Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства

Работа из раздела: «Культура и искусство»

ТЕМА: Американский дизайн для организации досуга и развлечений, на примере музеев современного искусства

Содержание:

Введение

Глава 1. Определение дизайна. Американский дизайн и архитектура в формировании городского пространства - музеи современного искусства

Глава 2. Великие деятели американского дизайна, основоположники новых направлений и их вклад в популяризацию и развитие музеев современного искусства

2.1 Френк Ллойд Райт - музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке. Биография, творческие достижения

2.2 Френк Оуэн Гери - музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао, 1997 , концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе, 2003. Биография, творческие достижения

2.3 Стивен Холл - Музей современного искусства Киасима в Финляндии, 1998. Биография, творческие достижения

Заключение

Список литературы

музей американский дизайн искусство

«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира»

(Филипп Старк, США)

Введение

Наша жизнь не стоит на месте. Меняется человек, развивается общество, выдвигаются все новые и новые требования к среде обитания.

Мы живем в обществе, где эстетические свойства предмета, ценятся не ниже функциональных. Дизайн в 20-21 веке стал глобальным феноменом охватывающим самые разнообразные сферы: начиная с архитектуры и мебельного производства и заканчивая графикой.

Современный дизайн словно губка впитывает, самые разные мотивы, он не ограничен никакими стилистическими рамками, он обнаруживает новые выразительные средства, распологая неограниченными возможностями. Архитектура, как и дизайн всегда отражала в своих произведениях, как в зеркале периоды человеческого бытия, их тенденцию, моду, социально-экономический уклад, эстетические взгляды. Нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства - дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека.

Дизайн - явление 20 века - активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу 21 века, хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое - т.е. среду. Средовой дизайн -- это связующая нить, объединяющая различные уровни городской жизни. Это информация, необходимая для нормального существования и комфортного перемещения в урбанистическом пространстве. То, что помогает людям понять и осознать, где они находятся и чем занимаются, чувствовать себя уверенными и полноправными участниками процессов, происходящих в городе.

В конечном итоге средовой дизайн призван объединить различные элементы городской среды в единое целое, формируя узнаваемый образ. Огромное значение в развитие данного явления сыграли выдающиеся американские архитекторы, создав совершенно новый и уникальный тип зданий - музеи современного искусства, которые не только разумно вписываются в окружающую среду, но и формируют и преображают пространство вокруг себя, придавая ему новое социально - культурологическое значение.

В проектировании музеев современного искусства в полной мере выразились уникальные дизайнерские идеи американских архитекторов, которые до сих пор являются предметами массового внимания, изучения, да и просто достижениями современности. Именно американские архитекторы стали законодателями мод и основоположниками новых дизайн - форм и технологий в проектировании зданий музеев современного искусства, а также их грамотной интеграции в городскую среду, которые продолжают свое развитие по сей день.

Цель данной работы оценить вклад американского дизайна, в развитие и популяризацию музеев современного искусства на примере знаменитых сооружений, созданных такими американскими архитекторами как: Френк Ллойд Райт, Френк Оуэн Гери и Стивен Холл.

Исходя из цели были поставлены на решение следующие задачи:

Рассмотреть понятия дизайна, американского дизайна, взаимодействия архитектуры и дизайна в проектировании городского пространства.

Проанализировать и представить творческую биографию, выдающихся американских деятелей дизайна: Френка Лойда Райта, Френка Оуэна Гери, Стивена Холла.

Рассмотреть дизайнерские подходы американских архитекторов: Френка Лойда Райта (Музей Гугенхайма в Нью Йорке), Френка Гери (Музей Гугенхайма в Бильбао) и Стивена Холла (Музей Киасма, Финляндия), при проектировании музеев современного искусства и их интеграции в городскую среду.

Показать, что бурное развитие музеев современного искусства в 20-21 веке напрямую связано с их ценностью как архитектурно -дизайнерских шедевров современности.

В качестве объекта исследования рассматривались Музеи современного искусства, созданные американскими архитекторами. Предмет исследования: своеобразие и уникальность творческих подходов в дизайн - проектировании зданий (Музеев современного искусства) выдающихся американских архитекторов 20-21 века (Френка Ллойда Райта, Френка Оуэна Гери, Стивена Холла). В работе представлен иллюстративный материал, позволяющий оценить масштабность идей и особенности дизайна, каждого здания.

Глава 1. Определение дизайна. Американский дизайн и архитектура в формировании городского пространства - музеи современного искусства

Дизайн, как термин, имеет множество определений и значений.

Дизайн, как вид деятельности, Дизайн, как внешний вид предмета, Дизайн, как концепция или идея. Попытки дать всеобъемлющее определение дизайна наталкиваются на определенные трудности. В. Флуссер определял дизайн -«как место, где встречаются искусство и технология, чтобы произвести новые формы культуры. Он заявлял:

-«Роль, которую играет дизайн, является черезвычайно важной для жизненности искусства.» ( В. Флуссер The shape of things: A philosophy of design? 1999).

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано следующее определение:

«Дизайн - конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты».

Более полное определение дизайна, было предложено Международным советом организаций индустриального Дизайна,- ICSID:

«Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является установление многогранных свойств объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Следовательно, дизайн - центральный фактор прогресса в гуманизации технологий и определяющий фактор культурных и экономических изменений.

Дизайн - явление 20 века - активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу 21 века, хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое - т.е. среду.

И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства.

Исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. В данной работе, хотелось бы поговорить о великих американских архитекторах, задавших целое направление в дизайне и архитектуре, предложив новый подход в проектировании зданий и интеграции их в городское пространство.

Для изучения были выбраны знаменитые на весь мир музеи современного искусства спроектированные такими американскими архитекторами и деятелями дизайна как: Френк Ллойд Райт (Музей Гугенхайма, Нью Йорк, 1959), Френк Оуэн Гери ( Музей Гугенхайма, Бильбао,1997, Концертный залл Уолта Диснея,2001), Стивен Холл (Музей Киасма, Финляндия, 1998). Их вклад в мировой дизайн очевиден, и находит продолжателей и учеников по сегодняшний день.

Чтобы понять как происходило становление американского дизайна, обратимся к истории. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы. Французский наблюдатель Леон де Лаборд видит в американцах «промышленную нацию, которая становится художником». Он добавляет, что «Америка пойдет своим собственным путем».

В первой трети 20 века в Европе один за другим начинают возникать музеи современного искусства. Само появление этого типа музея было обусловлено спецификой авангардной художественной культуры, противопоставлявшей себя традиции и утверждавшей новизну в качестве ценности и, в силу этих особенностей, не находившей места в пространстве традиционного музея.

В США первый музей, посвященный исключительно современному искусству, открылся в Нью-Йорке только в 1929 году - Museum of Modern Art известный под аббревиатурой (MoMA) стал образцом не только для американских, но и европейских музеев современного искусства, во многом определившим пути их развития в 20-21 веках.

Модернистский этап развития МоМА связан и с созданием постоянной экспозиции музея по новым принципам: был выработан тот принцип показа, который оказался доминирующим при экспонировании большинства мировых коллекций искусства модернизма и остается таковым по сей день. Принцип был изобретен Барром, в 1936 году, создавшим схему, которая легла в основу временной выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Вместо традиционного хронологического показа, Барр предложил концепцию эволюции «-измов», согласно которой, искусство совершило путь от фигуративности к абстракции: развивалась скорее форма, чем содержание, и искусство не подвергалось при этом существенным внешним влияниям.

При этом индивидуальная художественная практика «вписывается» в некие направления и течения, которые связаны между собой и имеют определенные хронологические рамки.

Такой логичный, рациональный подход удобен, и этот метод репрезентации остается и сегодня, главным методом при создании постоянной экспозиции музеев современного искусства, включая МоМА.

Создание эволюционной концепции и соответствующего ей принципа показа, - предлагающего зрителю единственный вариант прочтения истории современного искусства, потребовало нового музея.

Именно эта музейная и художественная концепция легла и в основу нью-йоркского Музея Гуггенхайма, созданного по инициативе финансиста и промышленника Соломона Гуггенхайма и задуманного как музей нефигуративного искусства. Нефигуративное (нонфигуративное) искусство - термин, используемый в искусствознании в качестве синонима абстрактного искусства.

Элитарный образ модернистского музея потребовал и соответствующей архитектуры его здания, которая бы способствовала подобному восприятию его экспонатов. Проект создавался американским архитектором - Френком Ллойдом Райтом на протяжении двух десятилетии? и был закончен в 1959 году. Здание музея прославилось своей архитектурой, едва ли небольше, чем своей коллекцией современного искусства. И повлекло за собой появление музеев в других городах и странах.

Испанский музей Гуггенхайма, как и его нью-йоркский предшественник, знаменит, прежде всего, своей архитектурой. Он построен по проекту всемирно известного современного архитектора Фрэнка Гери, представителя постмодернистского направления в архитектуре. Сложное решение внутренних пространств создает условия для создания нелинейного типа экспозиции. Архитектура существует в одном концептуальном поле с выставочными методами музея.

Проект Музея современного искусства Киасма в Хельсинки, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является шедевром знаменитого американского архитектора, который завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Стивен Холл специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью . Сам он говорил так:

-«Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.»

Глава 2. Великие деятели американского дизайна, основоположники новых направлений и их вклад в популяризацию и развитие музеев современного искусства

2.1 Френк Ллойд Райт - музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке. Биография, творческие достижения

Основоположник органического дизайна, архитектор и теоретик искусства - американец Френк Ллойд Райт - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Он не посещал общеобразовательную школу, получая знания на дому,. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби.

В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.

Известность Райту принесли «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1].

Френк Ллойд Райт вместе с Чарлзом Ренни Макинтошем в конце 19 века ввели концепцию органической архитектуры, которая стала предвестником органического дизайна. Главный постулат органического дизайна утверждал, что отдельные элементы, например предметы мебели, должны визуально и функционально, вписываться как в интерьер, так и в общую концепцию здания. Более того само здание также должно соотноситься с местностью, где оно построено, через структуру, материалы, цвета.

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943--1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. В здании нет острых углов, и оно задумано таким образом, чтобы избежать разрывов во внутреннем пространстве, а, значит, и в восприятии экспозиции .

Архитектор Франк Ллойд Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея, наиболее известны блистательные проекты: «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) -- удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон -- Уэкс» в Расине (штат Висконсин) -- здание без окон. Вилла «Дом на водопадах» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века, Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».

Музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке, 1959. История создания, дизайнерские особенности

Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне манхэттенской архитектуры, давно стало узнаваемым символом Нью-Йорка. Гигантское спиралевидное здание, построенно без единого угла, задумано таким, чтобы в нем разместилось как можно большее количество картин. В результате сам музей стал едва ли не большей достопримечательностью Нью-йорка, чем хранящиеся в нем коллекции полотен импрессионистов и постимпрессионистов.

История музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте

девизом фонда стал последовательный авангардизм. Сегодня коллекция Гуггенхайма включает в себя огромное количество произведений искусства начиная с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени. Фонд Гуггенхайма управляет целой международной сетью музеев. Старейшим из них и, конечно, наиболее примечательным является нью-йоркский музей Гуггенхайма.

В июне 1943 г. архитектор Фрэнк Ллойд Райт получил письмо из Фонда Соломона Гуггенхайма. Требовалось построить здание для собранной Гуггенхаймом коллекции нефигуративной живописи. ..

Выбор архитектора для постройки самого современного музея в мире оказался весьма удачен. Фрэнк Райт тоже был авангардистом, поборником органической архитектуры. Нью-Йорк для реализации идей Райта подходил менее всего: слишком тесно, повсюду торчат небоскребы, не развернешься, нет перспективы. Однако Гуггенхайм настаивал именно на Нью-Йорке, и Райту пришлось подчиниться требованиям заказчика.

Место для музея было выбрано между 88-и? и 89-и? улицами, поближе к Центральному парку, подальше от городского шума и тесноты.

На воплощение райтовского замысла ушло16 лет. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было, наконец построено, оба они были признаны гениями.

А здание и в самом деле было в высшей степени дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы.

Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры 20 столетия. Музей Соломона Гуггенхайма стал воплощением райтовских идей органической архитектуры.

Его огромная спираль напоминает раковину моллюска, с внутренними пространствами, свободно перетекающими одно в другое. Здесь нет привычной анфилады музейных залов, где в чопорной строгости расставлены и развешаны экспонаты.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем.

В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения.

Музейные залы разделены, как дольки апельсина, представляя собой изолированные, но зависимые друг от друга части целого. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей - залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла. Открытый внутренний двор - атриум - дает возможность одновременно видеть разные части здания.

Согласно первоначальному замыслу Райта, здание музея должна была увенчивать круглая стеклянная башня, где размещались бы студии и квартиры художников. Из-за финансовых трудностей этот проект не был реализован. В 1968 г. вместо башни было выстроено небольшое здание запасного фонда.

Однако в начале 1990-х гг. в ходе реставрации его разобрали и, наконец, выстроили задуманную Райтом башню. В ней расположились четыре дополнительные выставочные галереи.

Полностью соответствуя культурным запросам современного общества появляется новый тип здания - «здание-достопримечательность».

Музей спровоцировал создание подобных по всему миру и до сих пор вдохновляет, как просто людей, так и дизайнеров, и архитекторов по всему миру.

Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью Йорке, 1959.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

2.2 Френк Оуэн Гери - музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао, 1997 , концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе, 2003. Биография, творческие достижения

Френк Гери один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.

Френк Гери -настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг, 1929.

Родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. С 17 лет живёт в Лос-Анджелесе. Учился в университете Южной Каролины (бакалавр, 1954), а затем в Гарвардском университете (магистр, 1957). Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, и у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе свое бюро.

Сейчас это одна из ведущих фирм мира, в которой работает более 200 архитекторов. Гэри принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма -- музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003).

Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом, то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек. Гэри создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы.

Работы Фрэнка Гэри становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций. Его деконструктивизм - это распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов. По его собственному признанию, в творчестве Гэри, в его художественном понимании архитектуры, присутствует лейтмотив очертания и подвижности рыбы (по его словам, намек на традиционное еврейское блюдо матери, «гэфилтэ фиш»). Этот лейтмотив можно проследить во всех поздних постройках Гэри: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-97), музей Уокера, (Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992) и т. д.

Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания, 1997). История создания, дизайнерские особенности.

Представители Страны басков в 1991 году обратились в Фонд Соломона Гуггенхайма с предложением поучаствовать в развитии своего региона вообще и города Бильбао в частности. И как ни странно Фонд отнесся к предложению благосклонно. Было принято решение выстроить в Бильбао здание очередного Музея Гуггенхайма.

Разрабатывать проект поручили Фрэнку Гери, известному американскому архитектору, который смело сочетает различные строительные материалы, любит оригинальные формы и не боится отступать от классики. Архитектор Филипп Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».

В 1997 году в испанском городе Бильбао открылся для посетителей очередной Музей Гуггенхайма сегодня Фонду Гуггенхайма принадлежат помимо американских филиалов в Нью-Йорке, и Лас-Вегасе также музеи в Берлине, Венеции, Абу-Даби, Гвадалахаре, Вильнюсе).

Испанский музей Гуггенхайма, как и его нью-йоркскиий предшественник, знаменит, прежде всего, своей архитектурой. Он построен по проекту всемирно известного современного архитектора Фрэнка Гери, представителя постмодернистского направления в архитектуре. Сложное решение внутренних пространств создает условия для создания нелинейного типа экспозиции. Архитектура существует в одном концептуальном поле с выставочными методами музея.

После открытия в Бильбао музея Гуггенхайма, спроектированного Франком Гери, этот промышленный центр на севере Испании неожиданно превратился в место паломничества туристов со всего мира. Холмистый ландшафт баскского города и его строгая архитектура со множеством зданий из стали и титана привлекли и других известных архитекторов: японец Арата Исодзаки построил ворота Бильбао, испанец Сантьяго Калатрава - аэропорт и мост через реку Нервион, англичанин сэр Норман Фостер - метро, а аргентинец Сесар Пелли - прибрежный парк.

Под здание музея было отведено очень удачное место - с одной стороны к нему подходит главная улица города, с другой оно примыкает к мосту через реку Нервион. Таким образом, музей является своеобразным центром города, мимо (и через) которого проходят главные дорожные артерии.

Музей находится ниже уровня реки и всего города, это позволило необычной конструкции при всей своей грандиозности и монументальности не подавлять окружающие здания, не нависать над ними, а легко и изящно вписываться в городской пейзаж. К тому же углубленное положение дало возможность создать и обыграть лестничные пространства.

Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Но эта роза создана из стекла и металла.

В основе конструкции - стальной каркас, состоящий из решетчатых трехметровых секций. Все они прямоугольной формы, изгибы и неровности созданы на местах сочленений. Чтобы выполнить такую тонкую работу с большой точностью, использовались компьютерные технологии - проект был смоделирован, разбит на части. Каждая деталь получила специальный штрих-код, его ставили и на произведенные на заводе металлические конструкции. Строителям оставалось только правильно собирать этот «конструктор». Облицовано здание гнутыми титановыми листами - вид от этого у него немного инопланетный, но очень эффектный.

Стеклянные же поверхности - ровные, но они очень умело вписаны в оригинальную конструкцию, и их «прямота» гармонирует с изгибами и вывертами металлических частей. Компьютерная программа BOCAD помогла Гери создать трехмерную модель будущего здания, эта же программа автоматически делала производственные чертежи на основе модели, ее же использовали и в станках, изготавливающих отдельные элементы конструкции. Благодаря программе BOCAD каркас был выполнен настолько точно, что подгонка элементов на месте была не нужна.

При этом в музее Гуггенхайма нет ни одной повторяющейся стальной детали, каждая - индивидуальна. Все элементы конструкции получили на заводе штрих-коды, которые считывали на стройке, и крепили элемент точно на то место, которое было заложено в трехмерной модели Гери.

Процесс облицовки музея был не менее интересен, чем его строительство. Здание облицовано титановыми листами, и сложные кривые изгибов просчитывали опять-таки на компьютерных моделях. Это и позволило придать зданию такой сложный «гнутый» силуэт. Стекло, которое также использовалось при облицовке, напротив, оставили плоским (требования технологии), но из-за того, что почти 70% стекла имеет уникальные размеры, его «плоскость» не диссонирует с гнутым титаном.

Музей Гуггенхайма был торжественно открыт в октябре 1997 года и сразу стал всемирно известным и сверхдоходным городским аттракционом. Причина такой популярности, конечно, кроется в архитектуре: в музее нет ни одного повторяющегося помещения, его интерьер - одно сплошное постоянно изменяющееся пространство, сотканное из белых плоскостей стен, хромированных деталей и огромных витражных окон.

Занимающий площадь в 24 тыс. кв. м, музей состоит из биоморфных и разнофактурных архитектурных форм, сгруппированных вокруг центрального атриума.

Облицованное тонкими листами титана, издалека это здание действительно напоминает цветок, чей силуэт рифмуется с холмами и вторит изгибу реки. Музей «сросся» с мостом Сальве, ведущим из Бильбао во все концы Испании, Францию и аэропорт, и композиционно «держит» всю береговую застройку города.

Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао привлекло огромное внимание. Здание музея, по словам специалистов, одновременно встроено в контекст города и в то же время выделяется из него. Сами испанцы называют его ключевым звеном в возрождении культурной жизни Бильбао. Открытие музея Гуггенхайма спровоцировало в Бильбао самый настоящий строительный бум, и десять лет спустя этот испанский город можно считать мировым полигоном современной архитектуры. В мировой практике даже появилось такое понятие как «синдром Бильбао», под которым подразумевается именно социально-культурный и экономический эффект от возведения знакового объекта.

Для справки: только музей Гуггенхайма приносит городу около 28 млн. евро в год. Интересно, что в музее нет постоянной экспозиции - каждые три месяца здесь сменяют друг друга временные выставки, знакомящие публику с самыми модными художниками современности.
Мухей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1998 - арх. Фрэнк Гери.

Еще одно творение Френка Гери и не менее серьезный вклад в американский современный дизайн - это концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе.

Концертный зал имени Уолта Диснея. История создания, дизайнерские особенности.

Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея (Walt Disney Concert Hall) - это не только новый дом для филармонического оркестра Лос-Анджелеса, но и жемчужина даунтауна. Семья Уолта Диснея очень хотела получить проект, достойный самых высоких оценок, и пожертвовала на строительство 50 миллионов $. Строительство было завершено в 2003 году. В результате Лос-Анджелес получил шедевр архитектуры и дизайна, а также концертный зал, превосходящий по акустическим качествам самые известные площадки в мире. Архитектором концертного зала Уолта Диснея стал Франк Гери - автор другого всемирно известного архитектурного шедевра - музея Гуггенхайма в Бильбао. Внешний облик концертного зала иснея во многом схож с музеем в Бильбао. Экстерьер здания формируется серией волнистых изогнутых поверхностей из нержавеющей стали. Солнце отражается от здания и еще больше подчеркивает его удивительную форму. Внутри концертного зала - ослепительная аудитория на 2265 мест с отделкой из дорогого дерева. Орган в концертном зале, состоящий из более чем 6100 труб, настолько сложный, что потребовался целый год для его окончательной настройки. Кроме того, в здании открыты ресторан, кафе, книжный и сувенирный магазины. На строительство Концертного зала Уолта Диснея было потрачено около 274 миллионов долларов. Еще около 25 миллионов долларов было выделено Компанией Уолта Диснея. Проект неудержимого в своей фантазии Фрэнка Гери не единожды корректировался на начальных этапах, и даже после окончания строительства претерпел некоторые изменения. В 2005 году блестящий, в прямом смысле слова, фасад здания стал причиной жалоб жителей из домов напротив. Отраженные солнечные лучи чрезмерно разогревали их квартиры и раскаляли ближайшие тротуары до 60 градусов. В итоге фрагменты зеркально-стальной обшивки подверглись пескоструйной обработке, лишившей проблемные участки фасада первоначального блеска. Не менее экстравагантным, нежели фасад здания, оказался и фасад органа - главного действующего музыкального инструмента. Фрэнк Гери представил его как асимметричный пучок труб-регистров, сплетающихся между собой и расходящихся в разные стороны. Благодаря своему поразительному дизайну, орган скорее походит на диковинный экспонат, который «по совместительству» способен изливать звуки музыки. Роскошный, отделанный золотистой сосной зал вмещает до 2265 любителей высококачественной музыки. Акустика зала, созданная японскими специалистами, восхищает не только слушателей и критиков, но и самих музыкантов, выступающих на этой площадке. В музыкальном комплексе также имеется открытый амфитеатр, террасы для отдыха, кафе и ресторан, и, конечно же, сувенирная лавка. Представляя обширную культурную программу, Концертный зал Уолта Диснея сам по себе является достопримечательностью, которая достойна отдельного внимания.

2.3 Стивен Холл - Музей современного искусства Киасима в Финляндии, 1998

Стивен Холл родился в 3 сентября 1947 году в Бремертоне, штат Вашингтон. В 1969 году закончил Вашингтонский университет, затем учился в Риме и в лондонской Школе Архитектурной ассоциации. В 1976 году основал в Нью-Йорке студию Steven Holl Architects, насчитывающую сейчас около 35 сотрудников. Стивен Холл признан одним из самых выдающихся архитекторов Америки за способность смешивать в своем творчестве пространство и свет с большой контекстной чувствительностью, создавать концептуальный дизайн, используя уникальные особенности каждого проекта. Он специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую особенной, индивидуальной культурной и исторической важностью. Стивен Холл создал проекты в области культурной, гражданской, учебной и жилой архитектуры как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Музей современного искусства «Киасма» (от греческого «chiasm» -- Х-образная фигура) в Хельсинки, Финляндия, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является его шедевром. Среди других известных работ -- офисный центр Sarphatistraat в Амстердаме и часовня Св. Игнатиуса в Сиэтле, штат Вашингтон. На счету студии Steven Holl Architects такие проекты, как центр Higgins Hall (часть Школы архитектуры Института Пратта; Бруклин, Нью-Йорк); отель и курорт Loisium (Лангенлуа, Австрия); Школа искусств и истории искусства Университета Айовы; швейцарское посольство в Вашингтоне; расширение и реконструкция Музея искусств Нельсона Аткинса (Канзас-Сити, штат Миссури). Недавно архитекторы Стивена Холла выиграли два международных тендера на проектирование Города Прибоя и Океана в Биаррице (Франция); и морского курорта Sail Hybrid в городе Кнокке-Хейст (Бельгия). Стивен Холл был удостоен самых престижных архитектурных наград и премий. В 1990 году американская Академия искусств и литературы вручила Стивену Холлу премию Арнольда В. Бруннера «за достижения в архитектуре как искусстве». Знаменитый американский архитектор Стивен Холл не всегда следует канонам американской академической школы: он завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Холл - обладатель многих наград и медалей - прославился своими проектами Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, Музея искусств Нельсон-Эткинс (Nelson-Atkins) в Канзас-Сити, факультета философии Нью-Йоркского университета и т.д. Кроме архитектуры его интересуют индустриальный дизайн, живопись акварелью, изобретение новых материалов, а главное - философия. Он автор многочисленных публикаций и более 10 монографий. Стивен Холл - архитектор с четкими философскими убеждениями, приверженец инноваций, экспериментов в натуральности, один из самых ярких примеров сегодняшней архитектуры. Отличительные особенности его проектов, материалы, которые он использует, текстуры, цвет и свет. Стивен Холл специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью . Сам он говорил так: -«Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.» Проект Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является его шедевром.

Музей современного искусства Киасма в Хельсинки, 1998. История создания, дизайнерские особенности.

Строительство музея Kiasma было завершено в 1998 году. Это музей современного искусства в центре города Хельсинки. Концепция идеи музея - это «переплетения» связей между телом и миром. Стивен Холл отказывается от двойственности тело/объект и человек/природа. Он предполагает взаимосвязь между природой и культурой. Целью архитектора было интегрировать архитектурную форму в пейзаж и в пространство существующего города. Он расположил музей на границе, между двумя сетками города. Железнодорожная станция и почта находятся к востоку от музея, в строгой ортогональной части улиц города, и являются одним из основных элементов, повлиявших на расположение музея. Западная же часть города расположена по диагонали, относительно плана города. Улица, где расположен музей является разделительной линией с ортогональной частью города. В течение большей части 20-го века место, где сейчас расположен музей, использовалось в качестве общественной площади и являлось связующим, центральным звеном плана застройки. Геометрически, музей можно рассматривать как две части, или два здания, которые пересекаются. Одно из зданий является прямолинейным, другое криволинейным. Вход - атриум, образует между этими двумя частями музея «связующую» пустоту. Прямолинейная часть музея расположена симметрично оси железной дороги /почты (ортагональной сетки) - взаимодействует с городом. Вторая часть здания трансформирована в криволинейную, развивая идеи о местности, взаимодействуя с ландшафтом. Криволинейный объем выражен, как экструдированная кривая, как парабола, которая прокатилась по земле. Музей расположен точно на пути движения солнца. Парк, на востоке, треугольной формы, выступает в качестве двух лучей, так же описывает дугу музея. Криволинейная часть музея, ориентируется в северной стороне на парламент, залив и Финляндия Хол Алвара Аалто. Интересно, что Стивен Холл связывает музей Киасма и Финляндия Хол не только с точки зрения расположения и ориентирования, но и с определенными сходствами в плане. Так же стоит отметить, что расположение Музея Киасма является полным отражением идеи Алвара Аалто о застройке города Хельсинки. В музее не существует одного единственного пути прохождения галлерей или одного определенного способа получить законченное представление о пространствах. Напротив, существует множество путей, ведущих через здание, посетитель должен выбрать сам - куда ему идти. Динамическое внутреннее пространство с его пандусами, лестницами дарит посетителям «интерактивное» видение, вдохновляя их на выбор своего собственного маршрута. Это отсутствие определенного пути, вынуждает посетителей испытывать неожиданные эмоции и чувствовать необходимость делать паузы, «испытывая» отражения света и тени, становиться «открывателями» пространств. Тело начинает взаимодействовать с построенной окружающей средой, исследуя её. Благодаря своей идее «движения тела», обуславливающей то, что человек перемещаясь, меняет пространство, Холл наделяет музей - динамикой. Сильно искривленное пространство активизируется в разных точках наблюдения, рождая многочисленные горизонты. Тем не менее, Стивен Холл хотел, чтобы одна вещь была видна изначально. На входе в музей, в этой искривленной среде, два пандуса между двумя частями здания выступают в качестве соединения. Этот перекресток, где основные кривые образуют проход, определяется вертикальными полосами лестницы, по форме похожими на ДНК, соединяющих все уровни здания.

Музей современного искусства Киасма в Хельсинки, 1998 - арх. С. Холл.

Внутренняя планировка музея Киасима - арх. Стивен Холл.

Заключение

Нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства - дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека. И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства. В процессе написания работы, выяснилось, что: исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства.

Что в свою очередь привело к появлению такого понятия как «здание - достопримечательность», удачно вписанное в пространство городской среды и создающее её неповторимый, запоминающийся облик.

Познакомившись с творческой биографией выдающихся американских архитекторов можно сделать выводы, что они были ключевыми фигурами и основоположниками новых направлений в современном дизайне, таких как «органический дизайн» - Френк Ллойд Райт (музей Гугенхайма, Нью Йорк), «деконструктивизм» - Френк Оуэн Гери (музей Гугенхайма в Бильбао, концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе).

Эти архитекторы создали совершенно новый и уникальный тип зданий - музеи современного искусства, которые не только разумно вписываются в окружающую среду, но и формируют и преображают пространство вокруг себя, придавая ему новое социально - культурологическое значение.

Они создали новое современное явление - «здание достопримечательность».

Появление такого рода здания преображает окружающую его среду, придает ей уникальность, привлекает постоянный интерес, повышает имидж города и несет в себе культурно - образовательную функцию.

Необычные, супертехнологичные здания музеев современного искусства, наиболее полно отражают современное понимание мира и организации городской среды.

Здание само по себе структурирует и преображает облик города и становится арт - объектом, произведением искусства. Высокая технологичность, смешение стилей, нарушение всех правил и интеграция в среду - вот отличительные черты американского дизайна 20-21 века.

Появление нового типа музея, его концептуального отличия от традиционной системы, привело к созданию совершенно уникального сооружения в котором, архитектура и дизайн тесно переплелись и создали нечто уникальное и самобытное. В дизайне музеев современного искусства выразились настроения американских архитекторов, их творческое видение и художественное развитие. Их вклад сложно переоценить.

Именно они стали законодателями моды в проектировании музеев современного искусства по всему миру:

Френк Лойд Райт - архитектор, дизайнер, художник (Музей Гугенхайма в Нью Йорке),

Френк Оуэн Гери - архитектор, дизайнер, художник (Музей Гугенхайма в Бильбао)

Стивен Холл - архитектор, дизайнер (Музей Киасма в Финляндии).

История музеев современного искусства только начинается, но уже сейчас мы видим важность их влияния на жизнь города и людей, на его привлекательность с туристической и культурной позиции.

Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао привлекло огромное внимание.

Сами испанцы называют его ключевым звеном в возрождении культурной жизни Бильбао. Открытие музея Гуггенхайма спровоцировало в Бильбао самый настоящий строительный бум, и десять лет спустя этот испанский город можно считать мировым полигоном современной архитектуры.

В мировой практике даже появилось такое понятие как «синдром Бильбао», под которым подразумевается именно социально-культурный и экономический эффект от возведения знакового объекта. Все из рассмотренных зданий, являются признанными шедеврами современности.

Список использованных источников

Анисимова И. И. Уникальные дома от Райта до Гери. - М.: Архитектура-С, 2009. - 158 с.

Беккер А. Ю., А. С. Щенков Современная городская среда и архитектурное наследие; ЦНИИ теории и архитектуры - М.: Стройиздат 1986, 200

Глазычев В. Л, М.М. Егоров, Т.В. Ильина. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. - М.: Издательство Ладья, 1995.

Иконников А. В. Архитектура 20 века. Утопии и реальность. - М.: Прогресс-Традиция, 2001

Клец В.А. Стивен Холл. Киасма, как центр феноменологической архитектуры // Современные научные исследования и инновации. - Май 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/23981

Ландрам Джин, Четырнадцать гениев, которые ломали правила. -Ростов - на Дону: Феникс, 1997. - 219 с.

Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М.:Азь,1992 - 22 издание.

Пфайффер Б. Райт. 1867--1959: Архитектура демократии. - М.: АртРодник, 2006- 96 с. 

Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990

Holl S. Anchoring, Prineceton Arch. Press, New York. - 1988, p. 9, 42

Holl S. Parallax, Milano, Postmedia, 2004. - с. 19, 21, 143, 151

Holl S. Architecture spoken, Rizzoli Int. P.: - NY,2007. 170-183, 19 с.

Perez -Gomez A. The Architecture of Steven Holl, In Search of a Poetry of Specifics, El croquis. - Mexico: Arquitectos Publishing, 2003. - 547 с.

Mattioli F. Genius Loci, Bonanno Editore, 2011. - с.19

Pallasmaa J. The eyes of the skin, John Wiley & Sons Ltd., 2005.- с.11

Merleau - Ponty M. The Visible and the Invisible, Evanston. -: Northwestern University Press. - 1968 - 134 с.

Sloan J. Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. - Rizzoli, 2001. - 160 с.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе - Walt Disney Concert Hall //tiptotrip. - URL: http://tiptotrip.ru/tips/914-kontsertnyy-zal-uolta-disneya-walt-disney-concert-hall-v-los-andzhelese-ssha#ixzz2n9GMukkg (5.12.13)

Архитектурное бюро Стивена Холла. Официальный сайт архитектурного бюро // stevenholl.com (5. 12.13)

Википедия: Свободная энциклопедия //ru/ wikipedia/org/wiki. - URLhttp://ru.wikipedia.org/wiki

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru