Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Диалог как форма раскрытия темы сценария

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет искусства и архитектуры

Кафедра социально-культурной деятельности и актерского искусства

Курсовая работа

«Диалог, как форма раскрытия темы сценария»

г. Тирасполь

Содержание

Введение

1. Сценарий клубного театрализованного представления и его специфика

1.1 Клубная драматургия

1.2 Этапы драматургической разработки сценария

1.3 Основа композиционного решения сценария

2. Литературная разработка сценария

2.1 Сюжет

2.2 Диалог - как форма раскрытие темы

3. Литературная разработка сценария в театрализованном представлении

3.1 Анализ театрализованного представления

3.2 Разработка диалога в сценарии как средство раскрытия темы

Заключение

Список литературы

Введение

Художественный уровень каждого сценария тем выше, чем в большей степени в нем будут соблюдены некоторые общие драматургические требования, такие как драматургическая законченность каждого эпизода, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на зрителей.

Актуальность темы курсовой работы. Роль сценария как программы художественно-педагогического воздействия на аудиторию вожна, и требует от сценаристов добросовестного подхода, более полного охвата и предоставления художественной правды используемого материала

Объект данного исследования является сценарий театрализованного представления в ПМР.

Предметом исследования является диалог в сценарии, как основное выразительное действия в театральном представление.

Цель курсовой работы рассмотреть роль диалога, в сценарии.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть общую специфику и организацию сценарного материала

2. Показать роль сценарного материала воздействии на аудитории.

1. Сценарий клубного таетрализованного представления и его

специфика

Клубная драмотургия.

Драма (греч. drama - действие) - один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой).1 Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».2 Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия - это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы - конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.

Конфликт порождает драматизм. По мысли В.Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, «когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой».

В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности - непременного условия художественного произведения.

Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом - это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах - как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.

Особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю - то, что делает массовый праздник явлением искусства.

В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.

Сценарий (scenario; Szenarium; scenario): разновидность структуры сознания (репрезентации), одно из основных понятий концепции М. Минского. Сценарий вырабатывается в результате интерпретации текста, когда ключевые слова и идеи текста создают тематические ('сценарные') структуры, извлекаемые из памяти на основе стандартных, стереотипных значений, приписанных терминальным элементам. Индивидуальные утверждения, находимые в дискурсе, приводят к временным представлениям (соответствующим понятию 'глубинной структуры'), быстро перестраиваемым или усваиваемым по ходу работы над разрастающимся сценарием.

Создание сценария - трудный, многоэтапный процесс, включающий различные аспекты творческой деятельности сценариста, направленной на решение воспитательных задач. Сценарий клубного представления всегда имеет два аспекта: художественный и психолого-педагогический.

Специфика содержания и организации деятельности клубов на современном этапе, клубоведение определяет один из критериев эффективности клубной работы: в какой степени человек включен в активную добровольную деятельность, когда он выступает уже не только как объект воспитания, но и как участие мероприятия. Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории - и участников и зрителей праздника. И.М. Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.

Сценарий является программой воспитательного того или иного театрализованного представления. Сочетание реального и условного, серьезного и игрового составляет важнейшую характеристику существования зрителей - участников клубных театрализованных представлений, находящихся в ситуации художественной самодеятельности. Однако реализация «игрового принципа» в ситуации самодеятельности всегда происходит по разному.

В большинстве случаев сценарий заключается в том, что «зритель - всегда участник театрализованных представлений», а вторая - «в театрализованном представлении зритель остается зрителем». Именно такие переходы из участников в зрителей, а из зрителей в участников составляют условия, которые предполагают формы театрализации. Если же полностью ликвидировать деление на исполнителей и зрителей, сделать всех участниками, то процесс воздействия потеряет всякий смысл.

Созданию ситуации художественной самодеятельности как формы осуществления педагогических целей театрализованного представления наряду со сценарными способствуют режиссерские и авторские средства. В число сценарных средств, направленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят: точная постановка проблемы будущего представления, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», нахождение композиционных приемов, умение сценариста понять специфику аудитории и дубится того, чтобы у сценария был точный адрес идейного и художественно-педагогического воздействия. К сценарным приемам создания ситуации художественной самодеятельности относятся различные виды композиционных и сюжетных приемов; к режиссерским приемам - сценические.

Сценарий театрализованного представления должен быть программой художественно-педагогического воздействия, максимально учитывающей то, что она реализуется средствами клуба через самодеятельность масс.

Клубоведение как науке еще предстоит выяснить характер и сущность воспитательного процесса, где объектом и субъектом воспитания является человек, включенный в ситуацию художественной самодеятельности. Но уже сегодня очевидно, что успешный в художественном и педагогическом отношении сценарий должен наиболее эффективно программировать создание и динамичное развертывание ситуации в планируемом представлении.

Теоретически рассмотрев, что такое сценарий клубного театрализованного представления в процессе его становления, мы определили, что его цель - художественно-педагогического воздействия; средства - «факты жизни» и «факты искусства»; форма осуществления воспитательных задач клубного театрализованного представления - ситуация художественной самодеятельности.

1.2 Этапы работы над сценарием клубного театрализованного

представления

Содержание

Цель анализа

Объект анализа

Позиции(ракурс)

1этап:выбор и анализ темы

Формулирование проблемы

«факты жизни», задачи клуба, идеологические задачи времени

Социологическая

2 этап: анализ проблемы

Определение сверх задачи

Проблема

Педагогическая

3этап: разработка сценических заданий блоков

-разработка сценических заданий эпизодов

- разработка сценических заданий единиц сценической информации

Нахождение сценических заданий блоками;

Формирование сценических заданий эпизодам;

Получение совокупности сценических заданий

«Факторы жизни» и «факторы искусства»

Сверхзадача сценария;

Сценические задания блоков и эпизодов

4этап:разработка замысла сценария в целом

-разработка замысла первого, второго, третьего, блоков; эпизодов и т.д.

-разработка замысла сценической информации в первом, втором, третьем эпизодах

Нахождение формы сценария, сценарно-режиссерского хода; жанра блоков, эпизодов; композиционных приемов, выразительных средств

«Факторы жизни» и «факторы искусства»

Совокупность сценических заданий; блоков; эпизодов и единиц информации

5этап:разроботка сюжета сценария в целом

Сюжет сценария; блоков; эпизодов; единиц сценической информации

«Факторы жизни» и «факторы искусства» композиционные приемы

Художественный замысел сценария; блоков; эпизодов; единиц сценической информации

6 этап: отбор художественных средств

7этап:монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, монтаж блоков

Определение художественного материала

Создание сценария

«Факторы жизни» и «факторы искусства»

Художественные средства

Сюжет

Сверх задача

Существует 2 этапа работы над сценарием.

Первый - подготовительный: ---- поиски эмоционального камертона;

- тема (в её самом общем виде - праздничный календарь);

- определение вида ТП;

- место проведения;

- будущие участники - зрители;

Второй этап - непосредственная обработка литературного материала.

Конкретизация основных элементов замысла:

1. Создание сценарного плана - четкое определение темы будущего праздника.

Два способа развертывания темы: диахронный - ось изображения временная, и синхронный - ось изображения пространственная.

2.Конкретизируя тему, сценарист сталкивается с некой социально -нравственной проблемой, а это не что иное, как основание для будущего драматургического конфликта.

3.а) Идея - с греческого «идея» - понятие, представление сценария.

б) Идейная позиция сценариста.

4. Жанр - с фр. «женр» - род, вид - эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Жизнерадостность, патетика, ирония, ностальгия и др. - жанровые краски пишущего для создания убедительности и оригинальности праздничного действа.

5. Учет особенности аудитории.

6. Отбор жизненного материала по теме сценария.

Документальный и художественный материалы в сценарии театрализованного действа:

Главным признаком драматургии праздничного действия является сочетание художественного, документального и реального материала. Худ материал - совокупность произведений всех видов искусств. Документальный материал - информация о людях, явлениях, событиях, имеющих место в реальной действительности.

Особенности развития действия в сценарии МП:

Разножанровый, разностилевой материал, требует определенного способа объединения - поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход.

Сценарный ход - это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и предает ему смысловую художественную целостность, чаще всего выступает в виде развернутой метафоры. Документальный и художественный материал, подобранный в соответствии с темой будущего сценария, образует основной смысловой ряд, а сценарный ход создает дополнительный.

Критерий отбора материала: соответствие теме, идея сценария, наличие конкретного адресата, новизна, проблемность, возможность сценической обработки.

Форма записи:

1.Ремарка - с фр. «Ремарк» - замечание, пояснение. Указание автора в тексте сценария на поступки героев, их жесты, мимику, обстановку действия. Описание предполагаемого поведения участников праздника, условий игр, конкурсов и.т.д. Краткая ремарка, находящаяся внутри прямой речи заключается в скобки, более подробная выделяется графически.

2.Монолог - с греч. «моно» - один, «логос» - слово» - речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей. В праздничной драматургии - речь конферансье или ведущего, обращенная к артистам или участникам торжества.

3. Диалог - с греч. «диалогос» разговор, беседа - форма устной речи, разговор 2-х или нескольких персонажей в ТП, а также ведущего с участниками праздничного действия. Описательно-повествовательная речь в сценарии выступает в форме ремарки. Титульный лист сценария ТП, начинается с полного названия организации, от которой выступает сценарист. Затем следуют: имя и фамилия сценариста, художественное название сценария, жанровая расшифровка, место и год издания. Текст сценария ТП начинается с развернутой ремарки (описания места действия). Служебная ремарка - ремарка внутри текста, всегда помещается в скобках. Самостоятельная ремарка выделяется интервалами, не заключается в скобки. Имена персонажей выделяются шрифтом и отделяются от прямой речи точкой.

1.3 Основа композиционного решения сценария

Композиция сценария строиться по законам художественного монтажа, используя его функции и приемы. В любом случае, необходимо помнить, что материал, который объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения. Композиция есть организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Сценарное построение подчиняется всем нормам и законам драматургии.

Композиция - это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала.

Понятие 'композиция' (от латинского - складывать строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства, в том числе и к драме. Как уже неоднократно говорилось выше - в основе любого драматургического произведения лежит организация действия и конфликт. Конфликт - это столкновение жизненных противоречий, т.е. противоположных позиций, идей мировоззрений, идеологий.

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Для сценариста - это средство организации развертывания основного конфликта через сюжет. А сюжет - последовательность событий, раскрывающих характеры действующих лиц. Существуют определенные закономерности в построении драматического произведения.

Композиционное построение сценарной драматургии имеет свою специфику и требует тщательной проработки.

Таким образом, мы должны следить при построении сценарного материала за логичностью развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть связан смысловыми мостиками предыдущим и последующим. Но при этом должна быть законченность каждого отдельного эпизода, который должен обладать своей внутренней логикой построения и подчиняться всем законам драматургии, т.е. иметь свою завязку, кульминацию и развязку. Таким образом, он должен повторить в миниатюре весь сценарий.

Экспозиция организуется в самом начале сценарного действия. Таким образом, основное назначение пролога в том, чтобы вывести зрителя на тему сценария, создать необходимую атмосферу для наиболее полного раскрытия этой темы.

Завязка должна быть в 1-м эпизоде сценария, это основное событие, с которого начинается развитие конфликтной ситуации.

Развитие действий, развитие конфликтной ситуации.

Кульминация должна находиться в центральном эпизоде основного действия и, как правило, согласно закону 'золотого сечения'1 ближе к финалу.

Развязка должна находиться в последнем эпизоде, где все заканчивается, конфликт исчерпан, главная идея, ради которой все и происходило, выявлена. Но такая авторская идея должна еще раз прозвучать в финале сценария рекламного клипа.

2. Литературная разработка сценария

Как известно, существует три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос - повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок. Лирика - описание природы, чувств и переживаний человека. Драма - описание событий ведется через диалог действующих лиц, для пояснения, написанного автором используются ремарки. Культурно-досуговая деятельность, как одна из основных направлений в работе досуговых учреждений, позволяет говорить об особой форме клубной драматургии - сценарии. В основе драматического действия лежит конфликт - противоречие между заявленной потребностью и фактическим её неудовлетворительным состоянием. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы. Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, которыми является и аудитория; конкретная исходная, реальная ситуация. Режиссер (сценарист) идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных, выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущей программы определяется сценарием. Для сценариста важна не форма культурно-досуговой программы, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя. Форма культурно-досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Особенные черты: каждая культурно-досуговая программа становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление.

Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Действующие лица в сценарии живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы.

Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия. Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией. Охарактеризуем основные из них. 1. Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. 2. Закон контрастности. 3. Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу. 4. Закон соразмерности. Такая конструкция сценария позволяет правильно выстроить сюжет, избегая однотипности отбираемых сведений и фактов и однообразия.

Знание законов композиционного построения драматургического произведения требует умения гибко использовать основные приемы монтажа сценарного материала: последовательный, параллельный, контрастный, ассоциативный. Композиционная завершенность драматургической формы сценария окончательно наступает в его реализации на сцене. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке.

Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, так как соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться. Законченность каждого отдельного эпизода. Эпизод должен иметь законченную композицию. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал несет в себе особую смысловую нагрузку - это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников. Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход.

Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария. Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей. В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает, как правило, одно лицо.

2.1 Сюжет

Композиционной основой сценария является сюжет. В понятии «сюжет» в разное время вкладывался различный смысл. Первоначально сюжетом называли основной предмет изображения. В.И. Даль в «Толковом словаре» определяет сюжет не только как «предмет и содержание», но и как «завязку сочинения». Позднее сюжетами стали называть произведения, изображающие логически связанные между собой события.

Сюжетная композиция - это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Бессюжетность говорит о том, что у авторов нет концепции. Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетное произведение неспособно вскрыть эти связи и взаимоотношения. Пренебрежение сюжетом ведет к формалистическим построениям. Простое сочетание фактов - это еще не сюжет. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарии.

Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то. которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.

Ход исследования, заложенный и каркасе художественно реализуется через сюжет. Организация «фактов жизни» по законам художественного конфликта делает возможным их художественное исследование. Сюжет - это способ исследования «фактов жизни» и «фактов искусства» через конфликт.

Весь ход мышления сценариста следует понимать как единство социологического и художественного анализа «фактов жизни» и «фактов искусства». Такая постановка вопроса является естественным отражением реальном сценарной практики.

2.2 Диалог, как форма раскрытия темы

В сценарии, где существует текст с диалогом, очень хорошо раскрывается тема. Так как через такую форму общения персонажей на сцене друг с другом, легко воспринимается зрителю.

Предисловие А.В. Луначарского к его диалог и может послужить исходным пунктом для оценки диалог как жанра. «Диалог дает возможность, -- пишет в названном предисловии Луначарский, -- объективно изложить ряд мнений, взаимно поднимающих и дополняющих одно другое, построить лестницу воззрений и подвести к законченной идее». Здесь весьма правильно отмечены важнейшие композиционные принципы диалога -- отчетливо ощутимая динамичность тематического развития и отдельные этапы этого тематического развития, в которые участники диалог должны вносить разнообразие. Художественность диалога и определяется тем, насколько собеседники дополняют один другого в смысле динамической модификации темы, т. е. насколько именно они «нужны» в определенном диалог. Как определительный компонент драматических произведений диалог существенно отличается диалог как жанра. В диалогическом жанре налицо установка на силу и убедительность высказывания, на полноту и многообразие развития темы; диалог в драме является средством борьбы между определенными лицами, поставленными в определенное положение самозащиты и нападения.

Драматургу важно показать не убедительную жизненность известного строя мыслей как автору диалогического жанра, а субъективное использование некоторой истины определенным героем для защиты или нападения. Собеседники в драме устанавливаются не просто для совместного раскрытия известной мысли, а соотносятся один к другому или как враги, или как сообщники. В драме сквозь реплики, произнесенные участниками диалог, мы должны уловить драматическое напряжение, душевное состояние, а в диалогическом жанре собеседники нужны лишь как орудие для развития мысли. Поэтому в диалог могут участвовать схематические «анонимные» А, В, С, а в драме -- лишь так или иначе охарактеризованные и «названные» личности. В тех случаях, когда диалог в драме является отвлеченным рассуждением, он нарушает действенность ее и становится как бы инородным телом. Отличительным признаком диалог в драме, кроме того, является неоднородность языка собеседников.

3. Литературная разработка сценария в театрализованном

представлении

3.1 Литературный анализ сценария

Пример:

Литературный сценарий.

«Не делай этого»

Действующие лица: ведущий(голос за кулисы), девушка, сигарета, алкоголь, наркотик. Вед. В одном небольшом городе, где каждый знает друг друга в лицо. Солнце робко освещает своими лучами окна домов. Новсе ровно еще холодно, и почему-то долго не наступает лето. Одинокая девушка каждый день проходит по этим улицам. В свои 15 лет она еще не знает, что ждет ее впереди.

(Из за кулис выходит девушка и садится на край сцены)

Дев.: Как мне все это надоело! Каждый день одно и тоже. Как достала эта школа! Не хочу учится - вот и все! А дома опять проблемы: папа кричит на маму, мамане папу, а потом они вместе на меня. Я не хочу так жить: мне плохо, меня никто не понимает, никто не любит, я некому не нужна!

(дев. Встает на центр сцены)

Скорей бы стать взрослой, тогда уже никто не сможет меня обидеть.

(Сзади к дев. Подходит сигарета)

Сиг.: Привет закурить не найдется?

Дев.: Я не курю. Сиг.:(ухмыляясь) А я сейчас тебя научу!

Дев.: А ты кто?

Сиг.: ты еще меня не знаешь? Сейчас познакомимся: Я простая сигарета- вредней меня на свете нету. Подругой буду тебе верной. Причиной всех твоих болезней первой. Подарю я мерзкий кашель очень желтый цвет лица Меня так много выпускают, Рекламы про меня гоняют: «Мол закури и будет круто, ты закури и будешь мой. …»

(Сиг.: Уводит дев. За кулисы).

Вед.:(голос за кулисы) Прошло две недели.

(Сиг.: Тащит за собой дев.)

Дев.: Хватит у меня уже дым из ушей

Сиг.: Да ты чего подруга. Такая хилая?

(Дев. Достает из кармана зеркало и рассматривает свое отражение)

Дев.: Ой морщины! И кожа какая то желтая! А волосы тусклые. Что это со мной?

Сиг.: Ты же хотела стать взрослой! Вот тебе и морщинки, ты уже лет на 50 выглядишь. (смеется) О смотри, кто к нам идет!

(На сцену выходит Алкоголь в руках сетка с бутылками)

Алк.:(сиг.) О, подруга, привет! А что это ты тут делаешь?

Сиг.: Да вот новенькую воспитываю.

Алк.: У-тю-тю (тянет руки к дев.)

Дев.: Ой, кто это?

Алк.: Я, в твоем плещусь стакане, жду естественно тебя. Можно даже без закуски, лишь бы ты выпил меня. …

Алк.: Ну, что подруга пойдем отметим нашу встречу. И эту с собой прихвати. (обращается к дев.) у тебя деньги есть.

Дев.: Да, есть немножко.

Сиг.: Ну пошли тогда быстрей.

(Все уходят за кулисы)

Вед: Прошло еще две недели.

(Алкоголь и сигарета под руки ведут девушку)

Дев.: я не могу больше! Отпустите меня!

Алк.: Сигарета дай ей сигарету.

Сиг.: Алкоголь налей ей еще выпить.

Дев.: Нет не надо, я больше не хочу!

Сиг.: Да ладно тебе ты еще главного кайфа не испытала!

Дев.: Какого такого кайфа?

Алк.: А вот какого!

(Алк. И сиг. Усаживают дев. На край сцены, сами садятся по сторонам от нее .На сцену Наркотик).

Нарк.: Сделала ты шаг во тьму, повстречала ты боль и страх. Слишком поздно ты поймешь- это был не верный шаг. У тебя я заберу краски дня и солнца свет.

(нарк. Сиг. И алк. Уходят за кулисы дев. Вслед за ними. Тишина. На центр сцены еле волоча ноги выходит дев. С разных концов выходят нарк., алк. и сиг. Окружают дев. И по кругу начинают двигаться под ритм музыки сужают круг и сжимают дев. Она поднимает голову и хочет вырваться из круга, но они ее не выпускают).

Дев.: (Дев. вырывается отбегая от алк., сиг. И нарк. и кричит). Нет я больше не буду курить! Нет я больше не буду пить! Я хочу жить.

(Герои уходят).

Вед.: По данным Медико-социальных исследований, употребление наркотиков, алкоголя и сигарет среди подростков превратилось в серьезную социальную проблему.

Анализ:

Тема. Тема сценария - проблема наркомании и алкоголя среди молодежи. Губительные, страшные последствия применения наркотиков, непоправимый вред здоровью, искалеченные судьбы, сломанные жизни наркоманов, их близких и родных людей. Наркомания - это болезнь, и алкоголь в том числе. Болезнь не конкретного человека, а целого общества, различие окружающих, одиночество, непонимание, проблемы в семье и личной жизни толкают молодежь на обманчивый путь, который 'обещает' разрешить все проблемы. Но день за днем наркоманы все глубже увязают в этой болезни, а связанные с ней проблемы усугубляются: следует потеря семьи, работы, исключение из учебного заведения; нарушение закона, ВИЧ, гепатиты, личностная и социальная деградация. По сути дела, к таким последствиям приводит непонимание человеком опасности приема наркотиков и алкоголя, хотя все знают, что это плохо, что они ломают жизнь, что от них можно умереть.

Идея. Наркотики - это зло. Молодые люди, сами не желая того, ' становятся наркоманами. Они сами тяжело страдают и причиняют страдания бесчисленному множеству других людей. Наркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. Заболевший исключается из созидательной деятельности, так как становится физическим и психическим инвалидом и его интересы сосредоточены на одном - как достать следующую порцию наркотического вещества. Наступающее снижение психических функций и ситуация социального конфликта, в которой оказывается наркоман (необходимость лжи, противозаконного добывания нар! котика), ведут к глубокой нравственной деградации личности заболевшего и преступному поведению. С наркоманией и алкоголем необходимо бороться обществу в целом и каждому человеку в отдельности.

Адресность. Проблема наркомании очень остро стоит среди молодежи. Именно поэтому целевая аудитория моего сценария - молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, учащиеся школ, лицеев, среднетехнических учреждений, вузов и т.д. Именно эта аудитория наиболее подвержена вредному, а подчас и губительному влиянию наркотиков. Молодежь должна знать, что эйфория, появляющаяся после приема наркотика, быстро проходит, и наступают тяжелые последствия. Широкая распространенность наркотических веществ, алкоголя их доступность толкает молодежь на обманчивый путь, сойти с которого очень нелегко. Именно поэтому государство, учебные заведения, СМИ должны проводить специальные акции, чтобы оградить молодежь от вредного влияния.

Жанр. Тематика сценария сама определяет его жанр - это трагедия. Трагедия конкретного человека и трагедия социума. Из-за наркотиков ломаются человеческие судьбы, гибнут люди. Наркомания среди молодежи часто возникает как результат 'экспериментирования', неразумного любопытства. И это страшно. Как страшны последствия приема наркотиков. На физиологическом уровне это расстройства деятельности многих органов и систем организма, на психологическом уровне это глубокая деградация личности, на социальном - преступное поведение. В сценарии показа на девушка, чья жизнь разрушена вредными привычками.

Обоснование выбора темы и ее актуальность. Проблема наркомании очень актуальна для России. Как показывает статистика, наркоманом, алкоголиками потенциально может стать каждый в то время как, например, к алкоголизму 15% населения предрасположены изначально. На этом фоне наркомания среди молодежи и особенно подростков выглядит ужасающе. Исследователи исходя из распространенности юношеской наркотизации, полагают особую уязвимость подросткового возраста по отношению к наркомании. Достаточными объяснениями наркотизации в этом жизненном периоде считаются обособление от взрослых, агрессивность к обществу, воспринимаемому как враждебное, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта и даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков. И конечно, подростки не представляют себе всех последствий приема наркотиков. Они не собираются становиться наркоманами. Но проблема заключается в том, что наркотизация не ограничивается первым приемом наркотика, а продолжается. А при отсутствии строгого контроля за производством и потреблением наркотических веществ в обществе, и существовании так называемого черного рынка наркотики становятся легкодоступными и привлекательными для многих подростков.

К сожаленью, сегодня практически никто не занимается анализом культурно-массовых мероприятий. Структура анализа:

Пример II:

1. Литературный сценарий.

Стоит ясная солнечная погода. На чистом асфальте тормозит блестящая иномарка. Из автомобиля выходит молодой мужчина. Он закрывает дверь машины и некоторое время стоит, глядя на вывеску 'КАЗИНО', которая светится над входом в здание на противоположной стороне улицы. Мужчина одет с иголочки: белая рубашка, элегантный костюм-тройка, стильная обувь. Он смотрит вперед, улыбаясь голливудской улыбкой, он чувствует себя 'хозяином жизни'. Затем мужчина медленной и важной поступью входит в дверь здания с яркой вывеской 'КАЗИНО'.

В казино - суета: игроки делают ставки, вращается рулетка, прыгает шарик, крупье перемешивает колоду карт, раздает игрокам.

Молодой человек выходит из казино. Его внешний вид резко изменился: волосы взъерошены, мятая рубашка навыпуск застегнута на пару пуговиц; он медленно с опущенной головой бредет по улице и, не зная, куда ему идти, садится на бордюр тротуара. Так он сидит, обхватив голову руками. Затем он поворачивает голову и видит сидящего рядом с собой плохо одетого ребенка с голодными глазами и протянутой к нему ручкой. Мужчина в порыве опускает руку в карман, но вспоминает, что у него нет ни копейки, виновато пожимает плечами. Он с раскаянием смотрит в большие, ясные глаза ребенка, а ребенок с надеждой смотрит на него.

2. Литературный анализ.

а) Тема: бездумная, безответственная, праздная трата денег и, как альтернатива, благотворительность.

б) Идея: убедить состоятельных людей в том, что праздная, безответственная трата денег приносит сомнительные удовольствия; что деньги, потраченные впустую, могли бы послужить на благо того, кто в них очень нуждается, но еще не может заработать, т.е. на благо беспризорных детей или просто сирот и голодающих.

в) Жанр: драма.

г) Обоснование выбора темы.

Люди, которым относительно легко достаются деньги, которые живут в достатке, часто ведут праздный образ жизни. Испробовав море развлечений, они идут в казино, чтобы потратить деньги и получить свою порцию адреналина. Азарт поднимает их на пик острых ощущений и затягивает в пучину, из которой сложно вырваться. В итоге, не сумев вовремя остановиться, по иронии судьбы эти люди могут потерять все свои богатства. И тогда люди, которые были 'хозяевами жизни', встают на одну ступеньку с голодающими и бедствующими и не знают, что им ждать от завтрашнего дня. Они видят рядом с собой бездомных сирот, голодных оборванных детей, которых раньше с высоты своего полета не замечали вовсе. Но теперь уже бывшие 'хозяева жизни' не в состоянии помочь обездоленным.

Но если бы в свое время они обратили внимание на окружающий мир, заметили, что творится вокруг, направили бы свои богатства в нужное русло, то помогли бы не только голодным детям, но и себе.

д) Адресность тематики.

Социологический портрет целевой аудитории.

Мужчины и женщины от 20 до 50 лет, имеющие постоянный доход выше среднего уровня: успешные предприниматели, богатые наследники, бизнес-элита. Эти люди - частые посетители увеселительных заведений, ресторанов, клубов, а также казино.

Таким образом, мы должны следить при построении сценарного материала за логичностью развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть связан смысловыми мостиками предыдущим и последующим. Но при этом должна быть законченность каждого отдельного эпизода, который должен обладать своей внутренней логикой построения и подчиняться всем законам драматургии, т.е. иметь свою завязку, кульминацию и развязку. Таким образом, он должен повторить в миниатюре весь сценарий.

Объект: Сценарий Культурно-досуговой программы. Предмет: Драматургия Культурно-досуговой программы. Цель: Теоретическое и практическое осмысление методики разработки сценария. Задачи:

* Исследовать основные закономерности.

* Изучить специальную литературу.

* Рассмотреть основные понятия.

* Проанализировать сценарий.

Актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом.

Преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах.

При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей. В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает, как правило, одно лицо.

театрализованный сценарий представление диалог

Заключение

В этой работе мы рассматриваем сценарии клубного театрализованного представление. Его этапы и основа композиционного решение сценария. Через литературный сценарий и его анализ мы увидели, как воздействует диалог в сценарии на аудиторию. Данное исследование актуально именно потому, что определены аспекты темы и классифицированы не в полной мере и проведенное исследование направленное на содержание сценария через форму общение персонажей на сцене друг с другом. В ходе исследование было проведено анализ сценария культурно-досуговой программы на предмет диалог как форма раскрытие темы.

Сценарий описывает действия людей, которые в перспективе должны сыграть роли героев, а книга это подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст или иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. В художественной литературе используется как один из элементов произведения, чаще всего бывает фрагментом прозаического произведения: драматические произведения почти целиком состоят из диалогов; в поэзии встречается реже, хотя тоже возможен. Диалог придает повествованию драматичность, позволяет раскрыть характер героя через его реплики, показывает идейно-нравственную позицию героев и автора. В качестве самостоятельного литературного произведения диалог - один из жанров философской прозы, в котором мысль автора изложена в виде беседы с несколькими лицами, в ходе которой, автор (или герой, выражает его точку зрения) убеждает всех в правильности своего мнения. Первые философские диалоги написаны Платоном, опиравшимся на традицию устного «Сократического диалога», придуманного Сократом. Сценарный материал должен подбираться таким образом, чтобы данное воздействие на аудиторию было широко масштабным и действенным, а следовательно для этого необходимы навыки и умения в области драматургии и сценарного мастерства.

Подвигая итог необходимо отметить следующее:

1.Прежде чем показывать мероприятие, нужно хорошо продумать сценарий.

2.Направлять внимание зрителя на основное действие сценария.

3.Диолог помогает зрителю в восприятии содержание, облегчить понимание происходящего на сцене.

4.Эмоциональное воздействие на зрителя на его воображение влияет при помощи диалога и общение со зрителями.

Список литературы

1. Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л., 1988

2. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура. - М., 2001

3. Поздних И.К. Художественное творчество и театр в России.

4. Пахомова Н.К. Сценарное мастерство и драматургия. - М., 2005.

5. Сергеев Л.В. Театральные коллективы. - Киев, 2000.

6. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и … Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалёва, Г.А. Ковалёва. -М.: Изд.АПН СССР, 1986, С.113-127.91. Копьев А.Ф.

7. Марков И.О. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба./Учебное пособие для институтов культуры/ 1988 г.

8. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика. 1991.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru