Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Значение имени в культуре

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

План

Введение

Уже давно было замечено и неоднократно было доказано, что мышление не существует без слов. Ведь 'сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности' Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1992.С. 201. . Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики.

Языковое мышление изменение 'идеализированных предметов', т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. Слово и, в частности, имя, есть необходимый результат мысли, и не только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения.

Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием. Без слов нет и не общения в мысли, в разуме, ни тем более активного и напряженного общения. Нет без слова и имени и мышления вообще.

Целью настоящей работы является исследование значения имени в культуре.

1. Имя как знак

Язык - знаковая система. Культура с точки зрения семиотики есть текст, или 'иерархия текстов' (природа также может рассматриваться как текст с неизвестным значением 'чаща символов' Лотман Ю.М. Миф - имя - культура // Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. VI, Т. 6.С. 123. ), зафиксированных в определенных знаках, постольку она противостоит внетекстовым структурам ('не-культуре'). Можно сказать и так: текст (культура) есть 'целостный знак' специфического содержания. Что же такое знак? Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующих трех типов: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы См.: Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск, 1997.С. 155. .

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами. Так, дым говорит о наличии огня, повышенная температура человека - о заболевании, изменение цвета ногтей человека - о заболевании внутренних органов, изменение высоты ртутного столба - об изменении атмосферного давления.

Знаками-образами являются те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (карта местности, картина, чертеж), поскольку они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами.

Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.

Предметным значением является тот объект, который представляется (или обозначается) знаком. Смысловое значение - это выражаемая знаком характеристика объекта, представителем которого является знак (информации об этом объекте). Предметное значение часто называют просто значением, а смысловое значение - смыслом,

Некоторые знаки не имеют значения, т.е. представляют несуществующие объекты (например, 'вечный двигатель'), а некоторые не имеют смысла, т.е. обозначают какие-то объекты, но не несут о них информации, по крайней мере такой, которая позволяла бы однозначно выделять предметы, обозначаемые знаком.

Знак (любой знак, а не только слово) стоит вместо чего-то, находящегося вне нашего мозга, что можно назвать реальностью или внешним миром. Знаком обозначается реальность, внешний мир, информацию о котором человек не может передать иначе, как через знаки. Наши мысли можно представить образно в виде единого потока, но выражаем мы свои мысли дискретно (расчлененно) в виде знаков. Более сложную природу имеет символ, определяемый как условный знак, прямо не указывающий на реальный объект. Глубокая укорененность древнейших символов в подсознании позволяет посредством их использования добиваться значительного воздействия на людей. Знаково-символический аспект человеческой культуры предполагает изучение вербальных (естественные и искусственные языки) и невербальных (жест, мимика и т.д.) систем коммуникации.

Человечество употребляет знаки для упорядочения передаваемой информации. Чтобы придать этому процессу большую эффективность, человек создал различные институты, возложив на них обязанность вырабатывать и контролировать системы знаков, используемые как индивидуумами, так и группами.

Чтобы люди в контексте передачи, восприятия, переработки и усвоения информации могли понимать друг друга, нужно не только направлять и контролировать уже имеющиеся, функционирующие в данном социуме знаковые системы и выражения, но и создавать новые, отвечающие назревшим потребностям общественного развития семиотические системы.

Текст может рассматриваться как 'целостный знак', источник информации. Но знак 'не менее легко становится и средством социальной дезинформации. Тенденция к борьбе со словом, осознание того, что возможность обмана коренится в самой его сущности столь же постоянный фактор человеческой культуры, как преклонение перед мощью слова' Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1973.С. 73. .

Роль знаков в культуре исследовал еще Аристотель См.: Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т.Т. 1. М., 1975.С. 182-193. .

Одним из видов знаков являются имена. Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение или смысл (или то и другое). Значение имени - это предмет, обозначаемый этим именем. Другие названия значения имени - денотат, десигнат, наминат, смысл.

Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает имя как единство знака, звучания и значения, понятия. Согласно принципу однозначности выражение, используемое в качестве имени, должно быть именем только одного предмета, если это единичное имя, а если это общее имя, то оно должно быть именем, общим для предметов одного класса. В естественном языке данный принцип не всегда соблюдается. Его соблюдение необходимо при построении искусственных языков См.: Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913.С. 21. .

Принцип взаимозаменимости: если в сложном имени заменить часть, в свою очередь являющуюся именем, другим именем с тем же значением, то значение полученного в результате такой замены сложного имени должно быть тем же, что и значение исходного сложного имени. Пример: вот предложение 'Земля вращается вокруг Солнца' (будем считать, что предложения тоже являются именами). Заменим имя 'Солнце' в приведенном предложении на имя 'центральное тело Солнечной системы'. Очевидно, что значения этих имен совпадают. В результате такой замены из истинного предложения получаем истинное.

Принцип вэаимозаменимости кажется естественным, однако можно привести примеры подстановки имен, которые ему противоречат. Пример: предложение 'Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли' истинно. Заменим имя 'Солнце' на имя 'центральное тело Солнечной системы', имеющее то же значение. Получим ложное предложение.

Следует различать два способа употребления имен. Первый - имя просто выделяет предмет (предметы). Второй - предметы, обозначаемые именем, рассматриваются в определенном аспекте. Если имя употребляется во втором смысле, то его можно заменять другим именем с тем же значением, если только во втором имени предметы рассматриваются в том же аспекте. Пример: указанную выше замену можно было бы произвести, если бы Птолемей считал, что значения имен 'Солнце' и 'центральное тело Солнечной системы' совпадают. Тогда значением предложения 'Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли' была бы 'ложь'. Ложным бы оказалось и предложение, получаемое в результате замены: 'Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли'.

Видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым - зрительный знак, признак огня; звук выстрела - слуховой знак, признак выстрела. Даже эти два простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит ('топят печь”, 'стреляют”). В отличие от знаков, имеющих природный характер (дым - знак огня, звук выстрела - знак выстрела), между формой слова (означающим) и его смыслом, содержанием (означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, стол), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch - в немецком языке, la table - во французском и т.д.).

В предметной сущности имени - последнее оправдание и опора всех качеств, свойств и судеб произносимого слова. Характер связи предметной сущности имени как таковой со словами как с ареной встречи - эта связь косвенная. Однако на ней и основываются все судьбы живого слова.

Так открывается нам в своих смысловых энергиях предметная сущность имени.

2. Имя как сердцевина сущности

Язык интересует философа не в лингвистическом качестве, а как носитель значений. При этом одно и то же значение может быть выражено разными языками и разными языковыми средствами. Значения выявляются путем своеобразного 'идеального эксперимента', то есть мысленного представления различных ситуаций, в которых употребляется то или иное слово, простого 'всматривания' в работу языка Успенский Б.А. О семиотике искусства. - В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962.С. 125. , фиксирования того, что 'непосредственно очевидно' Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.С. 65. .

Имя есть не только физическая вещь, оно есть нечто гораздо большее. Оно есть нечто живое и самосознающее.

Имя - это ядро сердцевина сущности. Оно 'максимальное напряжение осмысленного бытия' Бореев В.Ю. Культура и коммуникация. М., 1992.С. 112. , 'расцветшее и созревшее сущее' Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.С. 127. .

Природа имени магична. Именем мы и называем энергию сущности вещи, действующую и выражающуюся в этой материи при своем самовыражении.

Все невыразимое, сверхчувственное способно передать на сокровенном языке лишь имя как адекватное выражение единства идеального и материального, сущности и явления, внутреннего и внешнего. Смысл истинного имени неисчерпаем. Это и художественный образ, и окно в запредельный мир, и категория мира реального.

Имя обладает тремя свойствами, присущими ассоциациями: характерологическим свойством (оно обозначает соответствующий предмет), свойством собственно ассоциативным (упоминание имени сразу 'вызывает' все заключенное в нем значение), познавательным свойством (имя может быть 'развернуто'). Имя представляет в известной степени лингвистическую форму ассоциации.

Таким образом, имя есть не простой, ничего не говорящий указатель. Это социокультурный знак.

В качестве такового имя поддается исследованию, 'расшифровке'. Это и 'среда', в которую надо погрузиться, проникнуться атмосферой и одновременно драгоценный, благоухающий, скрытый от постороннего взора предмет, который нужно раскрыть, как раскрывают цветы. То есть, если имя - это знак, то знак объемный, всегда наполненный смыслом. Смысловые единицы вытекают из традиции, из культуры. Так, Парма указывает не на город в Эмили, расположенный на По, основанный этрусками и населенный 138 000 жителями; истинное значение этих двух слогов состоит из двух смысловых единиц 'стендалевского покоя и отблеска фиалок'. Другие смысловые единицы-образы индивидуальны и связаны с памятью. Смысловые единицы Бальбека Из произведения «Сент-Бев' Марселя Пруста. - это два слова, сказанные однажды Марселю, одно - Ленгранденом ('место бури, на краю земли'), другое - Сваном ('церковь Бальбека - нормандской готики, наполовину в романском стиле'). Следовательно, имя это всегда имеет два параллельных смысла: 'Готическая архитектура' и 'Буря на море'.

Следовательно, имя имеет свой семантический спектр, изменяющийся во времени. Человек по ассоциации может дополнять этот спектр новыми значениями или изымать из него старые, что происходит и с языком в его развитии во времени. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. Например, в русском языке четверть активного словарного запаса (около 2000 слов) унаследована от праславянской эпохи. Только одна десятая унаследованных слов относится к духовной жизни человека. Подавляющая часть праславянских слов обозначает явления внешнего мира, материальной жизни человека.

Имя можно 'расширить', его семантическую структуру можно наполнить бесконечным числом значений. Именно потому, что имени собственному свойственно бесконечное богатство расширения смысла, можно сказать, что с поэтической точки зрения все 'поиски' родились из нескольких имен. Здесь возникает одна из важнейших проблем - мотивировка знака. Мотивировки первого плана основаны на символической фонетике, связанной с чувственным восприятием. Но встречаются и иные типы мотивировки, имеющие значения для создания неологизмов. Так, когда писатель придумывает имя собственное, ему необходимо в известном смысле 'скопировать' вещь, а поскольку это, очевидно, невозможно, хотя бы 'смоделировать' тот способ, которым сам язык уже создал некоторые из своих имен.

Итак, знать имя вещи - значит быть в состоянии и разуме приближаться к ней или удаляться от нее. Знать имя - значит уметь пользоваться вещью в том или другом смысле. Знать имя вещи - значит быть в состоянии общаться и других приводить в общение с вещью. Ибо имя и есть сама вещь в аспекте своей общительности со всем прочим См.: Доброхотов А.Л. Мир как имя // Логос. 1996. №7.С. 50. .

имя культура семантический знак

Заключение

В слове и имени - встреча всех возможных и мысленных пластов бытия и еще не было дано достойного анализа имени, хотя уже во многом и установлены соответствующие методы и найдены некоторые формулировки.

В имени - сосредоточение всяких физиологических, психических, логических, диалектических сфер. В лаконичной, сжатой форме имя может выразить, обозначить очень широкое, много вмещающее понятие.

Имя предмета - арена встречи воспринимающего и воспринимаемого, познающего и познаваемого. В имени - какое-то интимное единство приводящее к совместной жизни их в одном цельном, уже не просто ' субъективном' или просто ' объективном' сознании.

Имя предмета есть цельный организм его жизни в иной жизни, когда последняя общается с жизнью этого предмета и стремиться перевоплотиться в нее и стать ею. Без слова и имени человек вечный узник самого себя, но существует и принципиально антисоциален, необщителен и, следовательно, также неиндивидуален, не сущий, он - чисто животный организм.

Список использованной литературы

1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1975.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

3. Бореев В.Ю. Культура и коммуникация. М., 1992.

4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М., 1999.

5. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск, 1997.

6. Доброхотов А.Л. Мир как имя // Логос. 1996. №7.

7. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1992.

9. Лосев А.Ф. Миф - развернутое магическое имя // Миф. Число. Сущность. М., 1994.

10. Лотман Ю.М. Миф - имя - культура // Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. VI, Т.6.

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1973.

12. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

13. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913.

14. Успенский Б.А. О семиотике искусства. - В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru