Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Культура и общество 27.9 Кб.
  2. Культура и общество 26.6 Кб.
  3. Культура и общество 51 Кб.
  4. Культура и общество 25.2 Кб.

Культура и общество

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Культура и общество

Содержание

1. Почему монастыри в средневековой культуре считались центрами культуры?

2. Значение экологической культуры в современном обществе

3. Культурогенез

4. Леонардо да Винчи

Заключение

Список использованной литературы

1. Почему монастыри в средневековой культуре считались центрами культуры?

Как пишет Ле Гофф, Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- С.113 наиболее крупными центрами раннесредневековой цивилизации были монастыри, причем монастыри сельские, изолированные от городов. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в скрипториях и библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благодаря своим земельным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависимых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством, будучи, конечно, в то же время средоточием религиозной жизни и привлекая верующих обычно мощами какого-либо святого.

Было бы неразумно отрицать большую силу притяжения монастырей и их воздействие на общество. Необходимо подчеркнуть, что, пока шла организация новых христианских городских общин, группировавшихся вокруг епископов или распределявшихся по приходам, и пока земельная и военная аристократия еще не обзавелась в поместьях собственными часовнями, сложившимися в частную феодальную церковь, именно монастыри медленно внедряли христианские ценности в сельском обществе, в том мире постоянства и устойчивых традиций, который доселе был менее всего затронут новой религией и которому суждено было сыграть столь важную роль в средневековой жизни. В этом позволяет нам убедиться агиография и иконография, часто более поздняя. Во времена христианизации городов главным актом, который свершался теми, кто обращал в новую веру, было разрушение идолов, то есть статуй богов в храмах. В период же с V по XI в., когда шла евангелизация сельских местностей, это было уже разрушение идолов естественных: вырубание священных дерев, освящение источников, размещение крестов в сельских языческих алтарях.

Можно сказать, что преобладание монастырей свидетельствует о незрелости западной цивилизации в Раннее Средневековье. Это была еще цивилизация отдельных очагов жизни и оазисов культуры среди пустошей, лесов и заросших полей, цивилизация сельского общества, которого едва коснулась монастырская культура. Развал системы коммуникаций и связи античного мира вернул большую часть Запада к примитивному состоянию, которое характерно для традиционных сельских цивилизаций почти доисторических времен, правда, с легким налетом христианства. Стали возрождаться древние обычаи иберов, кельтов и лигуров. Там, где монахи победили греко-римское язычество, они создали благоприятные условия для воскрешения гораздо более древних верований и более хитрых демонов, которые лишь внешне подчинялись христианскому закону. Запад вернулся к состоянию дикости, которая давала о себе знать и прорывалась на протяжении всего Средневековья.

Важно упомянуть и то, что при монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписки книг. Рукописные книги изготавливались из пергамента - особым образом обработанной телячьей или овечьей кожи. Для изготовления одной Библии большого формата требовалось 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто бы не дошли). Здесь складываются хроники - описания событий по годам. Школы течение раннего средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась потом веками. В нее входили семь свободных искусств: три вводные дисциплины - «тривиум» - грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла - «квадриум» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Роль религии и церкви в средневековом обществе // www.srednevekoviye.ru/rol_religii_i_tserkvi_v_srednevekovom_obshchestve.html

Важно представить себе эффективность и пределы деятельности монастырей. Для этого необходимо обратиться к нескольким прославленным агиографией и историографией обителям и монашеским движениям: к Лерену времен христианизации городов, к Монтекассино и развитию бенедиктинского ордена в эпоху начала обращения в христианскую веру сельского мира и к эпопее ирландского монашества, чтобы показать, какими путями шло распространение христианства в Раннее Средневековье. Наконец, можно остановиться на роли монастырей в возобновлении евангелизации на границах западного мира в VIII - IX вв., благодаря чему была продолжена деятельность ирландских монахов.

Лерен был теснейшим образом связан с развитием религиозной жизни в Провансе, представлявшем собой в V-VI вв. важный центр христианства. Пьер Рише недавно напомнил, что в Лерене прежде всего учились аскетизму, а не наукам. Видные духовные лица, на тот или иной срок поселявшиеся там, желали приобщиться к библейской культуре, «состоявшей не столько в ученой экзегезе, сколько в духовной медитации на библейские темы». Своей религиозной атмосферой он обязан был первому аббату Гонорату, выходцу с Востока, и прибывшему оттуда же Кассиану, который позднее стал основателем монастыря Сен-Виктор в Марселе. С 430 по 500 г. через Лерен прошли почти все крупные прелаты провансальской церкви - Сальвиан, Евхерий Лионский, Цезарий Арелатский, Фавст из Рие, бывшие вдохновителями провансальских синодов, на которых были выработаны глубоко запечатлевшиеся в западном христианстве каноны. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - С.115

Влияние св.Бенедикта Нурсийского, обосновавшегося около 529 г. в Монтекассино, оказалось гораздо более сильным - прежде всего благодаря личности самого Бенедикта, чудесам которого Григорий Великий посвятил целую книгу своих «Диалогов», пользовавшихся необычайным успехом на протяжении всего Средневековья и приобщавших людей к жизни этого святого. Изложенные в этом житии Бенедикта скромные чудеса, которые он творил своей повседневной деятельной и созерцательной жизнью, помогали всем постигать сверхъестественное. По этой причине, а особенно потому, что св. Бенедикт написал устав или скорее вдохновил на создание устава, именующегося с VII в. бенедиктинским, он стал истинным основателем западного монашества.

Бенедикт добился гармонии между ручным, интеллектуальным трудом и собственно религиозной деятельностью в монастырской жизни. Таким образом, он указал бенедиктинскому монашеству, история которого отмечена блестящими успехами в VI-XI вв.; путь соединения хозяйственной деятельности с интеллектуально-художественной активностью и духовной аскезой. После него монастыри стали центрами аграрного производства, мастерскими по изготовлению и иллюминации рукописей и яркими очагами религиозной жизни.

Совсем иным был дух ирландского монашеского движения. С тех пор как св. Патрик, захваченный в юном возрасте пиратами и проданный в рабство в Ирландии в первые годы V в., обратился в христианство и стал, занимаясь выпасом овец, проповедовать в этой стране Евангелие, Ирландия превратилась в остров святых. Здесь стали быстро расти монастыри, которые наподобие восточных обитателей представляли собой городки из отшельнических хижин, группирующихся вокруг хижины аббата. Эти монастыри оказались рассадниками миссионеров, которые в V-IX вв. распространились по соседним Англии и Шотландии, а затем хлынули на континент, куда принесли свои обычаи, ритуалы, практику выстригания тонзур, свои оригинальные пасхальные таблицы, которые папству с трудом удалось заменить римской системой расчета, свою неутомимую страсть к созданию новых монастырей, откуда они осуществляли евангелизацию все новых стран, искореняя языческую веру в идолов. Некоторые из них, как св. Брендан, искали уединения на океанских просторах и заселяли пустынные островки, выступающие над водой рифы, живя над опасными пучинами моря. Легендарная одиссея Брендана впоследствии поражала воображение всего средневекового западного мира.

В VI-VII вв. Ирландия экспортировала около 115 святых мужей в Германию, 45 - во Францию, 44 - в Англию, 36 - на территорию современной Бельгии, 25 - в Шотландию, 13 - в Италию. Если большинство из них - личности легендарные, вышедшие из фольклора, то это еще лучше подтверждает, как заметил Бернар Гиймен, сколь глубокий спад оставило ирландское монашество в ментальности и чувствованиях западного мира. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - С.117

Наиболее знаменитым из этих святых был Колумбан, который между 590 и 615 гг. основал Люксей и Боббио, в то время как его ученик Галл дал свое имя другому монастырю, которому было уготовано блестящее будущее. Всем этим и другим общинам Колумбан дал свой устав, который одно время успешно соперничал с уставом св. Бенедикта.

Ирландские монахи, наконец, приняли участие в великом движении за христианизацию Германии и ее окраин в VII-VIII вв., которое опиралось на основанные ими монастыри. Так Сен-Галлен (основан Галлом около 510 г.) дал жизнь монастырям св. Бавона в Генте (основан св. Амандом около 630 г.), св. Эммерана в Регенсбурге (основан около 650 г.), в Эхтернахе (основан Виллибродом около 700 г.), в Рейхенау (основан Пирмином в 744 г.), в Фульде (основан Штурмом по настоянию св. Бонифация в 744 г.), в Корвее - в 822 г. С V по IX в. на всех фронтах борьбы за христианиэацию - в городах, в сельских местностях и за пределами христианского мира - монастыри играли наиболее важную роль.

В этой долгой ночи Средневековья, с V по VIII в., свет излучали и ученые мужи, которых Р. Ренд назвал «зачинателями средних веков». Их исключительная роль заключалась в том, что они спасли основное из античной культуры, изложили его в доступной для средневековой мысли форме и придали ему необходимое христианское обличье.

2. Значение экологической культуры в современном обществе

Прежде всего, необходимо разобраться, что представляет собой экологическая культура.

«Экологическая культура - процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Библиотека в школе. - 2006. - №12. - С.35

На сайте Казанского государственного университета размещено следующее определение: «Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования». Там же. - С.35

По определению Б.Т.Лихачева, сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Для характеристики сущности и структуры экологической культуры личности Борис Тихонович использует такие понятия, как «экологическое восприятие», «экологическое воображение», «экологическое чувствование».

Еще определение понятия «экологическая культура» дано Владимиром Константиновичем Назаровым (Забайкальский государственный педагогический университет, г. Чита): «Экологическая культура - это система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающая высокое качество его жизни, реализуемая через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленная в подсознании человека. В результате чего он живет столько и таким образом, как это заложено в нем его генетической программой, а среда обитания или остается в неизменном виде, или преобразуется таким образом, что ее новое состояние не влияет на дальнейшее полноценное существование человека даже в отдаленном будущем». Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Библиотека в школе. - 2006. - №12. - С.35

В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны.

Экология - наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю, окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставляет себя природе и оценивая свою деятельность и ее результат как культуру. Человек - часть биосферы и живет ее продуктивностью, которая, к сожалению, существенно ограничена. У биосферы свои законы эволюции и механизмы регулирования численности популяций растений и животных. Так, формирование южнорусских черноземов заняло у биосферы 250-400 лет, а человек ухитрился их истощить за считанные десятилетия. Когда не хватало продуктов питания, биосфера предоставила первобытным племенам возможность самостоятельно регулировать свою численность. Ландшафт становился ареной жестокости и насилия.

Возможности не тождественны действительности, а она такова, что получаемая планетой солнечная энергия практически полностью расходуется на фотосинтез, который достиг своего предела. Видимо, следует вспомнить о том, что культура содержит в себе не только культ разума и мечты, но и систему запретов, и распространить эту систему запретов на агрессивные, разрушительные, утилитарные, чисто потребительские импульсы человека в отношении биосферы.

Одна из трагедий культуры состоит в том, что она способна трансформировать необходимость в эгоистическое желание индивида сделать естественную необходимость прихотью и престижем.

Экологическая проблема затрагивает всю планету. Конечно, в разной степени и в разных формах. В нашей стране экологическое неблагополучие обострено недостаточной продуманностью реформ в области экологии и политическими просчетами президентской власти. Но экологическая культура, в конечном счете, забота всего человечества. Биосфера не знает национальных границ, и решать экономическую проблему человеческое сообщество должно сообща.

Таким образом, можно выразить значение экологической культуры, которое заключается в системе воздействий человека на среду обитания, обеспечивающей высокое качество жизни посредством передачи опыта, технологий из одного поколения другому, что в дальнейшем оказывает положительное влияние на полноценное существование человека.

3. Культурогенез

Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - С.6

У самого определения «культура» нет однозначного толкования. На сегодняшний день у слова «культура» существует около тысячи определений, которые можно найти как в учебниках по культурологии, в словарях, так и в монографических работах различных исследователей.

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей; это совокупность технологий осуществления коллективной жизнедеятельности.

Число функций весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.

Наиболее общей функцией признается функция обеспечения социальной интеграции людей: формирования оснований их устойчивого коллективного существования.

Можно перечислить следующие функции культуры:

- информационная функция; - познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений; - регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной активности людей; - семиотическая (знаковая) функция представляет собой определенную знаковую систему культуры. - ценностная (аксиологическая) функция отражает культуру как систему ценностей.

Культура существует в двух видах - материальном и духовном.

В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура. Совокупность нематериальных элементов образуют духовную культуру: нормы, правила, законы, ритуалы, мифы, символы, знания,

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

Культурные универсалии - это нормы, ценности, правила, традиции, которые свойственны всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Некоторые исследователи выделяют более семидесяти универсалий, среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, танцы, образование, семья, законы, медицина, число, личное имя и др.

Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура выступает как синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в духовной (язык, литература, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, традиции труда) сферах жизни и деятельности.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, демографических, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура.

Субкультура и контркультура. Субкультура (от лат. Sub - под)- это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией.

Контркультура - при определенных условиях субкультура переходит в

· контркультуру (от лат. сontra - против) - совокупность социально-культурных

· установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям

· господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре.

Традиции - это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узаконивают и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как уклонение от идеала.

Основополагающие институты культуры:

- миф (от греч. mytos - сказание) - появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях.

- религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

- искусство - это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности.

- наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Культурные нормы - понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.

Культура и цивилизация. Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат.

Термин «культурогенез» означает происхождение культуры. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 137

В качестве примера можно привести становление культуры в первобытном обществе, средневековой цивилизации.

4. Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочных личностей среди когда-либо живших на Земле людей. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст - он намного опередил свое время.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, в семье нотариуса. Гений Ренессанса // www.leonardodavinchi.ru

С 15 лет учился живописи у знаменитого художника Верроккьо и, еще будучи учеником, превзошел в мастерстве своего учителя. В юности Леонардо сблизился с астрономом Тосканелли, который привил ему огромный интерес к астрономии, математике и физике.

Уже первые его полотна - «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» - дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных, занимается механикой, архитектурой, созданием различных приборов. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.

В начале 80-х гг. XV в. Леонардо переезжает в Милан, ко двору герцога Людовико Моро, там он активно изучает военное дело, гидротехнику и занимается устройством придворных фейерверков. Он работает над созданием летательного аппарата, подводного колокола, прототипов геликоптера и подводной лодки.

В 1499 г. Леонардо живет в Венеции, затем во Флоренции, в 1514 г. в Риме. По всему пути своего следования Леонардо оставляет изумительные по силе и красоте картины и настенные росписи.

Около 1503 г. во Флоренции он создает знаменитую картину «Мона Лиза», более известную как «Джоконда». В январе 1516 г. Леонардо да Винчи принял приглашение короля Франциска I и переехал во Францию. Здесь он прожил последние 4 года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.

Его лучшими произведениями считают: «Поклонение волхвов» (Флоренция), «Тайная вечеря» (1498 г., фреска в монастыре Санта Мария Делла Гра-цие в Милане), «Святое семейство» (СПб, Эрмитаж), «Мадонна Литти» (СПб, Эрмитаж), «Мона-Лиза» (Лувр). Из многочисленных записок Леонардо (около 7 тысяч листов и рисунков), разрозненных и не систематизированных, исследователи его творческого наследия скомпоновали три трактата: «Трактат о живописи», так называемый «Атлантический кодекс», в котором содержится немало мудрых мыслей и афоризмов, «Трактат о полете птиц».

Леонардо да Винчи являлся совершеннейшим представителем того типа «универсального человека», который был идеалом итальянского ренессанса. Умер в 1519 г. в замке Клу.

Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены 4 вопроса по курсу культурология.

В первом вопросе «Почему монастыри в средневековой культуре считались центрами культуры?» было отмечено, что монастыри поддерживали интеллектуальную культуру. При монастырях обычно организовывались библиотеки, а в скрипториях существовали специальные мастерские для переписки книг. Здесь же складываются хроники - описания событий по годам.

В период раннего средневековья в монастырях постепенно складывается школьная программа, которая не менялась веками. В нее входили семь свободных искусств: три вводные дисциплины - «тривиум» -грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла - «квадриум» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Исключительная роль монастырей сводилась к тому, что они сумели спасли основное из античной культуры, изложили его в доступной для средневековой мысли форме и придали ему необходимое христианское обличье. монастырь культура экологический леонардо

Во втором вопросе были даны определения разных авторов понятия «экологическая культура», объяснено значение экологической культуры, которое заключается в системе воздействий человека на среду обитания, обеспечивающей высокое качество жизни посредством передачи опыта, технологий из одного поколения другому, что в дальнейшем оказывает положительное влияние на полноценное существование человека.

В третьем вопросе были даны основные понятия из курса культурология.

В четвертом вопросе приведена биография и основные работы Леонардо да Винчи - одного из самых известных деятелей мировой культуры.

Леонардо да Винчи был одним из самых ярких и загадочных личностей среди когда-либо живших на Земле людей. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст - он намного опередил свое время.

Его лучшими произведениями считают: «Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона-Лиза».

Среди его творческого наследия есть три трактата: «Трактат о живописи», так называемый «Атлантический кодекс», в котором содержится немало мудрых мыслей и афоризмов, «Трактат о полете птиц».

Леонардо да Винчи считают совершеннейшим представителем «универсального человека», который был идеалом итальянского ренессанса.

Список использованной литературы

1. Галкин Ю. Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность// Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2004. - № 3 - С.116-120.

2. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 216 с.

3. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 104с.

4. Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Библиотека в школе. - 2006. - №12. - С.34-36.

5. Культурология: Учеб. пособие / Т.Н. Волобуева, Т.А. Дьякова, С.Н. Жаров и др.; Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 303 с.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 560 с.

7. Павлов А. Н. Основы экологической культуры. - СПб.: Политехника, 2004. - 336 с.

8. Сосунова И. А. Современные проблемы формирования и актуализации экологической морали // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2005. - № 2. - C. 132-136.

9. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 137-148.

10. Гений Ренессанса // www.leonardodavinchi.ru

11. Роль религии и церкви в средневековом обществе //www.srednevekoviye.ru/rol_religii_i_tserkvi_v_srednevekovom_obshchestve.html

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru