Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Истоки украинской культуры

Работа из раздела: «Культура и искусство»

Контрольная работа

Истоки украинской культуры

Содержание

1. Первобытная (архаическая) культура, ее основные черты

2. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира

3. Архаическая культура на территории Украины. Языческие представления древних славян

4. Древневосточные цивилизации

5. Феномен античной культуры и ее характерные черты

6. Влияние античности на становление украинской культуры

Литература

1. Первобытная (архаическая) культура, ее основные черты

Эпоха первобытной культуры - самая длительная в истории человечества. Существа семейства Homo появились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умеющие изготавливать каменные орудия труда) - около 2 млн лет назад, а Homo sapiens - около 100 млн лет назад. В зависимости от материала, из которого изготавливали орудия труда, выделяют четыре эпохи: каменный век (свыше 2 млн. - IV тыс. до н.э.), медный век или энеолит (IV-II тыс. до н.э.), бронзовый век (конец II тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э.), железный век (с I тыс. до н.э.). В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный или палеолит (XII тыс. лет назад), когда заканчивается биологическая эволюция и появляется «настоящий человек» - Homo sapiens. В этот период были заложены основы языка, верований, искусства, семейных отношений.

Среднекаменный или мезолит (IX тыс. лет назад), когда основными видами деятельности, кроме собирательства, становятся охота и рыболовство. Изготавливаются лук и стрелы. Возникает половозрастное разделение труда.

Новокаменный или неолит (VI тыс. лет назад). Это время расцве-та родового строя и матриархата. Улучшаются жилищные условия. Возникают и развиваются гончарство и ткачество. Изобретается колесо, расширяется мотыжное земледелие.

В периоды медного и бронзового века (IV-II тыс. до н.э.) начинается обработка меди, олова и бронзы. Возникают первые рабовладельческие государства. Происходит переход от матриархата к патриархату.

Железный век (I тыс. до н.э.) завершающий этап первобытной куль-туры. В этот период начинается новый подъем в развитии металлургии. Происходит разделение умственного и физического труда. Активизируется процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческого классового общества.

Несмотря на разные регионы обитания, жизнь ранних племен имела общие черты, характерные для всей культуры первобытного общества. К важнейшим из них относятся:

1. Синкретизм - (буквально - нерасчлененность) проявлялся в мировосприятии первобытных людей, которые не выделяли себя из окружающей среды.

2. Гомогенность - однородность общества. В нем отсутствовало социальное разделение. Объединение происходило на основе кровно-родственных связей.

3. Эгалитарность - равенство всех представителей рода, племени. Что бы получить право быть вождем, использовались различные игровые механизмы.

4. Традиционность - в первобытном обществе человек не мыслил себя вне природы, над ним всецело властвовали вековые традиции, ритуалы. Особую роль играли табу, охранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни: порядок распределения пищи, недопущение кровнородственных половых связей.

5. Коллективизм - индивидуальное самосознание в условиях родоплеменных отношений развивалось слабо и сливалось с коллективным.

6. Бесписьменность - не способствовала быстрому накоплению информации. Темпы культурного и социального развития в связи с этим были очень медленные.

7. Мифологическое мышление, основанное на уподоблении окружающей реальности человеку и перенесения его внутренних свойств на внешний мир. Все окружающее не имело названий, поэтому отношение к миру было не рациональным, а эмоциональным.

2. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира

Для первобытных людей миф был первой формой познания окружающего мира. С его помощью пытались объяснить различные явления природы и общества. Кроме того, он выполнял важнейшие социальные функции. Обосновывал устройство общества, его законы, моральные ценности, руководил практической деятельностью. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, регулировал взаимоотношения между соплеменниками, объяснял различные явления природной и социальной жизни.

Мифологическая символика выражалась в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предметов домашнего обихода. Его устная передача устанавливала единство взглядов всех представителей племени на окружающий мир. Накопленный в мифах опыт передавался из поколения к поколению и сохранялся в социальной памяти. В результате, образовавшийся в мифе первичный уровень знаний способствовал появлению философии.

Для мифа характерны следующие особенности:

а) отсутствие временных границ: прошлое, настоящее и будущее в нем были неразрывно связаны между собой;

б) синкретизм основных областей духовной культуры: искусства, религии, зачатков научных знаний;

в) наличие художественных приемов: аллегории, гиперболы, метафоры;

г) сочетание фантастических и реальных представлений.

К еще одной форме практического и духовного освоения мира человеком следует отнести религиозные верования.

Главной причиной появления религиозного мировосприятия было то, что первобытные люди не выделяли себя из окружающей среды и находились в постоянном страхе перед необъяснимыми явлениями природы. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.

Наиболее распространенной и универсальной формой религиозных верований является анимизм - (с лат. дух, душа). Это вера в существование духов и души у всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли культы предков и культы духов природы.

Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши - служащие местом пребывания духов. Вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, которые выступали посредниками между людьми и богами, получила название фетишизм - (с фр. идол, талисман).

В первобытной культуре единство человека с природой и отождествление его с ее различными проявлениями приняла форму тотемизма, т.е. убежденности в том, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ними в родственных отношениях.

Еще одной древней формой первобытных верований является магия. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. А поскольку первобытный чело-век не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что можно влиять на вещи с помощью мистической силы.

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у древнего человека формировалась способность к художественно-образному вос-приятию и отображению действительности. Наиболее значительным проявлением была наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов.

3. Архаические культуры на территории Украины. Языческие представления древних славян

Впервые человек появляется на территории Украины в период палеолита (XII тыс. до н.э.). Найдены стоянки человека в Южном Крыму, Приазовье, Волыне, Житомирщине и в других местах. Люди занимались охотой и собирательством, открыли способ добывания огня. Основой социального устройства был матриархат.

В период мезолита (X-VIII тыс. до н.э.) развитие получило рыболовство, изобрели лук и стрелы, была приручена собака. Началось формирование первобытной племенной организации.

В период неолита (VII-V тыс. до н.э.) активно развивалось земледелие и скотоводство, гончарство и ткачество. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, овес. Одомашнили крупный рогатый скот: овец, коз, коней. Получило развитие художественное искусство. (Особый интерес представляют неолитические памятники, такие как Мариупольский Могильник и наскальные рисунки Каменной Могилы возле Мелитополя).

В эпоху бронзового века наиболее исследованной является трипольская культура (V-III тыс. до н.э.). Представители трипольской культуры населяли Приднепровье, Правобережную Украину и Приднестровье. Данная культура принадлежала к наиболее развитой группе племен того времени и имела сложную социальную структуру. Трипольцам принадлежит создание первой в истории городской цивилизации. Наличие уникальной городской инфраструктуры, прототипов письменных знаков, художественных ценностей, собственных техно-логий обработки металлов, гончарства, мифологии и обрядовости все это позволяет утверждать, что трипольское общество было в то время самым развитым и интеллектуально, и экономически. Их цивилизация стала основой культурного развития последующих поколений и в частности украинцев.

Начиная со второй половины III тыс. до н.э. и все II тыс. до н.э на землях нынешней Украины жили племена разных культур. Их специалисты насчитали около двадцати, и хотя эти племена существовали сами по себе, вели собственные хозяйства, находились на разных уровнях развития, верили в своих богов, тем не менее, археологи находят между ними немало общего, что говорит о преемственности ценностей, характерных для этой территории.

В IX-VIII вв. до н.э. на юге Украины расселяются иранские племена киммерийцев. По мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины - от Карпат до Донецкой области. На древнеиранском языке слово «киммерийцы» означает «подвижный отряд кочевого населения». Это первое племя на территории Украины, название которого сохранилось в письменных источниках (греческих и ассирийских хрониках). Киммерийцы занимались скотоводством и активно вели войны с другими племенами. Поэтому их быт был приспособлен к потребностям кочевой жизни и ведения войны. Материальные памятники этой культуры представлены керамикой, каменными надмогильными стелами, металлическими украшениями, оружием. Однако нарастающий натиск скифов с востока был причиной тому, что киммерийцы оставили степи Причерноморья.

В VIII в. до н.э. на юг Украины из Азии переселились скифские племена. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества, но в тоже время, стойко сохраняющее индоевропейское и ирано-арийское наследие. Этими обстоятельствами: традиционности (древние корни), новизны (кочевничество), открытости (межплеменные связи) и определяется самобытность и длительное влияние скифской цивилизации. Ее наследие во многом определило военно-технический и духовный облик славянской культуры.

Следует отметить, что расцвет скифской культуры по времени и по историческому значению совпадает с другими выдающимися духовными достижениями человечества - с «греческим чудом» (расцветом древне-греческой культуры), эпохой иудейских пророков в Палестине, религиозными реформами Заратуштры в Иране и Будды в Индии, распространением учения Конфуция в Китае.

Следующая волна кочевой экспансии связана с сарматскими племенами (роксоланы, языги, аланы и др.), которые расселились на территории Северного Причерноморья и доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена.

Особенностью сарматской культуры являлась гинекократия - высокое положение в обществе женщин, своего рода матриархат. Сарматские женщины были не только хозяйками и воспитателями детей, но и нередко занимали в иерархии племени самое высокое место. Они отличались воинственным характером, ездили верхом, владели оружием, наравне с мужчинами ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. То есть своим поведением напоминали мифических амазонок. По легенде, пересказанной Геродотом, сарматы происходили именно от амазонок и скифов. Культура сарматов генетически была близка скифской, но не превзошла ее достижений. В то же время в военном деле сарматы существенно опередили не только скифов, но и другие народы.

За 600 лет сарматы довольно внушительно повлияли на мировоззрение народностей в ареале своего обитания. В украинском языке сохранилось много сарматских слов. Например: дбати, тримати, катувати. Названия рек: Дунай, Днепр, Днестр, Дон и другие. Специфическое украинское «Ґ», которого нет ни русском, ни в других славянских языках - сарматское.

На рубеже III-II тыс. до н.э. с индоевропейской общности племен выделилась германо-балто-славянская этнокультурная группа, а во II тыс. до н.э. от нее отделилась праславянская ветвь (венеды, анты, склавины). В результате «Великого переселения народов» в V-VI вв. н.э., племена, которые остались на территории Украины, создали крупные союзы, заложив основу украинского этноса.

В VI-VIII вв. н.э. сформировалась группа восточнославянских племен, территория расселения которых располагалась между Балтийским и Черным морями. Этническую основу древнерусской народности составляли кроме славян - тюркские, балтийские, финно-угорские, древнескандинавские и пр. Они внесли элементы своей материальной и духовной культуры.

К числу племен, впоследствии образовавших древнеславянское государство - Киевскую Русь, принадлежали: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, уличи, северяне. Славяне вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, разведением скота, охотой, бортничеством. Для защиты от врагов строили городища - убежища, которые постепенно превращались в города. К VI в. относится возникновение Киева.

Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки для создания государства: большую численность населения, огромную территорию, социально-экономические связи, процесс становления и развития древнерусской культуры был сложным и длительным. Она складывалась под воздействием христианской Византии, исламского Хазарского кагана-та и языческих варягов (норманнов). Взаимодействие этих исторических сил и этнических культур породило своеобразную культурную структуру - Евразию.

Языческие представления древних славян

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. Язычество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнеславянского наро-да, прошло определенную эволюцию.

На первом этапе главными объектами были Мать-Земля, вода, леса, рощи, злые (упыри) и добрые (берегини) духи, управляющие стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). Почитали и боялись домовых, леших, водяных, русалок. Защитить себя пытались с помощью оберегов, амулетов, заговоров.

На втором этапе сложился культ предков, семьи и домашнего очага. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Верили в потусторонний мир.

На третьем - сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Особым почетались: Перун - громовержец; Сварог - небесного огня; Даждьбог - света и солнца, податель всех благ; Стрибог - ветра; Волос (Велес) - домашних животных и богатства; Мокошь - женское божество плодородия и домашнего хозяйства; солнечные боги - Ярило, Хоре, Кострома, Купала. Местом исполнения культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы (жрецы языческой религии) приносили жертвы богам и совершали обряды. Храмы строили деревянные, многокупольные. Поклонение идо-лам и жертвоприношения сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику.

Мир славяне представляли в виде трех сфер:

Навь - подземное царство, где обитали души умерших;

Явь - земля, где существовал одушевленный мир людей, животных, растений;

Правь - небо, где обитали высшие боги.

Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом.

Непрерывная борьба светлых и темных сил природы была отражена в представлениях славян. Смена времен года и сельскохозяйственные работы сопровождались торжественными праздниками. В декабре встре-чали бога Зимы - Коляду. Весна начиналась циклом праздников, посвя-щенных солнцу. На Масленицу жгли соломенное чучело зимы, пекли блины, устраивали пляски и кулачные бои. Прилет птиц отмечали приго-товлением обрядового печенья («жаворонки»). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля - покровителей любви. Для гаданья о новом урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев.

Языческие верования и традиции нашли свое выражение в прикладном искусстве и в фольклоре. До наших дней дошли поговорки, скороговорки, загадки, сказки, пословицы, некоторые заговоры и заклинания. Особое место в фольклоре занимали былины, среди которых наибольшей известностью пользовались былины, связанные с деятельностью князя Владимира и подвигами трех богатырей (Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца).

Первую попытку реформировать язычество и придать ему вид монотеистической религии, князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии.

4. Древневосточные цивилизации

Первые древневосточные цивилизации возникли приблизительно в IV-III тыс. до н.э. Это, прежде всего, культуры Южной Азии, Северной Африки, Индия, Китай. Их формирование проходило в бассейнах крупных рек, при создании мощной ирригационной (оросительной) системы, которая позволила заниматься скотоводством, земледелием, садоводством. Во многом выживаемость людей зависела от создания больших запасов зерна и других продуктов сельскохозяйственной деятельности. Среди небольших общин возникла необходимость в объединении, а затем, в создании административного управления. В результате сформировался особый тип политического правления - восточная деспотия, для которой характерно наличие:

правителя, воплощающего бога и обладающего абсолютной властью;

огромного количества рабов и крестьян;

чиновников, осуществляющих административное управление;

жрецов, отвечающих за сохранение и проведение ритуалов.

Такого типа государства традиционны, консервативны, закрыты от внешнего мира. Общественная жизнь в них пассивна, отсутствует проявление свободы и индивидуальности.

Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке произошло разложение первобытно-общинного строя, и стал возможен переход к оседлости. Здесь появились первые государства, частная собственность, первые системы письменности, первые правовые законы, первая библиотека; изобретено колесо, гончарный круг и многое другое.

Культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, их изучение позволяет выявить важные моменты развития мировой культуры.

Одним из центров развития древнейших цивилизаций стала (в IV тыс. до н.э.) территория между двумя великими реками Передней Азии - Тигром и Ефратом, которую древние греки назвали Месопотамией. Население Междуречья не было однородным. Здесь возникали, а потом исчезали цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Среди них наиболее значимую роль сыграли Шумеры.

Другим крупнейшим центром развития древнейших культур стала цивилизация Древнего Египта, просуществовавшая около трех тысячелетий - приблизительно с 4 тысячелетия до н.э. - до 332 г. до н.э., когда она была завоевана Александром Македонским. За время существования египетской культуры были созданы уникальные материальные и духовные ценности (таблица 1). Одни только пирамиды не перестают поражать воображение людей. Не случайно существует высказывание: «Все боится времени, только время боится пирамид». Простояв шесть тысячелетий, они стали вечным символом нашей планеты.

Таблица 1

Сравнительная таблица показателей культуры Древнего Египта и Месопотамии

Древний Египет

Месопотамия

Рабовладельческие:

Унитарное

Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон

Политеизм

Основные религиозные культы:

Заупокойный,

Фараона,

Солнца,

Природы и животных

Воды,

Небесных светил

Мифология, литература:

Мифы о Горе, Осирисе, Исиде, «Беседа разочарованного с душой», Религиозные тексты: «Книга мертвых», «Книга пирамид», «Книга саркофагов»

Мифы о Всемирном потопе, Рае и Аде, Вавилонской башне, Золотом веке, Адаме и Еве,

«Эпос о Гильгамеше»

Письменность:

Продолжение таблицы 1

Иероглифы (писали на папирусе)

Клинопись (писали на глиняных табличках)

Культовые архитектура, скульптура:

Храмы, пирамиды, сфинксы

Царские дворцы, зиккураты (ступенчатые башни)

Правовые законы:

Законы Маат

Законы Хамураппи

Научные знания:

астрономия, математика, геометрия, медицина

5. Феномен античной культуры и ее характерные черты

Античная культура включает культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Периодами развития древнегреческой культуры являются:

Эгейский или крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.)

1. Гомеровский, (11-8 в.в. до н.э.).

2. Архаический, (7-6 в.в. до н.э.).

3. Классический, (5-4 в.в. до н.э.).

4. Эллинистический, (3-1 в.в. до н.э.).

Основные черты Древнегреческой культуры:

Космоцентрическое мировоззрение Греки воспринимали Космос в качестве высшей силы, олицетворяющей порядок, гармонию, красоту.

Полисность - общественная жизнь в полисе вела к усилению социальных связей, стимулировала самосознание личности, имеющей право свободного выбора и осознающей себя равной среди равных. Такая сопричастность каждого к сообществу свободных граждан способствовала созданию особой формы политического правления - демократии.

Зрелищность (театр, спортивные соревнования, праздники в честь богов).

Публичность. Культура не была привилегией аристократии, благо-даря созданной системе образования и распространения письменности. Стремление к рациональному познанию мира способствовало переходу от мифологического к философскому типу мировоззрения.

Антропоцентризм. Центром системы культурных ценностей был человек - гражданин и воин, гармонично соединивший физическое совершенство и нравственную силу.

Основные принципы жизни древних греков:

Агональность - заключалась в стремлении к первенству, к состязательности. Проявлялась практически во всех сферах деятельности (в научной дискуссии, в философском споре, политических прениях, в различного рода состязаниях).

Софросинию - благоразумие, умеренность, сдержанность. Способствовала формированию самоконтроля, ответственности, умению владеть эмоциями, инстинктами. («Человек - мера всех вещей»).

Калокагатию - стремление к всестороннему развитию и гармоничному единству духовного и физического в человеке. («Человек - венец природы», «Человек - мера всех вещей»).

Древнегреческую религию называют Олимпийской. Пантеон двенадцати богов возглавляла триада: Зевс, Посейдон, Аид. Отличительной особенностью греческой религии было то, что она занимала скромное место в общем укладе жизни. Отсутствовала каста жрецов. Их должности были выборными. Строгая догматика в обрядах отсутствовала. Образы богов были антропоморфными, (т.е. человекоподобными), от мира людей их отличало только бессмертие. В честь богов проводились религиозные праздники, спортивные состязания (Олимпийские игры), театральные и другие зрелища.

Древнегреческая мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения. Она была неотделима от жизни этого общества. Это не только мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греческая мифология отличается высокой художественностью и гуманизмом. В образах богов греки стремились воплотить свои представления о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка.

Древнегреческое искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникну-того стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Оно создало образ героя, существовавшего в гармонии с окружающим миром.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времен. Его элементы живут в наше время. Основными архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Выдающиеся образцы греческой архитектуры - храмы Парфенон и Эрехтейон выразили величие и славу Афинского государства. Признанными чудесами света являются Родосский Колосс, Александрийский маяк, храм Артеми-ды, гробница Мавсола, скульптура Зевса Олимпийского. В древне-греческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей была форма колонн - неизменного атрибута древнегреческих сооружений.

Наравне с архитектурой развивалась скульптура, в которой мастера стремились воплотить красоту тела и духовного мира человека. Известными мастерами в классический период были Мирон, Поликлет, Фидий; в период эллинизма: Скопас, Пракситель, Лисипп.

Высокого уровня достигла драматургия. Оформились основные жанры - трагедия и комедия. Эсхил, Софокл, Еврипид в своих произведениях отражали различные стороны общественно-политической и духовной жизни. Родоначальником комедии считается Аристофан.

Культура древнего Рима охватывает время с VIII в. до н.э. до середины V в. н.э., и насчитывает три периода:

1. Царский, (8-3 в. до н.э.).

2. Республиканский, (3-1 в.в. до н.э.).

3. Императорский, (1-5 в.в. н.э.).

В Римской культуре все определяла идея о мировом господстве, реализация которой требовала особого воинствующего духа. Поэтому в римском обществе утвердилось убеждение о необходимости наличия дисциплины и твердых законов. Среди моральных качеств ценились мужество, включающее: смелость, гордость, достоинство, непреклонность. Сформировался стандарт «идеального гражданина», равняться на который должны были и войны и граждане. Особо почиталась верность (долгу, клятве) она определяла отношения между людьми. Поощрялась доблесть, так как с ее помощью можно было добиться общественного признания и «гражданской славы». В сознании людей утвердилась иерархия ценностей, где на первое место ставились качества и дела, направленные на благо отчизны. На второе - семьи. На третье - забота о собственном благе.

Религия. На раннем этапе в римской культуре возникли представ-ления о наличии огромного количества духов. Их отличительной чертой было отсутствие определенных образов. Они охраняли дом, очаг, скот, символизировали любой предмет, явления природы. На следующем этапе сложился пантеон земледельческих богов. Отношения к ним носили формально-договорной характер и были связаны с магией. Это привело к развитию жречества, среди которых самыми влиятельными, были понтифики. В IV в. до н.э. в результате завоевания греческой территории произошло заимствование Олимпийской религии. Сложился римский пантеон 12 богов, где ведущей триадой стали Юпитер (Зевс), Юнона (Гера) и Минерва (Афина). Боги приобрели антропоморфные черты. С I в. н.э. появились первые сказания о Христе («евангелие» - добрые вести). После долгих преследований и запретов христианство было легализовано в IV в. императором Константином.

Римское искусство. В Римской империи получили развитие виды искусства, которые воплощали идеи могущества государства и императоров. Это архитектура, исторический рельеф, скульптурный портрет. Римляне переняли у этрусков планировку городов, строительство дорог, мостов, каналов, городских стен. Широко использовали в строительстве колонны, изобрели бетон, применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции. Строили амфитеатры, термы, базилики, дворцы, загородные виллы, триумфальные арки и колонны, акведуки, цирки. К наиболее известным историческим памятникам относятся Колизей, Пантеон - «храм всем богам», арка Тита, колона Трояна, Аппиева дорога, термы Каракалы.

Парадная статуя и скульптурный портрет отличались реалистичностью изображения.

Высокого расцвета достигли: философия (Тит Лукреций Кар, Сене-ка, Марк Аврелий); литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций); ораторское и театральное искусство.

Таким образом культура Древней Греции заложила фундамент европейской культуры (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная таблица показателей культуры Древней Греции и Древнего Рима

Древняя Греция

Древний Рим

1

2

1. Полис (город-государство)

2. Типы правления:

теократия;

демократия;

монархия.

3. Центр города - агора (пло-щадь, где решались все значимые вопросы)

4. Религия - языческая.

В архаический период сформи- ровался пантеон 12-ти Олимпий-ских богов, где ведущей триадой являлись: Зевс, Посейдон, Аид). В эллинистический период наметилась тенденция к монотеиз-му.

5. Жречество выборное.

6. Основные принципы жиз- ни:

коллективизм;

агональность (стремление к лидерству, первенству), Софросиния (благоразумие);

Калокагатия (гармония ду-ховного и телесного).

7. Культура высоко духов- ная, публичная, зрелищная (рели-гиииозные праздники, спортивные

состязания, театр, соревнования

1. В этрусский период была полисная система (полис - циви-тас).

Со ІІ в. до н.э. - единое государст-во, главный город - Рим.

2. Типы правления:

монархия;

республика.

3. Центр города - форум.

4. Религия языческая.

На первом этапе отсутствовали образы богов, поклонялись духам (лары, манны, пенаты). Ведущими были дух домашнего очага - Веста и дух «входа и выхода», любого начала - Янус.

На втором этапе происходило за-имствование богов всех завоеван-ных народов, особо почитались греческие боги, получившие рим-ские имена. Ведущей триадой ста-ли: Юпитер (Зевс), Минерва (Афи-на) и Юнона (Гера).

На третьем этапе язычество было вытеснено христианской религии-ией (легализована в IV веке

императором Константином)

5. Жречество составляло осо- бое сословие, наследовалось.

6. Основные принципы жизни

Античная культура является величайшим наследием. Она дала миру первые фундаментальные политические идеи о демократии, свободе, праве, заложила основы юриспруденции. Сохраняя мифологическо-религиозное восприятие, предложила рационально-философский способ познания. Созданные культу-рные ценности стали классическими эталонами. Оформились самостоятельные виды искусства: архитектура, скульптура, театр. А так же жанры: трагедия, комедия, лирическая поэзия. Произведения искусства приобрели собственную, эстетическую ценность и способствовали формированию высокой духовности человека.

6. Влияние античности на становление украинской культуры

Первые греческие поселения (колонии) появились на берегах Черного моря на завершающем этапе Великой греческой колонизации. В эти края привлекали греков плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с местными племенами. Начало пути их расселения на территории северного Причерноморья связано с Нижним Побужьем и Поднестровьем, где во второй половине VII в. до н.э. они основали поселение на острове Березань (Борисфен). В VI в. до н.э. возник целый ряд греческих городов, основанных переселенцами из Милета, Ионии, Эгейских островов, Малой Азии. Это были Тира, Ольвия, Кафа (Феодосия), Пантикапей (Керчь), Керкинитида (Евпатория), Ним-фей, Киммерик, Тиритака, Мирмекий, Фанагория, Гермонасса, Кепы и другие (рис.1). В V в. до н.э. возник Херсонес (Севастополь). В 480 г. до н. э образовалось Боспорское царство с центром в Пантикопеи.

Греческие полисы достигли расцвета в IV в. до н.э., когда они вели крупные поставки хлеба и других продуктов для многих городов Греции и Малой Азии. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации.

Греки прочно укрепляли свои поселения от нападений местных кочевых племен, которые встретили их недружелюбно. Однако впоследствии между ними установились добрососедские отношения, активно велась торговля. Все это способствовало диалогу культур. Греки много заимствовали от рационального, практического обихода степняков. Кочевники познакомились с греческой мифологией, искусством, их пленила красота и изящество творений древних мастеров. Греческие колонисты принесли на север основные атрибуты древней культуры. Они дали название Черному морю (Понт Эвксинский), Крымскому полуострову (Таврида), Днепру (Борисфен). За 1000 лет жизни в Северном Причерно-морье (VII в. до н.э. - IV в. н.э.) создали памятники зодчества, живописи, резьбы, декоративного искусства. Традиции древнегреческой художественной культуры не забылись даже после того, как Северное Причерноморье вместе со всеми городами-республиками попало в I веке н.э. под власть Римской империи. В IV в. н.э. вошло в состав Византии.

С разложением рабовладельческой системы, а также в результате набегов многочисленных кочевников - готов, гуннов, аланов - пришли в упадок Тир, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие города.

Но и те уцелевшие остатки великой культуры, свидетельствуют, что северные берега Черного моря пережили эпоху расцвета античного искусства, которое по своему уровню не уступает искусству Эллады.

Бывшие греческие и римские колонии интересовали многих ученых-археологов. Проводимые в XIX-ХХ веках раскопки давали им возможность изучить материальную и духовную культуру античной периферии, в частности - архитектуру царских дворцов и храмов, монументальное и станковое искусство, художественные ремесла, развитие местных вариантов традиционной греческой мифологии.

Тысячелетняя история античной цивилизации в Северном Причерноморье имела чрезвычайно серьезные последствия. Во-первых: в ходе колонизации на местную почву был перенесен демократический полисный уклад, что способствовало становлению государственно-созидательной традиции на территории современной Украины. Во-вторых: греческие переселенцы не только передали местному населению прогрессивные технологии земледелия и ремесла, но и активно вовлекли его в товарно-денежные отношения. В-третьих: возникновение античных городов-государств обусловило развертывание процесса урбанизации Причерноморья. В-четвертых: разносторонние контакты местных племен с колонистами способствовали распространению опыта и достижений передовой на то время античной культуры. В своей совокупности все эти процессы не только заметно ускорили темпы исторического развития населения Крыма, Поднестровья, Побужья и Поднепровья, но и на длительное время определили южный вектор цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало тесным контактам Киевской Руси и наследницы греческой культуры, прежней эллинской колонии, - Византии.

Литература

украинская культура первобытный архаический

1. Викторов В.В. Культурология. - М.,2002.

2. Буревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.

3. Драч Г.В. Культурология. Конспект лекций. - Ростов-на-дону.,2003.

4. Кондаков И.В. - Введение в историю русской культуры. - М., 2007.

5. Краткий культурологический словарь // Под ред. Г.В. Драч. - Ростов-на Дону, 2003.

6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2008.

7. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М., 2003.

8. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2009.

9. Оганесян А.А. Культурология (Конспект лекций в схемах). - М., 2001.

10. Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 2007.

11. Розин В.М. Культурология. - М., 2000.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru