Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Художники Павел Васильевич Басин и Петр Антонович Бруни

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (сибстрин)

Реферат по Истории искусств

Художники Павел Васильевич Басин и Петр Антонович Бруни

Выполнила:

Студентка 111а группы

Кузнецова О.Г.

Проверила:

Кравченко Л.А.

Новосибирск, 2010

План

Введение

1. Петр Васильевич Басин

2. Федор Антонович Бруни

3. Работа художников в Исаакиевском соборе

Заключение

Список литературы

Введение

В 40-е и первую половину 50-х годов 19 века самые известные художники-академики были заняты грандиозным проектом - росписями Исаакиевского собора. Декоративно-монументальная живопись собора - своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Главный архитектор собора Огюст Монферран считал, что живопись храма должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов. Одни из таких художников-академиков - Петр Васильевич Басин и Федор Антонович Бруни.

1. Петр Васильевич Басин

Русский живописец Петр Васильевич Басин родился 6 июля 1793 года в Петербурге. Петр рано стал увлекаться рисованием и в 1811 году, в 18-летнем возрасте, поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, с которой связал почти всю свою жизнь. Начав заниматься в рисовальных классах Академии, Басин завершил образование, занимаясь исторической живописью у профессора В.К. Шебуева. Картина 'Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих' (1818) принесла художнику Большую золотую медаль, известность и академический пенсион для поездки за границу.

Пенсионерские поездки в первой половине XIX века (как правило, в центр европейской живописи - Италию) выпускников Академии художеств, достигших наибольших успехов в обучении в стенах родной Академии, для большинства молодых российских художников являлись важным этапом их становления и превращения в настоящих мастеров. И для П.В. Басина пребывание в Италии можно отнести к наиболее удачным годам его творчества. Отправившись в Рим в 1819 г., Басин пробыл там 11 лет, копируя, главным образом, картины Рафаэля и Доминикина.

Из произведений Рафаэля им были скопированы несколько фресок, находившихся в Ватикане, а именно: 'Освобождение ап. Петра из темницы', 'Больсенское чудо' и (позднее) 'Аполлон и муза', а также изображение Сивилл в церкви S-ta Maria della Pace, изображение, которое по степени совершенства ставится обыкновенно наряду с известными Сивиллами Микель-Анжело в Сикстинской капелле, но отличается от этих последних более мягким, грациозным стилем. Из картин Доменикино им было скопировано 'Приобщение св. Иеронима' и некоторые из фресок в церкви в Grotta-ferrata, близ Рима, относящихся к жизни св. Нила. Копии с Ватиканских фресок и 'Приобщение св. Иеронима' находятся в настоящее время в Академии художеств. Все эти работы способствовали усвоению Басиным стиля римской художественной школы, главным образом того периода, когда она начала уже превращаться в ложноклассический ('академический стиль').

Здесь он создает не только картины на мифологические сюжеты ('Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели', 1821; 'Сусанна, застигнутая старцами в купальне', 1822), как того 'требовало' господствующее в Академии художеств направление академизма. Он пишет также портреты ('Портрет художника Сильвестра Щедрина', 1823, 'Неизвестная с девочкой', 1822; 'Клодина Нантен', 1827), жанровые сцены из итальянской жизни ('Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима', 1830), пейзажи ('Вечерний пейзаж...', 'Пейзаж со стадом коз', 'Итальянский пейзаж', 'Вид в окрестностях Субиако', все 1820-е) и другие -вот далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.

Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник стремился передать состояние определенного времени суток, освещение и цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из античной истории, - 'Сократ при осаде Потидеи защищает Алкивиада' (1826-1828). Этим полотном Басин завершил свою одиннадцатилетнюю стажировку в Италии. Картина эта после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в Россию, Басин в 1830 году основательно подправил картину, а за тем подарил ее Академии Художеств (ныне картина хранится в Русском Музее). В том же 1830 году за эту картину Басин получил звание академика.

Его светская карьера сложилась в России удачно. В Петербурге Басин почти сразу же после возвращения из Италии начинает преподавать в Академии Художеств. В 1831 году он становится одним из ведущих преподавателей Академии, с 1836 года - профессором II степени по классу исторической и портретной живописи и успешно занимается преподавательской деятельностью почти сорок лет (1831-1869), регулярно получая ордена и очередной чин.

В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических и аллегорических фигур, а также плафон для дворцовой церкви. В 1837-1839 годы совместно с Ф.И. Вундерлихом выполняет росписи Помпейской галереи Зимнего дворца. В награду за эти работы художник получает орден св. Владимира 4-й степени и золотую медаль, отчеканенную в память восстановления дворца после пожара. Ничего яркого, выдающегося, художник в эти годы больше не создал. Его художественная жизнь главным образом протекала в работе над заказными портретами. Особенно удачен, видимо, потому, что писался с любовью, портрет Ольги Владимировны Басиной, рано умершей жены художника (между 1838 и 1841), портреты Ю.П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровая картина в духе школы Венецианова 'Чердак здания Академии художеств' (начало 1830-х годов), небольшое полотно, изображающее академический чердак с прачками, развешивающими бельё.

Доминирующее же положение в творчестве художника 1830-1850-х годов занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе плафон 'Аполлон и музы' (1832-1833) для зала Академии художеств, 'Благовещение' для царских врат собора Всех учебных заведений (не ранее 1833), 'Введение во храм' для алтаря Казанского собора (1841) и др. В 1837 году Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон 'Сошествие Святого Духа на апостолов' над алтарем академической церкви Святой Екатерины - одно из лучших созданий русской религиозной живописи.

Картина 'Три странника' занимает довольно обособленное место в творчестве художника. Эта небольшая станковая вещь была написана мастером, вероятнее всего, в зрелые годы, когда его художественная манера претерпевает некоторые изменения. Она становится более свободной, рисунок выглядит более раскованным, а движения кисти более широкими. Подобные не свойственные для выученика Академии тенденции к живописности и скрадыванию объемов к середине 19 века стали проявляться в работах многих коллег Басина, что говорило об усилившемся влиянии романтизма на академическое искусство. В 'Трех странниках' четкость пластических форм и строгость линий уступают место мягким силуэтам и скользящим очертаниям. Басин освещает картину мерцающим неровным ночным светом, который подчеркивает чудесный полумистический характер происходящего события - беседы божьих посланников и Авраама.

После этой встречи и слов, сказанных гостями, изменится вся жизнь Авраама, Сары и их многочисленных потомков. Это событие имело для христиан глубоко символическое значение, явление трех странников в доме Авраама воспринималось как явление божественной Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа. В более ранней средневековой иконографии и в древнерусской традиции это событие изображали как Троицу Ветхозаветную. В картине Басина встречается иная трактовка этого библейского сюжета, она появилась уже в Новое время. Для русского искусства Нового времени изображение Троицы как визита трех странников к старцу Аврааму с бытовым и пейзажным контекстом - явление редкое, можно вспомнить только эскиз Александра Иванова 'Три странника', написанный чуть позднее.

В картине встречаются бытовые подробности - корзинка в руках старца, шатры на втором плане, они отражают один из смыслов события - реальный. Выразить истинное значение этой притчи Басин постарался различными художественными средствами. Таинственные лица странников, выразительные жесты рук, настороженное любопытство выглядывающей из шатра Сары - все это призвано отразить значимость происходящего. Эмоциональное звучание картины усиливается своеобразным колористическим решением: здесь нет контрастных соотношений крупных локальных пятен холодных и теплых цветов, что характерно для живописи классицизма. Басин избирает сдержанную красочную гамму, где господствуют теплые цвета, а тональная градация скрадывается полумраком, царящим в картине. При общей легкости пластического решения и колористической недосказанности автор выстраивает композицию по строгим и определенным правилам. Центром картины является один из странников, фигуры персонажей распределены вокруг него почти симметрично, фланги картины обрамлены слева дубом, справа - шатром. Композиционное решение выглядит размеренным и уравновешенным, наглядно демонстрируя, что романтические тенденции в работе Басина сплетаются с чертами классицизма. Для русской живописи середины 19 века это было типичным явлением.

После 1839 года Басин возобновил плафон 'Воскресение Христово' в церкви Зимнего дворца, принадлежавший кисти выдающегося венецианского мастера XVIII века Ф. Фонтебассо и погибший во время пожара 1837 года.

Одновременно он выполняет значительные заказы по оформлению строящихся храмов и церквей, в частности работает над художественной композицией для алтарной части Казанского собора в Петербурге. А с 1843 по 1855 год П.В. Басин работал над живописным оформлением главного храма российской столицы - Исаакиевского собора. Из всех художников, принимавших участие в росписях, Басину принадлежит наибольший объем работ. Для придела св. Александра Невского им созданы росписи 'Господь Вседержитель, несомый ангелами', 'Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества', 'Победа св. Александра Невского над шведами', 'Христианская кончина св. Александра Невского', 'Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году'.

Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал 'Вознесение Богоматери', 'Страдания великомученицы Екатерины', 'Страдания великомученика Георгия', 'Отречение от всех благ великомученицы Варвары'.

Размещение в куполе композиции на сюжет 'Вознесение Богоматери' имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса, эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо. В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики масс. Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери. Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса.

Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.

Кисти П.В. Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов. Но самой значительной работой художника в Исаакиевском соборе по праву считается роспись 'Нагорная проповедь' в аттике центрального трансепта южной стены.

Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К.П. Брюлловым росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картинам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита.

По эскизам Брюллова Басин написал образы двенадцати апостолов в барабане главного купола, четырех евангелистов - в парусах и выполнил две композиции для аттика центральной части собора - 'Лобзание Иуды' и 'Несение креста' (две другие - 'Се человек' и 'Бичевание' - Басин написал по картинам Брюллова).

Росписи Исаакиевского собора выполнены в традициях русской академической школы и в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Они принесли художнику славу. За работу в соборе художник был награжден орденом св. Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора, в 1856 году, Басин был возведен в звание заслуженного профессора.

Завершающими работами Басина стали в 1867 году исполненные в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве. Из-за резко ухудшившегося зрения Басин не смог осуществить их непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н.А. Кошелев. Последние десять лет жизни художника прошли тихо и незаметно. Почти слепой, в последнее десятилетие своей жизни он вынужден был отойти от занятий искусством. В отставку он вышел в 1869 году заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, в чине действительного статского советника.

Умер художник в Петербурге 16 июля 1877 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, где было установлено архитектурное надгробие. Бюст П.В. Басина, выполненный скульптором И.И. Подозеровым в 1867 году, был снят с надгробия в 1930 году и ныне хранится в Русском музее.

Творчество П.В. Басина характерно для художника русской академической школы середины XIX века. Заслуженный профессор религиозной, исторической и портретной живописи П.В. Басин написал около сотни картин, наилучшие из которых принадлежат Академии художеств, государственному Русскому музею и Третьяковской галерее. Он оказал значительное влияние на русскую художественную школу. Басиным написано множество портретов, украшающих залы Зимнего дворца; но известность ему создали, главным образом, работы в области религиозной живописи.

басин бруни роспись художник

2. Федор Антонович Бруни

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А.Е. Егорова, А.И. Иванова (старшего) и В.К. Шебуева.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Весной 1820 г. по приглашению княгини З.А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в 'Портрете З.А. Волконской в костюме Танкреда' (1820-е), а особенно в картине 'Вакханка, поящая амура' (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Во время первого пребывания в Риме, Бруни написал множество картин и портретов, таких как: «Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», а также копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты, впрочем, немногочисленные. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Бруни, находится в церкви Академии художеств.

Его «Вакханка и Амур» переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведённых выше, надо прибавить ещё тридцать листов рисунков из русской истории.

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Бруни начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге «Картины русской живописи» В. Кукольника.

3. Работа Ф.А. Бруни и П.В. Басина в Исаакиевском соборе

Только в Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.

В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, Н.М. Алексеев, П.В. Басин, Э. Плюшар, Ф.С. Завьялов, П.М. Шамшин, Ф.П. Брюллов, Т.А. Нефф, К. Штейбен, В. Сазонов, Н. Майков, К.А. Молдавский, Ч. Муссини, С.А. Живаго, А.Е. Бейдеман, Х. Дузи, Ф. Рисc, И.К.Д орнер и А. Никитин.

Устанавливалась строгая последовательность в работе: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, исполнить картон в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, Советом Академии художеств и императором.

В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы. Картина - апофеоз одного героя, композиция строго уравновешена, колористическое решение - 'академическая трехцветка' (гамма белых, красных и синих тонов).

Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.

Наглядно звучание темы произведений - безысходный трагизм и мистика - воплотилось в работах Ф.А. Бруни. Другим живописцам собора свойственно повышенное внимание к деталям и антуражу.

Монументально-декоративная живопись органично связана с архитектоникой интерьера - аттиком, сводами, главным и малыми куполами.

Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К.Б. Венигом, П.Ф. Плешановым и И.С. Ксенофонтовым.

Над западными дверями росписи, посвященные сотворению мира: 'Солнце, Луна и звезды с группами ангелов', 'Творец, благословляющий свое творение' и 'Шестидневное творение видимого мира'.

Одно из лучших произведений Бруни - 'Всемирный потоп'. Картина поражает безысходностью и трагизмом, эффект достигнут за счет лаконизма изображения бедствия и мастерства композиции, воплощенной в изысканно-линейном ритме. Колорит росписи сдержанный - серо-голубая гамма тонов.

Интересна картина в том, что художник в своей творческой работе не только выходит за рамки религиозного сюжета, но и развертывает свое произведение в широкое, психологически наполненное художественное повествование. В этом можно убедиться, исследуя эту роспись.

В библейской легенде говорится о том, что Бог разгневался на людей за их грехи и затопил землю. Все живое погибло, за исключением семейства праведника Ноя. Бруни не старается дать причудливых изображений гибели земли, людей, зверей, исчезающих в потоке бушующей воды - картина его сурова и немногословна. Она изображает группу людей, пытающихся спастись от страшного бедствия на вершине скалы. В трагических обстоятельствах люди ведут себя различно.

На примере поведения немногих персонажей художник показал человеческие переживания, слабости и пороки. Безысходность и трагичность конца еще более усиливается изображением вдали, у горизонта, спокойного силуэта Ноева ковчега.

Композиционные массы картины уравновешены и построены в соответствии с содержанием живописи. Свойственная живописи Бруни синевато-серая цветовая гамма - важный компонент в создании на строения трагичности.

Являясь типичным произведением мастера академической школы, картина Бруни 'Всемирный потоп', по замыслу Синода, должна была выразить идею о справедливости божьего наказания, но благодаря таланту художника она вызывает противоречивые мысли и чувства, силой своего таланта художник, оживив застывшие формы академизма, сделал роспись 'Всемирный потоп' одним из лучших монументально-декоративных произведений собора. Картина отвечает требованиям, предъявляемым к монументальным произведениям: скала, камни, фигуры людей написаны широко, обобщенно, крупными массами, композиция четка и лаконична, роспись органически связана с архитектурой здания.

Еще одной значительной работой Бруни является роспись в центральной части сводов на библейский сюжет, изображающая видение пророка Иезекииля.

В центре композиции на фоне желтовато-серого сумрачного неба - фигура пророка. Образ Иезекииля, полный необычайной духовной силы, господствует в картине. Многочисленные фигуры воскресающих, группы парящих в небе ангелов объединены колористически общим сине-серым тоном.

Идеей о всемогуществе Бога проникнута роспись 'Страшный суд'. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса.

Важнейшее место в живописном цикле храма занимает 'Нагорная проповедь' кисти П.В. Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола.

В трактовке евангельского сюжета Басин выступает как основоположник внешне правдоподобной манеры, утвердившейся в официальной церковной живописи XIX - начала XX века. Его работу высоко оценивали современники.

Плафон Исаакиевского собора - одно из последних творений Карла Павловича Брюллова на родине, подтверждающее его виртуозное мастерство монументалиста. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола и 'Страсти Господни' завершил П.В. Басин по картонам Брюллова.

Главный иконостас отличается наличием боковых арок, открывающих проходы к малым алтарям. Плафон 'Господь Вседержитель, несомый ангелами' - снова работа Павла Васильевича Басина - тематически связан со скульптурной группой Пименова 'Преображение'. Росписи в люнетах посвящены св. Александру Невскому.

Более яркое цветовое решение выбрал художник для придела св. Екатерины. Плафон 'Взятие на небо Богоматери' сдержан по колориту. В люнетах - жития великомучеников.

В аттиках и на своде главного алтаря снова росписи Федора Антоновича Бруни 'Неверие Фомы', 'Святой Дух, окруженный ангелами', 'Явление Христа апостолам по Воскресении' и 'Омовение ног'. Высокое мастерство исполнения отличает плафон 'Введение Первородного во Вселенную'. Особенно отличается произведение 'Аз есмь среди Вас' (явление Христа апостолам), виртуозное по композиции и выдержанное в характерной для Бруни серовато-голубой гамме тонов.

В целом иконной живописи алтарной части собора присущ декоративный характер. Схожесть пышных облачений, некоторая монотонность контуров, фронтальность персонажей усиливает впечатление единства.

Росписи и полотна Исаакиевского собора - редкое явление синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения.

Заключение

Значение искусства 19 века чрезвычайно велико как для непосредственных его наследников, так и для последующих этапов истории искусств. Лучшие создания искусства 19 века, а в частности такие как замечательные успехи в художественной области - росписи Исаакиевского собора, сохранив до нашего времени всю мощь своего творческого воздействия, входят в число высших достижений мировой художественной культуры.

Список литературы

1. Википедия. Биографии

2. И.Е. Данилова. Живопись 19 века/Издательство Искусство. - М.: 1970.

3. Всеобщая история искусств/Искусство 19 веков.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru