Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Технология культурно-досуговых программ

Работа из раздела: «Культура и искусство»

'Технология культурно-досуговых программ'

фестивальный художественный творчество

Введение

Актуальность проблемы технология фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества заключается в том, что в новых социально-экономических условиях культурной политики государства некоторые руководители социально-культурной сферы городов, округов, областей, краев и республик организуют большое количество фестивалей и конкурсов местного уровня, при этом экономя финансовые средства на участие своих творческих коллективов и исполнителей в крупных (межрегиональных, всероссийских, международных) фестивалях и конкурсах, тем самым подрывая престиж местным мероприятиям, препятствуя культурному обмену между творческими коллективами, в следствии чего снижается уровень художественной культуры своего региона. Таким образом, четкая организация и грамотное управление фестивалями и конкурсами способствует сохранению и развитию художественно-творческих процессов в обществе.

Степень научной разработанности: «Культурно-досуговая деятельность» РАЕН А.Д. Жарков и профессор В.М. Чижиков - М.: МГУК 1998г; Жарков А. Д. Организация культурно-просветительной работы. -М.: Просвещение, 1989г; Асадчик И. Д. Проблемы организации международных фестивалей фольклора. Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга Вып. 2. -М.,1996г; Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 2002г.

Объект исследования: фестиваль-конкурс

Предмет исследования: технология подготовки и проведения фестивалей-конкурсов

Целью исследования является выявление особенностей технологии подготовки и проведения фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества в современных социально-экономических, политических условиях.

Задача исследования:

* выявить сущность характеристики и социальные функции культурно-досуговой деятельности;

* определить основные виды фестивалей - конкурсов, установить жанровые особенности их проведения;

* обозначить методику организации фестивалей - конкурсов художественного творчества;

* проанализировать деятельность

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы создания и проведения фестивалей-конкурсов

1.1 Общая характеристика и социальные функции культурно -досуговой деятельности

Общественное состояние современной России можно характеризовать как переходное: происходит формирование гражданского общества. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Художественная культура составляет неотъемлемый компонент целостной человеческой культуры. В личностном плане культура выступает как развитость (по богатству содержания и степени его осуществления) способностей человека как субъекта социальной деятельности.

Художественная культура выполняет в обществе ряд функций. К ним относят: эстетическую функцию, которая связана с эмоционально-чувственным характером искусства, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние «катарсиса» (очищение, освежение); процесс эстетического переживания основывается на неповторимости - индивидуальной оценки того или иного художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления и многого другого.

Познавательная функция. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а потому их знания уникальны. Ни один вид познания на может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации.

Воспитательная функция. Характерной чертой художественной культуры является ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувства и волю. В то же время она обращена преимущественно к эмоционально-чувственной сфере и личности. С помощью художественно-культурной деятельности и ценностей, создаваемых в ходе этой деятельности, формируются и воспитываются социальные чувства человека.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей. «Культурно-досуговая деятельность» А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, 1998г. Стр.79-85.

Многообразие социальных функций художественной культуры позволяет ей откликаться на самые незначительные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывать влияние на социальные процессы, происходящие в обществе.

Содержание художественной культуры с разной степенью полноты отражают её структурные элементы, которые играют неодинаковую роль в художественной жизни общества. Собственно структура художественной культуры состоит из трех основных элементов: к первому элементу относится ядро художественной культуры - искусство; ко второму - художественные элементы материальной и социальной среды; к третьему -науки, изучающие художественную культуру.

Искусство - первый элемент художественной культуры, который можно рассмотреть как с точки зрения разных форм художественной деятельности, так и с точки зрения субъектов художественного творчества. Теснейшая связь развития человека с его отношением к искусству обнаруживается при анализе социально-психологических личности. Именно искусство способствует, развитию человека, из него гармоничную личность. Личность - синтез психофизических особенностей человека и его социальной сущности Развитие человека непосредственно сопровождается ростом его художественного вкуса и интереса к искусству: чем выше этот уровень, тем сильнее связь деятельного интереса к искусству и роста художественной культуры индивида. Искусство рассматривается, прежде всего, как передача позитивного, рационального и эмоционального опыта человечества в целом и общероссийского и даже национального в частности. По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональная художественная деятельность.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей, народное творчество отличается своеобразием, самобытностью, национальным характером. В народном коллективном искусстве используются веками накопленные, проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством и новаторством в обращении к привычным изобразительно-выразительным средствам, знакомым сюжетным линиям. Многовариантность, доступность, яркость и импровизационность - неотъемлемые черты народного искусства.

Художественная самодеятельность Бакланова Т.И Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. -М., 1992.- 102с. является творчеством людей в разных областях искусства. Произведения, создаваемые любителями, как правило, не подлежат продаже, и их создатели не награждаются материально. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью отличие от народного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени зрелости и мастерства. На протяжении многих лет государство поддерживает творческий интерес людей, проводя смотры художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, выставки. Многие профессиональные творческие коллективы созданы на основе художественной самодеятельности.

Закономерной чертой художественной культуры является все более возрастающая роль в общественной практике художественного творчества. Система творческих принципов складывается и развивается в конкретной социально-исторической обстановке. Она зависит от достигнутого уровня развития общества, материальной и духовной культуры. Способ производства материальных благ определяет всю структуру общества, в частности, характер его духовной и художественной культуры. Чтобы исследовать связь между духовным и материальным производством, прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство в определенной исторической форме. Оделенная историческая форма производства определяет художественно-творческие процессы в данном обществе. Она отражается в искусстве, в его идеалах, в художественных потребностях, вкусах общества. Для их выражения на каждом этапе истории вырабатывается система изобразительно-выразительных и художественно-образных средств, а для оценки значимости художественного творчества для общества возникают различные формы и методы, например, такие как фестивали, смотры и конкурсы.

Что такое фестиваль и конкурс?

ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный) - это массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начала 18 в.); в 20 в. получили распространение международные формы фестивалей. Большое имеют фестивали молодёжи и студентов, музыкальные фестивали, театральные фестивали кинофестиваль и т.д 2 Медвецкая Е.И. Культурно-просветительская работа, - М.: Олма-пресс, 2004.стрю41

КОНКУРС (лат. - столкновение, схватка) - смотр, фестиваль профессиональных исполнителей или участников самодеятельности.

Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции - показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Существует тесная взаимосвязь между менеджментом фестивальных и конкурсных форм и жанровым расширением художественного творчества: фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.

Вся сложная и разветвленная структура художественной культуры находится в постоянном развитии и изменении. Она основывается, воспроизводится и функционирует в каждой общественно-экономической формации по своим законам и принципам, которые и превращают её в живую, подвижную систему.

Советский период в истории культуры России можно охарактеризовать как насыщенный и успешный в проведении смотров, конкурсов, фестивалей, он дал богатый опыт, и положительный, и негативный, для развития данных форм организации художественного творчества. К положительным моментам в организации фестивалей и конкурсов необходимо отнести крупномасштабное и регулярное их проведение, включая международное сотрудничество, укрепление связей между профессиональным и самодеятельным творчеством, расширяется диапазон видов и жанров проводимых фестивалей. К негативным явлениям можно отнести создание все новых органов управления, методических центров, репертуарно-редакционных коллегий в министерствах культуры, что привело к излишней унификации жанров и видов творчества, регламентации внутренней жизни коллективов, навязыванию единых методик их деятельности, идеологизации художественного творчества.

Соответственно сложившейся ситуации назрел кризис художественного творчества, в том числе и в организации фестивалей и конкурсов, так как сложившаяся жанрово-видовая узость художественной самодеятельности не дала возможности в полной мере удовлетворить все богатство запросов желающих заниматься, включить их в такую самодеятельную организацию, жанр творчества, которые соответствовали бы их интересам и способностям, открывали путь для самореализации и удовлетворения творческих потребностей. Снизилась престижность художественной самодеятельности как досугового вида занятий. С такими итогами в художественном самодеятельном творчестве закончило свое существование советское государство.

Последнее десятилетие принесло россиянам и жителям других республик Содружества немало проблем. Утрачена и материальная, и духовная полноценность бытия. Во многих случаях произошла интенсификация трудовой деятельности и, как следствие, сокращение бюджета свободного времени. В условиях смены социально -экономической организации общества, сопровождающейся тяжелыми кризисными явлениями, значительно ухудшились условия для отдыха и досуга человека, особенно трудящегося: перестали существовать многие клубы, библиотеки, музеи, кинотеатры. Децентрализация государственного управления в 90-х годах в отрасли культуры привела к кризису в организации фестивалей и конкурсов художественного творчества, самостоятельно проводить фестивали и конкурсы города не могли из-за экономических трудностей и проблемы профессиональных кадров, проводились конкурсы лишь профессионального искусства. Хотя в 1989 году, по преемственности от советского периода, прошел III Всесоюзный фестиваль народного творчества.

К середине 90-х годов происходит интенсивное развитие фестивальных и конкурсных форм. Особое место занимают вставали народного творчества, которые проходят повсеместно в пличных регионах страны, так как Российская Федерация представляет собой уникальный набор регионов, имеющих свои культурные корни, собственное культурное прошлое, настоящее и индивидуальные пути развития. Приоритетом государственной политики в области культуры и искусства является возрождение и сохранение национальных культур, народных традиций, обычаев, промыслов и ремесел. Все ярче проявляется тенденция к проведению фестивалей народного творчества на международном и межрегиональном уровнях.

Стали проводиться фестивали для людей с ограниченными возможностями, что является важным социальным фактором нового государства. Значительным элементом в духовном развитии общества, ориентированным на будущее, является организация фестивалей и конкурсов детского и художественного творчества. Ежегодно во всех регионах страны проводится огромное количество смотров и конкурсов по всем видам и жанрам искусства для детей. Организаторами очень часто являются частные лица, благотворительные организации, а не государство.

У фестивалей - конкурсов широкие перспективы развития. Появляются научно-технические разработки, а в связи с этим новые жанры художественного творчества (например, компьютерная музыка и т.п.). Следовательно, необходимо разрабатывать новые технологии в организации фестивалей и конкурсов, такие как интернет - фестивали. В сложных социально-экономических условиях не все регионы способны организовать и провести фестивали на высоком уровне, поэтому необходимо государственное регулирование и поддержка краев и областей: оказание материальной и методической помощи.

1.2 Виды фестивалей - конкурсов, жанровые особенности их проведения

Организация и проведение фестивалей и конкурсов художественного творчества являются необходимым для общества механизмом, с помощью которого осуществляется оценка художественной ценности и значимости целенаправленной деятельности человека в области искусства в определенный момент развития общества. Для успешной организации и проведения фестивальных и конкурсных программ, необходимо знать не только методику организации, а также их классификацию по видам, жанра и масштабу их проведения.

Существуют следующие виды фестивалей и конкурсов:

1. Телевизионный Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Развлечения: сцена, экран, актеры./ Научно-познавательная литература. - М., «Росмэн». перевод, 1994. - 54с., главной особенностью которого является трансляция всех туров конкурса по телевидению, что позволяет охватить большое количество зрителей, которые выступают во многих программах в роли жюри. Таковыми являются «Славянский базар», «Евровидение» и другие. Например, телевизионный фестиваль «Песня года» - это фестиваль вокальной эстрады, проводимый ежегодно в два тура: отборочный тур проходит в течение года в виде телепередач: финал - гала-концерт, на котором представлены лучшие песни, по мнению телезрителей, из прозвучавших в отборочном туре. Присуждается звание Лауреата фестиваля исполнителю песни, композитору и поэту. Также ревизионным конкурсом является «Утренняя звезда», в которой принимают участие дети и подростки. Конкурсной программой предусмотрено участие в двух номинациях: вокальный жанр и хореография. Каждая номинация делится на две возрастные категории: первая - до 14 лет, вторая - от 15 лет и старше. Конкурс проходит в несколько этапов: сначала в регионах проходят отборочные туры, затем лучшие ребята выступают в четверть финале, полуфинале и в финале. В жюри конкурса входят специалисты и гости программы. Существует специальный приз зрительских симпатий. Победители награждаются ценными подарками и им присуждается звание Лауреата.

2. Курортный вид фестивалей наиболее характерен для вокальных жанров и кинематографа. При существенных затратах на организацию и проведение фестивальных программ, такие фестивали несут большие доходы в казну города, в котором проводится фестиваль, а также в фонд фестиваля. Курортными являются международный фестиваль песни в Сан-Ремо, фестиваль песни в Юрмале, а так же ряд кинофестивалей (например, в Каннах, в Сочи). «Кинотавр» начал свое существование одиннадцать лет назад в г. Сочи. В программу фестиваля входят: конкурс российских фильмов, конкурс «Дебют - Кинотавр», спецпоказы популярных зарубежных фильмов, проводятся различные обсуждения и пресс-конференции, презентации кинопроектов, концертные программы и внутренние конкурсы. В рамках фестиваля седьмой год проводится международный кинофестиваль. На фестивале работает экспертный совет, который отбирает фильмы на фестиваль, и высокопрофессиональное жюри под председательством Игоря Массленикова. Конкурс проходит по следующим номинациям: лучший «Анимационный фильм», лучший «Документальный фильм», лучший игровой фильм (лучшая женская роль, лучшая мужская роль), лучшая музыка к фильму. Победителям присуждается Гран-при фестиваля - «Золотая роза», существуют специальный приз жюри и приз «Надежда Кинотавра».

3. Третий вид фестивалей и конкурсов - благотворительный, которые сопровождают политические, культурные события в жизни страны. В 2010году многие фестивали и конкурсы были посвящены 65-летию советского народа в Великой Отечественной войне.

В целях привлечения внимания образовательных и культуно-досуговых учреждений к изучению мировой христианской культуры, истории развития православия в России, в июне 1998 года вышел Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства» Закон Р.Ф. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» Ст.45 - много фестивалей, праздников, конкурсов было посвящено этому событию.

4. На современном этапе выделяют четвертый вид фестивалей - фестивали альтернативных направлений, таких как брейк-данс, панк-рок, хип-хоп и др. Организаторами таких фестивалей являются сами творческие объединения, финансируются они частично за счет самих участников и на средства спонсоров. Подобный международный фестиваль рок - музыкантов состоялся в Рио-де-Жанейро в феврале 2009 года, в нем приняло участие более 1000 рок-исполнителей. По масштабу фестивали бывают:

- городской,

- окружной.

- областной, краевой,

- региональный,

- всероссийский,

- международный.

В рамках области фестиваль разбивается на этапы-конкурсы: I - городской, II - зональный, III - областной. Всероссийский фестиваль проходит по регионам. В рамках города проводится конкурс по районам, а затем общегородской. Конкурсы по масштабу проводятся также, как и фестивали: районные, городские, областные, краевые, республиканские, международные.

Фестивали и конкурсы охватывают все виды и жанры искусства. Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся по тому, какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности. Для подготовки фестивальных и конкурсных программ необходимо точное представление о всех видах и основных жанрах художественного творчества.

Изобразительное искусство - это искусство создающее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрением. К изобразительному искусству относят живопись, графику, монументальное и декоративно-прикладное творчество: живопись - вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления изображаются при помощи красок на какой-либо поверхности. Основными жанрами живописи являются: пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая картина (историческая, батальная, жанрово-бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц), миниатюра - произведения искусства малого размера с особой тщательностью исполнения; скульптура - искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Скульптура делится на круглую и рельеф, то есть такую, которая располагает выпуклое изображение на плоскости. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, орнаментальный, анималистический. В этом виде и изобразительного искусства проводятся фестивали и конкурсы, хотя они проходят реже из-за больших материальных затрат.

Графика - вид искусства, основывающийся на искусстве рисунка, рисунок имеет самостоятельное значение. Цвет играет здесь подчиненную роль, однотонный же рисунок (линия, штрих, пятно, светотень) - основную. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.

К монументальному искусству относятся произведения изобразительного искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающие самостоятельной художественной жизнью. Для произведений монументального искусства характерны широкие обобщения, крупны формы. Оно включает монументальную живопись и скульптуру (росписи стен и сводов. мозаика, витражи, диорамно-панорамные произведения и другое). Монументальная скульптура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно-архитектурные ансамбли.

Киноискусство (фотоискусство) принадлежит к числу пространственно-временных, звукозрительных искусств. Фотографическое по своей природе, оно создает образ мира на основе монтажно-построенного ряда киноизображений. Существует четыре вида кинематографа: художественный, документальный, в научно-популярный и мультипликационный (графический (рисованный) и объемный (кукольный)).

Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Главным выразительным средством литературы является слово. Существует четыре основные вида литературы: поэзия, проза, журналистика и мемуаристика. Поскольку сфера словесного языка почти безгранична, возможности художественного охвата жизненных явлений в литературе особенно широки.

Театр Медвецкая Е.И. Культурно-просветительская работа, - М.: Олма-пресс, 2004.стр.67- вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрителя, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балетный), пантомимы, театр кукол, масок, театр малых форм, театр юного зрителя, театр теней и другие. Театральные жанры: чистые - трагедия, драма, комедия; смешанные - трагикомедия, мелодрама. Театр -искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Современный театр немыслим без органического использования живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, хореографии. Одним крупнейших театральных фестивалей России является Всероссийский фестиваль детских и юношеских театров «Веснушки». Он проходит одну неделю ежегодно в марте месяце. В его программу входят спектакли различных жанров, обычно, фестиваль включает от тридцати до сорока спектаклей.

Председатель жюри - заведующий отделом театрального искусства ГРДНТ, кандидат искусствоведения Борис Цекиновский. Жюри присуждает Гран-при фестиваля и звания лауреата.

Фестиваль способствует сохранению и развитию любительского театрального движения - неотъемлемой части отечественной культуры.

Музыка Кустович А.В. Организация массовых праздников, - СПб.:Питер, 2006.стр.57 - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощении идей и чувств человека в музыкальных образах, посредством музыкального звука - плод человеческой деятельности сознания, развития художественной культуры.

Музыкальный жанр отражает характер жизненных связей, преобразует их в музыкальное содержание, оно приобретает в музыкальном произведении законченное конструктивное оформление - музыкальную форму, которая имеет две функции: организацию материала и организацию восприятия сочинения. Древние музыкальные жанры были непосредственно связаны с потребностями труда и быта. Хороводы, обрядовые танцы и шествия, заклинания, колыбельные, лирические и свадебные песни, траурные причитания определялись наиболее значимыми событиями.

Музыка имеет большое разнообразие направлений, видов и жанров, поэтому музыкальные, фестивали и конкурсы являются самыми распространенными среди других видов искусства.

Хоровому искусству посвящено много фестивалей и конкурсов. Регулярно проходит Всероссийский конкурс любительских академических хоров «Поющая Россия». Его организаторами являются Министерство культуры РФ и ГРДНТ. В конкурсе участвуют хоровые коллективы всех ведомств и всех типов: смешанные хоры, однородные хоры, ансамбли. Конкурс проходит в три тура: первый тур - в республиках, краях, областях; второй тур -региональные конкурсы; заключительный тур - в Москве. Цель конкурса - содействие развитию хорового искусства России, повышение исполнительского мастерства любителей хоров, обогащение репертуара произведениями отечественной и зарубежной музыки, яркими образцами народного творчества.

Хореография - это искусство, образно отражающее чувства, идеи, явления и события человеческой жизни, посредством танца (определенных телодвижений), основанного на пространственно-временных характеристиках. Видами хореографии являются балет, его жанры: танец, шествие, марш; спортивно-бальные: вальс, канкан, румба, фокстрот и другие; народные: чечетка, гавот, жига, национальные и другие; эстрадные танцы соответствуют направлениям в музыке, такие как реп, рок-н-ролл. Народная культура явилась истоком возникновения различных жанров, которые впитали народные обряды и традиции разных народов.

Конкурсы по хореографии обычно проводятся отдельно по видам и жанрам этого искусства, а фестивали охватывают все виды.

Отдельно проходят соревнования по спортивно-бальным танцам, как правило, они называются чемпионатами.

А в 1994-1995 годах прошел Всероссийский фестиваль детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!». В нем приняли участие 37 коллективов классического, эстрадного, народного танца. В рамках фестиваля прошли творческие лаборатории и семинары с целью повышения квалификации руководителей коллективов. Первый этап прошел на местах в форме конкурсов, смотров, отчетных концертов; второй этап - в региональных центрах. Особенностью этого фестиваля стало то. что финал проходил как творческие смены во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан», в нем приняли участие победители региональных фестивалей.

Цирк - вид искусства, включающий в себя различные художественные спортивные и другие номера. Характерной чертой этого искусства является его многожанровость и развлекательность. Цирк располагает многими жанрами: клоунада, акробатика, эквилибристика, пантомима, иллюзионистика, дрессура.

Отдельным видом самодеятельного художественного творчества принято считать агитационно-художественные бригады, в настоящее время они называются театром малых форм. В этом виде творчества жанры заимствованы из других видов искусства, например, жанр самодеятельной песни, пантомимы и другие жанры. В 2007 году в Вятке прошел Всероссийский фестиваль эстрадных любительских театров, посвященный 100-летию эстрадных театров России, в нем приняли участие 26 коллективов - от Калининграда до Тюмени. Всего один раз в два года бывает такой фестиваль и проводит его в России только Министерство культуры и Государственный Российский Дом народного творчества. Каждый коллектив привез по несколько программ: в основе представлений театра «Родичи» русские народные сказки, прибаутки, байки, пословицы, фрагменты народных обрядов - удачно эстрада и фольклор вступают в различные творческие отношения; агитбригада «Жаворонок» представляет из себя семейный малый театр, их искусство, как у настоящих скоморохов, носит синкретический характер: объединяет слово, музыку, драматическую игру, танец, пантомиму. Шутки, забавы, частушки , сочетание примет сценического и площадного зрелища, соединение народной художественной культуры и современной эстрады, стилизация фольклора - характерны для театров малых форм. На фестивале присуждаются звания лауреатов I, II, III премий. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. -М., 1992.- 102с.Театральная эстрада - русское сценическое явление, имеющее национальные традиции, вполне вписывающееся в нашу современность.

Обычно фестивали охватывают все виды и жанры художественного творчества, а конкурсы проводятся в одном виде и жанре искусства по нескольким номинациям.

Менеджмент фестивальных - конкурсных художественного творчества предполагает изучение жанровых особенностей в . проведении фестивалей и конкурсов: какое помещение подготовить для проведения, определить номинации (разработать каждый жанр), максимальное количество участников. Необходимо учитывать, что в фестивалях происходит синтез искусств, поэтому номинации нужно продумывать шире определенных жанров.

2. Технологические основы подготовки и проведения фестивалей - конкурсов

2.1 Методика подготовки и организации фестивалей-конкурсов

Организация и проведение фестивалей и конкурсов является важным трудоемким процессом, в результате которого осуществляется целый ряд социальных функций: активизация творческой деятельности, развитие творческих способностей человека, удовлетворение эстетических культурных потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов. Сроки проведения фестивалей - до одного года. Подготовка фестиваля происходит поэтапно:

Создается организационный комитета на каждом уровне введения фестиваля: в рамках областного фестиваля создаются областной, городской, зональный (по округам), местный (по поселкам).

Основная работа по подготовке фестиваля проводится организационным комитетом. В задачи оргкомитета входит:

1. утверждение исполнительной дирекции;

2. планирование и координация работы по подготовке и проведению фестиваля, осуществление контроля за ее выполнением;

3. утверждение положения о фестивале, общего плана подготовки и введения фестиваля, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении фестиваля;

4. принятие решения о награждении участников и лауреатов фестиваля.

5.Определяются цели и задачи фестиваля.

6. Обозначается график проведения в городах и области (место проведения, размещение, сроки);

7. Привлечение спонсоров, инвесторов;

8.Разработка фестивального положения по отдельным жанрам, где оговариваются:

* цели и задачи фестиваля.

* условия участия (примерная или обязательная программа),

* сроки проведения,

* порядок проведения (этапы фестиваля),

* критерии оценок (отдельно по каждому жанру).

* поощрение участников,

* состав жюри,

* порядок финансирования,

* заявка - участие, анкета - участие. Исполнительная дирекция:

* ведет всю оперативную работу по организации и проведению фестиваля;

Разработка фестиваля осуществляет взаимодействие с организациями и должностными лицами, задействованными в работе по подготовке и проведению концертов и гала-концерта фестиваля, спонсорами;

* решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой (формации, афиши, пригласительные билеты, оформление залов, сцены для выступлений, и

т.д.);

* утверждает состав творческой группы, ответственной за разработку сценариев и режиссуру каждого концерта фестиваля;

* утверждает график проведения концертов и заключительного гала-концерта.

* Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) форме.

Обычно фестиваль проводится в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы-конкурсы: первый этап -городской конкурс, второй - зональный (по округам), третий - областной, а международные и всероссийские фестивали разбиваются на республиканские, региональные и областные фестивали. Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал. Оценку уровня исполнительского мастерства участников осуществляет жюри конкурса.

Фестивальные выступления проводятся как в форме разножанровых концертов, так и по отдельным номинациям.

Выступления участников проводят в произвольной форме (отдельные номера, сольные выступления, законченные программы), в зависимости от жанра, в котором выступает участник фестиваля. Фестивальная программа может включать в себя, кроме конкурсов, семинары, мастер-классы, пресс-конференции.

Важно, чтоб у фестиваля была своя символика: эмблема, Название, позывные, песня. Это особо актуально в настоящее время, когда идет огромный поток информации о различных фестивалях. Необходимо создать собственный имидж, что послужит важным фактором для решения целей и задач фестиваля.

Организация фестивалей и конкурсов во многом схожа. Процесс подготовки конкурса проходит аналогично подготовке фестиваля, существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается в обязательном порядке возрастной ценз, обязательная программа; ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара для конкурсной программы, работа над вокалом, хореографией и т.п., создается имидж участника. Как правило, этим занимаются специалисты в каждой области искусства. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам: 1) учет степени подготовленности) опора на интересы участника; 3) учет степени трудности произведений; 4) разноплановость произведений, предоставляющих максимум возможностей для индивидуального раскрытия способностей участников; 5) учет художественной полноценности произведения, его выразительности.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников как в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри. Жюри формируется оргкомитетом. В его состав могут входить:

1) специалисты данной области, не участвующие в конкурсе (известные режиссеры, артисты, музыканты, хореографы, актеры, педагоги, заслуженные деятели культуры);

2) почетные члены жюри (представители организаций-учредителей фестиваля, спонсоры, гости конкурса);

3) иностранные и иногородние члены жюри (если конкурс международный, то создается международное жюри).

В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех, с целью определения точного результата (перевеса). В спорных случаях председателю жюри предоставляется право двойного голоса. Руководители коллективов, участвующих в конкурсе не могут быть членами жюри. В некоторых конкурсах утверждается приз зрительских симпатий.

Любой конкурс предусматривает в положении критерии оценок исполнителя. Для каждого конкурса вырабатываются свои критерии оценок, в зависимости от жанра. Основные критерии оценок, характерные для большинства конкурсов следующие:

- отражение темы,

- уровень исполнительского мастерства.

- зрелищность номера.

- сценическая культура.

- стилистика - соответствие имиджа исполняемому произведению.

Сроки проведения конкурсов - до шести месяцев. Конкурс проходит в несколько этапов: первый тур - отборочный, практикуется заочное проведение отборочного тура с помощью аудио-, видео- кассет, чего не существует в организации фестивалей; второй тур - промежуточный; третий - финал.

Заключительным этапом конкурсов и фестивалей являются Гала-концерт или выставка, на которых демонстрируются лучшие произведения. На гала-концертах происходит награждение участников от спонсоров и учредителей. По результатам выставки могут составляться каталоги, при желании автора выставочная работа может быть продана. Для проведения Гала-концерта привлекаются профессиональные режиссеры, стилисты, шоу-мены: специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, выстраивается программа соответственно местам лауреатов и дипломантов фестивалей и конкурсов. Предоставляется слово спонсорам. Как правило, заканчиваются подобные мероприятия финальной песней. По итогам фестивалей и конкурсов могут быть сняты фильмы, составлены каталоги, различные сборники, пособия. Популярность конкурсу или фестивалю приносит трансляция по телевидению, освещение в средствах массовой информации.

Организация и проведение фестивалей и конкурсов молодых исполнителей является ступенькой на пути в профессиональное искусство, помогает духовно наполнить досуг молодежи.

В деятельности учреждений культуры прослеживается ряд позитивных тенденций, в частности, обогащается опыт в области национально-культурной политики. Проблем национального самоопределения в городах пока нет. хотя повсеместно идет процесс самоутверждения национальных культур. В нашем городе имеются свои национальные творческие коллективы. За последние 5 лет стало уделяться больше внимания проведению фестивалей различных уровней, например, «Роза ветров», конкурс чтецов. «Сибирская сказка», фестиваль «Студенческая весна», «Радуга талантов». «Терпсихора», «Золотые купола», «Весенняя капель» (конкурс хоровых коллективов) и многие другие.

2.2 Отчет о проведении открытого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Золотые купола» 2011г.

Организация и проведения фестиваля является сложным и трудоемким процессом, необходимым обществу, в результате которого осуществляется целый ряд социальных функций: активизация творческой деятельности, развитие творческих способностей ребенка, удовлетворение культурных эстетических потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов.

Организаторами фестиваля является Фонд развития детских и молодежных социальных инициатив Тюменской области и Международное движение детского творчества «Арт-фестиваль».

Срок проведения фестиваля с 17 по 21 апреля 2011 года. Место проведения город Тобольск, Тюменской области.

Подготовка фестиваля проходила поэтапно:

1. Создали организационный комитет по подготовке фестиваля:

Оргкомитет Фестиваля Креков Павел Владимирович - заместитель главы города Тобольска

Шанина Екатерина Ивановна - депутат Тобольской городской Думы Костантинов Юрий Константинович - председатель Комитета культуры г.Тобольска Бубнова Нина Ивановна - вице-президент координационного Совета национальных культур Тюменской области

Исполнительная дирекция Фестиваля:

Сайфуллина Файзана Мухаметовна - художественный руководитель Фестиваля Синепальников Игорь Викторович - директор по орг. вопросам, менеджер гостиницы 'Славянская'

Макеева Светлана Георгиевна - исполнительный директор Фонда

Долина Вера Владимировна - координатор Фестиваля

Отт Анна Валерьевна - информационная служба

Кордюкова Татьяна Михайловна - администратор при участниках

Юмашев Радион Игориевич - администратор развлекательных программ

Отчина Вера Викторовна - ответственный секретарь Фестиваля

Матофаева Татьяна Анатольевна - администратор экскурсионного обслуживания

Сайфуллин Тимур Хамзович - администратор на транспорте.

В задачи оргкомитета входят следующие обязанности:

* Утверждение исполнительной дирекции.

* Планирование и координация работы по подготовке и проведению фестиваля, осуществление контроля за её исполнением.

* Утверждение положение о фестивале, общего плана подготовки и проведения фестиваля, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении фестиваля.

* Принятие решения о награждении участников и лауреатов фестиваля.

2. Определены цели и задачи фестиваля. Цель фестиваля состоит в создании условий для проявления задатков и способностей детей, проявляющих интерес к различным видам творчества. Задачи фестиваля:

* Познакомить детей с историй и культурой первой столицы Сибири городом Тобольском

* Показать детям и педагогам педагогические средства и возможности повышения исполнительского мастерства через сценические показы, работу творческих лабораторий и мастер - классов ведущих педагогов России.

* Закрепить и развить интерес к своим личным задаткам и способностям, развить мотивацию к самопознанию, самообразованию и саморазвитию.

3. Обозначили место проведения: ДК «Синтез».

Размещение: гостиница «Славянская», гостиница «Нефтехимик». Гостиница «Георгиевская» ,Гостиница «Новый Тобол,Гостиница «Гостиный дом» , Проживание в общежитиях учебных заведений города. Место развлекательных программ: диско-клуб «Арлекино». Питание: кафе «Ля Ля Фа».

4. Составили график встречи участников фестиваля и проводов (транспорт: Городского автотранспортного предприятия).

5. Привлечение спонсоров, инвесторов.

6. Разработали фестивальное положение по жанрам, где оговаривались: цели и задачи фестиваля, условия участия (обязательная программа), сроки проведения, критерии оценок, поощрения участников, состав жюри, порядок финансирования, заявка-анкета на участие.

Исполнительная дирекция занималась оперативной работой по организации и проведению фестиваля.

* Осуществляли взаимодействие с организациями и должностными лицами, задействованными в работе по подготовке и проведению открытия и гала-концерта фестиваля, спонсорами;

* Решали организационные вопросы (реклама в средствах массой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление залов, сцены, заготовка дипломов и т.д.);

*Утвердили график конкурсных дней по номинациям и время проведения заключительного гала-концерта

У нашего фестиваля «Золотые купола» есть своя символика: эмблема, название, позывные, песня. Это особо актуально в настоящее время.

Оценку уровня исполнительского мастерства участников осуществляло жюри. Жюри приглашалось оргкомитетом.

В состав жюри вошли:

Елена Ивановна Горячева - председатель жюри, народная артистка России, главный хормейстер Государственного Русского народного хора им. Пятницкого, город Москва.

Альбина Васильевна Тупальская - член жюри, куратор эстрадного жанра управления образования города Москвы, педагог эстрадного вокала.

Виктор Леонидович Новокаускас - член жюри. Преподаватель высшего Тюменского колледжа искусств, руководитель эстрадно-джазового ансамбля «Крунинг-джаз» город Тюмень.

Виктор Захарович Савин - член жюри, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий хореографическим отделением Тюменского колледжа искусств.

Нина Анатольевна Пацино - член жюри, Заслуженный работник культуры, преподаватель хореографических дисциплин Тобольского училища искусств и культуры.

Ольга Владимировна Спиридонова - член жюри, главный художник города Тобольска.

Марина Владимировна Спирченко - член жюри, заведующая архитектурным отделением «Тобик-колорит», обладатель Серебряного диплома Международного фестиваля «Зодчество 2001».

Конкурс предусматривает положение критерии оценок исполнителя: отражение темы; уровень исполнительского мастерства, зрелищность номера, сценическая культура, стилистика (соответствие имиджа исполняемого произведения).

Заключительным этапом пятого регионального фестиваля «Золотые купола» явился гала-концерт на котором демонстрировали свое мастерство лучшие коллективы и исполнители, получившие звание лауреатов. Перед гала-концертом состоялось торжественное награждение участников от жюри, спонсоров и учредителей.

Информационную поддержку нашему фестивалю предоставили: ГТРК «РЕГИОН-ТЮМЕНЬ», ТРВК «Тобольск», телекомпания «Скола», газеты «Тюменские известия», «Тюменская правда», «Тобольская правда», «Содействие», «Сибирская панорама», радио «Радио-Экспресс», «Красная Армия», радио «ТРВК», которые принесли широкую популярность по нашему фестивалю в Тюменской области и по региону в целом.

В программу фестиваля вошли конкурс по номинациям: хореография (классический, народный, эстрадный танец), вокал (академический, народный, эстрадный), театр мод (свободное направление).

В фестивале приняло участие 500 детей, которые соревновались в различных видах и жанрах искусства.

Фестиваль «Золотые купола» является благотворительным, его цели: приобщить детей с ограниченными возможностями, детей-сирот, детей-инвалидов в мир прекрасного. Дети были приглашены на открытие фестиваля, конкурсные дни, закрытие фестиваля.

В планах работы нашего фонда стоит задача - в будущем организовать в рамках нашего фестиваля - номинацию творчества детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Недоработкой данного фестиваля является:

1. Для четкой и скоординированной работы фестиваля художественному руководителю необходима творческая группа, занимающаяся подготовкой и проведением конкурсов и концертных выступлений.

2. Церемония награждения, которая должна готовится сразу после 1 конкурсного дня.

3. С членами орг. комитета и исполнительной группой необходимо заключить договор, в котором указать должностные обязанности, период работы и сумма оплаты.

Но в любом случае, проведение этого фестиваля имеет важное значение для развития творчества, он является ступенькой на пути в профессиональное искусство.

Залогом успешного проведения фестиваля - конкурсов является менеджмент фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества. Региональным органам культуры необходимо создавать свои механизмы управления в этой отрасли.

На сегодняшний день необходимо тщательно просчитывать организацию не только творческого процесса, но и множество административно-хозяйственных проблем: начиная от способа приезда и размещения участников и до выплаты заработной платы обслуживающему персоналу.

Для успешного проведения фестиваля и конкурсов необходимо грамотное управление, построенное на четких методических рекомендациях, разработанных на эмпирическом материале, с учетом современных культурных, политических, экономических и прочих условий.

Возникает необходимость в создании банка данных в рамках городских комитетов по культуре, в которой будет входить информация.

* О всех действующих творческих коллективах города, в каких жанрах работают, возраст участников, уровень творчества (профессионалы, любители).

* О всех, проведенных ранее фестивалях и конкурсах, в которых приняли участие городские коллективы,

* О городских предприятиях, учреждениях и организациях, выступающих спонсорами фестивалей и конкурсов.

Таким образом, «Золотые купола» представляет собой социализирующий досуговый механизм, способствующий формированию представления людей об образцах и видах художественной деятельности, а также вырабатывать свой индивидуальный стиль художественного коллектива или исполнителя. Глобальными целями фестиваля является укрепление культурных межнациональных связей, развитие культурного сотрудничества.

Заключение

В заключении нашей курсовой работы, можно сделать выводы, что сохранение и развитие российской культуры является одной из самых острых и актуальных проблем современности. Культура, как и другие социальные сферы общества, прежде всего испытывает на себе тяжесть нестабильной экономической ситуации. Поэтому, сегодня задача всех специалистов, так или иначе связанных с сохранением и развитием культуры, состоит в поиске и реализации способов, путей, конкретных проектов, направленных на поддержку и конструктивную работу в области культуры на всех уровнях как организационных, так и личностных.

Демократические изменения, произошедшие во всех областях жизнедеятельности российского общества, называемые переходным периодом, во многом определили основные тенденции организации системы досуга населения. В сложных экономических условиях важное значение приобретает спонсорство и благотворительность. Некоторые издания, организации проводят культурные акции для привлечения внимания к творческим коллективам, учреждениям сферы культуры в провинции, оказания им помощи и поддержки, для развития межрегиональных связей в области культуры. Организация и проведение фестивалей, праздников, конкурсов различных уровней поддерживают традиционные коллективы художественной самодеятельности и стимулирует появление новых или малораспространенных видов и жанров, типов коллективов.

Являясь универсальным и демократичным средством оценки и самооценки результатов творческой деятельности, фестивали, конкурсы смогут выполнять свои функции лишь при строгой и четкой организации. В противном случае не будет выявлена и показана обществу в полном объеме вся работа, которую проводят художественные коллективы, что повлечет за собой потерю интереса общества к художественному творчеству, а значит и замедлит развитие культуры. Отсюда можно сделать вывод, что менеджмент фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества является опосредованным рычагом развития общенациональной культуры общества в целом и каждого человека в отдельности.

При организации детских творческих программ необходимо учитывать:

1. Статистический учет фестивалей и конкурсов, проводимых в определенном городе или регионе, позволяющий выявить наиболее популярные жанры художественного творчества у горожан, а также жанры, которые необходимо развивать в данном городе. Статистический учет помогает установить, какие фестивали конкурсы по видам и жанрам нужно проводить, и для каких категорий граждан.

2. Создание системы механизмов межрегиональных связей с областными, краевыми комитетами по культуре или с Областными научно-методическими центрами с целью получения информации о фестивалях и конкурсах художественного творчества, проводимых в других городах, регионах, странах, в которых могут принять участие творческие коллективы города.

Один из таких механизмов может реализоваться путем создания сайта в системе Интернет.

3. Оказание методической помощи организаторам фестивалей и конкурсов художественного творчества может быть нескольких видов:

- в виде периодической методической литературы, разрабатываемой научно-методическими центрами;

- в виде единой методической брошюры (с приложениями и дополнениями), в которой указаны основные направления работы по организации, подготовке и проведению фестивалей и конкурсов (начиная от правового регулирования отношений между организаторами, исполнителями, администрацией города, спонсорами и до составления сценарного плана гала-концерта, отчета о проделанной работе);

- проведение научно-методическими центрами на базе учреждений культуры семинаров, конференций, мастер-классов;

- оказание методической помощи средствами системы Интернет.

4. Финансовое обеспечение фестивалей и конкурсов из различных источников:

а) использование бюджетных ассигнований:

- государственное финансирование через комитеты и управления по культуре разных уровней;

- финансирование по целевым комплексным программам;

- социальный заказ;

б) использование внебюджетных источников:

- финансирование на коммерческой основе за счет предоставления налоговых льгот (спонсорство, меценатство, учредительский специальный счет фестиваля):

- привлечение ассигнований благотворительных и международных фондов;

в) совместное планирование фестивалей различными регионами, финансирование из разных источников: бюджеты регионов, спонсоры, фонды развития культуры и др.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru