Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях 36.5 Кб.
  2. Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях 36.5 Кб.

Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Вятский колледж культуры»

Курсовая работа

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

Тема: Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях

Киров, 2014

Введение

Актуальность темы. Актуальность концертов культурно-досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои взаимоотношения природе, обществу, другим людям, самой себе способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих к культурному развитию и социализации личности.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Перечисленные положения подтверждают актуальность темы курсовой работы и предопределяют ее цель - изучит технологию подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях.

Все это определило актуальность исследования и позволило выделить существующее противоречие между технологией подготовки концерта и проведением концерта.

Цель - описать технологию подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях.

Объект исследования: культурно-досуговые учреждения: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи , центры досуга, культурно-спортивные комплексы, молодежные центры досуга, кафе и кинотеатры.

Предмет исследования: концерт: музыка, литература, хореография, театр, эстрада как социально-культурная деятельность культурно-досуговых учреждений.

Гипотеза исследования: для того, чтобы описать технологию подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях необходимо:

· определить понятие концерта, его виды;

· изучить технологию подготовки концерта;

· раскрыть технологию проведения концерта

Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:

· определить понятие концерта, его виды;

· изучить технологию подготовки концерта;

· раскрыть технологию проведения концерта.

Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной литературы.

Теоретическая значимость:

· определены понятие концерта, его виды;

· изучена технология подготовки концерта;

· раскрыта технология проведения концерта

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.

1. Технология подготовки и проведения концерта в культурно-досуговых учреждениях

1.1 Понятие концерта. Виды концертов

Слово «концерт» - термин музыкальный, который определяется следующим образом: «музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2-3 солирующих инструментов. В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных возможностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения».

Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление виртуозности, высокого мастерства исполнения, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий - таково определение современного концерта. Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры широких слоев населения. На эстраду сегодняшнего концерта спустились такие жанры, как камерная и инструментальная музыка которые когда-то принадлежали только привилегированным слоям общества. Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов, и даже концертов развлекательных, где они соседствуют эстрадным жанром.

Такого соединения нельзя было помыслить вплоть до последней четверти 19 века: камерная музыка не выходила за стены светских салонов и дворянских клубов; для простого народа не устраивались гуляния.

Народные гуляния начинались еще в 18 веке, в 19 веке они стали особенно популярными. На Рождество - «гулянья под горами», на Масленицу и Пасху - «под качелями».

«Под горами» и «под качелями» складывались различные виды истинно народных эстрадных выступлений. Историк русской эстрады Е. Кузнецов пишет: «В репертуар балаганов, выраставших под горами и под качелями, включались не большие дивертисменты, в которых выступали гимнасты и фокусники, акробаты и плясуны, звукоподражатели и атлеты, наконец, певцы, а подчас и рассказчики. Проходили эти выступления под предводительством паяцев или народных забавников (карусельных дедов). В их обязанности входило объявление номеров. Эти далекие предки конферансье. Выступали на гуляньях и солдатские хоры, то есть те же крестьяне, одетые в солдатские мундиры».

Есть еще один источник у современного концерта - театр. С конца 16 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов - любимцев публики с исполнением наиболее эффективных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только у ведущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления остались так или иначе скованными.

В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александровском в Петербурге и в Малом театре в Москве. [2, С.58] Тут они нарекаются антрактами, ибо а антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры, того времени. Великий М. Щепкин первым стал читать пред занавесом произведения А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, басни И.А. Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и выносились на просцениум лучшие, более удавшиеся монологи куплеты и другие фрагменты ролей. И это естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства - концерт.

Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес», закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства, и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами назвали загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» - столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19 века большой популярностью пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада и Сад искусственных вод. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре: танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполняющих танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы.

Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызывало недовольство Николая I. При Александре II ее положение еще ухудшилось. В 1862 году вышел указ, окончательно подчинивший концертное дело полицейскому надзору. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен. В 20-30 годы 20 века концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству. Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным. Он вобрал в себя жанры от серьезной камерной симфонической музыки до жанров эстрадно-развлекательных.

1.2 Классификация концертов

Концерт - самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом.

Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. И, наконец, удачный концерт - это всегда хорошая возможность отдохнуть, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю.

Существует несколько видов концертов, но эта классификация, в какой-то степени, условная.

Виды концертов и их характеристика. В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо к эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:

- симфонические: концерты симфонического оркестра, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

- камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

- концерты духовых инструментов, оркестров или ансамблей народных инструментов;

-концерты хоровых и танцевальных коллективов, хор, капелла, ансамбль песни и танца и т.д.

- концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров ансамблей и оркестров;

- музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистами, чтецами, артистами балета;

- концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающих исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

- концерты эстрадно-симфонических и эстрадных концертов, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;

- концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;

- концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

- концерты артистов разговорного жанра (артистов драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

- театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов, с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);

- концерты коллективов народно-эстрадного жанра исполняющий легкий, развлекательный репертуар;

- концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

Утвердилась следующая классификация концертных программ, но квалификация в какой то степени условная:

· По целевому назначению: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные;

· По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные;

· По составу участников выступлений: любительские, профессиональные, смешанные;

· По числу участников: сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или студии), сводные и т.д.;

· По составу зрителей: концерты для детей, ветеранов, для женщин и др.;

· По способу построения программ концерты могут быть тематические, сборные (дивертисменты), театрализованные.

Таким образом, концерт самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

1.3 Технология подготовки концерта

Среди главных требований, которые предъявляются к концерту как форме культурно-досуговой деятельности, можно выделить следующие:

1) Идейная выдержанность. Познавательная и воспитательная ценность концертных программ.

2) Художественная полноценность исполняемых произведений. Организаторы концертов при оформлении концертных программ не должны проявлять нетребовательность и опускаться до неразвитого зрителя, а постепенно перевоспитывать его несовершенные вкусы. Обычное оправдание «это нравится публике» здесь неуместно. Лучший способ борьбы с «халтурой» - активно противопоставлять ей произведения настоящих мастеров: и классиков, и современников, и отечественных, и зарубежных. Сильным средством высоких эстетических вкусов навсегда останутся произведениями народного творчества, проверенные временем, отшлифованными многими поколениями, ставшими настоящими шедеврами. Отобрать для концертной программы идейно и художественно полноценные танцы, песни, стихи - только половина дела. На высоком уровне должно быть и исполнение концертных номеров. Большинство концертов в культурно-досуговом учреждении - самодеятельные, и артисты его должны быть очень требовательны к себе. Публичный провал недоработанного номера способен навсегда отбить желание к занятию искусством, к дальнейшим выступлениям с эстрады. Низкий уровень исполнения способен убить даже талантливое произведение. Если же отдельные зрители, делая «скидку на самодеятельность», одобрительно или нейтрально относятся к смелым выступлениям, это порождает у исполнителей самоуверенность, пагубную привычку халтурить;

3) Жанровое разнообразие. Типичная черта концертов, организуемых в культурно-досуговых учреждениях клубного типа, и важное условие их успеха у зрителей - наличие в программе различных видов и жанров искусства. Добиться этого можно, если будет расширяться репертуар существующих коллективов и будут создаваться новые коллективы художественной самодеятельности. Например, хоровой коллектив. Если это единственный вокальный коллектив культурно-досугового учреждения, он должен готовить солистов и ансамбли разного состава. Драматическому коллективу целесообразно не ограничиваться постановкой только одноактных пьес. Должна вестись параллельная работа над интермедиями, сценками и другими номерами разного жанра;

4) Продуманное построение и грамотная режиссура. Независимо от вида концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство. В сюжетном концерте оно достигается за счет фабульной линии, в концерте бессюжетных большую роль играет продуманный конферансье. Реплики и интермедии ведущего и конферансье обеспечивают главные переходы, органичную стычку номеров, лучшие подготавливают зрителей к восприятию каждого выступления. Опытный ведущий способен создать слитное представление даже из разнообразных номеров. [2, С.62]

1.4 Принципы составления концертной программы

При составлении концертной программы нужно руководствоваться следующими принципами.

Концерт должен идти по нарастающей, то есть что бы произведения, восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько «пиков», самый высокий - последний.

Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самые яркое впечатление начало и конец любого воздействия на психику человека. Поэтому организаторы концертов стремятся открывать и закрывать концерты наиболее выигрышными выступлениями.

Более сложные произведения должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия - в следующих отрезках программы.

Организаторы концерта, составляя его программу, должны принимать во внимание имя исполнителя. Наиболее популярных артистов, пользующихся успехом у зрителей, необходимо включать в кульминационный момент программы.

Последовательность номеров в каждом жанре должна выглядеть следующим образом: из танцев ближе к первой части концерта лучше ставить классический балет или лирический танец, и лишь после него характерный или народный. Массовый танец - после сольного. Если в концерте одним певцом исполняются тончайшие романсы из мировой и камерной литературы на музыку Чайковского, Шумана, Рахманинова, а другой поет ставший популярным старинный романс или жанровые песни, то последним можно заканчивать концерт, а первый - начинать. Раньше на сцену выйдет чтец, а лишь потом будет исполнен драматический отрывок. Поменяются они в том случае, если сцена трагическая или сугубо лирическая, а чтец заставляет слушателей заливаться смехом.

Составляя концертную программу, необходимо соблюдать принцип контрастности. Каждому ясно, что ни в одном концерте не выступают сначала певцы, затем чтецы, танцоры и т.д. Такое бывает только на конкурсах. И хотя в понятии слова «конкурс» входит «соревнование», в нашем случае - это соревнование разных жанров; и чем они шире представлены, тем интереснее. И поэтому нужно заботиться о контрастности номеров. Стычки между номерами разных жанров должны подбираться с особой осторожностью, чтобы помочь, а не навредить исполнителям. Неспроста исполнители серьезных жанров интересуются, какой номер идет перед их исполнением. К примеру, к вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после веселой пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Но если инструментальный номер сменяется классическим балетом (соблюден контраст - сосредоточенность на звуковом восприятии сменяется восприятием зрительным), а затем выходит певец и исполняет арии из опер и романсы, то петь ему легко, такт как имеет место и разнообразие жанров, и единство стиля. [2, С.63] используя принцип контрастности при составлении программы, нужно учитывать и под артистов, иначе странное впечатление будет производить концерт, в одной части которые выступают только женщины, а в другой - только мужчины. Составляя программу, ведущий старается по возможности чередовать тех и других.

Составитель концертной программы должен принимать во внимание и такое условие, как успех артиста, и должен помочь каждому исполнителю встать в наивыгодное для него место. Например, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, зрители не хотят отпускать артиста со сцены. Выпустить после этого молодого исполнителя - значит заведомо обречь его на провал, так же не следует в этот момент выпускать исполнителя, жанр которого по своему характеру не может вызвать бурной реакции. Это значит - отнять у того исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении имен.

Составляя концертную программу, ведущий обычно берет карточки и на каждой пишет исполняемый номер и имя исполнителя. Собрав такую картотеку, ведущий раскладывает ее. Каждая карточка ложится на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и соображений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, подчеркивается нарастающая; оберегаются молодые и неопытные. Словом, получается наглядный график программы. Одновременно выслушиваются советы и пожелания участников. Если они конструктивные, то карточки перекладываются согласно разумному замечанию. Случается и такое, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист или кто-то опоздал. Случайностей много, и все не предугадаешь. Но организаторам концерта нужно быть готовыми ко всему. В этих случаях необходимо мобилизовать все свои комбинаторские способности и, и соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение.

1.5 Роль ведущего и конферансье в концерте

Первые ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно произнести имя исполнителя и название произведения. В 30-е годы 20 века концертная деятельность стала бурно развиваться. И концертные организаторы, а так же филармонии берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт.

Все это заставило ведущих больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику. Если ведущий и разрешит себе шутку и вызовет смех слушателей, то, как говорится, по доброй воле, но смех и шутка - не спутник его общения с залом. Конферансье же, не развлекая зала, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу. Различие веселить и информировать, объявляя номера, размежевало две эти профессии. [2, С.64]

С развитием концертной деятельности стала расширяться сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня, как правило, выступают в симфонических, камерных, тематических, смешанных концертах. Многие из них требуют не только информации, но и расширенного общения со слушателями.

Претерпело изменения сегодня и искусство конферансье, который выполняет две функции: исполнение собственного номера (юмористический рассказ, фельетон, анекдот, смешная бытовая сценка) и не связанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номера - как попутная функция конферансье. Он, как правило, ведет концерты эстрадные, развлекательные.

Мы часто путаем эти два названия - ведущий и конферансье. Но на сцене они абсолютно не похожи друг на друга. Различна их манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия произведений, жить в концерте.

Веселье и информация - главный отличный признак конферансье. Когда конферансье ведет концерт, он делает то же самое, что и ведущий; когда он выступает в концерте с номерами, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. Что их объединяет? Они знакомят публику с выступающими артистами, с исполнителями произведений, связывают номера в единое целое, являются стержнем, скрепляющим концертное действие.

конферансье досуговый концерт клубный

2. Технология проведения концерта

2.1 Требования к ведущему концерта

2.1.1 Его функции перед концертом и во время его

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией. Должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха - раскрепощение. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей, должен уметь создавать праздничное настроение. У ведущего, кроме людей, сидящих в зале, есть еще «один объект». Это актеры - участники концерта.

Во время концерта между ними устанавливают совсем иные контакты, чем в жизни (то есть чем житейские). Как бы не был ведущий равнодушен к человеку, которого он представляет публике (а порой бывает, что и враждебен, находится с ним в конфликте), все бытовые отношения, исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, его нелегкому труду должно и преобладать в концерте.

На концерт ведущий приходит заранее и отправляется посмотреть сцену, приготовить на ней все, что бы он прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес, как он открывается и закрывается; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, если это потребуется; состояние пола цены, особенно если предстоят танцевальные номера. Он должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему предстоит работать; находятся ли на своем месте стулья, подставки для хора и т.д.

Открывая концерт, ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, чтобы собрать внимание зрителей, но нельзя передерживать ее, можно сосчитать про себя до трех. В ходе концерта ведущий внимательно следит за происходящим на сцене, что бы не пропустить собственный выход, готовится к тому, что ему предстоит сказать, готовить к выходу следующих артистов, проверяет, на месте ли аккомпаниатор.

Во время концерта на сцене присутствуют рабочие сцены - они передвигают рояль, выносят и убирают столы, стулья. Нужно очень вежливо и тактично обращаться с этими техническими помощниками. Обычно в клубном концерте все команды - звонки, занавес, перестановки и т.д. - рабочий имеет право принимать только от ведущего. Это обеспечит порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявлять номера и выходя на сцену, и оставаясь за кулисами - в микрофон. Отрицательные моменты первого вида: тратится лишнее время на выходы и уходы или ведущий некрасиво ходит по сцене, но говорит хорошо. Преимущества этого вида объявления - общение с залом. Зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Второй вид объявления - из-за кулис. Положительным является то, что экономится время, нет лишних хождений по сцене, но отрицательным является то, что он не видит реакции зала, бывает, зрители еще аплодируют, а он объявляет следующий номер. Иногда сочетают оба вида объявления в одном концерте. В театрализованных концертах номера не объявляются, ведущий на сцену не выходит.

2.2 Организация концерта

Для проведения такого мероприятия обязательно создается постановочная группа за 1,5 месяца. В состав ее входят режиссер и его помощник: балетмейстер, хормейстер, звукорежиссер, художник по свету, художник-декоратор. Для коллективного обсуждения вопросов собираются заседания постановочной группы, которые предусматриваются планом подготовки концерта. На первом заседании постановочной группы обсуждается замысел концерта и распределяются обязанности. На втором заседании утверждается программа концерта, дается карточка-задание каждой службе и утверждается план подготовки концерта. На следующей встрече постановочной группы утверждается эскиз художественного оформления, звуковая и световая партитура.

Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана. Он должен составлять после того, как составлен план подготовительных работ: определились исполнители, их репертуар, сроки подготовки оформления, костюмов и т.д. репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, на запасных площадках, а затем в том помещении, где будет проходить концерт. Режиссер должен сам предварительно посмотреть репетиционные помещения. Он должен обратить внимание даже на такие пустяки, как размеры помещений, освещение, вентиляция, наличие музыкальных инструментов, магнитофон. В этот период идет просмотр и прослушивание всех исполнителей всех жанров, то есть проверяется готовность их к репетиционной работе на сцене.

С чего начинать репетировать на сцене? Желательно не оставлять на последние часы номера более сложные и массовые (танцы, песни). Лучше всего их репетировать вначале. Когда большие коллективы сидят в ожидании несколько часов зрительном зале, то о никакой творческой обстановке разговаривать быть не может. Нужно начинать репетировать с массовых номеров, а затем переходить к сольным. Такой принцип дает возможность по ходу репетиции постепенно отпускать освободившихся исполнителей, и с каждой репетиционной минутой, когда у артистов наступает все большая усталость и напряженность, участников станет меньше, а значит и обстановка для работы улучшится. Когда все номера отдельно отрепетированы на сцене, начинается их монтаж в единую программу.

Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общи прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Общий прогон, как правило, обнаруживает опасные места для звукорежиссера, рабочих сцены, осветителей, которые не обеспечили чистые переходы от одного номера к другому. Такая репетиция дает возможность почувствовать ритм концерта, свое место в нем и рассчитать свои силы. На этой репетиции выверяется световая и звуковая партитура, выверяется общая протяженность-хронометраж концерта. После такой репетиции необходим ее детальный разбор. Вот для этого и нужно в репетиционном времени для ликвидации всех просчетов и недоработок. Вот для этого и нужно в репетиционном плане всегда после первого прогона предусматривать один день «на репетиции» по назначению. Одновременно с этим проводятся технические (монтировочные) репетиции на сцене (по свету, звуку и технической стороне).

Завершающий план репетиционной работы - генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта. Генеральную репетицию режиссер может поручить проводить помощнику, что бы посмотреть самому концерт из зрительного зала. После обсуждения генеральной репетиции обычно проводится сдача концерта художественному совету культурно-досугового учреждения.

Перед концертом режиссер должен проверить готовность к нему всех «служб», всех участников. Во время концерта обычно находится за кулисами, следит за его ходом, но не должен создавать нервозную обстановку. После концерта он делает его разбор, собрав всех членов постановочной группы.[2, С. 67]

Заключение

Концерты сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряет.

Значимость концертов связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.

Концерт является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Классификация конценртов весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

При организации концерта необходимо определить его цель и задачи, целевую аудиторию. Затем следует выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за тот или иной этап организации праздника. Только при грамотной организации концертов, они пройдут успешно.

Взгляд на концерт, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - концерт коммуникация по поводу свободы. Концерт соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На концерте люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Концерты уходят своими корнями в культовые или астрологические праздники наших предков.

Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера концертов способствует повышению внушаемости. Посетители открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Таким образом, следует искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга, в том числе и концертов.

Концерты имеют большое социально-культурное значение, т.к. объединяет одной целью большое количество культурных учреждений, коллективов художественной самодеятельности. Воспитывает патриотизм, повышает культурный уровень и привитие интереса к массовым праздникам.

Творческие работники сферы культуры сохраняют традиции и обычаи приднестровского народа. В непростое время творческие работники культурно-досуговых учреждений прилагают все усилия, что бы развивать народное творчество, музыкальную и художественную культуры, прививая подрастающему поколению любовь и гордость к своей Родине.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи раскрыты.

Список литературы

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е издание перараб. И доп. - М.: Изд-во МГУК ИПО «Профиздат», 2002.

2. Ищенко, Т.А. Учебное пособие «Массовые формы культурно-досуговой деятельности».

3. Новаторов, В.Е. культуроно-досуговая деятельность.

4. Галуцкий, Г.М. управляемость культуры и управление культурными процессами. - Москва, 1998.

5. Гончаров, Н.П. социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа.

6. Викторов, А.В. начинаем эстрадный концерт. М., «Знание» 1974

7. Щербаков, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия» 1974

8. Иконников, С.Н. Клубоведение. М., «Просвещение», 1980

9. Акимова, JI.А. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова М.: МГУКИ, 2003.

10. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. -М.: МГУКИ, 1995.

11. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен Текст. / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ, 2003.

12. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников. М., МГУКИ, 2001.

13. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК,1998.

14. Анашкина, Г.И. Задачи профессиональной ориентации будущих работников культуры. / Г.И.Анашкина. ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1983.

15. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.

16. Вершковский Э. В.«Режиссура массовых представлений». - Л.,1977 г.

17. Организация культурно-просветительной работы, - М., «Просвещение», 1989 г.

18. Малюга Ю. Я. Культурология. М.: «Инфра-М»,1999.

19. Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба /О. И. Марков. - М.: Просвещение, 2008.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru