Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Витражное стекло

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

1. История возникновения и развития витража

1.1 Возникновение цветного стекла и периоды развития витража

История изготовления цветного стекла

История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.

Романский период (XI-XII вв.)

Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму - цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла и использование свинцового профиля.

Основные сюжеты данного периода изображают известных святых или истории из Библии. Наиболее популярно изображенной в витражных композициях, является особо почитаемая Дева Мария, она часто изображается как королева. Преобладающие цвета красный и синий.

Самым древним из уцелевших образцов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Выразительные линии образа прорисованы коричневой непрозрачной эмалью. Для выделения теневых участков применена та же краска в более слабой концентрации. О месте первоначального расположения работы ничего не известно. Она могла быть частью фигуры Христа на небесном престоле. Другой дошедшей до нас работой является группа из четверех пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI - начале XII века. Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам, и, возможно, они были созданы в аббатстве Тегернзее у границы Швейцарии [9].

В церквях, спроектированных или возведенных, примерно, в 1130 году и после, таких как соборы в Шартре и Пуатье, тяжелая структура пронизана необычно крупными окнами. Типичный ансамбль, занимающий обычно положение в западном или восточном пределе, состоит из трех окон, символизирующих Святую троицу. Западные окна Шартрского собора представляют сцены из жизни Христа, его страдания и земную родословную. В Пуатье центр композиции массивной апсиды является шестиметровой высоты витраж «Распятие и Воскресение» (ок. 1160), по обеим сторонам которого расположены окна, рассказывающие истории святых Петра и Павла. По сравнению с ранними публичными храмами, вышеупомянутые окна характеризуются бледными оттенками цвета в тех местах, где когда-то царила аскетичная белизна. Впервые появляются живые напоминания о жертве Христа и о путях человеческого спасения.

Готический период (XII-XV вв.)

Витражи в готическом стиле - плод периода глубокой религиозности и символического мышления Европы средних веков, отразившийся в архитектуре того времени, а готический витраж наилучшая наглядная демонстрация. Отныне окна - рукописный текст в жизнеописании христианских святых.

Витражи в готике носили не только духовный, но и практический смысл. Дело в том, что архитектура того периода ценила плотное расположение окон. По сути стены были лишь соединяющими звеньями между множественными оконными проёмами в соборах, церквях, общественных зданиях. Из-за обилия окон самой разной конфигурации и формы в помещение проникало слишком много света. Художественные изображения на стекле призваны были приглушить его, создав в то же время игру света и теней.

По сравнению с романскими витражами в готических отмечается более насыщенный и глубокий цвет. Так, синие цвета темнеют, а неокрашенные стекла появляются изредка и служат для получения блестящих точек. При этом ради экономии часто применяются гризайли, и не только в бордюрах, где они используются для наносимого кистью растительного орнамента, но также и для фонов.

Венцом готического стиля стал знаменитейший - Нотр-Дам в Париже, Кентерберийский собор, а также окно «Роза» в аббатстве Сен-Дени и Шартрский (собор во Франции), оставили под впечатлением всю Европу. Постоянно нарастающее количество новых форм стекла позволило создавать все более сложные и объемные изображения, а порой целые повествования значимых событий.

Изображения религиозных сцен и великих людей, первоначально появившиеся в католических соборах, были оценены по достоинству, и вскоре европейская знать стала заказывать художественную «игру светотени» для собственных домов [8].

Эпоха Ренессанса (XV-XVI вв.)

Профессия художников встала под патронажем нового богатого класса. Индивидуальных художников с конкретными навыками искали повсюду. Работы художников из стекла в окнах гильдий отражает более высокий статус витража. Колорит и открытое пространство больше не ограничивало архитектурных конструкций, а увеличение светских заказов отражает новые богатства. Архитектура подчеркивается меньше, поскольку она принимает новые органические свойства, формы становится более мягкими и используются теплые цвета, в то время как большее внимание уделяется фактуре.

В XVI веке растёт производство стеклянных панелей для частных построек, таким образом витражное остекление несёт в себе повествование и мораль в изображениях. Начиная с Реформации XVI столетия, созданные религиозные образы строго угнетались и производители стекла были вынуждены искать иных заказчиков, чтобы зарабатывать на жизнь [9].

Упадок традиций (XVII-XIX вв.)

На протяжении одного поколения витражное искусство пришло в упадок по всей Европе. В середине XVII века не было создано, пожалуй, ни одной значительной крупномасштабной работы. Причина прежде всего заключалась в разрушительных последствиях протестантской Реформации и упорном сопротивлении католической церкви. Витражное стеклоделие, всегда связанное с искусством своего времени, становится все более консервативным и переходит на позиции официальной церкви. Кроме того, применение непрозрачных эмалевых пигментов сильно повлияла на светопропускающие свойства цветных окон. Завершающий удар по витражному стеклу как изобразительному средству нанесло разрушение основных стекольных центров в Германии в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648).

Золотой век религиозного витража начался с коренных реформ церкви в конце XI - начале XII века. Конец ему положила другая коренная перестройка, эпоха Просвещения, в которой витражное стекло также не представляло почти никакого интереса. В глазах натуралистов и моралистов религиозное содержание витражного искусства представлялось несовместимым с гуманистическим утверждением прав освобожденного от религиозных оков человека. Огромное количество средневекового стекла было разрушено в ходе Великой Французской революции в знак протеста против многовекового союза католической церкви и королевского двора. Невосполнимой утратой стало частичное разрушение неповторимых окон аббата Сугерия в апсиде Сен-Дени. В тот же период в Англии, где политические перемены были менее болезненны, в грегорианскую эпоху живописное стекло восемнадцатого века претерпело незначительные усовершенствования. Роспись темными эмалями по большим сплошным площадям прозрачного стекла полностью абсорбировала принципы масляной живописи. С одной стороны, старинные традиции витражного стекла отчасти сохранили прошлую цельность. Росписи по стеклу на возвышенную тематику создавались такими выдающими художниками, как сэр Джошуа Рейнольдс, и размещались в просторных помещениях часовен колледжей или других церковных интерьерах [9].

Модерн (XIX-XX вв.)

Стиль модерн ведет свою историю от Парижской художественной выставки 1900 года. «Le style Moderne» популярен до сих пор и вряд ли когда-либо выйдет из моды. Основателем стиля Модерн считают финского художника Акселя Галлен-Каллелу. Основная идея стиля модерн - превознесение формы. Начавшийся с глубоко символизма, модерн впоследствии распространился на все области в искусстве, а основным постулатом стиля стала идея, что «форма важнее содержания». Плавные, замысловатые линии, одухотворенность, изысканность, утонченность, изменчивость подобно морскому прибою. Основная тема стиля - морская, все линии оформления «модерн» так или иначе символически воспроизводят контур морской волны. Часто можно встретить причудливые цветы, морские диковины, волны. Кованые решетки, мозаики в сине-зеленых тонах, и, конечно же, витражи - все это очень характерно оформлению в стиле модерн. Витраж в стиле модерн, как правило, расцвечен не чистыми красками, а полутонами. Бледные, приглушенные, неоднозначные оттенки как пастельного, так и темного стекла, причудливые контуры решеток, сложные и плавные линии - вот те основы, которые делают витраж модерн великолепным артефактом, реликвией, которая со временем становится все более и более ценной [4]. Витраж в стиле модерн - это с одной стороны талантливое художественное произведение, а с другой - пожалуй, наименее требовательный к интерьеру из всех стилей витражей. Дело в том, что классический или готический витраж могут смотреться неуместно в неподходящем интерьере. А художественный витраж в стиле модерн «приспосабливается» к имеющейся обстановке, и подчиняет ее себе, создавая силой цвета и линий непередаваемую атмосферу поэтического уюта.

1.2 Витраж в России

Пришествие витражей в Россию, как и все нововведения, позаимствованные из Европы, приходится на правление Петра 1. Надо заметить, что собственно стекло в России стали производить только в 1639 году, когда Антон Койет, швед по происхождению основал в селе Духанино Дмитровского района стекляничный завод. Хотя заводом данное предприятие можно назвать с большой натяжкой, ведь работало там лишь 6 мастеров. Еще долгие годы оконное стекло в Россию возили из-за границы.

Стекла из цветного стекла и витражи встречались в домах только очень богатых аристократов. Так, например, в своё время Пётр I привёз из Нарвы витражи в подарок Кириллу Нарышкину. Позднее эти витражи оказались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

В храмах витражи встречались еще реже чем в светском мире. Иконы в православии не писались на стекле ввиду его хрупкости. Святые должны были быть «увековечены» в прямом и переносном смысле. Архитектура православного храма также не способствовала применению витража в его интерьере.

Тем не менее «стекольная тема» не могла не захватить мысли главного химика и естествоиспытателя страны Михайло Ломоносова. Ещё в 1751 году в докладе в Академию он предлагает «делать на стеклянных заводах … также и оконничные цветные стёкла, каковых знатное число из Италии через здешний порт в Персию провозят…». В 1753 году Михаил Васильевич строит свой завод в селе Усть-Рудица Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Основное предназначение завода было варка смальты и цветного стекла для мозаичной мастерской Академии наук, но после смерти Ломоносова в 1768 году завод закрылся.

Был в России и другой стекольный завод - Императорский, ведущий свою историю с 1730 года. Сохранилось всего два витража Императорского стеклянного завода написанные на зеркальном стекле. Это витраж 1857 года, копия на стекле картины Неффа Т.А. «Ангел молитвы» и витраж «Святое семейство», копия картины Фра Барталамео. Оба витража исполнены П.С. Васильевым.

В середине 1860-х годов появляется первая «специализированная» витражная мастерская русского живописца В.Д. Сверчкова организованная под Мюнхеном, а с 1873 года переехавшая во Флоренцию.

Промышленное изготовление витражей началось в России в конце 1890 годов. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских. Мастерские работали как на привозном стекле, так и на отечественном.

2. Виды витражей и технология изготовления

2.1 Основные виды витражей

Классический паяный витраж

Свинцово-паяный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Классический витраж представляет собой набор разноцветных стекол, заранее вырезанных по определенному рисунку, и скрепленных между собой специальным профилем. Традиционно витраж классика набирается исключительно вручную. Сам же процесс выглядит следующим образом. В начале, выбирается рисунок и адаптируется под технологию классического витража. Затем по шаблону рисунка вырезаются кусочки разноцветного стекла, и обрабатываются. После того как все кусочки вырезаны, по рисунку-шаблону витражист вручную выкладывает изображение из металлического Н-профиля (протяжки), которое потом заполняется разноцветными стеклами. Места соединения профиля и стекла для надежности пропаиваются. Нужно отметить, что если старые мастера в качестве протяжки использовали только свинцовый профиль, то современный классический витраж чаще всего изготавливают с применением латунного, алюминиевого или медного профиля, поскольку они более прочные. Традиционные свинцовые профили используют крайне редко, в основном для воссоздания витражей под старину [13].

Тиффани

Одной из наиболее распространенных техник изготовления витража является техника «Тиффани». Такое название она получила от имени своего изобретателя и популяризатора американца Льюиса Тиффани, на рубеже 19 - 20 веков вдохнувшего новую жизнь в древнее искусство, на основе старого способа паяного. Сутью усовершенствования технологии паяного витража является использование в качестве соединительного элемента тонкой медной ленты. Края ленты, по ширине немного превышавшие ширину стекла, загибались под углом 90 градусов к плоскости торца стекла, создавая, таким образом, паз, удерживающий стекло в заданном положении. Составленные в единую картину элементы витража, пропаивались на стыках оловом, а затем покрывались медной или черной патиной. Главными достоинствами новой технологии можно было признать относительно малую ширину закрепляющих захватов ленты - всего 1-2 миллиметра, а также малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. Необходимо отметить, что для изготовления витражей Тиффани используют специальные, «преломляющие» и «пятнистые» стекла, изобретенные самим Луисом. Преломляющее стекло может быть как матовым, так и прозрачным. Это стекло отличается от других наличием мелких вкраплений стеклянных окрашенных волокон, которые заставляют лучи света преломляться, и «разбрызгивать» вокруг себя радужные отблески[13].

Фьюзинг

Фьюзинг - спекание (дословно с английского - сплавление) стекла. Фьюзинг является одной из самых молодых техник. Витраж в технике фьюзинг родился в Германии в 90-х годах прошлого столетия. Эта технология подразумевает термическое соединение нескольких стеклянных элементов в единое целое. Суть технологии фьюзинг заключается в том, что на стекле-основе собирается рисунок будущего витража из вырезанных заранее маленьких кусочков разноцветного стекла, стеклянной проволоки, гранул и шихты. Затем эта заготовка помещается в специальную печь, где спекается в единый пласт. Такая технология изготовления витражей позволяет создавать изделия различной толщины, формы и фактуры. На сегодняшний день фьюзинговые изделия делят на два вида: полный фьюзинг и полуфьюзинг. Полный фьюзинг предполагает получаемую на выходе гладкую поверхность стекла. А полуфьюзинг представляет собой стекло, в котором стеклянные элементы только слегка оплавляются, спаиваясь между собой и стеклом-основой. В итоге получается поверхность, на которой каждый элемент слегка выпуклый. В зависимости от задумки художника цветовые пятна витражного рисунка могут смешиваться, или наоборот, сохранять свои четкие очертания. Кстати, особенности этой техники таковы, что даже самый опытный мастер не сможет сделать два абсолютно идентичных изделия.

Заливной витраж

Заливной витраж довольно новая технология. На стекло наносится сверхпрочный полимерный контур, который после высыхания образует границы заливки и создает рельеф. В зависимости от замысла художника толщина контура может быть от 1,5 до 8 мм. Цвет контура тоже может варьироваться от стандартного черного или «мокрого асфальта» до золотистого и серебристого. Затем отдельные части замкнутого контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков. Технология нанесения контура и лаков вручную близка к росписи, поэтому художник может создать даже портрет. Специализированные полимерные лаки позволяют наносить рисунок на любые материалы - стекло, зеркало, дерево, плитку, пластик. Лаки устойчивы к ультрафиолетовому излучению и не выгорают на солнце. Они не боятся влаги и перепадов температур, поэтому заливные витражи могут украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты.

Кастинг

Техника Кастинг, известная у нас как «муранское стекло». Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Фацетный витраж

Впервые технология фацетного витража была использована во Франции (от фр. facet - грань). В случае с витражами это подразумевает то, что на стеклах (не только на зеркальных) присутствуют фацеты (фацетные элементы). Фацетные витражи - это те же классические витражи с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или отдельных) снят фацет. Снятие фацета позволяет получать дополнительную игру света в обработанных гранях фацетов для витража. Фацетный витраж выполняется из объемных, шлифованных и полированных пластин, имеющих огранку. Готовые фацетированные детали витража вставляются в более прочную (латунную или медную) оправу. Для изготовления фацетов для витражей используется стекло толщиной от 5 до 25 мм. Чтобы усилить эффект от преломления света, для стекол изготавливают более широкую фаску. В таком витраже стекла более толстые и тяжелые. Стекла также могут быть разной формы и размеров. После огранки все элементы нового витража собираются в красивые геометрические узоры, обрамляются в медные или латунные профили и скрепляются в одну композицию. Очевидные достоинства - оригинальные зрительные эффекты, напоминающие рисунки акварелью. Область применения фацетных витражей не ограничивается простенками и окнами, благодаря своей жесткой оправе они спокойно выдерживают нагрузку открывания-закрывания и могут использоваться в дверях, а также каминных экранах и мебельных фасадах [13].

Моллирование

Моллирование - процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла. Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки. Отекание или свободное формование стекла - изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750 - 800?С, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: фьюзинговый элемент и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен в дизайне интерьера. Он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах. Изготовление комбинированных витражей - это очень сложный процесс, поскольку необходимо преодолевать сложности при совмещении разных по свойствам материалов в едином произведении.

Травлёный витраж

Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Многослойное травление специальными составами в несколько планов достигается постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле.

2.2 Расписной витраж (роспись по стеклу)

Роспись по стеклу (или витражная роспись) пришла к нам из эпохи Возрождения. Уже тогда изготовители витражей догадались использовать краски для росписи стекла.

В наши дни, благодаря достижениям химической промышленности, ассортимент материалов для витражной росписи чрезвычайно широк. И технология нанесения витражных красок чрезвычайно упростилась. Теперь она доступна каждому, благодаря невысокой стоимости материалов и возможности создавать шедевры даже при отсутствии художественного образования при использовании трафаретов.

Сегодня витражи с росписью стекла можно использовать самыми разнообразными способами: в качестве окон, декоративных вставок в двери или предметы мебели, для изготовления посуды и сувениров, эксклюзивных светильников и других предметов [16].

Можно выделить несколько видов росписи:

1 С использованием контура

2 Свободная роспись

3 Смешанная техника

Виды красок:

В настоящее время, для росписи стекла используется три основных типа красок:

1 Акриловые краски

2 Краски, требующие обжига после нанесения или обжигаемые витражные краски

3 Краски, не требующие обжига после нанесения или необжигаемые краски для росписи стекла.

Акриловые краски:

Акриловые краски не прозрачны, при нанесении на стекло высыхают и образуют прочную несмываемую пленку. Удобные тем, что разбавляются водой или специальным растворителем.

Обжигаемые витражные краски:

Обжигаемые витражные краски требуют запекания в печи, что не очень удобно, ведь не всегда есть для этого возможность, плюс надо соблюдать осторожность, т. к. высока вероятность получения ожога. Большим плюсом использования данного типа красок можно считать равномерность нанесения покрытия и высокую прочность.

Необжигаемые витражные краски:

Третий вид красок очень популярен, он не требует запекания, образует прочную прозрачную пленку, имеет яркие насыщенные цвета.

Технология росписи по стеклу включает в себя несколько этапов, которые, в зависимости от используемых материалов, могут отсутствовать.

Технология изготовления витражного рисунка:

· Создание рисунка на бумаге или чаще всего использование готового рисунка.

· Тщательная очистка поверхности стекла и обезжиривание (спиртом или любым моющим средством)

· Перенос рисунка на стекло, первоначально может осуществляться при помощи специальных маркеров, а затем поверх наносится контур, либо сразу наносится контур, который предназначен для формирования границ. Он делит стекло на маленькие кусочки, имитируя свинцовые пластинки, что и создает эффект настоящего витража. Контур может быть черным, золотым, серебряным или любым другим цветом

· Сушка контура, от получаса и более

· Заливка элементов рисунка специальными витражными красками или равномерное закрашивание кистью

· Запекание (или обжиг) в печи, в домашних условиях вполне подойдет духовка (при надобности)

· Сушка. Разные типы красок сохнут разное время, обычно время высыхания указывается производителем на упаковке и может достигать 24 часов

· Лакирование и последующая сушка, для придания рисунку блеска и большей стойкости.

Роспись по стеклу - занятие, которое не может не увлечь. Яркие краски преобразят наскучившие вещи до неузнаваемости: старые стеклянные банки и бутылки чудесным образом превратятся в изумительные вазы и подсвечники, а зеркала, окна и дверцы шкафов, украшенные затейливыми узорами, привнесут в дом уют и неповторимое очарование.

3. Искусство современного витража

3.1 Витраж в современном искусстве

В наши дни витражное искусство переживает настоящий взлет своей популярности. Современные витражи украшают не только окна и двери, они красуются на декоративных перегородках, подвесных потолках, фонарях, куполах, лампах. Льющийся сквозь цветное стекло солнечный свет или подсветка придают оригинальность интерьеру любого помещения - будь то дом или офис. Витражное искусство XX века ознаменовало переход от монументальной живописи к декоративно-прикладному искусству. Искусство витража приобрело светские черты. Диктовать моду теперь стали не традиции, а отдельные художники. Сфера применения витражей стала более обширной.

Для современного человека не мене важна практичность этих элементов интерьера, не требующих особого ухода и способных долгие годы украшать квартиру или офис.

3.2 Знаменитые витражисты

Луис Кофморт Тиффани (1848-1933) - американский художник, витражист, мастер работ по стеклу, ювелир и предприниматель, который изобрел технику изготовления витражей с помощью различных элементов цветного стекла, соединенных с помощью сплавления оловом. Эта техника под названием «копирфойл» используется мастерами витражного дела до настоящего времени.

Анри Кро (1840-1907) - художник и скульптор практически заново открыл забытую технику спекания стекла, и изобрел способ формования стекла плавлением стеклянной пасты в формах по методу древнеегипетской техники.

Габриэль Арш-Руссо творил произведения искусства из стекла в технике patte de verre, предпочитая изготавливать не массовые, а эксклюзивные изделия. Эта технология базируется на спекании в специальных формах мелко перемолотого стекла.

Братья Даум создавали стеклянные изделия в стиле модерн, но после окончания Первой мировой войны, когда в моду вошел стиль Арт-деко, мастера стали изготавливать вазы и чаши с геометрическими рисунками. Глубокое травление стекла кислотой часто сочеталось с полосами полировки. В период Арт-деко братья Даум изготавливали высококачественные изделия из свинцового хрусталя, пользовавшиеся необыкновенной популярностью вплоть до 70-х годов ХХ века. В 1965 г. они стали использовать технологию спекания стекла, а именно - технику рatte de verre.

Эмиль Галле (1846-1904) - французский дизайнер, реформатор художественного стекла, представитель стиля модерн. Галле использовал технику «лунного света» - подкраску стекла оксидами кобальта, которые придают стеклу сапфировый оттенок. Он также занимался изготовлением изделий из многослойного стекла. Он изобрел технику «стеклянные маркетри», вводя в горячую массу пузырьки воздуха, фольгу и делая специальные трещинки.

Рене (1860-1945) - французский ювелир и мастер стеклянных дел, выдающийся представителей стиля Арт Нуво. Изобрел метод литья под давлением, который использовал при изготовлении многих ваз и скульптур. Для произведений Лалика характерна цветная эмаль (нанесенная на цветное стекло патина). В 20-х годах ХХ века дизайн стал понятием, сочетающим искусство и возможности промышленных технологий. Новый стиль Арт-Деко набирает свою силу, витраж утрачивает свою роль, такую значимую в эпоху модерна. Старые мастера остаются без работы. Их сменяют новые имена.

Фрэнк Ллойд Райт. Линию единства архитектуры и декора в США активно поддерживает выдающийся дизайнер и архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В спроектированных им домах интерьер выдержан в стиле минимализма, почти бесцветен и построен на сочетаниях прямых линий. Этим достигается принцип Райта, согласно которому ничто не должно мешать созерцанию вида из окна. Но, в то же время витраж в окне необходим, чтобы широкие оконные пространства не выглядели пустыми. Фрэнк Ллойд Райт говорил, что ему очень досаждает смешивание образов на стекле с видом из окна, поэтому узор на окне должен быть нейтральным.

Марк Шагал. К витражному искусству обращались многие выдающиеся деятели искусств ХХ века. Марк Шагал - гениальный художник, видевший мир по-своему и перенесший радость жизни в свои картины, тоже занимался витражным искусством. Впервые заказ на изготовление витража Шагал получил почти в семидесятилетнем возрасте, но техническую сторону процесса освоил быстро и даже полюбил. Им стал витраж для Кафедрального собора в Меце. Чтобы облегчить и ускорить работу, он привлек к изготовлению витражей по своим рисункам Шарля Марка - руководителя студии витражей в Реймсе, но перед последним обжигом изделия обязательно лично наносил на стеклянное панно последние штрихи. Самыми известными витражными работами Шагала являются окна в Храме Всех Святых (Англия, Тудли), панель памяти Дага Хаммаршельда в здании ООН в Нью-Йорке и витражи 12-ти колен Израилевых в Иерусалимской больнице Хадаса.

Альфонс Муха. Выдающимся художником и характерным представителем стиля модерн был чешский художник Альфонс Муха. До сих пор на улицах Праги можно увидеть афиши и панно с рисунками этого талантливого дизайнера. Его стиль узнается сразу и, несмотря на веяния изменчивой моды, не утратил своей прелести и в наши дни. Самой известной витражной работой Альфонса Мухи стал витраж для собора Св. Вита в Праге. Вокруг центрального панно под названием «Прославление святых Кирилла и Мефодия» расположены еще 36 витражей, изображающих сюжеты из жизни миссионеров. Свое мастерство дизайнера и витражиста Муха проявил и в работе над оформлением торгового дома ювелира Фуке.

Антонио Гауди. Для своих фантастических зданий использовал витражи и гениальный испанский архитектор Антонио Гауди, который ненавидел прямые линии и углы. В своих творениях неординарный дизайнер использовал криволинейные формы, большое разнообразие цветов и представителей живой природы. Именно витражи позволяли достичь ощущения обширного пространства, необычных форм и фантастической игры света в зданиях, построенных по проектам Гауди [5].

3.3 Новосибирские мастера и мастерские, работающие в технике витраж

Молодой Новосибирск (119 лет) тоже может похвастаться витражами, встречающиеся в разных уголках города.

Можно выделить двух новосибирских мастеров-витражистов, чьи работы украшают наш родной мегаполис:

Сокол Владимир

Художник монументально-декоративного искусства, член Союза художников СССР с 1970 г., Заслуженный художник РСФСР (1980).

Основные работы Владимира - это панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина» (1965), панно «Богатства Сибири» в Доме ученых СО АН СССР (1967), панно «Покорители Оби» в поселке строителей Новосибирской ГЭС - ОбьГЭС (1970), панно «Природа Сибири» в ресторане гостиницы «Обь» (1974), витраж «Наука» в вестибюле НГУ (1975), панно «Рождение Оби», «Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала (1976), панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь» (1979), десять витражей «Города Сибири» на станции «Речной вокзал» новосибирского метро (1985).

Еще в 1974 году перед Владимиром открылась возможность сделать витраж в фойе университета, состоящий из пяти пятиметровых квадратов, каждый со своим сюжетом, но с общей для всех квадратов темой науки. Для него привезли из Брянска плоское прозрачное цветное стекло, стекло резали на части нужной формы и величины и вставляли в подготовленные для них ячейки витража. В фойе университета днем и вечером при освещенном фойе во дворе витраж сияет цветом чистых прозрачных плоскостей.

Спустя десять лет, в 1985 году, Сокол был одним из тех, кто принимал участие в оформлении станций Новосибирского метрополитена «Речной вокзал». Где художник предпринял нестандартное решение: станция - большой плывущий по Оби корабль; через расположенные на его «бортах» иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки.

Десять окон-иллюминаторов. И словно десять сибирских городов встречаются на пути - Новосибирск, Омск, Бийск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Тобольск, легендарная Мангазея [10]. И все это художник решил ярким цветным витражом.

К сожалению, этими витражами завершилось творчество Сокола.

Игорь Ельченко

Член правления НРОО Союз дизайнеров России.

Есть художники талантливо фиксирующие образы и события окружающего мира, а есть художники создающие этот мир. Именно таким является Игорь Ельченко, смело и профессионально работающий в различных жанрах изобразительного искусства: монументальном и декоративном, графике и дизайне.

Витражи Новосибирского театра кукол, Дворца бракосочетаний, Первого ректора НЭТИ-НГТУ Г.П. Лыщинского, Аллея Связистов имени А.И. Никулина, Станция метрополитена «Гагаринская» и множество других работ этого автора украшают наш город [14].

В понедельник, 19 декабря 2005 года, во втором корпусе НГТУ состоялось торжественное открытие «стеклянного» портрета профессора Лыщинского - первого ректора Технического университета. Это удивительный витраж высотой в 2,5 и длиной в семь метров.

Новосибирский художник-витражист, добиваясь, чтобы мозаика цветных стекол превратилась в узнаваемый портрет профессора. Витражное полотно состоит из восемнадцати стеклянных секций, каждая из которых весит около тридцати пяти килограммов.

Сначала предполагали поместить витраж, как и положено, в оконный проем, а потом решили украсить им стену кафедры электропривода. Витраж играет только тогда, когда через него преломляется дневной свет, поэтому Ельченко пришлось подсветить профессорское лицо двадцатью низковольтными лампами.

Ельченко решил выполнить профессора в классической цветовой гамме: теплые бежевые тона с вкраплениями коричневого и желтого. Пришлось повозиться и «поиграть» со стеклом, чтобы профессорские глаза «налились» глубиной и мудростью: это обычные художники могут одним взмахом кисти изобразить нужную светотень, стекло же предполагает трудоемкую и кропотливую работу. Но самым сложным была для витражиста даже не стеклянная светотень, а схемы разных электроприводов, которыми Ельченко решил обрамить профессорское лицо, для полноты образа.

Так же по рисункам Ельченко изготовлены витражи для театра кукол. Мотив главного фасада в виде трех кукол-неваляшек ассоциируется с народной игрушкой, со скоморошьими представлениями, русским балаганом и сказкой.

Новосибирские мастерские

Также в Новосибирске существуют более пятидесяти компаний и мастерских, работающих в разных техниках витража.

Из них можно выделить студию художественного витража - «Индиго», создающую художественные витражи по следующим технологиям: тиффани, заливной витраж, художественное матирование стекла, бевелс-витраж. Главное отличие студии, уникальные витражные изделия создают вручную.

Благодаря владению различными технологиями, специалисты студии создают эксклюзивные предметы интерьера - витражные столики, торшеры и бра, зеркала с декором, часы, рамки для фотографий, подсвечники, шкатулки, картины с подсветкой.

Техника заливного витража является гордостью мастерской «Индиго». Такой витраж делают лишь единицы витражных мастерских в России. При его изготовлении специалисты достигли совершенства, доработали и внесли много нового в технологию.

Мастера «Студии художественного витража «Индиго» создали множество уникальных витражей для городских квартир и загородных домов, для общественных организаций, таких как ОАО «Газпромнефть», ИЦИГ СО РАН, Дом Актёра, ресторан «Барin», бюро путешествий «Марко Поло», клуб «Альпен Грот», лицей №200, МВД.

Так же достойна внимания Фабрика Художественного стекла «Стеклянная радуга», которая занимается изготовлением изделий из стекла по различным технологиям и для любых интерьеров.

Фабрика Художественного стекла «Стеклянная радуга» была создана в г. Новосибирске генеральным учредителем, директором и идейным вдохновителем в одном лице, Токаревым Андреем Николаевичем, в 2003 г. после посещения европейских выставок художественной обработки стекла. В результате чего, фирма одна из первых в Сибири, начала заниматься изготовлением изделий в технике «фьюзинг».

За время работы компания приняла участие в ряде выставок, получила много положительных отзывов и предложений по сотрудничеству.

Ассортимент изготавливаемой продукции очень широк - от крупногабаритных витражей, до настольных сувениров.

Заключение

витражный фьюзинг стекло мастер

В результате выполненной работы, были решены следующие поставленные задачи: изучена тематическая литература, рассмотрена история возникновения и развития витража, а так же виды витражей и технология изготовления, узнали о состоянии витража в современном искусстве и ознакомились с витражистами, в частности новосибирскими мастерами и мастерскими.

Сегодня искусство изготовления витражей вновь становится популярным. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В наше время, с развитием новых технологий и тенденций архитектурной моды, витражные конструкции применяются значительно шире, в том числе и для декорирования различных деталей интерьера и экстерьера, домов, офисов, ресторанов и других помещений.

Если раньше витражи украшали храмы и дома только состоятельных людей, то современные технологии сделали витражный декор вполне доступным. Современная эпоха разнообразила и технологию изготовления витражей. Она постоянно совершенствуется, мастера продолжают экспериментировать с новыми материалами и инструментами, и производство художественных витражей постоянно растет.

Витражи помогают создать эксклюзивный и индивидуальный стиль помещения, поэтому дизайнеры интерьеров в настоящее время активно используют витражи при разработке проекта интерьера. Витражи позволяют уйти от стандартного оформления и привычных решений, сделав стиль помещения особенным.

Картины из цветного стекла, как и тысячу лет назад поражают воображение, обладают таинственной притягательной силой, а значит, никогда не выйдут из моды.

Список источников

1 Бондаренко, М. Витраж своими руками / М. Бондаренко. - М.: Наука и жизнь. 1997. - №7. - 42 с.

2 Брыль, Я. Витражи / Я. Брыль. - Минск: Мастацкая литература, 1974. - 272 с.

3 Бунеева, М. Искусство витража. От истоков к современности / М. Бунеева. - М.: Белый город, 2004. - 288 с.

4 Вечерний Новосибирск [электронный ресурс] - Режим доступа: http://vn.ru/index.php? id=72279

5 Известные витражисты [электронный ресурс] - Режим доступа: http://artultra.ru/vitrazhi/izgotovlenie-vitrazhey/iskusstvo-vitrazha/izvestnye-vitrazhisty/

6 Княжицкая, Т.В. Витражи Санкт-Петербурга / Т.В. Княжицкая. - СПб.:

7 Кузьмина, М.Т. История зарубежного искусства / М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 472 с.

8 Минухин Е. Об искусстве витража / Е. Минухин. - М.: Искусство, 1950 г. - 76-79 с.

9 Мир витража [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mir-vitraga.ru/

10 Строительство метро в Новосибирске. Станция «Речной вокзал» [электронный ресурс] - Режим доступа: http://gelio.newsib.ru/post/456/

11 Студия художественного витража [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vitrage-art.ru/index.html

12 Ткачук, Т. Цветные витражи. Модно и стильно / Т. Ткачук. - М.: АСТ, Сталкер, 2008. - 192 с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru