Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

История возникновения национальных игр народов манси

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 'Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева

Кафедра ТиМДО

Реферат

по дисциплине курсы по выбору

'Праздники и традиции народов России'

Тема: История возникновения национальных игр народов манси

Тобольск, 2012

Содержание

Введение

1. Возникновение традиционной культуры народа манси

2. Понятие о фольклоре народа манси

3. Традиционные праздники народов манси

4. Теория становления и развития традиционных игр и состязаний коренных и малочисленных народов манси

5. Традиционные игры и состязания народов манси

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последние годы мы все чаще и чаще обращаемся в своей деятельности к народному опыту физического воспитания как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях физической культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности. В этом контексте весьма существенной проблемой для коренных и малочисленных народов Сибири - манси, - является сохранение, возрождение и развитие национальной воспитательной среды как основы самосохранения и саморазвития в целом. Длительное время эти народы под мощным влиянием русского этноса и научно-технического прогресса утрачивали национальные и культурные традиции, которые на протяжении многих веков служили им источником духовного и физического развития. В 50-80?е гг. XX в. постепенно стали исчезать из национальных школьных программ по физической культуре национальные игры, традиционные состязания, и лишь современные национальные виды спорта еще использовались на уроках по физической культуре в школе и в спортивно-массовых мероприятиях вне школы. В эти же годы быстрыми темпами в жизнь мансийских народов внедрялись современные виды спорта, которые не соответствуют менталитету, национальной культуре, не способствуют сохранению ритмов жизнедеятельности этого народа. Для народа манси населяющих Сибирский регион, подобная система физического воспитания подрастающего поколения в корне неприемлема. Она ведет к вырождению народности, так как не способствует воспитанию жизнестойкого промысловика и оленевода.

1. Возникновение традиционной культуры народа манси

Манси (устар. русское - вогулы) - одни из малочисленных (8,3 тыс. человек) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. человек (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби - реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы). Самоназвание народов - манси махум ('манси люди'), часто локальные самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт мансит (верхнесосьвинские), сакв мансит (сыгвинские, то есть ляпинские), полум махум (пельымские). Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. В нём выделяются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси. Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двух компонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника - Мир-Сусне-Хума. Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более ранняя топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени. Традиции предков формировали поколение, способное выжить в трудных условиях Севера. Они жили в гармонии с природой, охраняя и оберегая её. Манси относили себя не к властелинам земли, не считали себя её хозяевами, а только её неотъемлемой частью. Они знали, для чего живут, имели своё место в этом мире. Но с приходом эры новейших технологий и достижений манси потеряли свою нишу, и главное, утратили смысл жизни. Если в прошлом они брали духовные силы у природы, то в настоящее время она нещадно губится, уничтожается. Окружающий мир для манси является олицетворённым. Деревья, растения, горы, реки - всё имеет душу и поэтому манси с почтением относятся к ним. Какой болью отзывается в их сердцах обнищание природных ландшафтов, истребление животных. Стоит заметить, что одушевление народом неживой природы не является признаком их примитивности, стоящими на низшей ступени развития. Духовно они высокоразвиты. В их родовом строе существовала взаимовыручка, взаимопомощь. Каждый готов был прийти на помощь другому. Улов всегда делился поровну. Благодаря этому принципу в годы ВОВ никто не умер с голоду. Другим разрушителем традиционной культуры проступает культура, более доминирующая по сравнению с мансийской, происходит ассимиляция. Формируются новые ценности, смысл традиционных верований обесценивается. Традиционная культура сохраняется фрагментально и носит в основном демонстрационный характер. И с таким искусственным сохранением культуры существует угроза потери исконных черт, свойственных только этому народу, искажение этнического самосознания, потери сакральности. С точки зрения самих представителей этого народа происходит глумление над тем, что для одних было сокровенным, тайным, для других становится предметом рассмотрения, предметом демонстрации. Перед исследователями языка и фольклора стоит задача сохранения культуры, желательно в его исконном значении, с сохранением самобытности народа. У манси очень развит фольклор, но ни в одном из его текстов нет такого, чтобы сказочный герой был назван христианским именем. Это говорит о том, что до встречи с русскими и составления ясачных списков у манси не было христианских имен. Они пользовались родственной терминологией по линии кровного родства и по линии свойства. Родственная терминология, связанная с этими направлениями родства весьма богата и разнообразна. Терминов такого рода насчитывается не менее ста. В мансийских фольклорных текстах в какой-то мере отразились основные формы первобытнообщинного строя: матриархата, где ведущую роль в жизни играла женщина, и патриархата, в котором главенствующая роль стала принадлежать мужчине. Проследить переход от одного общественного строя к другому можно по древним сказам народа манси о различных способах создания семьи.

2. Понятие о фольклоре народа манси

До возникновения письменности словесное творчество народов Крайнего Севера бытовало только в устной, т.е. фольклорной форме. Мансийский фольклор является весьма интересным и богатым с точки зрения его жанровой структуры. Приведем сводную классификацию его жанров, составленную на основе семи различных классификаций :

I. Песни (эрыг)

1. Героические песни (эрыг отырт, тэрнын эрыг).

2. Призывные песни, посвященные духам-предкам (кастыл латын).

3. Клятвенные речи (нюлтыл).

4. Заклинания (сатыл латын).

5. Песни, воспевающие медведя (уй эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

6. Сатирические песни (тулыглап эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

7. Лирические песни (эрыг).

II. Сказки (мойт).

1) Священные сказки (ялпынг мойт). Сюда входят мифы о происхождении Земли, небесных светил, о происхождении героев и превращении их в духов-покровителей. Это самые древние сказки.

2) Героические сказания, военные сказки (тэрнын мойт). Это богатырский эпос народа о прошлых военных столкновениях, междоусобных войнах.

3) Бытовые сказки (мойт). В бытовых сказках повествуется об обыденных ситуациях и реальных событиях, оставивших след в памяти народа. Фантастика здесь уступает место реальному изображению жизненных ситуаций. Герои сказок обычно проявляют ум, находчивость, смекалку и отвагу, то есть умственное и физическое превосходство над врагами.

4) Заимствованные сказки (рущь мойт) -- русские сказки, в них неизменно присутствуют цари и солдаты.

5) Детские сказки (няврам мойт) -- особого рода произведения, знакомящие детей с действительностью окружающего мира, с взаимосвязью явлений природы на простых примерах, на четком, понятном языке.

6) Шаманские сказки (кайнэ мойт) -- обрядово-магические тексты, порождаемые шаманами, адресованные духам и обладающие тайным 'сказочным кодом'. Для непосвященного шаманские сказки кажутся героическими или бытовыми.

III. Афористические виды фольклора.

1. Загадки (амысь).

2. Пословицы и поговорки (ханисьтап латныт-потрыт).

3. Нравоучения и запреты (ялпынг ровталут хултуп).

Рассуждая о происхождении и исконных функциях фольклорных произведений, попробуем задаться некоторыми вполне естественными вопросами. Как зародилось УНТ, от каких потребностей людей? Чего этим людям больше хотелось? Поразвлечься? Преподнести назидание детям? Выразить свои личностные переживания? Наверное, все эти функции фольклора и соответствующие им жанры (бытовые сказки, загадки, пословицы, лирические песни и т.п.) были все-таки вторичными. А первичным было желание сохранить жизнь себе и близким, обеспечить успешный промысел, унять непогоду. За все это, по традиционным представлениям, отвечали боги и духи. Следовательно, необходимо было как-то наладить с этими духами контакт и передать потомкам сведения о них, чтобы потомки не забыли богов и не подвергли себя опасности. И первые, древнейшие фольклорные произведения посвящены именно этому. Мифы -- память о богах. Героические сказания в большинстве случаев -- память о богах и шаманах. Заклинания и другие обрядовые тексты -- обращения к богам и духам, способные спровоцировать с их стороны нужное людям поведение. То, что заклинания и моления при жертвоприношениях и других обрядах адресованы не людям, а духам, очевидно. Однако мифы, героические сказания и некоторые сказки тоже обладают признаками обрядовости, т.е. адресованности духам. Они исполнялись ночью и зимой (считалось, что в темное и холодное время активизируются духи), при этом женщины, как существа нечистые, часто изгонялись из жилища (так было, например, у манси, когда исполнялось 'Священное сказание о происхождении Земли'). Наличие слушателя-человека не было обязательным условием исполнения: например, мансийский охотник мог сидеть в охотничьей избушке в одиночестве и рассказывать сказку, чтобы обеспечить удачный промысел или унять непогоду (в таком обрядовом качестве использовалось, например, мансийское сказание 'Про Северный ветер'). Фольклорные тексты этого ряда всегда исполнялись одинаково, т.е. были неизменны, как то и подобает сакральным произведениям.

3. Традиционные праздники народов манси

Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква - Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая - начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей. В богатом мансийском фольклоре жанры делятся на священные и обыденные. К первым относятся мифологические сказки и предания, рассказывающие о сотворении мира, мифологические 'медвежьи песни' ('Пу апи-арых', 'Уй-эрыг'), исполняемые на медвежьем празднике, заклинания, молитвы - заговоры, исторические сказания. Героические и исторические сказания иногда выделяются в особую группу (таргын-мойт). Отдельный жанр составляют рассказы о фратриях Пор и Мось и их мифологических предках. Пограничное положение среди сакральных жанров занимают рассказы типа быличек и бывальщин о встречах с духами - менквами и мис, духами воды (Вит-хон) и леса (Кумпэ-ленг). Священные жанры чаще всего исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.

Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских. В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника - йалпын хотал - северный стиль и йал`пэн хэтэл - южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены. В первую половину ночи исполняются сакральные песни о медведе и мансийских богах: начальная песня-гимн для 'пробуждения' медведя; призывная песня, обращенная к родовым духам и богам; 'звериная песня', - песенная галерея мансийских тотемов; 'танцы духов', представляющие мифологические образы в песнях и пантомимах. Вторая половина ночи включает театрализованные сценки с песнями и танцами, составляющие профанный (обыденный) ряд действа. Последняя ночь медвежьего праздника - кульминация священнодействия. Здесь поются 'тайные песни богов', при их исполнении женщины и дети удаляются из дома. В перерывах же между песнями медвежьего праздника звучат обрядовые наигрыши на цитре или арфе, которые повторяют мелодию исполненной песни, либо 'перестраивают' слух участников на новый мелодический лад.

Шаманская музыка (кайне эрыг - северная, кайх ерэй - южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Эпическая (повествовательная - от слова эпос) музыка включает: мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические песни - о подвигах героев племени, песенные вставки в сказках. Мелодии эпических песен могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка представлена личностными песенными импровизациями, танцевальными жанрами и наигрышами.

4. Теория становления и развития традиционных игр и состязаний коренных и малочисленных народов манси

Коренными и малочисленными народами манси, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает практика национального физического воспитания, и в частности традиционные игры и состязания. Исследования показывают тесную взаимосвязь воспитания, образования, военной и промысловой (прикладной) подготовки с динамикой изменения этнопедагогических особенностей становления, формирования и развития системы физических упражнений народов манси. Такая традиционная система игр и состязаний является той образовательной и оздоровительной средой, на базе которой происходит организация различных народных 'школ' физического воспитания, постепенно и последовательно реализуется религиозное воспитание, вырабатывается трудовая дисциплина, формируются прикладные жизненно важные умения и навыки. При этом совершенствуются этнопедагогический механизм и методика использования физических упражнений. Археологические находки, а также записки путешественников, ученых-этнографов и даже ссыльных, занимавшихся изучением истории и быта этих народов, говорят о том, что в этот период среди аборигенов Сибири широко использовались традиционные игры, различные соревнования в целях физического воспитания, военной и промысловой подготовки детей, подростков, молодежи и взрослого населения. Необходимо отметить, что с приходом русских у этих этносов отпала необходимость подготовки к военным действиям, так как воеводы сурово пресекали военные столкновения между ними. Физическое воспитание переориентировалось на подготовку к промыслам, ведению домашнего хозяйства. Однако традиционные игры и состязания сохраняли популярность среди коренных и малочисленных народов Сибири. За многовековую историю народов манси созданы свои мировоззренческие основы и подходы, религиозные и общинные взгляды на жизнь. В этом отношении система традиционных физических упражнений этих этносов несет в себе богатый этнопедагогический потенциал. Главное их достижение, на наш взгляд, - бесценный опыт выживания народов в суровых климатических условиях. Именно с данных позиций можно проанализировать этнопедагогический потенциал становления и развития игр и состязаний. Основу любой игры составляют религиозно-философские взгляды, народная мудрость, которые передаются из поколения в поколение. Шаман, вождь племени, старейшины и мудрецы задавали общее направление и характер деятельности рода, общины, семьи, конкретного человека. Например, преклонение перед богом подразумевало страх и боязнь, что делало возможным становление единой дисциплины и послушание всех членов племени или рода. Добывание пищи, борьба со стихией, защита от набегов враждебных соседей, от болезни и голода - все это возможно только в условиях строгой дисциплины, подчинения старейшине, коллективной помощи каждому конкретному человеку. При этом традиционные игры и состязания всегда являлись основными средствами, формами и методами воспитания. Наши исследования показали, что традиционные игры и состязания пронизывают всю жизнь - от рождения до смерти человека. Приведенные фактические данные позволяют утверждать, что религиозно-философские функции свойственны преимущественно тем играм и состязаниям, которые использовались народами манси с целью воспитания набожного и послушного человека, однако все остальные функции народной педагогики - образования, физического развития и подготовки - строятся в соответствии с ритуальными и религиозными воззрениями. Анализ литературных источников, собственные полевые этнопедагогические исследования народов манси позволяют выделить следующие виды школ: 'материнскую', 'семейную', 'общинную', 'родовую'. 'Материнскую школу' 'проходили' дети от рождения до 5-6 лет. В этот период воспитанием исключительно занималась мать. Она изготавливала игрушки для игр, учила детей правилам игры с ними. В 6-7 лет происходило разделение детей по полу. Воспитанием мальчиков начинал заниматься отец, а девочек - мать. Такой представляется выделяемая нами 'семейная школа'. Отец изготавливал для сыновей охотничье, рыболовное снаряжение (лук, стрелы, лыжи, лодки и пр.). Девочки получали от матери принадлежности для шитья одежды, обуви и др. Родители устраивали с детьми игры и состязания, связанные с промысловой деятельностью у мальчиков и домашним хозяйством у девочек. Мальчиков начинали брать на охоту, рыбную ловлю, привлекать к выпасу оленей, домашнего скота. Девочки активно включались в хозяйственную деятельность. Кроме производственного назначения традиционные игры и состязания были нацелены на развитие жизненно важных физических качеств, обучение двигательным навыкам, а также воспитание нравственности, коллективизма, духовности. В 'общинной' и 'родовой школе' подростки обучались правилам коллективной охоты, военному делу. Так, например, В. Г. Богораз пишет, что военное обучение юношей проводилось не семьей, а родом; наиболее старые воины становились инструкторами юношей. Воины различных родовых групп допускались к соревнованию; некоторые из игр также носили военный характер. В них лишь воины принимают участие. Роль старшего поколения при военной подготовке прослеживается и в других преданиях. Народы в процессе многовекового опыта сформировали образовательную среду, в которой средствами традиционных физических упражнений осуществлялись воспитание, образование, военная и прикладная подготовка, обеспечивающие передачу из поколения в поколение бесценного опыта выживания в тяжелых для существования климатических условиях.

5. Традиционные игры и состязания народов манси

Ловля оленя - 'Вяркукота' Играют в загоне для оленей в зимнее время мальчики 10-14 лет. Количество играющих не ограничивается. Для игры отбирают из стада оленя. Каждый игрок держит в руках аркан. Один из играющих удерживает оленя руками за рога, остальные игроки окружают его на расстоянии 15-20 м. Игрок, удерживающий оленя, отпускает его, и тот начинает бегать между игроками, которые стараются броском аркана поймать его. Игрок, который первым ловит оленя, уводит его в сторону, освобождает от петли и направляет его в сторону других игроков, которые также стараются заарканить его. Побеждает игрок, которому удается заарканить оленя большее количество раз.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию выносливости, ловкости; воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.

Борьба Оленей - 'Кор велит' Игра проводится в то время, когда у оленей отпадают рога. Участники прикрепляют их верёвками к голове. Двое становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить друг друга с головы рога. Победителем признают игрока, который смог сбросить рога у большинства игроков. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу. В этом возрастном периоде среди детей манси появляются и другие традиционные средства физического воспитания - самобытные физические упражнения, которые позволяли более, избирательно развивать те или иные физические качества, обучать разнообразным двигательным действиям.

Скользящее копье - 'Наля' Играют только в зимнее время подростки и мальчики 10-14 лет, могут участвовать и взрослые мужчины. Игра проходит на участке дороги или реки, припорошенном свежим снегом. Количество игроков - от 2 до 10 человек. Для игры изготавливают копье из целой сосенки, растущей в низине, возле реки. Длина копья - 1,5 м, диаметр в носовой части - 2-3 см, в хвостовой части - 1,5 см. Носовая часть копья обычно закруглена. Копье тщательно зашкуривается и очищается от неровностей. Перед игрой его 2-3 раза опускают в прорубь, чтобы на его поверхности образовалась ледяная корка. Метают копье только в рукавицах. Команды проводят поперек дороги две черты на расстоянии 30-40 м одна от другой. Игроки располагаются за своей чертой напротив друг друга. Игрок одной из команд по жребию или договоренности начинает метать копье в сторону противников. Он становится лицом к черте, берет копье за середину и, делая небольшой замах назад, посылает копье вперед так, чтобы оно, упав плашмя на снег, заскользило прямо вперед в сторону противника. Игроки же противоположной команды должны остановить копье у своей черты, наступив на него ногой. Если им удается это сделать, они метают копье в обратном направлении. Если им не удается остановить копье, они должны отступить назад на то расстояние, которое копье проскользило за их чертой. Противоположная же команда выдвигается вперед на это же расстояние. Перед игрой участники заранее обговаривают границы игровой площадки, до которых необходимо продвинуться командам, чтобы победить в игре. Побеждает команда, которой удается вытеснить противников заграницы. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, глазомера; воспитанию выдержки и самообладания; обучала знаниям и умениям, необходимым охотнику.

'Охотники на лебедей' - 'Тятпэйнта' Играют в летнее время во время пути к месту охоты на лебедей. Участвуют молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивается. Каждый участник игры имеет свою лодку (облас). Цель игры - как можно быстрее достичь того или иного места, где обычно обитают лебеди. Для этого необходимы прекрасное знание местности, сила, ловкость, выносливость, быстрота, поскольку лодку иногда приходится тащить по песку или нести на себе. Стартуют с одного берега реки или озер одновременно. После старта каждый участник устремляется к цели - озеру, реке, где обитают лебеди. Для этого он должен выбрать наиболее приемлемый для него маршрут, т. е. если он хорошо умеет грести веслом, то выбирает путь, где чаще всего встречаются реки, озера; если же он может быстро тащить лодку по песку, то он выбирает путь, где чаще всего встречаются безводные участки. Побеждает игрок, которому быстрее всех удается достичь цели.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию выносливости, ловкости; воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.

Стрельба из лука на меткость - 'Пявсукохома' Играют в летнее время возле домов мальчики 10-14 лет. У каждого из игроков имеется лук со стрелами. Длина лука - 1,5 м, диаметр - 3 см. Кроме этого изготавливаются стрелы длиной 60 см, толщиной 1 см. На конце стрелы имеется утолщение в форме цилиндра диаметром 3 см. Для игры выбирают дерево с пышной кроной (сосну, кедр). Один из игроков по договоренности пускает стрелу так, чтобы она застряла в ветках дерева. Тем самым она становится мишенью. Затем следующий игрок старается своей стрелой сбить стрелу-мишень с веток. Если ему не удается это сделать и его стрела застревает в ветвях, она тоже становится мишенью для игроков. Третий игрок пытается сбить уже две стрелы и т. д. Игрок, которому удается сбить хотя бы одну стрелу, получает ее в дополнение к имеющимся. Следует отметить, что игроки стараются попасть в утолщение на конце стрелы, иначе она может сломаться; впрочем, это не запрещается правилами. Победителем становится игрок, которому удается первому сбить все застрявшие стрелы.

Прыжки с шестом - 'Пям нятьмаш хамулкама' Играют на берегу реки, на песке мальчики от 9 до 12 лет. Количество игроков - 5-10 человек. Для игры из елки, березы, сосны изготавливают шесты длиной до 2 м, диаметром 5-6 см. Их тщательно очищают от сучьев и неровностей. Кроме того, на песке проводят линию, от которой производятся прыжки. Игрок ставит шест на линию, берется за его верхнюю часть правой рукой. Левой рукой игрок берется за шест на 50 - 60 см ниже. Затем он отступает от линии на 1,5-2 м, наклоняет шест под углом 50 - 60° так, чтобы верхний конец шеста уперся в плечо и, оттолкнувшись двумя ногами от земли, подтягивается на шесте с помощью рук. В прыжке игрок вытягивает ноги вверх, стараясь улететь как можно дальше вперед. Длина прыжка замеряется по ближней по отношению к стартовой линии точке. Затем прыгает следующий игрок и т. д. Побеждает игрок, которому удается прыгнуть дальше всех остальных участников игры.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.

Игра с юлой - 'Конат' Играют дети от 5 до 9 лет и взрослые, которые таким образом стараются быстрее усыпить детей. Количество игроков - 2-3 человека. Играют на полу или на столе. Для игры из любого дерева изготавливают диск диаметром 4-5 см, толщиной 1,5-2 см. В центре диска просверливают дырочку диаметром 5-10 мм. Кроме этого, изготавливают палочку длиной 12 см, диаметром 5-10 мм. Концы палочки заостряют. Затем палочку вставляют в центральное отверстие диска так, чтобы нижняя часть палочки была длиной 1,5-2 см, а верхняя - 10 см. Кто-нибудь из старших раскручивает юлу так, чтобы появилась иллюзия, что она стоит на месте, и при этом приговаривает: 'Конат! Конат!' ('Спать! Спать!').

Вариант игры. Могут вращать юлу, перевернув ее основанием вверх, т. е. она должна вращаться на длинной части палочки. Но это гораздо сложнее сделать.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности кисти, точности движений; воспитанию выдержки и терпения.

'Тройной прыжок' - 'Хамунлухма' Состязание проходит в летнее время на ровных площадках. Участники - мальчики 10-14 лет и часто взрослые. Количество участников не ограничивается. Перед началом состязания на песке проводят линию, от которой выполняются прыжки. Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее. Ступни ног должны быть вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одновременного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед. После этого он должен приземлиться на одну ногу и, сразу оттолкнувшись ею и вынося колено другой ноги вперед, приземлиться на две ноги. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления (по последней точке касания относительно места отталкивания). Затем поочередно прыгают остальные участники. Побеждает тот участник, которому удается прыгнуть дальше всех.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движений; воспитанию настойчивости, смелости, решительности.

Метание аркана на носы нарт - 'Кану пыимана вялкулолкма'

Состязаются в зимнее время мальчики от 5 до 7 лет. Количество участников не ограничивается. Ездовые нарты (6-7 шт.) устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга в один ряд. Для игры необходимы также арканы. Один из участников состязания от заранее проведенной черты выполняет бросок аркана, стараясь захватить петлей аркана носы нарт. Если игрок захватывает петлей оба носа нарты, он в этом случае получает 1 очко, если ближний к себе нос - 2 очка. Если ему удается попасть на дальний нос нарты, он зарабатывает 3 очка. Затем броски поочередно выполняют другие участники. Выигрывает тот игрок, которому удается набрать наибольшее количество очков.

Вариант игры. Участники метают арканы на спор, стараясь попасть на носы второй и третьей нарт.

Педагогическое значение упражнения: упражнение способствовало развитию силы рук, гибкости позвоночника, ловкости; воспитанию настойчивости и смелости.

Метание аркана на хорей - 'Вялкулолкма' Состязаются в зимнее время мальчики 7-13 лет и взрослые. Приезжают на стойбище, распрягают оленей и начинают состязаться. Количество участников не Участники состязания поочередно становятся боком к хорею так, чтобы ближняя к хорею нога находилась на расстоянии 50 см от него. Игроки отматывают только необходимую по длине часть аркана для метания на верхушку хорея; оставшуюся часть они прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем броском руки снизу через сторону они бросают аркан вверх так, чтобы тот зацепился петлей за верх хорея или охватил верх хорея.

Варианты игры: 1. Участник бросают арканы из трех попыток. 2. Участники бросают до попадания, т. е. если участник мажет, он продолжает бросать до попадания. 3. Все участники становятся одновременно боком к хорею по кругу на расстоянии 50 см от него и поочередно выполняют броски. Побеждает участник, который наиболее метко бросает аркан в цель ограничивается. Для состязания в снег втыкают хорей. Каждый участник имеет аркан. традиционный культура манси состязание

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу.

Стрельба из лука на дальность - 'Лукитена найтулахама'

Состязаются летом на открытом месте (большой лесной поляне, дороге) мальчики и взрослые мужчины. Для состязания изготавливают лук из комлевой части сосны или кедра эллипсовидной формы длиной 1,5 м, диаметром 3 см. Тетиву изготавливают из оленьих жил или капроновой нити. Стрелы изготавливают из этого же дерева. Длина стрелы - 70 см, окружность - 1 см. Участники встают напротив друг друга на расстоянии 60-100 м и поочередно выстреливают стрелы вперед-вверх в сторону соперника. Если стрела не долетает до стоящего напротив участника, он подходит к упавшей стреле, а стрелок, выстреливший стрелу, отступает на это расстояние назад. Участник, подобравший стрелу, выстреливает ее в сторону соперника, стараясь заставить его отступить назад, и т. д. Побеждает тот, кому удается оттеснить соперника на большее расстояние.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию ловкости, точности движения, глазомера; воспитанию настойчивости, целеустремленности.

Состязание в изготовлении рыбацкого запора - 'Четяха' Состязание проводится в летнее время на ровной площадке. Участвуют мальчики и взрослые мужчины. Количество участников - 4 человека. Для состязания специально подбирают бревно длиной 1,5 м, диаметром 50 см и делят его на четыре части. Кроме того, каждый участник имеет топор, клин и бревно, на котором будут изготавливаться рейки для запора. По команде судьи все участники начинают расщеплять свои части бревна на рейки - 'жала'. Для этого необходимо знать строение бревна (южная или северная сторона ствола и т. д.); кроме того, требуется хорошо отточенный топор. Побеждает участник, который быстрее и качественнее изготавливает 'жала' для рыбацкого запора.

Вариант игры. В игре участвует большее количество игроков. Победителем становится тот участник состязания, который наколол большее количество 'жал' с меньшим количеством отходов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.

Баба' - 'Течан' Играют в летнее время на лесных полянках недалеко от жилья подростки 14-15 лет и взрослые. Количество участников не ограничивается. Для состязания заранее изготавливают так называемые 'бабы' - колотушки различной формы (обычно из березы, кедра). 'Бабы' состоят из ручки и чурбана. Вес 'бабы' - от 10 до 30 кг. Изготавливают также колья длиной 1 м, диаметром 10-15 см, которые на конце заостряются. Участник берет 'бабу', слегка забивает кол в землю; затем по команде судьи начинает забивать кол в землю до самого конца. Судья подсчитывает количество ударов, которые потребовались участнику, чтобы забить кол в землю. Затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Вариант игры. Состязаются две команды. Предварительно на кольях делают зарубки на определенной высоте, до которых необходимо забить колья. Два игрока одновременно забивают колья, следующая пара игроков вытаскивает их из земли, затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы, ловкости, выносливости; воспитанию самостоятельности и инициативности; обучению знаниям и навыкам оленевода, промысловика.

Игра с кольцами - 'Кусан юх' Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6-8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5-6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2-3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2-3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию глазомера, точности броска, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.

Игра с диском - 'Корки мэнру санрам'

Играли обычно в сосновом бору. Для игры из дерева (лучше молодой сосны) выпиливали диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5-2 см. Перед игрой расчищали площадку шириной 2 м, длиной 10-15 м, а также проводили линию на земле, от которой в дальнейшем производились броски. Игрок вставал перед чертой и поочередно бросал диск так, чтобы он прокатился вперед как можно дальше. На месте падения диска делались отметки (клали ветку, камешек и др.). Побеждал тот игрок, чей диск укатывался дальше.

Заключение

В настоящее время хранителями древних традиций, обычаев являются оленеводы, рыбаки и охотники. Теоретические и полевые этнопедагогические исследования показали, что главными задачами коренных и малочисленных народов манси всегда были всестороннее физическое развитие детей, подростков, молодежи, воспитание у них нравственных, эстетических норм, духовности, обучение трудовым навыкам. Это являлось гарантией приспособления этноса к экстремальным условиям проживания в северном климате.

На протяжении всего исторического развития коренное население севера Сибири путем использования системы традиционных игр и состязаний создало и сформировало уникальные образовательную и оздоровительную среды, в которых осуществляется жизнедеятельность и подрастающего, и взрослого населения. Целесообразность и жизненная важность такой саморегулируемой системы для коренных и малочисленных жителей севера Сибири не вызывает сомнений, так как она прошла многовековую проверку.

Список использованной литературы

1. Богораз В. Г. Игры малых народностей Севера // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949. Т. 11.

2. Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций H. Л. Гондатти // Сборник музея археологии и этнографии. СПб., 1901. Т. 2.

3. Гуревич В. М., Каган Г. Д. Физическая культура в национальных школах Крайнего Севера: Учеб. прогр. М.; Л., 1935.

4. Зуев В. Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедов (1771-1772). М.; Л., 1947.

5. Красильников В. П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва, 13-14 марта 2003 г. М., 2003.

6. Леонтьев В. В. Национальные игры чукчей // На Севере Дальнем: Лит.-худож. альм. Магадан, 1960.

7. Меновщиков Г. А. Эскимосы: Научно-популярный историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. Магадан, 1959.

8. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Под ред. Е. С. Новик. М., 1990

9. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдера // Живая старина. 1899. Вып. 2.

10. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. 1891. Вып. 3 - 4.

11. Певгова Л. В. Национальные игры детей народов Севера. Л., 1939.

12. Прокопенко В. И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: Дис. … д?ра пед. наук. Москва, 1994.

13. Рейнсон-Правдин А. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: Дис. … канд. ист. наук. М.; Л., 1944 - 1945.

14. Роббек Г. В., Шамаев Н. К. Эвенские народные игры и состязания: Учеб.-метод. пособие. Якутск, 1996.

15. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882. 16. Авдеев И.И. Песни народа манси. -- Омск: Огиз, 1936. -- 125 с.

16. Баландин А.Н. Язык мансийской сказки. - Л.: Главсевморпути, 1939. - 80 с.

17. Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ в. - Ч. 1. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. -- 336 с.

18. Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре. Системный анализ. -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -- 166 с

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru