Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Создание декоративного панно для живописных постановок

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

'Российский государственный профессионально-педагогический университет

Факультет художественного образования

Кафедра художественного образования

СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ДЛЯ ЖИВОПИСНЫХ ПОСТАНОВОК

Выпускная квалификационная работа

Бахтина Анна Сергеевна

Руководитель: Грачикова Л.С.,

доцент кафедры живописи, к. п. н., член СХ РФ

Рецензент: Гищенко И.В.,

доцент кафедры художественного образования, член СХ РФ

Нижний Тагил

2015

Оглавление

Введение

Актуальность темы. Декоративность - совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства.

Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, (в т. ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др.

Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументально декоративным (скульптура, настенная живопись, мозаика и т.д.), вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль. В этом случае декоративность часто играет подчиненную роль и выступает в органичном единстве с идейно художественным содержанием и образным строем произведения или художественного комплекса.

'Декоративная живопись' - дисциплина, которая формирует дизайнера в решении профессиональных задач и ее нельзя рассматривать изолированно от общих проблем подготовки специалистов. Это не отдельно существующая дисциплина. Она входит в обязательный комплекс подготовки и является технологией изображения живописи на старших курсах. Декоративная живопись развивается, опираясь на современные художественные течения и традиции, сложилась как единство убеждений, синтезом которой стали лучшие достижения в преподавании, на базе многолетнего поиска и явились основой творческого процесса по этой дисциплине.

Изучение предмета направлено на логику построения, стремящуюся к силуэту, умение распределять на картинной плоскости цвето-тональные акценты.

Цель исследования - изучить особенности композиции в

декоративной живописи, а также разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно.

Задачи исследования:

вывить применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи;

изучить стилизацию декоративной композиции;

выявить основные этапы работы;

разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно.

Новизна и практическая значимость работы. Начало века в России ознаменовала плеяда художников, выделяющихся своим видением натуры, таких как Н.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, В.В. Лебедев, А.А. Осьмеркин, И.И. Машков, К.Н. Истомин. Они ставили задачу воссоединения принципов станковой живописи и прикладных качеств. Если углубиться в размышления теоретиков живописи А. Федорова-Давыдова 'Русское искусство промышленного капитализма', можно согласится с автором, в начале века зародился натюрморт нового стиля, Федоров-Давыдов рассматривает его, как особую 'живописную тему', как особый метод трансформации внешнего мира. 'Художник комбинирует предметы и выражает их в новых формах в различных соотношениях с сюжетным замыслом. Натюрморт выступает не как живописная тема, а как особое восприятие'.А.Н. Бенуа высказал свое мнение о художниках того времени как о 'нынешних страшилах, которые со временем станут классиками'. Живопись искала свое содержание, поэтому и стала своеобразной

'лабораторией поиска нового художественного языка'.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работа состоит из страниц, рисунков, таблиц.

декоративное панно живопись художник

Глава 1. Декоративная живопись в современном мире

1.1 Понятие декоративной живописи в современной художественной литературе

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Живопись декоративная это и картины, выполненные в богатой цветовой палитре, и эмоциональные произведения, и стенные росписи, панно предназначены для украшения архитектуры и интерьера и грающие важную роль в оформлении интерьера [13, с.18].

Декоративная живопись является частью архитектурного ансамбля или произведением декоративно-прикладного искусства.

Основное ее предназначение - украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета, поэтому декоративная живопись тесно связана с произведениями прикладного искусства или архитектурными сооружениями.

В последнем случае такая живопись называется монументальной, не только вследствие ее размеров, но и в силу связи с архитектурой, носящей чаще всего черты монументализма. И физически, и по содержанию эта живопись неотъемлема от объекта, для которого была исполнена, и в этом ее отличие от станковой живописи. Именно эта функциональная связь обусловливает и сюжет, и технику, и форму, и способы выполнения художественного произведения [13, с.18].

Понятие 'декоративная живопись' можно определить как 'процесс применения различных технологий и материалов, применяемых по определенным правилам на различных основах в интерьере'.

В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность. Так, например, Д.И. Киплик рассматривает декоративную живопись, как 'живопись, которая служит лишь украшением архитектуры, но мало или ничего не прибавляет к стилю ее' [19, с.395].

Термин 'декоративная живопись' трактуется как особые виды живописи - иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама и панорама. Декоративность определяется как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей, как художественное свойство, которое дополняет художественный замы - сел произведения или ансамбля в целом.

Декоративность можно определить как проявление изысканных, тщательно проработанных форм, деталей и узоров с целью украшения пространства интерьера как ансамбля, имеющего единство и неразрывность декоративных элементов. Декоративная живопись, являясь украшающей живописью, существует в двух видах: это монументальная и станковая живопись.

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение - украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т.д.), имеет много общего с монументальной живописью.

Декоративная стенная живопись, назначение которой состоит лишь в украшении интерьера, также подчиняется особым законам по отношению к трактовке форм, красок, так как и она должна быть в гармонии со своей архитектурой.

Во всякой стенной декоративной живописи, таким образом, подход к разрешению живописной задачи всегда отличен от подхода станковой живописи, так как в данном случае разрешается не только живописная задача, но и архитектурная [2, с.38].

Составной частью декоративной живописи является роспись.

Роспись - это орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументально - декоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Роспись может быть выполнена темперными, клеевыми, масляными или восковыми красками.

Понимание изображений, имеющих декоративную направлен - ность, изменялось с течением времени. Сравнивая росписи Древнего Египта, Древней Греции и Византии, выполненные восковыми красками или темперой, можно обнаружить различие не только в технике исполнения, но также в содержании и понимании изображения.

Практические возможности декоративной живописи имеют достаточно широкий диапазон использования в композиции цвета, колорита, форы и уплощенного пространства. В современной декоративной живописи кроме изучения при - родных форм и их дальнейшей стилизации возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штука - турке, живопись желтковой темперой, восковыми красками, сграффито, и др.).

Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности. Для выявления целостности художественного образа, достижения выразительности изображения в условной пространственной среде в декоративной живописи используется прием уплощения объекта с передачей минимальной глубины пространства.

1.2 Применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности. Платон и Аристотель подчеркивали идентичность утилитарного и творческого.

Но уже в средние века творчество и профессиональное мастерство были отнесены к разным мирам: первое - к божественному, второе - к материальному. В эпоху Возрождения возникает иная оценка места и роли профессионального творчества в различных сферах человеческой деятельности.

В европейском Ренессансе гармония творчества была проверена алгеброй мастерства (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль). Именно в этот период формируется педагогика художественного творчества, рассматриваются вопросы обучения профессиональному творчеству в сфере искусства. Такой подход существовал на протяжении XIII-XIX вв. В философских и эстетических системах данного периода разрабатывались специальные теории общекультурного и профессионального развития индивида, создавалась своеобразная 'педагогика творчества', в центре которой оказывались механизмы творческого самоопределения и самореализации личности в процессе преобразующей деятельности.

Изучая опыт древнерусских мастеров, следует отметить, что этот опыт оказал существенное влияние на ее историческое и культурное развитие, на становление и развитие самобытных школ изобразительного искусства, которые, в свою очередь, повлияли на профессиональную подготовку художников [5, с.38].

Система обучения изобразительному творчеству в Древней Руси представляет собой сложный и малоизученный процесс, реконструкция которого плодотворно повлияла бы на развитие содержания и технологии образования современной России.

Период древнерусской иконописи XIV-XV вв. явился временем интенсивного развития многообразных художественных школ (новгородской, московской, владимирской).

Все многообразные художественные школы, образовавшиеся в России к XIV в., в XVIII в. были заменены одной, единой для всей России - реалистической школой. Реформы в области образования, начатые в XVIII в. при Петре I, глубоко изменили отношение к традициям древнерусской иконописи.

Независимо от политических и религиозных реформ в иконописи приверженцами этих традиций, в частности обратной перспективы, были и остались по настоящее время староверы, или старообрядцы. Опыт подготовки и обучения художников-иконописцев вызывает несомненный интерес и является актуальным с точки зрения выявления культурологических основ педагогической практики, возможностей преемственности данного педагогического наследия.

При обучении в древнерусской иконописной мастерской XIII - XVI вв. не было строгого деления учебного времени на количество занятий, в отличие от современной организации учебного процесса. Занятие в иконописной мастерской длилось до тех пор, пока не выполнялась конкретная работа. Например, если необходимо было подготовить левкас для иконы, подготовка грунта и нанесение левкаса осуществлялось учеником под руководством мастера-иконописца или подмастерья в течение необходимого количества времени [3, с.22].

Мастер-иконописец, обучив ученика (подмастерье) правильному выполнению данной операции, поручал ему провести аналогичную работу с младшим учеником, не владеющим необходимыми умениями, навыками и знаниями. Обучение было не коллективно-групповым, а индивидуальным и личностно ориентированным и представляло собой упорядоченную систему усвоения знаний и навыков.

Дидактический материал, применяемый мастером-иконописцем, был нагляден, доступен для осознанного и прочного усвоения, систематизирован от простого к сложному. Выполнение более сложных заданий становилось возможным только после освоения учеником простого материала.

Переход к более высокому уровню познавательной деятельности возможен был только тогда, когда ученик прочно осваивал материал и умел применять его на практике. Для успешного освоения знаний древнерусские иконописцы организовывали занятия так, что ученик постоянно выполнял конкретную работу, связанную с рисунком, живописью, композицией и технологией материалов.

Осуществлялись межпредметные связи (например, в подготовке грунтов и красок применялись знания о свойствах красок и материалов). Зрительные ощущения цвета, тона и формы формируясь с детства, развивались в процессе деятельности.

Поиск различных оттенков цветных пигментов зависел от наблюдательности и трудолюбия ученика. Обучение учеников разного возраста, которое вынуждало мастера учитывать не только возраст, но и уровень их подготовки, поручая работы, соответствующие их умениям и знаниям, было продуктивным при разделении задания большого объема на этапы.

Ученик, освоив тот или иной этап иконописи, настолько прочно овладевал техникой исполнения, что, перейдя в категорию подмастерья, мог свободно объяснить и показать младшим ученикам, как правильно выполнять данное задание [6, с. 29].

Современный педагог в процессе обучения разрабатывает познавательный процесс, в результате которого у студентов развивается творческое воображение. Прежде чем работать над эскизом композиции обучающийся создает в своем воображении модель изображения, вызывая в своем сознании образ композиции в завершенном виде, а затем воссоздает этот умозрительный образ на картинной плоскости при выполнении эскиза. В процессе копирования изображения иконы применяют репродуктивный (воссоздающий) метод, что позволяет выполнить анализ и охарактеризовать изображение, соответствующее форме объекта и содержанию события.

На основе усвоенных знаний и умений обучающийся может самостоятельно выполнить следующие этапы:

1. Словесно описать разрабатываемую композицию, при этом дать достаточно полную и точную характеристику изображаемого объекта или явления. На основе описания проиллюстрированного примерами изображения создается рассказ в краткой или развернутой форме.

2. Перевести содержание рассказа в знаковую систему, в изображение, построенное на основе линии, пятна и цвета.

3. На основе наблюдений над явлениями и объектами провести анализ соответствия содержания композиции и проверить правильность описания.

4. Разработать вариант задуманной композиции и выполнить в материале, соблюдая канон.

Разработка и применение включающей вышеперечисленные этапы модели в современных условиях возможны как часть непрерывного обучения при трехуровневой подготовке [10, с. 34].

В современной педагогике мало применяется метод наблюдения за окружающим нас миром (животными, насекомыми, пресмыкающимися, рыбами). Наблюдение заключается в изучении средств и приемов, которыми пользуются разные существа в своем поведении при общении, воспитании и т.д.

Применяя этот метод в учебном процессе, педагог способствует гармоничному развитию личности ученика и его единению с природой. Обращение к наблюдению за объектами и явлениями природы, использование ее свойств и закономерностей в учебном процессе превращают педагогику в науку, глубоко влияющую на качественные положительные изменения содержания обучения, производимые с учетом художественных способностей студентов.

В декоративной живописи много внимания уделяется цвету и колориту, созданию уплощенного пространства в композиции. Отсутствие или присутствие пространства и глубины зависит от замысла художника.

Применение условных иконописных форм (санкирь, вохрение, пробелаґ и движкиґ) позволяет художнику ярко проявить черты декоративности, изощренной тонкости и условности (в качестве примеров можно привести творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия) и в современной декоративной живописи - создавать и развивать на основе иконописной традиции декоративное и условное изображение [8, с. 30].

1.3 Стилизация декоративной композиции

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.

Стиль - это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера - это особенные черты творческого процесса, а стиль - это, конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.

С понятием 'стиль' в изобразительном искусстве достаточно тесно связанно понятие 'стилизация'. Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности и привнесение в их отображение элементов новизны.

Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства [7, с.53].

Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

Декоративная композиция - композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

В современном изобразительном искусстве понятие 'декоративность' употребляется в нескольких значениях. Мы будем рассматривать его как художественную специфику плоскостных произведений декоративно-прикладного искусства, указывающую на их определенную и значительную связь с окружающим пространством - интерьером или экстерьером зданий и сооружений.

Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т.д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами - композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекло [13, с.56].

Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.

Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются - простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без использования приемов стилизации и художественной обработки формы не будут соответствовать современным эстетическим требованиям.

Следовательно, роль стилизации в современном искусстве и освоение приемов стилизации в процессе подготовки специалистов художественного образования играют в настоящее время достаточно важную роль в процессе удовлетворения потребностей людей в создании стилистически целостной, эстетически значимой окружающей среды [11, с. 102].

В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.

Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для работы над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать и изучать, изображать один и тот же природный объект, открывая новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются, понятны для анализа и переработки изображения. можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения.

В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.

Работу можно построить по следующей схеме:

Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсов [10, с. 180].

Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление развития формы для гармоничной компоновки изображения.

Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные - выбрать статичное или динамичное построение изображения.

Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали.

Детально изучить строение цветка. листа. бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения.

Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и т.д. - переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий

пластику, ритм и другие особенности объекта.

Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.

Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений.

Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены [13, с. 67].

Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.

Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы

декоративной стилизации.

Основным требованием к созданию любого натюрморта является

достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.).

Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее [5, с. 45].

Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи.

Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов:

Уловив характерные качества объекта можно утрировать природную форму, доводя ее до максимальной выразительности - округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не следует заменять форму на другую, так как наиболее целесообразно исходить из пластики конкретного объекта.

Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими предметами композиции.

Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно.

При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.

Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постановки [10, с. 63].

Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от поставленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесообразно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его составлении учитывались принципы цветовой гармонизации и предметы подбирались по цвету.

Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной задачи и выполнения выразительной стилизации декоративного натюрморта.

Заканчивая размышления по данной теме, хочется отметить, что,

владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность [13, с. 77].

Глава 2. Особенности композиционной разработки в создании панно на тему 'Современная мода'

2.1 Особенности построения композиции в декоративной живописи

Культ американских автомобилей занимает важное место в сюжете фильма и нашел отражение в декоративном панно.

Dodge Challenger и Charger - это культовые автомобили, производимые отделом Dodge корпорации Chrysler. Американские автомобили пользуются огромной популярностью во всем мире. Для многих стран машины, изготовленные в компаниях из Соединенных Штатов, стали отправной точкой для создания новых крупномасштабных и широко известных производств.

Dodge Charger R/T 1969 года - автомобиль главного героя Каскадера Майка, в исполнении Курта Рассела, каркас безопасности, мускулистые формы кузова покрытого черной матовой краской; и знаменитый белый Dodge Challender R/T 1970 года, такие мощные, агрессивные и культовые автомобили не умирают - вот что хотел сказать Тарантино в названии фильма 'Death proof' [12, с. 48].

Особенный стиль у автомобилей 'muscle car' - это мощный мотор, задний привод и двухдверный кузов средних размеров. Автомобили выпускались в Америке и Австралии в период с 1964 по 1975 год. Самые популярные 'мускулистые' представители - Dodge Charger (рис.11) и Dodge Challenger (рис.12): лишь R/T (Road & Track) версии этих автомобилей считается 'muscle car'.

Лента 'Death proof' (в российском прокате вышла под названием 'Доказательство смерти', что не совсем верно отражает мысль фильма и даже меняет его, более подходящее по смыслу название 'Смертестойкость' или 'Защита от смерти', термин 'death proof' означает специальный тюнинг спортивного или каскадерского автомобиля, который дает водителю надежду выжить при самых страшных авариях) и 'Planet Terror' - это совместный проект 'Грайндхаус' 2007 года (Рис.13) американских кинорежиссеров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Стиль фильма и определил стилизацию панно - картины похожи на постеры к фильмам категории В, демонстрировавшиеся в американских кинотеатрах 70-х годов.

Грайндхаус - это кинотеатр, специализирующийся на показе фильмов категории B, зачастую демонстрирующий их на сдвоенных сеансах (билет на два фильма - по цене одного). Подобные кинотеатры были популярны в США в 1970-е годы - в период появления и расцвета популярности фильмов жанра 'эксплойтейшен', на которых сформировался необычный режиссёрский стиль Тарантино и Родригеса. 'Грайндхаус' это дань лентам того времени, в проекте содержится множество отсылок к фильмам 70-х годов, как и к собственным работам этих режиссеров.

Оба фильма, составляющие 'Грайндхаус', следуют эстетике и стилю низкобюджетного кинематографа: имитация поцарапанной пленки, 'пропавшие' фрагменты, монтажные ошибки, операторские ляпы, незамысловатость сюжета и т.д. Каждую часть предваряют несколько трейлеров к несуществующим фильмам (некоторые из трейлеров, переросли в полнометражные фильмы, например фильм 'Мачете' 2010 года Роберта Родригеса) подобных 'низких' жанров.

В многочисленных определениях английского слова 'grind' есть и такое: 'едко иронизировать, посмеиваться' [6, с.61].

2.2 Основные этапы работы

Первый этап при создании декоративного панно - выбор сюжета, выбрана смелая сюжетная композиция, соответствующая модным течениям и отличающаяся оригинальностью.

Следующий этап - разработка эскизного проекта и выбор формата:

выполнялись различные поисковые (рис.14 - 15) композиционные эскизы (предварительные наброски, фиксирующие творческий замысел художника); также выполнялись тоновые и цветовые эскизы. Фильм 'Death proof' был снят в стилистике старых фильмов категории В, которые показывались в специализированных кинотеатрах - Грайндхаус - особенность таких кинотеатров, сдвоенные сеансы с перерывами на рекламу 'эксплойтейшен - фильмов'. Панно будет выполняться в стилистике афиш к таким фильмам, и соответственно, формат триптих прямая отсылка к особенности кинотеатров 'грайндхаус'.

После утверждения эскизовначинается подготовка и выбор материалов. Огромное влияние на качество выполнения работы, оказывают

правильно подобранные материалы и инструменты. После подготовки рабочего места и материалов можно приступать к живописи:

На готовые загрунтованные части декоративного панно (основа - холст на картоне), наносятся карандашные эскизы [8, с. 83].

Выполняется живопись акриловыми красками фона и персонажей боковых частей триптиха. Рисуем в перспективе автомобили и выполняем их акриловыми красками.

Пишется пейзаж центральной части панно в технике а-ля прима.

Добавляются декоративные элементы - пуантилизм.

Законченное декоративное панно покрывается защитным слоем акрилового матового лака или оформляется в багет.

Очень трудно точно определить стоимость художественного произведения, это продукт вдохновения и мастерства художника. Завышенная цена, приводит к потере интереса покупателей к творчеству художника. В России количество предложений продажи картин, значительно превышает спрос на них.

Однако именно декоративные панно, созданные по заказу для определенного интерьера, чаще всего покупаются дизайнерами - оформителями или частными лицами. Обычно на такие произведения тратятся от 7 тысяч до 35 тысяч рублей.

Стоимости декоративного панно 'Тарантино. Death proof', как самостоятельного элемента декора - мобильного панно оформленного в багет (таблица 1) складывалась из стоимости материалов и работы: эскизного проекта, выполнения декоративного панно и оформления законченной работы в багет.

Экономические сметы на выполнение декоративного панно.

Таблица 1

Стоимость выполнения декоративного панно 'Тарантино. Death proof'

№ п/п

Наименование работ

Кол - во

Стоимость материалов

Стоимость работы

1

Создание эскизного проекта

1

1,399.00 р.

1,400.00 р.

2

Выполнение декоративного панно 'Тарантино. Death proof'

1

1,989.80 р.

3,000.00 р.

3

Оформление декоративного панно в багет

1

2,218.00 р.

226.00 р.

Итого:

5,606.80 р.

4,626.00 р.

Всего:

10,232.00 р.

Стоимость работы художника примерно равняется стоимости использованных материалов: N = М, где N - стоимость работы, М - стоимость материалов [18, с.160].

Отсюда следует, что стоимость готового декоративного панно складывается из стоимости работы художника и стоимости материалов: Р = N + M, где N - стоимость работы художника, М - стоимость материалов и Р - стоимость готового декоративного панно.

Работа над декоративным панно ведется в три этапа:

Создание эскизного проекта (таблица 2);

Выполнение декоративного панно (таблица 3);

Оформление панно в багет (таблица 4).

Таблица 2

Создание эскизного проекта.

№ п/п

Наименование работ и материалов

Кол-во

Стоимость

1

Маркер 'Letraset TRIA' (M6XB)

1

160.00 р.

2

Набор карандашей 'KOH-I-NOOR', 12 шт. (8В-2Н)

1

266.00 р.

3

Набор художественных акварельных красок 'Белые ночи', 24 цвета в кюветах

1

920.00 р.

4

Папка бумаги для черчения и рисования, А4, 24 л.

1

53.00 р.

Итого:

1,399.00 р.

Выполнение эскизного проекта

1

1,400.00 р.

Всего:

2,799.00 р.

Таблица 3

Выполнение декоративного панно 'Тарантино. Death proof' [17, с.34].

№ п/п

Наименование работ и материалов

Кол-во

Стоимость

1

Краска акриловая художественная 'Питер', бирюзовая, 40 мл

1

69.90 р.

2

Акрил художественный 'Гамма', белила титановые, 46 мл

1

98.00 р.

3

Акрил художественный 'Гамма', голубая ФЦ, 46 мл

1

79.00 р.

4

Акрил художественный 'Гамма', желто - лимонная, 46 мл

1

79.00 р.

5

Акрил художественный 'Гамма', кадмий желтый средний (имит.), 46 мл

1

79.00 р.

6

Акрил художественный 'Гамма', кармин, 46 мл

1

79.00 р.

Акрил художественный 'Гамма', карельская черная, 46 мл

1

79.00 р.

7

Акрил художественный 'Гамма', кобальт зеленый средний (имит.), 46 мл.

1

79.00 р.

8

Акрил художественный 'Гамма', кобальт синий светлый (имит.), 46 мл

1

79.00 р.

9

Акрил художественный 'Питер', охра светлая, 40 мл

1

59.90 р.

10

Акрил художественный 'Гамма', ультрамарин, 46 мл

1

79.00 р.

11

Акрил художественный 'Гамма', умбра женная, 46 мл

1

98.00 р.

12

Круглая кисть №8, искусственный колонок

1

90.00 р.

13

Круглая кисть №6, искусственный колонок

1

49.00 р.

14

Круглая кисть №2, синтетика

1

24.00 р.

15

Акриловый матовый лак, 'Сонет', 100 мл

1

106.00 р.

16

Плоская кисть №6, искусственный колонок

1

49.00 р.

17

Плоская кисть №16, искусственный колонок

1

119.00 р.

18

Плоская кисть №4, синтетика

1

38.00 р.

19

Холст грунтованный на картоне 'Гамма', 50х60

1

259.00 р.

20

Холст грунтованный на картоне 'Мастер-класс', 50х30

2

298.00 р.

Итого:

1,989.80 р.

Выполнение декоративного панно

3,000.00 р.

Всего:

4,989.80 р.

Таблица 4

Оформление панно в багет

№ п/п

Наименование работ и материалов

Кол-во

Стоимость

Оформление правой и левой частей триптиха

1

Багет. Материал: дерево. 206.50 р. /м2

2

808.00 р.

2

Верхнее паспарту. Материал: картон.428.00 р. /м2

2

172.00 р.

3

Стекло полированное.720.00 р. /м2

2

290.00 р.

Итого:

1,270.00 р.

Оформление центральной части триптиха

1

Багет. Материал: дерево. 206.50 р. /м2

1

528.00 р.

2

Верхнее паспарту. Материал: картон.428.00 р. /м2

1

157.00 р.

3

Стекло полированное.720.00 р. /м2

1

263.00 р.

Итого:

948.00 р.

Общая стоимость материалов:

2,218.00 р.

Работа мастерской

226.00 р.

Всего:

2,444.00 р.

Al

Поэтому составлены три подробные сметы на каждый этап с указанием наименования и стоимости используемых материалов, а также выполняемых работ [15, с.52].

Общая стоимость готового декоративного панно - мобильного панно оформленного в багет 'Тарантино. Death proof' - 10,232 рубля.

Стоимость выполнения монументального декоративного панно зависит от сложности выполнения, масштабов помещения, удаленность объекта и сроки.

На выполнение декоративного панно размером примерно 5 - 10 м2 потребуется от 2 до 3 недель, включая выходные. Этот срок обусловлен нормальными условиями работы. Так же на время работы влияет возможность доступа к объекту, то есть, если у дизайнера есть постоянный доступ к стене то работа идет быстрее. Сроки работы над декоративным панно могут быть увеличены при появлении сложной или нестандартной ситуации, а так же ряда непредвиденных обстоятельств.

Примерная стоимость 1 м2 настенного панно - от 3 тысяч рублей [23, с. 19].

2.3 Рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно

Сдвоенные сеансы и перерыв с рекламой фильмов - характерная особенность грайндхауса, поэтому выбран формат триптих, боковые полотна выполнены в одном стиле и композиции, а центральное полотно разделяет и разбавляет композициюТриптих (от греч. ФсЯрфхчпт - сложенный втрое) - произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей.

Чаще всего триптих разделен на три части одинаковой высоты, но разной ширины (центральная часть шире, чем боковые). Работа разделена на три части, которые висят рядом или на рядом расположенных стенах. Среднее полотно имеет больший размер (50х60 см), а по бокам расположены две меньшие работы (50х30 см).

Триптих это разновидность полиптиха - работы, состоящей из множества картин или панелей (четыре и более).

Виды полиптиха:

1. Диптих - картина из двух частей;

2. Триптих - картина из трех частей;

3. Полиптих - картина из четырех и более частей (составляющие части политиха, обычно различаются друг от друга как по высоте, так и по ширине).

Термин 'триптих' появился в Древней Греции и Древнем Риме - три скрепленные дощечки использовались для записей. Триптих, как изобразительное искусство, зародился только в раннем христианстве. Триптих был распространен от восточных византийских храмов Константинополя до Британских островов. Средние века триптих стал самым популярным форматом картин, размещаемых у алтаря. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса, а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха.

Не смотря на тесную связь религией, в современном искусстве триптих является модным декоративным элементом любого стильного интерьера. В зависимости от изображения, триптих удачно впишется в разные интерьеры - классический, модерн, хай-тек.

Современные картины триптих - это показатель тонкого вкуса, продуманного дизайнерского решения, престижа и достатка.

Большое значение во время выполнения эскизного проекта уделялось построению правильной композиции. Правильно построенная композиция обеспечивает единство формы и содержания, усиливает эмоциональное воздействие и влияет на зрительное восприятие интерьера [20, с.105].

Глава 3. Практическая часть

Третья глава содержит информацию о ходе выполнения практической части дипломного проекта. Изучена последовательность работы и выполнена итоговая творческая работа в технике батик. Практическая часть дипломной работы представляет собой живописное панно, выполненное в технике батик на тему 'Мультяшный космос'.

Тема итоговой творческой работы выбрана не случайно, потому что этот вид искусства привлекает своей яркостью, новизной техники исполнения и интересной историей.

Интерес к изображению космоса возник в период подготовки к дипломной работе. Именно тогда и начался сбор наглядных иллюстраций для создания эскизов.

Прежде, чем приступить к выполнению итоговой работы были пролистаны журналы, книги, газеты, просмотрены работы преподавателей и различных художников для того чтобы можно было от чего-то оттолкнуться и начать разрабатывать эскизы. Мысли для зарисовок были различные: восток, пси транс, мульт, цветы, космос и т.д. Соответственно и эскизы получались на различные темы. В итоге решили соединить космос с мультом и получился мультяшный космос. На основе этой задумки было выполнено множество эскизов простым карандашом и гуашевыми красками. (Приложение, ил.1-3) Поиск эскизов происходил на бумаге маленького, среднего и большого формата, для того чтобы, найти новые для себя, выразительные средства и подготовиться к основной работе.

В процессе активного поиска были отобраны три наилучших эскиза, которые так же были разработаны в нескольких вариантах. Позже из этих трех комиссия выбрала наиболее удачный. Этот рисунок уже и был представлен в итоговой творческой работе. (Приложение, ил.4) Главной задачей при написании творческой работы - это интересная композиции, узнаваемость форм и выразительное исполнение цветом.

Работа начинается с утверждения формата. Затем после утверждения размера берутся деревянные бруски и делается рама под нужный формат. Далее начинается перенос эскиза на большой формат бумаги 1,5м. *1,5м. с соблюдением пропорций и композиции. (Приложение, ил.5) Позднее на эскиз накладывается хлопчатобумажная ткань белого цвета, которая закрепляется булавками по периметру рисунка и контур переводится карандашом на ткань. После переноса рисунка, ткань плотно натягивается на деревянную раму и закрепляется кнопками.

Эта работа выполнялась в несколько этапов. В самом начале был нанесен специальный грунт 'антирастекатель для росписи по ткани' на всю поверхность ткани, чтобы краски не растекались между собой и можно было свободно их наносить. Далее постепенно набирался акриловыми красками яркий, насыщенный цвет. (Приложение, ил.6-7) После того как цветовой слой полностью просох, контур рисунка был обведен специальным маркером для ткани. Затем полотно снимается с рамы и аккуратно обшивается по краям. Далее весь рисунок был закреплен утюгом. Когда полотно полностью было готово, пришили петли-завязки по всему периметру полотна. (Приложение, ил.8)

На картине изображены инопланетные животные в мультяшном стиле. Центральное место в композиции занимает квадрат, который выполняется в более светлых оттенках. Общая цветовая гамма работы холодная. Окружающий фон выполнен черным, насыщенным цветом, а животные и детали данного полотна сочными и яркими по цвету красками. В композиции четко прочитывается пространство, движение форм и плоскостей, которые создают общую глубину и цельность.

Заключение

Декоративная живопись, являясь частью архитектурного ансамбля или произведения декоративного искусства, имеет специальное назначение - украшать внутреннее пространство архитектуры, а также служит для выявления и подчеркивания архитектурных конструкций и деталей в интерьере. К декоративной живописи относятся орнаментальные росписи и изобразительные композиции, рассчитанные на декоративный эффект. Декоративная живопись, украшающая архитектуру (мозаика, витраж, фреска, энкаустика и т.д.), имеет много общего с монументальной живописью.

В декоративной живописи много внимания уделяется цвету и колориту, созданию уплощенного пространства в композиции. Отсутствие или присутствие пространства и глубины зависит от замысла художника.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.

Огромное влияние на качество выполнения работы, оказывают

правильно подобранные материалы и инструменты. После подготовки рабочего места и материалов можно приступать к живописи.

Большое значение во время выполнения эскизного проекта уделялось построению правильной композиции. Правильно построенная композиция обеспечивает единство формы и содержания, усиливает эмоциональное воздействие и влияет на зрительное восприятие интерьера.

Список литературы

1. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М., 2000. - 322 с.

2. Альберти Л.Б. Три книги о живописи / Л.Б. Альберти. - М., 2002. - 304 с.

3. Бецольд В.Л. Учение о цветах по отношению к искусству и технике / В.Л. Бецольд. - М., 'Искусство', 2004. - 204 с.

4. Бурчик А.И. Методика работы над натюрморто / А.И. Бурчик. - М., 2004. - 224 с.

5. Виффен ВИ. Как научиться рисовать натюрморт / В.И. Виффен. - М., 2001. - 300 с.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М., 'Искусство', 2000. - 320 с.

7. Выборнова Г.В. Роль освещения в натюрморте / Г.В. Выборнова. - М., 'Художник', 2001. - 166 с.

8. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю.Я. Герчук. - М., 2005. - 175 с.

9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. - М., 'Искусство', 2001. - 158 с.

10. Зернов В.А. Цветоведение / В.А. Зернов. - М., 2006. - 165 с.

11. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип / Ю.М. Карцер. - М., 'Академия', 2001. - 272 с.

12. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М., 2000. - 503 с.

13. Левин С.А. Ваш ребенок рисует / С.А. Левин. - М., 2002. - 270 с.

14. Лепикаш В.В. Живопись / В.В. Лепикаш. - М., 2001. - 202 с.

15. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей / Л.Н. Миронова. - М., 2005. - 151 с.

16. Мовтых С. Щ. Живопись натюрморта / С. Щ. Мовтых. - М., 2003. - 155 с.

17. Научные труды кафедры живописи. ГАСБиУ. - М., 2000. - 111 с.

18. Новиков А.М. Методология художественной деятельности / А.М. Новков. - М., 2003. - 122 с.

19. Ноэль Б.Л. Декоративная живопись / Б.Л. Ноэль. - М., 2004. - 223 с.

20. Оствальд В.А. Цветоведение / В.А. Оствальд. - М., 2001. - 166 с.

21. Панксёнов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение, 2-изд., стереотипное / Г.И. Панксёнов. - М., 'Академия', 2008. - 144 с.

22. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом / А.С. Пучков, А. Триселев - М., 'Просвещение', 2008. - 221 с.

23. Ременникова Ю.С. Декоративная композиция на примере живописи Республики Башкортостан: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Ю.С. Ременникова. - М., 2006. - 118 с.

24. Сарьян М.М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально - декорационное искусство / М.М. Сарьян. - М., 2000. - 111 с.

25. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе / Н.П. Сокольникова. - М., 2007. - 176 с.

26. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. - М., 2009. - 190 с.

27. Энди Уорхол 1928-1987 Жизнь и творчество. - СПб 2000

28. Юрьева Т. Поп-арт и англо-американская художественная критика // Искусство. - 1985. №6. - с.43-46

Приложение

Иллюстрация № 1. Первые эскизы.

Иллюстрация № 2. Первые эскизы.

Иллюстрация № 3. Первые эскизы

Иллюстрация №4. Итоговый эскиз.

Иллюстрация № 5. Эскиз 1,5м. * 1,5 м.

Иллюстрация № 6. Начальная роспись ткани акриловыми красками.

Иллюстрация № 7. Конечная роспись ткани акриловыми красками.

Иллюстрация № 8. Итоговая творческая работа.

Список иллюстраций.

1 - 3 Эскизы

4 - 5 Итоговый эскиз

6 - 7 Роспись ткани

8 Итоговая творческая работа

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru