Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

2

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ. И. ФЕДОРОВА

ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1

по теме: «Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»

Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,

тудент II курса заочного отделения

специальность «Книгораспространение»

Москва, 2012 год

Оглавление

Введение

1 Теория библиографии

1.1 Основная функция и принципы библиографии

1.2 Объект и предмет библиографии

2 Библиографический поиск

3 Библиографическое описание

4 Аннотирование

5 Библиографическая группировка

Аннотированный библиографический список

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Введение

аннотированный библиографический список

Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.

В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».

Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки (бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

1. Теория библиографии

Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры-Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с..

В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:

ь Первый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;

ь Второй период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);

ь Третий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;

ь Четвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.

На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий курс».

1.1 Основная функция и принципы библиографии

Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще-Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).

Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности, научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня, ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации, связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и единая форма «записи» информации.

1.2 Предмет и объект библиографии

Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации- Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.

Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).

Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.

Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.

2. Библиографический поиск

Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:

1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).

2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.

3. Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

Методы библиографического поиска:

Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...

Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»

Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).

Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.

Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.

Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников,.

«По библиографическим ссылкам».Поиск источников по уже существующим библиографическим базам данных.

«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».

После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления библиографического описания.

3. Библиографическое описание

Библиографическое описание (далее - БО) - это часть библиографической записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее для аналогичного понятия употреблялись термины “каталография”, “библиограмма” и т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений, которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.

Основное назначение библиографического описания - это идентификация издания в системе других.

Существуют следующие виды библиографического описания:

ь Монографическое - подразумевает описание одного документа;

ь Сводное - описание многотомного или же сериального документа;

ь Аналитическое - это описание какой-либо составной части документа;

ь Краткое- представляет собой описание лишь обязательных элементов конкретного документа;

ь Расширенное - здесь имеет место описание обязательных элементов, а так же одного или нескольких факультативных;

ь Полное - описание обязательного элемента и всех возможных факультативных элементов;

ь Объединенное - описание, которое выполняется при различных публикациях одного документа - переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с ним другие документы - рецензии, рефераты и т.п.;

ь Библиографическая ссылка - это библиографическое описание цитируемого, рассматриваемого или упоминаемого документа.

В основе подобной систематизации лежат три основных типологических признака: объект описания, функция описания и полнота описания. Первый признак - объект описания, позволяет выделить такие виды библиографического описания как монографическое, сводное, аналитическое и объединенное (эти виды описания представлены в ранее действующем ГОСТ 7.1 - 84). Полнота описания - это краткое, расширенное и полное библиографическое описания; обусловлены делением элементов описания на обязательные и факультативные. К функциональному признаку можно отнести такой вид описания как библиографическая ссылка, представляющая собой примечание к тексту, «ссылающаяся» на какое-либо произведение.

В настоящее время основным документом, определяющим и регламентирующим составление библиографической записи и библиографического описания является ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» [М., ИПК Издательство стандартов, 2004].

Составление библиографического описания относится в свою очередь к одному из методов библиографирования (составления библиографических записей). Помимо Описания в данной работе так же будет представлен и такой метод как аннотирование.

4. Аннотация

Аннотация - краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.

Аннотация является второй из основных категорий библиографической записи. Современная модель аннотации схематично представлена на рис. 1. В основу составления аннотации положены три основных признака: функциональный, полнота отражения и количество аннотируемых изданий (документов). На основе этих признаков выделяют следующие виды аннотации:

ь Общая - такой вид аннотации призван характеризовать содержание документа в целом;

ь Аналитическая - подобная аннотация должна характеризовать часть или аспект содержания;

ь Справочная - призвана уточнять заглавие и/или дополнять библиографическое описание сведениями фактографического характера;

ь Рекомендательная - характеризует содержание с учетом профессионально-психологических возможностей потребителя, представлена как правило с методическими указаниями о использовании документа;

ь Оценочная - это критическая характеристика содержания документа;

ь Групповая - вид аннотации характеризующей содержание нескольких документов.

Рис.1. Аннотация

При составлении аннотации действует следующий нормативный документ - ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация».

Аннотации в контрольной работе общие, т.к. выполняют лишь краткую информативную функцию, приоткрывая суть находящейся под обложкой информации в целом (за редким исключением аннотации могут носить справочный характер).

5. Библиографическая группировка

Библиографическая группировка - это объединение библиографических записей в группы по заданным признакам. В основном используется на соответствующем этапе создания библиографических пособий, сущность которого заключается в логическом упорядочении и расположении отобранных из документного потока материалов, что способствует созданию смысловых и гипертекстовых связей. Процесс библиографической группировки состоит из:

а) вычленения из всего спектра представленных в библиографии пособии документов разделов, подразделов, рубрик, подрубрик и т.д.;

б)определения последовательности разделов, подразделов, рубрик и подрубрик;

в) размещения библиографических записей в указанных делениях. Существует несколько способов библиографической группировки, которые, в свою очередь, имеют варианты, в том числе: формальный, по содержанию, рекомендациям, персональный и др. Библиографическая группировка документов в библиографическом пособии зависит от целого ряда признаков, например от вида (типа) библиографического пособия.

В данной контрольной работе перечисляемые издания в группировке не нуждаются, поскольку общей тематикой для всех, критерием, по которому выполнялся отбор - была тема «искусства».

Аннотированный библиографический список

1. Карл Ларссон, 1953-1919: рисунки и акварели / Рената Пьювогель ; пер. с англ. Т.И. Хлебнова: М.: Арт-Родник , 2006 :Отпеч. в Германии - 95 с. ил., цв. ил., портр. ; 23 см.

2. Фрэнк Ллойд Райт. Джорджия О'Киф / пер с англ. Л.А. Борис : М.: Арт-Родник, 2006 :Отпеч. в Словакии - 95 [1] с.портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века)

3. Книга об известных американцах, архитекторе и художнице. Искусство в соприкосновениях: зодчество и живопись американского модернизма второй половины ХХ века.

4. Макс Эрнст. 1891-1976: живопись и не только / Ульрих Бишофф ; пер. с англ. Е. Г. Лейтес : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии - 95 с.ил., табл., цв. ил.;23 см.

5. Кубизм / Анна Гентфюрер-Триер; УтаГросеник (ред.) ; пер. Я. В. Лагузинской : М.: Арт-Родник , 2005 : 95 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.

6. Искусство двадцатого века в персоналиях, предпосылки к появлению авангарда и постмодернизма. Особое внимание уделяется символу стиля, с которым ассоциируется кубизм - Пикассо.

7. Жорж Сера, 1859-1891. Пуантилизм / ХайоДюхтинг ; [пер. с нем. Е. В. Ефремовой] : М.: Арт-Родник , 2005:Отпеч. в Германии - 95, [1] с.ил., портр., цв. ил., портр.;23 см.

8. Сюрреализм / Катрин Клингсёр-Лерой ;УтаГросеник (ред.) ; пер. с англ. А. В. Гусевой : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 95 с.ил., цв. ил., портр. ; 23 см.

9. Рафаэль. 1483 - 1520 / Кристоф Тойнс : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.цв. ил. ; 23 см.

10. Живопись великого итальянца эпохи Возрождения. В книге собраны наиболее известные работы, описывается история создания картин и жизнь художника.

11. Фернандо Ботеро / МарианаХанштейн ; пер. с нем. Е.В. Илюшечкиной : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.цв. ил. ; 23 см.

12. Виктор Вазарели. 1906-1997:чистое видение / Магдалена Хольцхай ; пер. с англ. А. В. Гусевой : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см

13. «Творчество - это интуитивный катализатор для всей информации своей эпохи». Живопись прогресса и абстрактное искусство - таково послание в этой книге яркого итальянца, художника-графика, рекламщика, привнесшего демократию в современную живопись второй половины XX века.

14. Поп-арт / Клаус Хоннеф ;УтаГросеник (ред.) ; пер. с нем. Т. А. Граблевской : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см

15. В издании представлены деятели современной культуры XX века, наиболее яркие и известные работы художников. Рассказывется о работах и творчестве Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Эдварда Руша, Питера Филлиса и других.

16. Антонио Гауди. Сальвадор Дали / текст: Л. Боне, К. Монтес; пер. с англ. С. И. Козловой, Е. Л. Козловой : М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Словакии - 95 с.цв. ил., портр.;23 см. - (Гении XX века).

17. В книге описана биография великого итальянца эпохи Возрождения. Широко представлены работы художника, в том числе и наброски многих картин.

18. Отто Вагнер. Густав Климт / авт. и ред. текста: Лоренс Боне, СолКличковский : М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Словакии - 95, [1] с.ил., портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века).

19. Эдгар Дега, 1834-1917 / БерндГров ; пер. с англ. Н. А. Поздняковой : М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Германии - 96 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.

20. В книге описывается история и жизненный путь великого французского художника. Широко представлены работы Дега с описанием и историей создания картин.

21. ХРГигерARh+ / ред. Н. А. Кружкова ; пер. с англ. Л. А. Борис : М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии - 96 с.ил.;23 см.

22. Неординарные работы неординарного человека. Современная живопись и эстамп - работы малоизвестного немецкого фантаста-утописта Гигера. История жизни и отношений.

23. Пауль Клее, 1879-1940 / Сюзанна Парч; [пер. с англ. О. Л. Карловой : М.: Арт-Родник, 2004 :Отпеч. в Германии - 96 с.ил., портр., цв. ил.; 23 см.

24. История о жизни, творчестве и борьбе за право на искусство. Представлены и описаны работы великого немецкого графистас материалами из личного архива.Опубликована переписка Клее.

25. Творческая фотография: Идеи, сюжеты, техники съемки / Ли Фрост ; Пер. с англ. Н.М. Семчишиной : М.: Арт-Родник, 2004 :Отпеч. в Китае - 160 с.цв. ил., портр.;28 см

26. Издание представляет собой учебное пособие для начинающих и интересующихся фотографией. Представлены работы фотографов, примеры и техники обработки готовых фоторафий.

27. Борис Игнатович. Фотографии. 1927-1963: Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения : Из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия), арх. семьи Б. Игнатовича и друих част. собр. / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.]; Авт. ст. К.Н. Игнатович, А.Н. Лаврентьев : М. : Арт-Родник , 2002 : 142, c. ил., портр.;28 см.

28. Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы : Кат.выст. : Из собр. Гос. Ист. музея, Рос.гос. арх. лит. и искусства, Союза фотохудож. России и част. коллекций, Москва 2002 / М-во культуры Рос. Федерации ; П.В. Хорошилов : М. : Арт-Родник , 2002 : 135, [1] c.ил., портр.;28 см.

29. Книга описывает дин из наиболее популярных видов техник фотоискусства конца ХIХ- началаXX века, в частности его историю и развитие в нашей стране.

30. Плакат немого кино. Россия, 1900-1930 / Н. И. Бабурина: М. : Арт-Родник , 2001 : 191 с.цв. ил.;33 см - На пер. авт. не указан.

31. Альбом с собранием работ художников-оформителей кинокартин первых ранних лет. Представлены афиши наиболее известных и популярных фильмов того времени.

32. Аркадий Шайхет. Фотографии, 1924-1951:Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения : из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия) и арх. семьи А. Шайхета / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, Гос. муз.- выст. центр РОСИЗО ; авт.- сост. Е.Я. Березнер, А.А. Шайхет : М : Арт-Родник , 2000 : 143 с.ил.;28 см.

33. Собрание работиз коллекций ряда российских музеев - галерей в объединенном издании, посвященное 100-лтию фотохудожника Шайхета. Так же фотохроника семейной жизни, личный архив семьи.

34. У истоков фотоискусства: Собр. дагеротипов Гос. ист. музея / Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова :М. : Арт-Родник , 1999 : 142, [1] с.ил., портр., цв. ил., портр. ; 25.

Заключение

В ходе данной работы в целом было произведено обозрение основ науки «библиографии». В работе рассказывается об основных функциях и принципах предмета, описаны сферы применения и изложена общественная значимость библиографии, как науки позволяющей ориентироваться в обширном информационном пространстве, делать информацию доступной читателю-потребителю.

В ходе выполнения работы описаны такие важные «механизмы» библиографической деятельности, как библиографический поиск, библиографическое описание, аннотирование и группировка. Все перечисленные виды библиографической деятельности позволяют систематизировать саму науку, являясь тем самым «алгоритмом» к исполнению и созданию системы информационного знания. На примере продемонстрировано составление аннотированного библиографического списка. Для выполнения работы использовались материалы одного издания «Арт-Родник» по тематике «Искусство».

В работе использовались материалы из изданий А.А. Гречихина и М.В. Истриной, так же проработаны основные ГОСТы.

В подведении итога к данной работе, хочу сказать, что поле для деятельности в сфере информационного знания весьма широкое, вопрос усовершенствования систем информационного поиска остается актуальным. Сегодня библиография остается единственной всеохватывающей сферой сбора, формирования и хранения информации. В связи с переходом огромного количества изданий на электронные носители, в сеть Интернет, у библиографии появилось новое направление для развития и, надеюсь, создания в будущем универсальной системы ориентирования в информационном пространстве.

Библиография

1. Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.

2. Брискман М.А., Бронштейн М.П. Основы методики составления библиографических указателей. 2-е изд. Л., 1974.

3. Истрина М.В. Аннотирование произведений печати : метод.пособие / М.В. Истрина. - М., 1981. - 48 с. - (От рукописи к книге).

4. Коршунов О.П. Библиограоведение. Общий курс. Раздел 1. Основы теории библиографии : учебник для вузов / О.П. Коршунов. - М., 2001. - 154 с.

5. ГОСТ 7.1-2003. Библиорафическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. 01.07.2004. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 47 с.

6. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. - Взамен ГОСТ 7.9-77 ;Введ. 01.07.97. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 7 с.

7. Шамурин Е.И. Методика составления аннотаций / Е.И. Шамурин. - М., 1959. - 230 с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru