Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Художественная культура Древнего Египта 98.2 Кб.
  2. Культура Древнего Египта 32.2 Кб.
  3. Культура Древнего Египта 37.2 Кб.
  4. Культура Древнего Египта 69.4 Кб.
  5. Культура Древнего Египта 38.3 Кб.
  6. Культура Древнего Египта 36 Кб.
  7. Культура Древнего Египта 53 Кб.
  8. Культура Древнего Египта 52.7 Кб.
  9. Культура Древнего Египта 76.4 Кб.
  10. Культура Древнего Египта 28.2 Кб.

Культура Древнего Египта

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

31

/

Содержание

Введение

1. О происхождении древних египтян

2. Стремление к бессмертию

3. Многобожие и культ фараона

4. О расшифровке письменности египтян

5. Литературные достижения египтян

6. Особенности древнеегипетского искусства

7. Научные достижения Египтян

8. Эллинистический Египет. Египет - Римская провинция

9. Писатели, от которых нам известно о Египте

Заключение

Литература

Введение

«Искусство есть одно из средств общения между людьми».

Г.В. Плеханов

Культура Древнего Египта всегда таила в себе множество загадок. Она пленит и тянет к себе своей необычностью и неповторимостью.

Выбрал тему «Культура Древнего Египта» из-за собственного интереса к ней, а также, потому что считаю, что это наиболее важные страницы истории искусства и культуры, так как именно в Египте появились первые их проявления, до сих пор поражающие с невероятной силой весь мир.

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека - функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

В своей работе я хотел бы провести читателя по основным вехам развития искусства в Древнем Египте и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием об их существовании.

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много.

Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство, спорт, науку.

Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки. Более поздние изображения эпохи палеолита - это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны.

Живописные изображения мезолитической поры 10-6 тыс. до н.э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит, 6-2 тыс. до н.э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н.э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т.е. архитектура больших камней: от греческих корней «мег» - большой и «лит» - камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы - менгиры - высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

Усложнение общественной жизни способствовало расширению образного диапазона искусства.

Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий.

Упор в своей работе я сделаю на религиозные аспекты, которые будут прослеживаться выходом за грани развития Древних времен, затрагивая некоторыми аспектами даже современность, основные открытия и, конечно, архитектурное искусство, так как культура Древнего Египта без этого не может быть представлена.

1. О происхождении древних египтян

О происхождении древних египтян мало что известно.

Одни ученые - египтологи - считают, что они выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божественное происхождение.

В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода:

1. Древнее царство

2. Среднее царство

3. Новое царство

Они охватили период с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и приверженном традициям обществе.

2. Стремление к бессмертию

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь воссоединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации - искусству изготовления мумий.

Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиде.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались

Сах - тело человека

Шунт - его тень

Рен - его имя

Ах - его привидение

Ба - проявление сущности.

Ведущую роль играла Ка - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.

Древнейшие фараоны были захоронены в мостобах - это были прямоугольные сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения с треугольными боковыми сторонами - пирамиды, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Считается, что пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамид и храмов считалась религиозным обязательством крестьян. Пирамиды и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощали казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.

Археологи насчитали около ста пирамид, но они не все дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса в Гизе, около Каира. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 т. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 млн 300 тыс. таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение - запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света (в представлении античного общества семь чудес света - это наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии). Позднее, во II тыс.до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих царей. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах, заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

3. Многобожие и культ фараона

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях 'отца истории' Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха.

'Тексты пирамид' - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э.

Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин 'фараон' появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало 'дом великий'. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось 'устойчивое явление Ра'. Третьей частью имени было имя фараона как 'золотого Хора'. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.

К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен-Хепер - Ра. И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество. Оно предварялось словами 'сын Ра', а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос-Нефер-Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам.

Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут.

В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.

Весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги.

И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали также, что фараон -- это живое подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и лунной ладье ночью.

Богов в Древнем Египте было множество, у каждого города их могло быть несколько.

Главным был бог Солнца -- Ра, царь и отец богов.

Одним из важнейших богов был Осирис -- бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства.

Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства.

Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Также как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись птицам, жукам, кошкам. Наиболее важным из животных культов был культ быка Аписа. Он почитался как земное воплощение бога Птаха, создателя и организатора Вселенной, а также бога воды, земли и мирового разума. Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением «ложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника -- «новорожденного Аписа» -- были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати. Считалось, что Птах выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов - бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб - бог Земли и Нут - богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.

Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди. Сын Исиды и Осириса - бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам -- скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так; «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо -- творец Вселенной -- едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством.

Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

Существующее в реальности египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 -- ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный религиозный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону».

Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона - реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Таким образом, первая в истории религиозная реформа не увенчалась успехом.

4. О расшифровке письменность египтян

Письменность египтян была расшифрована.

Классические писатели не дали нам ни единого намека на то, как следует понимать иероглифы. Геродот писал, что у египтян было два рода письма: священное и предназначенное для целей частной жизни. У Климента Александрийского (Родился в 160 г. в Александрии, скончался в 217 г. н.э., Ориген был его учеником) говорится о трех способах письма у египтян, а именно, как он их называет:

граммата иероглифика,

иератика,

эпистолографика

Последний способ письма у Геродота назван демотикой. Геродот иероглифы и иератическое письмо, может быть, включил под одним общим названием в священное письмо, или же, вероятнее, совершенно выделил в уме своем иероглифы, так как он говорил, что египтяне пишут от правой стороны к левой, что явно относится только к иератическому и демотическому письму; иероглифы же читаются в ту сторону, куда повернуты фигуры, то есть от правой к левой или от левой к правой и даже сверху вниз. И Геродот, и Диодор считают иероглифы исключительно монументальным письмом, но это несправедливо, говорит Вилкинсон; иероглифы вовсе не употреблялись исключительно для памятников и для священных целей, это было всеобщее письмо, из которого впоследствии упрощениями выработалось письмо так называемое иератическое, которое вернее называть египетским курсивом. Вилкинсон относит его появление ко временам не позже девятой династии; оно перестает употребляться вместе с введением демотического письма. Это последнее представляет, по мнению Эберса, не только другой род письма, но даже другое наречие. Иероглифами и иератическим письмом писали неизменно на древнеегипетском языке, «языке богов». Но народный говор изменял мало-помалу этот язык и, как полагают, при двадцать шестой династии, в восьмом веке до н.э., возникло письмо эпистолографическое, или демотическое, предназначенное служить выражением этому народному говору и для того, чтобы отделить его от языка богов, и потому вероятно, что прежнее письмо не вполне соответствовало требованиям этого наречия. Демотическое письмо встречается в рукописях до III века н.э., когда оно было вытеснено коптским письмом, возникшим из демотического и греческого, но которое появилось ранее третьего века и употреблялось одновременно и параллельно с демотическим, вероятно, со второго века н.э., потому что уже в третьем веке в Египте появился на коптском языке перевод Библии и несколько ранее того известны семь писем Св. Антония, основателя монашеской жизни, написанные, как говорит Св. Иероним, «на египетском языке», то есть на коптском, представлявшем в этот момент жизни египтян их обыкновенный язык, связанный, однако, своими корнями и формами с древнеегипетским языком.

Теперь перейдем к пониманию способа чтения иероглифов. В прошедших столетиях и даже до начала XIX столетия иероглифы признавались письмом символическим и для чтения их с этой точки зрения было потрачено множество бесполезных усилий, при замечательных талантах. Так, Кирхер создал целую остроумную систему для чтения иероглифов, Де-Гюин думал прочитать иероглифы при помощи китайского языка; англичанин Юнг в 1815 - 1816 годах возобновил мысль Кирхера, пытаясь создать символическую систему для понимания иероглифов - позже Юнг начал подозревать, что перед ним письмо не символическое, а фонетическое; в 1817 и 1818 годах он начал делать попытки прочитать фонетически имена царские, заключенные в картушах, но, действительно угадав несколько букв, он не мог продолжать своего открытия и опять пошел по ложной дороге. Так он читал «Арсиное» там, где написано было «Аутократор», и «Евергет» там, где написано было «Кесарь»; но все это было напрасно, пока один гениальный человек не понял, в чем состоит тайна чтения этих письмен, казавшихся доселе недоступными.

В 1799 году инженерный лейтенант Бушар, распоряжаясь работами при возведении укрепления в Розетте (сейчас Рашид на западном устье Нила), нашел камень, называемый в научном мире «Розеттским ключом» (находится сейчас в Британском музее). Это камень черного гранита, или египетского базальта, 10 футов высоты при 3'/2 футах ширины. Углы камня отбиты. На камне этом три надписи: одна иероглифическая, другая демотическая, третья греческая прописными буквами без знаков. Эта последняя имеет пятьдесят четыре строки, весьма мало испорчена и не представляет особых трудностей для чтения. По содержанию ее выяснили, что это было торжественное постановление жрецов в честь Птолемея V Епифана (ум. в 181 г. до н.э.). После обыкновенных высокопарных титулов следует постановление, из которого видно, что жрецы всех степеней, собравшись в храме Мемфиса, решили, в благодарность фараону за его многочисленные благодеяния стране и облегчения и за милости его к жреческому сословию и дары его, почтить его величайшими почестями и в каждом храме поставить его статую на самом видном месте, а возле нее поставить изображения главного божества святилища, подающего ему оружие для победы. Кроме того постановили, чтобы ему и его изображению в день рождения его воздаваемы были божеские почести. Это постановление жрецов, написанное высокопарными выражениями, должно быть (по заключению этого же документа) начертано на памятниках из твердого камня в письменах священных, туземных и греческих, и эти камни с копиями декрета должны быть поставлены в каждом храме 1-го, 2-го и 3-го разрядов.

Первый опыт разбора египетских письмен на основании греческого текста был направлен на демотическую часть декрета. Француз Сильвестр Де-Саси и швед Акерблад в 1802 году стали изучать демотический текст, подозревая, что этот курсив представляет собой письмо звуковое. Акерблад с весьма большим талантом и проницательностью угадал значение многих букв и впервые составил опыт демотической азбуки, в которой очень многие из его предположений оправдались. Но он не представлял своего открытия и не попытался применить его к иероглифическому тексту, и честь открытия наследовал другой.

Кроме Розеттского камня в это же самое время найдена была другая двуязычная надпись на острове Филэ (непосредственно выше первых порогов), начертанная иероглифами с переводом на греческий язык. Имена царей в надписях всегда были окружены продолговатыми ободками с параллельными сторонами и закругленными вершинами, которые принято называть «картушами». Еще знаменитый датский антиквар Зоега догадывался в 1797 году, что некоторые слова иероглифического письма, окруженные ободками, должны были обозначать царские титулы и имена. Юнг, как мы видели выше, пытался прочитать их, но не достиг больших результатов. Честь прочтения египетских письмен, начиная с иероглифов, принадлежит французу Жану-Франсуа Шамполиону.

В 1811 - 1814 годах он обнародовал свое сочинение, в котором он восстанавливал по коптским документам географию Египта. Изучение коптского языка, было одним из важнейших элементов его открытия. При изучении рукописей его поразила мысль, что, в сущности, он встречал повторение тех же знаков в трех способах письма: иероглифическом, иератическом и демотическом, и тогда (в 1821 году) он пришел к убеждению, что надо искать способ чтения египетских письмен не в символике, а в обыкновенной азбуке. Эти мысли он высказал впервые в 1822 году в письме на имя секретаря Французской академии надписей г-на Дасье и принял за неизменное основание, что «каждый иероглиф означает тот звук, которым начинается то слово, которое изображается иероглифом».

Но чтобы применить это правило, надо было знать язык, на котором должна была произноситься написанная речь. И здесь светлый ум Шамполиона ясно осознал, что в самом Египте надо искать то наречие, которое происходило от древнеегипетского языка. Язык коптский должен был остановить на себе его внимание уже потому, что в начале нашей эры был применен к переводу книги священного писания, и стало быть считался в глазах природных египтян более подходящим для священных целей, чем язык греческий, хотя последний с самой двадцать шестой династии, а тем более после греческого завоевания при Птолемеях, получил право гражданства и большое распространение в Египте. Сочетание этих двух светлых идей, то есть применение коптского языка к чтению иероглифов и принятие иероглифических знаков за буквы, решило вопрос чтения иероглифов (и курсива). В 1824 году появление сочинения Шамполиона под названием открыло новую эру в науке. Первые шаги на поприще разбора иероглифов были следующие: Имена в царских картушах. В надписи Розеттского камня было выделено имя в картуш, -- несомненно (по сличению его с греческим текстом) Птолемея. Из надписи в Филэ (по греческому тексту) прочитано было имя «Клеопатра» и найден был соответствующий имени картуш. Из имени «Птолемей» Шамполион выделил знаки, соответствующие звукам п, т, л, м, о; из имени Клеопатра -- знаки, соответствующие к, е, р; при этом звук э, соответствующий греческому аг в имени Птолемайос, оказался удвоенным звуком е, найденным в имени Клеопатры; из этого же последнего имени выделен звук а, стоящий на конце (фигура орла). Из сравнения имен выяснилось еще, кроме того, что иногда один и тот же звук писался разными знаками. Так например, звук т в имени Клеопатра был написан фигурой руки (по-коптски тот); в имени же Птолемея звук т обозначен фигурой полукруга. Звук р был обозначен фигурой полуоткрытого рта (в коптском языке рот называется ро). К этим звукам Шамполион присоединил еще знаки, добытые из имени несомненно Александра, определенного по другим данным, и из него кроме звуков а (орел), л (лев), р (рот) нашел, что звук кс состоял из двух букв, из которых вторая должна была соответствовать звуку с.

Одним словом, установлено было четырнадцать знаков, которые соответствовали одиннадцати звукам. С этими данными Шамполион настойчиво продолжал свой труд, подставляя звуки, прежде всего, в имена в картушах, и прочел множество имен римских императоров, Птолемеев, персидских царей, египетских фараонов и богов, отмечая несомненные варианты и неуклонно следуя от известного к неизвестному.

Он умер сорока трех лет от роду в 1832 году.

По системе Шамполиона работали все последующие египтологи Европы, известнейшие из которых: Розеллини, Бругш, Лепсий, Бирч, Руже, Вилкинсон, Лиман, Шабас, Лепаж-Ренуф, Гинкс и мн.др.

В 1886 году профессор Лепсий нашел на месте древнего Таниса (сейчас Сан) памятный камень, также с надписью на двух языках: греческом и древнеегипетском (иероглифы и демотическое письмо), который послужил проверкой нашего знания иероглифов и дал некоторые пояснения или дополнения к Розеттской надписи.

Надпись Дария. В числе многоязычных надписей мы приведем еще весьма любопытный памятник времен Дария Гистаспа (бывшего тогда властелином Египта), на котором начертаны с одной стороны гвоздеобразные письмена в трех редакциях: персидской, мидоскифской и ассирийской, а с другой -- иероглифическая надпись.

Ко всему вышесказанному о чтении иероглифов можно прибавить, что не следует, однако, думать, что все без исключения иероглифы являются только буквами. Весьма вероятно, что иероглифическое письмо было действительно письмом картинным или образным, подобно тому, которое мы встречаем сейчас у коренных жителей Северной Америки или островов Тихого океана. Оно лишь впоследствии, удержав старые формы картин, преобразилось в письмо звуковое или азбучное. Но в некоторых случаях иероглифы сохранили прежнее значение образов или картин; или же эти образы получили символическое значение. Так, например, при начертании иероглифов принято правилом написать слово по звуковому методу и потом присоединить к нему известный поясняющий образ; или же, в некоторых случаях, писался только один образ, без звукового начертания. Несколько примеров пояснят это. Так, например слово «крокодил» писалось звуками и потом присоединялось изображение крокодила; к слову «кедр» добавлялось изображение дерева; после слова «убийство» рисовалась рука, вооруженная ножом; после слова «мужчина» рисовался человек; после слова «женщина» рисовалась сидящая женская фигура; обе фигуры вместе, то есть мужчина и женщина, означали слово «человечество», причем само слово («рот») иногда писалось, иногда опускалось. Были слова, которые писались почти постоянно символом; например, известный знак crux ansata, произносившийся анкх, писался вместо слова жизнь; скипетр писался вместо слова «царь»; черта (небо) со звездой под ней означала ночь; нога с четырехугольником (то есть западня) означала обман; тростниковое перо с чернильницей означали слово «писать»; приданные к имени, означали грамотного, то есть писца; мальчик, с пальцем, положенным в рот, означал дитя; вооруженный человек -- воина; к имени жреца придавалось изображение сосуда, из которого текла жидкость (священное возлияние); человек со связанными сзади руками означал пленного; яйцо имело значение сына или ребенка; передняя часть льва придавалась к слову «начало», тогда как задняя его часть означала конец.

Наконец, были в употреблении и эмблемы, в настоящем смысле этого слова, добавлявшиеся к написанному буквами слову или же стоящие отдельно. Так, сокол, или кобчик, над которым изображен был круг, означал солнце; сидящая фигура с характерной несколько загнутой или завитой бородой значила «бог». Два растения (различные по виду) означали Верхний и Нижний Египет; порознь -- одну из частей Египта.

В некоторых случаях иероглиф употреблялся и иконографически, и фонетически; так, изображение плана дома означало и дом, и соответствовало самому слову е или ей, которое употреблялось в других словах как составной их слог.

Иератическое письмо образовалось из иероглифов. Из иероглифов (в чем согласны все ученые) образовался -- вследствие сокращений в скорописи фигур - курсив, называемый сейчас иератическим письмом. Мы говорили выше, что иероглифы писались и читались и справа налево, и слева направо, и сверху вниз. Иероглифическое письмо всегда писалось и читалось справа налево. Эберс, Руже, Вилкинсон и др. дают несколько примеров образования иератических знаков из иероглифов, из которых особенно интересен для нас один, так как он не только перешел в еврейскую азбуку, но и в демотическую, из нее в коптскую, и наконец в славянскую. Это иероглиф, изображающий звук ш; очертания иероглифической фигуры -- это удлиненный пьедестал с тремя мачтами на нем, этическое письмо выработалось упрощениями из иератического; в иератическом письме, как в демотическом, встречаются те же особенности употребления определенных знаков для выражения идеи, как и в иероглифах, и точно так же, как эти последние, составляя в общем письмо по звуковому методу, оно допускает употребление идеограмм в известных случаях.

5. Литературные достижения египтян

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Примером повествования литературы I тыс. до н.э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующие описания природы.

Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы -- «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерть. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием. Важнейшее произведение древнеегипетской литературы -- «Книга мертвых». В ней содержались тексты, которые должны были помочь душе умершего человека адаптироваться в потустороннем мире, в произведениях «Книга о вратах», «Книга о том, что есть в другом мире», «Книга о подземных пещерах» перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. В целом, путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу предостерегала опасность второй смерти. Но предполагалось, что если этот путь будет успешно пройден, то египтянин попадет в чертог Обеих истин, посреди которого на троне будет сидеть сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходит суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов кладут сердце усопшего, на другую - страусовое перо богини истины Маат. Каждый из богов, а их было более 40 - задает по вопросу, умерший отвечает, а весы контролируют правильность ответа. Перечень вопросов и ответов является, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносит приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит - Пожирательницы - существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение будет благоприятным, умерший может вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга - их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной - следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Возникновение египетской письменности относят к ХХХ в. до н.э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, - о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н.э., из прежней деловой скорописи появляется новое письмо - демотическое (народное).

6. Особенности древнеегипетского искусства

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами - рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (но этого не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменные изображения существ с телом льва и головой человека -- фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тыс. до н.э., до сих пор охраняет подступ к пирамиде Хефрена в Гизе. Сфинкс высечен из природного камня. Размер скульптуры -- 56,4 м в длину и 19,2 м в высоту. В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» - так называли это изваяние.

Другие замечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства - скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, скульптуры головы фараона Сенусерта III (по представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ), обретающие черты реализма и стремящиеся глубже постичь натуру. Типичны скульптурные изображения фигур, закутанных в мантии, оставляющие свободными только голову, руки и ступни ног.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду (Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась посмертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами). Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити - одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись.

Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Скульптура и живопись значительно стилизованы, отражают религиозную символику, идеализируют загробную жизнь, обожествляя умерших.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны - голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи изображены в анфас. Условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины -- желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды -- белые.

Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик -- раскраска и положение определялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н.э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника.

Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

7. Научные достижения египтян

Определенных успехов добилась и наука Древнего Египта. Без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Был создан точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды - Сириуса. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Также египтяне создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Были изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. При лечении больного всегда читались молитвы и приносились жертвы богам -- покровителям здоровья.

Развивалась математика: в конце XXI -- начале XIX в. до н.э. была вычислена поверхность шара. Пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья (папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила). Изобретение гончарного круга также принадлежит древним египтянам.

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты -- на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования.

В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, Школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н.э.- при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение -- «дом жизни».

8. Эллинистический Египет. Египет - Римская провинция

С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры - Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует.

В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами и их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий вслед за освобождением период самостоятельности Египетского государства был недолгим: уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356 - 323 до н. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процесс эллинизации Египта, его культуры.

древний египет бессмертие культ письменность

Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога Ра. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. В Египте был установлен культ нового бога -- Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и египтян, и почитание Сараписа было повсеместно распространено среди как греческого, так и египетского населения.

Важнейшим событием в жизни Египта того периода было основание нового города, названного Александрия в честь Александра Македонского. Александрия очень быстро становится торговым и культурным центром греко-восточного мира. Немногие города могли похвастаться такими преимуществами, какие были у Александрийского порта -- удобное географическое положение на пересечении торговых путей, связывающих три континента, прекрасный ровный климат, защищенность, легкость доступа. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Через Александрийский порт на вывоз шли зерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази; ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Внутренний рынок Александрии был емким: полагают, что в I в. до н. э. население города составляло 50 тыс. чело; век. Здесь жили греки, египтяне, евреи.

Город был построен архитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был построен знаменитый маяк высотою около 150 м. Александрийский маяк был назван одним из семи чудес света. В III в. до н. э. в Александрии был создан Мусейон -- Академия наук. В Муссейоне имелись залы для заседаний, столовая для ученых, место для отдыха. Ученые, приезжавшие из разных концов греко-римского мира, содержались за государственный счет и работали под управлением особого чиновника -- жреца муз, назначаемого царем. В Александрии работали Архимед, великий географ III в. до н. э. Эратосфен и анатом и физиолог Герофил Халкедонский, открывший кровообращение.

Во II в. до н. э, в Александрии изобрели новый музыкальный инструмент - гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания. Следующий период в культурной истории Египта связан с Римской империей: в 36 г. до н. э. римские войска вступили в Александрию, и Египет был превращен в римскую провинцию, живущую неспокойной культурной и религиозной жизнью.

Римляне старались выжать из страны все, что можно, - росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране Постоянно вспыхивали волнения. Особенно частыми были беспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.

Пестрое в этническом отношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнему широко распространены были солнечные культы, в которых солнце мыслилось как единственный или верховный бог. Некоторые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у различных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в, н. э. Показательно, что в I века новой эры копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали в основном именно христианство. Такая ситуация сохранилась вплоть до завоевания Египта арабами, которые в XVII в. н.э. принесут туда ислам.

9. Писатели, от которых нам известно о Египте

В заключение, несколько слов о тех писателях, которые дали нам некоторые сведения о Древнем Египте и которые были единственными нашими авторитетами до тех пор, пока наука не прочла надписей, начертанных самими египтянами на их монументах, и их рукописей, сохраненных нам временем.

Древнейшие сведения о Египте сохранила нам Библия. В книгах Моисея, в исторических книгах Царств и у Пророков мы встречаем несколько замечательных черт из жизни древних египтян, весьма много любопытных этнографических и географических данных и указания на исторические события, подтвержденные памятниками. Из других письменных сказаний о Древнем Египте мы остановимся на более известных именах Геродота, Диодора Сицилийского и Манефо.

Нельзя упустить такое имя, как Геродот. Геродот жил, как известно, в пятом столетии и умер не ранее 430 года до н.э. Он путешествовал в Египет (Герод., II, 29) позже 462 года, как полагают, во времена Артаксеркса I. Нет сомнения, что он жил в Египте довольно долго, как явствует из многих мест его истории. Источники, из которых он, по всей вероятности, черпал свои сведения о Египте, большей частью -- рассказы жрецов (Герод., II, 3, 99, 118, 136 и др.), но, по-видимому, или жрецы вводили его намеренно в заблуждение двусмысленными выражениями, или же он имел доступ лишь к низшей касте жрецов, не знавших истории и сообщавших Геродоту лишь анекдоты, ходившие в устах народа без всякой хронологической связи и последовательности. Но при всем том, как замечает Дж. Роулинсон, у Геродота, с немногими исключениями, можно узнать имена царей, о которых он упоминает и которые находятся и в списках Манефо. Он знает о славе царствования династии Рамессидов и о том, что между Менесом (Мена) и Рамессидами насчитывали несколько сотен имен царей, правивших страной, списки которых сохранялись у египтян. Вообще по всему видно, что он сам записывал сообщаемые ему сказания: большой добросовестностью и, кроме того, сам лично был хорошим наблюдателем. Поэтому там, где памятники не дают указаний и где показания Геродота «могут быть согласованы с показаниями Манефо, там слова его имеют вес и могут бытъ приняты как рассказы, в основе которых лежит истина, хотя часто несколько измененная преданием.

Диодор Сицилийский - путешествовавший в Египет в 58 г. до н.э. (при последних Птолемеях), то, с одной стороны, его личные впечатления, вынесенные им из путешествия по Египту, достойны всякого внимания, но как историк он не заслуживает никакой веры и даже анекдотическая часть его рассказов о Египте, -- которой придан вид местных преданий, - почти вовсе не заслуживает никакого доверия, так как нигде до сих пор не найдено в памятниках подтверждения этих сомнительных сведений.

Важнейшее место между историками Египта занимает бесспорно Манефо, от сочинений которого остались лишь отрывки, сохраненные нам в выписках некоторых писателей, как, например, у Флавия Иосифа, у Юлия Африканского, у Евсевия Кесарийского, и списки царей тридцати одной династии, то есть от царей древнейших времен до времени покорения Египта Александром Македонским. Списки Манефо сохранены Юлием Африканским (третий век н.э.), но, как думает Лепсий, они уже прежде него прошли через разные руки и разделились на разные редакции; так, уже ранее Африкана был составлен неполный список царей, без обозначения династий, который и приведен у Флавия Иосифа. В третьем и четвертом веке появились два подложных сочинения, называемые «Древний хроникон» и «Сотис», которые потому, говорит Лепсий, могли безнаказанно ссылаться на Манефо, что сочинение его уже было потеряно. Евсевий следовал Африкану для Древнего царства, для Нового царства (то есть с восемнадцатой династии и позже) он писал по Хроникону и Сотису. В восьмом столетии Георгий Синцелл в своей компиляторской работе познакомил нас с этими источниками, отчасти сохранившими, отчасти исказившими списки Манефо, и он-то сохранил для нас драгоценное основание нашей хронологии Манефо: династические списки Юлия Африкана.

Манефо есть имя египетское (Мои-н-Тот; то есть любимый [богом] Тот), и нет сомнения, что летописец этот принадлежал к касте жрецов и имел возможность пользоваться храмовыми архивами. Уже при Птолемее X Сотере II (117 -- 86 гг. до н.э.), говорит Плутарх, живший в первом веке н.э., историческое сочинение Манефо пользовалось в Египте высоким уважением. Архивы, которыми пользовался Манефо, были архивами Нижнего Египта, то есть Мемфиса и Гелиополиса, а не Фив. Сочинение Манефо потеряно очень рано; по крайней мере, уже в третьем и четвертом веке н.э. ни Юлий Африкан, ни епископ Кесарии Евсевий не имели перед глазами сочинений Манефо, а пользовались только списками царей. Флавий Иосиф, как кажется, пользовался в первом веке н.э. еще выписками из подлинного сочинения Манефо, по манускрипту испорченному и к которому не было приложено династического списка царей, так как Флавий Иосиф не упоминает о династиях и смешивает воедино царей разных династий (семнадцатой, восемнадцатой и частично девятнадцатой).

Списки Манефо, проверенные по спискам Туринского папируса, с неполными таблицами царей, найденными в Карнаке, Саккаре и Абидосе (в этом последнем две таблицы), послужили путеводной нитью древней египетской истории, восполненной сведениями, прочитанными на монументальных зданиях Египта и дошедшими до нас в папирусах. В числе последних находится знаменитая египетская рукопись. Этот папирус продан был Туринскому музею французским генеральным консулом Дроветти и заключал в себе списки древнейших царей, разделенных по династиям, причем, по-видимому, список кончался пятнадцатой династией, так как следов последующих династий не найдено. Но список этот был копией с древнейшего документа, так как на обороте его помечено имя Рамзеса III (двадцатой династии), и он, кажется, был официальным документом. К сожалению, он весь в клочках (числом 164). Сейффарт привел его в некоторый порядок, и он был издан сперва Лепсием без пометы задней стороны, а дотом Вилкоксоном. Начинается Туринский папирус династиями богов, из которых первая есть список богов мемфисских, начинающихся с Пта; второй список - есть список богов фиванских, начинающихся с Амона; а третий список, соответствующий «некуесам» Манефо и начинающийся с Аперу-Анубиса, есть список чтимых животных, которые, впрочем, являются символами известных божественных качеств и атрибутов; в числе их Анубис, Ибис, Апис, Мневис и прочие. При сличении списков царей Манефо с Туринским папирусом нельзя не задеть, что оба они черпали из одного общего источника и там даже, где имена царей известных династий разнятся, можно в большей части случаев объяснить это кажущееся несогласие. Большая же часть имен тождественна, хотя у Манефо дай имеют греческую форму. Туринский папирус связывает сказания летописцев с египетскими национальными памятниками.

Заключение

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

Систематическое и углубленное изучение истории Древнего Египта началось только в XIX веке.

До этого помощниками ученых были только библейские данные да произведения греческих и латинских авторов, у которых не было возможности использовать письменные документы Египта и которые в своих творениях излагали устную традицию чужого народа.

В своей 'Истории' древнегреческий историк Геродот довольно подробно описывает прошлое Египта, подробнее, чем он, например, описывал историю вавилоно-ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит бессистемный характер.

Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.

Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков - из-за гордости за свою страну. Так, например, его заверили, что один из фараонов, которого египтяне называли Сесострисом, проник на северный берег Черного моря и покорил Скифию.

Однако на самом деле никогда войска египетских фараонов не доходили до Черного моря.

Вместе с тем, многие сведения Геродота представляют собой большой исторический интерес.

В I-II вв. н. э. греческий писатель Плутарх посвятил вопросам египетской религии целую книгу, которую назвал 'Об Исиде и Осирисе'.

Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. до н. э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке 'Египетскую историю', в которой дал хронологическую схему и по ней разложил ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.

И позже историкам приходилось пользоваться источниками подобного рода.

Вместе с тем, в Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые тоже немало могла рассказать о прошлом этой страны.

Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте вперед.

Что же касается памятников - пирамид, храмов и т. д. - то и здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказалось занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.

Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тысячелетия до н. э. хоронили египетские фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

В 7 веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.

Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады.

На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства.

Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурные портреты.

Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н.э., положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Среднеземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей - храм муз и оплот науки - были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, - пишет русский египтолог М. Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

Литература

1. Культурология под ред. А.Н. Макаровой, Москва, 2008, с.24-30

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Макаровой, Москва, 2003, с.41-53

3. М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта», Санкт-Петербург, 2001 (с.12-32)

4. Б.А. Тураев «Древний Египет», Санкт-Петербург, 2001 (с.162-190)

5. Генрих Бругш «Все о Египте», М.,2000 г. (с.32-47)

6. http://www.sunhome.ru/religion/11770

7. http://www.egyptolog.ru/kultura/kultura3.htm

8. http://www.vegatur.ru/egypt/religii_egipta.html

9. http://1guehw9gfwefh9238fh1/culture/00003556_0.html

10. И.Н. Кузнецов «Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления», Москва, 2006, с.5-14

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru