб. на 1 сельскую библиотеку.

Финансовое положение сельских библиотек во многом зависит от имеющейся доли расходов на культуру в общих расходах областного, а следовательно, и муниципальных бюджетов. Расчетные расходы бюджетов муниципальной культуры определяются нормативом стоимости культурного обслуживания на одного жителя. В Свердловской области этот норматив составляет 109,2 руб. на человека. Но даже с учетом введенных повышающих коэффициентов для 30 из 73 территорий этой области, рассчитанные на базе данного финансового норматива, муниципальные бюджеты районов с многочисленной сетью учреждений не в состоянии обеспечить все необходимые расходы библиотек, помимо заработной платы, текущих коммунальных платежей и минимальной подписки на периодику.

Таким образом, за рамками многих муниципальных бюджетов по прежнему остается финансовое обеспечение комплектования библиотечных фондов, технической оснащенности, укрепления материальной базы зданий. По мнению тех руководителей региональных Департаментов, которые участвовали в подготовке федерального закона 'О государственных минимальных социальных стандартах' и предоставляли данные для предварительных расчетов примерного перечня и объемов общедоступных бесплатных библиотечных услуг, финансируемых за счет регионального бюджета с целью разработки государственных минимальных социальных стандартов и исчисления финансового норматива, минимально необходимого объема расходов бюджетов различных уровней, эти стандарты не решают проблемы оптимального финансирования библиотек. Федяева, Л. Ф. Межбиблиотечный абонемент ДВГНБ // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. - 2001. - № 3 (12), июль-сент. - С. 62-64.

Имеющийся опыт показывает, что просчитанные минимально необходимые расходы становятся, как правило, верхней границей реального бюджетного финансирования. Дефицит средств предлагается ликвидировать за счет источника, определенного Бюджетным кодексом РФ - это деятельность учреждения, приносящая доход и замещающая собой бюджетное финансирование.

Финансирование сельских библиотек осуществляется, в основном, из централизованных бюджетов районов (95-100 %). Выделение финансовых средств на 1 сельскую библиотеку не обосновано необходимыми нормативами. Не учитывается также количество и состав населения, число обслуживаемых населенных пунктов, их отдаленность от сельских библиотек, число библиотечных пунктов, отсутствие других библиотек (кроме школьных) и учреждений культуры, то есть такие показатели, которые определяют на практике объем деятельности сельских библиотек, а не просто факт ее наличия.

Структура поступлений и использования финансовых средств складывается следующим образом: от 50 до 70 % финансовых средств заработная плата; оставшаяся сумма используется на материальные затраты. Наиболее стабильной и определяемой частью финансовых поступлений являются средства, выделяемые на зарплату библиотекарей.

Получение средств на статью 'Материальные затраты' и в том числе на комплектование зависит от состояния и возможностей районного бюджета. Многие ЦБС добиваются того, чтобы эта статья в бюджете выделялась отдельной строкой, т. к. при распределении на нее средств действует остаточный принцип и зачастую районные власти не позволяют тратить из районного бюджета средства на комплектование.

Типичной стала ситуация, когда в каждом регионе РФ более 1/3 ЦБС постоянно не получают ассигнований на комплектование. Там, где эти средства выделяются, сельские библиотеки получают (в рамках ЦБС), как правило, только половину выделенной суммы, вторая половина средств идет на комплектование ЦРБ и ЦРДБ (табл. 3).

Несмотря на то, что поступления средств на комплектование сельских ЦБС в регионах ежегодно возрастает, их недостаточно, т. к. на протяжении всей реформы местного самоуправления в большинстве муниципальных образований средства на комплектование фондов почти не выделялись.

Таблица 3

Финансирование сельских библиотек отдельных регионов РФ

(в тыс. руб.)

Районы

Кол-во СБ

Общий

объем

финансир.

Финансир.

1 СБ

Общ.

финансир.

компл.

Финансир. компл.

1 СБ

Районы

Кол-во СБ

Общий

объем

финансир.

Финансир.

1 СБ

Общ.

финансир.

компл.

Финансир. компл.

1 СБ

Свердловская область

Омская область

Гаринский

9

532,0

59,1

96,0

10,6

Азовский

20

536,0

26,8

61,2

3,0

Серовский

15

1082,0

72,3

21,0

1,4

Исилькульский

24

1407,0

46,9

142,9

27,6

Красноуфимский

33

1792,0

54,3

18,0

0,5

Любинский

31

1078,0

37,7

39,1

1,2

Шалинский

11

1963,0

178,0

227,0

20,6

Оконешниковск.

18

833,0

46,2

41,6

2,0

По области на 1 муницип.. библиотеку

132,0

12,2

По области на 1 муницип.. библиотеку

55,0

4,4

По России на 1 муницип. библиотеку

65,2

По России на 1 муницип. библиотеку

65,2

Тверская область

Пензенская область

Вышневолоцкий

34

1625,0

47,8

220,5

6,5

Башмаковский

28

599,0

21,4

116,0

4,1

Кимрский

19

865,8

45,5

29,8

1,5

Бековский

18

164,0

9,1

65,0

3,6

Бежецкий

31

1410,5

45,5

228,0

7,4

Каменский

34

504,0

14,8

104,0

3,0

Максатихинский

27

388,7

14,4

17,2

0,6

Малосердобинский

15

262,0

17,4

96,0

6,4

Кесовогорский

14

226,0

16,1

20,0

1,4

Сердобский

26

622,0

23,9

153,0

5,8

Рамешковский

25

629,6

25,1

14,4

1,0

Камешкирский

22

206,0

9,3

54,0

2,4

По области на 1 муницип.. библиотеку

47,0

7,1

По области на 1 муницип.. библиотеку

19,0

6,1

По России на 1 муницип.. библиотеку

65,2

По России на 1 муницип.. библиотеку

65,2

Финансирование сельских библиотек из областного, (краевого, республиканского) бюджета не является широко распространенным явлением в регионах России и осуществляется в основном эпизодически только в районах, где сельских библиотек находятся в особенно тяжелом положении. При этом средства выделяются, как правило, на комплектование фондов и подписку. Все больше появляется примеров, когда областной бюджет оплачивает поступления литературы в сельских библиотек по проекту ИОО и МК РФ 'Сельская библиотека'. http://www.rba.ru

В отдельных регионах России департаменты культуры начали принимать конкретные меры по изменению положения с фондами СБ.

Финансирование региональных (областных и районных) программ развития культуры по разделу 'Сельские библиотеки' осуществляется нерегулярно, а зачастую и совсем не производится. Как отмечают респонденты - заведующие отделами культуры и главы муниципальных образований: ' За счет районных программ в некоторых регионах производится капремонт, приобретается мебель, выделяется жилье библиотекарям. Финансирование сельских библиотек из муниципальных (волостных) бюджетов является нестабильным и нерегулярным в подавляющем большинстве регионов России. Пока имеются лишь отдельные примеры в каждом регионе, когда на уровне местного самоуправления постоянно и систематически выделяются финансовые средства подведомственным сельских библиотек на комплектование литературы, подписку, содержание помещений и т. п. Проблемы создания и интеграции информационных ресурсов: (материалы конф.) / Департамент культуры и искусства Кир. обл., Кир. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. - Киров :, 2004. - 91 с.

Доля внебюджетных поступлений составляет незначительную часть от общей суммы, получаемых финансовых средств. Это, в основном, доходы от дополнительной платной деятельности библиотек. Помощь от благотворителей и спонсоров поступает эпизодически и используется, как правило, для улучшения комплектования новой литературой, текущего ремонта, проведения массовых мероприятий. Основу платных услуг в СБ составляют платные абонементы и их модификации. Однако здесь СБ встречается с трудностями: система платных услуг в ЦБС вводится распоряжением районной администрации, которая зачастую не учитывает такие факторы, как специфика местных условий работы СБ, степень платежеспособности сельского населения и постоянно повышает тарифы.

Социально-экономические проблемы региона существенно влияют на состояние и развитие библиотек. Количество книг по сравнению с 1993 годом, сократились на 364 тыс. Кроме того, большая часть книжного фонда сельских библиотек, составляющего около 3 млн. 150 тыс. экз. устарела морально и обветшала, особенно книги для школьников и младшего школьного возраста. По сути дела сегодня это фонды другой страны с другим политическим устройством, поэтому они не могут выполнять задач, связанных с воспитанием и образованием общества. Н. З. Шатохина, Е. К. Высоцкая, Отчет об исследовании «Библиотеки российского села», 2005г.

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены условия комплектование библиотечных фондов сельских библиотек в современных условиях и были решены следующие задачи:

· проанализиралли условия комплектования библиотечных фондов их сущность, виды, технологии

· рассмотрели проблемы комплектования российских библиотек в 1990-2000 гг.

· рассмотрели структуру и состояние библиотечных фондов сельских библиотек, их современного состояния

· рассмотрели пути поиска финансовых средств, для комплектования сельских библиотек

Целью проведенного исследования являлось комплектование библиотечных фондов сельских библиотек в современных условиях, и возможные пути дальнейшего развития

На основании исследований можно предложить следующие решения текущих проблем:

Правительству Российской Федерации:

· рассматривая сельские библиотеки как фактор национальной безопасности, сохранения национальной памяти России

· гарантировать финансирование мероприятий, запланированных в рамках ФЦП 'Социальное развитие села до 2010 года'.

Министерству культуры РФ:

· создать систему информации о федеральной целевой программе 'Социальное развитие села до 2010 года'

· всемерно содействовать более активной реализации ФЦП 'Социальное развитие села до 2010 года'. Добиваться льгот для книгоиздательств и СМИ, обеспечивающих потребности сельских библиотек;

· совместно с Министерством образования, Министерством сельского хозяйства, АПРИКТ, РБА и другими заинтересованными государственными и общественными структурами определить государственную политику в области профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования сельских библиотекарей;

· содействовать организации специального государственного фонда для поддержки издания серии книг для детей и юношества, а также литературы на языках народов России для пополнения фондов сельских библиотек;

· разработать социальные и финансовые нормативы библиотечного обслуживания сельского населения: доступности библиотечного обслуживания; материально-технического обеспечения функционирования сельских библиотек ; оплаты труда сельских библиотекарей и поддержки их участия в системе непрерывного образования;

· обеспечить разработку научных основ модернизации сельских библиотек

· активизировать методическую деятельность этих библиотек в целях оказания непосредственной методической помощи на местах.

· в соответствии с действующим законодательством выделять в планах социально-экономического развития муниципальных образований специальные вопросы библиотечного обслуживания сельского населения;-

· обеспечивать гарантированное комплектование библиотек новой литературой и периодическими изданиями в соответствии с потребностями жителей села;

· обеспечить повышение уровня материально-технического оснащения сельских библиотек; ускорение темпов их компьютеризации;

· при финансировании сельских библиотек выделять средства на комплектование, укрепление материально-технической базы и автоматизацию;

· активно участвовать в реализации ФЦП 'Социальное развитие села до 2010 года'.

Библиотекам - методическим центрам регионального уровня:

· способствовать укреплению центральных библиотек ЦБС как ресурсных и методических центров для сельских библиотек;

· добиваться включения в региональные планы социально-экономического развития вопросов библиотечного обслуживания жителей села;

· содействовать развитию и внедрению перспективных для территорий моделей сельской библиотеки.

Сельским библиотекам:

· развивать взаимодействие с местным сообществом, партнерские отношения с властью, а также со всеми государственными и общественными структурами в целях совершенствования библиотечного обслуживания сельского населения; - гармонично сочетать роль информационных центров с культуро-творческой, досуговой деятельностью, делая акцент на креативные, социально-значимые ее формы;

· опираясь на систему культурно-информационных ожиданий местного населения, традиции обслуживания, ресурсную базу, личностный интеллектуальный потенциал библиотекаря, развивать различные модели сельской библиотеки;

· считать профессиональным долгом каждого библиотекаря повышать уровень общей культуры, в т. ч. своей квалификации как библиотечного специалиста.

Список литературы

1. ГОСТ 7.1-78. Введ. 01.01.91. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 29с.

2. ГОСТ 7.6-90 Издания. Основные виды. Термины и определения. Взамен

3. Закон о библиотечном деле и обязательном экземпляре документов от 9 декабря 1996 года № 42-РЗ (в ред. Закона РК от 02.07.2001 № 43-РЗ)

4. Зинина Е.В., Мартынова Н.А. Единый фонд ЦБС и МБА в системе обслуживания населения региона: (по материалам обл. семинара) / Моск. обл. гос. науч. б-ка им. Н. К. Крупской. - М., 2003. - 16 с.

5. Елепов Б.С., Соболева Е.Б. Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования ресурсов // Научные библиотеки в новом тысячелетии. Регион. науч.-практ. конф. - Иркутск, 10-14 сент, 2005. - С.48-50.

6. Ерохина Н. Стратегическая цель - доступность документальных ресурсов // Библиотека. - 2003. - № 1. - С. 31-32.

7. Проблемы создания и интеграции информационных ресурсов: (материалы конф.) / Департамент культуры и искусства Кир. обл., Кир. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. - Киров, 2004. - 91 с.

8. Скворцов В.В. Библиотековедение вчера, сегодня, завтра // Библиотековедение. - 1998. - №4-5. - С.37.

9. Суслова И.М. Методическая работа библиотек: Перспективные концепции: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995. - 47 с.

10. Терешин В.К. Библиотечный фонд: Учеб. пособие. - М.: МГИК, 1994. - 175 с.

11. Федяева Л.Ф. Межбиблиотечный абонемент ДВГНБ // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. - 2001. - № 3 (12), июль-сент. - С. 62-64.

12. Шаньгинова Г.А. Проблемы комплектования фондов библиотек в условиях рыночной экономики // Библиотечный фонд. - М., 2001. - 15с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru