Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Технология подготовки и проведения концертной программы на базе Ижморского районного Дома культуры

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ кемеровский государственный университет культуры

и искусств

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социально - культурной деятельности

Курсовая работа

Технология подготовки и проведения концертной программы на базе Ижморского районного Дома культуры

Кемерово

2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма

1.1 Историческое становление понятия концерта как уникального явления искусства

1.2 Классификация видов и жанров концерта

Глава 2. Технология подготовки и проведения концертной программы

2.1 Специфика технологии подготовки и проведения концертной программы

2.2 Авторский опыт подготовки и проведения концертной программы на базе Ижморского районного Дома культуры

Заключение

Список литературы

Введение

История развития человека как личности неразделимо связана с историей развития искусства и культуры. Духовные потребности населения на протяжении многих веков провоцировали модификацию, как отдельных видов искусства, так и методы его преподнесения в массы. Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Сфера культурно - досуговой деятельности сегодня обязана подстраиваться под потребности зрителя, что бы соответствовать запросам различных групп населения. Одной из самых гибких в плане модификации культурно - досуговых программ считается - концертная программа. Сделать подобное заключение нам позволяет многогранность данной культурно -досуговой формы. Но несмотря на многообразие жанров и видов, концертная программа имеет свои общие законы организации и проведения.

Сегодня современного зрителя трудно чем-либо удивить, в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса в представлениях (свет, звук, лазер, пиротехника и т.п. и т.д.), но порой эти достижения используются настолько непродуманно и не к месту, что теряется эффектность действа. Подобное упущение со стороны организаторов и постановщиков говорит только об одном - о нарушении технологического процесса организации и проведении концертных программ. Следствие таких нарушений это потеря зрителя и подрыв авторитета специалистов культурно - досуговой сферы, а ведь именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию личности.

Актуальность технологии подготовки и проведения концертной программы нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В современных условиях концерту уделяется не только культурно - просветительская функция, но и воспитательная, способствующая созданию культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способным к творческой реализации во всех сферах деятельности. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Концерт как форма культурно - досуговой деятельности, в силу своих специфических особенностей обладает значительным потенциалом в современном мире, потому как является одной из самых востребованных форм. Популярность концертных программ позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоёв населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе. Успех достижения той или иной цели поставленной перед организаторами концертной программы напрямую зависит от выполнения технологического процесса подготовки и проведения.

Степень научной разработанности проблемы:

Несмотря на то, что корни концертной деятельности уходят в античность, современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. На современном этапе развития общества модернизация данного вида культурно - досуговой деятельности неизбежна, потому что концерт является отражением социальной действительности общества и имеет свои характерные признаки на данном этапе развития. Изучением проблемы организации и проведения концертных программ занимались такие авторы как: Г. А. Щербакова, С.С. Клитин, А.Д. Жарков, А.А. Рубб, И. Г. Шароев, А.И. Чечетин, Б.Н. Глан, А.Д. Силин, Д.В. Тихомиров, И.М. Туманов, В.А. Шпагин, В.С Ерёменко, М. И. Маршак и др. Научных работ посвящённых проблемам технологии организации и проведению концертных программ на современном этапе развития общества не так много и именно поэтому сегодня данная проблема довольна актуально в культурно - досуговой индустрии.

Объект исследования: конкурсная программа.

Предмет исследования: специфика подготовки и проведения конкурсной программы.

Цель исследования: изучить технологию подготовки и проведения

Конкурсной программы.

Задачи исследования:

· изучить историю становления конкурсной деятельности;

· изучить классификацию видов конкурсной программы;

· выявить специфику подготовки конкурсной программы;

· показать значимость технологии подготовки и проведения конкурсной программы;

Методы исследования:

· анализ литературы по проблеме исследования;

· метод наблюдения;

· опытно - практическая работа в процессе подготовки и проведения конкурсной программы на базе Эвенкийского районного Дома культуры.

База исследования: Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Институт социально-культурных технологий, кафедра социально-культурной деятельности, специализация «Постановка и продюсирование культурно - досуговых программ»

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма

1.1 Историческое становление понятия концерта как уникального явления исскуства

«Концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят своё выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него. [22]

 «Концерт» - публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта -- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.) [22]

«Концерт» - публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе.[19]

«Концерт» (лат. concertо -- состязаюсь) -- публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.[21]

Понятие «концерт» пришло к нам из арсенала музыкальных терминов. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона толкует его следующим образом: «Музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения...»[20]

Слово «концерт» происходит от латинского concerto - «состязаюсь» и итальянского concertare - «согласовывать». В XVII в Италии в судьбе музыки наступил перелом, музыканты стремились создать свой «новый» стиль. «Когда же Монтеверди провозгласил «взволнованный стиль», а выше всего стала цениться красота мелодии, новые инструменты в руках мастеров - виртуозов постепенно заменила человеческие голоса. При этом равноправие голосов, свойственное полифонии, нарушилось, инструменты принялись как будто состязаться между собой за право выразить и подчеркнуть мелодию по-своему! Но как они не старались. Поодиночке им не удавалось передать всю гамму чувств, переживаний, поисков, всё богатство внутреннего мира человека. Только вместе, каждый со своим неповторимым голосом, они могли выполнить эту непростую задачу. Но надо было их как то организовать! Вот так и родился новый музыкальный жанр - концерт, в котором один или несколько инструментов «состязались» со всеми остальными, и в этом состязании рождалось согласие.» [5]

«Само слово концерт возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства, первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальные. Вероятно, с тех пор, как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности - средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство)» [4].

С историко-культурной точки зрения чрезвычайно интересным было бы раскрытие всей совокупности условий, породивших столь продуктивную форму существования искусства, как концерт. Проследив перерождение «музыкального термина» в особую организационно - художественную форму.

Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней в Древней Греции и Древнем Риме. Наряду с спортивными состязаниями, демонстрирующими красоту и выносливость человеческого тела, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом.

В целом, существующий историографический материал позволяет утверждать, что у истоков современных концертных форм стояли четыре типа организаций -- аристократические капеллы и оркестры, разнообразные общества музыкантов-любителей, музыкальные клубы и исполнительские концертные общества.

В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами. С конца XVIII века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов -- любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными. Дивертисменты родились в конце XVIII века и длительное время существовали под эгидой театра. Однако даже через сто лет знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных». И далее: «Смотря по программе, концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического...»[20]. Практически имели хождение оба понятия -- концерт и дивертисмент, первое из которых прежде незыблемо соотносилось лишь с музыкальными жанрами.

Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о трех разновидностях концертной деятельности XVIII--XIX веков, а именно собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).

В середине 20-х годов XIX века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александрийском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. Именно антракт приучал к соседству разнообразие жанров. На суд зрителя выносились лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно преобразовывался, в новую форму искусства -- концерт.

С приходом в нашу жизнь нового вида искусства - концерт, неразделимо связано и новое слово «вокзал», которое на сегодня утратило своё первоначальное значение, но которое по-прежнему является неотъемлемой частью истории. Процитируем историка: «В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами' (наименование «вокзал» перешло к нам от Лондонского «воксал», наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа)». Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. Большой популярностью пользовался Павловский вокзал - излюбленное место отдыха жителей столицы, где были построены концертная и танцевальная эстрада. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.

С сороковых годов XIX века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду, а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танцах, песнях, обрядах, некоторых областей России. В вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку.

Новый вид искусства развивался в демократическом направлении, чем не мог не вызвать недовольство властей, и как следствие «контроль равноценный запрету». Вышедший в 1862 году циркуляр окончательно подчинил концертное дело высочайшему контролю, что не могло не сказать на истории развития концертного искусства. Новый вид искусства, который казалось начал с успехом закрепляться на эстрадных подмостках, вновь становиться принадлежностью ресторанов и кафешантанов.

В 20-е - 30 - е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.

Сегодня концерт стал самостоятельным явлением искусства, поражая зрителя многоликостью и разнообразием. Он вобрал в себя жанры, выкристаллизовавшиеся в его предыстории: от серьезной -- камерной и симфонической музыки до жанров эстрадных -- развлекательных.

Проанализировав все вышеуказанные факты преобразования концерта из музыкального термина в новое явление искусства, становиться ясно, что каждое историческое событие внесло свой неповторимый вклад, который сегодня преобразовался в неповторимый синтез различных жанров с единым ёмким «именем» - концерт.

«Концерт» как явление искусства.-- диалектичен, в него вбирается все свежее, вновь возникающее во всех видах исполнительского искусства и сохраняется накопленное за долгий исторический путь. [7].

«Концерт» - это особая сценическая форма, имеющая свои законы построения, художественные принципы и свои «условия игры», знание которых поможет людям, причастным к их осуществлению избежать невольных ошибок [11].

1.2 Классификация видов и жанров концерта

Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

Основными чертами концертной деятельности являются:

· жанровое многообразие исполняемых номеров;

· количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

· тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

· время и аудитория концерта.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии» «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». [19]

С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

виды концертного творчества:

· филармоническое;

· литературное;

· эстрадное;

жанры концертного творчества:

· филармонический (серьезный академический концерт);

· эстрадный (все остальное).

разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

· сольный концерт (один исполнитель)

· сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

· театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

· детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

· концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим концертам относятся:

· Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

· Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

· Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

· Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

· Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

· Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

· Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

· Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

· Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

· Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

· Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

· Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

· Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

· Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

«Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт -- важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.[12]

Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

«Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.[12 c.93]

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

«Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

«Театрализация» -- это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа. (11,стр. 5)

По содержанию, способу организации и проведению эстрадные концерты классифицируют следующим образом: концерт-митинг, концерт-интервью, моноконцерт, концерт-реквием.

«Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

«Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

«Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

«Ревю (фр. revue)» -- панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю -- яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.[12,c.94]

Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения -- с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.

2. Глава. Технология подготовки и проведения концертной программы

2.1 Специфика технологии подготовки и проведения концертной программы

Постановка концертной программы - процесс не только творческий, но, в равной степени, организационный, который требует выполнение всех технологических процессов.

«Технология» (от греч. tйchne -- искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. [19]

«Технология» - научное описание способов производства.[18]
«Технология» - это четкое и однозначное знание (обычно в виде набора правил или алгоритма), позволяющее из исходных компонентов получить желаемый конечный результат. [16]

«Технология» - Совокупность приёмов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. [17]

Рассматривая термин «технология», понятия которого, дают нам толковые словари становиться ясно, что этот термин заимствован из области технических дисциплин. И тем не менее, на сегодняшний день, ни одна из отраслей науки и производства не может исключить данный термин. Термин «технология» используется и в культурно - досуговой деятельности. Для того чтоб ясно понять значение данного термина в сфере искусства достаточно обратиться к определению А.Д. Жаркова.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство, и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта и особенно такого сложного, как эстрадное искусство.[12 с.17]

Рассмотрим технологию организации концертной программы на примере блок схемы технологической модели социально-культурной программы В.В. Туева [9]:

I. Доккомуникативная фаза

1.1. Маркетинг досуговых и информационных потребностей населения, выявление потребности в определенной социально-культурной информации, определение необходимости тематической культурно-досуговой акции.

· Анализ официальных материалов, специальной научной и методической литературы, публикаций периодической печати, сайтов Интернета;

· Проведение опросов (устных и письменных) по выявлению общественного мнения населения;

· Анализ текущей документации социально-культурных учреждений: книг отзывов и предложений, писем и заявок посетителей, анкет, материалов круглых столов, конференций, публичных отчетов учреждений, обсуждений культурно-досуговых и творческих программ, аудио- и видеозаписей, вечеров встреч со зрителями и слушателями;

· Проведение экспертных опросов и совещаний, обсуждение актуальных проблем организации досуга на заседаниях соответствующих управленческих и методических организационных структур с целью определения адекватной проблематики социально-культурных программ;

1.2. Выбор темы и формы концертной программы;

1.3. Определение адресата или доминантного состава аудитории концертной программы

1.4. Выбор места и времени проведения социально-культурной концертной программы;

1.5. Определение цели и задач концертной программы по отношению к конкретному адресату;

1.6. Формирование структур менеджмента по подготовке и проведению концертной программы (Оргкомитета, постановочной и рабочей групп) и распределение их функций;

1.7. Сценарно-драматургическая разработка концертной программы:

· Сбор материала;

· Изучение литературы;

· Разработка сценарного замысла и его структурных составляющих: темы, идеи, сквозного хода программы (путешествие, сказка, игра, вечер, конкурс, встреча, концерт, отдых в лагере, поездка на корабле, автобусе, в поезде, на самолете, детектив, киносъемка, телепередача, семья, традиционный сбор в школе, слет, заседание и т.д.);

· Составление примерного сценарного плана программы;

· Подбор музыкального материала, музыкального оформления и музыкального сопровождения концертной программы;

· Проектирование и организация художественного оформления концертной программы;

· Подбор других информационно-художественных средств и методов организации концертной программы;

· Определение способов ведения концертной программы и состава ведущих;

· Детальная сценарная разработка эпизодов и блоков концертной программы;

· Определение основных и вторичных персонажей театрализованных блоков и эпизодов концертной программы;

· Поиск и организация концертных номеров - диверсиментов и их исполнителей;

· Определение формы зачина, пролога концертной программы и ее финала;

· Подготовка и организация символико-атрибутивного сопровождения концертной программы (логотип, позитивные, «отбивки» эпизодов, тематические песни и марши, буклеты, листовки, спецвыпуски газет, цветы и т.д.);

· Составление литературного сценария концертной программы и эксклюзивного варианта текста для ведущих;

1.8. Экономическое обоснование концертной программы, составление и финансовое обеспечение сметы расходов;

1.9. Информационно-рекламное обеспечение концертной программы (подготовка и распространение пригласительных билетов, афиш, объявления в СМИ, телефонное оповещение);

1.10. Техническое (аудиовизуальное, микшерское, компьютерное обеспечение). Организация кино-фото-видео и телерадио освещения концертной программы;

1.11. Организация «гостевого ряда» (своевременное приглашение официальных лиц, почетных гостей, поэтов, музыкантов, артистов, спонсоров, меценатов и т.п.);

1.12. Сувенирно-реквизитное и сервисное обеспечение концертной программы;

1.13. Подготовка транспортного обеспечения концертной программы;

1.14. Подготовка и оформление смежных с основным местом действия помещений, разработка предпролога и других параллельных с основной субпрограммой;

1.15. Трансформация сценарного (драматического) замысла в режиссерский (постановочный). Составление репетиционного плана, режиссерского монтажного листа, звуковой и световой партитуры, других необходимых для эффективной постановки концертной программы режиссерских материалов;

1.16. Организация репетиций согласно составленному плану;

1.17. Составление планы работы Оргкомитета и других организационных структур;

1.18. Проведение организационных совещаний по выполнению намеченного плана работы, по координации деятельности, рабочих и творческих групп, готовящих концертную программу.

II. Коммуникативная фаза

2.1. Оформление и организация дежурства в зале, в главном месте действия концертной программы;

2.2. Оформление сцены и мизансцен для ведущих, для официальных лиц, «работающих» на сцене, для выходящих на сцену гостей и исполнителей

2.3. Мультисопровождение концертной программы;.

· Выставки (работ художников, фотографов, дизайнеров, декоративно-прикладных изделий, детского творчества, работ местных мастеров и умельцев, материалов по теме концертной программы;

· Киоски по продаже литературы, газет, сувениров, товаров массового и элитного спроса, произведений местных поэтов, художников, мастеров;

· Демонстрация моделей моды;

· Игры, аттракционы, конкурсы;

· Выступления инструментальных ансамблей и оркестров, поэтов, композиторов, актеров, певцов, других творческих коллективов и исполнителей;

2.4. Микрофонное, теле, радио, кинофотовидеобеспечение программы, организация работы пресс-центра;

2.5. «Фоновая» музыка, теле- и видеопоказ в кулуарах, демонстрация компьютерных сайтов;

2.6. Встреча и развлечение зрителей, VIP-персон, размещение их в зале, в ложах, в специально подготовленных местах зала;

2.7. Предпролог (возможный элемент программы): тематическое действо перед началом основной части концертной программы, проводимое перед входом в здание учреждения, в его фойе, вестибюле, в одном из кулуарных помещений;

2.8. Начало концертной программы, пролог, (театрализованный, игровой, тематический кино-видеосюжет, хоровое или оркестровое вступление (с видеофоном или без него), чтецкая композиция, фрагмент из кинофильма или телепередачи, концертный номер, шуточная сценка, песня, хореографический или спортивный номер);

2.9. Ведение концертной программы (начиная с пролога или после него): одним ведущим, дуэтом ведущих, группой ведущих (в том числе сказочных персонажей, литературных и киногероев), «закадровое» или сценическое ведение;

2.10. Обозначение ведущими темы и идеи концертной программы. Ее официальное открытие ведущими или официальными лицами (возможный вариант;

2.11. Представление действующих лиц концертной программы, героев, официальных лиц и почетных гостей вечера (возможный вариант);

2.12. Исполнение эпизодов концертной программы согласно сценарному и режиссерскому планам, в том числе:

· Выходы героев и отдельных персонажей программы из зала на сцену;

· Активизация зрителей (проведение зрительских конкурсов, викторин, блиц-опросов, выходы ведущих и «артистов» к зрителям, регулярное обращение ведущих к зрителям за поддержкой, оценкой и т.д., учреждение и объявление призов зрительских симпатий, призов для зрителей, формирование экспресс-жюри из зрителей, приглашение их на сцену и т.п.);

· Концертные номера-сюрпризы, номера-посвящения, номера-дивертисменты (вставные номера) и т.д.;

· «Гвоздь программы» - ударный эпизод или номер, ожидание которого зрителями все время «подогревается» ведущими;

· Шуточный эпизод, розыгрыш, позволяющий осуществить смену темпоритма, жанров, переключить внимание зрителей;

· Эпизод, или эпизоды-дарения, поздравления, в которых официальные лица, спонсоры, друзья, коллеги, поэты, артисты оказывают знаки внимания отдельным героям программы: юбилярам, передовым людям, лауреатам и победителям многочисленных конкурсов;

· Эпизод-кульминация - наивысшая и эмоциональная точка в программе, ее главное (максимально ритуализированное событие (клятва участников, зажжение или передача вечного огня, оглашение важного документа, письма, наказа, обращения, передача эстафеты поколений, ритуал посвящения, церемония награждения);

· Эпизод-развязка, финал, выполняющий функцию завершения сюжетной линии сценария программы, ее апофеоз, в котором концентрируется нравственный пафос программы, фиксируется эмоциональное единение, организаторов и участников программы (объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение финальной песни, скандирование тематических слоганов, оглашение имен, вызов на сцену и благодарение исполнителей, ведущих, авторов программы, режиссера), в зависимости от места действия в финале могут быть применены различные дизайнерские, светозвуковые, звуковые пиротехнические эффекты;

III. Посткоммуникативная фаза

3.1. Фоновая тематическая музыка по окончании основной концертной программы;

3.2. Локальные встречи зрителей с участниками концертной программы на сцене, в зале, в кулуарах помещения;

3.3. Интервью журналистов и социологов с организаторами, участниками и зрителями концертной программы;

3.4. Организация игр с раздачей призов и автографов участников концертной программы;

3.5. Организация оперативного опроса зрителей на бланках анкет обратной связи;

3.6. Предоставление зрителям возможности выразить свое мнение о концертной программе в «Книге отзывов и предложений»;

3.7. Оперативное собрание организаторов и участников концертной программы для ее первичного анализа;

3.8. Публикации и анализ материалов периодической печати, других видов информации о концертной программе с целью ее дальнейшего корректирования;

3.9. Обсуждение результатов концертной программы в учреждениях - организаторах программы;

3.10. Подготовка и вручение благодарственных писем, почетных грамот, других форм поощрения организаторам и участникам концертной программы.

В зависимости от множества объективных и субъективных факторов, социальных, экономических и т.д., структурные компоненты данной технологии могут модифицироваться и видоизменяться. Но основа технологии подготовки и проведения концертной программы остаётся незыблема. Нарушения данной технологии, как и в любой другой отросли, ведёт к изменению качеств, предоставляемого продукта, т.е. приводит к утрате доверия зрительской аудитории, снижает авторитет специалистов в сфере культуры.

2.2 Авторский опыт подготовки и проведения концертной программы на базе Ижморского районного Дома культуры

I. Доккомуникативная фаза

1. Процесс изучения и прогнозирования культурно - досуговых потребностей населения Ижморского района, путём опроса населения, анализа книги отзыва и предложений, бесед с участниками творческих коллективов и формирований Дома культуры выявил потребность населения в проведении праздничной концертной программы посвящённой Дню народного единства России.

2. Тема концертной программы: День народного единства России. Форма: Эстрадная тематическая концертная программа.

3. Адресат: смешанная аудитория.

4. Место проведения: пгт. Ижморский, ул. Ленинская, 84, Ижморский районный Дом культуры. Время и дата: 04 ноября 2012г. 19.00.

5. Цель: формирование у населения чувства любви и гордости за историческое прошлое своей Родины.

Задачи:

· расширить знания населения об важных исторический событиях;

· демонстрация значимости сплочённости народностей в истории государства;

· развивать у населения чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далёкого прошлого;

· Содействовать формированию у населения представления о новом государственном празднике - День народного единства;

· Привить интерес к историческому прошлому своей страны.

6. Составление и утверждение «Протокола поручений», который регламентирует действия творческого и технического персонала Ижморского районного Дома культуры, по подготовке и проведению праздничной тематической концертной программы посвящённой Дню народного единства России.

7. Сценарно-драматургическая разработка:

· Изучение исторических источников, фактов и событий, которые внесли решающий вклад в развитие истории государства Российского и тем самым легли в основу празднования Дня народного единства России.

· Разработка сценарного замысла и его структурных составляющих:

Тема: знаменательное историческое событие, которое внесло вклад в формирование и становление государственности на Руси. Календарный праздник: «День народного единства России».

Идея: формирование гордости за историческое прошлое своей родины.

Сценарно-режиссёрский ход: рассказ - экскурс по историческим событиям, которые смогли объединить многонациональный народ России 400 лет назад, и о том чем по праву может гордиться народ России сегодня.

· Составление примерного сценарного плана:

Пролог - музыкально-литературная компазиция.

Экспозиция - ведущая сообщает о теме предстоящей программы.

Слово для поздравления главе Ижморского района

Фольклорный блок - выступление фольклорных коллективов и солистов;

Вокально - инструментальный блок - выступление вокальных коллективов, солистов под инструментальный аккомпанемент.

Эстрадный блок - выступление эстрадных, хореографических коллективов.

Финал - песня с выходом всех участников концертной программы.

· Подбор музыкального оформления концертной программы: подбор музыкальных произведений звучащих до начала концертной программы, подбор музыки на выход ведущей, подбор музыкального сопровождения программы.

· Разработка эскиза оформления сценической площадки, фойе. Изготовление декораций и элементов оформления.

· Разработка блоков программы на эпизоды.

· Подбор номеров концертной программы согласно репертуару творческих самодеятельных коллективов Ижморского районного Дома культуры.

· Определение формы пролога: литературно-музыкальная композиция с использованием видео трансляции. Определение финала программы: общий финал на сцене все коллективы принимающие участие в программе.

· Разработка пригласительных, программок, афишек с символикой праздника.

· Написание литературного сценария программы.

8. Составление сметы расходов. (Изготовление декораций, пошив костюмов для ведущей, пошив костюмов для коллективов, изготовление рекламной продукции и т.д.).

9. Информационно - рекламное обеспечение программы: изготовление афиши, распространение пригласительных билетов, распространение афишек, объявление в газете «Наша жизнь», пресс-релиз на информационном сайте управления культуры.

10. Составление плана репетиций и организация репетиций согласно утвержденному плану.

11. Проведение совещаний по выполнению заданий указанных в протоколе поручений.

II. Коммуникативная фаза

1. Организация дежурства в зрительном зале, определение мест для приглашённых лиц.

2. Трансляция фоновой музыки соответствующей теме концертной программе.

3. Встреча и размещение гостей и приглашённых лиц в зрительном зале.

4. Начало программы, пролог (литературно-музыкальная композиция с видео трансляцией).

5. Ведение программы ведущей, сценическое ведение.

6. Обозначение ведущей темы и идей программы.

7. Предоставление слова для поздравления Главе Ижморского района, и другим официальным лицам.

8. Исполнение блоков программы согласно сценарному и режиссёрскому сценариям:

· Фольклорный блок;

· Вокально - инструментальный блок;

· Эстрадный блок;

· Финал.

III. Посткоммуникативная фаза

1. Тематическая музыка по окончании концертной программы.

2. Встречи зрителей с участниками концертной программы на сцене, в зале.

3. Интервью с участниками самодеятельных творческих коллективов, организаторами концертной программы, зрителями.

4. Предоставление зрителям возможности выразить своё мнение в «Книге отзывов и предложений».

5. Собрание участников программы для первичного анализа, обмена мнениями.

6. Изучение публикаций и других видов информации для дальнейшего корректирования программы.

Заключение

В параграфе 1.1. мы рассмотрели историческое становление понятия концерта и влияние различных исторических событий на модификацию данного вида культурно - досуговых программ. Проанализировав концерт как особую организационно - художественную форму, мы можем смело подчеркнуть, что данный вид культурно - досуговых программ имеет свои исторические корни, которые и повлияли на формирование концерта как нового диалектичного вида искусства. Современная концертная программа впитывает в себя всё новое, и развивается синхронно с современным обществом, тем самым, способствуя реализации потребностей современного зрителя. Несмотря на актуальность и современный подход в концертной программе используются не только новые формы эстрадного мастерства, но и наравне вновь возникающими во всех видах исполнительского искусства сохраняется накопленное за долгий исторический путь.

Многогранность данного вида культурно - досуговой деятельности и его разносторонность мы смогли рассмотреть в параграфе 1.2 раскрыв многообразие видов и жанров концертной программы. Проанализировав в целом, такое многообразие видов и жанров, мы видим историческую трансформацию, которой в значительной мере способствовали запросы зрительской аудитории на том или ином временном отрезке.

В параграфе 2.1 мы пошагово изучили и рассмотрели технологический процесс подготовки и проведения концертной программы. В данной технологи мы видим, что несмотря на многообразие жанров и видов концертной программы, технологический процесс подготовки и проведения не меняется. Специфика подготовки и проведения концертной программы заключается в своевременном пошаговом выполнение законов технологического процесса на каждом из трёх периодов.

Используя данную технологию и применив её на практике работы Ижморскго районного Дома культуры можно сделать вывод, что применение на практике подобной технологи ведёт к успешной подготовке и проведению концертной программы, которая не только соответствует запросам современного зрителя, но и позволяет организаторам данной программы вести планомерную творческую и организаторскую работу. Технология подготовки и проведения концертной программы это чётко отлаженный технологический процесс, который может модифицироваться, но не терпит пренебрежения и нарушения основных законов построения.

концерт художественный искусство

Список используемой литературы:

1. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность.- М.: МГУК, 1998 - с. 96

2. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1987. с. 565.

3. Толковый словарь иностранных слов

4. Клитин С.С. Искусство эстрады XIX-XX века.-СПБ.:СПбГАТИ,2005.-47с.

5. Хомичев Б. А. Концерт состязание или согласие? [электронный ресурс]//Новый акропаль.-№43 http://www.newacropolis.ru/magazines / 6_2004/konzert_sost_ili_sog/

6. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. -М.: Классика-XXI., 2003, с. 151-168

7. Щербакова Г.А. Концерт и его ведущий. - М.: Сов. Россия, 1974.-

8. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976. - 36с.

9. Туев В.В. Социально - культурная деятельность в таблицах и схемах. - Барнаул: АлтГАКИ, 2006.-87с. с. 35-39

10. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности.-М.: МГУКИ, 2007.-480с.

11. Рубб А.А.Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения.- М.: МГУКИ, 2005. - 92с.

12. Жарков А.Д. Социально - культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. ЧастьII. - М.: МГУКИ, 2004. - 114с.

13. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Вычш.шк., 1990. - 208с.

14. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

15. Лурье А. С. Жанры и виды концертов: взаимосвязь творчества, экономики и организации. Театр между прошлым и будущим. - М.: ГИТИС - 1989. - с. 108-122.

16. Викизнание [электронный ресурс] http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/

17. Новый толковый - словообразовательный словарь русского языка [электронный ресурс] http://efremova.slovaronline.com

18. Энциклопедии & Словари [электронный ресурс] //Толковый словарь Ожегова http://enc-dic.com/ozhegov/

19. Энциклопедии и Словари на Alcala.ru [электронный ресурс] //Большая советская энциклопедия http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-T/T11889.shtml

20. Библиотека учебной и научной литературы [электронный ресурс] //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=17&wordid=96544

21. Википедия [электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org

22. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. - Л.: Искусство, 1987. - 191c.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru