Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

История перспективы

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени С.Г. СТРОГАНОВА

Реферат на тему:

«История перспективы»

Работу выполнила:

Студентка 1 курса, Мд и дпи,

хос, Мамаева Наталия Дмитриевна

Научный руководитель:

Семаго Никита Михайлович

Москва 2011

Построение, рисунок или чертеж являются основой любой деятельности, связанной с искусством и не только. Они являются отправной точкой в строительстве, инженерии, живописи и проч. Поэтому необходимость в них появилась вместе с появлением цивилизации.

Первые графические изображения появились еще в эпоху первобытности, развивались в Египте и на Древнем Востоке.

В эпоху античности искусство и архитектура достигают более высокого уровня развития. Изобретение линейной перспективы приписывается этому периоду, а конкретно живописцу и механику Агафарху, писавшему декорации для эсхиловских постановок.

Как сообщает Витрувий, Агатарх писал декорации для эсхиловских постановок. Это «писание декораций» обозначалось словом сценография (сценопись). Агатарх оставил современникам специальное сочинение на эту тему, но оно не сохранилось. По мнению позднейших исследователей, под сценографией Агатарха стоит понимать линейную перспективу, перспективный рисунок. Таким образом, Агатарху приписывают изобретение перспективы и введение её в практику живописных работ.

Витрувий писал: «Впервые в Афинах, в то время, когда Эсхил ставил трагедию, Агатарх устроил сцену и оставил её описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали по тому же вопросу, каким образом по установлению в определенном месте центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи создавали на театральной декорации вид зданий, и чтобы то, что изображено на прямых и плоских фасадах, казалось бы, одно уходящим, другое выдающимся»

Этим фрагментом сведения об Агатархе (Agatharchus) как об изобретателе перспективы в античных текстах исчерпываются (хотя о художественной деятельности этого мастера упоминаний достаточно). Свидетельства Демокрита и Анаксагора, о которых упоминает Витрувий, не сохранились.

Первым трактатом о перспективе считается труд Евклида (3 столетие до н. э.).

Евклид в области оптики опирался на разработанную атомистами концепцию зрительных лучей, согласно которой от вещей отделяются образы, вызывающие в глазу зрительные ощущения. Он геометрически вывел законы перспективы из четырнадцати исходных положений, которые были результатом оптических наблюдений. Наиболее важные из них:

• Лучи, исходящие из глаза, распространяются прямолинейно и расходятся в бесконечность.

• Фигура, охватываемая совокупностью зрительных лучей, есть конус, вершина которого расположена в глазу, а основание - на поверхности видимых предметов.

• Видимы те предметы, на которые падают зрительные лучи, и невидимы те, на которые зрительные лучи не падают.

• Предметы, видимые под большими углами, кажутся больше, видимые под меньшими углами кажутся меньше, а видимые под равными углами кажутся одинаковыми.

• Предметы, видимые под большими углами, различаются более отчетливо.

• Все лучи обладают одинаковой скоростью.

• Луч есть прямая линия, средние участки которой соединяют концы.

• Все, что видимо, видимо в прямолинейном направлении.

Зрительные лучи рассматриваются как линии распространения света. Евклидом впервые формулируется закон распространения света, являющийся основой геометрической оптики.

Римляне также пользовались перспективой для построения чертежей. Об этом свидетельствуют «Десять книг об архитектуре» Марка Витрувия (1 век до н. э.). I книга этой 'законченной системы архитектуры' посвящена обучению архитекторов свободным искусствам, теории архитектуры и техническим навыкам, определению основных архитектурных принципов и понятий и выбору места для строительства городов и крепостей. Во II книге содержатся практические указания по строительству и описания свойств различных материалов и способов их употребления. В III книге идет речь о планах храмов и о компонентах ионического ордера; в IV книге - о происхождении ордеров, о деталях коринфской капители, о дорическом и тосканском ордерах, о внутреннем пространстве здания. В V книге описываются различные типы общественных построек: форум, базилика, сокровищница, тюрьма, здание сената, театр (имеется раздел по гармонии и акустике), термы, гимнасий, порт, верфи. В VI книге речь идет о частных домах, городских и загородных с садами, для провинций с разным климатом и для представителей различных социальных групп. VII книга посвящена оформлению интерьеров; главное внимание здесь уделяется техническим аспектам монументальной живописи и законам перспективы. В VIII книге идет речь о водных ресурсах, способах проведения воды и проверки ее качества. IX книга посвящена геометрии, астрономии, устройству гномона, солнечных и водяных часов, других приборов. X книга заключает трактат рассуждениями об общих принципах механики, об устройстве различных механизмов, используемых в строительстве, гидротехнике и на войне.

Плиний Старший в своей энциклопедии Естественная история, написанной в конце 1 в. н.э. ссылается на Витрувия как на один из своих источников. Он оставался авторитетным автором на протяжении последующих четырех веков истории Римской империи. Особенно достойно упоминания огромное влияние, которое оказывал труд Витрувия на становление архитектурного стиля, начиная с итальянских архитекторов раннего Возрождения и вплоть до наших дней. Принципы, установленные Витрувием, и его рекомендации воспринимались многими архитекторами как непреложные истины.

Таким образом, мы видим, что теория перспективы зародилась и существовала еще в эпоху античности. В течение длительного времени (около тысячи лет) наука о построении графических изображений не получала дальнейшего развития в силу ряда причин. Одна из них связана с мрачной эпохой средневековья, когда преследовалась и угнеталась всякая прогрессивная мысль, отвергалась математическая наука, на которой базировалась начертательная геометрия.

Но реальное развитие она получила в эпоху Возрождения вместе с резким скачком в развитии инженерного дела, живописи и скульптуры. Виднейшие архитекторы и художники архитекторами предстала необходимость разработки учения о живописной перспективе на геометрической основе. Для этого вводятся такие понятия, как центр проецирования, картинная плоскость, главная точка, дистанция (зрительное расстояние), линия горизонта, дистанционные точки (точки отдаления). Многие архитекторы и художники эпохи Возрождения создали выдающиеся труды с изложением геометрических и механических способов и правил построения перспектив. Одним из первых теоритических трактатов, связанных с перспективой, являются трактаты Леона Баттиста Альберти (1404 -- 1472). В трактате «О живописи» он обобщил опыт мастеров античного и современного ему изобразительного искусства. В трактатах 'О живописи' и 'О зодчестве' он изложил теоретические положения перспективы на математической основе. А в труде 'Десять книг о зодчестве' разработал на научной основе теорию рисунка и перспективы, изложил теорию пропорций по принципу греческой антропометрии. Им был предложен практический способ сетки для построения перспективных изображений. В перспективных построениях Альберти применил масштабные точки, в которых должны сходиться диагонали квадратов. Правда, он не дал этому свойству теоретических обоснований, так как считал данные построения естественными и понятными с первого взгляда. Альберти рассмотрел также теорию нанесения теней на изображениях и обосновал необходимость покрытия освещенных поверхностей разными тонами красок.

перспектива архитектура живописный возрождение

К эпохе раннего Возрождения относится и труд по перспективе Пьеро делла Франческа («О живописной перспективе»), в котором он говорит о том, что живопись подразделяется на три части: рисунок, измерение и наложение красок. Касательно перспективы следует говорить только о первой. Эта часть содержит в себе пять разделов. Первый -- это видение, то есть глаз. Второй -- это форма видимой вещи. Третий -- расстояние от глаза до видимой вещи. Четвертый -- это линии, которые отделяются от внешнего края вещи и идут к глазу. Пятый -- это граница между глазом и видимой вещью, где, как предполагается, помещены вещи. Первый раздел касается глаза, и о нем стоит упомянуть тогда, когда это необходимо для живописи. Итак, глаз составляет первый раздел, так как глаз -- это то, в чем всегда воспринимаются все видимые вещи под различными углами, то есть: если видимые вещи одинаково удалены от глаза, большая вещь предстоит под большим углом, чем меньшая, и, равным образом, если вещи одинаковы и не одинаково удалены от глаза, то более близкая предстоит под большим углом, чем самая удаленная. Соответственно такому различию следует понимать [перспективное] сокращение вещей. Второй раздел -- это форма вещи, так как без нее ни разум не мог бы судить, ни глаз не мог бы воспринимать вещь. Третий -- это расстояние от глаза до вещи, так как если бы не было такого расстояния, то глаз или соприкасался бы с вещью или касался бы ее; а если вещь больше глаза, то он не в состоянии заполучить ее. Четвертый -- это линии, которые исходят от внешнего края вещи и заканчиваются в глазу, и между ними [т. е. линиями глаз] получает и различает [образы вещей]. Пятый -- это граница, на которой глаз пропорционально описывает своими лучами вещи и на которой он может судить об их размерах. Если бы не существовало такой границы, нельзя было бы понять, как уменьшаются вещи, так что они и не могли бы быть показаны.

Большой вклад в теорию перспективы внес гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519). Свои теоретические положения, в том числе правила перспективы, он изложил в 'Трактате о живописи'. Леонардо да Винчи считал, что перспектива относится к 'механическим наукам', которыми не должен пренебрегать ни один живописец. Он подчеркивал большое значение перспективы как науки в развитии живописи. 'Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива - руководитель и вход, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи'.

Леонардо да Винчи делит перспективу на три основные части:

1. Линейная перспектива, которая изучает и излагает законы построения уменьшения фигур по мере удаления их от наблюдателя.

2. Воздушная и цветовая перспектива, которая трактует об изменении цвета предметов в зависимости от их расстояния до наблюдателя и о влиянии слоя воздуха на насыщенность и локальность цвета.

3. Перспектива четкости очертания формы предметов, в которой анализируются изменения степени отчетливости границ фигур и контраста света и тени на них по мере удаления их в глубину пространства, изображаемого на картине.

Из трех разделов перспективы два последних не получили дальнейшего теоретического развития. Из-за сложности исследования цветовая и воздушная перспективы не имели аргументированных законов, поэтому художники претворяли их в практику на основе личного восприятия и опыта. Первый раздел перспективы развился в точную науку - линейную перспективу, которая позднее вошла как составная часть в начертательную геометрию - науку о методах изображения.

Вопросами построения перспективных изображений занимались выдающиеся художники эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475--1564), Рафаэль Санти (1483--1520) и другие.

Выдающийся немецкий ученый, математик, гравер и художник Альбрехт Дюрер (1471 -1528) в своем сочинении 'Руководство для измерений циркулем и правилом', изданном в 1523 г., описал графический способ построения перспективы предметов с использованием ортогональных проекций, получивший в учебной литературе название 'способ Дюрера'. Хорошо зная математику, Дюрер предлагал фигуру человека вписывать в простейшую геометрическую форму, которую легко построить и проверить законами перспективы, затем детализировать мелкие части.

Большое теоретическое значение имела книга итальянского ученого Гвидо Убальди (1545 - 1607) „Перспектива' (1600). В ней Убальди, используя опыт предшественников, разработал общее учение о точках схода, изложил 23 правила построения перспектив и способы установления по ним истинной формы предмета. Убальди положил начало научному обоснованию рельефной перспективы, построения теней и пр.

По перспективному изображению весьма трудно судить об истинных размерах предмета. Желая преодолеть эту трудность, математик и архитектор из Лиона Жерар Дезарг (1593-1662) в работе 'Общий метод изображения предметов в перспективе' предложил использовать при построении перспективы метод координат. Изображение предмета предлагалось выполнять совместно с системой координат, относительно которой он ориентирован в пространстве. Метод Дезарга положил начало новому самостоятельному методу изображения, впоследствии названному аксонометрическим.

Значительную роль в развитии так называемой вольной перспективы сыграл английский математик Тейлор (1685 -1731), разработавший способы решения в перспективе основных позиционных задач и определения свойств оригинала по его перспективному изображению.

Немецкий геометр Ламберт (1728 - 1777), применивший метод перспективы к графическому решению важных задач элементарной геометрии. Рассматривая, в частности, инструменты, упрощающие построение перспективы, Ламберт говорит об употреблении пропорционального циркуля. Построение перспективных изображений при бесконечно удаленном центре проектирования Ламберт производит на основании свойств аффинного соответствия. Работа Ламберта Freie Perspective (1759) содержит принципы, на которых основывается современная фотограмметрия. В 1775 г. появилось сочинение, в котором автор аналитически изложил теорию прямоугольного проектирования пространственных координатных осей на плоскость.

Выдающуюся роль в развитии начертательной геометрии -- науки о методах изображений -- сыграл знаменитый французский геометр и инженер времен Великой французской революции Гаспар Монж (1746--1818). Он впервые предложил рассматривать плоский чертеж в двух проекциях, как результат совмещения обеих проекций рассматриваемой фигуры в одной плоскости путем вращения вокруг прямой пересечения этих плоскостей, получившей впоследствии название «оси проекций». Книга Монжа «Начертательная геометрия», изданная в 1795 г., представляет первое систематическое изложение метода изображения пространственных фигур на плоскости, поднявшее начертательную геометрию на уровень научной дисциплины.

Быстрое развитие науки и техники в XIX и XX вв. поставило перед перспективой новые практические задачи, которые требовали быстрейшего решения. Это задачи измерительной перспективы, необходимой для обработки данных аэрофотосъемки. Были созданы такие новые разделы перспективы, как киноперспектива, стереоперспектива и др.

В России теория перспективы также развивается. Уже в 10-12вв. русские художники-иконописцы были знакомы с наблюдательной перспективой, правда в своих работах использовали обратную перспективу, объясняя это тем, что на иконах изображается мир небесный, недоступный «телесному» зрительному восприятию. Позднее, в 16 веке некоторые законы перспективы применялись при построении чертежей зданий, городов (изображение города Пскова в (1581г.), «чертеж Московского кремля» (1600г.) представляет собой «свободную проекцию», близкую к фронтальной аксонометрии).

Первым русским теоритическим трудом по перспективе является труд Я.А. Севастьянова. В период 1830 -- 1831 гг. он написал ряд работ по линейной, воздушной перспективе и теории теней. Значительный вклад в разработку методов изображений внесли такие выдающиеся ученые, как Н.И. Макаров (1824 - 1904), В.И. Курдюмов (1853 - 1904). В это же время были переведены на русский язык сочинения по перспективе иностранных авторов, например таких, как Лавита (1834), Тено (1852), Кассань (1886) и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции дальнейшие научные исследования теории изображений проводили такие известные ученые, как Н.А. Рынин (1877 - 1942), Д.И. Каргин (1880 - 1949), А.И. Добряков (1895 - 1947).

Так, Н.А. Рынин исследовал вопросы практического применения теории изображений в различных областях науки и искусства. Им написаны книги „Перспектива' (1918) для художников с подробным анализом ее видов, „Киноперспектива' (1936) и др. Д. И. Каргин написал ряд работ по теории аксонометрии и перспективы. Всеобщее признание получила его книга „Методы изображения' (1931 - 1932). А.И. Добряков в „Курсе начертательной геометрии' (1942) много внимания уделил вопросам теории перспективы и теории теней. Вопросам применения перспективы в практической работе художников посвящена работа А.П. Барышникова „Перспектива' -- учебное пособие для студентов высших художественных учебных заведений. В последние годы изданы учебники и учебные пособия по перспективе для студентов художественных и педагогических институтов Г.А. Владимирского, В. В. Щербины (на украинском языке), В.Е. Петерсона. Богато представлена литература по перспективе для архитекторов. Вопросами теории изображений занимаются такие видные советские ученые, как академик А.Н. Колмогоров, профессора Н.Ф. Четверухин, Н.А. Глаголев, Н.В. Ефимов, Н.С. Кузнецов и др. Достижения наших ученых вывели советскую науку в авангард мировой науки.

Список литературы:

1. http://works.tarefer.ru/33/101159/index.html

2. http://a-grrr.livejournal.com

3. http://www.ikona-art.ru

4. http://www.ngpedia.ru

5. http://mathemlib.ru

6. http://www.wikiznanie.ru

7. http://www.artlebedev.ru

8. http://emsu.ru

9. http://bibliotekar.ru

10. http://mastersofart.ru

11. http://compservis48.com

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru