Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне)

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне)

Введение

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Джорджоне - художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение - естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия, но присутствует порой сложный подтекст. Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями ('Пейзаж'). Знаменитая 'Гроза' полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряженно застывшая в ожидании грозы. Впервые в истории живописи пейзаж играет столь важную роль в картине, как бы отражая душевное состояние героев. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине 'Три философа', и в более позднем чудесном 'Сельском концерте', где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин.

Джорджоне известен также как автор интимно-лирических портретов ('Портрет юноши', 'Страстный певец', 'Портрет молодой женщины' ('Лаура'), 'Портрет А. Броккардо').

Биография и творчество

Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.

В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что 'поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры'.

В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: 'Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне'.

Вазари пишет, что Джорджоне 'всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов', а прозвище свое 'Джорджоне', что значит 'большой Джордже', получил 'за величие духа'. Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение 'почитались в те времена божественными'.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке Кастельфранко венецианской провинции. О его родителях известно лишь, что они были 'самого низкого происхождения' (Вазари).

В конце восьмидесятых или в начале девяностых годов Джорджоне переехал в Венецию и поступил в мастерскую крупнейшего художника Венеции того времени - Джованни Беллини, у которого многому научился. Дальнейшее его творчество в определенной степени продолжает традиции ясной, полной созерцательного спокойствия и поэзии живописи Беллини. Здесь же Джорджоне получил прекрасную школу колористического мастерства.

После окончания обучения долгое время Джорджоне остается почти неизвестен на родине. Ридольфи утверждает, что в это время он зарабатывал себе на жизнь, работая в мастерских различных художников и расписывая щиты и свадебные сундуки.

Только в начале нового века Джорджоне начинает завоевывать в Венеции известность и получает первые большие заказы. Вероятно, в 1504 году знаменитый кондотьер Туцио Костанцо заказал ему алтарную картину для капеллы св. Георгия в соборе св. Либерале в Кастельфранко. Известная сегодня под именем 'Мадонна Кастельфранко', она была предназначена для украшения алтаря церкви.

Это предписывало художнику взять традиционную тему композиции, так называемое 'Святое собеседование'. Но Джорджоне в целом дает совершенно новое, непривычное решение темы.

'Уже в этой картине Джорджоне выступает как мастер тонкого лирического дарования, - отмечает И.А. Смирнова. - В его картине нет и тени рассудочности, которая иногда проскальзывает в картинах художников Флоренции и Рима. Поэтическая одухотворенность и созерцательность, которые пронизывают картину, как бы уподобляют ее лирическому стихотворению'.

Еще более отчетливо новые черты творчества Джорджоне сказываются в другой его ранней картине 'Юдифь' (около 1500-1502). Джорджоне в своей 'Юдифи' первый в Венеции стремится воплотить возвышенный эстетический идеал. Его стройная и нежная Юдифь предстает перед зрителем как носительница светлого, чистого, прекрасного начала в жизни.

'Юдифь попирает ногою мертвую голову Олоферна, глаза опущены долу, и поэтому внутренний мир ее остается загадочно-недоступным… В Юдифи много женственной мягкости и обаяния… Красивый золотистый колорит объединяет симфонию винно-красных, оливково-изумрудных, серебристо-голубых, коричневых тонов в единый гармоничный аккорд' (О.М. Персианова).

Ранний период творчества Джорджоне завершает одна из самых интересных его картин - так называемые 'Три философа'.

И.А. Смирнова пишет: 'Каждый из трех философов - определенный тип человека, почти определенный характер. Сидящий в свободной позе юноша с красивым профилем и черными кудрями, одетый в свободную белую одежду и зеленый плащ, целиком ушел в созерцание. Весь его облик пронизан ясной гармонией, это как бы воплощение идеала Джорджоне - прекрасный человек с поэтической душой, столь непохожий на величественные или героические образы флорентийско-римских художников'.

Обратившись в своем творчестве к теме природы, Джорджоне сумел раскрыть те стороны действительности, которые не затрагивал никто до него. Около 1506-1507 годов художник написал для молодого венецианского патриция Габриэле Вендрамина картину 'Гроза'. Микиэль назвал ее, впрочем, 'Пейзажем с грозой, с цыганкой и солдатом', а инвентарь коллекции Вендрамин - 'Картина, изображающая цыганку и пастуха в пейзаже с мостом'.

Сюжет 'Грозы' породил длинный ряд комментариев. Что позволило Э. Винд считать: ''Гроза' - это не сюжет, а шарада'. Свою интерпретацию 'Грозе' дал лорд Байрон.14 апреля 1817 года он писал Мюррею: 'Я был также в Палаццо Манфрини, знаменитом своими картинами. Среди них портрет 'Ариосто' кисти Тициана, который превзошел все мои ожидания в смысле живописной мощи и выразительности образа. Это поэзия портрета и портрет поэзии. Там была также одна из ученых женщин прошлых столетий, чье имя я забыл, но чьи черты постоянно у меня в памяти. Я никогда не встречал большей красоты, нежности и мудрости. Это тип женщины, которая может свести с ума, тем более что она не в состоянии покинуть раму'.

К 1506-1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова: '…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей. Особенно это относится к изображению так называемой 'Лауры', которое в настоящее время считается просто 'Женским портретом'.

Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах - прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь. Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины. Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.

Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром'.

К 1506-1507 годам Джорджоне достигает пика популярности: молодые художники покидают мастерскую Беллини и переходят к нему. Среди них был и Тициан. От Беллини к Джорджоне переходят и заказы венецианского правительства, которое в 1507 году заказало художнику картину для Дворца дожей, а в следующем году - фрески фасада торгового дома немецких купцов, так называемого Немецкого подворья. Эти работы не сохранились, остались лишь восторженные отзывы современников.

Около 1507-1508 годов Джорджоне создал картину, которой одной было бы достаточно, чтобы считать его одним из самых больших художников Возрождения, - свою 'Спящую Венеру'.

В 1525 году Маркантонио Микиэль видел 'Венеру' в доме патриция и гуманиста Иеронимо Марчелло и написал в своих 'Заметках': 'Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написанная Джордже из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом'.

'Венера Джорджоне, так же как и некоторые мадонны Рафаэля, являет собой высшее выражение той 'certa idea' - обобщенного и прекрасного женского образа, о котором писал Рафаэль в своем письме Бальдассаре Кастильоне. Или, говоря словами Леона Баттиста Альберти, того типа человека, в котором должна господствовать 'строгая и соразмерная гармония всех частей'. Джорджоне придает этому идеальному человеческому образу большую поэтичность и глубину, изображая его среди природы. Просторное небо, белые облака, голубые горы на горизонте, уходящие в глубину дали, пологая тропа, ведущая на безлюдный холм с домами, одинокое дерево - все сливается в едином умиротворенном бытии и дыхании с образом спящей Венеры' (Н.А. Белоусова).

Наряду с наиболее совершенными созданиями античности 'Спящая Венера' Джорджоне остается одним из самых человечных, чистых и возвышенных образов женской красоты в мировом искусстве.

Последняя из дошедших до нас картин Джорджоне - 'Сельский концерт'. Эта картина - как бы воплощение представления о 'золотом веке', о котором мечтали современники Джорджоне.

'Здесь вновь раскрывается творческая концепция Джорджоне, выражающая себя в одухотворенном гимне бытию, в просветленном и уравновешенном взгляде на мир, - пишет А.Б. Краснова. - Слияние человеческой фигуры с пейзажем обеспечивает невиданную доселе живописную цельность картины, притом она выдержана в единой мягкой и приглушенной гамме (пейзажный фон этой картины остался недописанным, и его завершил Тициан)'.

В 1510 году на Венецию обрушилась эпидемия чумы. Одной из жертв ее был Джорджоне, который погиб осенью 1510 года в расцвете творческих сил.

джорджоне итальянский художник портрет

Описание картин

Картина 'Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа' написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год. Размер картины 44 x 37 см, дерево, масло. Одна из ранних работ мастера, картина являет собой классическую композицию библейских образов. Уже по этой ранней работе художника заметно, что природа, природная среда в искусстве для Джорджоне начинает играть все более важную роль. Еще нельзя с уверенностью сказать, что Джорджоне изображает единую воздушную среду, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленэрное целое. Но, во всяком случае, можно по праву утверждать, что образная эмоциональная атмосфера, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для фона, так и для персонажей картины атмосфера.

Картина 'Испытание Моисея огнем' создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см, дерево, масло. Ранние работы художника ('Юдифь', 'Испытание Моисея огнем', 'Поклонение пастухов', 'Мадонна Кастельфранко', 'Святое семейство', 'Поклонение волхвов') в основном посвящены религиозной тематике. Эта картина Джорджоне имеет также другое название 'Отрок Моисей перед фараоном' и отражает один из эпизодов жизни пророка Моисея во время его пребывания в Египте.

Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых.

Моисей и его брат Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея. После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. Воды Красного моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, а фараон со своим войском тонет.

Картина 'Святое семейство' или 'Мадонна Бенсон' (другое обиходное название картины) написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1500 по 1505 год. Размер картины 37 x 46 см, дерево, масло. Святое семейство, в христианских представлениях семья, в которой родился Иисус Христос, ближайшее окружение младенца Иисуса в детстве, включающее его мать Деву Марию и ее мужа Иосифа Обручника.

Дева Мария (Богородица, Богоматерь, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение. После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет. Мария присутствует на Голгофе, и, согласно христианской традиции, прежде всего ей является Христос после своего воскресения. По одной из версий, Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, которого Христос велел ей усыновить. За успением Марии, т.е. разлучением души Марии с телом, следует чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.

Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в 'ипостасном' единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, 'не имеющий ни начала дней, ни конца жизни' (Послание к евреям 7,3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос - один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду.

С точки зрения исторической науки, Иисус Христос - явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 века нашей эры, с деятельностью учеников которого связано начало христианства, родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н.э. (условно принятая точка отсчета нашей эры 'от Рождества Христова', предложенная в 6 веке, не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими властями на Голгофе около 30 года нашей эры.

Алтарная работа 'Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо' или 'Мадонна да Кастельфранко' написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1503 по 1505 год. Размер картины 200 x 152 см, дерево, масло; заказчик работы - кондотьер Туцио Костанцо (на подножии престола обозначен фамильный герб).

Собственно, замечательная композиция картина 'Мадонна да Кастельфранко' завершает начальный период творчества Джорджоне. В своих ранних вещах и первых произведениях зрелого периода Джорджоне непосредственно связан с той монументальной героизирующей линией, которая наряду с жанрово-повествовательной проходила через все искусство кватроченто и на достижения которой в первую очередь опирались мастера обобщающего монументального стиля Высокого Возрождения.

Венецианец Карло Ридольфи, посетивший родной город художника в 1640 году, написал в своих 'Записках': 'Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко. Слева поместил святого Георгия (прим. святой Либерал из Тревизо), в котором изобразил себя, а справа - святого Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев, и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого'.

В картине Джорджоне 'Мадонна Кастельфранко' фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме, принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения. Мария восседает на высоком постаменте; справа и слева от нее предстоят перед зрителем святой Франциск и местный святой города Кастельфранко Либерале. Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе. Картина этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна, но выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов. Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. И вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.

Портрет 'Антонио Броккардо' создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и живого конкретного человека. Один из наиболее характерных - его замечательный портрет Антонио Брокардо. В картине художником безусловно, точно и ясно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, но они явно смягчены, подчинены образу совершенного человека. Непринужденно свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в полускрытом под свободно-широкими одеяниями теле, благородная красота бледносмуглого лица, головы, склоненной на крепкой и стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда - все это создает полный благородной силы образ охваченного глубокой, ясно-спокойной думой человека. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно спокойными зданиями образуют пейзажный фон, который, как всегда у художника Джорджоне, не унисонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.

Картина 'Портрет юноши' создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло. Для Джорджоне характерно, что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически целостный идеал совершенного человека или, точнее, идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Поэтому в композициях художника почти отсутствует та портретная конкретность характеров, которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения. Более того, и сами композиции Джорджоне можно назвать лишь в известной мере монументальными. Как правило, они невелики по размерам. Они не обращены к большим людским толпам. Утонченная муза Джорджоне - это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Это картины, рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким и сложно развитым внутренним духовным миром. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность.

Картина 'Читающая мадонна' итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна. Картину относят к раннему периоду творчества Джорджоне. Для историков живописи венецианской школы эпохи ренессанса и исследователей творчества венецианского художника Джоржоне, в частности, атрибуция картины является спорной. На заднем плане картины изображена площадь святого Марка в Венеции (с частью собора Сан-Марко) такой, какой она являлась при жизни Джоржоне. Собор Сан-Марко во времена Джоржоне был не только хранителем священных реликвий и культовым сооружением. Здесь происходила церемония посвящения дожа, здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз собирались жители города. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв. метров) покрыты многочисленными мозаиками. На протяжении столетий безвестные венецианские художники и мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества кусочков мрамора и стекла.

Картина 'Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский' создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло. Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Для некоторых исследователей живописи венецианской школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной. Этот необычайный алтарный образ, персонажи которого как бы перенесены из интерьера собора на лоно природы, поражает особым тонким настроением. Светлый, радостный пейзаж, утренний свет, льющийся из-за холмов, меланхолическое раздумье, в которое погружены участники сцены, придают всему необычайную поэтичность. И в то же время картина поражает ощущением недосказанности, характерным для всех последующих созданий венецианца Джорджоне.

Картина 'Старуха' или 'Портрет пожилой женщины' венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно около 1509 года. Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами ('Лаура', 'Портрет Антонио Броккардо', 'Портрет воина' и другие). Одна из таких типажных картин художника - изможденная 'Старуха', выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени. Слова надписи на листке бумаги, который держит пожилая женщина, гласят: 'Col tempo' - 'Так происходит со временем'.

Картина 'Церера' венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16 века. До нашего времени дошло мало картин как самого Джорджоне, так и работ художников его круга. В искусствоведческой литературе по настоящее время идут споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ. Ряд атрибуций до сих пор носит спорный характер, в частности, это касается и картины 'Церера'. Следует, однако, заметить, что осуществленная в середине 1950-х годов в Венеции первая полная выставка картин Джорджоне и 'джорджонесков' позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных картин, помогла полнее и яснее представить характер его творчества в целом.

Церера, в римской мифологии древнейшая богиня земледелия, хранительница сельской общины, а также хозяйка подземного мира. С Церерой связывали введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации. Церера также была богиней материнства и брака. Иногда разгневанная богиня насылала на людей безумие. Церере были посвящены праздники жатвы и посева, которые сопровождались играми. В греческой мифологии ей соответствует богиня Деметра.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru