Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Социально-культурное понятие Востока

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

Введение

Восток является воплощением духовности, спокойствия и послушания. Чтобы не разрушить невидимую гармонию бытия, восточный человек не вмешивается в развитие мира и остается пассивным наблюдателем течения жизни, даже зачастую ущемляя свои человеческие принципы и желания. Он никогда не переступит через существующие заповеди и каноны духовного мира.

Восток - это загадочная и величественная культура не похожая на другие, существующая на земле. Ведь в ней таится познание мира через самосовершенствование самого себя. Эта культура остается незыблемой даже в цивилизованном мире, сохраняя духовность и религию. И даже в наше время трудно сказать, стремиться ли он к прогрессу, скорее всего Восток сохраняет свои традиции и обряды, несмотря на всеобщую модернизацию мира.

Япония, Индия, Китай, арабские страны - все это Восток, где религия и традиции все-таки остаются на первом месте. Свою культуру люди чтят и передают из поколения в поколение многие века. И сейчас культура Востока является одной из древнейших культур мира.

Религия Востока

На протяжении столетий Восток был колыбелью многих религий, таких как буддизм, джайнизм, ислам, египетская мифология, культы богов, индуизм. Все эти религии довольно спокойно сосуществовали и сменялись другими, не происходило никаких потрясений, они просто спокойно перетекали из одной в другую.

Религия на Востоке и в наши дни остается одним из важнейших показателей. Некоторые из них даже нельзя назвать религией это, скорее всего учения, с поставленными канонами, правилами и нормами. Так, к примеру, конфуцианство. Главный принцип его - это высший закон гуманности людей в обществе, в семье. Понятие 'Жень' - гуманность, приходит путем самосовершенствования, нравственности. База конфуцианства строится на уважении к старшим по возрасту и положению, вежливости, этикета (ли).

Кун-Цзы (552/551 - 479 до н.э.) в переводе учитель Кун, в своих учениях утверждал, что он передает мудрость правителей глубокой древности. Главным в его учении были вопросы морали, этики и управления государством. Власть, государство, правитель - все это возвышалось и становилось священным, а государь являлся 'сыном неба'. В центре учения Конфуция стоит образ совершенного человека, а главные его качества, безусловно, человеколюбие, бескорыстность, скромность, сдержанность и послушание. Учения основываются на том, что человека не принуждают к всеобщей преданности и к ритуалу, а обучают как особому искусству. И так, конфуцианство становится официальным учением китайского бюрократического государства, и превращается в неоспоримую догму.

Как утверждал Конфуций, государство, в котором все правильно и благополучно, обязательно принесет человеку счастливую жизнь. Итак, если каждый человек будет придерживаться своих обязанностей и своего места в обществе, если люди будут владеть своим внутренним миром и соблюдать правила этики и культуры, то вся страна придет к гуманности. Императоров же конфуцианство призывало править страной не на основе наказаний и насилия, а с помощью мудрости, добродетели, нравственности, не обременяя народ налогами и повинностями. Конфуций говорил: 'Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать'.

Боги, по мнению Конфуция, правили в незапамятные времена и конечно они и установили эти правила. Они являются частью природы и зависят от нее. Таким образом, эта религия обожествляла императора, 'сына неба', его власть над народом, и несла собой идею тотального подчинения и послушания.

Еще одной восточной религией является буддизм. Это религия, появившаяся в Индии в IV веке до н.э. С тех пор буддизм стал мировой религией, которой и сейчас следуют около 700 млн. человек.

Буддийская мудрость выражается в 'четырех благородных истинах': жизнь есть страдание; причина страдания - стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение - нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему, как к доброму, так и злому. Это означает что все, что нас окружает и все что происходит с нами, наполнено страданием, даже радостные моменты жизни. Все это сковывает и отяжеляет человека. Буддисты видят цель жизни только в освобождении от страдания и стремления к нирване - цель человеческих устремлений.

Основоположник буддизма Сиддхартха Гаутама, Будда (просветленный) - был принцем, и вел беззаботную и роскошную жизнь. Но в 29 лет, по предсказанию вся жизнь его резко изменилась. Потрясение от увиденной бедности людей оказалось столь велико, что он отказался от прежней жизни и предался суровому аскетизму. После того как он достиг всеведенья, постиг сансары, впал в нирвану, он стал Буддой, просветленным истиной. Он является 'космическим' разумом, вспоминая о своих прошлых жизнях и сливаясь с последователями путем освобождения от суеты, желаний, страстей которые зависят от земли. Таким образом, Будда достигает нирваны и переходит в новое неземное качество.

В Китае, на рубеже IV-V веков до н.э. возникает даосизм. В этой религии или учении Бог отсутствует вообще, есть только Дао (путь) - это начало всего и всех. Его основателем был мудрец Лао-цзы. 'Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо - от Дао, а Дао - от себя самого'.

Познав Дао и его законы, человек становится совершенным.

Так же, необходимой предпосылкой творческой активности личности является раскрепощенность мысли. Обоснование права на самостоятельное переосмысление и суждение, свободу от догм и канонов - это неизменный лейтмотив религиозного реформаторства. Особая значимость для Востока проблемы соотношения веры и знания, науки и религии вполне объяснима, учитывая, что отставание стран указанного региона во многом связано с негативной установкой господствовавшего религиозного догматизма в отношении к рациональному познанию, развитию естественных наук и техническому прогрессу. Так, в упадке арабо-мусульманской цивилизации винили ислам, но вину за отставание требует возлагать не на традиционное вероучение как таковое, а на догматическую его интерпретацию. Это постановка задачи, что бы совместить веру и знания, доказать, что 'истинная' религия является не врагом, а помощником науки и прогресса.

Восточный тип мировосприятия превосходит западный в своеобразном 'уважении' к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на 'равноправие' и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе - к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего 'Бога' как творца и 'хозяина' природы. По сравнению с Христом, а тем более с Аллахом, Будда, например, совсем не 'Господь', не 'Создатель' и не 'Всесильный', а так же смертен, как и люди, и выглядит этаким просветленным мудрецом-либералом, любвеобильным защитником всего живого.

Из состояния 'отхода от бога' человек стремится вернуться в состояние близости к нему, что проявляется в поиске вечного и абсолютного.

Все религии Востока - это пути самосовершенствования человека, а через него и совершенствование окружающего мира.

Культура Востока

Самые выдающиеся символы духовной и материальной культуры Востока приходятся к концу III века до н.э. Искусство Востока отличается от других стран своей торжественностью, монументальностью. В нем ощутима величественность ритмичность, которая характерна для Востока.

И все-таки культура Востока это еще и наука, мифология, учения, культура земледелия. Выводили новые растения, осваивали скотоводство, развивалось земледелие. Наряду с сельским хозяйством развивалось ремесленничество, например обработка камня, из которого в Египте возводились наиболее известные архитектурные памятники - пирамиды. Архитектура в Египте занимала очень важную роль, ведь великолепные дворцы, архитектурные сооружения и пирамиды строились для фараонов. Архитектор был значимой и почитаемой фигурой, ему подчинялись тысячи людей, работающих на стройке.

Египтяне верили и готовились к загробной жизни, подтверждению этому и служат пирамиды, которые были домом души после физической смерти фараона.

В Китае раньше всех научились строить многоэтажные здания. А Великая китайская стена одно из чудес света, в принципе, как и пирамиды Египта.

Многого достигли мастера Востока в производстве фаянса, стекла, мозаики.

А обработка металла достигла больших высот, особенно в изготовлении оружия и орудий труда.

Индия богата архитектурного и художественного творчества. Храмы удивительной красоты, скульптуры, древнейшие памятники. Литературное наследие Индии включает в себя такие поэмы как 'Рамаяна' и 'Махабхарата', Веды. Из-за социального неравенства в Индии появились разделения людей по кастам, профессиям, так же сформировались варны.

В Китае во II веке до н.э. появилась иероглифическая письменность, математика, астрономия, история. Больших успехов китайцы достигли в медицине. Они первыми применили в лечении наркомании иглоукалывании иглоукалывание, прижигание. Первыми составили звездный календарь, карту звездного неба, зарегистрировали солнечное затмение. В математике китайцы первыми ввели понятие отрицательного числа. 'Книга перемен', 'Книга песен' - древнейшие сокровища китайской литературы, в которой особенно была развита поэзия. В Древнем Китае были профессиональные музыканты, знавшие более 20 инструментов, сочиняли пьесы и трактаты. Очень развита была акробатика и вообще цирковое искусство, театральное искусство, театр теней.

При знакомстве человека с восточными странами и их культурой бросается их своеобразие, и непохожесть на то, что мы привыкли видеть в Европе, России, Америке. Здесь фольклор и письменность, одежда и еда, архитектура и искусство - все иное. Все представлено как 'восточнооднородное', хотя конечно различия между странами Востока и их культурой, безусловно, есть.

Восток для нас является совершенно иным миром. Религия и культура на Востоке очень взаимосвязаны и переплетены между собой. Восточный человек в отличии от европейца находил сосредоточенность в себе и собственном внутреннем мире, ему присуща большая интроверсия, высокая вера в совершенство и гармонию окружающего мира. И отсюда человек стремится на приспособление к высшему 'космическому' ритму.

В XIX веке Свами Вивекананда, один из ярких борцов индийской духовности и знаток западноевропейской культуры (1863-1902), призывал Индию учиться у Европы покорению внешней природы, а Европу наоборот узнать от Индии, как покорять внутреннюю природу человека. По его мнению, Восток и запад должны учиться друг у друга.

Если более точно рассмотреть восточный тип мышления по отношению к окружающей природе, то увидим, что Восток более уравновешен, более независим от внешней среды. Он не хочет взять верх над ней, он ищет единства с природой.

Сейчас в Европе, Америке, нашей стране стали очень модными увлечения восточными религиями, верованиями, йогой, направленными на освоение тайн внутренней природы самого человека. Это говорит о том, что люди устали от агрессии направленной на окружающий мир, люди стремятся по средствам этих учений к совершенству.

Традиционное искусство Японии и Китая очень самобытно и своеобычно, его философские принципы, равно как и эстетические предпочтения и вкусы самих японцев и китайцев, весьма отличных как от западных, так и от наших российских, а потому эта тема требует дальнейшего исследования.

Представляет интерес выделение особенностей 'восточной' культуры в её сопоставлении с 'западной':

социальный культурный восток религия

Во-первых, основой письменной культуры Запада является алфавит - совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение. В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

Во-вторых, в западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

В-третьих, западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. 'Опыт' - метод науки нового времени, образован от слова 'пытка'. Человек 'пытает' природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры. Для восточной культуры 'понять' - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - 'Сад камней'. Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана.

В-четвертых, для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы 'природа - культура'.

В-пятых, в западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: 'истина - неистина'. В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла.

Интерес к Востоку с новой силой возобновился в ХХ веке. Примером тому могут служить, например, исследования К.Г. Юнга, который приходит к выводу, что на фоне многочисленных коренных различий между культурами Запада и Востока попытка свести западную и восточную философии кажется абсолютно бесполезной и невозможной. Мы можем только подражать и имитировать Восточную традицию.

Стоит также отметить, что Восток не является чем-то цельным и монолитным. Восток многолик и во многом до сих пор остается недосягаем для западного понимания.

Понятие природы для человека Востока

Восток никогда не терял связи с природой. В отличии от европейцев, восточный человек направлял свои силы на совершенствования себя. Человек в мире и природе воспринимался им не как хозяин, а как одна из составляющих частей. В этом человек стремился найти гармонию с природой, познав все основные правила, постараться соответствовать им, а не враждовать. Если следовать этим правилам, то все народы мира и государства должны брать пример у животных и растений, и развиваться естественным образом не мешая, и не противостоя окружающему миру.

Даже боевые искусства Востока придуманы и взяты из наблюдений за движениями диких зверей.

Вся восточная философия и культура основана на том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда сам, путем самосовершенствования обретет гармонию в себе, ведь только после этого ему будут чужды зло, месть, разрушение.

Географическое влияние на развитие жизни Востока

Географическая зона Востока, или Древнего Востока очень обширна, и простирается с запада на восток от современного Туниса, где раньше был Карфаген, до современной Индонезии, Японии и Китая. С юга на север проходит от Эфиопии до гор Кавказа и до Аральского моря.

Территория имеет различные особенности из-за большой географической зоны, но общая черта, это жаркий субтропический климат, который даже зимой мягкий на Востоке. Люди выживали здесь только благодаря общине. Ведь для того чтобы 'обуздать' бассейны великих рек и освоить их для полива урожая, требовалось много сил и энергии. В жизни людей и истории Древнего Востока сыграли большую роль великие реки, такие как Нил (6 700 км.), Тигр (1 900 км.), Инд (3 180 км.), Евфрат (2 700 км.0), Ганг (2 700 км.), Хуанхэ (4 850 км.). Эти реки кормили народ своей плодородностью. Люди научились регулировать режим разливов рек и водохранилищ, и так же орошать земли с помощью системы ирригационных каналов. С этими знаниями можно было жить и вести хорошее хозяйство. Так же очень важным было сооружение плотин и дамб для борьбы с наводнением таких рек как Меконга и Ганг. Реки давали рыбу, которая обеспечивала полноценное питание населения. Злаковые растения, такие как пшеница, рис, в диком виде росли в долинах плодородных рек Тигра, Евфрата и на Абиссинском нагорье. Люди приручили ряд животных, что дало начало к культурному скотоводству. Все это способствовало объединению общин, ведь выжить можно было, только создавая общественные запасы на случай стихийных бедствий или неурожая.

Так на территориях Индии, Египта и Междуречья появляются первые восточные государства. Люди объединялись, для того чтобы выжить. Это было жесткое объединение, без всякой потребности социальной свободы. Таким образом, зарождается мощное деспотическое государство. Его основа, это абсолютное единство, без свободы и индивидуализма человека. Итак, социально-культурная роль человека на Востоке оказывается не в поисках свободы, а как отказ от внешнего мира, растворения в себе. Дух человека никогда не сможет смириться, что его порабощает большая сила. И если человек не может ее побороть, то будет стремиться обуздать и направить в нужное, соответствующее направление. Он будет стремиться найти ответ этому, и направит свой дух, который подавляют, в культуру и способы выражения в ней.

Социокультурное понятие Востока

Социальная культура Востока - это прежде всего духовные ценности традиций, философские и эстетические представления, стереотипы мышления и морали, стандарты поведения в обществе и особое мировосприятие, так не похожее на наше. Именно традиции образуют историю этого народа, создают корни современного Востока. Это общество всегда жило в традициях и мифологизации прошлого, культурное наследие здесь на первом месте. Восточный тип цивилизации совершенно не похож на европейский. Тип циклического развития широко распространен и в других странах Азии, Африки. При всех отличиях классического Востока мусульманский мир остается в рамках циклического типа цивилизации.

В XX веке Восток приобретает политическую независимость, активно начинает двигаться в системе мирового хозяйства. И в этот век радикальных сдвигов приходит вызов традициям, идеалам. Возникают сомнения в национальных культурных ценностях, устоев и канонах жизни, и даже в духовной. Традиционная культура и прошлые стереотипы мировоззрения не дают видеть более новое формирование духовной жизни на Востоке.

Великий Восток

Интерес к Востоку и в наши дни очень велик и, скорее всего, он будет возрастать и дальше. Всеобщий и всесторонний интерес истории и культуре Востока, обществу, государству, религии, к древним цивилизациям Востока. Все это и сейчас в центре внимания, и не только внимания представителей европейской и западной культуры, но и самих жителей Востока, которые стремятся познать себя, свой мир, страну, основы собственного бытия. Такой всеобщий интерес, конечно же, не случаен. Восток всегда был близок к мистике, поиску корней, первоистоков. Кроме того, многое в современном мире вплотную связано с Востоком - достаточно вспомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социально-культурными проблемами, пути, решения которых пока далеко еще не найдены. Когда и как эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению, - все это волнует и не может не волновать мир, подавляющее большинство населения которого живет, конечно, в развивающихся странах, в первую очередь в странах Востока.

Как же охарактеризовать Восток? Это и историческое и культурное, и географическое и социополитическое понятия… Это громадная всечеловеческая цельность, в чем то она может быть неоднородна и противоречива, но все же, в глубинной основе почти непрерывна, цельна, в той самой основе, от которой и пошло понятие 'Восток-Запад'. Так же всем известно, что история начинается именно с Востока. Именно здесь возникли древнейшие очаги мировой цивилизации, древнейшие формы политических и социальных институтов. Все это определяло очертания наиболее ранних стадий человеческого общества, а после и государства. Ближневосточно-средиземноморские земли узким перешейком соединяющие Африку с Евразией на протяжении многих тысячелетий служили естественным мостом, через который встречались и смешивались друг с другом народы.

Восток и Запад

Восточное и западное деление культур говорит не только о их территориальных расположениях, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностей, основных мировоззренческих установок, социально-экономических и политических структур.

Запад есть Запад

Восток есть Восток, не встретиться им никогда.

Лишь у подножья

Престола Божья

В день страшного суда.

Так писал английский писатель Редьярд Киплинг, который отразил представление о популярности восточной и западной культур. В действительности очень много фактов в пользу этих представлений. 'Восток' - это Северная Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, 'Запад' - это американская и европейская культура. Конечно же западная культура направлена на прогрессирующий ритм жизни, динамику роста, ценности технологического развития, совершенствование культуры и общества. Важность значимости личности, рост творчества, инициативы фиксируется в конституционных канонах. Весь процесс от старого к новому в западной культуре и социуме происходит неравномерно, рывками, переломами.

На Востоке же новое не ломает и не разрушает старое, а как бы слоями накладывает свой отпечаток на традиции и устои, органично вписывается в него. Дело в том, что западная культура ориентирована вовне, тогда как восточная с точностью до наоборот, нацелена на внутренний мир человека, на его восприятие мира и полное единение с природой. Философы и мыслители Востока были уверенны в том, что усовершенствовать мир можно только обретя гармонию и созидание в самом себе, хочешь улучшить мир, начни с себя. Путь западной культуры пошел с создания техники и технологий, направленных на отношение с природой. Восточная же культура наоборот стремится к гармонии с природой и естественному развитию в ней. Но в принципе сейчас можно сказать, что восточная культура не растратила своего природного начала, и в то же время многое взяла из западного мира.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод 'Бхагавдгиты'; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы 'Шакунтала' и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, 'страной мудрецов'.

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными, это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия…

Список литературы

1. Маркова А.Н. 'Культурология. История мировой культуры'

2. Васильев Л.С. 'История Древнего Востока'

3. Кузьмин В.И. 'История Древнего Востока'

4. Брагинский В.И. 'Народы Азии и Африки'

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru