Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Театр комедии Дель Арте

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

1.История создания театра комедии Дель Арте

2.Составляющие элементы комедии Дель Арте

2.1 Маски

2.2Устройство труппы и канон спектакля

2.3Сценарий и импровизация

2.4Диалекты

3.Знаменитые актеры и труппы

4.Распространение комедии Дель Арте в другие страны

Список используемой литературы

1.История создания театра комедии Дель Арте

Судьба импровизированной комедии в средние века мало известна. Известно только, что она воскресла в эпоху Возрождения и во второй половине XVI века сделалась излюбленным итальянским зрелищем. Увлечение этой забавой охватило всю Италию, от Альп до Калабрии. И вслед за тем оно распространилось по всей Европе. Труппы итальянских комедиантов появляются в Германии, в Англии, в Испании.

Комедия Дель Арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок -- вид итальянского народного (площадного) театра ,сочетавший в себе черты веселого карнавала, народного фарса и «ученой комедии», сыгранной на буффонный лад. Разыгрывали спектакли бродячие лицедеи. Это спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all'improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).

В основе представления комедии Дель Арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Герой и героиня говорили на литературном итальянском языке, лица их лишь частично были закрыты черной полумаской. Остальные персонажи общались на различных диалектах Италии, были одеты каждый в традиционный для этого образа костюм и маску, потому и назывались «масками».

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII вв., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капокоммико, итал. capocomico).

К XIX веку комедия Дель Арте изживает себя, уступив место театру с писаным сценарием, но находит своё продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.

Сейчас элементы приемов комедии Дель Арте используются на телевидении :принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации -- в stand-up comedy.

2.Состовляющие элементы комедии Дель Арте

2.1Маски

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска -- значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий -- сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.

Число масок, появлявшихся в комедии Дель Арте чрезвычайно велико - более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.

У комедии Дель Арте было два основных центра - Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок.

Северный (венецианский) квартет масок:

Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), -- второй дзанни, глупый слуга;

Бригелла (Скапино, Буффетто) -- первый дзанни, умный слуга;

Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано)-- псевдо-учёный доктор права; старик;

Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто)-- венецианский купец, скупой старик;

Южный (неаполитанский) квартет масок:

Тарталья,- судья-заика;

Скарамучча-- хвастливый вояка, трус;

Ковьелло-- первый дзанни, умный слуга;

Пульчинелла (Полишинель)--второй дзанни, глупый слуга;

Капитан -- хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;

Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.)-- юный влюблённый;

забелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.-- юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;

Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., -- служанки.

2.2Устройство труппы и канон спектакля

Система сценического искусства комедии Дель Арте сформировалась к концу XVI в. и совершенствовалась в течение следующего столетия. В 1699 г. в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии, «Dell'arte representiva, premediata e all'improviso», составленный Андреа Перуччи.

Спектакль начинается и заканчивается парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоит из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие должно быть ограничено во времени (двадцатичетырехчасовой канон).

Труппа в количестве актеров, минимально необходимых для правильного ее функционирования, сложилась раньше всего на севере, на венецианской территории и примыкающих к ней ломбардских областях. Этот строго необходимый состав включал в себя Влюбленных, развитие отношений между которыми создавало сюжетную интригу, стариков, роль которых сводилась к тому, чтобы не дать интриге развернуться слишком быстро, создавать в ней дразнящие зрителя задержки, и дзани, которые должны были в борьбе со стариками приводить интригу к благополучному концу. В интересах углубления сатиры и усложнения сюжета было придумано дублирование и пары Влюбленных, и пары стариков, и пары дзани. В таком составе труппа могла функционировать. Но опять-таки для углубления сатиры и усложнения сюжета в состав труппы постепенно вводились новые маски. Рядом с дамой из пары Влюбленных появилась Фантеска; вслед за дзани вышла на подмостки пожилая женщина; тут же, вызывающе закручивая ус и высовывая из-под плаща конец своей длинной, но неопасной шпаги, зашагал по сцене Капитан. И, в сущности, актерский состав труппы был готов. Музыкальная, вокальная и танцевальная часть состава масок не менялась.

Южные маски несколько опоздали по сравнению с северными, и ритм их появления на сцене был иной. Была и существенная разница в выборе характеров для масок и в их фиксации в сценариях. Если на севере маски строились с тем, чтобы сценарии сохранял какой-то драматургический канон, то на юге больше заботились о том, чтобы сценарий санкционировал бурное веселье. Поэтому романтическая сторона сюжета разрабатывалась там не так внимательно. Пафос южных сценариев был иной. Он определялся непрерывным фейерверком лацци, и маски должны были служить этой цели. Поэтому хотя на юге, как и на севере, присутствовали первый и второй дзани, их функции отличались тем, что буффонный элемент в них подчеркнут больше. И старики на юге играли не столь значительную роль, что, в свою очередь, приводило к убыстрению темпа представления.

Типичных стариков в южных сценариях в сущности не было. Ибо Тарталья, единственная маска пожилого человека, не обладал необходимыми для этого чертами. Поэтому в тех сценариях, авторы которых старались держаться ближе к драматическому канону, стариков приходилось заимствовать из состава северных масок или придумывать новые, не сообщая им постоянных «стариковских» функций. Южным маскам в одном отношении повезло несравненно больше, чем северным. Они нашли конгениального художника в лице Жака Калло. Путешествуя по Италии, отмечая в своих зарисовках все, что казалось ему типичным, французский рисовальщик нашел и оставил потомству великолепную галерею масок, фигурировавших в оценках, которые он назвал «Фесценийскими плясками». Тут нашли место все наиболее типичные южные маски, показанные иногда даже на фоне той обстановки, в которой они действовали.

В труппе(северного и южного квартета масок ) должен быть капокомико, который разбирает с актёрами сценарий, расшифровывает лацци и заботится о необходимом реквизите. Сценарий подбирается строго в соответствии с теми масками, которые есть в труппе. Это минимум один квартет масок и пара влюблённых. Также хорошая труппа должна иметь в своём составе ещё двух актрис, певицу (итал. la cantatrice) и танцовщицу (итал. la ballarina). Количество актёров в труппе редко было меньше девяти, но обычно и не превышало двенадцати. Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, справа и слева, между которыми натягивался задник.

2.3Сценарий и импровизация

театр комедия дель арте джезоли

Основой спектакля в комедии Дель Арте является сценарий (или канва)-- это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии, впрочем, без особого успеха).

Здесь вступало в силу искусство импровизации итальянских комедиантов. Импровизация позволяет адаптировать пьесу к новой публике, к новостям города, импровизационный спектакль труднее подвергнуть предварительной цензуре. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умение свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием, нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции, и богатая фантазия, требовалось превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову, -- пантомима, как язык телодвижений, выступала наравне со словом. Кроме того, актёры, играющие одну и ту же маску в течение всей жизни, набирали солидный багаж сценических приёмов, трюков, песен, поговорок и афоризмов, монологов и могли свободно пользоваться этим в самых разных сочетаниях. Лишь в XVIII в. драматург Карло Гольдони увёл итальянскую драматургию от сценария к фиксированному тексту; он похоронил находящуюся в упадке комедию дель арте, а на её могиле воздвиг бессмертный памятник в виде пьесы «Слуга двух господ».

2.4Диалекты

Диалект был одним из необходимых элементов, характеризующих маску. В первую очередь, это касается масок комических и буффонных, так как благородные маски, дамы, кавалеры и влюблённые, говорят на литературном языке Италии, т.е. на тосканском диалекте в его римском произношении. Диалект дополняет характеристику персонажа, указывая на его происхождение, а также даёт свой комический эффект.

Венецианский диалект -- Панталоне;

Диалект Бергамо -- Бригелла, Арлекин;

Болонский диалект -- Доктор;

Неаполитанский диалект -- Пульчинелла, Ковьелло;

Капитан разговаривает на ломаном итальянском с испанским акцентом

Кроме того, в каждой области Италии создавалась своя маска со своим местным диалектом (например, флорентийская маска Стентерелло). Такие маски, как правило, пользовались популярностью на небольших территориях, где был распространен тот или иной диалект, и их известность не выходила за эти границы.

3. Знаменитые актеры и труппы

Труппы нового театра появились одновременно в нескольких местах в сер. XVI в., однако точных данных о первых труппах не сохранилось, но известно, что в 1559 г. во Флоренции выступала труппа, в составе которой были несколько дзанни, Панталоне (ещё именуемый тогда мессир Бенедетти) и другие маски, затем появляются сведения о выступлениях в Ферраре в 1565 г., в Мантуе в 1566, а в 1568 г. о выступлениях сразу в нескольких областях Италии. Тогда же упоминается первое имя, актёра Альберто Назелли, выступавшего в Мантуе под псевдонимом Дзан Ганассы, и первой труппы, выступавшей в Милане под названием «Джелози» (итал. Compagnia dei Gelosi) и ставшей одной из самых значительных во второй половине XVI в. Также были известны труппы «Дезиози», «Конфиденти», «Унити» (труппа светлейшего герцога Мантуанского), «Аччези» (выступавшей во Франции на празднике в честь бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи), «Феделе». В XVII--XVIII вв. под королевским покровительством существовал Театр итальянской комедии в Париже.

«Джелози». Название труппы впервые прозвучало в 1568 г., когда труппа выступала в Милане, и определялось их девизом: 'Их доблести, славе и чести все позавидуют[2]» (итал. Virtu, fama ed honor ne fer gelosi). Главной резиденцией труппы был Милан, выступления были зафиксированиы в Венеции, Флоренции, Генуе, Мантуе, в Турине. Труппа дважды гастролировала во Франции, в первый раз в 1577 г. по приглашению короля Генриха III, видевшего их спектакли в Венеции. Многие актёры труппы относились к творческой и дворянской элите Италии, и после распада труппы (после 1603 г.) сохранился сборник сценариев, составленный Фламинио Скала. В труппе играли Джулио Паскуати (Панталоне), Симоне де Болонья (Дзанни), Габриэле да Болонья (Франкатриппа), Франческо Андреини (Капитан), Влюблённых дам играли Изабелла Андреини и Виттория Пииссими, а Влюблённых кавалеров -- Орацио ди Падуа и Адриано Валерини, вместе с Франческо Андреини исполнявший функции капокомико. Предполагается, что именно «Джелози» заложили игровой канон комедии Дель Артеи определили характер основных масок.

«Конфиденти» (итал. Confidenti, Уверенные). Самые ранние сведения о труппе относятся к 1574 г. Известно о её выступлениях в Кремоне, Павии, Милане, Падуе, Ферраре, Болонье, а также о гастролях во Франции и Испании. Труппа находилась под покровительством дона Джованни Медичи, хорошо понимавшего театральное дело. Лучшие актёры труппы, это Фламинио Скала (Флавио), Оттавио Онорати (Меццетино), Франческо Габрителли (Скапино). В разные годы в труппе также играли Виттория Пииссими и Изабелла Андреини, Джованни Пеллезини (Педролино), Тристано Мартинелли (Арлекин), Маркантонио Романьези (Панталоне).

4.Распространение комедии Дель Арте в другие страны

С самого начала существования комедии итальянские труппы наряду со странствиям по областям Италии, выступали и в соседних странах. В первую очередь, это была Франция и Испания, как государства, близкие к Италии географически и родственные по языку. Но не только, труппы актёров добирались и до Австрии и Германии, до Англии, а в XVIII в. выступали и в России. Актёров и персонажей упоминают в своих произведениях Лопе де Вега, Брантом, Бен Джонсон и многие другие крупные драматурги и поэты XVI--XVII вв. В одной из своих пьес Уильям Шекспир описывает маску Панталоне:

Комедия во Франции

Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.[4]. И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Во Франции, где традиции фарса очень сильны, где уже был написан «Гаргантюа и Пантагрюэль», где элита свободно говорила по-итальянски, а крестьянство и горожане без труда его понимали, комедия, или как её стали здесь называть, импровизированная комедия (фр. comedie a l'impromptu[5]) была принята и получила свое развитие в виде ярмарочного театра (фр. theatre de la foire). Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукомй (это были так называемые барбульем), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок, как например, прославленный Арлекин, Анджело Константини (Меццетино). Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино -- в Пьеро. Сюжет ярмарочных спектаклей был примитивней итальянских и часто нёс исключительно служебную функцию -- подготавливал и связывал многочисленные выходы акробатов, эквилибристов и танцоров[6], в них было меньше импровизации.

Итальянские труппы странствовали по Франции, и эти спектакли видел молодой Мольер, вместе с труппой Дюфрена выступавший во французской провинции. Многие из увиденных им масок и комических ситуаций перекочевали в его пьесы, в том числе в фарсы и комедии «Плутни Скапена», «Ревность Барбулье», «Мнимый больной».

Комедия в Росси

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 г. [7]. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии Дель Артев самой Италии.

Новая волна интереса к наследию комедии Дель Артеначалась уже в нач. XX в.[8], когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников. В 1906 г. Блок написал драму «Балаганчик», где в трагическом ключе переосмыслил маски комедии[9]. Эту пьесу впервые ставит на сцене В. Э. Мейерхольд в 1906 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской, где сам же играет роль Пьеро. Он увлекается театром масок и начинает игру в доктора Дапертутто, представив в 1910 г. свой знаменитый спекталь-пантомиму «Шарф Коломбины». На основе своих экспериментов и глубокого изучения техники игры актёров комедии Дель АртеМейерхольд предлагает практику биомеханики, на сегодняшний день являющуюся одной из основ физического театра. Эстафету подхватил режиссёр А.Таиров (спектакль «Покрывало Пьеретты», 1916 г.) Кульминацией стал спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе К.Гоцци, поставленный режиссёром Евгением Вахтанговым в 1922 г. в Третьей Студии МХТ и сохранявшийся в репертуаре театра более 80 лет.

В живописи того времени к образам комедии масок обращаются А. Е. Яковлев, К. А. Сомов, С. Ю. Судейкин и др.

Список используемой литературы

1. Бояджиев Г.Н. «История зарубежного театра».-М.:«Просвещение» 1971

2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: 'Советская энциклопедия', 1969-1978

3. М. Давыдова «Комедия Дель Арте». http://www.ashtray.ru/main/texts/del_arte.htm

4. Маски театра Дель Арте. http://www.livemaster.ru/topic/80540-maski-teatra-del-arte-1-chast

5. Культурно - образовательный портал .Маски комедии дель арте. http://orpheusmusic.ru/publ/teatr_ehpokhi_renessansa/maski_komedii_dde_arte_pantalone_doktor_dzani/530-1-0-842

6. Википедия. Комедия Дель Арте. http://ru.wikipedia.org/wiki/commedia dell'arte/678-09-8909

7. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru