Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Музеи как новая платформа в праздничной культуре Беларуси

Работа из раздела: «Культура и искусство»

Введение

За годы развития белорусская праздничная культура обрела свои традиции. Среди множества стран мы имеем свою народную обрядность, с её художественными традициями и этнической спецификой.

Свои характерные черты обретает и городская культура. И как новое событие в ней появился ещё одно культурное событие в контексте мировой культуры - Ночь музеев.

Однако для того, чтобы это событие обрело статус праздника, следует тщательно проанализировать его истоки, а также определить цель и задачи.

Ведь сегодня городская праздничная культура имеет свои положительные и отрицательные стороны. К сожалению, существенная часть праздников обретает массово-шаблонный характер. А ведь праздник имеет как развлекательную, так и образовательную функции. И именно образовательная становится всё более необязательной, что приводит к разрушению праздничной культуры и культуры общества в целом.

Современный подход к маркетингу и менеджменту в сфере культуры позволяет говорить о новых площадках для массовых праздников. Одной из них могут стать музеи. Ведь музеи - это априори место средоточения культурных ценностей. Те объекты, которые попадают в архив музея, автоматически обретают статус культурного наследия. Именно на такой площадке праздник может выполнять все свои функции, без ущерба какой-либо из них.

Поэтому тема данной работы «Музеи, как новая платформа в праздничной культуре Беларуси».

Цель курсовой работы: определить условия, при которых музеи могут стать полноценной площадкой для городской праздничной культуры Беларуси.

Задачи курсовой работы: изучить история музейного дела Беларуси; определить пути взаимодействия посетителей и музея для дальнейшего развития этих взаимодействий на празднике; изучение истории и причин появления Ночи музеев, как первого регулярного массового праздника на площадках музеев всего мира; проанализировать программы Ночи музеев в Беларуси для выявления плюсов и минусов, перспектив в работе; выявить основные пути развития и трансформации в программе Ночи музеев в Беларуси.

Глава 1. Музейное дело Беларуси

1.1 История развития музейного дела Беларуси

Частное коллекционерство, начиная со средних веков, определило зарождение музейного дела в Беларуси. Первыми собирателями двигало чувство престижа, стремление укрепить свое могущество и положение. Восточнославянские князья создавали сборы, на составление которых выделялись значительные денежные средства. Полоцкие князья комплектовали атрибуты власти. В Полоцке собирались государственные сокровища, сюда свозили дань, пожертвования, военные трофеи и т.д. Представители феодальной верхушки также создавали свои коллекции художественных и исторических ценностей. Ефросинья Полоцкая собирала ценные книги, создала библиотеку.

Возникновение сокровищницы ВКЛ связывается с именем князя Миндовга. А точнее с его последними десятилетиями жизни (середина 13 в.). В сокровищнице содержались архив ВКЛ, канцелярские книги, важные государственные документы, военные трофеи, подарки, другие ценные предметы. Одновременно она выполняла функцию главного арсенала. Значительно уменьшились сокровища при Ягайле.

В силу своего геополитического положения, Беларусь оказалась под влиянием государств с музейными традициями. Одной из первых и наиболее значимых была коллекция Радзивиллов в Несвиже. Радзивилловские 'скарбы' и 'кабинеты' формировались прежде всего из семейных реликвий (архив, библиотека, художественные произведения, рыцарские доспехи, оружие, нумизматические и геральдические знаки и т.д.).

Радзивиллы сделали первый шаг в коллекционировании на территории Беларуси. Будучи достаточно образованными и богатыми они много путешествовали, воевали, учились в европейских университетах. Увлеклись музейным делом, нашли свой путь его развития. Изначально была проведена своеобразная инвентаризация наследственно-родовых ценностей.

Первым радзивилловским коллекционером считается Николай Януш Радзивилл Черный (1515-1565 гг.) При нем стали собираться коллекции произведений искусства и монет. В соответствии с привилегиями Сигизмунда II, Николай Радзивилл Черный получил право на сохранение в Несвиже государственных актов ВКЛ. Постепенно сформировался 'кабинет'. Продолжил его дело сын Николай Криштоф Радзивилл Сиротка (1549-1616 гг.). Именно он сделал Несвиж своей резиденцией, построил известный замок. Путешествую по странам Европы, он знакомился с коллекциями и музеефикацией фамильных реликвий итальянских аристократов. И дома Сиротка использовал это при создании своих собрании, которые размещались в Гетманской, Королевской, Золотой, Мраморной залах. Интерьер в Несвиже украшали военные фигуры. Каждая коллекция занимает свое место: стекло, гобелены, килимы, нумизматика и др. Там находилась очень экзотическая кунсткамера. Радзивиллы гордились своей 'збраёўней', которая включала оружие, рыцарские доспехи, военное обмундирование. Важное место занимал богатый архив.

Радзивилловский сбор был закрыт для публики.

В 1812-1813 гг. значительная часть Радзивилловских коллекций была вывезена в Оружейную палату, Эрмитаж, Успенский собор в Москве, в харьковский университет (нумизматическая коллекция). Московском университете, академии наук.

Вторым по количеству и богатству коллекций был сбор Сапегов. Основателем его был Лев Сапега (1557-1633 гг.), канцлер ВКЛ, гетман, воевода. 'Сапежинский сбор' формировался в Ружанах, достиг своего расцвета и популярности в 17 в., объединял множество разных коллекций и галерею, библиотеку, архив, предметы археологии. В двух отдельных залах Ружанского дворца размещалась коллекция оружия, которая по инвентарю 1793 г. насчитывала 150 единиц оружия, произведенного в разных европейских странах. По разновидности коллекций и по их историко-культурной ценности 'Сапежинский сбор' уступал только несвижскому.

После восстания 1830-31 г. на 'сапежинский сбор' был наложен секвестр и коллекция была отправлена в Эрмитаж и Академию художеств в Петербург. Коллекция древнего оружия попала в Москву. Некоторая часть материалов из фонда была передана наследникам в Оршу. Часть со старого 'Сапежинского сбора' перешла Анне Казимировне Сапеге-Яблоновской.

Анна Яблоновская (1728-1800 г.) в Семятичах на Гродненщине семейные реликвии пополняла предметами искусства, собирала минералы, монеты, гербы, предметы, отражающие земледелие, книги, геологические ископаемые, чучела зверей и др. Но особенно она увлекалась сбором гербариев разных растений. Её собрания были размещены в витринах пяти залов. Музей А.Яблоновской назывался 'Кабинет натуральной истории' и имел свой статут. Часть своих коллекций она подарила в 1788 г. музею Речи Посполитой, который был создан Станиславом Понятовским.

Коллекции 18 в. (Хрептовичей, Тызенгаузов и др.) имели элементы музейного характера, отличаются своей открытостью. Интересной была частная коллекция И. Хрептовича (1729-1812 гг.) в Щерсах, основанная в к. 18 - начале 19 в. Там была уникальная библиотека книг, напечатанных в Беларуси и в других странах, были рукописи, архивы (в т.ч. документы, которые касались Агинских, Лукомских, Тяпинских и самих Хрептовичей), разные родоводы и т.д. Подобные сборы имелись при дворах Вишневецких, Тызенгаузов, Войниловичей, Саковичей, Потоцких, Браницких. Активным собирателем древностей бал М.П. Румянцев (1754-1825 гг.), организатор кружка историков и археографов в Гомеле.

Во второй половине 18 в. были созданы музеи при учебных заведениях - при Гродненской медицинской академии и при Полоцкой иезуитской коллегии. Создателем музея в Гродно был известный французский медик и натуралист, доктор ботаники и медицины Жан Эмануэл Жиллибер, приглашенный в 1775 г. управляющим королевскими экономиями в ВКЛ А.Тызенгаузом.

В экспозиции Полоцкого музея были археологические находки, рукописные материалы, старопечатные книги, многотысячная библиотека на разных языках. Возможно, тогда там была малоизвестная, позже утерянная Полоцкая летопись, которой пользовался В.М. Татищев. Музей просуществовал около 50 лет.

В 19 в. по-прежнему притягивал внимание несвижский музей. И хоть большая часть его материалов была поделена между культурно-просветительными и научными учреждениями России и Украины, тем не менее он еще оставался и даже пополнялся. Значительную работу по изучению несвижской коллекции в средине 19 в. провёл местный краевед Э.М. Котлубай.

В Логойске при поддержке Пия Тышкевича его сыновья Константин и Евстафий организовали к 1842 г. местный музей, где разместили преимущественно материалы краеведческого характера, среди них - находки археологических раскопок. Рядом с местными находками размещались предметы из Рима, Флоренции, Неаполя. Но профиль музея определял местный материал. Нумизматическая и геральдическая коллекции Тышкевичей насчитывали 1140 монет, медалей, гербов. В библиотеке хранились старопечатные и рукописные книги. В составе богатой и интересной коллекции в Логойске было и оружие, предметы снаряжения, обмундирования.

В 1855 г. был основан Виленский музей древностей. Организован музей был Е. Тышкевичем и он же стал председателем музейной комиссии. В штат сотрудников музея входили археологи, краеведы, этнографы, истории, писатели, среди них К. Тышкевич, А. Киркор, М. Балинский, В. Сорокомля, Т. Нарбут и др.

Первый крупный взнос в музей сделали братья Тышкевичи, подарив материалы археологических раскопок, произведения искусства, библиотеку. В. Сырокомля передал коллекции нумизматики, геральдики, книг. Личные произведения, рукописи, редкие исторические предметы пожертвовали А. Киркор, И. Ходько, Т. Нарбут, И. Крашевский и др. В музее формировались самые разные коллекции. По 'Перечневому каталогу предметов в Виленском музее древностей' в 1856 г. было зарегистрировано 1,5 тыс. единиц хранения археологических материалов, 1 тыс. предметных памятников истории, рукописи, автографы, гравюры, карты, дипломы. Нумизматическая коллекция достигала 3 тыс. единиц. Имелось 750 предметов из камня, в т.ч. 387 каменных топоров. Хранились предметы самых разных эпох. Имелись предметы древних замков, оружие 19 в. Художественные полотна, произведения мелкой пластики и изобразительного искусства могли бы составить самостоятельную галерею. Составленный в 1858 г. А. Киркором каталог включал более 10 тыс. единиц хранения.

В 19 в. среди частных музеев выделялся музей Паскевича в Гомельском дворце, где хранились библиотека, ценные рукописи, шедевры живописи и скульптуры, фарфор, серебро, нефрит, бронза, предметы античности.

Во второй трети 19 в. был хорошо известный современникам ваенно-исторический сбор Адама Гюнтора в Добровлянах Виленской губернии.

В средине 19 в. возникли домашние музеи и галереи в Велиже Витебской губернии, Слуцке, Витебске. Основали значительную домашнюю коллекцию графы Чапские в имении Станьково под Минском. Известный краевед и ученый А.К. Ельский (1834-1916 гг.) в своем именни Замостье Игуменского собрал множество монет, медалей, предметов древнего оружия, предметов исторического значения, рукописей. В сборе минского коллекционера М. Гаусмана находились предметы археологических экспедиций, материалы быта белорусов, хорошая коллекция древних монет, найденных на территории Беларуси.

При Гори-Горецком земледельческом институте с 1846 г. формировались коллекции предметов, которые отражали развитие сельского хозяйства, кабинет натуральной истории.

В 19 в. открывались музеи при губернских статистических комитетах, палате государственного имущества.

24 января 1939 г. - согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная художественная галерея. Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в Галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности.

1.2 Коммуникационный подход в развитии музейного дела

Насущная задача реорганизации, происходящей в последнее время в музеях всего мира - приведение их в соответствие с реальными запросами музейного дела в быстро меняющемся современном обществе. Коммуникационный подход - это направление мышления мирового музейного сообщества.

Музеи представляют собой процесс общения посетителя с “реальными вещами”, т.е. экспонатами. Во время этого общения происходит не просто обмен информацией или эмоциональный обмен. Скорее что-то большее.

Музеи - это собрание памяти человечества, нации, государства.

Что же произошло с современными музеями? Почему посетитель не стремится к общению со своей историей?

Как показывают результаты исследований, восприятие посетителей часто не соответствует прогнозам и ожиданиям музейных работников, т.к. посетитель всё чаще требует диалога с искусством, а не монолога экспонатов.

Авторы социологического исследования “Музей и посетитель” (Ю.П.Пищулин, Д.А.Равикович и др.), трактуют посещение музея как избирательное восприятие “музейной информации”, которое человек осуществляет в соответствии со своими мотивами и потребностями.

Экспонаты музея - предметы искусства, собранные в одну коллекцию, автоматически становятся культурными ценностями. Для того, чтобы понять и принять эти экспонаты, как «источник информации» или оценить их уникальность, посетитель должен находиться на том же культурном уровне или стремиться к нему.

В 1970-х г.г. в Европе начались акции под названием «Весна музеев», которые позже переросли в Ночь Музеев по всему миру. Задачей Весны музеев было привлечь посетителя, т.е. наладить постоянную коммуникацию между ним и культурными ценностями. Языком общения с посетителем работниками музея был выбран «популярный» язык. Иногда ироничный, иногда шокирующий, но непременно налаживающий взаимопонимание между собраниями музеев и посетителем.

Сегодня, когда популярность Ночи Музеев стала очевидной, возник следующий вопрос - как сохранить ценность музеев и не превратить их в очередной продукт поп-арта.

Глава 2. Ночь музеев. История, причины появления и перспективы

2.1 История появления Ночи музеев

Идея праздника возникла в 1970-х гг., когда в Европе музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения с целью привлечения посетителя, который непременно вернётся в понравившейся ему музей, уже купив билет. Тогда эта акция называлась 'Весной музеев' и проходила, как и сейчас, в 18 мая в Международный день музеев. В 1997г. в Берлине эта традиция возобновилась в немного трансформированном виде - с целью повышения привлекательности города для туристов и имел название «Длинная ночь музеев» (Lange Nacht der Museen).

В начале в нем участвовали всего пара десятков музеев. Но первая «ночь» имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии. Со временем «Длинная ночь музеев» приобрела характер фестиваля, который постоянно набирал обороты. Сейчас «Длинная ночь» в Берлине проводится два раз в год и привлекает множество зрителей.

В конце XIX века здесь, в Берлине, был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Но со временем музеи перестали вызывать определённый интерес у посетителей. Экспозиции стали ассоциироваться с рутиной, скукой и пылью времён.

Тогда сотрудники музеев решили показать посетителям другие музеи - своеобразное развлекательное и культурное действо. «Длинная ночь Музеев» была призвана не просто показать исторические, археологические или живописные коллекции.

В дополнение к обычным экскурсиям по действующим экспозициям, выставочные площадки города приготовили зрителям специальную ночную программу: концерты, лекции, музыкальные выступления, театральные постановки, демонстрации фильмов, чтения, перформансы, мастер-классы, открытые для посещения художественные мастерские.

Превратившись в традицию, впоследствии фестиваль стал общеевропейским проектом и ежегодно проходит не только в Германии, но и во многих странах Европы. Одна из основополагающих целей - ознакомить людей, привлечь и заинтересовать культурным наследием мира.

Современное название ежегодная акция получила в 2005 г.: французы предложили сделать музейно-выставочную акцию 'Ночь музеев' международной и в том же году эта идея была утверждена Советом Европы. Акция поддерживается Международным Советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы.

В 2005 году в акции приняли участие 750 музеев Франции и 500 музеев Европы. В этом же году к миру присоединилась и Беларусь.

Уже в 2006 г. участниками проекта стали более 2 тысяч музеев из 38 стран мира. В юбилейную 30-ю Длинную ночь Музеев в Берлине (28 января 2012 г.), регулярно проводимую уже на протяжении 15 лет, организаторы встретили почетного миллионный посетителя.

В 2009 году в акции участвуют уже 2300 музеев Европы, в том числе, Франции и России. В России в акции «Ночь в музее» принимает участие более 100 арт-организаций (федеральные, городские и частные музеи и галереи). Мероприятия различались по масштабу: некоторые из них были массовые, а некоторые предназначены для 20-30 человек, и записываться на них нужно заранее.

Ежегодно каждый из музеев пытается создать своё, особенное культурное действо - возможность в неформальной обстановке пообщаться с друзьями и искусством.

2.2 Ночь Музеев в Беларуси. Анализ программ 2011-2012 г.г.

Ночь музеев в Беларуси проводиться раз в год в мае месяце с 2005 года. Однако по сравнению с другими странами, в Беларуси этот праздник имеет пока весьма раздробленную форму. Чтобы оценить состояние Ночи музеев на сегодняшний день мы проведём краткий анализ проводимых мероприятий и форм в 2011-2012 г.г, а также сравним их с опытом зарубежных коллег.

В 2011 году стала популярной тема искусства народов мира.

- В государственном литературно-мемориальном музее Янки Купалы прошла презентация Минского городского армянского культурно-просветительского товарищества «Айастан» и Международного общественного объединения «Татаро-башкирское культурное наследие 'Чешма'»

- В мемориальном музее-мастерской Заира Азгура выставка «Искусство Африки. Ритмы и ритуалы». И театр световых и огненных представлений «Элементаль», группы «Хортица», «НаГуаль», «Первомир», «Доминанта», школа этно-барабанов.

- Литературный музей Максима Богдановича удивлял постителей выступлением и мастер-классами школы ирландского танца «Феникс».

- Белорусский государственный музей архитектуры и быта представил праздничный концерт «Святочны вечар у музеі» с участием творческих коллективов общественного объединения украинцев в Беларуси.

- Музей истории белорусской литературы показал представление «Незвычанае падарожжа ў Палестыну», в рамках которого можно было познакомиться с культурой, историей, традициями Палестины, посмотреть выступление палестинского ансамбля народного танца «Аль Кудз», а также попробовать восточные угощения.

Однако, это не основная тема представленных программ в 2011 году.

Национальный художественный музей представил программу с общей тематикой «Пространство женщины». «Пространство Женщины» составляли арт-точки, раскрывающие отдельные грани образа Женщины, запечатленного в произведениях мировой литературы и искусства. Пространство «Времён года» разместится на галерее музея, пространство «Музы» - в средокрестии, пространство «Принцессы» развернётся в экспозиции исторических портретов Беларуси, «Идола» - в экспозиции русского искусства рубежа XIX-XX веков. В пространство «Женского Интеллекта» преобразовался раздел русского искусства XVIII столетия, а «Женских Суеверий» - зал русского искусства второй половины XIX века. Пространства «Женских Секретов» и «Страстей» были сформированы в экспозиции белорусского современного искусства, а «Женских капризов» - в зале искусства стран Востока.

Темой Ночи музеев в Национальном историческом музей стала - «Ожившая ночь музеев», на который были продемонстрированы 35 картин художника Андрея Смоляка и 35 фотообразов звездных участников проекта.

Как видно из содержания программ далеко не все музеи придерживались своего профиля. Абсолютно неожиданным стал «Фестываль беларускай, не зусiм беларускай i зусiм не беларускай рэкламы» в Литературном музей Янки Купалы.

Согласно Закону 'О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь', задачами музея являются «изучение и осмысление истории и культуры в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей граждан Республики Беларусь, воспитания у них национального самосознания, приобщения их к национальной и общечеловеческой культуре». Каким же образом «совсем не белорусская реклама» воспитывает национальное самосознание белоруса?

Музей истории белорусского кино представил минскому зрителю программу из трёх фильмов: «День на скачках» (США, 1937), «Вечер в опере» (США, 1935), «Ночь в Касабланке» (США 1946). Хотя музей создавался для популяризации белорусского кино.

За 7 лет проведения Ночи Музеев в Беларуси, она не обрела некоего смыслового единства. Но если говорить об отдельных площадках, то в 2011 году были музеи, достойно представившие свои экспозиции, выполнившие задачи, которые ставит перед собой Ночь музеев.

В 2012 году ситуация не изменилась коренным образом.

Национальный художественный музей Республики Беларусь объединил свою программу лозунгом “Апокалипсис. Отменяется…”. И если можно говорить о смысловом единстве программы, то о её соответствии месту и статусу этого места говорить трудно. В торжественных залах Национального музея, инсталяции выглядели скудно и скупо не только материально, но и духовно.

Музей истории белорусского кино продолжил популяризировать культурное наследие США и представил программу из таких фильмов как 'Серенада солнечной долины' (США, 1941), 'Жёны оркестрантов' (США, 1942),'История Глена Миллера' (США, 1953)

Литературный музей Петруся Бровки пригласил посетителей на программу «Стиляги - отважные денди страны Советов».

Представленные программы 2011-2012 г.г. заставляют задуматься - что есть Ночь музеев в Беларуси сегодня? И есть ли потребность в ней у посетителей музеев?

То, что Ночь музеев необходима, показывает как отечественная, так и мировая практика. Однако она ещё не прошла некоторый этап становления и не обрела композиционной стройности для того, чтобы стать самостоятельным полноценным праздником. К сожалению, пока рано говорить о художественном и идейном единстве Ночи музеев. Каждый музей существует отдельно и в тоже время все музеи не ориентируются на одну цель. От этого программы кажутся мелкими и раздробленными, более того бессмысленными.

В этом случае примечательным можно считать пример Ночи музеев-2012 в г. Москва, где символом Ночи стал лис из видеоарта художника Франсиса Алюса, переночевавший в Национальной картинной галерее г. Лондона. Дело в том, что в Лондоне лис сравнивают с крысами. Художник Франсис Алюс запустил лиса в музей и смонтировал короткий фильм с названием «Ночной дозор» о передвижениях лиса по музею. Это своеобразное стирание границ между музеем и посетителем. Лис стал неотъемлемой частью московской Ночи музеев. Это прекрасный пример коммуникации в искусстве. Посетителю становится понятно, зачем он идёт в музей и чего ему ожидать.

Другим не менее удачным примером идейного единства можно считать 22-ую Длинную ночь музеев в Берлине в 2008 году. Ночь посвятили времени и назвали Аs time goes by -- по названию песни из неустаревающего фильма «Касабланка» и каждый музей старался каким-то образом в своей программе отразить течение времени - вперёд или назад - неважно.

Немаловажным фактором успеха Ночи музеев в Беларуси остаётся и материально-техническая и организационная база. Как показывает история становления музейного дела Беларуси - музеи в нашей стране всегда были предметом гордости. Несмотря на 100% финансирование музеев из госбюджета, Ночь Музеев воспринимается пока, как возможность скорее заработать, чем подарить что-то посетителю.

Помимо этого, Ночь музеев не обрела своего художественного наполнения. От этого мы наблюдаем банальное наполнение праздника выступлениями «белорусских групп» ещё в начале развития праздника, хотя это характерно скорее устаревающим формам мероприятий.

Во всех отношениях можно выделить Национальный исторический музей, который своими программами придерживается традиционной трёхчастной структуры театрального действия: завязка-кульминация-развязка, сохраняет тематическое единство не только действия, но и органичного действия в «декорациях» музея.

2.3 Практические рекомендации по проведению Ночи музеев. Тематическое, образное и идейное единство, как основа программ Ночи Музеев

музей праздник культура

Для того, чтобы Ночь Музеев приобрела статус полноценного праздника, необходимо провести некоторую её реорганизацию.

В первую очередь необходимо определить цель и задачи Ночи музеев, как в масштабах Беларуси, так и всего мира.

Целью ночи музеев сегодня является привлечения посетителей в музеи Беларуси, где собраны культурные ценности, значимые как для нашего народа, так и для всего мира.

Для этого необходимо выявить ряд задач, которые предстоит выполнить. Это приобщение посетителя к мировой и отечественной культуре, популяризация культуры, воспитание культуры посещения музеев, повышение образования посетителей, изучение и осмысление истории.

И только, исходя из этих задач, необходимо формировать программу каждого музея. Учитывая то, что музеи - это сохранённая в экспонатах история, то необходимо познакомиться и в некоторых случаях тщательно изучить историю музейного дела Беларуси, что было сделано в главе 1 данной работы.

Как показывает история музейного дела, в Беларуси музеи на протяжении долгого времени были закрытыми коллекциями отдельных магнатов из родов Радзивилов и Сапег. И только в 1842 г. в Логойске при поддержке Пия Тышкевича его сыновья Константин и Евстафий организовали местный музей, где разместили преимущественно материалы краеведческого характера, среди них - находки археологических раскопок. Это был первый музей, в котором были собраны экспонаты преимущественно местного характера и он был абсолютно открытым для посетителей.

В 2012 г. исполнилось 170 лет со дня открытия первого краеведческого музея. Однако организаторами Ночи музеев в Минске это факт был упущен, что безусловно отразилось на программе всех музеев.

Тем не менее, по примеру зарубежных коллег эта дата могла бы стать прекрасной общей темой для всех музеев. Ведь музеи есть истоки, история в чистом виде. Не отдать дань Тышкевичам в 2012 году - грубейшая ошибка в творческой составляющей праздника.

Основываясь на исторической дате, каждый музей смог бы организовать индивидуальную программу, в которой отражалась бы как история появления отдельного музея, так и история всей белорусской и мировой культуры в целом. Ведь культура не может существовать отдельно от мирового контекста.

В качестве примера предлагается Музей истории белорусского кино, который в 2011-2012 г.г. представлял программу из трёх фильмов зарубежного производства, что не уменьшает их культурной ценности, но всё-таки не имеет отношения к развитию белорусского кино.

Музей истории белорусского кино основан по инициативе белорусских кинематографистов в Минске в 1976 (в преддверии 50-летия выхода на экран «першай нацыянальнай фільмы» «Лесная быль») как ведомственный при киностудии «Беларусьфильм» для сбора и сохранения материалов о национальном кинематографе, популяризации его достижений. С 1982 по 1988 размещался в Республиканском Доме кино (костел святых Сымона и Алены) Союза кинематографистов БССР, выполняя в основном архивную функцию.

В начале 2002 г. открыт для регулярного посещения в специально реконструированном по решению Совета Министров Республики Беларусь трехэтажном здании - памятнике архитектуры первой половины ХХ века.

К 170-летию первого музея подарком для посетителей могло бы стать праздничное театрализованное представление «Вижу, слышу, узнаю…», посвящённое началу эпохи кино, радио и телевидения.

В театрализованном представлении раскрыты этапы появления кино, радио и телевидения, влияние их на общество. Ведь благодаря этим видам технического прогресса у людей с разных континентов, разной религиозной, этнической принадлежности появилась возможность коммуникации, обмена информации, культурным наследием.

Сегодня уже трудно себе представить себе искусство без такого его вида, как кино. А некоторые учёные полагают, что если лишить человечество всех радио-, видео-документов, то уже через 10 лет произойдёт стирание исторической памяти человечества.

Возможность сохранить культурные ценности на видео - это возможность навсегда запечатлеть культурный опыт целых эпох.

Это ещё раз подчёркивает значимость Музея истории белорусского кино, как площадки, которая может иметь мощную смысловую нагрузку.

Место расположения музея решает ряд художественных задач, т.к. оно является памятником архитектуры начала XX века - времени, когда появилось кино.

Программа ночи может быть построена по разным принципам - вертикальном или горизонтальном, т.е. либо на площадках Музея истории белорусского кино будут единовременно работать персонажи всех временных периодов, либо программа будет начинаться с более раннего периода к более позднему и современному.

Но для того, чтобы эта тема истоков истории не осталась незамеченной среди прочих программ, необходима поддержка и других музеев, а это значит, что нашей белорусской Ночи музеев необходимо централизованное управление. Не тотальный контроль за составлением программ, а организационный штаб, который курировал бы создание программ согласно заданной теме определённого года.

Существует ряд тем, который легко могут быть отражены, если ни всеми, то подавляющим большинством музеев.

Если обратиться к теме Национального художественного музея Беларуси в 2011 году - Пространство женщины, то можно заметить, что объединив все музеи Минска этой темой, эффект был бы гораздо мощнее по силе воздействия на публику. Ведь женщина - это в искусстве и муза, и дьявол. Образы могут быть бесконечно разнообразны, притягательны и неожиданны.

Что же касается темы 170-летия первого музея, то каждый музей смог бы представить действительно уникальные экспонаты истории белорусского искусства и пр.

Ведь задача ночи музеев В Беларуси - это, в первую очередь, приобщение к своей культуре, но совершенно неожиданным путём - путём отражения в ней мировой культуры, отражение в нашей культуре её значимости, неотъемлимости от мирового контекста.

Определившись с организационным и художественным ресурсами необходимо обратить внимание и на финансирование праздника. Как показывает опыт прошедших программ, материально-техническая база оставляет желать лучшего.

Как известно, в Ночи музеев участвуют коллективы исключительно на безвозмездной основе. И если несколькими годами ранее это было некой привилегией, то на сегодняшний день, к сожалению, тенденция стремится к тому, что те же коллективы стараются не затрачиваться на свои программы материально.

Здесь вступает в силу закон банального обмена. Коллективы не получают того уровня огласки мероприятия, которые могло бы им сказать, что это равноценный обмен.

Между тем, несмотря на то, что Беларусь не обладает неким центральным культурным массовым изданием, существуют тем более узкоспециализированные СМИ, которые могут позволить превратить этот фактор в плюс. Информация попадает сразу в нужный сегмент.

Помимо господдержки, информационных партнёров необходимо взять точный ориентир на спонсорскую поддержку. В Беларуси есть ряд предприятий регулярно финансирующих культурные события. К спонсорам можно обратиться не только за финансовой, но и за материальной или кадровой помощью.

После того, как мы определились с финансированием нужно обеспечить необходимую предпраздничную атмосферу.

Ещё раз вернёмся к Ночи музеев-2012 в Москве, символом которой стал лис, переночевавший в картинной галерее Лондона. Лис непрерывно преследовал будущих посетителей Ночи. Лис - олицетворил собой возможность каждого пойти в музей. Таким образом организаторы создали непринуждённую атмосферу, когда каждый хотел пойти в музей «а не в клуб».

Придерживаясь юбилея, 170-летия со дня открытия первого музея, такую атмосферу возможно было бы создать только с ориентиром на тему «каждому необходимо пойти в музей».

Все сопровождающие материалы могли бы нести посыл потенциальному посетителю «что было бы с мировой культурой, если бы не наша история». Таким образом мы бы создали атмосферу необходимости знать свою историю и культуру, чтобы не разрушить мировую. Ведь белорусская культура, история музейного дела - это неотъемлимая часть мировой культуры. Род Радзивилов, который имел возможность бывать за рубежом, получать образование, путешествовать, стали просветителями своего времени, наряду с Сапегами.

Таким образом мы определили основные пункты, в которых необходимы изменения для дальнейшего успешного развития Ночи музеев в Беларуси. А также для становления её, как самостоятельно сильной платформы для современной праздничной культуры Беларуси.

Заключение

Проведя теоретический анализ истории музейного дела Беларуси, коммуникативного подхода в развитии музейного дела, можно говорить о том, что музеи могут стать новой платформой для праздничной культуры Беларуси.

Одним из таких праздников может стать Ночь музеев. На основе проведённого исследования по анализу истории возникновения события, а также анализу прошедших программ в белорусских музеях, следует заметить, что этот праздник может стать самостоятельным и полноценным, если претерпит некоторые изменения и более тщательный подход в подготовке.

Для этого стоит обратить внимание на следующие аспекты: теоретический анализа (истории музейного дела, конкретного музея, события в истории), художественное, тематическое и идейное единство праздника для всех музеев, организационное и финансовое обеспечение праздника.

Организация праздника - это сложный процесс. И от серьёзности, точности в его подготовке зависит, станет ли праздник привлекателен для всех групп населения.

Важным пунктом развития праздника является оценка по его завершению, анализ ошибок и определённых достижений для дальнейшего совершенствования.

Главное условие при котором праздник может состояться - это чувство духовной удовлетворённости новых посетителей музея.

Литература

Музейная деятельность на современном этапе / Сб.науч.тр. СПб гос. Ун-та. - СПб, 1996. - 215 с.

Петрунина, Л.Я. Музейная социология за 20 лет: тезисы / Л.Я.Петрунина // Художественный музей и город. Новые формы деятельности: сб. науч. ст. Вып.Ш. -М.,1988. С.39-41.

Гуд П.А. Тэхналогія стварэння свята: Вучэб. дапам. -- Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры, 2004. -- 224 с.

Хадсон К. Влиятельные музеи Пер. с англ. / Кеннет Хадсон; пер. Л. Мотылев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 194 с.

Пищулин, Ю.П. Музейная аудитория (К постановке вопроса) / Ю.П.Пищулин, Д.А.Равикович // Проблемы совершенствования музейного дела (Музей и современность): сб. статей / под ред. А.Л. Тимрота.-М., 1977.- 147с

http://history.museum.by/be - сайт «Национальный исторический музей Республики Беларусь»

http://artmuseum.by/ - сайт «Национальный художественный музей Республики Беларусь»

http://museumnight.org/ - сайт Ночи Музеев в Москве

http://www.lange-nacht-der-museen.de/ - сайт Ночи Музеев в Германии

www.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru