Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Пина Бауш - гений жеста 34.4 Кб.
  2. Пина Бауш - гений жеста 23 Кб.

Пина Бауш - гений жеста

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Оглавление

1. Анализ жизни и творчества Пины Бауш в 1940-1970-е годы.

2. Рассмотрение позднего этапа творчества Пины Бауш.

1. Жизнь и творчество Пины Бауш в 1940-1970-е годы

36 лет Пина Бауш провела на родине Фридриха Энгельса индустриальном Руре, конгломерате нескольких городков. Однако родилась она 27 июля в Вуппертале, где жила тетка Пины, и где ее папа держал пивной ресторанчик.

Пина была третьим ребенком в семье, и уже с малых лет проявила себя как «диковинная девочка, которая двигалась 'как змея'». Родители отправили ее в местный детский балет.

В 1955 году Пина поступила в знаменитую Folkwangschule в Эссене, возрожденную вернувшимся в Германию после войны крупнейшим теоретиком и практиком немецкого экспрессионизма, хореографом Куртом Йоссом. Затем она совершенствовала свое мастерство в Америке у Хосе Лимона, Энтони Тюдора и даже танцевала в Метрополитен-опера Генина Э. 'Мойщик окон' из Вупперталя // Культура. -- 15.12.2004..

«В обществе она всегда выглядела слегка потерянной»,- вспоминала подруга по школе. А расцветала только на сцене -- в балетах своего учителя Йосса. Одноклассница считает, что технику танца Пина унаследовала именно от него: «Я имею в виду течение энергии и движения от сустава к суставу -- так, чтобы тело выглядело на сцене особенно живым». По словам очевидцев становления Пины, она двигалась как мини-торнадо -- закручивая воздух, сжимая пространство, концентрируя всю информацию в себе и на себе. Эта волнообразная и абсолютно самодостаточная пластика узнается во всех ее постановках. В 1968 она писала о себе: «Я и не думала становиться хореографом -- призналась позже почти застенчиво -- я просто хотела сделать что-то для себя. Чтобы потанцевать».

Первый спектакль танцовщица поставила в 'Фолькванг-балете' в 1968-м. Сама она объясняет смену профессии тем, что в хореографию ее толкнула боязнь что-то неправильно станцевать или неточно выполнить задание балетмейстера. Следующая работа 'В ветре времени' стала лауреатом Международного конкурса хореографов в Кельне.

Из Нью-Йорка, где стипендиатка Фолькванг чуть не сделала карьеру танцовщицы, Йосс вернул ее в Эссен. Она долго танцевала в его балетах и преподавала в школе. Через несколько лет по приглашению интенданта Wuppertaller Ballett Арно Вюстенхёфера Бауш возглавила 'Вуппертальскую оперу и балет'. Она согласилась, поставив два условия: отменить выпуск запланированных в театре 'Щелкунчика' и 'Спящей красавицы' и разрешить ей привезти с собой танцоров из студии 'Фолькванга'. Сама она рассказывает об этом так: «Я работала в Эссене, предпочитала сотрудничать с маленькими труппами над небольшими постановками. Вуппертальская Опера на тот момент была замечательным театром, со своим репертуаром, который хорошо принимался зрителями. Но балетмейстер уехал из Вупперталя в Мюнхен, на появившуюся вакансию директор театра пригласил меня. Несколько раз я настойчиво отказывалась. Многие говорили, что руководство балетным коллективом - работа рутинная и неподъемная. В какой-то момент директору удалось меня переубедить. Когда я переехала в Вупперталь, балетной труппы фактически не было, как и классического репертуара. В театре осталось всего несколько танцовщиков, которые, как и я, хотели танцевать что-то современное. Большинство артистов приехали со мной из Эссена. Так что все произошло естественным путем» Федоренко Е. Пина Бауш: 'Я терпеливо жду своей роли...' // Культура. - 22.12.2004.. Сначала она подписала контракт на год, но проработала в театре до самой смерти Гердт О. Пина Бауш: Ничья // Театр. -- http://oteatre.info/onstage/15111/. Так в 1973 году появился 'Танцтеатр Вупперталь', который считается национальным достоянием Германии и прославился во всем мире. Его бессменную руководительницу уже давно называют 'королевой танца'. Прежде чем стать королевой, Пина сыграла слепую принцессу в фильме Феллини 'И корабль плывет...'.

Работа в Вуппертале началась с поисков естественных движений и опытов в духе экспрессионизма. Группа танцевала под любую музыку. Бауш даже поставила с танцорами две оперы Глюка: 'Ифигения в Тавриде' (1974) и 'Орфей и Эвридика' (1975). В этих танцоперах исполнители не иллюстрировали сюжет, а пытались выразить скрытый эмоциональный смысл происходящего. В 'Ифигении' на сцене остались только танцоры, певцов отправили в оркестровую яму. О новом театре заговорили после 'Весны священной' на музыку Игоря Стравинского. Бауш вернулась к оригинальной концепции композитора: Избранница, принесенная в жертву языческим божествам, танцует до тех пор, пока не разорвется сердце. Публику шокировало, что босые танцовщицы двигались и танцевали на сцене, покрытой торфом. Казалось, что девушки действительно переживают состояние экстаза. В конце спектакля начались восторженные овации, после премьеры Пину Бауш стали называть 'живым классиком современного танца', в маленький Вупперталь стали съезжаться зрители со всех концов Германии. Единственным человеком, недовольным результатом работы, оказалась сама Пина. Ей хотелось не просто найти естественное движение, а соединить танец с элементами других искусств. Новые работы хореографа 'Я загоню тебя в угол' и 'Не бойся их' по пьесам Бертольта Брехта и Курта Вайля снова озадачили публику. Действие состояло из отдельных фрагментов. Спектакли казались странной смесью театра, танца и шоу. Было заметно, что танцоры пытаются по-своему протестовать против общепринятых жизненных норм. Критики объявили, что в спектакле 'слишком мало танца'. А Пина сократила свою группу и стала работать над созданием нового стиля, который впоследствии назвали 'Танцтеатр' Романцова О. Королева в мужских ботинках // Культура. -- 26.08.2003..

Танцовщиков Пина выбирала совсем не в соответствии с традиционными представлениями. По ее словам, в ее труппе «работают танцовщики разного роста и разной комплекции. Про тела я не думаю никогда. Тело меня не интересует. Принципа - два. Во-первых, танцовщик должен хорошо танцевать, и не важно, какой технике он обучался. Техника - вторична. Самое главное - человеческие качества. Для меня важна какая-то гармония, исходящая от человека, то, что он излучает. Если в актере мне все ясно, то он мне не интересен. Он для меня уже прочитанная книга. Выбираю танцовщиков, которые несут в себе что-то такое, чего, быть может, и сами не осознают, но я чувствую, что они раскроются и сами себе удивятся. И я удивлюсь вместе с ними. Ну а то, что я специально ищу людей с некрасивыми телами, конечно, ерунда».

По словам Бауш, у нее нет важных танцовщиков и неважных, солистов и кордебалета. Во время репетиций кто-то может стать главным в эпизоде или даже в спектакле. А в другой постановке он может оказаться незаметен на сцене. Зато в следующей - вновь исполнять ведущую партию.

В театре Бауш представлены разные поколения. Есть танцовщики, которые работают 15 лет, а есть и те, кто пришел в труппу три года назад. Доминик Мерси начинал в 1973 году назад и трудился до самого конца, играя в коллективе значительную роль. Бауш часто использовала его удивительные качества как профессиональные, так и человеческие. Он входил в ту небольшую группу людей, к которым она обращалась в случае сомнений. В театре всегда было около тридцати человек, и, конечно, в коллективе возникали разные трения. Доминик в таких случаях всегда приходил на помощь, деликатно, тактично решал проблемы Федоренко Е. Пина Бауш….

Театр финансировался из нескольких источников. Первый из них - городской, муниципальный уровень, второй - земля, где располагается театр, и третий - продажа билетов и собственная хозяйственная деятельность. Актеры, по словам Бауш, в театре работали не из-за денег. Тем более что театр по уровню оплаты был среднестатистическим в Германии. Огромных гонораров у актеров не было и держало их в театре желание танцевать. Не сама сцена или здание, а та форма творчества, которая принята и на протяжении всех лет удерживалась. Бауш говорит, что это состояние достигается, «когда исполнитель втянут в процесс работы, интегрирован в него и является как бы составляющей самого процесса рождения спектакля и уже готового 'продукта'. Когда исполнитель чувствует, что может выразить самого себя, высказать то, что его интересует, он не ищет дивидендов на стороне» Францева Е. Пина Бауш: 'Вообще я против конкретики' // Культура. - 11.07.2007..

'Семь смертных грехов' -- единственный в своем роде балет с песнями, сочиненный Бертольтом Брехтом и Куртом Вайлем. Он был поставлен в 1976 году и по эстетике эта постановка относится к ранним спектаклям Бауш, но вместе с тем выделяется на их фоне. И не только потому, что Бауш выбрала единственное в своем роде произведение -- оперу-балет, написанную композитором Куртом Вайлем на либретто Бертольта Брехта и целиком состоящую из зонгов. Бауш добавила к ней продолжение, составленное из других зонгов Вайля (среди них есть и написанные к 'Трехгрошовой опере'). Поэтому исполнители не только танцуют, но и поют, а им аккомпанирует сидящий на сцене оркестр под управлением Яна Михаэля Хорстманна.

Чтобы передать своеобразие зонгов, Бауш перенесла действие спектакля в немецкое кабаре 30-х годов. А танцоры превратились в его артистов, показывающих публике свои номера. В них угадываются символы всех смертных грехов, но главным становится похоть, точнее необходимость женщин возбуждать ее у мужчин и продавать себя просто для того, чтобы выжить.

В этом кабаре поют кто во что горазд: изысканный вокал певиц может сменить нестройный хор, звучащий без аккомпанемента. В движениях исполнителей возникают элементы полузабытых танцев 30-х годов. А женщины то головокружительно шикарны, то похожи на старуху Хармса или ведьм из 'Капричос' Гойи.

'Семь смертных грехов' -- это спектакль о сильных женщинах, у которых не осталось уже ни красоты, ни кокетства, женщинах на грани нервного срыва, вынужденных бороться с враждебным миром, полным слабых и абсолютно ни на что не годных мужчин. И о любви, которая, как всегда в спектаклях Бауш, так беспощадна и жестока, что ее можно сравнить со смертью Романцова Ольга. Грешницы танцуют в кабаре (спектакль «Семь смертных грехов» Пины Бауш). // Газета -- 2009 -- 16 июля.. В ноябре 2008-го состоялась премьера возобновленного спектакля, который был показан с 15 по 18 июля на сцене Театра им. Моссовета Вяткин В. Театр Пины Бауш выступит в Москве, несмотря на кончину основательницы http://www.rian.ru/culture/20090715/177411369.html.

В 1978 году Бауш поставила спектакль 'Контактхофа для мужчин и женщин старше 65', существо которого хореограф сформулировал так: 'Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что ими движет'. Темой балета является вечная человеческая потребность нравиться и быть любимым. Двадцать пожилых людей не танцуют -- двигаются под звуки шипящей пластинки с сентиментальными немецкими переливами, в стерильном сером интерьере клуба для престарелых пытаются установить человеческий контакт, разделить чужое одиночество, разогнать холод. Каждое движение обретает значительность поступка. Пина Бауш владеет уникальным языком -- она выявляет движения и жесты, которые тайно живут в человеческом теле. Соединяя минимализм и нежность в одно невообразимое целое, она всматривалась в простые, словно повторяющиеся движения своих актеров, не скрывая ни морщинистых лиц, ни набухших вен, ни сгорбившихся спин. В 2003 году был создан ремейк этого спектакля Крижанская Д. Золотые рыбки в крови // Культура. -- 07.08.2003.

Таким образом, можно констатировать, что в первые десятилетия своей творческой деятельности Пина Бауш создала спектакли, которые на данный момент уже стали классикой хореографического искусства. Причем уже в этот период наметились две тенденции, которые будут и в дальнейшем доминировать в творчестве немецкого хореографа. Во-первых, это пессимистический взгляд на действительность, обусловленный внимательным отношением к межчеловеческой коммуникации и обнаружением в ней неизбывных аномалий. Вторая тенденция - это всепобеждающая радость от встречи с действительностью во всей ее непосредственной данности. Отсюда родился иррационализм Пины Бауш и ее нежелание обращать внимание на конкретику. Возможно, эти две тенденции являются взаимоисключающими, однако, это не так. Именно иррационализм в творчестве Пины Бауш блокирует ее внимательное отношение к действительности.

2. Поздняя Пина Бауш: «Портреты стран и городов»

пина бауш немецкий хореограф

В конце 80-х Пина начинает серию спектаклей, посвященных странам мира. Их еще называют «портретами стран и городов». Однако к реальности они имеют опосредованное отношение. Скорее имя города задает тон для импровизации, которая может увести творческое осуществление далеко от облика реального европейского города Гердт О. Пина Бауш: Ничья….

Но в любом случае, это серия спектаклей о жизни людей разных стран. Труппа, гастролировавшая по всему миру, стала собирать впечатления. Танцоры ходили на рынки и в маленькие кафе, слушали уличных музыкантов, разговаривали с людьми. Из этих впечатлений родился спектакль 'Nur Du' ('Только ты', 1996, перевод на немецкий хита Элвиса Пресли 'Only You'). Он появился после поездки в Лос-Анджелес. 'Мойщик окон' (1997) -- связанный с впечатлениями от Гонконга, 'Мазурка Фого' (1998) -- поставленная после гастролей в Лиссабоне. После серии постановок, связанных с путешествиями, героини Пины стали разительно меняться. В 'Визенланд' ('Wiesenland' -- 'Луговая земля', 2000) на сцену впервые вышли уверенные в себе, прекрасные и улыбающиеся женщины в длинных платьях. Они берутся за кончики широких юбок, раскрывая их как крылья, подставляют голову и плечи под воду, льющуюся из ведра, и флиртуют со зрителями-мужчинами. Пина Бауш стала по-другому воспринимать мир. 'В Лиссабоне я почувствовала, что это значит, когда ты по-настоящему подставляешь свое лицо солнцу. Надеюсь передать зрителям свое ощущение', -- сказала она в одном из интервью Романцова О. Королева в мужских ботинках….

В 1997 году Пина Бауш создала спектакль «Мойщик окон». Название спектакля Бауш объясняла так: «'Мойщик окон' связан с несколькими ассоциациями. Этот персонаж жизни владеет ситуацией, при которой снаружи смотрит вовнутрь или изнутри наружу. Но сейчас, когда я произношу это, получается уже какая-то зафиксированность» Федоренко Е. Пина Бауш…. Во время авиньонского фестиваля в 2002 году на огромной сцене двора Папского дворца была сооружена гора из красных цветов. Все действие балета происходило на фоне этой цветочной горы Докторова Л. Фантасмагории Папского дворца // Культура. -- 11.12.2002.. Спектакль был поставлен по заказу Гонконга, но азиатские этнографические приметы были размыты и малозаметны. Однако нельзя было не почувствовать глубоко интимного подтекста, как и психологически многофигурных мотиваций. 'Мойщик окон' - микромодель мира людей с врожденным инстинктом веры. В идеалы, в завтрашний день, в наслаждения каждым мгновением бытия, один из важных смыслов которого - гармония одновременного проживания на земле нескольких поколений.

На сцене элегантные танцы сменяются легкими скетчами, пластические монологи - разговорами со зрителями. Все орнаментально и зыбко. Дамы в длинных шелках своей мягкостью ласкают глаз, бесшумно скользят велосипедисты, медленно спускается с горы одинокий лыжник. Все делается безукоризненно красиво: красиво играют в бадминтон, красиво ныряют в воду, красиво разбрасывают цветы. При этом напевают, едят, беседуют, хихикают. Содержание и смысл 'Мойщика окон' - в непрерывном и завораживающем коллаже сцен.

Высокий уровень театрального сервиса с вкраплениями необыкновенных танцев, в которых поют руки, изгибается корпус, выводятся пальцами мелодии, выделываются мимические па, - все взаимосвязано и одновременно взаимозаменяемо, с виду не отягощено глубинами смысла и может существовать в любых других спектаклях.

Эпизодам вторила 'разноязычная' музыка, где китайские мелодии сменялись аргентинскими танго, португальские фадо чередовались со средневековыми иранскими любовными балладами. Также были использованы восточные барабаны, цыганские напевы, ритмы джаза, рок-н-ролл, блюз.

В 1998 году Бауш ставит «Мазурку фого». Это парад аттракционов из реприз со словами, обращенными в зал (перед поездкой артисты учат язык той страны, которую собираются посетить, и их милый акцент - отдельный повод для улыбок), безупречно красивых, страстных танцев и впечатляющих видеоинсталляций. 'Мазурка' цитатна по отношению к более ранним работам Бауш. Но легендарная основоположница своего эксклюзивного жанра, Пина Бауш творит в обозначенных для себя же рамках.

Внешность танцовщиков, особенно женщин, далека от совершенства, совершенными их делают танец и игра, на равных сосуществующие в пространстве спектаклей Бауш. Спектакли же Пина Бауш называет танцпьесами, которые теоретики называют: 'форма художественной рефлексии', 'стык культурных парадигм: модернистской и постмодернистской', 'абсорбированность методов постмодернизма с его иронией, деконструкцией и нарушением всяческих границ'. Любой эпизод в этом спектакле подвергается остроумному взгляду со стороны.

Мазурка вынесена в название спектакля потому, что польские эмигранты привезли этот танец в Португалию, и он, как все ввозимое, быстро скрестился с местными традициями. Фого же имеет два значения - 'пламя' и 'праздник.

Под мелодии фадо, танго, блюзов, вальсов, джаза проходит непрерывный коллаж сцен. Вот женщина прижалась к мужчине, а он, лениво обнимая ее, читает книжку. Дама с пышной гривой непослушных волос вынесла на авансцену живую курицу, которая неторопливо выклевывает семечки из спелого арбуза. Вдруг раскинут вдоль сцены рулон целлофана, плеснут в него несколько ведер воды и устроят визгливые аквагорки. Или выскочат - все 20 человек - на сцену с досками и палками и соорудят хижину, где и устроят дискотеку-вечеринку.

Есть некоторое количество лейтмотивов - они тоже приметы изобретенного Бауш стиля. Например, полет: дама впрыгивает на руки партнера и, как чайка к замеченной в воде рыбе, падает вниз, на подставленные руки танцовщиков. Или: парень, выпрыгивая в горизонтальном полете, тоже оказывается подхваченным десятком крепких рук. Как всегда, обыгрывается маленький рост одного из танцовщиков - он вновь встречается с самой высокой танцовщицей, и друг поднимает его ввысь для долгого поцелуя.

Многое было придумано ранее. Веселая семейка обменивается вставной челюстью, чтобы откусывать яблочко. А в 'Мойщике окон' перед рамками металлоискателя послушно сбрасывал одежды юноша, пока не выяснилось, что пройти ему мешает вставной металлический зуб. Там же стареющая дива заставляла рассматривать фотоснимки: 'Вот я, а это - моя кузина, а вот и моя бабушка...'. Бабушка возникает и в 'Мазурке': 'Когда моя бабушка выходила на улицу, все мужчины прятались за деревья и говорили: 'О-о!'. И со зрителями беседует та же артистка, которая стыдила в 'Мойщике' зайца-безбилетника. Есть, конечно же, и воспоминания стареющей, бурно пожившей женщины. Похоже, что темы сохраняются и за каждым танцовщиком закреплена своя, определенная, свойственная его манере и кочующая из спектакля в спектакль. Персонажи-характеры едят, смеются, любят, рассуждают о сексе, мизансцены тоже кочуют из спектакля в спектакль: дефилируют женщины в легких платьях на высоченных каблуках-шпильках, вскрикивают в любовном азарте юные и не очень пары. Все это перемешано в узнаваемых формах: танцев, пластических интермедий, незамысловатых скетчей. И эти этюды беззаботной жизни гипнотизируют.

Художник Петер Пабст в 'Мазурке' отменил эксперимент с землей, снегом, лепестками цветов, травами (вода, правда, в спектакле осталась: моют голову, нежатся в ванне, умываются), сосредоточившись на космических размерах пространства, чего добился видеоэффектами. В глубине сцены - скала (на ней загорают дамы в ярких купальниках, по ней спускаются и убегают), все остальное - задник и кулисы - белоснежный экран, на который проецируются красочные пейзажи. Народные праздники, бескрайние зеленые поля, бегущие буйволы, страусы, фламинго, и кульминация - магический метроном волн. Актеры плывут в беспредельном океане, кружатся на тропическом острове, каким представляется скала, окруженная водами. Как вдруг умиротворение и счастье окрашивается лирической печалью. Полулениво цепочка пар медленным танцевальным шагом, покачивая бедрами, пересекает сцену, потом - рассыпается по ней и растворяется в огромном пространстве и мощи мироздания, когда сцену захлестывает океанический прибой и распускаются экзотические цветы Федоренко Е. 'Кому - Москва, кому - Париж' // Культура. - 11.07.2007..

В конце 90-х годов Пина Бауш создала спектакль «Виктор», который она посвятила Риму и показала накануне пришествия миллениума. Она жила в столице Италии и собирала материал для новой работы. Премьера состялась в конце 1999 года. Пина рассказала о древнем и современном Риме, где жили и живут представители разных рас и народов: ' Удивительная мешанина звуков, образов, ощущений. Наслышалась и начиталась о самых разных ритуалах, которые происходили когда-то на римских священных холмах, виделась и беседовала с интереснейшими людьми! Бродила по Ватикану, проникала в такие места, куда обычно вход заказан -- библиотечное хранилище, закрытые архивы. Когда была там, показалось, что вокруг звучат голоса людей, живших -- и живущих -- в разных концах света. Встречалась с цыганами, они привели меня прямо в свой табор. Эти люди просты и непосредственны, понимают друг друга без слов. Я даже танцевала с ними, теми самыми цыганами, чьи движения безуспешно стараются имитировать многие западные танцовщики. Была в клубе, куда приходят любители танго. Прошлась пару кругов, меня пригласили, было очень приятно. Общалась не только с людьми, которые могут что-то сказать языком танца, жеста. Была в семинарии, слушала мессу. Посетила места, связанные с именем Пазолини, два ресторана, где он постоянно бывал. Забавно -- каждый из хозяев совершенно определенно уверял меня, что именно он кормил этого трагически погибшего поэта и режиссера в день его гибели». Пина Бауш заставила бродить и своих танцовщиков: 'Я посоветовала им обратить внимание на стаи птиц, которые поднимаются с площадей города, и попытаться передать в танце эти движения, -- продолжает она свой рассказ. -- Меня спрашивают: что же я хочу показать в своем новом балете? Рим -- столицу древней культуры, или метрополию, где живут представители разных рас, или город -- средоточие власти, светской и духовной? На творчество меня может подвигнуть ощущение какой-то новой энергии, контакт с заинтересовавшими меня людьми. По-моему, мне больше всего удается передать то, что связано с человеческими эмоциями -- а именно, выразить боль, желания, сложность отношений между отдельными индивидуумами, их хрупкий внутренний мир'. Замыслы Пины Бауш воплотили на сцене 28 танцовщиков. В начале зрители услышали хор энеид, а затем на фоне этих удаляющихся божественных звуков началось балетное представление Борисенко Л. Пина Бауш готовится к новому столетию // Культура. -- 25.02.1999..

В 2000-х годах Вуппертальский театр танца выпускал новую премьеру каждую весну. По установившейся десятилетиями традиции она делалась как совместный проект с культурными институтами зарубежья. Названия спектаклей Пины Бауш этих лет: 'Вздох', 'Земля лугов', 'Праздничная мазурка', 'Вода', 'Небо и земля'. В них образцами искусства являются замки из песка, выстроенные актерами на сцене, воздушные мосты, летучая мышь, тропический остров в океане.

Педро Альмодовар, называвший Бауш своей музой, включил в картину 'Поговори с ней' (2002) два коротких эпизода из ее спектаклей -- раннего, поставленного в 70-х 'Кафе Мюллер' и 'Мазурки Фого' Романцова О. Грешницы танцуют в кабаре….

В 2005 году был поставлен спектакль «Гвоздики», выпущенный с Центром искусства LG и Институтом Гете в Сеуле. Четыре страницы программки к новому спектаклю представляли собой картинки высокогорных пейзажей в разное время года: лес, тонкие длинные стволы и ветки деревьев которого обсыпаны белым снегом, на другой странице золотятся обилием желтых листьев или утопают в чуть виднеющейся дымке раннего утра. И летний цветущий луг, прячущийся в синеве облаков и скал. В унисон с титульной черно-белой картинкой зимнего леса сцена Вуппертальского драматического театра большую часть первого акта оставалась черно-белой: на голой сцене лежала глыба белого папье-маше. Позже эта искусственная скала оживала видеокрасками горного луга и серебрилась блеском плещущейся воды. По глыбе сверху спускались оснащенные альпинистской амуницией скалолазы. Этот спектакль совсем не был бескрасочным. В черно-белом антураже выступали одетые в шелковые платья разноцветных тонов танцовщицы. Марио Сито проявила себя прекрасным театральным кутюрье и одела танцовщиц согласно их фигуре, характеру и танцу. Этот спектакль был вдохновлен Кореей. Много лет танцующая в вупертальской труппе кореянка На Йонг Ким подчеркнуто выделена среди остальных танцовщиц. В начале спектакля ее медленно кружили в полной тишине двое партнеров, потом она выходила в длинном черном платье и тихо, лениво и медленно танцевала почти одними руками танец зеркала под гитарное бренчанье. В одной из сцен она лежала на полу и пела незнакомую корейскую колыбельную упавшим партнерам. Дафнис Коккинос расточала ей комплименты, а она, наслаждаясь и как бы не веря, снова и снова просила их повторить. Эта сцена повторялась дважды. Во втором акте на белую скалу потоком выливались видеопейзажи горного луга, воды озера или снежной вершины. И довершал все салют.

Поздние спектакли Пины Бауш в отличие от скупой, часто черно-белой эстетики ранних постановок - вызывающе живописны, одуряюще красивы, причудливы. Они принципиально неагрессивны. Жанровые сценки-наблюдения, перемежающие сольные танцы, - лишь детали жизни, картинки повседневности, увиденные добрыми и ироничными глазами Ратобыльская Т. Эдем Пины Пауш // Культура. - 10.06.2005..

Пина Бауш умерла 30 июня 2009 года. Сайт Театра танца в Вуппертале сообщил, что только за пять дней до этого врачи диагностировали у нее рак. В последний раз она выходила на поклон вместе со своими артистами 21 июня Рожникова Е. Немецкий хореограф Пина Бауш умерла от рака http://www.gzt.ru/topnews/culture/-nemetskii-horeograf-pina-baush-umerla-ot-raka-/246618.html. Несмотря на смерть хореографа Театр «Вупперталь» показал на Чеховском фестивале спектакль 'Семь смертных грехов' Вяткин В. Театр Пины Бауш выступит в Москве….

Через два года после смерти хореографа увидел свет фильм Вима Вендерса «Пина», посвященный Бауш. Основные действующие лица в фильме -- актеры театра Вупперталь. Их голоса звучат за кадром, а в кадре -- лишь крупные планы их лиц, их движения, танец, фрагменты классических спектаклей Пины: от легендарного «Кафе Мюллер» до недавней «Полной луны». Режиссер мало вмешивается в происходящее: он лишь перемещает классические номера «Танцтеатра» в необычные ландшафты и интерьеры: заводские цеха, вагоны метро, карьеры, на городские перекрестки. Мировая премьера ленты состоялась на Берлинском кинофестивале. По словам Вендерса он и Бауш «много лет вынашивали замысел снять фильм вместе. И вдруг случилось то, чего мы и представить не могли -- Пины не стало... Сначала я хотел отменить весь проект. Но потом понял, как важно сделать его несмотря ни на что. Пина всегда была рядом. Даже ее отсутствие давало ощущение проникновенного взгляда ее глаз, направленных на нас… Мы все глубоко осознавали, что делаем это для Пины, и именно из-за этого все по ту сторону камеры полностью ушли в тень. Это было так нелегко... Трехмерная съемка была для меня чем-то незнакомым, никто из нас в этом не разбирался, работы были полные руки, и мы этому очень радовались. Но хореография и вся работа на камеру -- все это делали сами танцовщики и два моих помощника: Доминик Мерси и Роберт Штурм. Им очень помог и Петер Пабст, и я рад, что у них получилось… в фильме использовано 40 разных типов музыки. Больше всего в этом мне помогали коллеги Пины, в частности, Матиас Буркерт…» Десятерик Д. Вим Вендерс: Казалось, будто Пина заглядывает мне через плечо // День. -- №57-58. -- пятница, 1 апреля 2011..

Пина Бауш вошла в историю не только как танцовщица, хореограф и режиссер но и как создатель новой эстетики, которая вдохновляла не только танцовщиков, но и творцов других жанров искусства. В последние десятилетия и годы своей жизни Пина Бауш радикально перестроила свою эстетику, однако, перестройка эта произошла на старом фундаменте. В ее поздних спектаклях уже почти нет пессимизма, как раз напротив, они заряжены энергией, однако, надо помнить, что творческий процесс представляет собой определенное единство и поздние спектакли Пины Бауш несомненно являются логическим развитием ранних идей.

Заключение

По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В первые десятилетия своей творческой деятельности Пина Бауш создала спектакли, которые на данный момент уже стали классикой хореографического искусства. Причем уже в этот период наметились две тенденции, которые будут и в дальнейшем доминировать в творчестве немецкого хореографа. Во-первых, это пессимистический взгляд на действительность, обусловленный внимательным отношением к межчеловеческой коммуникации и обнаружением в ней неизбывных аномалий. Вторая тенденция - это всепобеждающая радость от встречи с действительностью во всей ее непосредственной данности. Отсюда родился иррационализм Пины Бауш и ее нежелание обращать внимание на конкретику. Возможно, эти две тенденции являются взаимоисключающими, однако, это не так. Именно иррационализм в творчестве Пины Бауш блокирует ее внимательное отношение к действительности.

2. Пина Бауш вошла в историю не только как танцовщица, хореограф и режиссер но и как создатель новой эстетики, которая вдохновляла не только танцовщиков, но и творцов других жанров искусства. В последние десятилетия и годы своей жизни Пина Бауш радикально перестроила свою эстетику, однако, перестройка эта произошла на старом фундаменте. В ее поздних спектаклях уже почти нет пессимизма, как раз напротив, они заряжены энергией, однако, надо помнить, что творческий процесс представляет собой определенное единство и поздние спектакли Пины Бауш несомненно являются логическим развитием ранних идей.

Список использованной литературы

1. Борисенко Л. Пина Бауш готовится к новому столетию // Культура. -- 25.02.1999.

2. Вяткин В. Театр Пины Бауш выступит в Москве, несмотря на кончину основательницы. -- http://www.rian.ru/culture/20090715/177411369.html

3. Генина Э. 'Мойщик окон' из Вупперталя // Культура. -- 15.12.2004.

4. Гердт О. Пина Бауш: Ничья // Театр. -- http://oteatre.info/onstage/15111/

5. Десятерик Д. Вим Вендерс: Казалось, будто Пина заглядывает мне через плечо // День. -- №57-58. -- пятница, 1 апреля 2011.

6. Докторова Л. Фантасмагории Папского дворца // Культура. -- 11.12.2002.

7. Крижанская Д. Золотые рыбки в крови // Культура. -- 07.08.2003.

8. Ратобыльская Т. Эдем Пины Бауш // Культура. - 10.06.2005.

9. Рожникова Е. Немецкий хореограф Пина Бауш умерла от рака http://www.gzt.ru/topnews/culture/-nemetskii-horeograf-pina-baush-umerla-ot-raka-/246618.html

10. Романцова Ольга. Грешницы танцуют в кабаре (спектакль «Семь смертных грехов» Пины Бауш) // «Газета» -- 2009 -- 16 июля.

11. Романцова О. Королева в мужских ботинках // Культура. -- 26.08.2003.

12. Федоренко Е. 'Кому - Москва, кому - Париж' // Культура. - 11.07.2007.

13. Федоренко Е. Пина Бауш: 'Я терпеливо жду своей роли...' // Культура. - 22.12.2004.

14. Францева Е. Пина Бауш: 'Вообще я против конкретики' // Культура. - 11.07.2007.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru