Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Праздники-легенды России

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий

Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций

Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности

Контрольная работа по дисциплине: История социально-культурной деятельности

Тема: 'Праздники-легенды России'

Работу выполнила:

Студент 1 курса ОЗО

кафедры МСКД

Гизатулина Динара

Работу проверила:

Старший преподаватель

Быстрова О.А.

Тюмень 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Русские праздники, рождённые по мотивам легенды

1.1 Понятие мифа, легенды, праздника

1.2 Известные персонажи легенд и их краткая характеристика

1.3 Праздники-легенды России, их классификация и характеристика

Глава II. Сравнительная характеристика мифологических персонажей и праздников-легенд России

2.1 Таблица 'Мифологические персонажи русских праздников, рожденных по мотивам легенды'

2.2 Таблица 'Сравнительная характеристика праздников-легенд России'

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Как бы далеко ни углубляться в историю народов, не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким.

Мотивировка выбора темы: изучение истории возникновения праздников и связанных с ними легендами и мифами очень интересно не только для специалистов, но для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Мифы и легенды появляются еще на заре человечества и сопровождают его вплоть до наших дней. Они очень любопытны нам, так как уцелели в устах народа до нашего времени, не смотря на то, что подвергались в течение многих столетий различным видоизменениям, подчинялись произволу народной фантазии.

Тема курсовой работы 'Праздники-легенды России' не только очень интересна, но и актуальна. Обычаи и обряды - это неотъемлемая часть, и их смысл объясняется значением того или иного праздника. Наша жизнь сегодня не похожа на ту, которой жили наши далекие предки. Изменения вызваны не только техническим прогрессом и естественным ходом истории, но и течением самой жизни. Утверждается новый быт, новые традиции и отношения. Однако не все старые народные обряды преданы забвению.

Цель работы: обосновать необходимость изучения мифологической основы, обрядово-ритуальных действий праздников-легенд России.

Цель обуславливает следующие задачи исследования:

1. Изучить специальную литературу, раскрывающую особенности русских праздников, рождённых по мотивам легенды.

2. Выявить специфические особенности, черты и закономерности этих праздников на основе исторического материала.

3. Дать сравнительную характеристику праздникам-легендам России.

Объект исследования: праздники-легенды России.

Предмет исследования: сравнительная характеристика праздников-легенд России.

Рабочая гипотеза сводится к следующему предположению: в подходе к проведению и организации театрализованных праздников, необходимо опираться на их мифологическую основу и исторические народные традиции.

Методологической базой являются труды по теории таких исследователей, как Суханов И.В. 'Об обычаях, традициях и преемственности поколений', Пропп В.Я. 'О русских аграрных праздниках', Капица Ф.С. 'О славянских традиционных верованиях, праздниках и ритуалах' и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения Работа содержит глоссарий по теме, библиографический список и приложение.

В первой главе 'Русские праздники, рождённые по мотивам легенды' раскрыты понятия 'миф', 'легенда', 'праздник', дана краткая характеристика известным мифологическим персонажам, а так же классификация и характеристика праздников-легенд России.

Во второй главе 'сравнительная характеристика праздников-легенд России' представлены таблицы: 'Мифологические персонажи русских праздников, рождённых по мотивам легенды' и 'Сравнительная характеристика праздников-легенд России'.

В заключении формулируются основные выводы курсовой работы и положения, выносимые на защиту.

ГЛАВА I. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, РОЖДЁННЫЕ ПО МОТИВАМ ЛЕГЕНДЫ

1.1 Понятие мифа, легенды, праздника

Первичный смысл слова 'праздник' - 'пустой' день, не наполненный работой. Такое толкование, хотя и отражает одну из существенных характеристик праздника, все же не достаточно полное. Суть праздника и смысл его существования не в том, чтобы просто дать людям отдохнуть, а в том, чтобы позволить им немного задержаться, не превысить скорость прогресса, не оторваться от традиции. В празднике реализуется коллективная память. Наиболее часто праздник мотивируется мифом - событие, рассказываемое в мифе, рассматривается как прецедент, отмечаемый соответствующим праздником, в котором может воспроизводиться, в частности, и сам этот миф (миф как сценарий праздника, по крайней мере, его ритуала). Гораздо реже тема праздника становится ядром мифа - обычно праздник упоминается как сопутствующее обстоятельство, не укоренённое во внутренней структуре мифа; при этом сами праздники чаще всего отражают некий самостоятельный мифологический мотив.

Прежде чем говорить непосредственно о теме курсовой работы, необходимо раскрыть само понятие 'миф' и 'легенда'.

Миф (с др.-греч. mifos - повествование, предание, миф) - в литературе: создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.

Мифология же - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь.

Наряду с другими эпическими сказаниями, живущими в устах народа, существует еще целый отдел небольших повестей, запечатленных тем особенным, отличительным характером, вследствие которого получили своё название легенд.

Легенда - приблизительный синоним понятия миф, это одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Само собою разумеется, в легендах заимствованный материал передается далеко не в совершенной чистоте; напротив, оно более или менее подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется её требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

История совершает свой путь последовательно, и в малоразвитых массах население старое не только надолго уживается с новым, но и взаимно проникают друг другом.

1.2 Известные персонажи легенд и их краткая характеристика

Весь мир делится на светлое и темное. Темная сторона стремится разрушить существующий миропорядок, светлая - сохраняет его. Так и мифологические персонажи условно можно разделить на светлых и темных.

Основные мифологические персонажи русских праздников, рожденных по мотивам легенды, которые олицетворяют светлую сторону:

1. Бог. Мифологическим персонажем, олицетворяющим верховную сущность, является Бог. По христианскому преданию он обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом. Считается, что именно Бог посылает человеку процветанию и удачу.

Обычно его представляют, в образе старика с бородой ('ветхого деньми'). Он живет на небе в большом дворце. Иногда Бог спускается на землю и ходит среди людей в образе нищего. В некоторых сюжетах преданий Бога сопровождают святые, чаще всего Иоанн, Петр и Николай Чудотворец.

Богу подчиняются ангелы, вместе с которыми он противостоит всему 'роду сатанинскому'. Бесы, черти и вся нечистая сила стремятся помешать Богу и всячески соперничают с ним, стремясь завладеть душой человека.

В сказках и легендах распространены сюжеты, в которых рассказывается, как Бог защищает человека от беды, приходит к нему на помощь, исцеляет от тяжелой болезни, совершает разнообразные чудеса. Часто функции Бога выполняет Никола Чудотворец.

2. Богоматерь. Еще одним известным христианским персонажем является Богородица (Богоматерь, Матерь Божия, Дева Мария). Принятое в церковной традиции имя матери Иисуса Христа. На состоявшемся в 1431 г. Вселенском соборе Дева Мария была официально признана Пресвятой Богородицей.

В народном православии Богородица выступает как защитница от бед, невзгод и нечистой силы. Так же её почитали как носительницу производящего начала. На Руси Богородица всегда пользовалась особым уважением. Её почитание связывалось с древним культом Матери-земли.

Богородица является популярным персонажем апокрифических сказаний, народных легенд и быличек. В многочисленных легендах рассказывается о том, как Богородица ходит по земле и помогает попавшим в беду. Нередко появление Пресвятой Богородицы предвещала стихийное бедствие.

3. Ангелы. Ангел от древнегреческого 'вестник' - бесплотные существа, служащие единому верховному Богу. Первоначально ангел считался только божественным вестником. Но постепенно функции ангелов изменились. Согласно христианской традиции ангелы воюют с врагами Бога, прославляют его и несут его волю стихиям и людям.

4. Архангелы. Они так же являются персонажами многих легенд - в христианских представлениях это старшие ангелы. По классификации ангелов, изложенной в сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - начало VI веков) 'О небесной иерархии', Архангел есть название второго чина в третьем низшем лике ангельской иерархии (1-й чин -- ангелы, 2-й -- архангелы, 3-й -- начала). По другой, более древней классификации - в иудейском апокрифе 'Книга Еноха' (II в. до н.э.) существует семь Архангелов: Михаил (главный Архангел), Уриил (властвующий над небесными светилами), Рафаил (властитель мысли человека и его исцелитель), Рагуил (подвергающий наказаниям мир светил), Сариил (начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех), Гавриил (страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям) и Иерахмиил (наблюдающий за воскресением мертвых).

5. Георгий Победоносец. Это один из не менее известных персонажей многих легенд и один из самых почитаемых славянами святых, покровитель Москвы и Русского Государства.

Ему были посвящены два праздника, проходившие 23 апреля (Георгий внешний) и 3 ноября (Георгий осенний). В народном православии образ Георгия представлен как бы в трех ипостасях: воина, защитника скота и волчьего пастыря.

В житии святого рассказывается, что Георгий родился в Каппадокии, в Средней Азии. Он был воином, творил чудеса и совершал добрые дела. Центральным эпизодом жития является поединок со Змеем, победив которого Георгий освобождает царевну. Образ Георгия-змееборца был особенно популярен во время борьбы с монголо-татарским нашествием. После появления рассказов о битве с врагами на р. Сити, где героически погиб князь Георгий Владимирович, стали известны многочисленные былина и духовные стихи, в которых Георгий описывается так же, как и русские богатыри.

6. Николай Угодник. Ещё одним из самых почитаемых святых в русском православии - Никола Чудотворец. Его образ широко распространен в народных сказка, многочисленных былинках, духовных стихах и апокрифических рассказах.

Согласно житию, святой Николай был епископом города Миры в Малой Азии. Он был канонизирован за свое милосердие и, в частности, за то, что всегда выступал как противник смертных казней.

На иконах святой Николай изображался в виде старика с бородой, поэтому Николин день считался праздником стариков и старших членов семьи.

Святой Николай всегда противопоставлялся Илье Пророку. Считалось, что он всегда дружелюбно относится к людям и помогает им в повседневных делах и заботах. Видимо, отсюда и происходит соединение образа Николая с представлением о домашнем духе-хранителе.

7. Параскева Пятница. Мифологический персонаж, в котором соединились следы культа древнего языческого божества и христианские представления.

Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Мокоши. Основой для слияния стала общность функций - и Мокошь, и Параскевия были покровительницами брака и родов, а также всех женских занятий. День Пятницы считался одновременно днём поминовения Мокоши. НО после принятия христианства культ Пятницы практически полностью заслонил собой архаичную Мокошь.

8. Козьма и Демьян (Косма и Даман) - христианские святые, которых почитают 14 июля и 14 ноября. В народной традиции святых часто воспринимали как единый персонаж. Отсюда и дни их поминовения стали называть 'кузьминки'.

В русской традиции Козьма и Демьян - чудесные кузнецы, истребившие змея. Считается так же, что они могут сковать семейное счастье. Поэтому в заговорах к святым обращаются с просьбой о семейном благополучии. В христианском предании сообщается о том, что Козьма и Демьян были врачами, исцелявшими различные болезни.

9. Иоанн Креститель. Следующим не менее известным персонажем является Иоанн Предтеча, больше известный нам как Иван-Купала. Согласно евангельской мифологии - это ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа). Согласно некоторым источникам, он жил в пустыне (подражал ветхозаветному пророку Илье), обличал пороки общества и призывал к покаянию; крестил Иисуса Христа. Упоминания о Иоанне Крестителе имеется у Иосифа Флавия (I в. до н.э.) писавшего, что Иоанн жил, когда Галилеей правил Ирод Антипа, который в угоду своей любовнице Иродиаде заключил Иоанна в тюрьму, а затем приказал отсечь ему голову.

10. Пётр и Феврония Муромские - супруги, святые являются ярчайшими личностями Святой Руси, совей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Основные мифологические персонажи праздников-легенд России, которые олицетворяют темную сторону:

1. Сатана - мифологический персонаж, олицетворяющий образ злого духа, выступает как главный враг Бога. Обычно Сатану представляли как человекоподобное существо с рогами и крыльями. Со временем его образ стал походить на черта: на руках появились когти, а на ногах копыта.

Образ Сатаны как носителя злого начала возник задолго до распространения христианства. В Библии рассказывается о том, что вначале он носил имя Денницы и был ангелом. Возгордившись, Сатана выступил против Бога и был свергнут с небес в подземный мир - 'тьму кромешную'. С тех пор он находится под землей, где собирает своих приспешников - нечистую силу.

2. Дьявол - мифологический персонаж, олицетворяющий силы зла и противостоящий доброму началу в лице Господа Бога.

Дьявол является повелителем подземного загробного царства, где мучаются души грешников. Он так же вдохновитель и руководитель земной нечистой силы, колдунов и ведьм. Часто образ Дьявола сближают с чертом.

3. Демоны - общее название для всех низших сверхъестественных существ. В славянских странах чаще всего называют бесами или нечистой силой.

В легендах рассказывается о том, что бесы были созданы из плевка Господа Бога. В них могли превратиться и согрешившие ангелы, которых Господь низверг с небес на землю. Так же ими мог стать покойник или дети, появившиеся после соития человека с нечистой силой.

Демоны относятся враждебно к людям. Они могут наслать болезнь или какую-либо нездоровую страсть (обжорство, скупость, пьянство и т.п.). Демон часто вредит человеку, пугая его стуком, грохотом, воем, насылая страшные сны.

1.3 Праздники-легенды России, их классификация и характеристика

Праздники-легенды России (см. приложение 1) можно разделить на:

1. Великие

2. Богородичные

3. Малые

К великим праздникам относятся Рождество, Пасха и Троица. Каждый из них сопровождается особым ритуалом и длится несколько дней. Они так же называются Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа.

Кроме них существуют Богородичные праздники. Вместе с некоторыми другими они составляют годовой круг - двенадцать главных праздников. Они так и называются - двунадесятые, они обычно отмечаются в течение двух, иногда трех дней. Двунадесятые праздники в свою очередь делятся (см. приложение 2) на непереходящие (день празднования которых неизменный) и переходящие (дата празднования меняется каждый год).

Остальные праздники считаются малыми, их количество и время проведения различаются в разных районах. Обычно они связаны с днями почитания наиболее известных в данной местности святых, икон и храмов.

Праздники могут быть подвижными и неподвижными. Многие из них зависят от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число - первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Пасха

Смысл слова 'пасха' до сих пор не расшифрован учёными. Она существовала и до Рождества Христова.

Сначала это был семейный праздник кочевого быта, который сначала носил название месяца колосьев. В жертву языческому Богу Яхве приносили ягнёнка, чьей кровью мазали двери в знак охрана дома, мясо же съедали.

Со временем с этим праздником кочевников-скотоводов соединился праздник Опресноков - осёдлых земледельцев. Приношением в этот день был неквасной хлеб, символизирующий очищение от старой закваски и ежегодное обновление.

Со временем 'ветхозаветную Пасху' увязали с уходом из Египта и освобождением от долгого рабства. По этой причине многие учёные склоняются к тому, что слово 'пасха' произошло от еврейского глагола 'пасах', что переводится, как 'переходить'. По второй версии - от ассирийского 'пасаху' - умиротворять. По третьей - от греческого 'пасхейн' - страдать.

Давний пасхальный обычай приносить в жертву ягнёнка, Иисус Христос наполнил иным смыслом - господь принёс в жертву самого себя и стал Божественным. Его смерть, став искупляющим жертвоприношением, дала верующим возможность вкушать во время обряда Евхаристии тело Христа - хлеб, и кровь Иисуса - вино.

На заре христианской эры отмечались две Пасхи - в честь смерти и в честь воскресения. В первом случае соблюдали строгий пост и скорбели. Вторая встречалась всеобщим ликованием и обильной трапезой.

По прошествии времени, преодолев многочисленные споры, христиане стали праздновать одну пасху - в первый воскресный день после первого весеннего равноденствия и весеннего полнолуния.

Пасха считается Великим праздником и приходится на первое воскресенье Праздник длится 40 дней, символизируя сорокадневное пребывание Христа на земле после воскресения. Ей предшествует Страстная неделя, в течение которой совершаются все приготовления к празднику: производится уборка и побелка домов (Страстной четверг посвящается наведению чистоты), готовятся специальные пасхальные кушанья (куличи, пасха, крашенные яйца). Накануне праздника кушанья освещаются в церкви.

В течение всей пасхальной недели (светлой седмицы) любой прихожанин мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Поэтому в некоторых местностях первую неделю после Пасхи называли звонильной.

Пасхальные торжества начинались с крестного хода, который знаменовал встречу с Господом вне храма. Процессия прихожан во главе со священнослужителями, выходила из церкви и обходила её по часовой стрелке. Они несли специальные зажженные фонари и хоругви.

Когда процессия возвращалась к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом. После этого участники крестного хора входили в храм, где продолжалась праздничная служба. Она заканчивалась уже под утро. Выходя из храма, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами.

Воскрешение Христа славилось радостными возгласами: 'Христос воскрес!', 'Воистину воскрес!' По возвращении домой садились за праздничный стол, украшенный куличами, пасхой и разноцветными яйцами, которые являются одним из главных украшений стола.

Яйцо издревле считалось символом жизни. Христианская легенда гласит, что существовала некая Мария Магдалина - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. Православие считает её исключительно как мироносицу, излечённую от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы.

Однажды она преподнесла римскому императору Тиберию обычное белое яйцо, объяснив, что на Пасху принято одаривать знакомых, со словами: 'Прими же его как дар и символ того, что Христос воскрес и спас мир своей кровью. Христос воскрес!' Не поверивший ей Тиберий потребовал доказательств. И тотчас белое яйцо в руке Марии Магдалины стало красным.

Благовещение

25 марта (7 апреля) отмечается двунадесятый праздник Благовещение. Слово 'благовещение' на современном русском языке означает 'добрая радостная весть'.

Согласно евангельскому мифу, 'богоизбранная отроковица' Мария, родившаяся от праведных родителей Иоакима и Анны, в возрасте трех лет была введена в храм Иерусалимский и посвящена богу. В храме она вместе со своими сверстницами предавалась молитвам, чтению Библии, а также занималась рукоделием. Когда она достигла того возраста, в котором девушек выдавали замуж, ее обручили со старцем Иосифом, по профессии плотником. Если верить церковной легенде, он был настолько стар, что не мог и помышлять о выполнении своих супружеских обязанностей.

Читая однажды 'священное писание', юная Мария дошла до места в книге пророка Исайи, где написано: 'Се, дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил' (Исайя, гл. 7, стр. 14). И тут она будто бы сразу поняла, что речь идет о матери сына Божия, а не об обычной женщине, и в душе 'помыслила': 'Как бы я была счастлива, доведись мне быть у нее хотя бы последней служанкой'.

В это время вошел к ней посланный от бога Архангел Гавриил и приветствовал ее словами: 'Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами'. Она же, увидев его, смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие.

Архангел, продолжая, сказал: 'Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему господь бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца'. Мария же воскликнула с удивлением: 'Как будет это, когда я мужа не знаю!' Архангел сказал ей в ответ: 'Дух святой найдет на тебя, и сила всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется сыном божьим. Ибо у бога не останется бессильным никакое слово'.

В земледельческом календаре к Благовещенью приурочивались обряды встречи весны. Утром молодежь поднималась на крыши или забиралась на возвышенные места - бани, поленицы. Затем начинали 'гукать', призывая весну поскорее прийти на поля.

В этот день старались определить, каким будет будущий год, потому с ним связано множество примет. Если на Благовещенье выпадала теплая ночь, то обычно бывало теплое лето. Если ли дождь, полагали, что уродится неплохая рожь и многие другие приметы.

Поскольку праздник приходится на время Великого поста, с ним не связаны ни людные обряды, ни пиршества.

В этот день категорически запрещалось работать, прежде всего, не разрешалось 'прикасаться к земле', чтобы не беспокоить её.

Для защиты от нечистой силы в деревнях совершали очистительные обряды - били в металлическую посуду, звонили в колокольцы. Иногда разводили костры и сжигали в них солому и всякое старье. Чтобы защитить скот, вокруг хлева проводили по земле черту металлической косой.

Иван Купала

24 июня День Рождества Св. Иоанна Предтечи - один из особенно торжественных праздников. Он приходится около летнего солнцестояния. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы.

Во времена славянского язычества Купало был богом плодов земных. Праздновали его 24 и 29 июля, в день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав, костер из которых зажигали и плясали вокруг него все, без различия пола и возраста, причем припевали песни.

Из явлений природы столь важных и ощутимых для человека, как повороты солнца, разделяющие год на две равные части, и были поводом к тому, чтобы учредить Коледу и Купалу. Богу Купалу приносили жертву купанием.

Праздник у славян, называемый Купалою, соединяет быт с молением рекам и источникам. Еще этот день называли праздником росы, очевидно потому, что древние верили, что реки - дети моря, родящиеся от испарений морских, а это и есть роса.

Следующий день после Купала назывался 'святым', тогда собирались травы для врачевания скота, также для чарования и волшебства.

Существует легенда, что будто бы накануне Иванова дня, в ночь цветет папоротник или папырышь (иначе качедыжник). В эту ночь он сияет огненным пламенем и освещает местность; и если только сорвать его и бежать домой, не оглядываясь, что бы ни кричала сзади адская сволочь (бесы), то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получить богатство.

Есть предположение, что на папоротник садится самец светящегося червяка, или светляка, который ночью, как известно, излучает фосфорический свет. Червячок этот тоже носит название 'Иванова'.

День Петра и Февронии

8 июля в России празднуется День Петра и Февронии Муромских, это день семьи, любви и верности.

Пётр и Феврония -- православные покровители семьи и брака. Их брак считается образцом христианского супружества.

Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям Муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде, князю во сне было открыто, что его может исцелить дочь 'древолазца' бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Феврония в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, а Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: 'Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром'. Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час -- 25 июня (по новому стилю -- 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были Святые. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Инициатива проведения 'Всероссийского дня семьи, любви и верности' принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус. Празднование дня Петра и Февронии часто противопоставляют празднованию дня святого Валентина.

Покров

2 (14) октября отмечается двунадесятый праздник - Покров. Праздник установили в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы в Константинополе.

Согласно легенде, во времена царствования императора Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Греческой империи, и успехи их оружия были несомненны, так как ощутителен был уже упадок в самой Греции. Благочестивые греки, твердо помнившие, что от Заступницы небесной всегда получали помощь, прибегали к ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окруженною ликами ангелов, пророками и апостолами и осеняющею своим покровом христиан. Не все присутствовавшие сподобились этого видения, но Св. Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифания: 'Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?' 'Вижу, святый отче, и ужасаюся', - отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы рода христианского избавит их от бед, нанесенных вторжением неприятелей в их страну. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911 г.

В народном православии название праздника 'Покров' стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близость зимних холодов.

День Покрова совпадал с окончанием летних полевых работ и началом подготовки к зиме. 'На Покров до обеда осень, а с обеда зима', - говорится в поговорке. К Покрову дню обычно собирали урожай, потому с этого дня открывались ярмарки и праздновались свадьбы.

Девушки верили, что Покров может помочь выйти замуж. Ранним утром они шли в церковь и ставили свечу перед соответствующей иконой. Существовало поверье, что та, которая поставит свечку раньше, быстрее выйдет замуж.

Кузьминки

14 июля и 14 ноября обозначаются как 'Кузьминки' - дни поминовения христианских святых Козьмы и Демьяна.

Летний праздник Козьмы и Демьяна совпадал с днем чествования языческого бога огня Сварога. Поэтому на них перешли его функции - Козьма и Демьян считаются покровителями кузнечного дела. В украинской быличке рассказывается о том, как братья сковали людям первый плуг.

Согласно легенде, первые кузнецы, переняв божественное ремесло, ковали не только плуги сорока пудов, но и оружие для борьбы с вражескими набегами с юга киммерийцев, печенегов и хазар. Степняки отождествлялись со страшным Змием, который наползает, сжигает, требует человеческих жертв, уводит в полон. В народных преданиях и былинах они именовались Змиями-Тугаринами, Змиями-Горынычами. В тех же преданиях кузнецы Кузьма и Демьян предстают как змееборцы, победившие Змия прилетевшего из моря на нашу землю за очередными человеческими жертвами (часто - это девушка, царева дочь). Кузнецы укрыли в своей кузнице обреченную жертву, заперли за толстые железные двери. Когда Змий оказался у самой кузницы, Кузьма и Демьян предложили ему пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемую. А через 20 дней, когда Змий, наконец, просовывает голову или язык в пролизанную им дыру, кузнецы хватают раскалёнными клещами за язык и побеждают его.

Победив Змия, божественные кузнецы запрягли его в выкованный ими плуг и пропахали гигантскую борозду до самого синего моря. По этой борозде и поныне течет Днепр. А от Киева пропахали 'Змиевые' защитные валы до Житомира и Полтавы.

Летние кузьминки считались женским и девичьим праздником. Вечером устраивались 'женские братчины', на которых женщины собирались в одной из изб на угощение. Отдельно собирались девушки. Для праздника обязательно готовилось блюдо из курятины, поскольку Козьму и Демьяна считали покровителями домашних кур. Во время праздника в курятниках служили молебны, домашнюю птицу кропили святой водой.

Зимние же кузьминки - праздник кузнецов. В этот день также готовились кушанья из куры. Хозяйкой в доме становилась старшая незамужняя дочь.

В некоторых местах в зимние кузьминки совершали обряд 'похорон' Козьмы и Демьяна, девушки делали чучело из соломы, усаживали его посреди избы. Кузьке выбирали невесту и затем устраивали потешное венчание. После угощения чучело выносили из дома на носилках за околицу, там сажали его на землю и сжигали. Вокруг костра устраивали пляски.

Полагали, что именно со дня Козьмы и Демьяна вступает в свои права зима. В поговорке говорится: 'Козьма и Демьян куют лед на земле и на водах'.

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАЗДНИКОВ-ЛЕГЕНД РОССИИ

2.1 Таблица 'Мифологические персонажи праздников-легенд России'

Бог

Описание

Старик с бородой. Живет на небе в большом дворце.

Олицетворение

Верховная сущность. Обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом.

Связанная с ним легенда

Иногда спускается на землю и ходит среди людей в образе нищего.

Богородица (Богоматерь, Дева Мария)

Описание

Мать Иисуса Христа.

Олицетворение

Защитница от бед невзгод и нечистой силы. Носительница производящего начала, заступница детей. Молилась во время важнейших исторических событий, победу связывали с её помощью.

Связанная с ним легенда

В Назарете к ней явился архангела Гавриил, возвестивший, что она избрана Богом в качестве матери Мессии. Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась девственной. Ангел объясняет ей, что ее осенит сила Всевышнего, и Мария дает свое согласие.

Ангелы

Описание

Бесплотные существа, служащие единому Богу. Ангелы образуют 'воинство небесное', которым командует архангел Михаил.

Олицетворение

Божественные вестники. Воюют с врагами Бога, прославляют и несут его волю людям.

Связанная с ним легенда

Находятся поблизости от человека и предохраняют его от возможности опасности и даже от различных стрессовых ситуаций.

Михаил Архангел

Описание

На иконах традиционно изображается в виде крылатого воина с копьем, который поражает Дьявола.

Олицетворение

Предводитель ангелов.

Связанная с ним легенда

В Ветхом завете рассказывается, как по поручению Господа Бога Михаил изгоняет Адама и Еву из рая, а также Дьявола в образе змея.

Душа

Описание

Маленький человек с прозрачным телом или ребенок с крылышками.

Олицетворение

Двойник человека, олицетворяющий его жизненную силу.

Связанная с ним легенда

Бог наделяет человека душой, вместе с ним она растет, питаясь паром от пищи. После смерти человека, душа покидает тело и возносится к Богу.

Николай Угодник (Никола Чудотворец)

Описание

Епископ города Миры в Малой Азии. Старик с бородой.

Олицетворение

Дружелюбно относится к людям, помогает в повседневных делах. Домашний дух-хранитель.

Связанная с ним легенда

Был канонизирован за свое милосердие и, в частности, за то, что всегда выступал как противник смертной казни.

Георгий Победоносец

Описание

Покровитель Москвы и Русского государства. Родился в Каппадокии, в Средней Азии.

Олицетворение

Воин, защитник скота и волчьего пастыря. Творил чудеса и совершал добрые дела.

Связанная с ним легенда

Сразился со Змеем, победив которого освободил царевну.

Козьма и Демьян (Косма и Даман)

Описание

Братья, христианские святые. Покровители кузнечного дела.

Олицетворение

Могут сковать семейное счастье.

Связанная с ним легенда

Истребили змея, защемив его язык раскаленными щипцами, а затем убив его.

Параскева Пятница

Описание

Святая великомученица.

Олицетворение

Покровительница брака и родов, а так же всех женских занятий.

Связанная с ним легенда

Появляется около больных или рождающих женщин и облегчает их страдания. Иногда помогает мужчинам, подсказывая, что нужно сделать для достижения благополучия.

Дьявол

Описание

Человекоподобное существо, наделенное хвостом, крыльями и рогами, на руках и ногах длинные когти. Иногда ноги заканчиваются копытами.

Олицетворение

Олицетворяет силы зла. Противостоит доброму началу в лице Господа Бога.

Связанная с ним легенда

Дьявол является повелителем загробного царства, где мучают души грешников.

Демоны (бесы, нечистая сила)

Описание

Низшие сверхъестественные существа. Обитают в 'нечистых местах': пустошах, лесных глухих дебрях. Поэтому часто получают дополнительные прозвища - Боровой, Болотник и др.

Олицетворение

Враждебно относится к людям, может наслать болезнь или какую-либо нездоровую страсть (скупость, пьянство и т.п.). Пугает человека стуком, грохотом, воем.

Связанная с ним легенда

Демоны были созданы из плевка Господа Бога. В них могли превратиться согрешившие ангелы, также заложной покойник или дети, появившиеся после соития человека и нечистой силы.

2.2 Таблица 'Сравнительная характеристика русских праздников, рожденных по мотивам легенды'

Пасха (первое воскресенье после первого весеннего равноденствия и мартовского полнолуния)

Легенда, миф

Однажды Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию обычное белое яйцо, объяснив, что на Пасху принято одаривать знакомых, со словами: 'Прими же его как дар и символ того, что Христос воскрес и спас мир своей кровью. Христос воскрес!' Не поверивший ей Тиберий потребовал доказательств. И тотчас белое яйцо в руке Марии Магдалины стало красным.

Символика

1. Крашенные яйца - символ жизни

2. Пасхальный хлеб (пасха) - плоть Христа

3. Белый цвет - символ святости

4. Красный цвет - кровь Иисуса

Традиции, обряды, ритуалы

1. Приветствие и целование со словами: 'Христос воскрес!' 'Воистину воскрес!'

2. Два пути празднования:

- Народный (пасхальные игры, качели, хороводы, волочебные песни и др.)

- Церковный (пасхальное Богослужение, крестный ход, колокольный звон, освещение пищи на кануне и др.)

Рождество (7 января (25 декабря)

Легенда, миф

В 5508 году от сотворения мира в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - у Девы Марии родился Сын Божий.

Первым о рождении Христа узнали пастухи. Именно им Ангел возвестил о рождении Богомладенца: 'Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях'.

Символика

1. Свет - озаривший всю землю, когда Иисус пришел на Землю.

2. Звезда Рождества, которая указала пастухам и волхвам путь к Иисусу.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Ночная Рождественская служба.

2. Гадания в Рождественскую ночь.

3. Обряд согревания покойника (в ночь перед Рождеством разжигали многочисленные костры).

Троица (50-й день после Пасхи)

Легенда, миф

В основе лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Иисуса Христа на небо. В этот день апостолы вместе с Божьей Матерью и другими учениками Иисуса Христа отмечали Пятидесятницу. 'И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них'. Все преисполнились Святого Духа и стали славить Бога на разных, доселе им неизвестных языках.

Символика

1. Цветы, прежде всего полевые, берёзы - символ весны, возрождения жизни.

2. Белый цвет - символ Святого Духа.

3. Красный цвет - кровь Христа.

4. Голубой цвет - символ Отца Небесного.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Культ растительности (Завивание берёзки - чествование возрождающейся после зимы природы).

2. Девичьи гулянья.

3. Поминовение умерших.

Благовещение (7 апреля (25 марта))

Легенда, миф

Согласно евангельскому мифу к юной Марии явился посланник от бога Архангел Гавриил и возвестил, что она избрана Богом в качестве матери Мессии. Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась девственной. Ангел объясняет ей, что ее осенит сила Всевышнего, и Мария дает свое согласие.

Символика

1. Птицы, которых выпускали на волю.

Традиции, обряды, ритуалы

Обряды встречи весны, очистительные обряды от нечистой силы.

Поскольку праздник приходится на время Великого поста, с ним не связаны людные обряды и пиршества.

Воздвижение креста (27 сентября)

Легенда, миф

Елена, мать императора Константина Великого, посетила Святую землю. Она хотела найти место, где был погребен Иисус, и крест, на котором его распяли. Она испытала немалые трудности, но смогла обнаружить пещеру и три деревянных креста и доску с надписью 'Иисус Назарянин, царь иудейский'. После обнаружения креста, стали свершаться чудеса.

Символика

1. Чудотворный крест.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Обряд похорон мух, блох и тараканов.

2. Капустники и капустинские вечера.

3. Обход посевов (крестный ход).

Покров (2 (14)октября)

Легенда, миф

Чудесное явление Пресвятой Богородицы в Константинополе, когда она покрыла город своим омофором (головным платком) и защитила его от врагов.

Символика

1. Головной платок

Традиции, обряды, ритуалы

1. Обряд 'запекания углов' (хозяйка пекла блинцы. Первый блин разламывали на 4 части и раскладывали их по углам и просили домового, чтобы он не пускал домой холод).

2. Девушки ставили свечи перед соответствующей иконой, чтобы выйти замуж.

Сретение (15 (2) февраля - на сороковой день после Рождества)

Легенда, миф

В этот день Мария с младенцем Иисусом пришла в храм. У входа её встретил старец Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит Иисуса Христа.

Символика

1. Икона Сретения.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Обряд обхода дома с иконой Сретенья или образом Спаса (Икону нес хозяин, за ним шли все остальные члены семьи)

Успение Пресвятой Богородицы (28 (15) августа)

Легенда, миф

Однажды, когда Богородица, по обыкновению, возносила Свои чистые молитвы на горе Елеонской, пред Нею предстал архангел Гавриил с благодатною вестию о приближающемся часе её переселения на небо, что должно было совершиться чрез три дня. Для удостоверения в истине этого извещения он дал Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эта ветвь, сияющая светом небесной благодати, была несена пред гробом Пресвятой Девы в день погребения ее пречистого тела. С благоговейною радостью приняла Богоматерь райскую ветвь и, повергшись пред Господом, благодарила его и со смирением умоляла его, чтобы, в час исхода ее души, не видать ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы сам Господь принял душу ее в свои Божественные руки.

Символика

1. Ветвь финикового дерева.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Литургия

2. Проводы лета - встреча весны - первые осенины

Введение во храм (4 декабря (21 ноября)

Легенда, миф

В возрасте трех лет Дева Мария была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм. Там она пробыла несколько лет, в течение которых готовилась к своей будущей миссии.

Символика

1. Сани - символ пришедшей зимы.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Нельзя заниматься какими-либо женскими занятиями.

2. Поминовение предков.

3. Ритуал введения скотины (в дом приводили яловую корову, телку или бычка, кормили хлебом и водой).

4. Встреча зимы.

Преображение (19 (6) августа)

Легенда, миф

С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - Христос восшел на высокую и прекрасную гору Фавор, чтобы помолиться. Христос молился на самой вершине горы, чуть ниже - апостолы. Молясь, апостолы отягчены были сном и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы, - необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет, как искрящийся на солнце снег. 'Дух молитвы, - говорит митрополит Филарет, - сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице'.

Символика

1. Виноград.

2. Освещенные плоды.

Традиции, обряды, ритуалы

1. Освещение винограда и начатков плодов (яблоки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

мифологический праздник легенда обрядовый ритуальный

Основной целью являлось обосновать необходимость изучения мифологических основ и обрядово-ритуальных действий русских праздников, рожденных по мотивам легенды.

Результаты показали:

- В подходе к проведению и организации театрализованных праздников, необходимо опираться на их мифологическую основу и исторические народные традиции.

- Обряды русских праздников, рожденных по мотивам легенды, пройдя сложный многовековой путь развития (начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами современности), донесли до наших дней светлую духовность и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

- Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с мифологией и обрядово-ритуальными действиями совершенно необходимо.

Знание мифологии помогает понять образ мысли, мировоззрение и быт Древних народов.

Ведь даже про прошествии тысяч лет, до сих пор можно видеть где-то отголоски, а где то громкий голос древних культур.

Различные легенды и мифы в наше время являются сюжетной линией продукции кинематографа и многого др., хотя и безбожно искаженными.

Таким образом, можно сказать, что работа является актуальной и востребованной, так как его можно использовать как инновационно-познавательным материал для студентов, читателей и желающих раскрыть эту тему.

А также как методический материал, для создание театрализованных праздников, рожденных по мотивам легенды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские легенды: Полное собрание/ А.Н. Афанасьев - Лондон: Вольная русская типография, 1859. -238 с.

2. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник - 2-е издание/ Ф.С. Капица - Москва: Флинта: Наука, 2001. - 216 с.

3. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа/ Е.М. Мелетинский- Наука, 1976г. - 407 с.

4. Пацюк, Е.К. Как появились праздники? История возникновения, сценарии и организация празднования/ Е.К. Пацюк - Ростов н/Д: Феникс, 2007г. - 295 с.

5. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники/ В.Я. Пропп - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1963г - 164 с.

6. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений/ И.В. Суханов - Москва, Политиздат, 1976. - 216 с.

7. Толковый словарь русского зыка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова - М.: 'А ТЕМП', 2004. - 944 с.

8. Черняк, Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: Учеб. Пособие/ Ю.М. Черняк - Минск, 2004 г. - 224 с.

9. Энциклопедия русского быта/ Москва: 'Альта-Принт', 2005. - 448 с.: ил.

10. Интернет-ресурсы:

- http://www.slovopedia.com (дата пользования: 20 мая, 21 мая)

- http://www.slovari.yandex.ru (дата пользования: 20 мая)

- http://ru.wikipedia.org (дата пользования: 2 мая, 15 мая)

- http://guru.sevstar.net (дата пользования: 15 мая, 20 мая)

- http://www.forlove.com (дата пользования: 2 июня, 7 июня)

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru