Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Возникновение и развитие скульптуры, знакомство с ее основными видами

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

План

Введение

Скульптура - это вид изобразительного искусства. Произведения скульптуры имеют объемную, физически трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Наряду с термином 'скульптура' употребляются как синонимы термины 'ваяние' и 'пластика'.

Скульптура, как и другие виды искусства, является средством отражения действительности в художественных образах. Она отражает реальный мир своими специфическими средствами и способами. Скульпторы каждой эпохи выполняют в своих произведениях характерный для данного времени идеал человека.

Интерес к этому изобразительному виду искусства в настоящее время не утрачивается, а наоборот поддерживается. Многие современные скульпторы продолжают создавать удивительные и неповторимые произведения искусства.

Выбранная тема 'Образ защитника Родины' в настоящее время является актуальной, так как она выражает дань уважения к тем, кто не щадя своей жизни избавили мир от фашизма. Тем более 2010 году празднуется 65-я годовщина Великой Победы. Елец имеет статус города Воинской Славы.

Целями курсовой работы являются: изучение возникновения и развития скульптуры; знакомство с основными видами скульптуры; изучение пластической анатомии (фигуры человека); представление выполненной работы.

Задачами курсовой работы являются:

освоение одного из видов круглой скульптуры (фигура);

создание образа на основе источника творчества, учитывая пластические возможности выбранного материала (глины);

выполнение работы объемной формы на основе характерной для головы анатомической конструкции.

Глава I. Правила работы над скульптурной композицией

1. К истории вопроса. Выдающиеся произведения скульптуры

Возникновение скульптуры, относящаяся к первобытной эпохе, непосредственно связана с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Франции и Австрии), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат и так называемые палеолитические Венеры. Еще шире круг неолитических скульптурных памятников.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств служила выражением всеобъемлющей идеи деспотизма, прославляла собой власть богов и царей и заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному.

Иной гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщенной, но несколько скованной скульптуры периода архаики приходит гибкая, расчлененная, основанная на точном знании анатомии скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп.

В 15 - 16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все больше тяготеет к выражению идеалов ренессанского гуманизма. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится их главной задачей (творчество Донателло, Л. Гиберти, Верроккьо, Якобо делла Кверча и др.). Одной из вершин искусства Возрождения явилась скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряженного драматизма.

В скульптуре барокко ренессанская гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм. В эпоху борокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники.

В тесной связи с барокко развивается классицизм. Принцип классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения. Она сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры 2-й половины 18 - 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими, аллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи.

В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма.

Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Э.М. Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й половине 18 в. Во 2-й половине 18 в. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, В.И. Демута-Малиновского, С.С. Пименова. Тесная связь с архитектурой типичны для скульптуры классицизма.

В 1830 - 40-е гг. в русской скульптуре все больше проступает стремление к исторической конкретности образа (Б.И. Орловский), к жанровой характерности (П.К. Клодт, Н.С. Пименов).

Во 2-й половине 19 в. в русской и западноевропейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму теперь противостоит реалистическое движение с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали. Реализм в русской скульптуре 2-й половины 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины, тема крестьянской жизни.

Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет.

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски.

Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг.

Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

Современная скульптура более основывается на выборе разных фактур, цветов, материалов, нежели на образах. Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.

скульптура композиция пластический материал

2. Анатомические особенности (голова, фигура)

Слово 'анатомия' греческого происхождения. Оно происходит от слова 'anatemno', что обозначает 'рассекаю'.

Форма головы обусловливается, в первую очередь, особенностями строения ее скелета - черепа, а во-вторых, особенностями находящихся в области ее мягких тканей.

Мозговой череп состоит из восьми костей, образующих полость, в которой находится головной мозг. Лицевой череп образуют четырнадцать костей.

В образовании мозгового черепа участвуют кости: лобная, теменная (парная), затылочная, височная (парная), клиновидная и решетчатая.

Лобная кость составляет передний отдел мозгового черепа.

Каноны - от греческого kanon - норма, правило. В искусстве означает совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также соответствующие им образцы, например человеческой фигуры.

Скульптор должен вдумчиво изучать человеческое тело, поскольку в форме, движении и выразительном изображении тела он раскрывает мышление, чувства и характер человека.

Человек - единственное существо, обычно находящееся в вертикальном положении. Проходящая через центр человеческого тела вертикаль образуется пересечением двух плоскостей, помогающих скульптору при лепке тела в пространстве: фронтальная плоскость, делящая тело на переднюю и заднюю половины, и саггитальная плоскость, делящая тело на две симметричные части; последняя проходит на равном расстоянии от парных (симметричных) органов, указывающих середину поверхности тела.

Тело человека содержит много парных органов и образований: глаза, уши, груди, ягодицы и т.д., а также верхние и нижние конечности, иначе говоря, система распределения объемов, в которой симметрия играет важную роль. Столь же важны и продольные деления, сегментный характер тела.

Неравность продольных частей тела контрастирует с двусторонней симметрией и нарушает ее единообразие.

Верхние конечности длиннее торса, нижние конечности длиннее верхних, между тем, как объем торса больше объема конечностей.

Таким образом, человеческое тело представляет собой равновесие симметрии и многообразия.

Человеческое тело является совокупностью изумительного богатства специфических форм и признаков. Пропорции человеческого тела являются источником и средством создания художественного образа.

Совершенство пластической красоты человеческого тела было в центре внимания художников всех времени; отсюда бесчисленные исследования пропорций человеческого тела, установившие довольно точные правила. Древние поняли, что сила, грация, благородство фигуры, изображающей человеческое тело, заключены в применении тщательно изученных пропорций.

Существуют индийские, египетские, греческие, римские и современные каноны, имеющие практическое значение. Индийские каноны отмечают ширину плеч, тонкость талии и икр.

Для человеческого лица единицей измерения служат фаланги указательного пальца. Дистальная фаланга указательного пальца определяет длину глаза, равную расстоянию между глазами. Расстояние между носом и ухом определяется не указательным пальцем, а средним. Если за единицу измерения берется средний палец - египетская единица измерения, - то человеческое тело делится на 21 часть.

В Древней Греции (V век до н.э.) интересны изыскания канона покоятся в связанности элементов, а в гармонии конечностей, в соотношении одного пальца с другим, суммы пальца с ладонью и запястья с предплечьем, предплечья с плечом, и всех конечностей со всем телом.

В 'Трактате о пропорциях человеческого тела' Альбрехта Дюрера приводятся несколько канонов, которые построены на соотношениях 1/7, 1/8, 1/9, 1/10, где общей единицей измерения является размер головы. Средний рост женщины меньше мужского. Высота лицевой части головы мужчин больше высоты мозговой части. У женщин одинакова. Руки и, в особенности, ноги относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин. Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчин, а плечи уже, шея более тонкая и длинная, гортань выступает меньше и более круглая, стопа и кисть значительно меньше, поясница изогнута более вперед, ягодицы выступают сильнее назад, грудная клетка уже и короче, чем у мужчин, расстояние между грудной клеткой и тазом больше - от этого талия и живот длиннее.

Женская фигура имеет более округлые формы.

В детской фигуре в возрасте от трех до пяти лет сравнительно с фигурой взрослого: голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче; руки ребенка благодаря большей длине туловища достигают лишь верха бедра (а не середины как у взрослого), отчего кажутся короткими.

Изменение роста по возрасту:

Новорожденный - 50 см, 1 год - 71 см, 3 года - 87 см, 5 лет - 99 см, 10 лет - 128 см, 15 лет - 155 см, 25 лет - 168 см.

Высота головы укладывается в длине тела:

У новорожденного - 4 раза, трехлетнего - 5, семилетнего - 6, четырнадцатилетнего - 7, у взрослого при росте в 160 см - 7, при росте 170 см - 7,5 раза, при росте 175 см - 7 3Л раза, при росте 180 см - 8 раз.

Глаз новорожденного - 1,5 см в диаметре, глаз взрослого - 2,4 см. Пропорция должна толковаться как этап в постижении искусства, а не как самоцель. Ее следует понимать как точку отсчета, подобно гринвичскому меридиану; по мере совершенствования художника она должна подсказывать новые смелые решения. Вот почему пропорция служит ученику, а не мастеру, как это было в Греции. То есть это - лишь подготовительный этап для творческой фантазии и существует как критерий здравого смысла для студента, учащегося изображать фигуру, а не как требование к мастеру.

Все, что выше перечислено - лишь подготовительная основа, а не прокрустово ложе пропорций, не абсолют, не неизменный или решающий фактор, не конечная цель.

Фигура должна быть прочной, надежной, жизненной и высота ее теперь измеряется стандартом в восемь и три четверти высоты головы.

Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины:

1. Передний торс: высотой в три высоты головы, от линии, проведенной через плечи до лонной дуги. Он делится: а) по базовой линии грудных мышц; б) по линии пупка; в) по линии лонной дуги.

2. Задний торс: высотой в три с половиной высоты головы, от линии, проведенной через плечи до основания ягодиц. Он делится: а) по базовой линии лопаток; б) по линии, проведенной через центр наружных косых мышц живота (линия пупка спереди); в) по линии копчика у основания позвоночника (линия лонной дуги спереди); г) по линии основания ягодиц.4,3. Шея: высотой в половину высоты головы в выпрямленном положении, от кончика подбородка до ямки на шее.

4. Рука: длиной в три и три четверти высоты головы, от ключицы до запястья, она делится у локтя по линии пупка. Запястье находится на положении большого вертела по линии лонной дуги спереди и по линии копчика сзади. Длина кисти руки добавляет к длине руки три четверти высоты головы; таким образом, общая длина руки составляет три высоты головы и три четверти.

5. Нога: длиной в четыре высоты головы, от большого вертела до верхней внутренней таранной кости, она делится посередине у колена. Ступня добавляет к длине ноги одну четвертую часть высоты головы; таким образом, общая длина ноги составляет четыре высоты головы с четвертью.

6. Кисть руки: длиной в три четверти высоты головы, или расстояние от кончика подбородка до линии волос; ширина равна одной четверти ширины головы или расстоянию от основания носа до кончика подбородка.

7. Ступня. Длина ступни равна длине предплечья или одной и одной третьей части высоты головы; ширина ступни спереди равна одной половине ширины головы.

Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и малого роста: высокий и низкорослый, сидя рядом, часто выглядят одинакового роста, так как разница в росте приходится, главным образом, за счет длины ног. Плечевая кость всегда длиннее предплечья, предплечье всегда длиннее кисти. Плечо, когда рука согнута в локте, кажется длиннее, потому что его рабочая длина увеличивается на толщину локтевой кости. Локоть часто находится на уровне подвздошного гребня. Бедренная кость всегда длиннее голени; голень длиннее стопы. Длина бедренной кости равна длине голени плюс высота стопы. Когда человек сидит, длина бедра воспринимается вместе с тазом, высота голени со стопой увеличивается за счет толщины нижнего конца бедра. Опущенная рука у стоящей фигуры достигает концами пальцев середины бедра. Ноги сзади кажутся короче, так как зрительно воспринимаются от ягодиц. Кисть руки и стопа у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Иногда у людей высоких - кисть и стопа малых размеров, а у низкорослых - наоборот. У человека высокого роста голова укладывается в росте не меньше 8 раз, а длина ног от промежности до пола составляет около половины роста.

Фигура человека. Вид спереди

Фигура человека. Вид сзади

3. Материалы и инструменты скульптора

Скульптор во время работы пользуется небольшим количеством простых инструментов, которые несложно изготовить самим. Это стеки - лопаточки разнообразных форм, петли, киянка - большой деревянный молоток, циркуль, отвес - тонкий шнурок с грузиком на конце. Стеки делаются из прочного дерева (самшита, яблони, рябины), из кости или металла. Петли изготавливаются из проволоки, их ручки - из дерева. При работе с пластилином следует всегда иметь под руками тряпочку, смоченную маслом, которой вытирают использованные стеки. Скульптура лепится на станке. Такой станок представляет собой особую табуретку с площадкой, которая может легко вращаться благодаря особому устройству. Высота станка зависит от высоты создаваемой скульптуры, середина которой всегда должна быть на уровне глаз скульптора. Для выполнения миниатюрных скульптур пользуются импровизированным станком из обычного цветочного горшка. Осью поворотного диска служит обыкновенный гвоздь.

Глиняная скульптура должна обязательно иметь жесткий внутренний каркас, иначе она будет постоянно деформироваться и даже может развалиться [6,214).

Инструменты и материалы скульптора

4. Техника и технология работы с пластическими материалами

Технология скульптуры заключает в себе совокупность приемов и средств, используемых при создании скульптурных изображений из различных материалов. С древнейших времен для создания скульптуры, в соответствии с ее назначением и художественным замыслом, использовались самые разнообразные материалы: глина, металлы, камень, керамика [5, 279).

Глина - это первый материал скульптора, позволяющий быстро набросать возникающие в его воображении замыслы. Работая пальцами, ощущая, осязая податливый пластичный материал, скульптор воспринимает руками создаваемые им формы так, как будто их видит [2,211). Пластичность этого материала определяется главным образом его механическим составом, а именно количеством в нем песка. Глины, имеющие минимальную примесь песка, называются жирными, а содержание много песка - тощими. Тощие глины совсем не пригодны для лепки, они грубы и непластичны. Для улучшения качества скульптурную глину вывертывают и вымораживают, для чего укладывают грядками и оставляют под открытым небом на несколько месяцев. Под воздействием ветра, дождя и мороза глина приобретает более тонкое строение и делается пластичным. Вторым ценным качеством скульптурной глины является ее способность как можно дольше не высыхать, а высыхая - как можно меньше усаживаться (т.е. не уменьшаться в размерах). Для улучшения этих качеств, в глину добавляют какое-либо не сохнущее растительное масло, например касторку, а также 1,5 - 2% доли глины крахмал или клей декстрин.

Глина бывает самых разнообразных цветов, что определяется присутствием в ней тех или иных окрашивающих минералов, например примеси железа, углеродистых соединений и др. Окраска может быть желтой, красной, бурой, черной и зеленоватой. Для скульптурных работ лучше всего глины серовато-зеленоватых или желтоватых тонов [2,212).

Для отливки скульптуры используются такие металлы как бронза, медь, чугун, железо, сталь, цинк, олово, золото, серебро и различные сплавы. Кроме металлов применяются гипс, бетон и пластмасса. Эти материалы в жидком состоянии (металлы в расплавленном, гипс - в разведенном) вливаются в формы, снятые с выполненной ранее модели (подлтинника).

Путем высекания или резьбы обрабатываются камень (гранит, мрамор, известняк, песчаник, базальт) и дерево. При этом удаляются лишние части материала и освобождается как бы заключающаяся внутри каменного блока или куска дерева объемная форма [5,279).

Керамика, как материал для скульптуры, включает следующие основные виды: терракоту, майолику, фаянс и фарфор. Керамическая скульптура, выполняемая из различных глин с минеральными и органическими добавками, обжигается в специальных печах. Майолика, фаянс и фарфор покрываются разноцветной или бесцветной глазурью [5,278).

Глава II. Методические приемы обучения школьников работе с пластическими материалами

1. Современные программы по изобразительному искусству

В настоящее время существует много учебных программ по изобразительному искусству. Из всех выделяются, в частности, таких авторов как Шпикалова 'Изобразительное искусство. Основа народного и декоративно-прикладного искусства' (составлена для школ, гимназий и лицеев, с углубленным изучением эстетического цикла. Основная цель программы - развитие личности школьника на национальной основе).

Программа 'Изобразительное искусство', Автор Кузин и 'Изобразительное искусство и художественный труд' (Неменский). Известна еще одна программа 'Изобразительное искусство и среда' в рамках концепций художественного образования, автор Юсов.

2. Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и индивидуальную.

Для занятий скульптурой нельзя руководствоваться одними формами и методами. В основном получается смешанная форма занятия. Учащиеся в праве сами выбирать как им удобно. Это можно объяснить тем что при лепке необходимо время от времени отходить и осматривать свою работу с разных точек зрения, тем самым ища в ней недочеты и ошибки.

3. Использование материала курсовой работы в современной педагогической практике

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение нации, восстановление ее лучших национальных устоев, русской школы, традиционной национальной культуры.

Освоение молодым поколением традиционной культуры через освоение ими навыков пластической анатомии, привлечение их к патриотизму вполне может стать одним из направлений в системе дополнительного образования.

Материал данной курсовой работы, как теоретический так и практический, свободно может использоваться для работы в педагогической практике или в помощь учителю как учебное пособие по скульптуре.

Заключение

При выполнении курсовой работы мы ознакомились с историей и различными видами скульптуры.

В процессе работы были достигнуты все поставленные цели и задачи. Был освоен и изучен один из видов круглой скульптуры - фигура человека. В качестве основы для выполнения работы служило анатомическое строение головы человека. В рамках темы работы были учтены особенности строения именно мужской головы. Материалом для создания скульптуры послужила глина, поскольку она наиболее доступна как пластический материал для создания скульптуры и позволяет изготовить при необходимости форму для отливки.

Во время создания проекта возникли некоторые трудности: пластические свойства глины не позволяли вести длительную работу над скульптурой; представлялось трудным придание внешнего вида, соответствующего характеру задуманного образа. Не получалось проработка мелких деталей; подобный вид художественной работы выполнялся впервые.

Страна испытывает потребность в национальной идее и воспитании патриотизма, а осознанное восприятие художественного образа солдата победителя способствует этому.

Выполненная работа может быть использована в качестве экспоната на различных выставках историко-патриотической тематике.

Список используемой литературы

1. Александрова, О., Демут-Малиновский, Л.Б. [Текст] / О. Александрова, Л. Б Демут-малиновский. - Спб.: 1980. - 50 с.

2. Валериус, С. Советская скульптура [Текст] / С. Валериус. - М.: Знание, 1967. - 240с.

2. Введенский, Б.А. Большая советская энциклопедия [Текст] / Б.А. Введенский. - М.: БЭС, 1956. - 750с.

3. Воронов, Н.В. Люди, события, памятники [Текст] / Н.В. Воронов. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.

4. Воронова, О.П. Искусство скульптуры [Текст] / О.П. Воронова. - М.: Знание, 1981. - 112с.

5. Гришко, Ю. Скульптура [Текст] / Ю. Гришко. - М.: Сканрус, 2005. - 80с.

6. Зураб Церетели. - Липецк, 2005.

7. Коненков, С.Т. Мой век [Текст] / С.Т. Коненков. - М.: Политиздат, 1971. - 368с.

8. Марк Нейман. Дмитрий Петрович Шварц [Текст] / Нейман М. - М.: Советский, 1955. - 817с.

9. Петинова, Е.Ф. Федор Щедрин [Текст] / Е.Ф. Петинова. Спб: Художник, 1977. - 40с.

10. Петренко, А.М. Искусство литья [Текст] / А.М. Петренко. - М.: Знание, 1975. - 160с.

11. Прохоров, А.Ш. Большая советская энциклопедия, 3-е изд. [Текст] / А.Ш. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1956. - 780с.

12. Тарибова, Г.А. Волшебный мир народной скульптуры [Текст] / Г.А. Тарибова. - Воронеж: Центральное Черноземье, 1955. - 817с.

13. Читаем, учимся играть. - М.: Лабиринт, 2005. - 50с.

14. Щипанов, А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / А.С. Шипанов. - М.: Просвещение, 1981. - С 207-220.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru