Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Социально-культурная деятельность 15.5 Кб.
  2. Социально-культурная деятельность в музее 46.7 Кб.
  3. Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки "Семейного чтения" 71.2 Кб.

Социально-культурная деятельность

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусства»

Социально-культурная деятельность

Выполнила студентка

ФЗО МК и СКД, группа 111

Пивульская Мария Михайловна

Минск

2010

Сущность функции индивидуализации личности

индивидуализация личность поколение

В современных условиях сфера культурной деятельности достигла определенного развития, она приобрела самостоятельность и превратилась в особую отрасль народного хозяйства. Её содержание определяется функциями. Функции социально-культурной деятельности направлены на реализацию культуросозидающих возможностей общества и культурно-творческое развитие личности. К ним относятся: адаптивно-нормативная и образовательно-развивающая.

Образовательно-развивающая функция включает в себя - освоение культурных ценностей, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности.

В последнее время функция индивидуализации личности приобретает особое значение. Индивидуализация означает создание благоприятных условий для развития творческого потенциала личности, её способностей и дарований; стимулирование реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.

Работа социокультурных институтов ориентирована на огромное количество мероприятий без учета интересов конкретного человека или конкретной группы населения. Именно этим объясняется тенденция к снижению популярности клубов, удельного веса клубных форм проведения свободного времени. Социологические опросы, проведенные в ряде районов страны, показали, что около 90% молодых респондентов не удовлетворены культурно-массовой деятельностью клубов, Домов культуры. Причин для этого немало.

Среди них факты, связанные с глубинными процессами развития современной культуры, которые не были учтены своевременно и в полной мере социально-культурными институтами. Социально-политическая трансформация общества требовала роста потребностей в активных формах культурной деятельности, в то время как учреждения культуры по-прежнему главным образом ориентируются на проведение мероприятий, где посетителю отводится пассивная роль зрителя и слушателя. Таким образом, некоторые социально-культурные институты, как и в прошлом, ориентируются на культурное обслуживание, а не на создание условий социально-культурной самодеятельности населения. Человек тут остается не субъектом, а объектом деятельности.

Демократизация и гуманизация трансформированного общества предусматривает включение человека в социальные, политические, духовные, производственные и другие процессы в большей степени в качестве активного члена, субъекта (а не объекта), цели (а не средства). Поэтому социально-культурные институты перестраивают свою работу с учетом положений концепции индивидуальных стилей деятельности. Сущность ее заключается в том, что индивидуальный подход способствует становлению личности, как и субъекта в смысле осуществления индивидуально своеобразных и комфортных для нее способов деятельности. Наиболее полно проявляет себя субъектом личность в деятельности, которая носит творческий характер. В ней человек трансформирует предмет деятельности, и использует свойственные ему индивидуально своеобразные способы работы.

Практика подтверждает, что социально-культурные институты постепенно переходят от субъектно-объектной модели организации свободного времени. Они создают максимально благоприятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и др.), необходимые для народного творчества, культурно-развлекательной активности населения. В связи с этим ключевое значение приобретает субъект - субъектные отношения на уровне взаимодействия, во-первых, государственных органов, основателей учреждений и предприятий как социальных институтов, и самих учреждений; во-вторых, между субъектами деятельности и человеком. Учреждения культуры получают организационно-управленческую и творческую самостоятельность.

Человек для работников социальных институтов выступает как цель, мера и результат всей работы, а не как средство, инструмент или предмет деятельности искусствоведческих сил. В таком контексте отдых, свободное время стали формой и способом организации их самим человеком, который имея потребность, обращается за советом и консультацией в учреждения культуры и искусства.

Таким образом, основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самосоврешнествовании и самореализации в свободное время.

Наиболее эффективной формой раскрытия социальных сил, их творческой реализации является деятельность разных групп и любительских объединений. Творческое движение основано на общности интересов, на совместной деятельности, что создает условия взаимного обмена опытом, самовыражения и самоутверждения личности, для ее социально-культурного творчества.

Характерной приметой любительских объединений является, в первую очередь, общественно значимые цели. Они строятся на активной совместной деятельности, добровольности, общей заинтересованности, слиянии личных и общественных интересов, имеют органы самоуправления. Постепенно некоторые фонды социальных институтов, разные бюро и центры, любительские объединения и клубы по интересам выходят на уровень организованной социальной деятельности, и именно на этой основе формируется активная личность. Обобщение опыта работы любительских объединений и клубов по интересам показало, что их деятельность развивается эффективно на основе взаимодействия разных общественных и государственных структур, а клубы, библиотеки, музеи, Дома культуры по причине своей специфики являются центрами такого взаимодействия. Безусловно, это потребует реорганизации системы планирования и каждодневной деятельности учреждений культуры, подготовки кадров для работы с любительскими объединениями и клубами по интересам, поиском путей их взаимодействия.

Анализ форм социально-культурной деятельности позволяет выявить тенденцию к индивидуализации самодеятельности населения, т.е. к развитию самореализации человека не в профессиональной деятельности, а в сфере свободного времени. Эта тенденция имеет позитивный характер и раскрывает стремление человека к целостности, гармоничности, наиболее полному выражению своих творческих способностей.

Практика и социологические исследования свидетельствуют, что индивидуализация и дифференциация социокультурной деятельности создает благоприятные условия, как для выявления природных задатков, так и для их самоусовершенствования.

ВЫВОД. Работники организаций культуры должны строить свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей посетителей.

Библиотекарям, методистам, руководителям центров народного творчества следует активно использовать систему личностно-ролевого подхода как способа индивидуализации личности в условиях организации социально-культурной деятельности.

Использование принципов личностно-ролевого подхода предусматривает изучение индивидуальных особенностей, интересов посетителей; разработку ролевого диапазона конкретных социально-культурных акций с учетом их воспитательных возможностей; создание возможностей для реализации не осуществленных в других сферах деятельности ролевых возможностей личности.

Поколение как субъект СКД

Социально-культурная деятельность - это вхождение человека в культуру своего народа, постижение её и присвоение. Такая деятельность, в основе которой лежит нравственный фундамент, является механизмом сохранения и развития богатейшей национальной культуры. Этот процесс получил название инкультурации личности.

Приобщение человека к традициям, ценностям, моделям мышления и нормам поведения, свойственным для данной культуры, начинается с детства. В широком смысле инкультурация включает в себя и способы усвоения культурных образцов и норм взрослым человеком.

Выделяют три основных способа передачи культурной информации в процессе инкультурации:

1) вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от старшего поколения к младшему;

2) горизонтальная трансмиссия осуществляется в ходе освоения культурного опыта и традиций в общении со сверстниками;

3) непрямая трансмиссия предполагает, что человек обучается как у окружающих его более опытных взрослых, так и в специализированных институтах.

Важное место в социокультурной работе занимает работа по сохранению и передаче национальных культурных ценностей от старшего поколения младшему. Старшее поколение является хорошим хранителем культуры в понятиях и словах, символах и своеобразных языках искусства.

В качестве средств сохранения и передачи информации выступает природная память индивида, коллективная память, зафиксированная в языке и духовной культуре. В связи с этим в обществе создаются специальные институты, функцией которых является передача культурного наследия от предыдущего поколения последующему. С учетом этих задач в государстве сформирована развернутая сеть учреждений культуры. Библиотеки, клубы, музеи, театры, школы, парки образовали единый социально-культурный комплекс.

В клубах в последние годы стали создаваться центры народного творчества, фольклора и национальной культуры. Ежегодно увеличивается количество Домов ремесел и традиционных видов декоративно-прикладного искусства, центров культуры и свободного времени, стали распространяться клубы-библиотеки.

Одной из популярных форм организации культурно-творческой деятельности остаются клубы по интересам и разные любительские объединения. Они являются настоящими центрами развития народного творчества.

В таких центрах включение в социокультурную деятельность представителей старшего поколения является необходимым и обязательным. Несмотря на возраст, эти люди, в основном, активные. Многие стремятся передать свои знания о самобытной национальной культуре, умения по декоративно-прикладному искусству, мастерство народных умельцев прошлого. Встречи с ними молодежи имеют первостепенное значение. На них представители старшего поколения выступают субъектами, а молодые люди объектами социокультурной работы.

От умелой организации руководителей социокультурных объединений зависит, будут ли такие встречи единичными, или пожилые люди станут постоянными членами творческих групп, коллективов.

Одна из основных особенностей воспитательного процесса в СКС - добровольное включение человека в деятельность. Факт добровольности основан на личных интересах и потребностях человека, которые привели его в то или иное досуговое объединение.

Привлечение старшего поколения тоже часто сопровождается трудностями. Руководителю необходимо проявить как можно больше внимания, такта к человеку. Здесь необходима индивидуальная работа.

Работа таких объединений имеет огромное воспитательное значение для молодежи. Старшее поколение обогащает молодежь не только знаниями народной культуры, но и формирует стремление к ее изучению. Идет процесс взаимодействия, организованное неформальное воспитание молодых людей.

Исследования свидетельствуют, что процесс воспитания в СКС при умелой организации бывает более эффективен, чем в формальной среде - школе, вузе. Это опирается на личный интерес субъекта и объекта деятельности. Пожилой человек хочет сам передать свои знания, ликвидировать дефицит в общении, получить социальную оценку своего увлечения.

Особое место в освоении национальной культуры имеет художественная самодеятельность. В клубах организуются народные хоры, ансамбли народного танца. Главными их участниками являются представители старшего поколения. В такой социокультурной сфере они являются и субъектами, и объектами деятельности.

Художественная самодеятельность служит незаменимым средством обеспечения эмоционального и духовно-интеллектуального включения в свой культурный социум, пропаганды национальной культуры.

Таким образом, в социокультурной деятельности осуществляется связь и преемственность поколений, создается возможность для диалога поколений

В Витебской области много внимания уделяется сохранению и развитию народного искусства. Свое творчество мастера демонстрируют на различных фестивалях и площадках не только областных и республиканских, но и международных. Одним из ярких представителей является образцовый вокально-хореографический ансамбль «Комарики» Дворца культуры ОАО «Нафтан» города Новополоцка.

Его нынешний руководитель, Федотова Светлана Геннадьевна (с 2003 года), открыла для себя мир танца во втором классе, когда Дворец культуры нефтяников только начинал проводить наборы в кружки и студии, посещая уроки хореографии, которые давал Александр Плетминцев. Еще школьницей она попала в ансамбль «Двинские зори», которым руководил профессионал высочайшего класса Александр Серый. Он-то и рассмотрел в молоденькой солистке большой талант, а затем привил любовь к народному танцу. «Двинские зори» тогда «гремели» на всю страну, много гастролировали, получали награды и овации зрителей. Вскоре Федотова получила предложение от Заслуженного деятеля культуры СССР Тахо Израилова поработать в Государственном ансамбле танца «Лезгинка». Затем она работала в Дагестане. Выйдя замуж, родив сына, вернулась в Новополоцк и вновь пришла в родной Дворец культуры нефтяников.

Светлану Федотову взял в свой, уже тогда образцовый, ансамбль «Комарики», который был основан в 1970 году, Чеслав Клечко. Окончив заочное отделение хореографии Минского института культуры, она еще несколько лет учила детей танцевать вместе с Чеславом Владировичем. В 2005-м Чеслава Клечко не стало. К этому времени руководство коллективом уже полностью лежало на плечах Светланы Геннадьевны. Она смогла удержать высокую планку, установленную своим коллегой и учителем.

Талантливый балетмейстер и руководитель не просто учит своих воспитанников искусству танца. Много личного времени она уделяет их духовному развитию. Новополоцких «Комариков» отличают образцовая дисциплина, сценическая и общечеловеческая культура.

Общее количество участников коллектива сегодня составляет 67 человек в возрасте от 7 до 32 лет. «Комарики» с большим успехом выступают на различных концертных сценах, детский ансамбль с удовольствием приглашают на фестивали и праздники. В его активе - множество высоких наград, званий лауреата республиканских и международных фестивалей («Беларусь - моя песня»: 1998, 2004 г.г.; «Славянский базар»: 1996, 1999, 2000 г.г.; «Днепровские голоса»: 1996, 2009 г.г.; «Солнечный дождь в Латгалии», 2007 г.,; «Золотая пчелка», 2008 г.,; «Молодежь - за союзное государство», 2009 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксюцік М.І., Каралькова Л.В. Сацыяльна-культурная дзейнасць. Гісторыка-тэарэтычныя ўводзіны: Вучэбны дапаможнік / М.І.Аксюцік, Л.В.Каралькова. - Віцебск: Выдавецтва УА “ВДУ імя П.М.Машэрава”, 2004 - 114 с.

2. Грыгаровіч Я.Д. Прыкладная культаралогія: вучэбны дапаможнік для студэнтаў спецыяльнасці “Культаралогія” устаноў, якія забяспечваюць атрыманне вышэйшай адукацыі / Я.Д. Грыгаровіч - Мн.: 2005 - 216 с.

3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - Просвещение,1989 - 237 с.

4. Наумчик В.Н. Социально-культурная деятельность: словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Поздняков, О.В. Ступакевич - Мн.: «Адукацыя и выхаванне», 2008 - 96 с.

5. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник / Ю.А. Тен - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 - 328 с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru