Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Особенности культурного развития германских земель в XVII—XVIII вв.

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

РЕФЕРАТ

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В XVII--XVIII ВВ

1. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XVII--XVIII ВВ

Тридцатилетняя война, явившаяся наиболее разрушительной для немецких земель, также затормозила на некоторое время и развитие искусства.

И.Бартенев, например, отмечает, что развитие немецкой архитектуры хронологически запаздывало по сравнению с ведущими европейскими странами, но, несмотря на то, что стиль барокко стал фактически развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, зато, как бы наверстывая упущенное, он приобрел здесь чрезвычайно полное и яркое выражение.

Большое значение в развитии архитектуры немецкого барокко XVIII века имел дворцово-парковый ансамбль, который служил основным средоточием приложения художественных сил при дворах монархов.

Среди таких ансамблей немало загородных резиденций, в которых связь архитектуры с природой силами немецких мастеров приобрела особое истолкование.

Отмечается, что декоративные формы барокко органически впитывают в себя немецкую художественную традицию. В то же время гражданское строительство Пруссии обретает тяжеловесную строгость и суховатую рациональность.

Вместе с тем по своей насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Одним из крупнейших художественных центров Германии в XVIII веке стала Саксония и особенно главный саксонский город Дрезден.

Одним из самых знаменитых дрезденских строений является так называемый Цвингер. Это дворцовый комплекс, предназначенный для проведения саксонским курфюрстом празднеств на открытом воздухе.

Автором Цвингера является выдающийся представитель дрезденского барокко Маттеус Пеппельман, чью архитектуру многие сравнивают со стилистикой музыки того времени, с присущей ей развитой ритмикой и мелодическим строем.

Другим наиболее характерным строением эпохи барокко в Дрездене называют Фрауенкирхе, протестантскую церковь, строителем которой был архитектор Георг Бар.

Благодаря сложным формам купола и угловых башенок Фрауенкирхе приобрела живой подвижный силуэт и оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру.

С 1738 по 1756 год была возведена придворная католическая церковь в Дрездене, над которой работал итальянский архитектор Гаэтано Кьявери. Многие специалисты, в частности И.Бартенев, отмечают, что в композиции многоярусной колокольни этой церкви отчетливо проступает влияние русской архитектуры, памятники которой Кьявери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге.

В других германских городах также существовали видные художественные центры. Например, в первой половине XVIII века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии Иоганн Балтазар Нейман. В 1719 году Нейман приступил к проектированию епископского дворца в Вюрцбурге, который был закончен в 1744 году.

Резиденция в Вюрцбурге является одним из крупнейших в Европе XVII века городских дворцовых ансамблей, сооруженных духовным князем. Архитектурное решение дворца определилось под несомненным влиянием композиции Версаля.

Специалисты отмечают сооруженный во дворце вестибюль как одну из самых удачных творческих находок Неймана. Воздействие вестибюля на зрителя тем сильнее, что в парадную его часть можно попасть лишь пройдя через огромное, лишенное какого-либо пластического и живописного декора помещение внутреннего двора, который расположен в центре здания, куда подъезжали кареты.

Лишь отсюда посетитель попадает в парадный вестибюль, в планировке и отделке которого предельно проявилось понимание Нейманом синтеза искусств и архитектуры в интерьере здания.

С 1725 года в столице Баварии Мюнхене работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Среди наиболее известных его произведений называют дворец Амалиенбург в Нимфенбурге, а также загородную резиденцию дома Вит- тельсбахов, баварских курфюрстов.

Амалиенбург представляет собой одноэтажное квадратное здание с дверями, выходящими прямо в парк. Впечатление легкости, естественной непринужденности производят интерьеры помещений дворца, хотя здесь архитектор очень широко использует всевозможные варианты декора, включает популярные тогда китайские мотивы.

И. Бартенев отмечает, что интерьеры Амалиенбурга но своей изысканности и разнообразию декоративных мотивов не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.

В протестантской Пруссии большое значение по сравнению с сооружением культовых зданий, игравших важную роль, например, в католической Австрии, приобрело гражданское строительство. С конца XVII и весь XVIII век отстраивается столица Пруссии Берлин, загородная королевская резиденция в Потсдаме.

В архитектуре Пруссии наиболее рано и ярко проявились классицистические тенденции. Барокко получило здесь более сдержанное выражение.

Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. С 1694 года он работал в Берлине, где в 1698 году приступил к работам по расширению Королевского дворца, в котором мастеру удалось соединить мотивы барокко и классицизма.

Также прославился Шлютер и своими скульптурными работами. Ему принадлежит мощная, характерная своей величественной патетикой конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма, установленная в 1709 году перед фасадом построенного по проекту Шлютера Королевского дворца. С татуя эта представляет собой своеобразно разработанный вариант решения конных памятников, образцом для которых стала статуя Людовика XIV работы Жирардона.

В области монумента л ьно-декорати в ной живописи немецкие национальные мастера, как отмечают В.Бродский и Е.Марченко, мало проявили себя как самобытные художники. С национальной тенденцией была тесно связана станковая живопись, особенно жанр портрета.

В течение XVIII века вторая тенденция развития все более отчетливо отражала новое духовное устремление третьего сословия, проявляясь и в городской тематике бытового жанра и в портрете.

Реалистическая тенденция в живописи Германии была более всего представлена мастерами, писавшими портреты горожан: купцов, ремесленников, людей свободных профессий -- представителей третьего сословия. В вольных городах северной части Германии довольно широко было развито искусство портрета и бытовых сцен из жизни горожан, следовавшее традициям живописи «малых голландцев», в своей особой северонемецкой интерпретации.

Именно в этом направлении работал гамбургский живописец Балтазар Деинер. Он часто писал пожилых людей, его портреты чаще всего изображают модель на темном нейтральном фоне.

При всей своей тщательной выиисанности и подробной детализации портреты Деннера вопринимаготся как обобщенный психологический образ старости, образ человека долгой трудной жизни.

2. МУЗЫКА

Музыка, как мы уже отмечали выше, занимала самое заметное место в немецком искусстве XVIII века.

Наиболее состоятельным заказчиком немецких композиторов в то время была протестантская церковь. И по сути лучшие произведения крупнейших немецких мастеров Баха и Генделя -- являются религиозными.

В ранних протестантских общинах большую роль играли духовные песнопения. Затем простота уступает место более торжественным и утонченным формам церковной службы. В церковном песнопении развивается многоголосие.

Возрастает искусство сольного пения, противостоящего хору. Развивается органная музыка, которая сопровождала церковную службу.

В своем творчестве Иоганн Себастьян Бах обращался к хоровой культуре демократических протестантских общин. Баху принадлежит заслуга в развитии полифонии. Он добивается от нее большей гибкости и полноты, что не удавалось никому из его предшественников.

Церковные кантаты Баха отличает драматизм, глубокое философское содержание. Одной из излюбленных музыкальных форм великого немецкого композитора была фуга инструментальное произведение, переносящее на клавишный инструмент вокальный принцип полифонии.

Увы, Баху не удалось найти истинных ценителей своего таланта среди высшего лютеранского духовенства. Успехом во времена Баха пользовались в основном посредственные композиторы-конъюнктурщики. Жизнь Баха прошла в постоянном конфликте с церковными властями, усугублявшимся тем, что именно церковники были работодателями композитора. Хотя Бах писал также светские вокальные и инструментальные произведения.

Георг Фридрих Гендель был музыкантом-самоучкой. В отличие от Баха, основную часть своей жизни он творил за пределами Германии. Огромное впечатление на Генделя произвела итальянская опера, именно в этом жанре молодой композитор и начинает работать. Первые же произведения Генделя имели шумный успех. Именно тогда он переезжает в Италию. С 1712 года Гендель живет в Англии. Несмотря на то, что современники знали Генделя в основном как талантливого оперного композитора, слава его основана прежде всего на ораториях. Наиболее известными из них являются «Мессия», написанная Генделем в 1742 году, и «Иуда Маккавей», датированная 1746 годом.

Последние годы своей жизни, какие Гендель провел в Англии, он работал в основном над этим жанром, который пользовался наибольшим успехом среди пуританской английской буржуазии.

3. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Хронологически рамки немецкого Просвещения ограничиваются обычно 1740--1780 годами. Исследователи утверждают, что английское Просвещение было значительно самобытней, а французское -- значительно влиятельнее, чем Просвещение в Германии. Здесь сказались политическая раздробленность Германии, ее экономическая отсталость и вытекавшая отсюда крайняя слабость буржуазии.

Общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии. Однако здесь он отлился, в основном, в идеологических формах. И все-таки Германии удается осуществить огромный вклад в разные области европейской культуры.

Это эпоха расцвета немецкой классической философии, оказавшей огромное воздействие на развитие европейской мысли XIX века. В первой половине XVIII века ведущее место среди искусств Германии занимает музыка. В это время творят Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.

Своеобразным вариантом европейского Просвещения в Германии было литературное движение последней трети XVIII века «Буря и натиск», к которому принадлежали молодые Иоганн Вольфганг Гете и Фрйдрих Шиллер. Идеолог движения Иоганн Готфрид Гердер, поднял проблемы национальной самобытности, фольклорного приоритета.

Эпоха Просвещения Германии отмечена новой волной обращения к античному искусству. Художники опирались на научное изучение подлинных памятников.

Теоретиком этого движения, нашедшего широкий отклик в других странах Европы, выступил Иоганн Винкельман. Его сочинения «Мысли о подражании греческой живописи и скульптуре» и «История искусства древности» имели общеевропейское значение, так же как и труды по эстетике теории искусства Готхольда Лессинга.

Теория просветительского реализма, в основе которого лежала античная идея подражания природе ради ее познания человеком, была разработана Лессингом в его знаменитом сочинении «Лаокоон».

Однако Лессингу удалось сыграть огромную роль не только в развитии теории изобразительных искусств, он боролся за создание национального драматического театра, сам выступал как талантливый драматург.

Немецкие ученые заняли ведущее место в разработке принципиальных проблем художественной критики и искусствоведения.

Труды Винкельмана, Лессинга, Шиллера, статья Гете «Немецкое зодчество» отмечают этапы развития художественных взглядов от разработки и утверждения принципов классицизма до развития идей реализма XVIII века и творческого обоснования романтизма, который получит полное развитие в искусстве следующего, XIX века.

Высшие художественные достижения XVII и XVIII веков в Германии связаны с формами придворной культуры. Вместе с тем, в течение XVIII века возрастает значение культуры, формирующейся в среде городского населения -- третьего сословия.

Складывается тип городского дома, появляются новые типы общественных сооружений (театра, как отдельного здания; городских ворот, трактованных как триумфальная арка).

Этот период характерен для Германии, как, впрочем, и для других государств Центральной Европы продолжающимся обменом мастерами между различными странами. Чехи, венгры и поляки в поисках лучших условий творчества уезжают в.немецкие города или в Вену.

В свою очередь, австрийские и итальянские художники отправляются в Чехию, Венгрию, в Польшу и различные германские государства.

Существенную роль в этом обмене творческими силами сыграла раздробленность Германии, приведшая к появлению многих равнозначных художественных центров. Каждая княжеская или королевская резиденция не только обзаводилась в эти времена своим собственным подражанием Версальскому дворцово-парковому ансамблю, но и своей Академией художеств и своими картинными галереями. Венгерским и славянским художникам приходится отправляться на обучение в Австрию, Баварию и Саксонию.

архитектура барокко немецкий пение

4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Германия является родиной Реформации. Главы государств автоматически становились здесь главами церкви. С одной стороны Реформация была реакцией на засилие церковной власти, с другой стороны, в условиях деспотической власти князей здесь сформировалась целая армия богословов и добровольных доносчиков, занимавшихся преследованием инокомыслящих.

Так, например, в 1723 году знаменитому философу Христиану Вольфу пришлось покинуть Халле под угрозой повешения. В таком положении не могли не родиться альтернативные религиозные течения.

В конце XVII пека большое влияния в Германии имели пиетисты, отвергавшие обрядность и ученое богословие. Готфрид Арнольд, один из наиболее влиятельных представителей этого течения, проповедовал рационалистическую религию, которая отвергала вместе с христианской обрядностью также учение о божественном откровении.

Ученик Арнольда Иоганн Конрад Диппель провозгласил братский союз людей всох вероучений на почве общей «естественной морали».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексєєв Ю.М., Вертегел А.Г., Казаков О.О. Всесвітня історія: Навч. посібник для студ. вищих навч. закл.. -- К. : Каравела, 2006.

2. Всесвітня історія Державна академія керівних кадрів культури і мистецтв Є. М. Луценко (уклад.), А. В. Святненко (уклад.). -- К. : ДАКККіМ, 2004. Ч. 1 : Історія стародавнього світу і середніх віків. -- К. : ДАКККіМ, 2004.

3. Дейвіс Н. Європа. Історія / П. Таращук (пер.з англ.). -- К. : Основи, 2000.

4. Крип'якевич І. Всесвітня історія: У 3. кн. / Роман Крип'якевич (упоряд.). К. : Либідь, 1995. -- (Історична бібліотека). Кн. 2 : Середьовіччя і нові часи. К. : Либідь. ? 1995.

5. Ладиченко Т.В. Всесвітня історія: Посібник для старшокласників та абітурієнтів. -- 2. вид., виправ. -- К. : А.С.К., 2001.

6. Миллард Э. История. От средних веков до 1914 г.: Учеб. пособие для доп. образования Р. Джи (ред.), Д. Макэван (художн.), Д. Тайлер (ред.). -- М. : Росмеэн, 1996.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru