Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Празнование святок в контексте новогодних торжеств

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Оглавление

Введение

1. Новогодние и рождественские праздники в истории русской культуры

1.1 Из истории празднования святок

1.2 Из истории Нового года

1.3 Из истории Рождества

2. Святочные обряды в современной русской культуре

2.1 Колядование

2.2 Гадания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной работе мы рассмотрим один из известных и популярных праздников, празднуемых и в настоящее время на территории России. Как известно большинство народных праздников были на протяжении тысячелетней истории страны видоизменены и претерпели множество заимствований из культур других народов, однако основа осталась узнаваемой и в наши дни.

В настоящее время снова стали популярны календарные праздники, праздновавшиеся еще в языческие времена на Руси. За многие века они переплелись с праздниками христианского календаря. В нашем случае святки плотно переплелись с великим праздником рождества христова, а точнее будет сказать, что они длятся от Рождества и заканчиваются на Крещение.

Сейчас уже сложно сказать какие именно элементы празднования были исконно русскими, а какие были приобретены у других народов. Трансформацию данного праздника изучали многие российские исследователи начиная с XIX века, а нам сейчас предстоит рассмотреть что же такое Святки и какие основные элементы - обряды они в себя включают и как они отразились на мировоззрении современного населения России.

В данной работе мы рассмотрим историю празднования Святок, и рассмотрим такие элементы святок как колядование и святочное гадание, так как эти элементы являются наиболее интересными и самыми узнаваемыми в современном российском обществе и социальной среде в начале двадцать первого века.

1. Новогодние и рождественские праздники в истории русской культуры

1.1 Из истории празднования святок

Зимнее время, а именно период с конца декабря по начало января, было очень насыщено праздниками и в дореволюционной России, и в современной, и даже 70 лет советского режима не уничтожили эту традицию. Судите сами. 25 декабря на Руси отмечался праздник Рождества Христова, с 25 декабря по 6 января продолжались святки, на 1 января приходилось сразу три праздника - Новый год, Васильев день и Обрезание Господне, 2 января - менее значимый Селиверстов день и, наконец, 6 января - Святое Богоявление, Крещение Господне. Как видим, на очень короткий временной промежуток приходилось значительное количество праздников, относящихся к языческой, христианской и светской традициям.

Советская реформа календаря, устранив накопившееся за века расхождение в 13 суток между астрономическим и календарным временем, попутно сместила акценты в календаре праздников, создав своеобразный прецедент 'двойного праздника'. Как мы помним, в советское время из праздников зимнего цикла остался лишь светский - Новый год, а языческие и христианские праздники официально были запрещены. В эпоху перестройки часть наиболее ритуально насыщенных праздников (святки, Рождество, Крещение) была восстановлена, другие же (Васильев день, Обрезание Господне, Селиверстов день) остались лишь в воспоминаниях пожилых людей (преимущественно деревенских жителей как наиболее крепко держащихся за традиционный уклад жизни) да в специальной литературе. Одновременно с этим возникли и новые праздники, связанные с реформой календаря. Так, россияне отмечают и православное, и католическое Рождество (7 января и 25 декабря соответственно), Новый год (1 января) и старый Новый год (14 января - дата Нового года по старому стилю).

Сочетание трех разных традиций в одном коротком временном промежутке привело к неизбежному их смешиванию, взаимопроникновению. Какие же это традиции? В первую очередь, святки, или святые дни. В языческой традиции святки считались рубежом старого и нового времени, наиболее опасным для человека: этот период характеризуется разгулом инфернальных сил, мир пребывает в состоянии хаоса (как в первый день творения): в природе бушуют стихии, свирепствует вьюга и т.п. Но это также и время прогнозирования будущего: именно в это время у человека появляется возможность узнать свою судьбу. Эти особенности святок отразились в двух наиболее ярких традициях: святочных гаданиях и ряжении, изначально направленном на защиту человека от возможного посягательства нечистой силы, а впоследствии вылившемся в целую серию ритуализированных игр молодежи с устойчивыми сюжетами. Помимо этого, исконно языческим действом является колядование - выкликание детьми и молодежью колядок (кликать Коляду), славящих хозяев дома и желающих им богатого, урожайного года в обмен за небольшое угощение.

Насаждение православия и насильное вытеснение языческих традиций не могло не сказаться на праздничной стороне жизни. Естественное сопротивление новым верованиям и новым традициям привело к перемешиванию элементов обоих праздников. Так, например, колядование из поклонения Коляде постепенно трансформировалось в поклонение Иисусу Христу и Богоматери, при этом в отдельных областях за ним сохранилось языческое наименование, до сих пор наиболее распространенное в России, в других же областях (например, в Западной Украине) под влиянием европейских соседей колядование заменилось славлением (или величанием) Христа. Любопытно, что в текстах величальных песен, исполняемых христославами, обращения к Коляде бытовали наряду с обращениями к Христу.

Сам период святок был жестко закреплен в календаре, ограничен двумя датами - Рождеством и Крещением. Свойственный святкам безудержный разгул считался церковью бесовским, однако полностью вытеснить вековые традиции оказалось невозможным. Время, когда разрешаются любые шутки, шалости, проказы, когда снимаются все этические запреты, завершалось в канун Крещения 'очищением от грехов'. Можно сказать, что в данном случае церковь пошла на некоторые уступки, позволив языческой традиции существовать в строго ограниченных временных рамках.

Дело в том, что этот праздник связан в русской культуре еще с двумя праздниками, на истории которых также следует остановиться; потому, что новый год это самый популярный праздник в настоящее время, а следовательно именно он притягивает к себе обряды связанные со святками

Также в настоящее время устроенные правительством РФ 'зимние каникулы, также объединили все элементы трех праздников; в том числе и Рождества. Потому кратко остановимся и на этих двух праздниках, так как это будет необходимо для подведения итогов данной работы.

1.2 Из истории Нового Года

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца 'авив' (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем.Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.

Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России , со времени введения Христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: 'На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода , подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: 'Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки'. Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: 'Аминь'. Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Царь Пётр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и Супруги Царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутсвовавшие, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и в высоких ботфортах. 'Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах', Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что 'не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах'. Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода и Великих Лук, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал 'пономарей и апостатей', недовольных этим 'погублением лет Божиих': 'Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?' Далее, кратко, с большим учёным авторитетом, он разъяснял: 'От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший'.

Болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала такая перемена, но, ограничившись одним лишь глухим ропотом невежественных людей, привилось это нововведение без всяких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызывая лишь время от времени бранные писания 'ревнителей древляго благочестия' Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел 'впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова'. В знак того доброго начинания и нового столетнего века, 'после благодарения Богу и молебного пения в церкви' повелено было: 'по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же'. Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....

С начала восемнадцатого столетия и до наших дней новый год празднуется 1 января и теперь он является основным и главным в системе массового празднества зимнего периода, или так называемых рождественских каникул. Святки в настоящее время можно считать лишь его составным элементом.

1.3 История праздника Рождества Христова

Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский.

Даже как то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не 'помнили' 'и не святили' этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.

То не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней мере в возможности) через Таинство Крещения.

Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: 'погибни день, в который я родился, и ночь в которую сказано: зачался человек'. Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, 'родины'.

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя?

Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем 'еже по плоти' рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее православной церкви этот праздник ввели у себя еретики - гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению.

Ничто так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.

Мало того: чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему название 'Богоявления' шло еще более, чем крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием 'Богоявления', и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Можно догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем 'Непобедимого' (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер.

За этим печальным праздником 'бога времени' следовал светлый праздник 'бога солнца', как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца.

За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: 'Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан' и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны.

2. Святочные обряды в современной русской культуре

2.1 Славление, или колядование

В северо-восточной Руси в народном календаре новолетие традиционно связывалось с зимним солнцестоянием и приходилось на конец декабря - начало января. Это подтверждает как лингвистический анализ старославянского названия января - 'просинец', так и обрядовые песни, приуроченные к этому времени.

Отрезок времени, начинавший новый солнечный год, именовался Святками. С 25 декабря по 1 января проходили вечера, называемые 'святочными', а с 1 по 6 января - 'страшными'. По народным поверьям в страшные вечера нечистая сила приобретала особую власть, поэтому требовались специальные обряды, чтобы уберечь себя и сохранить имущество от ее воздействия.

Вечер накануне Нового года называли Васильевым вечером, поскольку 1 января поминали Василия Великого. Именовали этот вечер также Колядою или Овсенем, Усенем, Говсенем, Бауценем, Таусенем. В этот вечер было принято ходить по домам и поздравлять хозяев песнями, разбрасывая различные зерна, чаще овса, и желая богатого урожая в Новом году.

Характерной чертой новогодних празднеств как в деревнях, так и в городах было славление, или колядование. Обычай этот в разных областях России выглядел по-разному. В Черниговской губернии в XIX в. празднование Нового года именовалось 'щедрованием', а вечер накануне - 'щедрой кутьей'. Молодежь пела под окнами щедровые песни, а дети утром нового года ходили из дома в дом с 'найстрачками' - мешочками с рожью, которую рассыпали в комнатах со словами: 'Роди, Боже, жита пшеницу всяку пашницу. Васильева мати пошла засеват; устала, стояла, златой крест держала. Ай, вы, люди, знайтя нам праздникового давайтя'.

Кликальщики - дети, молодые парни и девушки подходили к дому и предлагали 'прокликать овсень'. В песню обязательно входило величание хозяев с пожеланием богатства, просьба о подаянии, иногда шуточные вопросы-ответы.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродися, жито, пшеница,

И всякая чечевица,

И лен-долгунец

На разные рубашки.

Кво, кво! Одно яйцо -

Сорок цыплят,

От одной свиньи -

Двенадцать поросят.

Ой, Баусень!

Наш хозяин богатый,

Гребет денежки лопатой,

Сидит на скамейке,

Считает копейки,

Сидит на лавке,

Считает булавки.

Ой, Баусень!

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!

Дайте сала кусок,

Чтоб кабан был высок,

Со стол вышины

И с грубку толщины!

'Великорусский Авсень, или Овсень, празднуемый во время Святок, есть старинный земледельческий праздник, или прообразовательный обряд обсевания, отчасти сходный с древним обрядом осыпания при бракосочетании молодых и даже при венчании на царство русских государей, в предвещание благ земных'.

После 'кликания Овсеня' хозяева приглашали гостей в избу или выносили угощение. Обойдя все дома в деревне, после молодежь собиралась у кого-то из 'кликальщиков'. Все вместе поедали угощение, пели, гадали.

Данный обряд не претерпел практически ни каких изменений и в наши дни, еще и сейчас можно встретить в сельской местности в период с 7 по 19 января колядовальщиков, которые ходят по домам с песнями и плясками, шутками и прибаутками.

В столь популярных в настоящее время корпоративных праздниках также довольно часто используются элементы святочных празднеств.

2.2 Гадания

Гадание было неотъемлемой частью 'страшных вечеров', предшествующих Крещению. Во-первых, потому, что, согласно поверьям, после 1 января 'нечистая' сила приобретает особую власть и может наносить вред. Во-вторых, действует 'магия первого дня': по первому дню судили о том, каким будет весь год. Гадали о будущем урожае, о жизни в новом году. Девушки и юноши гадали о суженом или суженой.

Однако гадания воспринимались церковью не только как пережиток язычества, но и как обращение к дьяволу. Недаром перед гаданием снимали крест и пояс, завешивали иконы и поминали нечистого.

Гадания и ряжение, пляски с бубнами и медвежьи потехи, неизменно сопровождавшиеся непристойностями, сурово осуждались церковью, а совершающий этот грех должен был покаяться и понести наказание.

Фрейлина А.Ф. Тютчева упоминает в своем дневнике о гадании: '1854 год. 2 января. Мы спустились к чаю к цесаревне. Великая княгиня Ольга дала ей знать, что она проводит вечер одна и просила ее зайти к ней вместе с нами. У меня не было перчаток, цесаревна дала мне пару своих. У великой княгини Ольги была только ее фрейлина Эвелина Мессенбах и Анолита Вильегорская. Мы занялись 'гаданими', давали петуху клевать овес, топили олово'. Любопытно, что слово гадание Тютчева записала по-русски.

Еще одной новогодней традицией, которой следовали и в дворянских особняках, и в крестьянских избах, было участие ряженых.

Рядились птицами, животными, чаще козой или медведем, парни - бабами, солдатами, стариками и старухами, девушки - цыганками. Главная задача ряженых - не быть узнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления.

Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю.

Шумное появление ряженых не было редкостью и в дворянских имениях. Вот как вспоминает об этом дочь Л.Толстого, Т.Сухотина-Толстая: 'Но что это за толкотня в дверях? я оглядываюсь: сквозь толпу стоящей у двери прислуги проталкиваются: вожак, два медведя и коза. Я сразу вижу, что медведи не настоящие, а одетые в вывернутые шубы люди. Но они все-таки страшные, и когда кто-нибудь из них ко мне подходит, я с визгом убегаю. Оба медведя тихонько рычат, а поводырь их успокаивает. Очень смешна коза. Она очень высокая. Вся закутана в какой-то мешок. Шея у нее сделана из палки, а на конце этой палки вместо головы приделаны две дощечки. Дощечки эти изображают рот, и они открываются и закрываются от того, что к ним приделаны веревочки, которые человек, изображающий козу, дергает. Почему такой наряд назывался 'козой' - никто не мог объяснить, но каждый мальчишка в то время без ошибки знал, что это 'коза'. Она тоже очень страшная, особенно когда щелкает дощечками.

Поводырь заставляет своих животных проделать всякие смешные штучки. Они показывают, как ребята горох воруют, как красавица в зеркало смотрится и прихорашивается, как старая баба на барщину идет и прихрамывает. При этом поводырь приговаривает такие уморительные прибаутки, что за каждой следует взрыв хохота всей залы'.

А вот как в настоящее время рекомендуют встречать наступающие святки на многочисленных сайтах в Интернет и различных книжицах продаваемых на многочисленных рождественских развалах. 'В первую очередь, позаботьтесь о своем внешнем виде и заранее подготовьте праздничную одежду. Главное, чтобы выбранный вами наряд не был грустным и унылым. Не смотря на то, что в моде чёрный цвет, встречать Рождество в 'чёрном' не советуют. Так что включайте фантазию и обновляйте гардероб. Наверняка, некоторые элементы наряда останутся с Нового Года, что уже значительно облегчит ситуацию.

В рождественский сочельник - 6 января необходимо попоститься, как говорится, до первой звезды. И только с её появлением, разрешается есть всё, что красуется на столе. Существовал специальные обряды, которые соблюдались в 'святой вечер'. Это описание встречи Рождества, однако все прекрасно знают, что в русской культуре Рождество и святки неотъемлемые составляющие единого целого, о чем говорит современная массовая культура широко развивающаяся в нашей стране.

Вот и еще несколько примеров современного восприятия людьми празднования Рождества и связанных с ним Святок:

>>> В этот день вся семья обязательно должна собраться в родительском доме и успеть всё наготовить до определённого времени, после чего приступить к так называемой 'вечере'.

>>> К рождественскому столу пекли пирог с вложенным в него монеткой, изюминкой или горошиной. После чего хозяин дома делил пирог на куски. Счастливым считался тот, кому попадался вложенный сюрприз.

>>> В домах зажигали очаги и камины, а в огонь клали деревянную колоду, обмазанную медом и посыпанную хлебными зёрнами. Принято было этот огонь поддерживать на протяжении всех Святок вплоть до старого Нового Года.

Святки на Руси всегда считались одним из самых весёлых праздников. Поэтому всю праздничную неделю нужно пытаться прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями.

Нужно быть внимательным к своим снам, видениям и знамениям. На святки они приобретают особое значение. Считается, что в ночь с 6-го по 7-ое января сняться вещие сны, особенно при растущей луне. Так что, заранее приготовьте сонник, что б по свежей памяти утром восстановить всё, что вам приснилось.

И всё же, самым главным обрядом праздника были и есть знаменитые рождественские гадания.

Приуроченность гаданий к святкам объясняется тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее, то, что ждет его и близких в новом году. В этот период нечистая сила наиболее активна и, следовательно, более доступна для контакта. Ведь именно от 'нечистой силы' получают ответ на вопросы во время гадания, и тут главное -- соблюсти особые правила поведения. Например, во время заговора дождаться пения петуха, перекреститься и т. д. Иначе, считали наши предки, можно и погибнуть, а в лучшем случае, просто помешаться.

С особым интересом к гаданиям всегда относились девушки, желающие узнать о своём замужестве, любви… о том, как сложиться совместная жизнь. Существует огромное количество гаданий, позволяющих узнать подобные сведения. Вот только небольшая их часть:

Гадание на зеркалах.

Берутся два зеркала больших и желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами; лучше всего держать зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, озаренный огнями. Гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух скромных особ. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать. И вот в конце этого коридора и должен появиться суженый; правда, смотреть приходится иногда очень долго, и увидеть можно не только суженого… А и всякую нечисть… Но, иногда, игра стоит свеч! Как увидишь что-то - вовек не забудешь, сравнивая отражение с будущем супругом.

Гадание на сон

Кладут под подушку гребешок, говоря: 'Суженый-ряженый, причеши мне голову'. Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: 'Кто мой суженый, кто мой ряженый -- тот пить мне даст'. Суженый является во сне и подает пить. Кладут под подушку четырех карточных королей и говорят: 'Кто мой суженый, кто мой ряженый -- тот приснись во сне'. Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля. Хотя, на практике, сниться гораздо больше, чем просто карта. В основном, мужчины, которых в жизни не встречала.

Гадание с башмаком (туфелькой)

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Так гадали наши прапрабабушки в деревнях. Делается это так. Девушки снимают с левой ноги туфельки и кидают их за ворота, наблюдая при этом, в какую сторону ляжет носок. Если носок окажется повернутым назад к воротам, откуда был кинут, -- жить девушке еще год дома, не выходить замуж, если в какую-то другую сторону -- быть в новом году сосватанной. А если попадёт по голове какому-то мужчине, то это и будет твой суженый на всю оставшеюся жизнь (приметка автора).

Гадание на кофейной гуще

Выпив кофе, накройте чашечку блюдцем и три раза опрокиньте ее вверх-вниз. Гуща расползется по дну, образуя замысловатые фигуры. По ним и надо гадать.

Контур собаки символизирует дружбу.

Лес--богатство.

Лестница--достижение желаемой цели.

Крест--терпение.

Венок -- слава.

Мельница -- ложь.

Утес -- грусть, тоска, одиночество.

Тень человека -- приятное свидание.

Тень дома -- символ изобилия.

Пашня -- добрый знак плодородие, всходы, успех

Луг, поле с пасущимися животными -- исполнение желаний.

Церковь, колокольня -- возвращение домой

Олень -- скорая дорога

Ворота -- приезд гостей

Гора -- трудный жизненный путь

А вообще, рисунки могут быть разнообразными, где-то даже замысловатыми. Главное, включить свою фантазию и можно столько всего нагадать…

Гадание на воске

Когда свеча разгорится, ее наклоняют над миской с водой и дают воску стечь. Проделать это можно несколько раз, чтобы в воде застыло достаточное количество восковых капель. Получившиеся замысловатые фигуры и подскажут будущее -- их вынимают из воды и истолковывают. Если кроме нескольких больших фигур образовалось много маленьких круглых фигур -- это к деньгам. А о больших фигурах судят по ассоциациям, вызываемым ими. Для тех, кто не надеется на свое воображение или опасается ошибиться, -- подсказка.

Веер -- трудности на службе, трения в коллективе, реорганизация или даже ликвидация предприятия.

Виноград -- любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб -- жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон -- 'высокий полет', осуществление надежд, завершение труда или рождение ребенка.

Колокол -- вести; симметричный колокол -- хорошие вести, кривой или щербатый -- дурные; несколько колоколов -- тревога.

Лист дерева -- зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна -- ложный друг, притворство, двусмысленная ситуация.

Штаны -- развилка пути, перекресток.

Яблоко -- символ жизни, мудрости, здоровья. Чем больше похожа фигура на настоящее яблоко, тем лучше ее значение. Яблоко кривое, бесформенное может означать искушение, которому лучше не поддаваться.

Яйцо -- древний символ скрытого, непроявленного. Может означать страхи, опасения, но может символизировать и просто начало чего-то нового.

Гадание по книге

Лучше всего взять книгу духовного содержания, можно, например, 'Библию' или 'Псалтырь'; не раскрывая ее, загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в загаданном месте. Толкуют прочитанное сообразно тому, что самого гадающего интересует больше всего (достаток, поездки, женитьба, здоровье и т. д.).

Не отчаивайтесь, если выпавший абзац абсолютно не подходит заданному вопросу. Главное, везде найти свой тайный смысл и расшифровать загадку.

Гадание на мелких предметах

Под вечер собираются юноши и девушки, берут поднос, высыпают на него кто -- колечко, кто -- запонку, кто -- сережку, кто -- пуговицу, монету, другие мелкие вещи. Накрывают поднос полотенцем, поют над ним хорошо знакомую мелодию, потом поднос под полотенцем несколько раз встряхивают, сбрасывают полотенце, и, не глядя, каждый тащит левой рукой какую-то из лежащих на нем вещиц. Это напоминает что-то вроде домашней лотереи.

Тот, кому достанется, например, монета -- 'разбогатеет', кому достанется носовой платок -- будет горевать в новом году, кому достанется ключ -- приобретет новое жилье. А тот, кому достанется кольцо, должен покатить его по полу, наблюдая при этом, в какую сторону оно покатится: если к двери -- быть в наступающем году свадьбе. Особенно забавно выходит, если список предметов немного расширить и добавить чего-то своего, к примеру, вытянешь зажигалку - будешь зажигать весь год.

Гадание по волоскам

Берут несколько женских волосков, скажем от подруги или приятельницы, важно, чтобы одна была рыжеволосой, другая - блондинкой, третья - брюнеткой. Затем просят седой волосок у родной или знакомой бабушки, и, наконец, нужен волосок от вдовы. Кроме этого, нужен свой волосок. Нарезают семь бумажных квадратов и каждый волосок заворачивают в отдельную бумагу. Так как волосков всего должно быть шесть, а нарезано семь бумажных квадратов, то последний, седьмой, заворачивают пустым, но так, чтобы по виду он ничем не отличался от других. Все семь пакетиков кладут под подушку и говорят: 'Какой моей судьбе бывать - такой мне волос доставать'.

В этот вечер ни с кем не разговаривают перед сном. Утром из-под подушки достают один пакетик и смотрят, какой там волос: если рыжий - муж будет рыжеват и добр, седой - старше вас по возрасту, черный - темный и неласковый, белый - блондин; если волос вдовы - рано овдовеете или выйдете за вдовца; если волос ваш - жить будете душа в душу, а если конвертик пустой - рано умрете.

Гадание по нитям

Сучат нитки и опускают их в воду. Если они будут крутиться в воде, это предвещает хорошую жизнь. Если они остаются в таком же виде, в каком были опущены в воду, это предсказывает несчастливую жизнь.

Гадание на чашках

Надо взять несколько непрозрачных чашек. Разложите в них хлеб, соль, сахар, кольцо, деньги, в одну налейте воду. Гадающих должно быть столько, сколько чашек. Каждый из собравшихся по очереди выбирает чашку с закрытыми глазами.

Лук -- к слезам, хлеб -- к достатку, кольцо -- к свадьбе, вода -- вас ожидает устойчивое положение, соль -- будьте внимательны: в ближайшее время вас могут постигнуть неприятности. Если досталась чашка с сахаром, скоро вас ожидает веселье. Деньги -- станете богатым. Кольцо

В стакан с водой бросают свой волос и опускают туда же обручальное кольцо. Если нет своего кольца, можно у кого-нибудь одолжить. Ставят стакан на блюдце с золой. Зажигают свечу и, держа ее в руке, говорят: 'Спрошу Тебя, тень моя, какая мне судьба. Приди оттуда, где есть Иуда, то, что хочу знать, то мне в кольце увидать. Аминь'. Фитиль свечи опускают в стакан и таким образом гасят свечу. Вязальной спицей или новой иглой перемешивают воду в стакане. Смотрят в стакан через кольцо и там видят, что задумали. Увиденное сохраняют в тайне ото всех.

Гадание по теням

Можно гадать на чистом листе бумаги. Участвуют 2-3 человека. Каждый сам комкает белый лист, кладет его на чистое блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, на блюде образуется горка пепла и остаток сгоревшей бумаги. Теперь следует создать проекцию теней на стене при помощи свечи. Внимательно рассматривая тени, можно усмотреть на стене различные картины, образы, символы. Остается истолковать их каждым участником гадания или всеми сообща. Гадание на хвое

Насобирайте охапку хвойных веток. В рождественскую ночь соберитесь вместе с подругами и раскидайте их по полу (не подруг, конечно, а ветки). Теперь зажмурившись, или завязав глаза, чтобы не подглядывать, выберите каждая по ветке. Глазки можно развязать. Если на вашей ветке кора ровная, то жених будет хороший и собой красив, если кора прочная -- состоятельный, шероховатая кора предсказывает человека надежного, но не красавца, местами ободранный ствол говорит о том, что твой будущий избранник не слишком состоятелен. Если ветка толстая, то он будет силен. Короче, дальше можете продолжать сами в том же духе, главное, чтобы фантазии вам хватило.

Гадание на полотенце

На ночь вывешивают за окно белое полотенце (интересно, это чтобы будущему жениху виднее было?) и говорят: 'Суженый-ряженый, приди и утрися'. Если утром из-за окна вы достали совершенно сухое полотенце, то сидеть вам в этом году 'в девках', а если полотенце мокрое, то точно быть замужем.

Мы рассмотрели основные виды колядования и гаданий, как основные элементы святок дошедшие до наших дней и ставшие частью современной массовой культуры в России, теперь же следует подвести некоторые итоги работы.

Заключение

новогодний роджественный праздник культура

В данной работе мы постарались рассмотреть Святочную культуру России; ее историю, основные элементы и современную ее трансформацию. Из всего обработанного материала мы можем сделать некоторые следующие выводы:

Святки и в настоящее время являются неотъемлемым элементом современной русской культуры. Элементы святок в настоящее время стали составляющей большого, недавно сформировавшегося в России цикла массовых праздников, который условно можно ограничить рамками 25 декабря - 19 января. В настоящее время этот цикл помимо святок, включает в себя такие праздники как: Католическое Рождество, Новый год, Православное Рождество, святочная неделя и Крещение. Все эти праздники внесли свой вклад в формирование современной российской праздничной культуры.

В настоящее время сложно выделить все элементы оставшиеся от святок, но не оспорим тот факт, что объединяющими элементами сформировавшегося цикла праздников стали колядки, ряженые и гадания; оставшиеся еще от языческих славян, населявших тысячу лет назад территорию нашей страны.

Таким образом: данная проблема остается актуальной для дальнейшего ее раскрытия и изучения как элемента современной массовой культуры России.

Список использованной литературы

Бардина П. Е. Фольклор Новгородской области. Новгород, 2004

Богатырев П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Вопросы теории народного искусства. М., 1971;

Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология колядования. М., 1982.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

Громова А.Р. Обряды юга России. М.. 2003

Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (Теоретические очерки). СПб., 1993.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнографии. М., 1991.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Круглый год: Русский земледельческий календарь (сост. А. Ф. Некрылова). М., 1989.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л„ 1963;

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Ч.1. М., 1994;

Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981;

Скабалланович М. 'Православное Рождество' из книги 'Большая книга Рождества' Издательство 'ОЛМА-ПРЕСС' 2001

Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990.

29.12.2001

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л., 1986

Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIXBB.: Очерки по истории народных верований. М., 1957;

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru