Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Художественная культура Древнего Египта 98.2 Кб.
  2. Культура Древнего Египта 32.2 Кб.
  3. Культура Древнего Египта 37.2 Кб.
  4. Культура Древнего Египта 69.4 Кб.
  5. Культура Древнего Египта 38.3 Кб.
  6. Культура Древнего Египта 36 Кб.
  7. Культура Древнего Египта 53 Кб.
  8. Культура Древнего Египта 52.7 Кб.
  9. Культура Древнего Египта 76.4 Кб.
  10. Культура Древнего Египта 28.2 Кб.

Культура Древнего Египта

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

Введение

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам.

Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

1. Периодизация истории Древнего Египта

1.1 Додинастический период

Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов.

5-4-е тысячелетия до н.э. Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая ГЕРЗЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА, эпохи энеолита (4-е тыс. до н.э.). Названа по могильнику Герзе (Ниж. Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками.

Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н.э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область - «ном», писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н.э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество и их площадь менялись. Между номами активно велась борьба за землю, скот и рабов.

1.2 Древнее царство

28 - 23 вв. до н.э. Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные походы на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

В этот период наряду с общественным появляется и частное землевладение. Интенсивно укрепляется государственный аппарат, который возглавляет верховный сановник - тчати. Часть номовой знати, группировавшаяся вокруг двора фараонов, превращалась в придворную знать. Формируется постоянное войско, укомплектованное общинниками или иноземцами.

Единство Египта воплощалось во власти фараонов - неограниченных хозяев всей страны и верховных собственников всех земель. Власть фараона постепенно усиливалась. Он был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён

Многие ученые считают этот период самым великим в египетской истории. Его называют еще Мемфисским царством, так как столица была перенесена из Абидоса в Мемфис - греческое название Меннеферта, главного города I нома Нижнего Египта. Именно в этот начальный период истории Египта утвердились первые гражданские и религиозные законы, установились каноны искусства и родилась письменность. Самым великим фараоном этой эпохи был Зосер - основатель III династии. При нем был сооружен первый гигантский каменный монумент Египта - ступенчатая пирамида в Саккара. Он же учредил должность помощника царя - первого министра (визиря) в своей администрации, которая со временем разрослась и иерархия которой усложнилась.

При основателе IV династии Снефру началось строительство гладкостенных пирамид. V династия называлась «гелиополийской», так как она происходила из города Гелиополя, и ее первые три фараона были зачаты женой жреца бога Ра от самого бога. С этого времени все фараоны стали называться «Сыновьями Ра». Тексты Пирамид датируются этим периодом и относятся ко времени военных походов в Азию и Ливию. Самой заметной фигурой VI и последней династии Древнего царства был Пепи II, правивший дольше всех в истории Египта: он занял трон в 6 лет и пребывал на нем 94 года. Но в конце его царствования центральная власть ослабла и попала в руки номархов (феодальных князей), которые оспаривали ее друг у друга, а фараон не мог ни вмешаться, ни противостоять им. Затем начинается первый переходный период: промежуток времени от VII династии (около 2180 г. до н.э.) до начала XI династии (около 2130 г. до н.э.). Это долгий, смутный, беспокойный период, когда Египет не раз становился жертвой анархии и социальных потрясений.

1.3 Среднее Царство

21 - 18 вв до н.э. Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления цетральной власти и политического распада страны (в конце правления фараонов IV династии), её экономического упадка и запустения ирригационной системы страны. Дошедшие до нас надписи этого времени постоянно говорят о голоде. В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, нашествия чужеземцев, восстания крестьян и рабов, что несомненно наложило свою печать на духовную жизнь египтян.

В конце XXI в. до н.э. страна была вновь объединена усилиями фиванских правителей, основавших XI династию фараонов. Они подчинили себе весь Египет и сделали Фивы столицей государства. Опираясь на мелких и средних рабовладельцев и зажиточных ремесленников, Аменехмет I, первый правитель XII династии ограничил привилегии правителей номов. При последних фараонах XII династии номовая власть была лишена политической самостоятельности.

Для упрочения материальной основы своего престижа фараоны Среднего царства были вынуждены снова накапливать земельные богатства, вести захватнические войны в Нубии, Палестине, Сирии ради добычи золота и тех видов сырья, которыми не был богат Египет. Фараоны провели также грандиозные осушительные ирригационные работы в Среднем Египте. Благодаря этому выросла производительность труда в стране и стали более оживлёнными внешняя торговля и обмен с Сирией, Палестиной, Нубией. С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь.

Возможность реализации хлебных излишков за границей вела к усиленной эксплуатации рабов и бедных общинников. Поскольку и продукты ремесла всё больше становились предметом торговли, фараоны и номархи увеличивали рабочий день ремесленникам в принадлежащих им мастерских. Такая жестокая эксплуатация в конечном счёте привела к массовым выступлениям бедняков и рабов. Во время одного из восстаний в Египет из Азии вторглись кочевые племена скотоводов, которые покорили весь Египет и почти на 100 лет утвердили в нём свою власть. До самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии, как о катастрофе.

Война за независимость закончилась к 1622 году до н.э. под руководством Ахмоса, основателя XVIII династии, который преследовал врагов до южных границ Палестины и объединил весь Египет под своим владычеством.

1.4 Новое Царство

16 - 11 вв до н.э., правление XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Фиванские правители, победив гиксосов, не ограничились их изгнанием.

После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В её правление была предпринята экспедиция в стрену Пунт, расположенную на полуострове Сомали и славившуюся своими благовониями. Фактически вся Передняя Азия и Нубия были подвластны египетской державе. Египетское владычество простиралось и на острова Средиземного моря, в первую очередь на Крит. Египетское государство превратилось в централизованную раннерабовладельческую монархию военного типа.

Наибольшей политической мощи Египет Нового царства достиг при Тутмосе III, внуке Яхмоса I. В общественной жизни страны огромную роль стало играть жречество, особенно столичное в Фивах. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи.

Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. Они способствовали притоку богатств и рабов в Египет и вызывали сопротивление народов, казалось бы, навечно покорённых фараонами в Нубии и Передней Азии. Фараон Рамсес II, не порывая решительно вновь укрепившимися фиванскими жрецами, старался лишь ослабить их огромную власть. Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром.

Правление Рамзеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства.

Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому облик Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение нескольких веков достраивались храмы Амона-Ра - современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов.

1.5 Поздний период

древний египет фараон религия

11 - 4 вв. до н.э., время правления XXII-XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий. В XI-VII веках укрепилась власть монархов. С середины X века до н.э. до конца VIII века до н.э. Египет снова был единым под управлением XXII, XXIII и XIV ливийских династий, устроивших свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. С конца VIII века до н.э. по первую половину VII века до н.э., в период господства нубийской династии столицей снова стали Фивы. В 671 году до н.э. Египет был покорён ассирийцами, против которых вели борьбу правители Дельты и победили, объединив под своей властью весь Египет. В 525 году до н.э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. С 528 г. до н.э. Египет стал персидской провинцией (сатрапией). В течение V и IV веков до н.э. египтяне боролись за освобождения от этого ига. В 341 г. до н.э. персы вновь вторглись в Египет, подвергнув его страшному разорению.

Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н.э., когда страна была завоёвана Александром Македонским и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.

2. Многобожие египетской религии

2.1 Мифология и религия

Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого общества.

Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.

Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о «священной земле», «матери природы», а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его «старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям». Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из «глаза солнечного бога Гора», или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, «которые пребывают в воде» и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.

Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.

С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.

С телом (Хат) был связан Ка, или «двойник» человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.

Душа же называлась египтянами Ба, Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.

Существовал в представлении египтян и духовный разум, или дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.

Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.

Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.

В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы. В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.

Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.

Кроме богов «Великой Эннеады», была группа из девяти богов, получившая название «Малой Эннеады», и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.

Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:

1) Тему, или Атму, т.е. «тот, кто завершает» день, подобно тому как Птах был богом, «который его открывал». В гимнах Тему именовали «создателем богов» и «творцом людей». Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.

2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.

3) За ним следовала сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).

4) За ними следовал Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его «Великим Гоготуком», отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир.

5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.

6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших.

7) Исида - жена Осириса и мать Гора (Хора), богиня природы, олицетворявшая собою рассвет. Почиталась египтянами в качестве «Божественной Матери», которую изображали в виде женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).

8) Сет - сын Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами как бог, помогавший душам умерших всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо.

9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.

Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими

Египетская мифология

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Египетская мифология начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.

Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим утром вновь рождает его. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества.

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога.

2.2 Заупокойный культ, «книга мертвых», пирамиды.

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем «Ка», жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром», и месть их будет страшной. Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать. Так один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить от преследований, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.

К посмертным дарам принадлежала так называемая «Книга мертвых» - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний «Книги мертвых» гласит: «Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света».

Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.

Пирамиды

Уникальными памятниками древнеегипетской культуры и цивилизации являются пирамиды. Это не просто усыпальницы фараона, но и символ государственной мощи - особенно если учесть, что они сооружались при жизни фараона в течение многих лет. На их строительство принудительно направлялись десятки (порой сотни) тысяч «государственных рабов», использовались и рабы, захваченные в плен. Участие в постройке пирамид представлялось как религиозная обязанность, попытки же уклонения от нее жесточайшим образом карались.

Согласно вероучениям египетских жрецов, всякий человек обретал бессмертие, если полностью соблюдался ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, а просто заворачивались в циновки и опускались во рвы. Древнейшая из египетских пирамид была возведена около 5 тыс. лет назад для фараона Джосера, который считался открывателем камня как строительного материала. Строитель пирамид, Имхотеп, также был обожествлен как «первый после царя, управитель великого дворца, покровитель плотников и писцов». Самая же грандиозная пирамида Хуфу (Хеопса), высотой почти 147 м, и занимающая площадь пять гектаров. Она сложена из 2300 тыс. гигантских камней весом по 2-3 т, столь плотно пригнанных, что между ними невозможно просунуть даже иглу. Немногим уступает ей (143,5 м) пирамида Хаффы (Хефрена).

Начиная со II тыс. до н.э. их стали строить не из камня, а из кирпича - это было проще и менее разорительно, но такие размеры не могли уже быть достигнуты. Вовсе было прекращено строительство пирамид к началу I тыс. до н.э. Для усыпальниц фараонов отводились теперь хитроумные тайники-лабиринты, имелись они и в самих пирамидах. Они стоили жизни многим грабителям, но все равно не могли их остановить, так же как и грозные боги.

2.3 Храмы и жрецы Древнего Египта, сакрализация власти фараона

Храмы строились по одному образцу. Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемые солнечные храмы. Назывались они по разному - Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились под открытым небом.

В период Нового царства появляется новый вид храма. В плане он имел вытянутый прямоугольник. Участок, занятый храмом, окружала массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обе стороны статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху и оканчивались карнизом. Такое оформление фасада обычно называлось пилоном (по египетски бехен). К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном - стояла статуя главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, обычно богини - жены и бога - сына. Вокруг основных помещений распологались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов был обычно выше боковых. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни.

Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилого дома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно - храм считался жилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению. Среди рукописей храмовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласно преданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, который был впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египта был храм в Карнаке, в древности называемый Ипет - сут. История Египта застыла на его стенах, пилонах и карнизах. Здесь можно найти не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Описание походов Тутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса 2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта - все это и многое другое сохранили нам здания Карнакского храма. Храм был посвящен Амону - Ра.

Храм строился на протяжении ряда столетий различными зодчими. Масштабы этого храма были поистине огромны. Главный его пилон имел в ширину 113 метров, в высоту - 43, 5 метра и в толщину 15 метров. Большой зал этого храма занимал площадь 5. 000 кв. метров - на нем мог разместиться знаменитый парижский собор Нотр Дам. Потолок этого гигантского помещения покоился на 134 колоннах расположенных в 16 рядов. Колонны были высотой от 19 до 14 метров. Поверхность стен и колонн была покрыта цветными рельефами площадью 24. 282 кв. м. Так называемый Луксорский храм, посвященный Амону - Ра, Мут и Хонсу, был вторым по величине храмом Фив. Оба храма были соединены друг с другом аллеей сфинксов.

Люди, обслуживавшие эти храмы - жрецы предстовляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамсеса 3 они владели 10% обрабатываемой земли и 6% населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы считались на царской службе. Эта служба довольно хорошо оплачивалась и скоро жреческие должности стали передоваться по наследству. Само жречество было организовано по особому порядку. Каждой из божеств имело свой клир (организацию), во главе которого стоял верховный жрец, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира зависило от котировки конкретного божества. Так, во времена Нового царства клир Амона - Ра был самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, который зависел от божества. Ему подчинялись множество жрецов, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем жречества были так называемые Хем - нечер - рабы божьи. Они были главными отправителями культа. Затем шли Херихебы - чтецы и знатоки священных текстов. Большое количество низшего духовенства выполняло самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались Уабу - чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал по свою власть все клиры, всех жрецов. В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы - Чер - пер - анх. Это была очень важная и престижная должность. Жрецы были обязаны носить одеяние из белого лена, ни в коем случае не из шерстянных тканей. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры. На ногах у них были белые сандали. Они должны были часто совершать омовение и брить волосы на теле и голове.

Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу - человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира.

Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса. Культ фараона проявлялся в Египте во множестве обрядов: так, когда наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на древнеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце сезона полевых работ. Хотя наиболее ярко культ фараона выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона - не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина - члена общины. Сама пирамида символизирует собой лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу.

Сам погребальный обряд - последний путь умершего фараона, в точности повторял путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме на востоке: это ворота в начале его пути. Далее вела дорога восхождения к заупокойному храму находящемуся на западе, где проходила церемония обожествления фараона. После проведения этого главного ритуала гроб с мумией помещали в саркофаг.

В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса - царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп I, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.

3. Искусство и наука Древнего Египта

3.1 Развитие науки

Религиозный заслон и сформированные понятия мировоззрения у египтян не могли сдерживать научный прогресс. Египетская культура славилась высоким уровнем накопленных знаний, а именно высокие достижения были приобретены в математике, астрономии и медицине.

Математические познания помогали египтянам рассчитывать сроки созревания урожая, измерять площади аграрных земель, а астрономические наблюдения позволяли узнать окончание подъема вод Нила или начало его отлива. В свое время египтянам удалось создать довольно точный календарь благодаря длительному изучению небесных светил. Астрология была основной наукой, которая описывала поведение Нила. Египтяне разделили год на три сезона, по 4 месяца каждый. Каждый месяц имел 3 декады по 10 дней. В году находилось 36 декад, каждая из которых относилась к своему созвездию, которые были названы в честь богов. Последний месяц имел 5 добавочных дней. Это говорило о том, что египтяне составили годовой календарь с 365 днями. Начало года они сопоставили с подъемом воды в Ниле, а если точнее, то год у египтян начинался 19 июля по нынешнему календарю. Этот день характеризовался восходом самой яркой звезды - Сириуса. Также египтяне разделили сутки на 24 часа, но величина часа в то время не имела постоянного значения и могла изменяться. Это обусловлено временами года (летние часы были длиннее, ночные кроткими, зимние длинными).

Египтяне изучали небо без специальной оптики, и они видели, какие планеты движутся, а какие небесные тела остаются неподвижными. Были описаны созвездия, которые имели названия животных (Бык, Скорпион, Гиппопотам, Крокодил и т.д.). Египетские астрологи создали карты небесного неба, а одна из точных карт неба была нанесена на потолок гробницы Сенмута, который был фаворитом царицы Хатшепсут. Египетская астрономия не выводила астрономических домыслов по поводу небесных светил, что также встречалось у вавилонян. Также египтяне изобрели первые водяные и песочные часы.

Математика развивалась в Египте не только для подсчета времени подъема воды в Ниле, площадей посевных полей и подсчета урожайности, ее широко использовали в строительстве храмов и гробниц Фараонов. Египтяне придумали собственную систему исчисления, которая напоминала десятичную. Египтянам удавалось производить сложные математические расчеты, прибавлять и отнимать, умножать и делить, разбираться в дробных выражениях, в числителе которых всегда стояла 1.

Конечно, основную задачу математика выполняла при решении задач поставленных в быту - расчет урожая, раздел имущества, расчет вместительности амбар и т.д. Но египтяне могли с легкостью рассчитать площадь круга или поверхности полушария, а также определить объем усеченной пирамиды. Их умение не ограничивалось этим, им были подвластны расчеты с возведением в степень или извлечение решения из под квадратных корней. О высоких познаниях египтян в области математики можно судить из древних папирусов, которые хранятся - один в Лондоне (папирус Ринда, который описывает более 80 сложных математических задач), а второй в Москве (папирус, описывает решение 25 задач).

Древнеегипетские врачи славились глубокими познаниями в области медицины. Основным доказательство этой теории является представленные нам хорошо сохранившиеся мумии. Благодаря мумификации трупов ученные того времени могли изучать анатомические особенности строения человеческого тела. До нашего времени сохранилось более 10 медицинских папирусов, которые доказывают высокий уровень познаний древних египтян в области медицины. Эти познания не только связанные с анатомией и строением человеческого тела и его внутренних органов, но и хирургические познания того времени. Уже в то время существовала классификация врачебных специальностей. Египтяне считали, что только один врач должен уметь лечить одну болезнь. Поэтому такое разделение способствовало большому количеству врачей. Такая система предусматривала, что один специалист лечит глаза, другой - голову, третий - живот, четвертый - зубы и т.д. Врачи древнего Египта описали более 100 болезней и дают рекомендации по их лечению. Самое главное открытие древнеегипетских медиков - это описание кровеносной системы человека и сердца, как основного органа в этой системе. Они описывают это в папирусе Эберса, в котором сказано, что сердце пульсирует, и от него идут кровеносные сосуды ко всем внутренним органам человека. Также в свое время современными археологами были обнаружены древнеегипетские хирургические инструменты, которые свидетельствуют о развитии хирургии в то время.

Конечно, религиозные препятствия не давали науке стремительно развиваться в Древнем Египте. Нельзя не сказать, что египтяне бережно относились к своей культуре и истории. Поэтому нам известно, что основными формами сохранения исторических фактов являлись египетские летописи, которые поведали о царствующих династиях и о самых основных исторических событиях того времени. Мы узнали, на какую высоту в то время подымался Нил, как и кем строились храмы, дворцы и гробницы, а также описывались военные действия, которые велись Древним Египтом. Благодаря одной из летописей (Палермского камня) мы узнали историю правления первых пяти династий. Туринский царский папирус раскрыл нашим современникам список египетских правителей древнего Египта. Также существует летопись «Анналы Тутмоса III», которая описывает историю его походов.

Письменность древнего Египта

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь.

Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари!

Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому послеслова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака. Верхний знак передает звук «с», а нижний - «ш».

Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, т.е. алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит - азбуку из 25 букв.

Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: (П + Н) - пен «этот».

Но были звуковые знаки которые передавали сочетание сразу двух, трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф «перо» передавал сочетание Ш - В, иероглиф «корзина» - И - Б; иероглиф чёрный ибис Г - М; иероглиф «заяц» - В-Н; иероглиф «солнце с лучами» - три согласных - В-Б - Н; иероглиф перекрещенные палочки - Х - С - Б; иероглиф «тесло» - С - Е - П; иероглиф «пестик со ступкой» - четыре согласных - Ч - С - М - Н и т.д.

Иероглиф «сидящий мужчина» определял слова «человек, писец» и.т. п.; иероглиф «связанный пленник» - слова «пленник, враг»; иероглиф «идущие ноги» - «ходить, бежать»; иероглиф «три горы» - «чужеземная страна»; иероглиф шкура с хвостом - «животное, зверь» и т.д.

Эта довольно сложная система письма и явилась одной из причин того, что дешифровка иероглифов заняла много времени. Но, кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности.

Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полосни склеивались - и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами, выделяя начало абзаца или главы «красной строкой». Вместо ручки или пера употребляли тростниковую палочку, разжеванную на конце.

Развитие искусства

Египетское искусство 11 - 8 вв. до н.э. представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние крупные дополнения Карнака - строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Архитектура древнего Египта

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души». По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.

Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н.э.) стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон - современный Эль-Амарна) отличается заострённостью образов, почти гротескной трактовкой индивидуальных, болезненно-уродливых черт фараона и членов его семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древне-египетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем). Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н.э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями). Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ).

Искусству 2-й половины 14 в. до н.э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древне-египетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки. Последний расцвет древне-египетское искусство пережило при фараонах так называемой Саисской династии (7 в. до н.э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые проиэведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Каир).

Заключение

Таким образом, проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры.

Древнейшая цивилизация Востока была египетская - на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры.

Самые древние в мире и массивные монументы из камня - египетские пирамиды - были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны.

Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.

Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое - раннее зарождение там классовых отношений и государственности; второе- изолированное географическое страны, что затрудняло культурные заимствования извне; - третье, тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала.

Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом.

Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини - матери Исиды - получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него - европейским.

Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

Список литературы

1. http://www.mystic-chel.ru

2. Культурология: Курс лекций: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина, 1996.

3. История древних цивилизаций - СПб.: Полигон: АСТ, 1999.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. - М.: Юрайт, 1998.

5. http://www.artprojekt.ru

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru