Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Технология как порождение культуры

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

План

1. Основные понятия технологии и производственного процесса.

2. Взаимосвязь внутренней структуры и функциональных отношений технологии с культурой.

3. Иерархия функций технологии.

4. Прогностический аспект технологии в культурологическом плане.

1. Основные понятия технологии и производственного процесса

технология культура духовный производственный

Технология, как музыка, представляет собой выражение сущности человека данного времени и, как образно замечает Т. Адорно, 'кто смог бы заглушить у Бетховена мысли о революционной буржуазии, у Вагнера - мысли об экспансионистском империализме, у Штрауса - мысли о позднем либерализме', так и вопрос о лике технологии являет собой проблему внутреннего содержания современного ей человека. Как лейбницевская монада репрезентирует целое, так современная технология представляет собой способ проявления необходимого и желательного для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Древние технологии более тяготели к природе, но с течением времени человек все активнее увеличивал тождественность технологических функций своим собственным. Часть своей сущности, свои сильные и слабые черты, свои знания, умения и невежество, представления о морали и ценностях индивид закладывает в технологию, и через систему общественных отношений она влияет на мировоззрение, образ жизни и, в конечном итоге, - культуру человечества. Всеобъемлющий, и в первую очередь, - духовный кризис нашего времени приводит к необходимости изучения проблемы ценности технологии, как одной из культурообразующих и жизненноважных.

Негативная сторона влияния технологического движения на духовно-психологические процессы воспринимается менее остро и болезненно, чем очевидные экологические последствия. Человек, становясь все более псевдонезависимым в своих взаимоотношениях с природой, технологизируясь, не замечает своей полной зависимости от технических ритмов и систем обеспечения, появления новых потребностей, детерминируемых технологическими инновациями. В результате выявления негативных последствий НТП индивид как в зеркале может увидеть отражение своей сущности в изготовленных им орудиях, машинах и процессах.

Технология, являясь порождением культуры, в некотором смысле адекватна социальному бытию, представляя собой уровень совершенства взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов с участием человека.

В процессе сборки, т.е. в момент возникновения системы, последняя обретает новые свойства и по мере роста сложности уменьшается ее стабильность, что, в свою очередь, приводит к возникновению качественно новой системы. Степень сложности любой системы зависит не только и не столько от количества ее подсистем, сколько от количества уровней, на которых располагаются ее элементы: их связь может носить координационный характер, если они находятся на одном уровне, но она превращается в субординационную, если элементы расположены на нескольких уровнях. Кроме того, возможно сочетание обоих типов взаимоотношений элементов, тогда структура обладает и 'горизонтальными' и 'вертикальными' разрезами.

Система 'технология' представляется организованной именно по последнему принципу, где горизонтальный уровень включает три элемента - производственный процесс, компьютеризацию и информацию, связанные координационной связью. По вертикали снизу вверх представляются размещенными управление, технологический менталитет и культура. Связь между этими элементами системы носит субординационный характер. Рассмотрение основных элементов системы 'технология' представляется полезным для осознания сущности технологического феномена.

Производственный процесс представляет собой действие по материализации той части духовной культуры общества, которая необходима и достаточна для изготовления полезного человеку предмета - искусственного, но наличествующего виртуально в природе объекта. Производственный процесс существовал еще задолго до того, как в последней четверти XVIII века возник термин 'технология' как область знания, исследующая то, каким образом следует производить искусственные объекты в соответствующих времени и месту условиях. Чем больше прогрессировал в культурном развитии человек, чем 'технологичнее' он становился, тем больше технология вторгалась в ремесла и даже проникла в создание художественных произведений, в духовную культуру. Технологическое ноу-хау присутствует в производственном процессе, в технической практике и из этой же практики черпает проблемы и задачи. Культура в известном смысле порождена технологией и создала производственный процесс, а качество той или иной культуры определяется в главной степени уровнем, технологичностью производственных процессов, действующих в ее рамках. В то же время , производственный процесс, внешне представляющийся самой технологией, 'в себе' является тесно зависимым от культуры и менталитета данного народа.

Производственный процесс конца XX века включает использование компьютеров, что вызвано стремительным увеличением влияния информационных технологий. Возможности искусственных механических систем в вычислениях, решениях творческих задач и целенаправленном поведении бросают вызов принятым прежде границам между человеком и машиной. Немецкий ученый Гандерсон, проводящий конструктивное различие между программируемыми, разумными способностями мозга и непрограммируемыми, чувственными способностями, открытыми для будущего моделирования, предлагает перечень критериев, характеризующих ментальность человека: 'конечный результат и ведущий к нему процесс; определенные критерии достижений и неудач; восприимчивость к вербальным протоколам; правила проектирования проблемных решений; комплексные идеи, составляющиеся из отдельных элементов'. В таком контексте ученый определяет программно-устойчивые способности мозга как производные, остаточные от чувственных способностей.

Воздействие технологии на культуру очень динамично, поскольку с изменением одной из сторон изменяется и их функциональная зависимость. Как подчеркиваем М. С. Каган, 'движение системы есть, во-первых, ее функционирование, деятельность, и, во-вторых, ее развитие возникновение, становление, эволюционирование, разрушение'.

2. Взаимосвязь внутренней структуры и функциональных отношений технологии с культурой

Взаимосвязь внутренней структуры и функциональных отношений технологии с культурой раскрывается на основе анализа системы 'технология' на элементарном уровне ее строения. При этом система репрезентируется набором разнородных элементов, которые могут отличаться по ряду характеристик, однако обладают связями, которые и объединяют их в единую, целостную систему. Элементы в системе находятся в тесной диалектике, в результате чего одни их свойства изменяются, а другие остаются неизменными.

Для изучения диалектики технологии и культуры следует в системе 'технология' выбрать базовые, сущностные элементы, определяющие ее функционирование. На первый план в этой системе выходят такие элементы: производственный процесс, компьютеризация, информатизация, управление, технологический менталитет и культура.

В процессуальном плане технология рассматривается динамически, как совокупность процессов, характеризуемых последовательностью состояний во времени. Исходя из того, что основным понятием здесь является категория 'период жизни', т. е. временной интервал, в течение которого функционирует данный процесс, понятно, что конкретный вид технологии не вечен.

Жизнь технологии, как и других систем, можно изобразить в виде горизонтально расположенной з-образной кривой, показывающей как изменяются во времени главные характеристики системы (мощность, производительность, скорость, число выпускаемых изделий и т. д.), предложенной Г. С. Альтшуллером: в 'детстве' технология развивается относительно медленно, принимается человеком с недоверием и опаской, имеет много отрицательных некомпенсированных побочных эффектов. Это момент решения человеком, является ли данная технология адекватным ответом на социокультурный запрос, будет ли жить его 'детище', возможно ли устранение негативных эффектов, какова ценность данной технологии в человеческом измерении. Если данная технология адекватна социальным интересам и потребностям, в продолжении своего развития она вступает в пору 'возмужания и зрелости' - стремительно совершенствуется и занимает определенную нишу в данной культуре.

Однако с некоторого момента наступает замедление темпов ее развития, наступает 'старость' данной технологии. Далее возможны два варианта характера ее жизни - либо деградация и замена принципиально новой технологией, либо сохранение status quo на неопределенное время ибо достигнутые показатели удовлетворяют потребностям человека. Представляется, что первый вариант движения относится к тем технологиям, которые пребывали не в ядре, но в защитном слое культуры и с течением времени перестали адекватно реагировать на культурные запросы и процессы. Второй же вариант развития может быть отнесен к тем технологиям, которые в силу своего соответствия человеческим потребностям включены в ядро культуры и с течением времени сохранили способность развиваться адекватно ей.

Данное описание жизненного цикла технологии проявляется в истории и практике человека и позволяет объяснить причину того, что отдельные виды технологии отличаются различной степенью развитости и динамичности - они просто находятся на разных этапах своего жизненного движения.

3. Иерархия функций технологии

Базисная функция технологии - преобразовательная, которая условно разделяется на собственно преобразовательную и управляющую. Последняя выделяется в силу множества факторов, например, в силу того, что уровень цивилизованности современного государства измеряется степенью его технологичности. Иными словами, способность преобразовывать может воплотиться в реальность только при подключении управляющей подфункции технологии должного уровня.

Ступенью ниже преобразовательная функция разделяется на два потока: нетехническое и техническое преобразование культуры, социума и природы. Техническое преобразование на этой ступени выражается в энергетической (получение и трансформация энергии), транспортной (целевое движение объекта), контрольно-измерительной (отражение параметров развития объекта) и логической (принятие решений на основе переработки и использования полученной информации) функциях.

Кроме логической функции, имеющей место и в нетехническом потоке преобразования, здесь выделяется смысловая (оформление мысли и воли), ценностная (номиналистическая) и социальная функции. В свою очередь, каждая из функций этой ступени на более низких уровнях может быть расчленена на частные единицы, могущие быть выявлены индуктивным методом. Так, например, социальная функция технологии может быть разделена на информативную (получения, хранения и передачи знаний от поколения к поколению и внутри человеческого сообщества) и прагматическую (сохранения и совершенствования человеческого бытия). Весь бесконечный ряд функций технологии обеспечивает целеполагание технологического движения, заключающееся в служении культуре, увеличении степени свободы отдельного человека и общества в целом во взаимоотношениях с природой и внутри социума. При таком подходе представляется важным экологическое представление технологии, в котором на первый план выходит системное окружение, т. е. совокупность объектов, изменение свойств которых влияет на заданную систему и которые, в свою очередь, подвергаются изменениям со стороны технологического движения. В таком исследовании интерес ориентирован на социокультурное окружение технологии, что обусловлено представлением технологии как феномена культуры, т. е. подсистемой системы 'культура'.

В качестве подсистемы культуры технология представляет собой совокупность искусственных процессов, смоделированных в соответствии с господствующими парадигмами культуры и включенных обществом в реальную среду. Однако, функционируя в последней, технология подвергается изменениям, накладываемым естественными и социальными обстоятельствами. Она превращается в самодвижущийся организм, т. е. объект, развивающийся в тесном взаимодействии с культурой, но по своим внутренним законам, постоянно выверяющимся нормами культуры. Иными словами, искусственная технология, порожденная человеческой культурой, попадая в ее среду, дополнительно обретает черты культуры в диалектике с ней. И в этой реальной жизни каждая технология 'чувствует' и ведет себя по-разному, течение ее бытия и влияние на культуру обусловлено заключенной в ней культурной ценностью. В таком ракурсе технология выступает как социальный объект, часть объективного окружения человека.

Базисным принципом иерархизации технологий, функционирующих в определенном социальном пространстве культуры, поле, является принадлежность к одному уровню иерархии технологий различной степени технической сложности, объединенных примерно одинаковым диапазоном и силой влияния (как положительного, так и отрицательного) на процессы, происходящие в культуре. И обусловлено это, в первую очередь, необходимостью системотехнического подхода, пониманием примата человеческой деятельности в каждой отдельной технологии и технологической системе в глобальном масштабе.

4. Прогностический аспект технологии в культурологическом плане

Прогнозирование будущего в этом аспекте предполагает учет многокомпонентных факторов, так как их нынешняя диалектика несет в себе детерминирующие 'зерна' перспектив технологического, культурного и социального движения человечества. М. Хайдеггер, перечисляя фундаментальные феномены современности, включил, наряду с машинной технологией, современной наукой и секуляризацией, понятие культуры как самовосприятие человеческой деятельности. Носитель современной культуры воспринимает свое бытие в мире не как нечто естественное или данное богом, но как нечто, рожденное его преобразовательными возможностями. И в этом не только и не столько понимание базисности технологии для культуры, как сознательный отход от 'высокой' культуры, подаренной нам Просвещением с его стремлением 'воздвигнуть здание Разума на развалинах мнений'. Основой культуры была постановка 'высоких' вопросов типа 'Что такое мир?', а сегодня такой подход в культуре представляется индивиду излишне демагогичным и расплывчатым. Человек конца XX века конкретен, жесток к самому себе и к окружающему миру, он мыслит свое будущее как жизнь повелителя обстоятельств. Индивид уже более 'технологичен', чем культурен в духовном плане.

К тому же открывающиеся технологические возможности создают иллюзию всемогущества и вседозволенности в деятельности человека: в условиях техногенной цивилизации нейтрализован естественный отбор, создаются предпосылки генной реконструкции человека с целью устранения болезней и дефектов развития. В такой технологической и культурной ситуации будущее технологического движения представляется неоднозначным.

Сложность внутренней структуры технологии обусловливает и многоаспектный характер ее воздействия на культуру. В этом плане технология выполняет целый ряд социально-преобразовательных функций: получение и трансформация энергии, переработка и использование информации, оформление мысли и воли, формирование ценностных ориентации. Влияние технологии на культуру столь велико, что есть все основания квалифицировать современную эпоху как эпоху техногенной цивилизации.

Технология сама своим существованием закладывает культ рациональности, целеустремленности на конечный логически обоснованный результат, успех, часто достигаемый любой ценой. Благодаря этому человек превращается в творца, созидателя, повелителя обстоятельств. Исследовательский интерес, поиск общих принципов и алгоритмов деятельности, нацеленной на идеальный, проектируемый продукт становится социокультурной парадигмой жизни. Но это не только упрощает, программирует путь к достижению человеческих целей, но и технологизирует сам способ мышления индивида, делая его сходным с компьютером по жесткости, сухой рациональности, освобождая от 'излишних' эмоций, чувств.

Таким образом, технология предстает как глобальный и базисный феномен человеческой деятельности и культуры. В современной культуре технология выступает не только как простое средство достижения цели, удовлетворения потребностей, но и как следствие практического осуществления идеальных представлений о мире. Поэтому о степени гуманизма данного общества можно судить по мере реализации в технологиях идей гуманизма, заботы о благополучии, развитии способностей и комфорте человека. Технология является объективной основой развития культуры, принадлежит к высшим ценностям, по которым сегодня судят о цивилизованности, совершенстве общества в целом.

Список литературы

1. Ангелов Г.В., Стремядин В.В., Шевченко А.А. Культура и технология: проблемы гуманизации общества /Под ред. В.М. Цугуенко. - Киев - Одесса: НВО ХПА, 1997. - 195с. )

2. Ангелов Г.В., Семенюк В.К., Цугуенко В.М., Шевченко А.А, Шувалов С.Е. Социотехническая деятельность и подготовка инженерных кадров /Под ред. проф. М.Д. Захарова. - Измаил: СМИЛ, 2000 - 294с.

3. Культура инженерного мышления: теория и практика формирования (Г.В. Ангелов, Л.Л. Блохина, И.И. Буяджи, В.М. Цугуенко). Одесса, 1994. 240 с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru