Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Христианская тема в творчестве Дали

Работа из раздела: «Культура и искусство»

16

Христианская тема в творчестве Дали

Содержание

Введение

1. Столп и утверждение истины

2. Свет и тьма

3. Основные примеры христианской темы в творчестве Дали

Заключение

Список литературы

Введение

Творчество одного из самых одиозных художников современности - Сальвадора Дали, с самого начала «будоражило» умы и ценителей и современников, и критиков, при этом, оценки были совершенно диаметрально противоположное, от восхищения до полного пренебрижения, но равнодушных совершенно не было. Каждая работа Дали - событие, с присущими сочетаниями несовместимого - точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа, но как сказал сам великий художник: «…единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является» Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.81.

При этом, наиболее загадочными из творчества испанского короля сюрреализма являются его картины посвященные христианской тематике, по словам самого Дали: «...только духовные образы, могут спасти - этот безумный, безумный, безумный мир» Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80.

Но несмотря на то, что про Сальвадора Дали сегодня известно многое, до сих пор, остается непонятным, что заставляло этого самовлюбленного эгоцентриста, классического нарцисса - творить свои картины, какие цели он ставил, тем более, сам Дали признавался, что все его работы это только он, но тем интереснее становится его христианская тематика, поскольку это не просто выражение художника к религии это очевидно нечто большое и масштабное, что раскрывается в самом его имени, ведь в переводе с испанского его имя: «Спаситель» - именно так к нему относились в семье после смерти первого сына, - второй сын должен был спасти род. Но при этом, Сальвадор с самого детства воспитывался атеистом, как сам он замечал: «… во времена моего детства, когда ум мой стремился приобщиться к знаниям, я не обнаружил в библиотеке отца ничего, кроме книг атеистического содержания. Листая их, я основательно и не принимая на веру ни единого утверждения убедился, что Бога не существует…Вольтер на каждой странице своего «Философского словаря» снабжал меня чисто юридическими аргументами (сродни доводам отца, ведь и он был нотариусом), неопровержимо свидетельствующими, что Бога нет…». Тем более парадоксально, что мальчик, который родился и рос в строго католической стране, вырос закоренелым атеистом, но со временем с неуемной энергией возвращается к религиозной тематике, и в своих религиозных работах выразил свое почти обожествляющее отношение к своей матери, матери Спасителя.

При этом, исследователи, сегодня сводят характеристику божественной темы Дали, исключительно к анализу его картин незаслуженно забывая его рисунки, в которых он достиг классического совершенства техники, которая наиболее рельефно наблюдается в его рисунках к бессмертным произведениям: «Божественная комедия» Данте, и конечно Библия.

Все это обусловило интерес к данной теме и определила задачи которые поставленные при написании данной работы.

1. Столп и утверждение истины

художник дали творчество христианский

Весь комплекс работ Дали посвященных христианству, принято называть одним общим определением: «столп и утверждение истины», которое производно от наименования прославленной работы П. Флоренского художника, хрестоматийными, среди этих работ стали, такие полотна как:

- «Искушение св. Антония» (1946 год);

- «Мадонна» (1950 год);

- «Христос Сан Хуана де ла Крууса» (1951 год);

- «Распятие» (1954 год);

- «Тайная вечеря» (1955 год).

Картина «Искушение св. Антония», это ретроспектива, с помощью которой Дали, показал эротические пристрастия «Милого друга» - Г. Мопассана. Картина буквально кишит, соответствующими образами: обелиск в форме фаллоса, лошадь, слоны, олицетворяющие чувственность, надвигающихся на отвратительных паучьих ножках.

Картины: «Христос Сан Хуана де ла Крууса», «Распятие», «Тайная вечеря», по своему содержанию так глубоки и духовны, а также выполнены на столь высоком уровне, что с лихвой уравновешивают в качестве светлых образов уравнивают все те образы, которые создают образ темноты и зла.

Так например, картина под названием «Христос Сан Хуана де ла Крууса» посвященная деятельности папы римского - Иоанна XXIII, ставшая одной из наиболее известных работ художника, и рассказывает про папу римского который стал известен как глава Ватикана посвятивший свою жизнь миротворческой деятельности, а также ярый и неутомимый объединитель церквей, эта деятельность высоко оценивалась самим художником и была ему по духовному состоянию очень близка, Дали после длительной подготовительной работы, с целью найти оптимальное соотношение светлого и темного, устойчивого и призрачного, в итоге выразил свой замысел в виде крайне увеличенного изображения креста папы Иоанна XXIII, который возносясь над красивой и спокойной землей, осеняет и хранит ее.

Светлый треугольник, в который вписано распятие, пронзает сонную успокоенную мглу - свет мира. При этом, художник во всей картине своими образами: восьмигранными гиперкубами, показывает свое трепетное и сакральное отношение к идеальному числу «восемь» в котором таится жизнеутверждающая, спасительная сила земной гармонии; Христос же, воплощающий платоновское Единое, вместе с восьмеркой образует абсолютную, небесную девятку. Возле распятия, помещенного в интерьере дома Дали, изображена Гала - жена художника, облаченная в тяжелые «сурбарановские» золотистые одеяния. Если в первом «Распятии» Христос предстает в своей божественной, небесной природе, то во втором - выявлена его человеческая ипостась.

Но традиционно лучшим результатом внутренней борьбы художника между светом и тьмой, добром и злом, принято считать холст: «Тайная вечеря», воплотивший в себе все философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь и «воздух», и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение.

При этом, вся композиция призвана показать единство образа Христа как сына божьего: как спаситель пришедший на землю он сидит за столом со своими учениками, но погрузив его по пояс в воду художник указывает на его единство со Святым духом, через крещение водой, а мужской торс который изображен над ним, не двусмысленно показывает на вознесение - путь - возвращение к отцу - Богу.

При этом, очень символично, изображение апостолов, которые склонились над столом и спят, хотя из библейских текстов следует, что Христос просил своих учеников не спать пока он молит отца «Пронеси эту чашу мимо меня», но если вглядеться в их образы, то станет понятно что они вовсе не спят - они приклонятся перед своим учителем, в подтверждение чего они изображены с молитвенно сложенными руками.

2. Свет и тьма

Все религиозные работы Дали посвящены одной единственной цели - некой борьбе происходящей внутри самого художника: борьба добра и зла борьба света и тьмы, и этот внутренний конфликт наиболее точное отражение получил именно в картине: «Христос св. Иоанна на кресте». Данная работа это результат произошедшего в 1951 году, перехода художника к католическому сюрреализму, когда устрашающая символика и образы (мрачные и темные) поменялись на новое восприятие христианских символов, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов.

Примечательно будет рассмотреть менее заметную работу автора, из более раннего периода, но также посвященной христианской теме, хоть и не так явно. «Ангел», Дали, это диалог - посвященный самой известной картины французского художника девятнадцатого века Жана-Франсуа Милле. На этой знаменитой картине, горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее благородные чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся, как во время молитвы, после работы. В своих работах Дали дал совершенно другую интерпретацию сцене Милле. Женщина стала похожа на хищную птицу, она отнюдь не воздает благодарение за работу, которая дает им хлеб насущный каждый день, а собирается напасть на своего спутника и съесть его.

Тогда как св. Иоанн с картины Дали, образ совершенно другой, в первую очередь из-за своего реального прототипа: Хуана де ла Круса жившего в период времени с 1542 года по 1591 год, в эпоху Католической Реформы, и был весьма известным поэтом-мистиком, выходцем из обнищавшей дворянской семьи, и привлеченный суровым уставом в молодые годы поступивший в Кармелитский монашеский орден.

Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал «Духовные песни», вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности.

Дали обращаясь в своей картине к личности Хуана де ла Крууса, изображает спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу. Это и намек на евангельскую проповедь у Галилейского моря, и одновременно -- символ просветленной жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней - зарево и черные бездны космоса. Это те бездны, молчание которых страшило Паскаля. Это тот Христос, о котором писали философы и поэты. Темная бездна лишь слегка прикрыта золотистым «дневным покровом». Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы.

Однако, следуя концепции Хуана, Дали прозревает в черной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом.

Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках, он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест -- крест человека и крест Бога, соединяющий их.

3. Основные примеры христианской темы в творчестве Дали

1. Распятие или Гиперкубическое тело.

Создание этого произведения относится к 1954 году, и считается классическим проявлением сюрреализма Дали, очевиден поиск художником точек, где она реальность переходит в другую, граней после которых Аша привычная реальность становится частью чего-то потустороннего, в частности, 4-мерного мира. Как результат - геометрическая фигура из кубиков, образует христианский крест, является изображением 3-мерной развертки 4-мерного куба или тессеракта. Ничего удивительного -- это с точки зрения Сальвадора. А поразительно потому, что тессеракт в нашем 3-мерном мире принципиально существовать не может, это предмет из иного мира.

Поражает также то с какой педантичностью Дали записывал процесс создания этой картины:

«4 сентября, неожиданно удаётся написать грудь в Corpus hypercubus ещё лучше того, на что я надеялся…

11 сентября, снова работаю над левым бедром. И оно ещё раз, подсохнув, выдаёт пятно. Нужно это пятно обработать картошкой и переписать…

12 сентября, снова пишу жёлтую драпировку, она становится всё лучше…

17 сентября, пишу драпировки и тени рук…

20 сентября, занимаюсь сверхживописью куба с его левой тенью. Вечером пишу то, что набросал вчера, то есть повязку, прикрывающую чресла…»

2. Тайная Вечеря.

Дали потратил около трёх месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать... Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека -- Христа. (Спасибо Гарсиа Лорке, который однажды сказал мне, что апостолы симметричны, словно крылья бабочки)».

В этой картине и «воздух» и свет, а значит она воплощает в себе все философско-религиозное и эстетическое кредо Дали: через совмещение конструкции, и сна с явью, и надежда, и сомнение. Что выражается в самой композиции полотна, которая призвана показать единство образа Христа как сына божьего: как спаситель пришедший на землю он сидит за столом со своими учениками, но погрузив его по пояс в воду художник указывает на его единство со Святым духом, через крещение водой, а мужской торс который изображен над ним, не двусмысленно показывает на вознесение - путь - возвращение к отцу - Богу.

А через изображение апостолов художник проявляет себя как провокатор - изображая апостолов спящими, склонившись, противоставляя их воле своего учителя, который просил их не спать пока он молит отца «Пронеси эту чашу мимо меня», но если вглядеться в их образы, то станет понятно что они вовсе не спят - они приклонятся перед своим учителем, в подтверждение чего они изображены с молитвенно сложенными руками.

Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

3. Христос св. Ионна Креста.

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: «Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника». Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его глядя сквозь стеклянный пол. Две небольших фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Найна. Пейзаж изображает залив вблизи Порт-Льигата, на родине Дали.

4. Искушение св. Антония.

Весьма примечательная работа американского периода, рожденная в 1946 года. Уже в своем названии содержит прямое обращение к религиозным сюжетам и темам. «Искушение св. Антония», это ретроспектива, с помощью которой Дали, показал эротические пристрастия «Милого друга» - Г. Мопассана. Картина буквально кишит, соответствующими образами: обелиск в форме фаллоса, лошадь, слоны, олицетворяющие чувственность, надвигающихся на отвратительных паучьих ножках. Мотив богоискательства, обретения Истины, таким образом, не прерывается, а, напротив, усиливается, все отчетливее вырисовывается в творчестве Дали. Наверняка это стало и следствием войн, очевидцем которых был художник. Он считал, что «война обратила людей в дикарей, отбила все чувства. Люди потеряли способность ощущать гармонию, равновесие, подробности. И воспринимают только надрыв... После стольких лет динамита все, что тише взрыва, просто не доходит до слуха».

Здесь появляется целая вереница так называемых слонов Бернини, впереди которых помещена вздыбленная лошадь, готовая вот-вот подмять под себя не поддающегося кошмарному видению Антония. Зловещая кавалькада животных всей тяжестью несомого на спинах слонов груза искушений и пороков, словно с небес, устремляется на противостоящего грехопадению отшельника, основателя христианского монашества. Изображенные на тонких, паукообразных ногах животные, не ощущая своего веса и ноши, как бы оторвались от земной тверди, чтобы затем обрушиться на нее с новой силой. И здесь, как во всех работах, важнейшее значение приобретает линия горизонта, будто разделяющая полотно на два образно-пространственных плана - реальный и потусторонний, причем в воображении зрителя могут и, очевидно, должны возникать определенные их смещения и даже перестановки.

Заключение

Подводя итог, можем заключить, что с тех пор, как Сальвадор Дали предался религиозным и мистическим занятиям, в жизни его произошли важные изменения. Свидетельством тому не только его чтения, но и встречи его с самыми эрудированными прелатами Испании. Святой Иоан на Кресте, Святая Тереза Авильская, Игнатий Лойла: великие мистические писания, труднейшие теологические проблемы неизменно составляли основу работ и размышлений Дали. Результатом всего этого стал «Мистический манифест сюрреализма» и новый монографический период в его творчестве, о котором Мишель Тапье выразился очень удачно, назвав его «далианской преемственностью».

В центре этого периода были две темы: «Рождество» и увенчавшая его «Мистическая Мадонна», а после 1951 года - «Страсти Господни». Это было величайшим чудом далианской изобретательности, что такое абстрактнейшее и лишенное всякой пластичности погружение в вербальные конструкции религиозной онтологии не иссушило глубинных источников фантастического зрительного воображения.

Но при этом, великий провокатор Дали даже в своих поисках Бога оставался, гениальным провокатором, навсегда оставшись одним из величайших гениев XX века, которым человечество будет восхищаться независимо и безотносительно. Всегда и постоянно. Восторгаясь и недоумевая…

Библиография

1. Алпатов М.В. / Искусство / М.В. Алпатов.- М, Просвещение, 1969.

2. Альке Фердинанд / Философия сюрреализма/ М.Р.Савченко. - М.: Шарм, 1977.

3. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996.

4. Веймарн Б.В. /Всеобщая история искусств/Б.В.Веймарн. - М.: Искусство, 1965, т.6, книга1.

5. Гриненко Г.В. /Хрестоматия по истории мировой культуры/ Г.В.Гриненко.- М.: Искусство», 1998.

6. Дали С. /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989.

7. Дали С. /Дневник одного гения/ О.Л. Щукина. - М.:Феникс, 1999.

8. Дешарн Р. /Дали - альбом/ Р.Д. Супов.- Лозанна, Спика, 1996.

9. Драч Г.В. /Культурология в вопросах и ответах/ Г.В. Драч.- Р-на-Д.: Феникс, 1997.

10. Зарецкая Д.М. /Мировая художественная культура / В.В.Смирнова.- М.: Феникс, 1998.

11. Ильина Т.В. /история искусств Западной Европы/ Т.В.Ильина. - М.: Искусство, 1993.

12. Ионина Н. А. /100 великих картин/ Н.А. Ионина. - М.: Вече, 2000

13. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М.Каменев.- М.: Искусство, 1993.

14. Кантор А.М. /Изобразительное искусство ХХв./ А.В. Трошин. - М.: Академический проект, 1970.

15. Лебедянский М. /Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны, мастера/ М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000.

16. Луначарский А.В. /Молодая Французская Живопись/ А.В.Луначарский. - М.: Просвещение, 1913.

17. Лукшин И.П. Современное искусство Запада/ И.П. Лукшин.- М.: Рохос, 1986.

18. Мартынов В.М. /Мировая художественная культура/ В.М.Мартынов.- Минск.: ТетраСистемз, 1997.

19. Малахов Н.Я. /О модернизме/ Н.Я.Малахов. - М.: Культура, 1975.

20. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. - М.: Спика, 1994.

21. Полевой В.М. /Популярная художественная энциклопедия/ В.М. Полевой.- М.: Советская энциклопедия,1986.

22. Пикон Гэтон /Сюрреализм 1919-1939/ Т.Л.Налитова.- М.: Рохос, 1995.

23. Полонске О. /Между розами и львом: безумная география С.Дали/ Журнал «Вояж» №46 - июнь, 2000.

24. Радугин А.А. /Хрестоматия по культурологии/ А.А.Радугин.- М.: Центр, 1998.

25. Рожин А.И. /Сальвадор Дали - миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992.

26. Рожин А.И. /Сальвадор Дали. Искусство/ А.И.Рожин.- М.: Аврора, 1989.

27. Селиванов В.В. /Искусство ХХв./ В.В.Селиванов.- Л.: Искусство, 1991.

28. Тургин В.С. /По лабиринтам авангарда/ В.С.Тургин, - М.: Просвещение, 1993.

29. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994.

30. Шишова Н.В. / История и культура / Н.В.Шишова.- М.: Логос, 1999г.

31. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80

32. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64

33. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. - М.: Спика, 1994, стр.56

34. Рожин А.И. /Сальвадор Дали - миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73

35. С. Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102

36. Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991

37. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994, стр.164

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru