Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Анализ картины Николая Рериха "Ангел последний"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Анализ картины Николая Рериха «Ангел Последний»

Москва 2010г

Н.К.Рерих создал несколько картин, имеющих название «Ангел Последний»:

-Николай Рерих. Ангел Последний. 1912. Картон, темпера. 52 x 73.Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.

-Николай Рерих. Ангел Последний. 1942. Холста, темпера. 91,4 x 152,3.Государственный Музей Востока, Москва, Россия.

Картины с одним и тем же названием «Ангел Последний» написаны во время грозных событий ХХ века. Николай Константинович обладал пророческой способностью воспринимать характер и направление действующих в мире социальных сил и общие признаки их проявлений. « Эти предрекающие картины появились тогда, когда переворот, который в настоящее время охватил наш мир, считался фактически невозможным» (Теодор Хеллин 'Голос эпохи', сб. « Держава Рериха»-- 2-е изд., исправленное. -- М.: Международный Центр Рерихов, 2004. )

Возвращение к уже использованному сюжету через 30 лет, можно объяснить стремлением художника дополнить, развить, уточнить содержание картины и добиться большего эмоционально - нравственного, духовного воздействия на зрителя в данной исторический отрезок времени. Елена Рерих вспоминает: 'Сейчас (1941) пишется картина, напоминающая об 'Ангеле последнем' 1912 года, только тогда название было 'И пролетит над Землею', а теперь будет - 'И пролетел над Землею Грозный, Прегрозный'. Вехи в разные времена данные, уже становятся на свои места' ( Письма Елены Рерих. 1929-1939. В 2-х томах. Том 2, изд-во Санкт-Петербургского Государственного учреждения культуры и дополнительного образования 'Институт Культурных Программ', 2009 г).

В своем творчестве Н.К.Рерих стремиться понять и передать истинную народную мудрость и обращается к истокам: легендам, народным преданиям, сказкам, религиозной философии. Работы художника показывают цельность мироздания, тесное единство человека и природы, реальность образов духовного мира. 'Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства….' (Б. Н. Абрамов «Грани Агни Йоги» 1971 год.)

Николай Рерих. Ангел Последний. 1912. Картон, темпера. 52 x 73.Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.

На картине изображен Ангел, спускающийся с Небес в вихрях и клубах Огня и Света. Ангел держит копье острием вверх и щит. Небо закрыто багряными беспокойными облаками. На заднем плане картины за вершинами гор вспыхивают голубые зарницы. Перед горной грядой протекает река, несущая голубовато-синеватые воды. Слева и справа на переднем плане картины везде проникающие, испепеляющие языки пламени, огонь, идущий непреодолимой силой на города и крепости. На переднем плане в центре мы видим изумрудную зелень и раскрывшиеся во всей красе цветы - проявления животворящей Природы. Этот оазис слева и справа охраняет каменная твердь.

Сюжет картины «Ангел Последний» связан с библейскими темами: над объятой пламенем землей непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков Ангел, воздающий за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы оповещают о новой жизни. В полотне 'Ангел Последний' Николай Константинович Рерих раскрывает тему возмездия Высших сил мироздания за бездуховную жизнь человечества.

Эта картина - предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не пойдет по правильному пути. ( П. Беликов , см. 'Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»' г.Новокузнецк, 2000 г., с.100)

« Плоды» механической цивилизации: разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма - всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона - предсказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». ( П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П.КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во 'Агни', 1996. - 3-е изд., доп.)

Православная культура, несомненно, стала одним из важнейших источников постижения Н.К.Рерихом духовного опыта наших предков, а древнерусский живописный язык -- источником для развития собственного символического языка. Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Его церковное именование 'архистратиг' означает старший воин, вождь. На иконах Архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола. Можно увидеть взаимосвязь образа Ангела Последнего Николая Рериха и иконописного образа Архангела Михаила. «Не случайно художник в 1912 году, создавая картину «Ангел последний» (США), обращается к языку древних иконописцев. Древнерусская живопись, ею развитые формы и символы помогли наиболее полно отразить апокалипсические настроения времени». ( Тютюгина Н.В.«Православная культура в живописи Н.К.Рериха», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения кафедра истории искусств факультета искусствоведения и культурологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет имени А.М. Горького», Екатеринбург, 2005г. )

Николай Рерих в картине «Ангел Последний» языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10-1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в этом произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, в виде зубчатых декоративных завитков. Это буйство огня неотвратимо настигнет все, что нарушило законы мироздания, законы гуманизма и благости. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Природа и силы ее созидающие - разумны, вечны, всесильны и справедливы. Человеку придется все же задуматься о своих деяниях и их последствиях. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии первой мировой войны. Голубые зарницы за синими горами - рождающаяся новая жизнь, пульсирующая в такт с законами мироздания. Река между Синими Горами и сгорающими заблуждениями человечества унесет в никуда этот пепел. Девственные живоносные цветущие луга, река, каменная твердь Духа и голубые зарницы Новой Жизни, идущие из-за Синих Гор, дадут человеку возможность стать Человеком, соблюдающим законы мироздания.

Значимая деталь в картине -- синеющие горы вдали. «С гор -- скрижали Завета. С гор -- герои и подвиг», -- пишет Н.К.Рерих в 1930 году в Гималаях ( Н.К.Рерих. Держава Света. Цит. по кн.: «Знамя Преподобного Сергия Радонежского.» Новосибирск, 1991. с. 162). 'Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, - пишет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. - Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования - любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир волю Всевышнего - быть вестниками Бога на земле (ангел с греческого так и переводится - «вестник». Ангел Последний принес волю Высших сил людям, они стремиться разбудить души людей, возродить и поддержать в людях стремление к Любви и Гармонии.

Использование художником приемов иконописи в картине « Ангел последний» придает еще большую выразительность и усиливает энергетическое воздействие на зрителя. «Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное - изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, - эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Иконопись сравнивают со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона - светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов…» («Открытие, сохранение и будущее старины. Рериховская концепция сохранения пространства культуры» В.А. Козар, lib.icr.su/node/849, электронная библиотека Международного центра Рерихов).

«И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха -- это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю -- да и кто знает имя правды? -- но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом». (Л. Андреев, писатель, цитата с сайта «Слово о Николае Рерихе http://yro.narod.ru/zaschitim/slovo.htm) .

рерих библейский живопись художник

Литература

1. Абрамов Б. Н. «Грани Агни Йоги», 1971 год.

2.Андреев Л, писатель, цитата с сайта «Слово о Николае Рерихе http://yro.narod.ru/zaschitim/slovo.htm)

3. Беликов П., см. 'Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха», «Вестник»,' г.Новокузнецк, 2000 г.

4.Беликов П.Ф., Князева В.П. «Николай Константинович Рерих», Самара: Изд-во 'Агни', 1996. - 3-е изд., доп.

5. « Держава Рериха», сборник , Теодор Хеллин 'Голос эпохи', 2-е изд., исправленное. -- М.: Международный Центр Рерихов, 2004г.

6. Козар В.А., «Открытие, сохранение и будущее старины. Рериховская концепция сохранения пространства культуры», lib.icr.su/node/849, электронная библиотека Международного центра Рерихов.

7. « Письма Елены Рерих 1929-1939». В 2-х томах. Том 2, изд-во Санкт-Петербургского Государственного учреждения культуры и дополнительного образования 'Институт Культурных Программ', 2009 г.

8. Рерих Н.К.. Держава Света. Цит. по кн.: «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», Новосибирск, 1991г.

9. Тютюгина Н.В.«Православная культура в живописи Н.К.Рериха», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения кафедра истории искусств факультета искусствоведения и культурологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет имени А.М. Горького», Екатеринбург, 2005г.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru