Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии "Древо"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

1

/

План

Введение

За последние годы произошли значительные изменения в сфере социально-культурной деятельности. Это можно заметить по числу и разнообразию мест для отдыха. У большого количества людей есть желание не только приятно, но и полезно проводить свои свободные от работы часы. При этом полезно во многих отношениях - для здоровья, для получения новых знаний и т. д.

Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков с ограниченным слухом, определил в данной работе ее цель - определить степень социальной значимости рациональной организации культурно-досуговой деятельности посетителей Творческой Студии «Древо». Таким образом, цель курсовой работы можно сформулировать как анализ и пути совершенствования СКД в Студии «Древо» как СК учреждении.

Объект исследования - деятельность посетителей указанного учреждения как социальное творческое явление в условиях социально-культурной среды людей с ограниченными возможностями в плане слуха.

Предмет исследования - организация социально-культурной деятельности посетителей Студии, потребности и возможности инвалидов в творчестве.

В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это труды следующих авторов: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Сухомлинский В.А., Соколов Э.В., Масолев Б.Г., Каргин А.С., Хренов Н.А. и другие. В ходе данной работы были проведены самостоятельные исследования рассматриваемого учреждения.

По результатам выполнения дистанционных заданий производится анализ ситуации в районе и вырабатывается модель районного сетевого методического объединения

Перспективные планы:

1. Организация районного сетевого методического объединения

2. Организация информационного пространства сайтов школ района.

3. Организация фестивального движения

4. Организация проектов районного масштаба.

Изученные труды названных авторов и проведенный анализ позволили сделать ряд необходимых для достижения поставленной в работе цели предположений.

Гипотеза исследования - организация социально-культурной деятельности инвалидов в рамках Студии удовлетворительно функционирует, если:

- содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в использовании руководителем определенных координационных действий;

способствует удовлетворению потребности посетителей в творческой самореализации, а именно, отражает творческую.

Глава 1. Развитие СКД

Исследования социально-культурной деятельности направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов развития, а также педагогических технологий развития личности и социальных общностей в условиях досуга Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально - культурной интеграцией личноссти: Дисс. - СПбГУКИ, 2003. С. - 20-21., в контексте тех или иных социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность возникла и развивается на стыке с общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией, культурологией, культурной антропологией, теорией организаций и другими отраслями науки Социально-культурная деятельность на пороге XXI века. История, теория, технология: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию факультета «Управления социально-культурной деятельностью» (14 апреля 1999г.). ВСГАКИ - Улан-Удэ, 1999. С. - 10.. Социальная значимость этой деятельности состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы, проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения результатов исследований в деятельность различных учреждений культуры и образования, творческих студий, общественных объединений и движений, а также управленческих структур.

Чтобы отследить развитие СКД, необходимо учитывать следующие основные понятия: культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ; культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими, и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей; творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация; творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания); организация культуры - юридическое лицо, основная деятельность которого направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующее в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации; учреждение культуры - некоммерческая организация культуры, созданная собственником для осуществления культурной деятельности и финансируемая им полностью или частично.

В разные исторические периоды СКД называлась: до 1920 г. - внешкольное образование; с 1920 по 1970 г. - политико-просветительская работа; с 1970по 1990 г. - культурно-просветительская работа; до середины 90-х годов - культурно-досуговая работа; с сер. 90-х годов - социально-культурная деятельность.

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС См. Зазерский Е.Я. Сегодня и завтра советского клуба. // Клуб и художественная самодеятельность. № 1, 1983.. После путча деятельность социально-культурных учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название - СКД Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л.А. Беляева. - М., 2001. С. - 179..

Деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга - это СКД. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

Культурно-досуговая деятельность - составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-просветительская работа также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и так далее, основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и так далее), а также основные права граждан в области культурной деятельности Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,1990. С. - 70..

Особенностей СКД можно насчитать несколько. Во-первых, она осуществляется в свободное время. Во-вторых, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью. В-третьих, характеризуется многообразием видов. В-четвёртых, РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).

Отличительные черты СКД - это гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер. И, соответственно, её функции делятся на развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.

Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности делятся на самообразование, общественную деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга.

Глава 2. СКД в Студии «Древо»

2.1 Состояние СКД в Студии

Творческая мастерская деревянной скульптуры для детей и подростков Студия «Древо» с точки зрения социально-культурной деятельности занимается следующим. Обучение детей и подростков русским народным ремеслам:

резьбе по дереву, резной деревянной игрушке, плетению игрушек из липового лыка, расписной деревянной игрушке;

реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.

Рассмотрим более подробно по пунктам текущую социально-культурную деятельность Студии «Древо». Направления работы:

- организация досуговой деятельности детей-инвалидов;

- работа мастерской детей и родителей по изготовлению дидактической игрушки;

Услуги:

- Консультации родителей по вопросам воспитания детей-инвалидов.

Услуга предоставляется бесплатно родителям детей с ограниченными возможностями на базе Студии. С момента внедрения за консультацией обратилось более 700 человек, планируется расширение.

- Изготовление и распространение реабилитационно-адаптивной игрушки. Продажа производится по адресу: Санкт-Петербурга, В.О., ул.. Гаванская, д. 52, 3 дня в неделю.

Планируемые проекты и услуги: организация досуговой деятельности в доме самостоятельного проживания для молодых людей с ограниченными возможностями. Цель проекта: создать пакет технологий по организации досуга инвалидов.

Характер мероприятий: творческие мастерские, производственные мастерские по интересам. Приглашаются к сотрудничеству: иностранные благотворительные организации, школы, НКО, родителей.

В Санкт-Петербурге в Культурно - выставочном центре «Евразия» состоялась специализированная выставка-ярмарка художественных изделий «Сувениры. Подарки. Украшения». Выставка явилась подарком для жителей Санкт-Петербурга к празднику 300-летия города. Ее организатор - выставочное объединение «СИВЕЛ».

Выставка прошла при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Российского Этнографического музея, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.

Цель выставки - демонстрация и реализация художественной продукции, а также создание благоприятных условий для делового общения представителей малого и среднего бизнеса - фирм-производителей и оптовиков, заинтересованных в реализации сувенирной продукции и изделий народных промыслов и ремесел. В работе выставки-ярмарки приняло участие более 150 фирм из различных регионов и областей Российской Федерации (Северо-Запада, Нижегородской, Тверской, Ярославской, Томской, Ивановской, Челябинской и других), Украины и Белоруссии.

Свои работы выставили мастера-ремесленники: художники, коллекционеры, флористы. В рамках выставки прошли мастер-классы резьбы по дереву детской студии «Древо».

По проделанному самостоятельно исследованию можно отметить, что экспозиция была представлена следующими тематическими разделами:

1. Сувенирная продукция (бизнес сувениры, художественные и рекламные сувениры).

2. Ювелирные изделия, бижутерия.

3. Народные художественные промыслы и ремесла.

4. Художественный текстиль.

5. Предметы интерьера.

6. Изделия флористики.

7. Одежда, головные уборы.

8. Игрушки, игры.

Как всегда, большой интерес к выставке проявили фирмы-оптовики, у которых есть возможность заключать соглашения на оптовые поставки сувенирной продукции с известными фирмами производителями, собранными на одной выставочной площадке.

Существует уверенность, что выставка-ярмарка «Сувениры. Подарки. Украшения» и в дальнейшем будет способствовать развитию и распространению традиций народного творчества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, повысит интерес к деятельности объединений и фирм, ориентированных на реализацию изделий народных промыслов, окажет в целом положительное воздействие на развитие рынка сувенирной и подарочной продукции.

Остановимся подробнее на специфике социально-культурной деятельности в Студии «Древо». Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт.

Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами, так хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице, изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой прокисало несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам.

Резные работы по дереву -- национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества -- резьбу по дереву. Таким образом, Студия является продолжательницей русских традиций, возрождается элемент национального сознания.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Начинать занятия в Студии «Древо» нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.

Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки, что важно для людей с ограниченными возможностями.

Знания и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность на втором году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, а на третьем году и с рельефной резьбой.

Теперь коснемся второго аспекта социально-культурной деятельности Студии «Древо» - реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.

Хозяйственно-экономическая функция Студии состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в учреждении. Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на труд, распределение труда между членами Студии, мера использования посетителями общественно-бытовых учреждений.

Характер выполнения посетителем хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат группы, на воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением труда в Студии.

Характер влияния хозяйственно-экономической функции на взаимоотношение в Студии может быть двояким: положительным (при справедливом распределении труда между участниками, старшим и младшим поколением, способствует укреплению отношений и трудовому воспитанию). Негативным - при неучтении некоторых особенностей группы и посетителей в частности.

Компоненты: организация внутригруппового общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество Студии в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

Здесь необходимо вспомнить определения межличностных отношений, общения, их взаимосвязи. Требование: доверительность, открытость, естественность, доступность, сопереживание. Функции: психологическая защита, эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в личном счастье.

Досуг - условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек всецело распоряжается сам Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграцией личности: Дисс. - СПбГУКИ, 2003. С. - 22.. Досуговая (рекреационная) функция Студии «Древо» - организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Во-вторых, удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

Досуг в Студии можно разделить на следующие компоненты. Время на дом, труд и самообслуживание, в том числе с использованием услуг коммунально-бытовых учреждений (покупки, приготовление пищи, уход за помещением, мебелью, одеждой, обувью). Во-вторых, время на сон и еду. В-третьих, свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, общественная деятельность, отдых.

Среди различных дел, выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.

Та часть свободного времени, которой человек распоряжается по своему усмотрению и есть досуг.

Главные характеристики досуга в Студии «Древо»:

- Продолжительность

- Место проведения

- Форма проведения

- Нравственно-эстетический уровень

Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий Даринский А.В. Досуг // Рос. пед. энциклопедия. В 2 т. - 1993.- Т.1.- С. 288-289.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск, 1981. С. - 95..

Поэтому кроме опасности “чисто развлекательного досуга” не менее грозная опасность для воспитательной миссии досуга - освобождение его от развлечений. При этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна быть согласованна со школьными программами, чтобы ребенок, придя в школу, уже довольно ясно мог себе представить требования учителей. Программа обучения обязательно должна иметь познавательную основу. Также необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!»

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение.

Поэтому совершенствование организации семейного и общественного досуга одна из нравственных задач общества.

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами, как это происходит с детьми-инвалидами по слуху.

В связи с отмеченным, в Студии возрастает потребность в психотерапевтических функциях: “резонирование” (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии.

Новизна этих функций Студии заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки групповых отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.

Характеристика основных параметров структуры Студии: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура. Взгляд на СК учреждение как систему характерен для современных психотерапевтов и исследователей. творческий досуговый глухой подросток

2.2 Актуальность функционирования Студии как СК учреждения

Основными посетителями Студии «Древо» являются дети - и подростки-инвалиды по слуху. В связи с этим можно выявить актуальность функционирования Студии как социокультурного учреждения. Основными целями смотра-конкурса художественной самодеятельности инвалидов являются:

активизация деятельности инвалидов и адаптация их в современных условиях;

содействие межличностному общению среди инвалидов;

организация досуга инвалидов;

привлечение общественного внимания к проблемам инвалидов.

Участниками смотра-конкурса являются жители г. Санкт-Петербург, из числа инвалидов, коллективы художественной самодеятельности районных общественных организаций инвалидов.

Организация и проведение городского смотра-конкурса возлагается на Департамент культуры мэрии, Управление социальной поддержки населения мэрии, управления социальной защиты населения администраций районов.

Студией «Древо», целью которого является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, велась большая работа по социальной поддержке инвалидов по слуху, по их трудоустройству, организации досуга, нуждающимся членам ВОГ оказывается адресная материальная помощь.

В советское время организация трудоустраивала всех неслышащих, обеспечивала их общежитием, многие, благодаря ходатайствам областного правления ВОГ получили квартиры, обеспечивались путевками в санатории и Дома отдыха. Постоянно оказывалась материальная поддержка нуждающимся. Велась большая культурно-массовая и спортивная работа, коллективы успешно принимали участие в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях различного уровняЗазерский Е.Я. Сегодня и завтра советского клуба. // Клуб и художественная самодеятельность. №1, 1983. С. - 47-50..

Обществом глухих подготовлено более 20 Лауреатов смотров и конкурсов, множество дипломантов, организация была участником почти во всех гала-концертах, как зональных, так и в Москве, других городах. На высоком уровне велась спортивно-оздоровительная работа. Постоянно работали кружки декоративно-прикладного искусства, проводились выставки. В Студии имеются люди, обладающие нормальным слухом, это сотрудники организации и спецшкол, а также люди, активно помогающие в работе с неслышащими, проведении их досуга.

Ведется большая работа по организации досуга инвалидов по слуху, проведению различных мероприятий, работают кружки художественной самодеятельности. К сожалению, спортивная работа из-за отсутствия средств свелась к участию глухих спортсменов и физкультурников только в городских и областных соревнованиях и Спартакиадах для инвалидов. Общество также проводит работу по повышению общеобразовательного уровня глухих и слабослышащих.

Постоянно ведется взаимодействие с областными школами-интернатами для глухих и для слабослышащих детей, с спецсадами. Ведется большая работа по продвижению организации, публикуются статьи о глухих, о работе общества, пишут и другие и не только в местной прессе, но и во всероссийских изданиях. Из-за отсутствия финансирования организаторы вынуждены самостоятельно искать средства для существования Студии, для проведения социально-культурной деятельности.

2.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002. С. - 60-61..

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999. С. - 110-115..

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. В развивающуюся современную модель социально-культурной деятельности в Студии «Древо» должен активнее вписываться ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор должен широко включаться в регулирование процессов в социально-культурной деятельности, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды Там же. С. - 90.. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив должен обусловливать тесное сотрудничество ряда деловых кругов со Студией «Древо».

Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам.

Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов.

Большая работа должна вестись по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002. С. - 40-43..

Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Что касается механизмов привлечения финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (студия, клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999. С. - 93-96..

Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах должны создаваться гибкие, подвижные, организационные структуры -- временные творческие коллективы. Они обязаны действовать на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная деятельность на местах.

Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Что же конкретно модно сделать для совершенствования СКД в Студии «Древо», учитывая специфичность посетителей этого учреждения. Это должны быть следующие шаги:

1. «Компьютер как эффективное средство формирования и развития мировоззрения инвалидов по слуху»; основам компьютерной грамотности должны быть обучены при помощи сурдопереводчика посетители Студии Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - № 3. С. - 14-17.

2. «Организация досуга инвалидов по слуху». Эта возможная программа должна включать в себя проведение культмассовых мероприятий, репетиции кружков художественной самодеятельности, курсы жестового языка для добровольцев, приобретение видеокассет с надписями, пошив костюмов для участников художественной самодеятельности силами добровольцев.

3. «Интернет - для глухих». Данный проект должен обеспечить инвалидов связью с Интернет, дабы разнообразить кругозор посетителей; значимость Интернета не должна создавать сомнения в своей функциональности особенно на уровне Студии рассматриваемого вида См. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. «Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство при обучении глухих детей и ликвидации безграмотности взрослых глухих». В числе мероприятий проекта - командировка в Москву, в Центр образования глухих и жестового языка, билингвистическую гимназию (единственную школу в России, где обучение ведется параллельно и устным, и жестовым методом), проведение круглого стола по проблемам жестового языка, конкурса среди учителей спецшкол, владеющих жестовым языком, несколько экспериментальных занятий по жестовому языку.

Нуждается в издании брошюра «Из опыта обучения детей-инвалидов по слуху и детей нормально слышащих в едином коллективе народным ремеслам». Также необходимы инструменты и материалы. В Студию «Древо» приглашаются студенты-практиканты и социальные педагоги.

Заключение

Подводя итоги сказанному в целом, отметим, что программное и методическое обеспечение социально-культурной деятельности посетителей Студии «Древо» - необходимое педагогическое условие успешности, эффективности, рациональности организации этой деятельности. Стихийность же, бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации СКД населения способны нанести организации и самим посетителям такой вред, какой они наносят любой другой образовательной деятельности.

Культурно-досуговая деятельность участников фестиваля - не просто сфера свободного времени людей, это сфера содержательного наполнения их свободного времени, а досуг служит своеобразной лабораторией культуры Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. С. - 73..

Организация культурно-досуговой деятельности посетителей Студии «Древо» рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации детей-инвалидов в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря, способствует успешности удовлетворения потребностей инвалидов во впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные осознанные практические умения и способствует успешности протекания процесса выбора детьми будущей профессии.

Организация социально-культурной деятельности посетителей Творческой Студии «Древо» рациональна, если опирается на комплекс разработанных педагогических условий, если направлена на самореализацию инвалидов по слуху в творчестве, социальное их самоопределение и преодоление отчуждения между ними и здоровыми гражданами, сохранения и приумножения памятников традиционного национального деревянного творчества.

Социокультурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Постепенно восстанавливается и такая очень важная сфера культурного пространства, как деревянное творчество на базе Студии «Древо» Иконникова С.Н. История культурологических теорий. В 3 ч. Ч. 1. - СПб., 2001 г. С. - 46..

Список использованной литературы

Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. Историческое единство человечества и союз национальных культур // Введение в культурологию. - М., 1993 г.

Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л.А. Беляева. - М., 2001.

Бондаренко Е.А. Медиаобразование и проблемы преподавания искусства // Педагогика искусства в творческих поисках. М., 1996.

Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. - М., 1987 г.

Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте: Материалы Российской научно-практической конференции. - Оренбург, 2000 г.

Даринский А.В. Досуг // Рос. пед. энциклопедия. В 2 т. - 1993.- Т.1.

Зазерский Е.Я. Сегодня и завтра советского клуба. // Клуб и художественная самодеятельность. № 1, 1983.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. В 3 ч. Ч. 1. - СПб., 2001 г.

Интернет в гуманитарном образовании / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. М., 1998.

Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации. - М., 1993.

Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации. - М., 1993 г.

Лобанова Б.Е. Философия и социология творчества. Саратов, 1983.

Масолев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учебное пособие. - М., 1995.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002.

Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988 г.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000 г.

Никитин Б.Н. Ступеньки творчества и развивающие игры. - М., 1989г.

Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Омск, 1992.

Организация и методика художественно-массовой работы // Д.М. Генкин и др.; Под ред. Д.М. Генкина. - М., 1987 г.

Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю. Степанова. - Петрозаводск, 1995 г.

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации // Школьные технологии. - 2002. - №3.

Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного и творческого труда в клубе. М., 1983.

Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М., 2003.

Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977.

Социально-культурная деятельность на пороге XXI века. История, теория, технология: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию факультета «Управления социально-культурной деятельностью» (14 апреля 1999г.). ВСГАКИ - Улан-Удэ, 1999.

Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск, 1981.

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,1990.

Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграцией личности: Дисс. - СПб ГУКИ, 2003.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы - М., 1997.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru