Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Технология изготовления соломенной пластики "Бийск купеческий"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

Введение

Глава 1. Художественная обработка соломки

1.1 Сословная и классовая структура городского населения Сибири

1.2 История развития бийского базара

1.3 История возникновения и развития соломоплетения

1.4 Техники и технологии, используемые в соломоплетении

Глава 2. Технология изготовления соломенной пластики «Бийск купеческий»

2.1 Поиск композиционных решений

2.2 Выбор инструментов и материалов

2.3 Технологический процесс изготовления изделия из соломки

2.4 Техника безопасности

2.5 Экономические расчеты

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Первые страницы истории Бийска связаны с крепостью - Бикатунский острог, построенной в 1709 году в месте слияния Бии и Катуни. Об этом известно совсем немного. Просуществовал острог недолго, но день 18 июня 1709 года, когда окончилось его строительство, считается днём основания Бийска [7, С.3].

Художественное ремесло и прикладное искусство имеют большое значение в эстетическом воспитании народа, особенно велика их роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Воспитание эстетического вкуса осуществляется через понимание художественных и технологических возможностей таких материалов, как солома, дерево, глина и умение сохранить и выявить природную красоту этих материалов.

Во время работы над изделием прикладного искусства формируется общая культура труда, развивается чувство материала, его технических и художественных возможностей. Это является одним из критериев развитого художественного вкуса.

Умение выявить декоративную сущность соломки, научиться выражать задуманное собственным художественным языком - важный путь воспитания эстетического вкуса.

В настоящее время в моду входят натуральные материалы. Соломенная мебель, соломенные шляпы, сувениры и другие изделия из соломы становятся модными.

Цель данной работы - ознакомиться с традициями художественной обработки соломки (соломоплетение) и изготовить комплект соломенной пластики «Бийск купеческий».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по художественной обработке соломки (соломоплетению);

2. Собрать и оформить необходимый материал по истории возникновения и развития купечества в г. Бийске;

3. Разработать эскиз и изготовить соломенную пластику «Бийск купеческий»;

4. Оформить графическую часть дипломной работы.

Глава 1. Художественная обработка соломки

1.1 Сословная и классовая структура городского населения Сибири

В развивающемся индустриальном обществе сословия, как юридически закрепленные замкнутые социальные группы, уже мешали нормальному функционированию экономики и общественно-политической системы страны. Поэтому государство не только не препятствовало, но даже содействовало разрушению сословных перегородок. На первый план все более выступали практически сложившиеся классы и группы населения. Ведущим классом в этот период предпринимательство. На основе анализа занятий населения удалось определить приблизительную численность этого слоя в Сибири. Известный сибирский ученый-историк В.А. Скубневский отмечает, что предприниматели в городах Сибири составляли 35,9% населения [4, С.15]. Однако следует учитывать, что в крае капиталистические отношения стали развиваться позже. Процесс формирования основных классов общества здесь отставал. Поэтому качественная характеристика сибирских предпринимателей (их состоятельность, численность наиболее крупных предпринимателей, сферы предпринимательства) все же отличалась от общероссийских показателей.

Городская буржуазия Сибири складывалась из различных сословных групп. После выхода закона о государственном промысловом налоге 1898г. предприниматели уже не обязаны были 'записываться в купцы'. Гильдейская система претерпела изменения, хотя и не была уничтожена окончательно. Гильдейское купечество продолжало оставаться экономически наиболее сильной группой в составе предпринимателей. Сильной она была не только своими капиталами, но и семейным опытом, традициями, связями. Исследователи предлагают относить к крупным дельцам тех предпринимателей, чьи годовые обороты насчитывали не менее 100 тыс. руб. В таком случае, в Бийске в 1912г. насчитывалось 18 крупных дельцов, а если смотреть по наличию гильдейских свидетельств, то только 15. На самом деле число крупных предпринимателей было еще больше, т.к. многие из них выбирали промысловые документы в других местах, там, где они проживали постоянно (например, Н.А. Вгоров, А.В. Колмаков, многие торговцы маслом и пр.) Ученые подчеркивают постоянный рост численности сибирских предпринимателей, а также тенденцию к увеличению их доходов.

Класс сибирских деловых людей практически формировался из всех сословий. Важнейшей сословной группой, служившей основой формирования городской буржуазии Сибири, были мещане, преимущественно мелкие и средние торговцы, и промышленники. Немало было городских предпринимателей из крестьян. В Бийске это, например, были А.Ф. Морозов и М.С. Сычев. Одну треть всех предпринимателей Сибири составляли переселенцы из Европейской России. Роль мигрантов в формировании предпринимательского слоя увеличивалась по мере развития процесса переселения и особенно после проведения Сибирской железной дороги. В большинстве своем капиталисты, вышедшие из крестьян и мешан Европейской России, не обладали во время приезда в Сибирь значительными капиталами и были первоначально мелкими промышленниками и торговцами. Свои капиталы они сформировали уже в Сибири.

Организаторами предпринимательского дела, как правило, были мужчины. Однако иногда, овдовев, главой фирмы могла стать и женщина. Некоторым из женщин - купчих удавалось довольно успешно заниматься предпринимательством. Так. после смерти в 1894г. бийского купца А.Ф. Морозова во главе семейного дела встала его вдова - Елена Григорьевна. Несмотря на то, что ей к этому моменту было уже 62 года и она была практически не грамотна, Е.Г. Морозова в течение 14 лет руководила фирмой, при этом умела значительно у прочить свои позиции в деловом мире Алтая и Сибири, превратив торговую фирму в торгово-промышленную. [4, С 16].

1.2 История развития бийского базара

Город особенно разросся в начале 80-х годов XIX века. Это было вызвано ростом переселенческого движения. Кроме того, город уже представлял из себя торговый и товарораспределительный центр, огромного уезда, а торговые обороты бийских купцов с районами северо-западной: Монголии значительно увеличились.

Уютные тенистые аллеи городского сквера, что раскинулся против универмага, - одно из любимых мест отдыха бийчан в жаркие летние дни. Это спокойное место ничем сейчас не напоминает бийчанину - современнику о том, что когда-то в старом Бийске это место было самым шумным и оживленным. Здесь был старый бийский базар. Призывные крики зазывали торговцев, заливистое конское ржание, скрип крестьянских телег, многоголосый гул толпы не умолкали на этой площади в дни бойкого базарного торга.

В 1878 году на этой площади была устроена ярмарка. Несколько позднее сюда был перенесен с Троицкой площади базар. В 1890 годах были построены каменные ряды. Сейчас они составляют часть первого этажа здания швейной фабрики.

В самом центре площади находились городские меры и весы, которые на каждое четырехлетие сдавались городскими властями на откуп с аукциона какому-либо купцу или мещанину. И всякий приезжающий торговать в Бийск крестьянин был обязан взвешивать свой товар на этих городских весах, уплачивая пошлину откупщику, регулировавшему самостоятельно размеры платежей, сдавая при этом в доход города твердо обговоренную сумму.

Вокруг базарной площади в 1880-90 годах появляются каменные здания купеческих особняков и магазинов. Но на самой площади преобладали неказистые деревянные ларьки - местные богатеи не желали истратить лишний рубль на благоустройство рынка, не заботились о нем и городские власти.

Шумному и грязному старому бийскому базару пришел конец в 1920 году, когда город был освобожден от колчаковщины. Частная торговля была запрещена и базар закрыт. Снабжение населения стало вестись путем выдачи пайков и через кооперативные лавки. Новая экономическая политика не возродила старый базар. Бийский всевобуч в 1922 году намечает на этой площади строить стадион. Но на месте базара в 1920 годы зимами устраивается большой каток.

Весной 1935 года на площади бывшего базара был разбит сквер.[8, С.4].

1.3 История возникновения и развития соломоплетения

Плетение - древнейшее среди ремесел. Использование соломы злаковых растений для плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельца. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она обувала и одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее человек научился изготавливать шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Вместе с тем солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля.

Наиболее богата многообразными примерами народного творчества жатвенная обрядность. Повсеместно существовали обычаи украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» сноп, убранный с поля, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенными последние колоски. Когда-то этим действиям придавали магический смысл. С течением времени обрядовые атрибуты жатвы приобрели символическое значение, стали украшениями, которые выполняли по традиции.

Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека, нашли свое воплощение в соломенных чучелах. Многообразные приемы изготовления жатвенных чучел зафиксированы этнографами на территории Германии. Крестьяне вязали чучело «матери хлеба» или «старухи» из трех-четырех снопов или делали двойное чучело, внутрь которого помещали маленькую куколку из колосков. А в Шотландии из последнего сжатого снопа сплетали снопики-чучела от 8 до 30см длиной, которые называли «дева» или «дева урожая».

В XIX веке в Европе повсеместно обрядовые атрибуты жатвы имели уже стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в достаточно сложных приемах плетения. Так, например, последний сноп стали заменять на подвесное украшение, сплетенное из его стеблей.

Ежегодно возобновляющаяся традиция жатвенных обрядов, их праздничный характер, а также наличие природного материала, который не требовал специальной подготовки, способствовали развитию коллективного народного творчества соломоплетения. Именно в этот период рождались новые формы изделий из соломки, которые уже не обязательно были связаны с символикой плодородия. Изобретались новые приемы плетения. Так, например, наиболее художественно одаренные крестьяне во время жатвы плели всевозможные искусные поделки: кресты, пирамиды, серпы якоря, мельницы. Распространился обычай выплетать различные замысловатые декоративные изделия из соломки не только в период жатвы, а также на протяжении всего года на продажу. Так развивались промыслы соломоплетения.[2, С 34].

Традицией ритуальных действий с соломкой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие аграрные ритуалы и праздники. Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. На более высокой стадии общественного развития человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде антропоморфных изображений. Материалом для их изготовления преимущественно стала служить солома. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: Рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры -- мужскую и женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Солома из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье.[10, С 23].

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары. Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы - воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их было лучше видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» -- женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы-игрушки из соломы делали для детей и специально. Они выполняли роль забавной потешки. Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно подстригают.

Соломенные куклы-«стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского мужского облика. Их выразительность -- в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно-архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека. [1ЖЎ, С 26].

1.4 Техники и технологии, используемые в соломоплетении

Техника плетения из соломки во многом схожа с плетением из других материалов. В основе плетения лежат два основных принципа -- соединение и перегибание. Соединяя отдельные соломины, перегибая и заплетая их получают плетеные ленты - полуфабрикаты - заготовки для соломенных изделий. Плетение комбинируется с шитьем: жгуты соломы, плетенки соединяются при помощи иглы и нитки, а также при помощи силиконового клея.

Основой большинства плетеных изделий из соломки служат плетежки или плетешки. 'Плетежок - тонкая плетенка-лента, в значении шнурка, витушки, плетеной тесьмы'. Так толкует слово 'плетежок' в 'Толковом словаре живого великорусского языка' В. Даль.

Из соломы выполняется множество разнообразных плоских плетенок-лент. Их внешний вид, прочность, плотность, пластичность или жесткость зависят от толщины и количества взятых для плетения соломин и способов их переплетений.

Чтобы получить длинные плетеные соломенные ленты, в процессе плетения возникает необходимость наращивать соломины.

Виды наращивания соломин в процессе плетения:

В срез оканчивающейся в плетении соломины вставить конец другой, более толстой, соломины или наоборот - внутрь толстой соломины вставить более тонкую и продолжать плести дальше.

Конец соломины наложить один на другой примерно на 2см и дальше заплетать их вместе.

Концы соломин зацепить друг за друга путем расщепления оканчивающегося стебля другой соломиной.

В процессе плетения учитывается то, что соломины сужаются в той части, которая была обращена к верхушке стебля. Чтобы плетеная лента получилась ровной на протяжении всей длины, перед началом плетения соломины складываются разными концами - несколько стеблей более тонкими срезами, а другие - более толстыми. Но в любом случае плетенка не будет идеально ровной.[4, С. 42].

По числу соломин, из которых они плетутся, плетежки разделяются на двухконцевые (двойки), трехконцевые (тройки), четырехконцевые (четверки) и т. д.

Подготовка соломы для работы

Солому необходимо замочить или запарить. Пучок соломы погружают в лоток или большую емкость с водой: таз, корыто ванну, заливают горячей водой (80-100?С) и выдерживают полчаса, до тех пор, пока она не станет мягкой. Вынув из воды, солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань. Во время работы вынимают оттуда нужное количество соломин, а оставшуюся солому вновь прикрывают для того, чтобы она не высыхала.

В соломоплетении используются не только целые соломины, но и плоские соломенные ленты. Их получают при разглаживании соломин. Для этого нужно расщепить соломину вдоль стебля острием ножа. Затем соломенные трубочки варят полчаса. После чего расправляют и проглаживают несколько раз утюгом с двух сторон. [5, С19].

Изготовление Плетежок-двуконцовка

Плетежок-двойка, или двухконцовка, заплетается из одной соломины. Соломину сгибают под углом 45 градусов, в результате концы ее оказываются под прямым углом друг к другу. Линию сгиба смещают к одному из концов, чтобы они были разной длины. Тогда наращивать каждый конец можно будет не одновременно, а значит, прочность плетежка в местах стыков будет больше. Эти же условия соблюдаются при плетении других плетежков. На следующем этапе левый конец соломины сгибают под прямым углом. Затем конец соломины, расположенной справа, также сгибают под прямым углом. Другой конец, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз. И теперь уже другой конец соломины сгибают под прямым углом слева направо. Таким образом плетется плетежок-двуконцовка, представленный на рисунке 1-а (см. приложение 1).

Плетежок-трехконцовка - «косичка»

Для выполнения этой плетенки нужно взять три соломины, их концы связать ниткой в пучок. Левую соломину перегибают поверх средней и выравнивают параллельно правой. Далее правую соломину перегибают поверх средней и выравнивают параллельно левой. Начиная с этого этапа все операции плетения косички повторяются в том же порядке. В процессе плетения роль каждой соломинки меняется, поскольку она периодически оказывается то в середине, то справа, то слева. Как только одна из трех полосок кончится, ее тот же наращивают. Плетежок-трехконцовка (косичка) представлен на рисунке 1-б (см. приложение 1).

Плетежок-четырехконцовка

От предыдущего этот плетежок отличается шириной и более сложным рисунком плетева с цепочкой квадратиков или ромбиков посередине, он представлен на рисунке 1-в (см. приложение 1). Его заплетают так же, как и трехконцовку, но в плетении участвуют четыре соломины. Полоски располагают под углом 60 градусов друг к другу. Белую полоску огибают вокруг зеленой. Затем один конец зеленой полоски сгибают влево, а другой - вправо и просовывают под соседнюю белую полоску. Вслед за этим белую полоску, расположенную справа, сгибают, а белую полоску, расположенную слева, сгибают вправо и подсовывают под зеленую. На этом первый этап плетения заканчивается. Далее повторяют все те же операции в той же последовательности.

Зубчатый плетежок-четырехконцовка - «зубатка»

Он отличается от простой четырехконцовки не только особой декоративностью, но и более высокой прочностью. Зубчатый плетежок-четырехконцовка представлен на рисунке 2-а (см. приложение 1).

Начинают плести 'елочку' так же, как и простую четырехконцовку. И только на пятой стадии плетения возникает различие, когда образуется первый, и начинает формироваться второй зубчик. Зеленую полоску просовывают в плетево, огибают вокруг находящейся слева зеленой полоски и выводят поверх белой. В свою очередь, зеленую полоску, расположенную слева, просовывают в плетево и выводят справа. В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего, выведенную справа зеленую ленту огибают вокруг белой. А чтобы окончательно сформировался третий зубчик, белую полоску, расположенную справа, перегибают влево и пропускают внутри плетева. Все дальнейшие операции по формированию зубчиков повторяются.

Плетежок-пятикононцовка

Этот плетежок будет несколько шире четырехконцовки, он представлен на рисунке 2-б (см. приложение 1). От простой четырехконцовки он отличается тем, что вместо одной цепочки из ромбиков в середине расположены две такие цепочки, усложняющие рисунок плетева.

Заплетают пятиконцовку, взяв в руки три соломины (на схеме три цветных полоски: серая, белая и зеленая). Серую и зеленую полоски огибают одновременно вокруг белой с таким расчетом, чтобы между их концами получился прямой угол. Белую полоску сгибают влево и подсовывают под соседнюю серую полоску. Затем сгибают серую полоску с правой стороны, располагая ее над зеленой полоской, и подсовывают под белую. Зеленую полоску, находящуюся справа, переплетают с белой и серой. В итоге с одной стороны плетева будет расположено две полоски, а с другой - три. Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Плетенка «рогожка» из большого количества соломин

«Рогожка» представлена на рисунке 3 (см. приложение 1).

Взять шесть длинных соломин и переплести их по середине между собой по принципу прямого плетения «шахматка». Уложить соломины, как показано на схеме. Получим 12 рабочих соломин, которые будут определять ширину плетенки (рис. 3-а, приложение 1).

Соломину 3 перегнуть от себя, уложить под соломину 2, вывести на соломину 1 и уложить параллельно остальным соломинам слева. Соломину 4 отогнуть к себе, уложить поверх соломины 5, под соломину 6 и уложить параллельно остальным соломинам справа (рис. 3-б, приложение 1).

Соломину 2 перегнуть от себя, уложит за соломиной 1 параллельно соломинам слева. Соломину 5 пепегнуть к себе, уложить поверх соломины 6 параллельно соломинам справа (рис. 3-в, приложение 1).

Соломину 1 перегнуть за соломину 2, уложить поверх соломины 3, под низ 7, поверх 8, под низ 9, поверх 6 и уложить параллельно правым соломинам. Соломину 6 перегнуть к себе, уложить поверх соломины 5 и далее переплести ею все соломины справа -- 4,12,11,10,1. Это исходная позиция для плетения детали по принципу плетенки «рогожка». На этой стадии следует подтянуть поочередно все соломины так, чтобы верхняя часть плетенки стала округлой (рис. 3-г, приложение 1).

Далее вести плетение поочередно крайними соломинами то слева, то справа. При этом левая соломина всегда перегибается от себя, а правая - к себе. Чтобы плетенка приобрела закругленную, выгнутую форму, все соломины, после каждой их проплетки, нужно подтягивать и удерживать в таком положении. Проплетя нужный по величине отрезок, все соломины собрать в пучок и связать.

Плетение «елочка» с расширением

Плетение «елочка» представлено на рисунке 4 (см. приложение 1).

Взять две соломины, одну перегнуть через другую по направлению от себя, чтобы получилось четыре рабочих конца (рис. 4-а, приложение 1).

Соломину 1 перегнуть от себя через соломину 3 и уложить параллельно соломине 4 (рис. 4-б, приложение 1).

Соломину 2 -- к себе, уложить поверх соломины 4 и под соломину 1 параллельно соломине 3 (рис. 4-в, приложение 1).

Взять дополнительную соломину, уложить ее за плетением, ее левый конец вывести поверх соломины 3, а правый -- поверх соломины 4 (рис. 4-г, приложение 1).

Соломину 5 перегнуть от себя, уложить за соломиной 3, вывести ее к себе и уложить поверх соломины 2 параллельно соломинами 1 и 4 (рис. 4-д, приложение 1).

Соломину 6 -- от себя за соломину 4, поверх соломин 1 и 5 параллельно соломинам 2 и 3 (рис. 4-е, приложение 1).

Взять еще одну дополнительную соломину, уложить за плетением, левый коней вывести поверх соломины 3, правый -- поверх соломины 4 (рис. 4-ж, приложение 1).

Соломину 7 - от себя за соломину 3 и поверх соломин 2 и 6 параллельно соломинам 5, 1, 4 (рис. 4-з, приложение 1).

Соломину 8-от себя за соломину 4 и поверх соломин 1, 5, 7 параллельно соломинам 6, 2, 3 (рис. 4-и, приложение 1).

Если в этой позиции и дальше в плетение вводить дополнительные соломины -- плетение будет расширяться. При введении каждой новой соломины ее концы огибают крайние соломины и перекладывают поверх всех соломин в середине плетенки, сколько бы их не было, при этом перекрещиваются только две средние соломины, которые и дают переплетение «елочка».Чтобы закончить расширение, нужно продолжать плетение крайними соломинами: соломину 3 перегнуть от себя за соломину 7, уложить за соломиной 2, вывести к себе и уложить поверх соломин 6 и 8. Затем правую соломину 4 -- от себя за соломину 8, под соломину 1, вывести к себе и уложить поверх соломин 5, 7, 3, параллельно соломинам 8, 6, 2. Далее продолжать плетение по тому же принципу крайними соломинами 2 и 1 (рис. 4-к, приложение 1).

Плетение квадратов и многоугольников

Квадраты и многоугольники представлены на рисунке 5 (см. приложение 1). Принцип плетения всех фигур одинаковый. поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой фигуры - квадрата. Начинают плетение с изготовления каркаса (рис. 5-а, приложение 1). Две соломины располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают полоску из соломы. Затем, приступая к формированию квадрата, полоской последовательно обвивают стойки крестовины (рис. 5-б,и, приложение 1), получив в итоге первую спираль квадрата (рис. 5-к, приложение 1). В той же последовательности продолжают огибать стойки крестовины, получая второй, третий и все остальные нитки. Так поступают до тех пор, пока не будет получен квадрат заданной величины.

По мере того как очередная соломина или полоска из нее будет заканчиваться, ее наращивают новой. Новую соломину вставляют вершиной (тонкой частью) в комелек кончившейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (рис. 5л). Новую полоску подкладывают под конец старой и делают виток вокруг стойки. При этом конец старой соломины прочно зажимается, а торчащий из плетева конец через некоторое время обрезается ножницами. Конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (рис. 5-м, приложение 1).

Форма каждого многоугольника определяется крестовиной. Чтобы сплести шести угольник, крестовину делают из трех пересекающихся соломин (рис. 5-н, приложение 1). Крестовина для восьмиугольника делается из четырех пересекающихся стоек (рис. 5-п, приложение 1). Крестовина полностью закрывается оплетающей ее соломкой, ее делают из мягкой проволоки. Специально оставленные концы проволоки загибают на углах квадрата или многоугольника.

Плетение объемной плетенки

Объемная плетенка представлена на рисунке 6 (см. приложение 1). К объемному плетению относятся витые плетенки-шнуры нескольких разновидностей. В зависимости от количества взятых для плетения соломин (4, 5, 6, 7, 9) плетенки получаются различными в сечении и имеют разную частоту витков. Чем больше соломин участвует в плетении, тем чаше повторяются витки и плотнее получается плетеный шнур. Витые плетенки пластичны, их можно изгибать, выкладывать из них разные фигуры. Чтобы витая плетенка сохраняла изгиб, заданный ей при изготовлении какого-либо изделия, внутрь ее можно вставить мягкую медную проволоку.

Для плетения витых плетенок используют тонкую соломку верхней части стебля. При работе аккуратно наращивают соломины, заплетая их стыки в ребра плетенки.

Принцип плетения витых плетенок из разного количества соломин одинаков. Подробно он показан на примере выполнен плетенки из 5 соломин. В сечении такой плетенки -- квадрат.

Перед началом плетения связать в пучок пять соломин (рис 7-а, приложение 1). Соломины развести от центра по сторонам (рис 7-б, приложение 1). Соломину 5 перегнуть от себя через соломину 4, выровнять параллельно соломине 1 (рис. 7-в, приложение 1). Повернуть плетение, против часовой стрелки на 90°; (рис. 7-г, приложение 1).

Соломину 1 уложить поверх соломины 5, перегнуть от себя, выровнять параллельно соломине 2 (рис. 7-д, приложение 1). Повернуть плетение против часовой стрелки на 90° (рис. 7-е, приложение 1). Соломину 2 уложить поверх соломины 1, перегнуть от себя, выровнять параллельно соломине 3 (рис. 7-ж, приложение 1). Повернуть плетение против часовой стрелки на 90° (рис. 7-з, приложение 1).

Соломину 3 уложить поверх соломины 2, перегнуть от себя, выровнять параллельно соломине 4 (рис. 7-и, приложение 1). Повернуть против часовой стрелки на 90° (рис. 7-к, приложение 1). Соломину 4 уложить поверх соломины 3, перегнуть от себя, выровнять параллельно соломине 5 (рис. 7-л, приложение 1). На этой позиции завершается заплетка, в результате соломины закрепляются в исходное положение для начала плетения; после этого плетение повернуть завязанными концами соломин к себе, чтобы в дальнейшем они оказались внутри плетенки.

Исходное положение для выполнения витой плетенки (рис. 7-м, приложение 1).

Далее плетение ведется последовательно всеми пятью соломинами по направлению к себе. В процессе плетения две соломины должны все время находиться параллельно по отношению друг к другу. Нижняя из соломин перегибается через верхнюю и укладывается параллельно следующей. После этого плетение поворачивается влево на 90° и вновь повторяется очередная операция с двумя соломинами. Для получения равномерной толщины плетенки в ее сечении при укладке соломин необходимо соблюдать квадрат.

Витую плетенку можно выплести в виде расширяющейся и сужающейся спирали. Это достигается за счет в процессе плетения, расширяя и сужая витую плетенку за счет укладки соломин.

Глава 2. Технология изготовления соломенной пластики «Бийск купеческий».

2.1 Поиск композиционных решений

Историю города делают люди. А базар всегда являлся центром социальной жизни населения. Это место, где встречались люди разных слоев населения, обменивались не только товаром, но и информацией, опытом. Для жителей небольшого города поход на базар являлся основным видом развлечения в выходные и праздники.

Соломка - это крестьянское народное творчество. И различные игрушки из соломы - всеобщая забава простых людей. Именно тех людей, который по выходным ходили пешком, а может, ездили в повозках или же верхом на коне на тот самый базар. В дипломной работе изображен именно этот момент.

В самом деле, история города, история народного творчества не оставляют равнодушным. Старый базар - уникальное место, являющееся центром города и объединившее в себе историю Бийска и народное творчество.

Как в материале из соломки показать купеческий город? Прежде всего - это люди! Очень многие мастера изготавливали из соломы кукол. Но ведь к людям нужно было еще какое-то дополнение? В краеведческом музее имени В.В. Бианки г.Бийска были найдены фотографии с местами старого базара и изображением конной телеги. Что и натолкнуло на мысль о создании повозки. Всадник на коне отлично дополнял композицию.

Конечно, эта идея пришла не сразу. С начала хотелось сплести какие-нибудь елочки, деревья, но они никак не отождествлялись с темой «Бийск купеческий». Потом была идея сплести медведя. Но, изображение медведя, как хозяина сибирской тайги было более характерным для Горного Алтая, а не для Бийска.

В результате было решено изготовить повозку, запряженную лошадью, всадника на коне, кучера и барышню.

2.2 Выбор инструментов и материалов

Солома -- стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя - дешевый и доступный материал для плетения. Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет приданную ей форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами -- глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета -- позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку. Среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Он состоит из четырех-пяти междуузлий - колен. Толщина отрезков между узлами уменьшается к верхушке стебля, но сужение происходит равномерно по длине каждого колена. Верхнее колено самое тонкое и длинное -- около 50см. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Она обладает широкой природной гаммой оттенков зеленого, желто-золотистого цветов.

Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Соломка пшеницы используется для плетения в районах, где рожь не растет.

Овсяная соломка -- мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета. Однако она имеет короткий стебель.

Чтобы подготовить материал к плетению, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю - наиболее толстую часть стебля до коленца, затем отрезают само коленце и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Эту операцию повторяют столько раз, сколько коленцев на стебле. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сортируют по толщине и длине. Каждый сорт соломин плотно связывают в небольшие пучки, удобные для хранения.

В плетении используют три верхних, наиболее тонких коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине. Короткие и толстые нижние части стебля используются при изготовлении каркасов соломенной скульптуры, для различных декоративных деталей, подвесных конструкций, а также для приготовления соломенных лент.[11, С 47].

Для плетения из соломки требуется следующие инструменты:

ь нож с коротким, заточенным под углом лезвием (резак);

ь небольшие ножницы для обрезания соломин во время плетения;

ь нитки хлопчатобумажные светлых тонов для связывания соломин при выполнении плетенок;

ь иголка для сшивания плетенок;

ь нитки «ирис»для декорации соломенных скульптур;

ь проволока медная для каркасов;

ь бечевка для перетягивания каркасов, а также для подмотки;

ь клей ПВА;

ь утюг для разглаживания плоских плетенок; для приготовления соломенных лент;

ь картон для каркаса повозки;

ь калька;

ь лак ПФ-157;

ь пистолет для силиконового клея и силиконовый клей для приклеивания плетенок к каркасам соломенных скульптур;

ь пресс (любые тяжелые предметы) для выравнивания плетеных изделий;

ь плитка для варки соломки;

ь емкость для варки соломки.

2.3 Технологический процесс изготовления изделий из соломки

Работа с соломенной скульптурой начинается с изготовления каркаса. Каркасы изготавливают только из распаренной соломы. Перевязки в конструктивных узлах выполняют толстыми и прочны нитками.

Перевязки должны быть тугими. Чем туже перевязаны пучки, тем красивее изделие по своему силуэту.

Учитывается то, что в места перевязок за счет полости внутри соломенных трубочек пучок значительно сокращается в объеме, а пучок, отходящий от перевязки веерообразно расходится.

Перевязанные пучки соломы после высыхания сохраняют заданную форму даже в том случае, если удалить перевязки. После высыхания соломки, перевязки, сделанные толстыми нитками, удаляют в тех местах, где они портят вид изделия.

При создании каркаса соломенных фигурок следует обращать внимание на соотношение размера головы к длине туловища, длины рук и длины ног, толщины рук и ног к объему туловища и т.п.

Чтобы соломенные куклы имели формы, приближенные к натуральным, при изготовлении каркаса фигурки пользуются подмоткой, которая наполняет объем в нужных местах. С этой целью используют бечевку. Чтобы придать рукам и ногам фигурок определенное положение, пучки в нужных местах перегибают и фиксируют в требуемом положении до полного высыхания соломки.

При выполнении головок кукол пучки перекрывают по верху разглаженными соломенными лентами, тогда оббьем смотрится более цельным и имеет более гладкую поверхность.

Готовые соломенные фигурки отделывают различными плетежками и разнообразными тканевыми лентами.

Изготовление куклы «Барыня»

Способ изготовления каркаса куклы представлен на рисунке 8 (см. приложение 1).Чтобы головка куклы получилась более натуральной, можно выполнить ее путем перевязки одного пучка в два приема, выворачивая его.

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин туго перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 8-а, приложение 1). Перевязанный пучок вывернуть наизнанку так, чтобы соломины равномерно перекрыли место перевязки (рис. 8-б, приложение 1). Сжав отогнутый пучок в руке, туго перевязать его (рис. 8 в, приложение 1).

Пучок - руки вставить в пучок-туловище, который предварительно нужно разделить на две части, и одну из них. которая придется на грудь куклы, перегнуть (рис 8-г, приложение 1). Соединить части пучка-туловища и туго связать их по линии талии. Ножницами подровнять концы соломин по низу юбки и у перевязок на руках (рис. 8-д, приложение 1). Руки куклы можно отогнуть к талии или вперед. Согнуть пучки посередине (эти места предварительно закрепить перевязкой) и, связав их с туловищем, зафиксировать в таком положении до полного высыхая (рис. 8-е, приложение 1). Основа куклы готова.

Далее идет декорация куклы. Все детали приклеиваются на силиконовый клей.

Из соломки, оставленной на юбку, плетется объемная плетенка с небольшим расширением из шести соломин. Задняя нижняя часть уже готовой, сплетенной юбки аккуратно вырезается ножницами для того, чтобы усадить куклу в повозку. Предварительно, чтобы плетенка не распалась, на заднюю часть юбки по периметру выреза наносят силиконовый клей, который будет фиксировать плетенку. Открытое пространство заклеивается картоном, на который приклеены соломенные ленты. Затем декоративная тканевая тесемка накладывается на подол юбки, поверх тесемки накладывается плетенка «косичка». Декоративная тесемка накладывается и на грудь куклы, образуя условную кофточку, поверх которой накладывается крест на крест плетенка «елочка» с расширением. Далее тонкой ленточкой перетягивается пояс куклы.

И остается последняя часть декорирования - голова. Из ниток «ирис» коричневого оттенка делаются волосы. Предварительно нарезаются нитки нужной длины, раскладываются на столе нитка к нитке. И аккуратно по середине прошиваются хлопчатобумажными нитками так, чтобы с одной стороны хлопчатобумажных ниток не было видно. Это будет пробор. Затем волосы приклеиваются к голове, и из них плетется коса для куклы.

Изготовление кукол «Кучер» и «Всадник»

Мужскую соломенную фигурку связывают так же, как и женскую, лишь с той разницей, что из пучка, предназначенного для юбки, изготавливаются ноги. Для оформления ступни нужно перевязать внизу пучок ноги, еще раз выше первой перевязки и согнуть его по этой линии.

Поверх ног плетется объемная плетенка с небольшим расширением из шести соломин до колена - это будут штанишки.

Декоративная тесемка накладывается на грудь кукол, образуя условную кофточку, поверх которой накладывается крест на крест плетенка «елочка» с расширением. Далее ленточкой перетягивается пояс кукол.

Плетется «рогожка» из большого количества соломин и на конце этой плетенки с двух сторон плетется «косичка» - это будет верхняя часть лаптя. Нижняя часть плетется как плетежок-четырехконцовка. Далее обе части приклеиваются на силиконовый клей и по бокам сшиваются нитками. Лапти готовы.

Из ниток «ирис» коричневого оттенка делаются волосы. Предварительно нарезаются нитки нужной длины, раскладываются на столе нитка к нитке. И аккуратно по середине прошиваются хлопчатобумажными нитками так, чтобы с одной стороны хлопчатобумажных ниток не было видно. Это будет пробор. Затем волосы приклеиваются к голове и обстригаются ножницами до нужной длины.

Одна из отличительных черт мужских фигур - головной убор.

Кукле «Кучер» делается кепка. Плетенкой «зубатка» делается верх кепки и козырек. Из плетенки «елочка» плетется боковая часть кепки. Верх декорируется тесемкой. После чего все части приклеиваются силиконовым клеем.

Кукле «Всадник» делается шляпа. Плетенкой «зубатка» делается верх шляпы и поля. Из плетенки «елочка» плетется боковая часть шляпы. После чего все части приклеиваются силиконовым клеем.

Изготовление соломенного коня

Собирают фигурку из трех пучков: голова, шея. Передние ноги - из одного, туловище и хвост - из второго, задние ноги - из третьего пучка. Отдельно присоединяются грива и уши лошадки.

Каркас лошадки начинать выполнять с головы. Пучок длинной соломки перевязать с одного конца (рис. 10-а, приложение 1). После того как пучок вывернут, перевязать его вновь как можно ближе к краю (Рис. 10-б, приложение 1). Вторую перевязку на морде лошадки сделать на небольшом расстоянии от первой. Под перевязку сразу вставить ушки, сплетенные из четырех соломин (рис. 10-в, приложение 1).

Отогнуть пучок от второй перевязки вниз почти под прямым углом по отношению к голове, чтобы наметить шею (рис. 10-г, приложение 1). После этого оформить шею гривой (рис. 10-д, приложение 1). Шею обернуть несколькими небольшими пучками соломки, каждый из них связать, концы соломки оставить более длинными для дальнейшего декорирования. Для изготовления передних ног пучок, отогнуть от шеи, разделить на две равные части и перевязать их по два раза - внизу и посереди (рис. 10-е, приложение 1).

Туловище лошадки выполнять из отдельного пучка. Уложить его средней частью поверх перевязки между шеей и передними ногами. Концы пучка соединить за шеей и закрепить перевязкой. Задние ноги скрепляются с туловищем следующим способом: пучок для ног вставляется внутрь пучка-туловища. Их крепят на таком расстоянии от передних, чтобы не нарушались пропорциональные соотношения всех частей фигурки (рис. 10-ж, приложение 1). Верхнюю часть пучка-туловища соединить с нижней и все закрепить перевязками перед задними ногами и за ними (рис. 10-з, приложение 1). Каркас коня готов. Он представлен на рисунке 9 (см. приложение 1).

Декорация первого коня. Увлажнить гриву и хвост. Заплести из них косички. Спусти сутки расплести косички. Грива и хвост будут кудрявыми. Их необходимо подровнять. Морду и шею обложить соломенными лентами. Тело обклеить плетенкой «зубаткой». Между шеей и гривой пустить «зубатку».

Декорация второго коня. Морду и тело обложить соломенными лентами. Из плетенки «косички» сделать гриву. Обернуть «косичками» шею и сшить посередине эти косички. Затем эти косички красиво подровнять. На месте шва наложить плетенку «зубатку». Хвост также сделать из косичек. Поверху пустить ряд закрученных соломенных лент. Соломенные ленты закручиваются острой стороной ножниц. На месте перевязки хвост обклеить «зубаткой».

Изготовление повозки

Изготовить эскиз повозки в двух экземплярах. Один перенести на прочный картон. Из картона вырезать повозку и склеивается клеем «Титан». Основа готова.

Второй эскиз подготовит к работе: разделить на детали, пронумеровать и стрелками указать направление наклейки соломенных лент. Перенести каждую отдельную деталь эскиза на кальку. Подобрать материал по цвету, с учетом направления полос соломки.

Клеем смазать кальку, на которую затем наложить полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Соломенные ленты должны плотно прилегать друг к другу и выступать за края детали. Обклеенные детали прогладить утюгом. Затем высушить под небольшим прессом. Ножницами аккуратно вырезать нужные детали.

Детали приклеить клеем ПВА к картонной основе повозки. Покрыть изделие лаком.

Заказать четыре деревянных ступицы диаметром 3,6см и толщиной - 2. В центре просверлить одно сквозное отверстие. По периметру просверлить шесть отверстий глубиной до 0,5см. В эти шесть отверстий вставить и приклеить шесть спиц из лозы. Обода сделать из объемной плетенки из шести соломин, и сверху объемную плетенку накрыть плетенкой «елочкой». Ступицы задекорировать плетеными пятиугольниками.

2.4 Техника безопасности

Общие требования безопасности.

ь К самостоятельной работе допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

ь К работе в мастерской под руководством учителя (преподавателя, мастера) допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

ь Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

ь При работе в мастерской должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка.

ь В помещении для работы должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

ь Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В помещении для работы должен быть огнетушитель.

ь При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, мастеру), который сообщает об этом администрации учреждения.

ь В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной гигиены содержать в чистоте рабочее место.

ь Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится в неплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы.

ь Надеть спецодежду.

ь Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее.

Требования безопасности во время работы.

ь Мастерскую запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

ь Пребывание учащихся в помещении мастерской разрешается в присутствии мастера.

ь Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.

ь Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

ь При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

ь При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или непрямой массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Техника безопасности при работе с ручным электрическим утюгом

Работа с электрическими утюгами несет две основные: возможность ожога и поражения от электричества. Чтобы этого не случилось. Нужно выполнять следующие требования:

ь Перед началом работ необходимо подготовить рабочее место, а также проверить исправность утюга, убедиться в том. Что отсутствуют оголенные места изоляции шнура;

ь Нельзя дотрагиваться до токопроводных частей утюга: рубильника штепсельной розетки, вилки;

ь Нужно внимательно следить за утюгом во время работы - легкое покалывание рук свидетельствует о том. Что произошло замыкание на корпус: в этом случае необходимо немедленно сообщить о неполадке мастеру;

ь Нельзя перегревать утюг, а если перегрев все-таки произойдет. Нужно охладить утюг, проводя им по мокрой тряпке;

ь Нельзя проверять степень нагрева утюга пальцем;

ь Во время работы шнур не должен касаться нагреваемой платформы утюга, так как от этого на шнуре может сгореть изоляция;

ь Следует избегать падения утюга и перекручивания его шнура;

ь Во избежание пожара по окончании работы утюг следует выключить;

ь При работе на бетонных полах обязательно надо пользоваться изолирующим деревянным настилом или резиновым ковриком под ноги;

ь В случае ожога или поражения током необходимо немедленно обратиться к врачу

2.5 Экономические расчеты

Статьи расходов

Единица измерения

Расход на изделие

Цена за единицы

Затраты на производство

1

2

3

4

5

1. Сырье и материалы

1.1 соломка

килограмм

1,5

22

33

1.2 силиконовый клей

штука

10

7

70

1.3 лак ПФ-157

килограмм

0,1

135

13,5

1.4 клей ПВА

грамм

100

16

16

1.5 картон А2 (420*594)

лист

1

35

35

2. Вспомогательные материалы и полуфабрикаты

2.1 ватман А1 (594*841)

лист

2

12

24

2.2 бумага А4 (210*297)

лист

10

0,35

3,5

2.3 калька

метр

2,5

4

10

2.4 нитки х/б

катушка

1

12

12

2.5 тесемки

метр

15

5

75

2.6 нитки «ирис»

клубок

1

25

25

2.7 подставка

штука

1

100

100

3. Электроэнергия

3.1 утюг

кВт/ч

0,4

2,37

11,38

3.2 плитка

кВт/ч

1

2,37

33,20

3.3 пистолет силиконовый

кВт/ч

0,2

2,37

8,5

4. Заработная плата

Рубль/ч

230

2

460

5. Отчисление на социальное страхование

120,5

6. Содержание и эксплуатация оборудования

6.1 электрическая плита

8,33

6.2 ножницы

0,25

6.3 резак

0,83

6.4 утюг

8,33

6.5 пистолет для сил.клея

5,56

6.6 емкость

3,33

6.7 кисть щетина №12

0,83

Итого себестоимость

1078

Прибыль

215

Цена

1293

3.1 Электроутюг =0,4*12*2,37=11,38; где

0,4 - потребляемая мощность (кВ/ч),

12 - время работы данного оборудования (ч),

2,37 - стоимость одного кВт/.

3.2 Электорплитка=1*14*2,37=33,20; где:

1 - потребляемая мощность (кВ/ч),

14 - время работы данного оборудования (ч),

2,37 - стоимость одного кВ/.

3.3 Пистолет силиконовый=0,2*18*2,37=8,5; где:

0,2 - потребляемая энергия (кВ/ч),

18 - время работы данного оборудования,

2,37 - стоимость одного кВ.

4 Заработная плата=2*230=460; где

2 - заработная плата в час

230 - количество часов, потраченных на изготовление дипломной работы.

5 Отчисление на социальное страхование=460*26,2/100=120,5; где

460 - заработная плата

26,2% - единый социальный налог.

6.1 Электрическая плита - 1000рублей, срок эксплуатации 10 лет

1000/10=100 - амортизационное отчисление в год

100/12=8,33 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=8,33 руб.

6.2 Ножницы - 30рублей, срок службы 10 лет

30/10=3 - амортизационное отчисление в год

3/12=0,25 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=0,25 руб.

6.3 Резак - 100рублей, срок службы 10 лет

100/10=10 - амортизационное отчисление в год

10/12=0,83 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=0,83 руб.

6.4 Утюг - 1000рублей, срок службы 10 лет

1000/10=100 - амортизационное отчисление в год

100/12=8,33 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=8,33 руб.

6.5 Пистолет для силиконового клея - 200рублей, срок службы 3 года

200/3=66,67 - амортизационное отчисление в год

66,67/12=5,56 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=5,56 руб.

6.6 Емкость - 200рублей, срок службы 5 лет

200/5=40 - амортизационное отчисление в год

40/12=3,33 - амортизационное отчисление в месяц

Ао=3,33 руб.

6.7 Кисть щетина №12 - 30рублей, срок службы 3 года

30/3=10 - амортизационное отчисление в год

10/12=0,83 - амортизационное отчисление в год

Ао=0,83 руб.

Заключение

В процессе выполнения дипломной работы было изучено много литературы, архивных материалов. Также узнано много нового и интересного по истории города Бийска.

На рубеже XIX-ХХ веков Бийск - типичный провинциальный купеческий город без мощеных улиц, с запущенными парками. В центре города по улицам Торговой (ныне Толстого) и Успенской (ныне Советской) стоят красивые особняки. На первых этажах этих купеческих домов расположены магазины, которые конкурируют между собой. У зданий пассажа Фирсова и Второва стоят мальчики в униформах и зазывают прохожих посетить магазин...

Много воды утекло в реке Бии с тех пор, а купеческие традиции живут в нашем городе до сих пор. Стоит пройти по этим улицам, чтобы заметить: магазинов и сегодня здесь достаточно.

Современный Бийск - это уютный провинциальный городок, занимающее уникальное географическое положение. Он является своего рода «воротами» в Горный Алтай и курортную зону в районе Белокурихи. Производство сувениров, которое в последнее время становится популярным, может положительно сказаться на экономической и культурной ситуации города.

Сувенир (франц. souvenir, букв. -- воспоминание, память) - это художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо.

Комплект соломенной пластики «Бийск купеческий» является сувенирной продукцией.

У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. А соломенные куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых.

Быть может эти соломенные фигурки не только украсят любой современный интерьер, но и принесут своему владельцу счастье и удачу в дом. А также напомнят о древних истоках народного искусства.

Таким образом, тему нашей дипломной работы можно продолжать дальше. Сувенирное производство становится особенно актуальным в связи с предстоящим юбилеем г.Бийска и развитием туристической зоны на Алтае. И мы надеемся, что сувениры из соломки станут востребованными и традиционными в нашем городе.

Список используемой литературы

соломка художественный плетение

1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, корня, рогоза. - М.: Просвещение, 1979.

2. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: Наука, 1978.

3. Гриб А.А. Плетение из соломки и других материалов. - Минск, 2007.

4. Литягина А.В. Города Сибири второй половины XIX - начала XX веков. - Бийск, 2002.

5. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. - Минск: Полымя, 1986.

6. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. - Минск, 2000.

7. Мальцев Л. Третьяков В. Если бы город писал автобиографию…//Бийский рабочий. 1979. 12 марта.

8. Мальцев Л. Старый бийский базар.//Бийский рабочий. 1977, 13 августа.

9. Масленникова Ю. Изделия из соломки. - М.: Профиздат, 2008.

10. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М.: Наука, 1979.

11. Федотов Г. Плетение из сухих трав. - М.: Эксмо, 2004.

Приложения

Рис. 1 Плетежок-трехконцовка - «косичка»

Рисунок 2 - Плетежок-пятикононцовка

Рисунок 3 - Плетенка «рогожка» из большого количества соломин

Рисунок 4 - Плетение «елочка» с расширением

Рисунок 5 - Плетение квадратов и многоугольников

Рисунок 6 - Объемная плетенка

Рисунок 7 - Плетение объемной плетенки

Рисунок 8 - Изготовление каркаса куклы

Рисунок 9 - Каркас коня

Рисунок 10 - Изготовление каркаса коня

Рисунок 1 - место расположения старого бийского базара Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки

Рисунок 2 - купец Морозов А.Ф. Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки

Рисунок 3 - купчиха Морозова Е.Г. Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru