Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Министерство культуры Забайкальского края ГОУ СПО

«Забайкальский техникум искусств»

Курсовой проект

по дисциплине «Истории изобразительных искусств»

Тема: Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева

Чита, 2013

Введение

'Художник талантлив, если он умеет представить новое - привычным, а привычное - новым' - так сказал известный английский писатель Сэмюель Джонсон. Именно так в своих картинах изображал людей, животных, природу, предметы утвари замечательный художник Борис Кустодиев.

'Богатырем живописи' назвал Б.М. Кустодиева его учитель И.Е. Репин. 'Большой русский художник - и с русской душой', - сказал о нем М.В. Нестеров. Кустодиева высоко ценили А.М. Горький и А.В. Луначарский, восторженно и благодарно вспоминал Ф.И. Шаляпин.

Я выбрала эту тему потому, что мне нравится творчество художника, хочется узнать для себя новое и интересное в его жизненном пути. Цель данной работы состоит в попытке исследовать и рассмотреть жизненный и творческий путь Б. Кустодиева, его огромную роль в истории искусства. В этой работе была использована литература, посвященная жизни и творчеству Б. Кустодиева, 'Б. Кустодиев' В. Лебедевой; журнал 'Художественная галерея' и др.

Сами названия статей о Кустодиеве - 'Русский Рубенс', 'Радость бытия', 'В мечтах о радости земной' и многие другие - говорят об отличительной черте его искусства. Действительно, трудно назвать другого русского художника, который был бы более радостен в восприятии и утверждении жизни, так полнокровен и смел в выражении этого чувства. Бытописатель русской жизни, Кустодиев в основном известен как автор сцен народных празднеств, ярмарок, гуляний, портретов пышнотелых 'кустодиевских' красавиц, написанных любовно и немного иронично. На самом деле творчество Кустодиева вместило мир более сложный, чем эти его прославленные 'жанры'. Дарование Кустодиева с самого начала развивалось в общем русле русской передовой демократической культуры. Блестящий портретист, он создал галерею ярких образов людей своей эпохи. Своеобразно и проникновенно художник выразил в своем искусстве любовь к природе родной страны и может быть по праву назван одним из лучших русских пейзажистов. Работы Кустодиева в театре и в книжной иллюстрации показывают родственность, созвучие его таланта образам, запечатленным в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова, Островского, Лескова, в музыке Мусоргского, Римского-Корсакова, Серова.

1. Исторический фон

1.1 Краткая биография Бориса Кустодиева

кустодиев живопись творчество картина

Борис Михайлович Кустодиев (см. прил. 5) родился 7 марта (23 февраля - по старому стилю) 1878 года в Астрахани. Его отец служил преподавателем местной духовной семинарии, но его художник не помнил - тот умер от чахотки, когда мальчику было чуть больше года. Мать же свою Екатерину Прохоровну, он нежно любил. Она, оставшись вдовой 25 лет отроду с четырьмя детьми на руках, всю жизнь свою посвятила им. Семья арендовала флигель в купеческом доме, жили бедно, но дружно. Екатерина Прохоровна привила детям любовь к литературе, театру, музыке, живописи - эхо этих детских привязанностей мы можем обнаружить в зрелом творчестве художника, будь то собственно живопись, работа в театре или оформление и иллюстрирование книг. Уже в 9 лет Борис твердо решил стать художником. Но обстоятельства сложились так, что в 1892 году ему пришлось начать учебу в астраханской духовной семинарии. Одновременно он брал уроки у местного живописца и педагога А.П. Власова. С его благословения юноша, по окончании в 1896 году семинарии, отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был принят в мастерскую Ильи Репина. Репин сразу приметил Кустодиева: 'На Кустодиева, - писал он, - я возлагаю большие надежды'. Молодой художник много писал с натуры и увлекся портретом, в котором следовал своему учителю - то есть изображал не столько внешность портретируемого, сколько его внутренний мир. О нем и заговорили впервые, как о талантливом портретисте. Более того, на последних курсах Академии Кустодиев стал сотрудником Репина, привлекшего своего ученика к работе над заказанной ему правительством картиной 'Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года'. Для этого монументального полотна Кустодиев исполнил 27 портретов, написав - под присмотром наставника - треть холста. Он настолько органично имитировал репинскую манеру, что тот позже порой путал свои и кустодиевские этюды к этому произведению. За дипломную работу Кустодиев в 1903 году получил золотую медаль с правом на заграничную стажировку. В первое свое европейское путешествие художник поехал уже не один. Его сопровождали жена и недавно родившийся сын. Тремя годами ранее, во время 'ознакомительной' поездки на Волгу, Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей 'смолянкой'. Это была любовь с первого взгляда. В январе 1903 года они обвенчались в Петербурге. А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй родиной. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его 'Терем'. С 'Теремом', где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято называть счастьем. С женой молодому живописцу повезло. Ю.Е. Кустодиева родила мужу двоих детей, сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве) и была ему верной помощницей в тех тяжких испытаниях, что выпали на его долю. Семья стала и огромной темой в творчестве Кустодиева - самой нежной, интимной и проникновенной в исполнении. В 1904 году в Париже он написал знаменитое 'Утро', изображающее молодую жену с маленьким сыном. Пять месяцев провел художник за границей, массу времени отдав посещению в Париже и Мадриде музеев и выставок, но дольше выдержать на чужбине не мог и возвратился в Россию. До самого наступления болезни Кустодиев был великим ходоком - ежегодно он отправлялся либо по родным просторам, набираясь впечатлений, либо за границу, чтобы смотреть картины старых мастеров и быть в курсе современной художественной жизни. В годы первой русской революции Кустодиев, соответствуя критическим общественным настроениям, сотрудничал в сатирических журналах 'Жупел' и 'Адская почта', дав волю своему сарказму в созданных им шаржах и карикатурах на влиятельных сановников. Популярность его между тем росла. От желающих получить свой портрет, выполненный Кустодиевым, не было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ был портрет Николая II, созданный в 1915 году). В 1907 году Кустодиев стал членом Союза русских художников, а когда в 1910 году бывшие 'мир искусники', не согласные с выставочной политикой Союза, вышли из него, оформив 'вторую серию' 'Мира искусства', он вошел в это новое художественное объединение. Картины Кустодиева показывались на отечественных и международных выставках, неизменно собирая большую прессу. В 1909 году его избрали академиком живописи. Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь. Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году. В 1911 году с диагнозом 'костный туберкулез' он лечился в швейцарской частной клинике (неподалеку от Лозанны). В 1913 году у него нашли опухоль в спинномозговом канале и в Берлине сделали ему первую операцию. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Когда врачи поставили Ю.Е. Кустодиеву перед выбором - что сохранять: руки или ноги? - она тут же ответила: 'Конечно, руки. Он - художник, и без рук жить не сможет'.

С тех пор, по собственным словам Кустодиева, 'его миром стала его комната'. Но еще - память, воображение. Он говорил: 'Картины в моей голове сменяются, как кино'. Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленью творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности. Революцию Кустодиев встретил с надеждами. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции. Тема современности в первые советские годы заняла, чуть ли не главенствующее место в его творчестве. Он написал несколько 'праздничных действ', придумывал красноармейскую форму, иллюстрировал ленинские сборники. Однако и к прежде любимым темам художник изредка возвращался, как бы прощаясь с выпестованным фантазией прекрасным образом прежней России. Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько спектаклей (в частности, знаменитую 'Блоху', написанную Е. Замятиным по мотивам 'Левши' Н. Лескова). В 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Впрочем, непонимания хватало. В 1926 году на выставке АХРР его 24 работы попали в двусмысленный отдел 'Формальные искания'. А болезнь прогрессировала. Организм был донельзя ослаблен - ничтожная простуда, повлекшая за собой воспаление легких, свела Кустодиева в могилу. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха 'Радость труда и отдыха'. Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.

1.2 Творчество Бориса Кустодиева

В 1905-1907 Кустодиев работал в сатирических журналах «Жупел». Его известный рисунок «Вступление. Москва», «Адская почта» и «Искры».

Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).

Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

1.3 Живопись

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели - это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, - но без серовского психологизма. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков.

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А.И. Анисимова (1915), Ф.И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Вначале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции - сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются - художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация - он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

1.4 Театральные работы

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство. Создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой. Он ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920,«Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)).

Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А.Д. Дикого

«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю - мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал Лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику. К ним относились: «Большевик», 1919-20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. Музей

2. Краткий анализ картин

Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Множество раз он обращался в своем творчестве к теме масленицы. Это всегда был праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми

2.1 Анализ картины «Масленичное гуляние (Масленица)»

Автор произведения: Кустодиев Борис Михайлович. 1878-1927.

Жанр: жанровая сцена.

Эпоха, стиль, направление: модерн.

Материал: холст, масло.

Место хранения: ФГУК 'Государственный русский музей'.

Размер: 89 x 190,5.

Дата создания: 1916.

Давайте пристальнее всмотримся в картину 'Масленичное гуляние' (см. прил. 1), написанную художником в 1916 году. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием - потом будет еще несколько. 1916 год - очень трудный год. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Превозмогая муки, он создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городков. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем - 'Масленица'.

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы - русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью.

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.

Рассматривая картину, представляю, что художник писал ее , находясь в хорошем, радостном настроении. Сразу бросается в глаза церковь, стоящая на горе. Кажется, будто зазвонит сейчас колокол и пригласит народ к вечерне. Все действие картины разворачивается на центральной площади. Тройку лошадей еле сдерживает возница. Слышен говор, женский смех. Счастливые ребятишки катаются с горок. Художник использовал изумительную палитру красок: голубую, бирюзовую, красную, золотую.

Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег - то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На переднем плане мы видим сани, желтые с красными цветами; возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо.

На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А внизу - карусель, толпы у балагана, торговых рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину, кажется, что и сам принимаешь участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц, которые всполошили птиц.

Проводы зимы - это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте. Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. А вот церковь нарисована светлыми красками - и находится она в окружении белоснежных деревьев. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Фактически, белый цвет - это символ чистоты и доброты, которой славятся русские.

Картина Кустодиева «Масленица» - это отображение быта русского народа и погружение в его историю. Мне очень понравилось это полотно своей теплотой и неповторимостью, поэтому захотелось узнать больше о народных традициях. Надеюсь, это поможет лучше понять историю родной страны.

2.2 Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: 'Деревенский праздник' Бумага, темпера. 17.5x36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину 'Праздник в деревне' (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине 'Деревенский праздник' художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине 'Праздник в деревне'.

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина 'Праздник в деревне' имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

2.3 Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине 'Троицын день' (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец - купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, - булочник, монахиня, извозчик - стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику - так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше - ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему - праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

2.4 Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине 'Гулянье на Волге' (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице 'Эрмитаж' в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева 'Гулянье на Волге'. Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно - красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев - певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги - наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз - берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Выводы

Поработав с журналами, приложениями репродукций и статьями, я узнала много нового для себя, более глубоко познакомилась с жизнью и творчеством Кустодиева.

Свое творчество Кустодиев посвятил России - купеческой и крестьянской, провинциальной и деревенской, полной сил и душевного здоровья, жизнерадостной и праздничной. «Не знаю,- писал художник накануне своей смерти,- удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

Отказываясь от привычных приемов тональной живописи, Кустодиев ищет броской декоративности, простоты и яркости изобразительного языка, звонких сочетаний чистого цвета. Он обращается к народному творчеству, красочной стихии лубочных картин и вывесок, расписных подносов и прялок, фигурных пряников и крестьянских резных игрушек. Активно, творчески претворяя эти впечатления, художник создает свой стиль, точно и полно выражающий его представления о родной стране. Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию.

Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. Своих героев он рисует с добродушной и лукавой улыбкой, но нередко, прощаясь с прошлым, художник разил его иронической усмешкой.

Художник стремился передать вековой уклад русской жизни с помощью стилизации языка народного искусства - лубка, костюма, вышивки, кустарных промыслов.

И.Е. Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник - и с русской душой», - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: «Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Б.М. Кустодиев вошел в отечественное искусство как художник праздника. Его цикл картин, посвященный Масленице, Пасхе, Рождеству, Троице и др. православным праздникам - это своеобразный живописный народный календарь.

Художник идеализирует праздник - народное гулянье. Праздничность искусства Б.М. Кустодиева воспринята им от народного мироощущения и уходит корнями в народную художественную культуру. Из лубочной росписи пришли в творчество Б.М. Кустодиева орнаментальность его полотен, декоративное понимание пространства и формы, смелость сочетаний локального цвета.

Такое сочетание “чистых” цветов дает прежде всего сочную насыщенность колорита. Как вы видите, связь с народной художественной культурой является ключевой в творчестве Б.М. Кустодиева. Для него суть народного искусства - умение радовать. В его полотнах нет нищих пьяниц, которые были непременным сопровождением праздников.

Он видел в жизни и дождь, и слякоть, и пьяное мужичьё, и грязные мостовые. Но ничего этого не допускал в свое искусство - он творил образ России в радости.

Список литературы

1. Богданов-Березовский В. М. Кустодиев // Встречи. - М.: Искусство, 1967.

2. Воинов В. Б. М. Кустодиев. - Л., 1925.

3. Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878-1927)

4. Лебедева В. Е. Кустодиев: Время. Жизнь. Творчество. - Л.: Детская литература, 1984.

5. Лебедева В. Е. Кустодиев: Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. - М.: Наука, 1966.

6. Савицкая Т. А. Б. М. Кустодиев. - М.: Искусство, 1966. - 148

7. Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. - М.: Искусство, 1986

8. Эткинд М. Б. М. Кустодиев. - Л. - М., 1960.

9. Эткинд М. Борис Михайлович Кустодиев. - Л.: Художник РСФСР, 1968.

Приложение 1

«Масленичное гуляние»

Приложение 2

«Праздник в деревне»

Приложение 3

«Троицев день»

Приложение 4

«Гуляние на Волге»

Приложение 5

«Автопортрет»

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru